Научная статья на тему 'Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи'

Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ / PERSONAL CHARACTERISTICS / FAMILY RELATIONS / PUNISHMENTS OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чумаков Михаил Владиславович

Рассматриваются взаимосвязи между личностными особенностями супругов и некоторыми параметрами семейных отношений, такими как различные способы наказания детей в семье, толерантность к поведению ребенка, стресс в семейной жизни, удовлетворенность супругов браком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чумаков Михаил Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE SPOUSES AND MODERN FAMILY'S PSYCOLOGICAL CHARACTERISTICS

The article presents data about the interrelation between some aspects of family relations and parents personality characteristics. 180 people with children under the age of 16 participated in research. The research methods used are M.Perrezs questionnaire on punishing behavior in education and M.Chumakovs persons will characteristics test. The connection of personal characteristics of parents with desirable methods of punishment has been worked out. It is also connected with tolerance to the childrens behaviour, with the stress in the family and satisfaction with different aspects of family life.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи»

нять нравственно-психологические особенности их поведения, но и предвидеть развитие их взаимоотношений в будущей семье. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Результаты, полученные в процессе исследования, можно использовать в работе специалистов различных сфер, занимающихся вопросами семьи и брака. Это в частности оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа и жены с родственниками, решение текущих внутрисемейных проблем.

Список литературы

1. Головин С.Ю.Словарь практического психолога.- Минск:

Харвест, 1998 - 409 с.

2. Силяева Е.Г., Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др.

Психология семейных отношений с. основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.Г. Силяевой. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.

3. http://psyznaiyka .net/vie w-

predsta vlenie. html?id=predsta vleniya-pamati-i-voobrageniya)

УДК 159.9.072. М.В. Чумаков

Курганский государственный университет

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Аннотация. Рассматриваются взаимосвязи между личностными особенностями супругов и некоторыми параметрами семейных отношений, такими, как различные способы наказания детей в семье, толерантность к поведению ребенка, стресс в семейной жизни, удовлетворенность супругов браком.

Ключевые слова: личностные особенности, семейные отношения, наказания детей.

M.V. Chumakov Kurgan State University

PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE SPOUSES AND MODERN FAMILY'S PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Annotation. The article presents data about the interrelation between some aspects of family relations and parents' personality characteristics, e.g. different ways of

children's punishment in a family, tolerance to a child's behavior, and stress in a family life, married couple satisfaction.

Key words: personal characteristics, family relations, children's punishment.

ВВЕДЕНИЕ

Семья является важнейшей составляющей современного общества. Не случайно в последние годы увеличивается число исследований в области психологии семьи. Общая и социальная психология рассматривают системные особенности семьи, динамику семейных отношений, эго-идентичность и семейные отношения (Г.М.Анлдреева, В.Н. Дружинин, А.В. Петровский, Л.А. Петровская, М.Перре, Е.Л. Солдатова, В.Д.Шадриков и др.). В возрастной и педагогической психологии систематически изучаются проблемы детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, РВ. Овчарова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).

В данной статье приводятся результаты исследования взаимосвязей личностных особенностей родителей и параметров семейных отношений, таких, как удовлетворенность браком, эмоции супругов, толерантность к поведенческим проявлениям детей, предпочитаемые способы наказания, частота физических наказаний и др. Кроме того, исследуются некоторые особенности детского поведения. В целом, наше исследование направлено на поиск закономерностей в триаде, состоящей из таких компонентов, как личностные особенности супругов, семейные отношения и детское поведение. В настоящее время достаточно мало эмпирических фактов, связывающих волевую регуляцию, практику наказаний и эмоциональную регуляцию семейных отношений. Наибольшее внимание в работе уделяется частоте использования родителями тех или иных практик наказания по отношению к детям в различных ситуациях детско-родительких отношений. Именно злоупотребление наказаниями, с нашей точки зрения, может привести к негативным последствиям в формировании личности ребенка. С другой стороны, диспропорции в системе супружеских отношений и эмоциональные стрессы приводят к тому, что родители чаще наказывают своих детей [5].

В психологии существуют различные подходы к пониманию физического наказания. В рамках нашего исследования наказание трактуется с позиций поведенческого подхода и понимается как любое использование физической силы в детско-родительс-ких отношениях [3].

Гипотезы и методики исследования

Мы предположили, что личностные особенности супругов будут влиять на психологические особенности семейных взаимоотношений. Понимая, что личностные особенности включают в себя большое количество различных черт, мы ограничили круг исследования теми чертами, которые традиционно относятся к разряду волевых характеристик личности. Психологические особенности семьи в рамках на-

шего подхода включают такие параметры, как удовлетворенность супругов семейной жизнью, эмоциональный стресс, частота применения различных наказаний по отношению к детям, частота наказаний, которые применялись к самим родителям в их детские годы. Кроме того, нами исследовались взаимосвязи личностных особенностей родителей с некоторыми поведенческими особенностями детей. Частные гипотезы исследования таковы:

1. Супруги, у которых более выражены волевые качества личности, более удовлетворены семейными отношениями и менее склонны переживать эмоциональный стресс.

2. Выраженность волевых качеств у супругов влияет на выбор стратегии наказания детей. В целом такие родители реже применяют физические наказания.

3. Стратегия наказаний детей в семье зависит от того, какие наказания применяли к самим родителям в их детские годы.

4. Развитие волевых качеств родителей способствует развитию соответствующих качеств детей.

Для изучения взаимосвязи психологических характеристик семьи и личностных особенностей использовалась батарея тестов М.Перре. Нами был осуществлен перевод тестов, апробация на русскоязычной выборке и проверка некоторых тестометрических параметров (Альфа Кронбаха, конструктная валидность и др.).

Субтесты тестовой батареи:

I.Опросник частоты применения родителями наказаний (Deneker, Perrez, Ewert, Moggi).

2. Опросник частоты применения родителями физических наказаний (Deneker, Perrez, Ewert, Moggi).

3.Шкала социальной желательности ответов SDS-CM (Crown, Marlow).

4.Шкала подавленности родителей из- за семейных обязанностей (Perrez).

5. Шкала толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка (Perrez).

6.Шкала времени, прошедшего с момента последнего серьезного физического наказания (Perrez).

7.Шкала причин физических наказаний (Perrez).

8. Шкала атрибутивных и защитных реакций родителей после применения наказания (Perrez).

9.Шкала физических наказаний, которые применялись к самим родителям в их детские годы.

10. Шкала измерения стресса в повседневной жизни, разработанная Perrez, Schoebi, Wilhelm.

II. Шкала измерения эмоционального стресса, разработанная Perrez, Schoebi, Wilhelm.

12. Шкала измерения представлений об эмоциональном стрессе партнера по браку, разработанная Perrez, Schoebi, Wilhelm.

13. Шкала удовлетворенности различными сферами семейной жизни (Perrez).

14. Шкала поведенческих проявлений ребенка (Perrez).

Для исследования параметров эмоционально-волевой регуляции деятельности родителей использовался опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) [1].

Испытуемые исследуемой выборки состояли из семей города Кургана и Курганской области. Объем выборки составил 180 человек - родителей детей до 16 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Таблица 1

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств личности и параметров удовлетворенности супругов различными сферами семейной жизни

L.3.1 L.3.2 L.3.3 L.3.4 L.3.5

Отв. 0,15* 0,26** 0,21** 0,21** 0,19**

Ин. 0,16* 0,16* 0,20**

Реш. 0,16* 0,26** 0,23** 0,18* 0,20**

Сам.

Выд. 0,17* 0,24** 0,20** 0,25** 0,28**

Наст. .18*

Эн. 0,21** 0,27** 0,24** 0,24** 0,26**

Вним. 0,21** 0,27** 0,24** 0,23** 0,25**

Цел. 0,21** 0,23** 0,18* 0,21** 0,21**

Об.б. 0,21** 0,32** 0,26** 0,24**

Примечания:

п-180; * - р< 0,01; ** - р< 0,001;

Отв. - показатель ответственности по методике ВКЛ;

Ин. - показатель инициативности по методике ВКЛ;

Реш. - показатель решительности по методике ВКЛ;

Сам. - показатель самостоятельности по методике ВКЛ;

Выд. - показатель выдержки по методике ВКЛ;

Наст. - показатель настойчивости по методике ВКЛ;

Эн. - показатель энергичности по методике ВКЛ;

Вним. - показатель внимательности по методике ВКЛ;

Цел. - показатель целеустремленности по методике ВКЛ;

Об.б. - общий балл по методике ВКЛ;

L.3.1. - удовлетворенность супругов способностью семьи контролировать стрессовые ситуации;

L.3.2 - удовлетворенность супругов распределением обязанностей в семье;

L.3.3 - удовлетворенность супругов тем, каким образом обсуждаются проблемы и принимаются решения в семье;

L.3.4 - удовлетворенность супругов тем, как члены семьи заботятся друг о друге;

L.3.5 - удовлетворенность супругов климатом, атмосферой, которая обычно царит в семье.

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств

личности и эмоционального состояния супругов

L.4.1 L.4.2 L.4.3 L.4.4 L.4.5 L.4.6 L.4.7

Отв. -0,20** 0,16*

Ин. -0,38** 0,30** 0,20** -0,19**

Реш. -0,40** -0,19** 027** 0,18*

Сам. -0,23** -0,23**

Выд. -0,35** -0,18* 0,32** 0,29** -0,23**

Наст. -0,28** 0,17* -0,16*

Эн. -0,47** -0,16* 0,44** 0,31** -0,21**

Вним. -0,28** 0,19* -0,16*

Цел. -0,29** 0,25** 0,28**

Об.б. -0,47** -0,19** 0,34** 0,25** -0,21**

Примечания:

n-180; * - p< 0,01; ** - p< 0,001; L.4.1 - частота переживания супругами печали, подавленности;

L.4.2 - частота переживания супругами тревожности, беспокойства;

L.4.3 - частота переживания супругами радости, счастья;

L.4.4 - частота переживания супругами вины, ответственности;

L.4.5 - частота переживания супругами гордости, удовлетворенности собой;

L.4.6 - частота переживания супругами смущения, сконфуженности;

L.4.7 - частота переживания супругами досады, неудовлетворенности;

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств личности и частоты использования различных практик наказания в 8-ми ситуациях семейной жизни

Примечания:

п -180; * - р< 0,01; ** - р< 0,001; 1 - 10 - частота употребления различных практик наказания по отношению к ребенку;

1 - «Я ему запретил бы смотреть телевизор в течение некоторого времени»;

2 -«Я ему дал бы ясно понять, что он меня огорчил»;

3 - «Без долгих разговоров я ему дал бы оплеуху»;

4 - «Я его поставил бы в угол на некоторое время и не обращал бы на него никакого внимания»;

5 - «Я сократил бы ему карманные деньги»;

6 - «Я бы его отшлепал»;

7 - «Я бы ему сказал, что в следующий раз он получит строгое наказание»;

8 - «Я потребовал бы должным образом извиниться»;

9 - «Я его лишил бы чего-либо, что он хочет и в обычное время я ему разрешаю (экскурсия, игрушка и т.д.)»;

10 - «Я ему запретил бы идти играть со своими друзьями после обеда».

В скобках после значения коэффициента корреляции указаны номера ситуаций, в которых наблюдалось применение вышеназванных практик наказания.

Таблица 4

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств личности родителей и частоты использования ими физических наказаний

9.2 9.4 9.5 9.8 9.9 9.11 9.12 9.13

Вк. -0,17* -0,11 -0,12 -0,14 -0,18* -0,20**

Эн. -0,14* -0,12

Вн. -0,26**

Цел. -0,17*

Примечание:

п -180; * - р< 0.01; ** - р< 0.001;

9.2- отправлять ребенка в кровать или его комнату;

9.4- задать порку (рукой);

9.5- отшлепать;

9.8 - давать оплеуху;

9.9 - лишать десерта;

9.11 - брать какой - либо предмет, чтобы стукнуть ребенка;

9.12 - грозить строгим наказанием; 9.13 - другое наказание.

Таблица 5

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств личности, подавленности родителей и их раздражения по поводу различных поведенческих проявлений ребенка

11 12.1 12.4 12.6 12.14

Огв. -0,16*

Ин. -0,19** -0,25**

Реш. -0,17*

Сам. -0,17* -0,15*

Выд. -0,18*

Насг. -0,16*

Эн. -0,26**

Вн. -0,16*

Цел. -0,21** -0,19**

Об.б. -0,20** -0,19**

Примечания:

п -180; * - р< 0,01; ** - р< 0,001;

11- чувство подавленности из-за обязанностей в отношении воспитания детей или из-за ситуации в личной жизни в целом;

12.1 - выраженность раздражения родителей по поводу того, что ребенок не слушается;

12.4 - выраженность раздражения родителей по поводу того, что ребенок устраивает беспорядок;

12.6 - выраженность раздражения родителей по поводу того, что ребенок недостаточно пунктуален;

Огв. -0,19**(1) -0,17* (2) -0,15* (5) -0,24**(7) -0,21**(8)

Ин.

Реш. 0,15*(6)

Сам. -0,17* (1) 0,18* (3)

Выд. -0,16* (1) -0,20**(4) -0,23**(5)

Насг.

Эн. 0,17*(6) -0,24**(1) -0,16* (4) -0,20**(5) 0,16* (1) 0,17* (6)

Вним. -0,18* (1) -0,15* (7) 0,15* (1) 0,15* (2) 0,16* (3) 0,19**(8)

Цел. -0,20**(1) -0,23**(3) -0,27**(4) -0,17* (5) -.18* (7) 0,15* (2) -0,17* (5)

Об.б. -0,22**(1) -0,18* (4) -0,20**(5) -0,15* (7)

Огв. -0,15* (2) -0,19**(4) -0,15* (2) -0,15* (5)

Ин. 0,17* (1) 0,15* (6) 0,15* (7) -0,22**(1)

Реш. 0,18* (6)

Сам. 0,21**(8) 0,16*(6)

Выд. 0,17* (7) 0,18* (1) 0,15* (6)

Насг.

Эн. 0,15* (1) 0,15* (6' 0,17* (6) -0,19* (1) -0,5* (5) 0,16* (6)

Вним. 0,15* (4) -0,15* (7) 0,16* (6)

Цел. 0,16* (5) -0,25**(1) -0,21 **(3) -0,28**(4) -0,23**(7) -0,16* (3) 0,15* (6)

Об.б. -0,19**(1) -0,16* (4)

12.14 - выраженность раздражения родителей по поводу того, что ребенок просыпается ночью.

Кроме данных о влиянии эмоционально-волевой регуляции у супругов на параметры семейных отношений, мы проанализировали ее прямое влияние на поведение детей. Результаты представлены в таблице.

Таблица 6

Значения коэффициентов корреляции волевых качеств личности и особенностей поведения ребенка в семье (по наблюдению родителей)

О 1.7. О 1.9. О 1.11. О 1 16 О 1.21 О 1.24

Отв. 0,18* 0,24** 0,18*

Ин. 0,24**

Реш. -0,22**

Сам.

Выд. 0,22**

Наст.

Эн. -0,17* 0,20** 0,21** 0,18* 0,22** -0,20**

Вн. 0,18* 0,20** 0,18* -0,24**

Цел. 0,15* 0,30** -0,16*

Об.б. -0,17* 0,18* 0,17* 0,17* 0,16* -0,20**

Примечания:

п -180; * - р< 0,01; ** - р< 0,001; О 1.7 - ребенок часто подавлен, печален; О 1.9 - у ребенка есть друг, с которым он играет с особенным удовольствием;

О 1. 11 - ребенок уважаем другими детьми; О 1. 16 - ребенок думает, прежде чем действовать; О 1. 21 - ребенок активен, заинтересован, любознателен;

О 1. 24 - ребенок заторможен.

Таблица 7

Корреляции наказаний, применяемых к испытуемым в их родительской семье, и наказаний, которые они применяют к своим детям

1 2 3 4 5 6

1.1 0,35** 0,10*

1.2 0,36** 0,16**

1.3 0,11* 0,35** 0,15** 0,14**

1.4 0,22** 0,31** 0,20** 0,12**

1.5 0,12* 0,20** 0,27** 0,30** 0,17**

1.6 0,18** 0,28*

1.7 0,24** 0,14** 0,11* 0,20**

1.8 0,11* 0,23** 0,16** 0,14**

1.9 0,14** 0,18*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.10 0,19** 0,13** 0,10* 0,15**

1.11 0,10* 0,14*; 0,14** 0,14** 0,12*

1.12 0,14**

7 8 9 10 11 12

1.1 0,10*

1.2 0,16* 0,17** 0,16** 0,17** 0,14** 0,13**

1.3 0,16** 0,13** 0,25* 0,20**

1.4 0,12* 0,20** 0,11* 0,23* 0,16**

1.5 0,15* 0,23** 0,20** 0,17**

1.6 0,21** 0,10* 0,10*

1.7 0,29** 0,10* 0,16**

1.8 0,10* 0,32** 0,11* 0,21** 0,17**

1.9 0,10* 0,11* 0,43** 0,24** 0,16**

1.10 0,11* 0,15** 0,28** 0,36** 0,26**

1.11 0,20** 0,20** 0,24** 0,32** 0,10*

1.12 0,39**

Примечания:

1. Сердиться на ребенка. 2. Отправлять ребенка в

кровать или в комнату. 3. Трепать за волосы. 4.Зада-вать порку( рукой). 5. Отшлепать. б.Запрещать смотреть телевизор. 7. Временно запрещать выходить из дома. 8. Давать оплеуху. 9. Лишать десерта. Ю.Отправлять ребенка в кровать, лишив его ужина. 11.Брать какой-либо предмет, чтобы стукнуть ребенка. 12.Грозить строгим наказанием.

Нумерация 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. обозначает те же наказания, но применявшиеся к самим взрослым в их родительской семье.

р< 0,05 ** р< 0,01

При анализе полученных данных мы опирались на тенденции, которые подтверждаются группой корреляционных связей, а не отдельной корреляцией. Кроме того, для нас важно, что выявленные тенденции не противоречат данным, которые получены в предыдущих исследованиях [1 ;3;4;5]. Одна из таких тенденций состоит в том, что испытуемые с такими чертами личности, как ответственность, инициативность, решительность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность и целеустремленность в целом более удовлетворены семейной жизнью. Положительные корреляции выявлены со всеми сферами семейной жизни, затронутыми в исследовании. Не связан с удовлетворенностью семейной жизнью такой показатель по методике ВКЛ, как самостоятельность, что не нарушает, с нашей точки зрения, выявленной тенденции. В отношении эмоций, отражающих в своей совокупности показатели эмоционального стресса, можно довольно уверенно констатировать, что супруги с выраженными качествами личности, измеряемыми методикой ВКЛ, не склонны к переживанию печали, подавленности и чаще испытывают радость. Менее явно, но все же отчетливо проявилась тенденция таких испытуемых переживать гордость, удовлетворенность собой и не испытывать чувство неудовлетворенности. В отношении эмоций вины и смущения корреляций не обнаружено, что может объясняться большей трудностью идентификации этих эмоций. Данные, относящиеся к удовлетворенности и неудовлетворенности, согласуются с предыдущими результатами, касающимися удовлетворенности различными сферами семейной жизни, а также с показателем подавленности супругов из-за семейных обязанностей (показатель 11). Как показали наши предыдущие исследования, испытуемые с высоким баллом по методике ВКЛ чаще приписывают супругу переживание радости, что может быть как отражением реальной ситуации, так и проекцией собственных переживаний. Как видно из приведенных данных, в отношении тех показателей батареи тестов М.Перре, которые касаются эмоциональных аспектов, шкалы методики ВКЛ дают довольно согласованные результаты. Этот вывод интересен в отношении шкалы ответственности, которая в содержательном плане несколько отличается от остальных шкал. Данные подтверждают наши выводы о том, что шкала ВКЛ диагностирует особенности личности, которые относятся к категории эмоционально-волевых. В нашем исследовании фиксировались различные виды на-

казаний, применяемых родителями в отношении своих детей. Как мы и предполагали, личностные особенности супругов, рассматриваемые в нашем исследовании, различным образом связаны с практиками наказания в зависимости от содержания этих практик. Выявлена тенденция испытуемых с высоким баллом по ВКЛ реже физически наказывать своих детей. Эта тенденция проявляется и в субтесте, в основном посвященном физическим наказаниям, и в показателе 6 первых 8 субтестов батареи. Испытуемые с высокими баллами по методике ВКЛ склонны корректировать поведение детей путем демонстрации им своих собственных эмоций, связанных с ситуацией. Не зависимо от обстоятельств, которые спровоцировали необходимость вмешательства в поведение ребенка, эта тенденция проявилась довольно отчетливо, так же, как и просьба, чтобы ребенок извинился. С нашей точки зрения, родители, показывающие высокие баллы по методике ВКЛ, не столько вообще отказываются от наказаний своих детей, сколько выбирают наиболее оптимальную стратегию наказания. Они не избегают вмешательства в поведение ребенка, когда ситуация это предполагает, но делают это тактично и стремятся показать ребенку воздействие его поведения на эмоции других людей и учат его смягчать последствия негативного поведения извинениями. Иными словами, такие родители не стремятся просто блокировать поведение ребенка и заставить его переживать негативные эмоции, а учат детей понимать последствия своих действий для других и корректировать их. Кроме того, родители с высокими показателями по методике ВКЛ более толерантны к поведению своих детей. Как и предполагалось, такая позиция оказывает положительное влияние на поведение ребенка. В итоге дети таких родителей обладают более высоким самоконтролем, более активны, менее подавлены.

Интересен факт взаимосвязи наказаний, которые родители применяют к своим детям, и наказаний, которые применялись к ним в их детские годы. Таким образом, личностные особенности супругов определяют ряд характеристик семейного взаимодействия. Опосредуясь параметрами семейного взаимодействия, личностные особенности супругов влияют на параметры поведения и личностные особенности детей. Активные, эмоционально уравновешенные, социально ответственные родители продуцируют позитивный эмоциональный микроклимат в семье, выбирают оптимальную тактику наказаний и стимулируют развитие позитивных личностных особенностей у детей. Вероятно, действует и обратная тенденция. Чем более оптимальны личностные и поведенческие характеристики детей, тем благоприятнее микроклимат в семье. Этим подкрепляется баланс в системе детско-родительских и супружеских взаимоотношений. С нашей точки зрения, центральным звеном этого баланса являются личностные особенности супругов.

Основные результаты исследования можно обобщить следующим образом:

1. Супруги, у которых в большей степени развиты волевые качества личности, более удовлетворены различными сферами семейной жизни.

2. Супруги с выраженными волевыми качествами не склонны к переживанию печали, подавленности, тревожности. Они более удовлетворены собой и чаще испытывают счастье и радость.

3. Супруги с выраженными волевыми качествами обнаруживают тенденцию чаще приписывать своему партнеру по браку переживание эмоций радости.

4. Супруги с выраженными волевыми качествами склонны в большей степени применять такие способы наказания как демонстрация ребенку своего огорчения и требование извинений, чем физические наказания.

5. Выраженность волевых качеств родителей коррелирует с некоторыми особенностями поведения ребенка. Дети таких родителей не склонны переживать подавленность, более активны, лучше контролируют себя.

6. Выявлена тенденция родителей чаще применять к детям те наказания, которые применялись к ним самим в детские годы.

Список литературы

1. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей

личности // Вопр.психол.-2006.-№1.-С.169-178.

2. Perrez M., Plancherel B, Morval M. (1994) Family stress - a

new approach. Communication au 2e congrns international de psychologie de la famille. Universitü de Padoue. 14 juillet (pp. 91-98).

3. Perrez M., Ewert U, Moggi F., Plancherel B. (2000). La

punition des enfant. In J.-P. Pourtois (Ed.) Blessure d'enfant.La maltraitance: theorie, pratique et intervention (p. 147-161). Bruxells: De Boeck Universite.

4. Chumakov M. Person's will characteristics and family -

psychological particularities. The European Society on Family relations (ESFR) Abstracts of the ESFR International Congress. University of Fribourg. Switzerland. 30.9.- 2.10.2004. P.137.

5. Chumakov M., Schoebi D., Plancherel B., Perrez M. La

punition corporelle des enfants en Suisse et en Russie // La revue internationale de l'education familial № 19, 2006. C. 53 - 75.

УДК 159.9:37.015. М.В. Воробьева

Курганский государственный университет

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье представлены материалы эмпирического исследования сформированности коммуникативных качеств личности студентов, обучающихся по специальности «Психология». Приводятся результаты сравнительного анализа характера сформированности коммуникативных качеств личности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.