Научная статья на тему 'Транскультуральное экспериментально^ психологическое исследование влияния родителей на поведение и состояние здоровья детей дошкольного возраста'

Транскультуральное экспериментально^ психологическое исследование влияния родителей на поведение и состояние здоровья детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абабков В. А., Перре М., Шёби Д.

Material: working parents having children of pre-school age: 60 couples from St.Petersburg (Russia) and 203 couples from Fribourg (Switzerland). Instrument: a questionnaire, specially developed by a group of experts. The parents answered the questions concerning their satisfaction with jobs, marital relationships, emotional problems of the child, child's problem (externalized) behavior, somatization (somatic disorders), adhering to family values, individualism, traditionalism, modernism and social support. The investigators compared their answers and analyzed them in search of correlations. The results point to significant differences associated with the sex and place of residence of the parents, their sociopsychological and cultural characteristics, and family values that influenced children's behaviors and health. The authors consider specific individualized interactions between these parameters. These data can be taken into account while choosing the most appropriate form and method for familial stress prevention, correction of children's behaviors and improving their health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSCULTURAL EXPERIMENTAL PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION OF PARENTAL INFLUENCE ON PRE-SCHOOL CHILDREN'S BEHAVIOR AND HEALTH

Material: working parents having children of pre-school age: 60 couples from St.Petersburg (Russia) and 203 couples from Fribourg (Switzerland). Instrument: a questionnaire, specially developed by a group of experts. The parents answered the questions concerning their satisfaction with jobs, marital relationships, emotional problems of the child, child's problem (externalized) behavior, somatization (somatic disorders), adhering to family values, individualism, traditionalism, modernism and social support. The investigators compared their answers and analyzed them in search of correlations. The results point to significant differences associated with the sex and place of residence of the parents, their sociopsychological and cultural characteristics, and family values that influenced children's behaviors and health. The authors consider specific individualized interactions between these parameters. These data can be taken into account while choosing the most appropriate form and method for familial stress prevention, correction of children's behaviors and improving their health.

Текст научной работы на тему «Транскультуральное экспериментально^ психологическое исследование влияния родителей на поведение и состояние здоровья детей дошкольного возраста»

УДК 616.89-008-053

ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В. А. Абабков, М. Перре, Д. Шёби

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, университет г.Фрибурга (Швейцария)

Характерными социально-демографическими проблемами современных экономически развитых стран являются малое число детей в семьях, сложности их родительского воспитания, трудности в совмещении семейных и профессиональных обязанностей родителями. Работающие родители, имеющие детей дошкольного возраста, обычно испытывают наибольшие сложности, которые нередко приводят к различным нервно-психическим расстройствам и семейным проблемам. Изучение социально-психологических, культурных взаимовлияний и взаимоотношений членов семьи, значения разных форм их поведения, внешних и внутренних ресурсов, способствует не только совершенствованию социальной и медико-психологической помощи таким семьям, но и решению профилактических задач.

Исследование планировалось и проводилось с 2002 по 2006 годы. В нем приняли участие работающие родители, которые имели детей дошкольного возраста от двух до шести лет. Целью работы явилось сравнительное транскультуральное экспериментально-психологическое исследование влияния родителей на поведение и состояние здоровья их детей. В данном фрагменте исследования отражено участие 60 семейных пар г.Санкт-Петербур-га (Россия) и 203 пар г.Фрибурга (Швейцария). Основные социально-демографические характеристики родителей (за исключением среднего уровня заработной платы) существенно не различались. Результаты для настоящей статьи получены при однократном обследовании с помощью специально разработанного опросника, созданного большой группой экспертов, клинических психологов из различных университетов Западной Европы (включая проф. М.Перре) на основе объединения сокращенных вариантов стандартизированных опросников (2-15), в том числе применяемых в нашей стране (-8СЬ-90). Для использования в России опросник подвергался переводу, адаптации и репереводу. Регистрировались социально-демографические показатели, профессиональная деятельность, партнер-

ские отношения, распределение семейных задач, отношение к ребенку, внешние и внутренние ресурсы, жизненные установки, личные свойства, оценка здоровья, самочувствие. Концептуальная организация исследования указана на рис. 1. Более подробное содержание опросника не приводится из-за ограничения объема статьи. Математико-статистическая обработка материала осуществлялась с помощью компьютерной программы 8Р88 12.0.

Сравнительная оценка по шкалам (общим параметрам) после специальной обработки первичных результатов опроса родителей. Для отражения возможностей более широкого контекста анализа вначале приводится большее количество параметров, по сравнению с используемыми, для решения задач данной статьи (их названия с достаточной точностью отражают содержание). Для семейных пар г.Фрибурга (Швейцария), в отличие от г.Санкт-Петербурга (Россия), характерно следующее: удовлетворенность работой (р=0,0001); стресс на работе (р=0,001); частота конфликтов в партнерстве (р=0,0001); конструктивное решение партнерских проблем (р=0,0001); ограничения родительской роли в семейных отношениях (р=0,0001); модернизм (р=0,003); нейротизм (р=0,0001); социальная поддержка (р= =0,002); психологическая нагрузка (р= 0,031).

Родителям из г.Санкт-Петербурга более свойственно: вербальная агрессивность в партнерских отношениях (р=0,001); эмоциональные проблемы ребенка (р=0,002); проблемное (экстернализован-ное) поведение ребенка (р=0,001); проблемы ребенка в отношениях со сверстниками (р=0,0001); нормативные полоролевые отношения (р=0,0001); (фами-лиаризм) приверженность семейным ценностям (р=0,0001); традиционализм (р=0,000); готовность к согласию (р=0,0001); добросовестность (р=0,012); общая самоэффективность (мастерство) (р=0,004).

Не получено достоверных различий по следующим шкалам: удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями, семейный стресс, уход от конфликтов (копинговая стратегия), просоциальное поведение

Внешние ресурсы: возможности поддержки по уходу за детьми; организация труда и удовлетворенность работой; социальная поддержка

Культурные

переменные:

полоролевая

ориентация;

семействен ность

-индивидуализм;

традиционализм-

модернизм

Распределение семейных и профессиональных обязанностей: распределение семейных задач; поддержка родственников в уходе за детьми

Переменные, связанные с взаимоотношениями: принятие решений; качество отношений; удовлетворенность отношениями; конфликты

Оценка распределения: оценка распределения семейных задач; желаемое распределение деятельности в семье; оценка поддержки родственников

Г*—*

Результаты: аспекты отношений; конфликты; удовлетворенность деятельностью; отношения родителей и детей; поведение детей

Индивидуальные переменные

Внутренние ресурсы: личностные характеристики; благополучие Когниции и эмоции: при оценке распределения задач

Рис.1. Концептуальная организация исследования

ребенка, соматизация (соматические расстройства) у ребенка, индивидуализм, экстраверсия, открытость опыту (изобретательность), физическая нагрузка.

Корреляционный анализ 10 параметров опросника, связанных с рассматриваемыми в статье вопросами, выявил следующие достоверные взаимосвязи для мужчин г.Фрибурга (табл. 1).

В табл. 1 представлены для параметров «эмоциональные проблемы ребенка» 7 положительных корреляций (ПК) и 1 отрицательная корреляция (ОК); «проблемное (экстернализованное) поведение ребенка» 10 ПК и 2 ОК; «соматизация (соматические расстройства) у ребенка» 7 ПК и 3 ОК; другие шкалы («удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями», «традиционализм», «социальная поддержка») редко, но также коррелировали с поведенческими и физическими проблемами ребенка (согласно самооценке отцов г.Фрибурга).

Корреляционный анализ аналогичных параметров опросника выявил следующие достоверные взаимосвязи для женщин г.Фрибурга (табл. 2).

В табл. 2 представлены для параметров «эмоциональные проблемы ребенка» 6 ПК и 1 ОК; «проблемное (экстернализованное) поведение ребенка» 6 ПК и 2 ОК; «соматизация (соматические расстройства) у ребенка» 5 ПК и 1 ОК; другие шкалы («модернизм», «социальная поддержка») редко, но также коррелировали с поведенческими и физическими проблемами ребенка (согласно самооценке жен г. Фрибурга).

Корреляционный анализ тех же параметров опросника выявил следующие достоверные взаимосвязи для мужчин г.Санкт-Петербурга (табл. 3).

В табл. 3 представлены для параметров «эмоциональные проблемы ребенка» 3 ПК и 2 ОК; «проблемное (экстернализованное) поведение ребенка» 2 ПК и 5 ОК; «соматизация (соматические расстройства) у ребенка» 7 ПК и 1 ОК; другие шкалы («фамилиаризм», «индивидуализм», «традиционализм») редко, но также коррелировали с поведенческими и физическими проблемами ребенка (согласно самооценке мужей из г.Санкт-Петербурга).

Корреляционный анализ аналогичных параметров опросника выявил следующие достоверные взаимосвязи для женщин г.Санкт-Петербурга (табл. 4).

В табл. 4 представлены для параметров «эмоциональные проблемы ребенка» 4 ПК и 3 ОК; «проблемное (экстернализованное) поведение ребенка» 5 ПК и 4 ОК; «соматизация (соматические расстройства) у ребенка» 2 ПК и 1 ОК; другие шкалы («удовлетворенность работой», «фамилиаризм», «индивидуализм», «традиционализм») редко, но также коррелировали с поведенческими и физическими проблемами ребенка (согласно самооценке жен из г.Санкт-Петербурга).

Обсуждение

Приведенные результаты исследования указывают на существенные различия, связанные с поло-

Шкалы (параметры) Положительные корреляции Отрицательные корреляции

Удовлетворенность работой Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,207**); конструктивное решение партнерских проблем (г=0,138*); готовность к согласию (г=0,148*); добросовестность (г=0,203**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,208**); социальная поддержка (г = 0,263**). Стресс на работе (г=-0,229**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,161*); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,156*); чрезмерная реакция на стресс в семейной ситуации (г=-0,157*); семейный стресс (г=-0,141 *); физическая нагрузка (г=-0,2**); психологическая нагрузка (г=-0,274**).

Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями Удовлетворенность работой (г=0,207**); конструктивное решение партнерских проблем (г=0,432**); готовность к согласию (г=0,32**); добросовестность (г=0,175*); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,152*); социальная поддержка (г=0,349**). Стресс на работе (г=-0,184**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,611**); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,356**); уход от конфликтов с партнером (г=-0,318**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,308**); семейный стресс (г=-0,423**); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=-0,209**); физическая нагрузка (г=-0,183**); психологическая нагрузка (г=-0,305**).

Эмоциональные проблемы ребенка Уход от конфликтов с партнером (г=0,141 *); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,161*); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,291**); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,166*); традиционализм (г=0,154*); физическая нагрузка (г=0,148*); психологическая нагрузка (г=0,155*). Экстраверсия (г=-0,225**).

Проблемное (экстернализован-ное)поведение ребенка Частота конфликтов в партнерстве (г=0,164*); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=0,202**); уход от конфликтов с партнером (г=0,163*); ограничения родительской роли в семейных отноше-ниях(г=0,292**); семейный стресс (г=0,379**); эмоциональные проблемы ребенка (г=0,291 **); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,239**); нейротизм (г=0,197**); физическая нагрузка (г=0,181*); психологическая нагрузка (г=0,279**). Просоциальное поведение ребенка (г=-0,218**); социальная поддержка (г=-0,15*).

Соматизация (соматические расстройства) у ребенка Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,268**); семейный стресс (г=0,219**); эмоциональные проблемы ребенка (г=0,166*); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,239**); традиционализм (г=0,156*); физическая нагрузка (г=0,141*); психологическая нагрузка (г=0,149*). Экстраверсия (г=-0,18*); открытость опыту (изобретательность) (г=-0,146*); социальная поддержка (г=-0,159*).

Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) Нормативные полоролевые отношения (г=0,359**); традиционализм (г=0,458**). Индивидуализм (г=-0,302**).

Индивидуализм Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,173*). Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=-0,302**); традиционализм (г=-0,19*).

Традиционализм Эмоциональные проблемы ребенка (г=0,154*); сомати-заци я (соматические расстройства) у ребенка (г=0,156*); нормативные полоролевые отношения (г=0,372**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=0,458**); готовность к согласию (г=0,211**); добросовестность (г=0,343**); нейротизм (г=0,288**). Индивидуализм (г=-0,19**).

Модернизм Просоциальное поведение ребенка (г=0,229**); экстраверсия (г=0,349**); готовность к согласию (г=0,308**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,468**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,298**); социальная поддержка(г=0,17*). Нормативные полоролевые отношения (г=-0,15*).

Социальная поддержка Удовлетворенность работой (г=0,263**); удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,349**); конструктивное решение партнерских проблем (г=0,256**); модернизм (г=0,17*); экстраверсия (г=0,253**); готовность к согласию (г=0,205**). Стресс на работе (г=-0,144*); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,251 **); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,217**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,162*); семейный стресс (г=-0,2**); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=-0,15*); проблемы ребенка в отношениях со сверстниками (г=-0,149*); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=-0,159*); психологическая нагрузка (г=-0,193**).

Шкалы (параметры) Положительные корреляции Отрицательные корреляции

Удовлетворенность работой Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,211**); готовность к согласию (г=0,166*); общая самоэффективность (мастерство) (г = 0,243**). Стресс на работе (г=-0,303**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,219**); нейротизм (г=- 0,205**); психологическая нагрузка (г=- 0,178*).

Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями Удовлетворенность работой (г=0,211**); конструктивное решение партнерских проблем (г=0,409**); готовность к согласию (г=0,182**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,154*); социальная поддержка (г=0,266**). Стресс на работе (г=-0,149*); частота конфликтов в партнерстве (г=- 0,574**); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,316**); уход от конфликтов с партнером (г=-0,261 **); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,222**); семейный стресс (г=-0,443**); нейротизм (г=-0,175*); психологическая нагрузка (г=0,254**).

Эмоциональные проблемы ребенка Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,24**); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,241**); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,263**); нейротизм (г=0,273**); физическая нагрузка (г=0,219**); психологическая нагрузка (г=0,212**). Общая самоэффективность (мастерство) (г=- 0,141*).

Проблемное (экстернализованное) поведение ребенка Частота конфликтов в партнерстве (г=0,168*); уход от конфликтов с партнером (г=0,151*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,218**); семейный стресс (г=0,282**); эмоциональные проблемы ребенка (г=0,241**); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,217**). Просоциальное поведение ребенка (г=-0,242**); социальная поддержка (г=-0,149*).

Соматизация (соматические расстройства) у ребенка Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,213**); эмоциональные проблемы ребенка (г=0,263**); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,217**); нормативные полоролевые отношения (г=0,146*); психологическая нагрузка (г=0,179*). Модернизм (г=-0,206**).

Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) Вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=0,153*); нормативные полоролевые отношения (г=0,374**); традиционализм (г=0,354**); добросовестность (г=0,280**). Модернизм (г =-0,217**).

Индивидуализм Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,146*); семейный стресс (г=0,143*). Традиционализм (г=-0,171 *).

Традиционализм Нормативные поло-ролевые отношения (г=0,255**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) -г=0,354**; готовность к согласию (г=0,265**); добросовестность (г=0,348**); нейротизм (г=0,174*). Индивидуализм (г=-0,171 *).

Модернизм Конструктивное решение партнерских проблем (г=0,148*); экстраверсия (г=0,187**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,431**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,309**); социальная поддержка (г=0,202**). Уход от конфликтов с партнером (г=-0,142*); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=-0,206**); нормативные полоролевые отношения (г=-0,237**); фамилиа-ризм (приверженность семейным ценностям) (г=-0,217**); психологическая нагрузка (г=-0,148*).

Социальная поддержка Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,266**); модернизм (г=0,202**); экстраверсия (г=0,219**); готовность к согласию (г=0,352**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,277**). Стресс на работе (г=-0,206**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,373**); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,145*); уход от конфликтов с партнером (г=-0,163*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,273**); семейный стресс (г=-0,351**); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=-0,149*); нейротизм (г=-0,147*); физическая нагрузка (г=-0,139*); психологическая нагрузка(г=-0,292**).

Шкалы (параметры) Положительные корреляции Отрицательные корреляции

Удовлетворенность работой Традиционализм (г=0,285**); добросовестность (г=0,271*). Стресс на работе (г=-0,275*).

Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями Проблемы ребенка в отношениях со сверстниками (г=0,326*); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=0,273*); социальная поддержка(г=0,304*). Частота конфликтов в партнерстве (г=-0,485**); уход от конфликтов с партнером (г=-0,36**); семейный стресс (г=-0,332**); индивидуализм (г=-0,398**).

Эмоциональные проблемы ребенка Конструктивное решение партнерских проблем (г=0,269*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,298*); соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,427**). Вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,304*); общая самоэффективность (мастерство) ( г =-0,292*).

Проблемное (экстерна-лизованное) поведение ребенка Нейротизм (г=0,339**); психологическая нагрузка (г=0,36**). Просоциальное поведение ребенка (г=-0,532**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=-0,359**); традиционализм (г=-0,471**); готовность к согласию (г=-0,297*); добросовестность (г=-0,257*).

Соматизация (соматические расстройства)у ребенка Стресс на работе (г=0,287*); частота конфликтов в партнерстве (г=0,285*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,287*); семейный стресс (г=0,379**); эмоциональные проблемы ребенка (г=0,427**); нейротизм (г=0,283*); физическая нагрузка (г=0,408**). Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=- 0,268*).

Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,273*); просоциальное поведение ребенка (г=0,255*); нормативные полоролевые отношения (г=0,308*); традиционализм (г=0,482**); модернизм (г=0,410**); экстраверсия (г=0,411 **); готовность к согласию (г=0,428**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,362**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,414**); социальная поддержка (г=0,276*). Стресс на работе (г=-0,313*); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,467**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,491**); семейный стресс (г=-0,353**); проблемное (экстернализован-ное) поведение ребенка (г=-0,359**); сома-тизация (соматические расстройства) у ребенка (г=-0,268*); индивидуализм (г=0,398**); нейротизм (г=-0,437**); физическая нагрузка (г=-0,494*); психологическая нагрузка (г=-0,386**).

Индивидуализм Частота конфликтов в партнерстве (г=0,342**); конструктивное решение партнерских проблем (г=0,273*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,364**); семейный стресс (г=0,347**). Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=-0,398**); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,298*); проблемы ребенка в отношениях со сверстниками (г=-0,325*); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=-0,398**); готовность к согласию (г=-0,303*); социальная поддержка(г=-0,586**).

Традиционализм Удовлетворенность работой (г=0,285*); просоциальное поведение ребенка (г=0,306*); нормативные полоролевые отношения (г=0,477**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=0,482**); модернизм (г=0,591**); экстраверсия (г=0,625**); готовность к согласию (г=0,536**); добросовестность (г=0,601 **); открытость опыту (изобретательность) (г=0,308*); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,565**); социальная поддержка(г=0,377**). Стресс на работе (г=-0,34**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,378**); семейный стресс (г=-0,283*); проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=-0,471**); нейротизм (г=-0,702**); психологическая нагрузка (г=-0,658**).

Модернизм Просоциальное поведение ребенка (г=0,333**); нормативные полоролевые отношения (г=0,488**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=0,410**); традиционализм (г=0,591**); экстраверсия (г=0,568**); готовность к согласию (г=0,298*); добросовестность (г=0,404**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,547**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,42**). Ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,304*); нейротизм (г=-0,258*).

Социальная поддержка Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,304*); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) - г=0,276*; традиционализм (г=0,377**); экстраверсия (г=0,37**); готовность к согласию (г=0,365**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,497**). Конструктивное решение партнерских проблем (г=-0,263*); уход от конфликтов с партнером (г=-0,388**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,382**); семейный стресс (г=-0,376**); индивидуализм (г=-0,586**); нейротизм (г=-0,37**); психологическая нагрузка(г=-0,482**).

Шкалы (параметры) Положительные корреляции Отрицательные корреляции

Удовлетворенность работой Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=0,256*); экстраверсия (г=0,36**); готовность к согласию (г=0,26*); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,311*). Стресс на работе (г=-0,438**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,307*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,26*); эмоциональные проблемы ребенка (г=-0,273*); психологическая нагруз-ка(г=-0,325*).

Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями Удовлетворенность работой (г=0,256*); открытость опыту (изобретательность) (г=0,255**). Частота конфликтов в партнерстве (г=-0,51 **); вербальная агрессивность в партнерских отношениях (г=-0,319*); семейный стресс (г=-0,391**); индивидуализм (г=-0,27*).

Эмоциональные проблемы ребенка Стресс на работе (г=0,302*); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=0,307*); нейротизм (г=0,311*); психологическая нагрузка (г=0,297*). Удовлетворенность работой (г=-0,273*); экстраверсия (г=-0,311*); общая самоэффективность (мастерство) (г=-0,342**).

Проблемное (экстерна-лизованное) поведение ребенка Соматизация (соматические расстройства) у ребенка (г=0,287*); индивидуализм (г=0,323*); нейротизм (г=0,318*); физическая нагрузка (г=0,299*); психологическая нагрузка (г=0,27**). Традиционализм (г=-0,358**); готовность к согласию (г=-0,32*); добросовестность (г=-0,462**); общая самоэффективность (мастерство) (г=-0,348**).

Соматизация (соматические расстройства)у ребенка Проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,287*); нейротизм (г=0,4**). Просоциальное поведение ребенка (г=-0,323*).

Фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) Традиционализм (г=0,667**); готовность к согласию (г=0,474**); добросовестность (г=0,477**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,286*). Частота конфликтов в партнерстве (г=-0,384**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,275*); семейный стресс (г=-0,264*); проблемы ребенка в отношениях со сверстниками (г=-0,272*); индивидуализм (г=-0,377**); нейротизм (г=-0,301*); физическая нагрузка (г=-0,361**); психологическая нагрузка(г=-0,402**).

Индивидуализм Проблемное (экстернализованное) поведение ребенка (г=0,323*); физическая нагрузка (г=0,357**). Удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями (г=-0,27*); нормативные полоролевые отношения (г=-0,339**); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=-0,377**); традиционализм (г=-0,505**); готовность к согласию (г=-0,516**); добросовестность (г=-0,383**).

Традиционализм Нормативные полоролевые отношения (г=0,322*); фамилиаризм (приверженность семейным ценностям) (г=0,667**); готовность к согласию (г=0,54**); добросовестность (г=0,72**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,348**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,493**). Частота конфликтов в партнерстве (г=-0,265*); семейный стресс (г=- 0,31*); проблемное (экстернализован-ное) поведение ребенка (г=-0,358**); индивидуализм (г=-0,505**); нейротизм (г=-0,355**); физическая нагрузка (г=-0,291*); психологическая нагрузка (г=-0,362**).

Модернизм Экстраверсия (г=0,444**); открытость опыту (изобретательность) (г=0,341**); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,39**); социальная поддержка(г=0,366**). Стресс на работе (г=- 0,272*).

Социальная поддержка Модернизм (г=0,366**); экстраверсия (г=0,273*); общая самоэффективность (мастерство) (г=0,446**). Стресс на работе (г=-0,441**); частота конфликтов в партнерстве (г=-0,484**); уход от конфликтов с партнером (г=-0,341**); ограничения родительской роли в семейных отношениях (г=-0,296*); семейный стресс (г=-0,393**); нормативные полоролевые отношения (г=-0,426**).

Примечания: * -р<0,05; ** -р<0,01.

ролевым поведением и местом проживания родителей, которые могут влиять на причины проблемного поведения и ухудшения здоровья детей. При оценке результатов следует иметь в виду, что они связаны преимущественно с когнитивной репрезентацией прошлых событий, переживаний и отношений у супругов. Часть различий может объясняться количественным неравенством обеих выборок. В связи с последним материалы относительно небольшого по численности населения г.Фрибурга (Швейцария) в большей степени являются репре-

зентативными, чем данные по г.Санкт-Петербургу (Россия). Вместе с тем, современные математикостатистические процедуры позволяют проводить достоверные сравнения неравномерных групп и выявлять определенные закономерности.

Поскольку полученные результаты существенно различаются в зависимости от поло-ролевого поведения, места проживания родителей, связанных с этим социокультурных показателей (традиционализм - приверженность традиционным социокультурным ценностям, модернизм - ориентация на

современные социокультурные ценности), личносемейных ценностей (фамилиаризм - приверженность семейным ценностям, индивидуализм - ориентация на личные, в ущерб семейным, ценности), удовлетворенности работой и партнерскими взаимоотношениями, социальной поддержки, то проблемное поведение и состояние здоровья (эмоциональные сложности, наличие соматических и психосоматических расстройств) детей связано с различным сочетанием вышеуказанных параметров у родителей. Нет ни одного параметра, корреляции которого полностью повторяются у обоих родителей, не говоря уже о разных городах. То есть предполагаются достаточно специфические, индивидуализированные взаимодействия рассматриваемых показателей. При включении большего числа параметров (такая возможность указывалась в начале данной работы) количество взаимосвязей могло увеличиться. Используемые параметры как психологические и социальные конструкты часто оказывают свое влияние лишь опосредовано (степень удовлетворенности работой и партнерскими отношениями, особенности ценностных ориентаций, наличие или отсутствие социальной поддержки связаны с нагрузками, личностными характеристиками, переживаниями родителей и,

далее, их отношением к ребенку). Является аксиомой, что эмоциональное и физическое состояние детей зависит от поведения, отношения к ним родителей. Дети могут усваивать специфические, в том числе и патологические, формы поведения родителей, например, по механизмам имитации и моделирования. Также известны разные модели влияния семейного стресса и социальной поддержки на развитие психических и соматических расстройств (1).

В заключение можно сделать общий вывод, что изучение влияния родителей на возникновение и сохранение различных расстройств у детей, требует системного подхода, а не анализа результатов отдельных психологических методик (как это часто встречается в научной литературе). Последнее обычно отражает лишь возможности этих методик, но не суть явлений. Учет приведенных данных уточняет психологические механизмы рассматриваемых расстройств у детей и может оказать позитивное воздействие на выбор оптимальных форм и методов профилактики семейного стресса, коррекцию поведенческих, психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста, что осуществляется преимущественно психотерапевтическим влиянием на их родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб.: Речь, 2004.

2. Arnald D.S. et al. The Parenting Scale: A measure for disfunctional parenting in discipline situation // Psychol. Assessment. - 1993. - Vol. 5. -P. 137-144.

3. Athenstaedt U. Normative Gender Role Attitudes: The development and validation of a new questionnaire // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. - 2000. - Vol. 21, N 1. - P. 91-104.

4. Freudenthaler H.H., Mikula G. From unfulfilled wants to the experience of injustice: Women’s sense of injustice regarding the lopsided division of household labor // Social Justice Res. - 1998. - Vol. 11. - P. 289-312.

5. Garcia F. et al. Evaluacion de la socialization familiar // Psycosoci-ologia da la Familia / G.Musitu, P.Allat (Eds.). - 1994. - P. 295-320.

6. Gerris J.R.M. et al. Parenting in Dutch families. Documentation of instruments. - Nijmegen: Institute of Family Studies, University of Nijmegen, 1993.

7. Goodman R. The Strengths and Difficulties Questionnaire: A research note // J. Child Psychol. Psychiatry. - 1997. - Vol. 38. - P. 581-586.

8. Hendrick S.S. A generic measure of relationship satisfaction // J. Marriage and the Family. - 1988. - Vol. 50, N 1. - P. 93-98.

9. Menezes I., Cosma M.E., Campos B.P. Valores de estudantes universitarios // Cadernos de consulta psycologica. - 1989. - Vol. 5. - P. 53-68.

10. Pourtois J.-P., Desmet H. L’education postmoderne. - Paris: PUF, 1977.

11. Schneewind K.A., Weiß J. Gesundheits- und Streß-Fragebogen. Unveroffentlichtes Messinstrument Munich: Institut fur Psychologie der Universitat Munich, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Schneewind K.A., Wunderer E. ”Was halt Ehen zusammen?” Materialband zum Project. - Munchen: Institut fur Psychologie der Universitat Munchen, 2001.

13. Schoebi D., Lehmann B., Perrez M. Die Situation der Familie in Dornbirn. Familienkonzept der Stadt Dornbirn. - Dornbirn: Amt der Stadt Dornbirn, 2002.

14. Schulz U., Schwarzer R. Social support and coping with illness: The Berlin Social Support Scales (BSSS) // Diagnostica. - 2003. - Vol. 49, N 2. - P. 73-82.

15. Triandis H.S. Cross-cultural studies of individualism and collectivism // Nebraska Symposium on Motivation / J.Berman (Ed.). - Lincoln University of Nebraska Press, 1989. - P. 41-133.

TRANSCULTURAL EXPERIMENTAL PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION OF PARENTAL INFLUENCE ON PRE-SCHOOL CHILDREN’S BEHAVIOR AND HEALTH V. A. Ababkov, M. Perrez, D. Schoebi

Material: working parents having children of pre-school age: 60 couples from St.Petersburg (Russia) and 203 couples from Fribourg (Switzerland).

Instrument: a questionnaire, specially developed by a group of experts. The parents answered the questions concerning their satisfaction with jobs, marital relationships, emotional problems of the child, child’s problem (externalized) behavior, somatization (somatic disorders), adhering to family values, individualism, traditionalism, modernism and social support. The investigators compared their answers and analyzed them in search of correlations.

The results point to significant differences associated with the sex and place of residence of the parents, their sociopsychological and cultural characteristics, and family values that influenced children’s behaviors and health. The authors consider specific individualized interactions between these parameters. These data can be taken into account while choosing the most appropriate form and method for familial stress prevention, correction of children’s behaviors and improving their health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.