УДК 159.923
Сапоровская Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ В СЕМЬЕ*
В статье представлена социально-психологическая позиция, в рамках которой социальная поддержка рассматривается как групповой и индивидуальный социальный капитал семьи и ее членов, способствующий эффективности их жизнедеятельности. Отмечено, что межпоколенные отношения обеспечивают семейной группе ее специфическую характеристику — вертикальную связанность. Представлены результаты серии эмпирических исследований, подтверждающие исходные теоретические позиции автора.
Ключевые слова: социальный капитал, социальная поддержка, межпоколенные отношения, групповая интеграция, социально-психологическая адаптация.
Проблематика, связанная с социальным капиталом личности и группы в совре-. менной науке является междисциплинарной. Понятие «социальный капитал» введено в научный понятийный аппарат французским социологом П. Бурдье (Вош^еш, 1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом, источником получения определенных выгод [1]. Источники этой идеи можно найти у Ток-виля, Зиммеля, Дюркгейма и М. Вебера. По Бур-дье, социальный капитал является средством достижения групповой солидарности, сплоченности. По мнению американского социолога А. Портеса, социальный капитал относится к структуре человеческих отношений, субъектами которых выступают корпорации или группы [2]. Социальный капитал представляется в виде определенного «запаса», потенциала. Однако, как и физический капитал, он нуждается во «вложениях», которые выражаются в социальном взаимодействии и действиях, поддерживающих доверие людей по отношению друг к другу. Если взаимное доверие, сотрудничество или общение находится на высоком уровне, социальный капитал прогрессирует, для чего необходимо создание и поддержание определенных условий.
В социальной психологии понятие «социальный капитал» появилось относительно недавно [3]. Актуальность его исследования обусловлена тем, что социальный капитал позволяет создать ту среду, условия, в которых человеческий потенциал может быть реализован в полной мере. Социальный капитал в психологии определяется как системный социально-психологический ресурс, принадлежащий внутригрупповым и межгрупповым отношениям, способный увеличить продуктивность деятельности социальных групп и их членов. Еще одной важной для нашей работы идеей является выделение так называемого «воспринимаемого» социального капитала. Под данным понятием понимается оценка, приписывание индивидом окружа-
ющим его людям взаимной поддержки и равноправия [3].
Такое социально-психологическое понимание социального капитала позволило нам катетеризировать социальную поддержку в семье как групповой и личностный социальный капитал, обеспечивающий как в целом продуктивность жизнедеятельности семьи как группы, так и эффективность адаптационных процессов членов семьи.
В рамках изучения межпоколенных отношений в семье (М.В. Сапоровская 2009-2012) семья рассматривается как малая группа, обладающая специфической характеристикой - вертикальной (межпоколенной) связанностью, имеющей разную направленность - от предков к потомкам и от потомков к предкам. Поэтому поддерживающие отношения между представителями разных поколений в семье являются важнейшим компонентом социальной поддержки, а, следовательно, и социального капитала членов семьи [4].
Известно, что социальная поддержка ориентирована на стремление человека поделиться своими проблемами, заручиться признанием, одобрением и советом (E. Frydenberg, R. Lewis). Понятие «социальная поддержка» имеет в психологии общее и свободное значение всех форм поддержки, обеспечиваемых другими людьми и группами, которые помогают индивиду совладать с жизненными трудностями. Кроме того, социальная поддержка может быть как реальной (непосредственной), так и субъективно воспринимаемой, которая представляет собой общее восприятие людей как способных и готовых оказать помощь (G. Piers, I. Sarason, B. Sarason) [5].
Такое научное понимание социальной поддержки позволяет рассматривать ее как социальный капитал, стабилизирующий семейные отношения, и в том числе как ресурс совладания человека с трудными жизненными ситуациями.
В структуре социальной поддержки традиционно выделяется эмоциональный, инструментальный и когнитивный компоненты.
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, проект 12-16-44003а
В эмоциональной поддержке проявляются чувства симпатии, уважения, близости, эмоциональной сопричастности. Эмоциональная поддержка обеспечивает человеку переживание безопасности, собственной ценности, близости с другим человеком.
Когнитивная поддержка направлена на осмысление ситуации, изменение самовосприятия. Когнитивная поддержка может быть представлена в следующем: в помощи при анализе причин возникновения ситуации (почему это произошло); в помощи при построении определенной программы действий (что, и в какой последовательности можно сделать в отношении проблемы); в фокусировании внимания на сильных, ресурсных аспектах личности; в получении однозначного совета, как руководства к определенным действиям.
Инструментальная поддержка представлена в непосредственном взаимодействии и предполагает конкретные действия при разрешении проблемы (например, обращение за помощью к специалисту, получение материальной поддержки и т.д.).
Очевидно, что в первую очередь человек стремится получить поддержку от членов своей семьи. Одним из факторов социальной поддержки в семье, как показали наши исследования, является качество межличностных отношений. Возможность / невозможность оказания эмоциональной поддержки зависит от совокупности переживаний, связанных с членом семьи, интегрального его принятия или отвержения. Когнитивная поддержка зависит от представлений членов семьи о характере, потребностях, интересах, ценностях друг друга. Такое представление может быть адекватным (полным и объективным знанием индивидуальности друг друга) и неадекватным (неполным, искаженным). В зависимости от особенностей представлений когнитивная поддержка может быть эффективной или неэффективной. Инструментальная поддержка зависит от особенностей взаимодействия в семье, видов и способов контроля [5].
Мы провели цикл исследований, целью которых было изучение особенностей социальной поддержки в семье в ситуациях пролонгированного стресса, а именно: начало школьного обучения первоклассников; период брачно-семейной адаптации молодых людей (первый брак); период реабилитации у женщин, перенесших онкозаболевание молочной железы (МЖ). Указанные ситуации имеют высокий стрессогенный потенциал и ставят перед людьми сложные задачи, связанные с социальной, психологической и ауто адаптацией.
Исследование 1. Нас интересовало, какая поддержка необходима первокласснику для более эффективной адаптации к ситуации начала школьного обучения. Для этого нами было проведено сравнительное исследование особенностей детско-родительских отношений и совладающего поведения родителей первоклассников с высокими и низки-
ми показателями адаптированности. При организации данного исследования мы опирались на следующие положения:
- начало школьного обучения, является ситуационной детерминантой совладающего поведения как ребенка, так и его родителей;
- использование родителями различных стратегий совладающего поведения определяет эффективность когнитивной и инструментальной поддержки в детско-родительском взаимодействии;
- эмоциональная поддержка является показателем качественных характеристик детско-родительских отношений.
Выборка исследования состояла из 184 человек (92 диады). Эквивалентность выборки достигалась с помощью отбора испытуемых по следующим критериям: социальный статус семьи, средний и высокий уровень школьной готовности ребенка, отсутствие у ребенка тяжелых хронических заболеваний. Методический комплекс исследования составили следующие методики: «Карта наблюдений» Д. Стотта (адаптация Г. Л. Исуриной, В.А. Мурзен-ко, 1979); «Анализ семейных взаимоотношений»
Э.Г. Эйдемиллер; «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Э. Эндлера, Д. Паркера (адаптация Т.Л. Крюковой, 2001); авторская анкета, направленная на изучение типов реагирования родителей на школьные трудности ребенка; и - критерий Манна-Уитни.
Важным результатом исследования стало выделение различных вариантов сочетания родительского отношения и совладающего поведения в ситуациях, связанных со школьными трудностями ребенка.
1. Оказалось, что родители адаптированных детей в проблемных ситуациях демонстрируют ребенку симпатию, уважение, любовь независимо от его школьных успехов / неуспехов, чутко реагируют на переживания ребенка, но предъявляют к нему высокие требования адекватные его возможностям. Такие родители в случае необходимости обращаются за профессиональной помощью, стремятся получить совет от более компетентного человека.
2. Способствует эффективности школьной адаптации первоклассников сочетание условного принятия ребенка (демонстрация положительных чувств при успехе), предъявления к нему высоких требований, рационального анализа возникшей проблемы, поиска дополнительной информации и реализации конкретных действий, направленных на разрешение школьных трудностей.
Таким образом, наиболее продуктивным в данном случае оказывается сочетание эмоциональной и инструментальной поддержки; когнитивной и инструментальной поддержки.
3. Усиливает явления школьной дезадаптации у ребенка непоследовательность эмоциональной поддержки со стороны родителей (в одних ситуа-
циях ребенок ее получает, а в других - нет); оказание только инструментальной поддержки при отсутствии эмоциональной и информационной поддержки; отсутствие всех видов поддержки, невклю-ченность родителей в жизнь ребенка.
Анализ данных специально разработанной нами анкеты для родителей первоклассников, длительные наблюдения позволили выделить пять наиболее распространенных типов реагирования родителей на школьные трудности ребенка, связанных особенностями социальной поддержки в вертикали «ребенок-родитель».
1. Адекватный, принимающий, ориентированный на преодоление. При таком типе реагирования родители принимают школьные трудности ребенка, пытаются понять их природу, анализируют конкретную ситуацию и ищут способы ее возможного преодоления. Такие родители не склонны перекладывать ответственность за происходящее только на учителя или самого первоклассника. С учителем они стараются установить и поддерживать отношения продуктивного сотрудничества. Однако в случае крайней необходимости (проявление профессиональной некомпетентности, нарушение педагогической этики) могут вступить в конфронтацию с ним и защитить ребенка.
2. Неадекватный, принимающий, фиксированный на своих переживаниях. При таком типе реагирования родители испытывают чувство вины за неуспехи ребенка. У них сформировано представление о своем ребенке как неспособном и плохо воспитанном. Отношения с учителем отличаются низким уровнем конфронтации, родители демонстрируют чрезмерный конформизм по отношению к учителю. Если учитель не прав или несправедлив, родители не в силах оказать ребенку необходимой поддержки.
3. Неадекватный, принимающий, обвиняющий. Родители принимают и соглашаются с тем, что у ребенка существуют проблемы, основную причину которых взрослые усматривают в недостаточном прилежании и нормативности поведения со стороны ребенка. Родители не ориентированы на поиск и понимание других возможных причин возникновения школьных проблем у первоклассника. Они не выражают сочувствия, используют наказания и чрезмерный контроль в качестве основных способов педагогического воздействия. Родители не вступаю в конфронтацию с учителем, предоставляют ему информацию о негативных качествах ребенка, что отражается на восприятии учителем первоклассника.
4. Неадекватный, принимающий, конфликтный. Родители с таким типом реагирования признают наличие школьных трудностей у ребенка, но главный их источник усматривают в недостаточной компетентности учителя или поведении одноклассников. Отношения с учителем конфликтны,
что, как правило, негативно отражается на взаимоотношениях младшего школьника и педагога.
5. Неадекватный, непринимающий, игнорирующий. При таком типе реагирования родители совершенно не способны поддержать своего ребенка, так как они игнорируют или не придают значения его школьным проблемам. К замечаниям учителя они относятся формально, не акцентируя свое внимание на них. Отношения с учителем носят характер скрытого затянувшегося конфликта.
По существу только первый тип можно отнести к адаптивной форме социального реагирования. Около 40% родителей систематически реализуют в поведении неадаптивные формы социального реагирования на проблему, что приводит к сильным негативным переживаниям в детско-родительском взаимодействии.
Таким образом, в данном ситуационном контексте социальная поддержка со стороны родителей обязательно должна включать все компоненты -когнитивный, эмоциональный и конативный, что обеспечивает младшему школьнику условия для более эффективной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Исследование 2. Проблема социальной поддержки в семье, безусловно, затрагивает и систему супружеских отношений. Целью данного исследования было изучение различных видов социальной поддержки в вертикали «родители - взрослые дети», которые оказывают позитивное влияние на эффективность брачно-семейной адаптации в молодой семье. В качестве операционального аналога адаптированности молодых супругов мы рассматривали удовлетворенность супружескими отношениями и их субъективное благополучие. Выборку исследования составили 64 супружеские пары (стаж брака - до трех лет, средний возраст супругов составил 23,7 года). Уровень удовлетворенности браком диагностировался с помощью опросника «Тест на удовлетворенность браком» Г.И. Лаки; эмоциональный компонент субъективного благополучия диагностировался «Шкалой субъективного благополучия» Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche,1988 (адаптация М.В. Соколовой, 1996); особенности эмоциональных отношений супругов исследовались посредством «Шкалы любви и симпатии» З. Рубина (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, 1887); специфика совладающего поведения в трудных ситуациях супружеского взаимодействия изучалась методикой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Э. Эндлера, Д. Паркер (адаптация Т. Л. Крюковой, 2001).
Первые годы совместной жизни - это начальная стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на этой
стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Сложность данного периода заключается в том, что супруги должны создать некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, т.е. членов семьи. Иными словами, семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут вообще не проявляться. Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным родительским системам. На данном этапе супруги должны не только приспособиться друг к другу, но и сформировать отношения с новыми родственниками, понять какие традиции родительских семей следует сохранить. Таким образом, налаживание связей с семьей партнера - один из наиболее сложных аспектов взаимного приспособления [7; 8]. Очевидно, что задачи данного этапа жизненного цикла семьи сложны, многообразны, а порой и превышают реальные возможности молодых людей. Это подтверждается следующими фактами: 33% молодых супругов неудовлетворены своим браком и оценивают его как неблагополучный, всего лишь 5% -полностью удовлетворены браком и оценивают его как удачный, благополучный, 62% оценивают свой брак как относительно благополучный, но отмечают неудовлетворенность в какой-либо сфере отношений [7].
Результаты исследования показали, что обращение молодых супругов к родственникам за когнитивной поддержкой (Рассказать о проблеме, получить конкретный совет относительно ее) (в = 0,26 при р = 0,04) и инструментальной поддержкой (чаще всего это материальная помощь) (в = 0,214 при р = 0,025) положительно влияет на эффективность брачно-семейной адаптации супругов. А вот эмоциональная поддержка главным образом, функционирует в супружеских отношениях. Иными словами, эмоциональную поддержку молодые супруги стремятся получить друг от друга, а когнитивную и инструментальную - от родителей. Более того, влияние отношений любви и симпатии на эффективность брачно-семейной адаптации выявлено только на уровне тенденции (при р=0,05).
Таким образом, сохранение и поддержание связей с прародительскими семьями, восприятие этих отношений как поддерживающих позволяет молодым людям более эффективно совладать с трудными ситуациями, легче и быстрее адаптироваться к новым условиям жизни.
Эти данные приводят к заключению о том, что более важным ресурсом адаптации молодых супругов являются поддерживающие отношения в вертикали «родители - взрослые дети», а не в гори-
зонтали «муж - жена». Наиболее важным в данном ситуационном контексте являются когнитивная и инструментальная поддержка, в то время как значимость эмоциональной поддержки ослабевает. Кроме того, удовлетворенность браком в социальной психологии традиционно рассматривается как показатель стабильности брака. Если рассматривать супружескую диаду, как малую группу, а такая позиция вполне приемлема, то поддержка в межпоколенных отношениях способствует групповой интеграции и сплоченности молодой семьи.
Исследования 1 и 2 показали значение реальной поддержки как для индивидуальной, так и групповой жизнедеятельности.
Исследование 3. Особое значение приобретает социальная поддержка в семье в ситуациях тяжелых, хронических заболеваний. Медикаментозное лечение рака молочной железы приводит у женщин к изменению образа телесного Я и ставит сложные психологические задачи, в том числе связанные с аутоадаптацией. Целью данного исследования было изучение специфики индивидуальных и групповых ресурсов женщин, перенесших онкозаболевание молочной железы. Методический комплекс составили следующие методики: опросник «Измерения копинг-ресурсов» К.Б. Матени и УЛ. Кер-летт (адаптация Е.А. Дорьевой, 2011); «Шкала удовлетворенность жизнью» К.Б. Матени и УЛ. Керлетт (апробация Е.А. Дорьевой, 2011); «Шкалы воспринимаемого стресса» К.Б. Матени и УЛ. Керлетт (апробация Е.А. Дорьевой, 2011); феноменологическое интервью. Мы сконструировали две эмпирические группы. В состав первой группы вошли женщины г. Костромы, участвующие в программе «Женское здоровье», направленной на оказание психологической помощи женщинам, больным онкологическим заболеванием МЖ (всего 30 человек, средний возраст 52,6 года). В состав второй группы вошли условно здоровые женщины, не имеющие хронических заболеваний (всего 27 человек, средний возраст 52,1 года). Эмпирические группы были эквивалентны друг другу по критериям: уровень образования, возраст и семейное положение. Результаты измерительных методов показали, что системообразующим в структуре ресурсов женщин с онкозаболеванием является ресурс Структурирование - построение и выполнение жизненных планов. Возможность планировать будущее и осуществлять планы, дает надежду на наличие этого будущего и событий в нем. В контрольной группе системообразующим является ресурс Контроль напряжения, что направлено на обеспечение благоприятного эмоционального фона. Планирование будущего для женщин этой группы не является значимым ресурсом. Кроме того, существуют значимые различия (при р=0,012) в показателях удовлетворенности жизнью - этот показатель существенно выше у женщин первой груп-
пы. Такой ресурс как семья (супружеские, детско-родительские, прародительско-детские отношения) не является актуальным ресурсом для женщин, перенесших онкозаболевание, но является актуальным для женщин контрольной группы. Здесь следует подчеркнуть, что измерительные методы изучают только ресурсы, которые субъект активно использует в своей жизнедеятельности.
Данные феноменологического интервью дали нам иные результаты. 80% женщин, перенесших онкозаболевание МЖ, указывают на то, что семья для них главный ресурс жизни, а 20% указывают на то, что семейные отношения второй (после дружеских отношений) по значимости ресурс. Это, на первый взгляд, противоречит данным измерительных методик. Однако респонденты данной группы говорят о том, что уверены в поддержке членов семьи, но стараются обращаться за ней как можно реже, чтобы «.лишний раз не беспокоить и не травмировать родных» (из интервью жен. 51 год). Важно отметить, что женщины этой группы, говоря о семейных отношениях, чаще указывают на отношения со своими уже взрослыми детьми.
Эти факты (хотя и косвенно) указывают на то, что семейные отношения в данной ситуации являются воспринимаемой поддержкой, которая функционирует главным образом в вертикали «взрослый ребенок - мать». Иными словами отношения со взрослыми детьми в период реабилитации после онкозаболевания являются важнейшим ресурсом для женщин, но рассматриваются ими как воспринимаемый капитал. Таким образом, данное исследование показало методические возможности эмпирического исследования реальной и воспринимаемой поддержки.
Подводя итог, следует отметить, что поддержка в семье действительно является социальным капиталом как в целом семейной группы, так и ее членов разного возраста (возрастной диапазон испытуемых от 6,8 до 52 лет). Особое место в структуре поддерживающих отношений занимают межпоко-
ленные отношения в семье, которые выступают в качестве и реальной, и воспринимаемой поддержки. Поддержка здесь имеет двойную направленность - в вертикали от родителя к ребенку (не зависимо от его возраста) и от взрослого ребенка к родителю.
Таким образом, поддержка как социальный капитал семьи и ее членов, относится к феноменам межпоколенных отношений, обеспечивающих семейной группе ее специфическую характеристику -вертикальную связанность.
Библиографический список
1. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993.
2. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. - 2003. -Т. 4. - № 5. - С. 34-53.
3. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. -М.: РУДН, 2009.
4. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
5. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2002.
6. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения в семье как условия развития совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. статей науч. ред. К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2011.
7. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2003.