Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ВЗАИМНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / УСТОЙЧИВОСТЬ ГРУПП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / ХАРАКТЕР ОТВЕРЖЕНИЙ В ГРУППЕ / ПОДРОСТКИ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Додзина Оксана Борисовна

В статье рассматриваются один из аспектов социально-психологической компетентности подростков с общим психическим недоразвитием - межличностные отношения со сверстниками. Результаты экспериментального изучения социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием сопоставляются с данными нормативно развивающихся сверстников. Сравнительный анализ экспериментальных данных характеризует особенности социометрических статусов, взаимность эмоциональных предпочтений, устойчивость групп межличностных предпочтений и характер отвержений в классе подростков с общим психическим недоразвитием. Выявленные особенности социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием интерпретируются с учетом специфики интеллектуального дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH GENERAL MENTAL UNDERDEVELOPMENT

The article discusses one of the aspects of socio-psychological competence of adolescents with general mental underdevelopment - Interpersonal relationships with peers. The results of an experimental study of the sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are compared with the data of normatively developing peers. A comparative analysis of experimental data characterizes the features of sociometric statuses, the reciprocity of emotional preferences, the stability of interpersonal preference groups and the nature of rejections in the class of adolescents with general mental underdevelopment. The revealed features of sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are interpreted considering the specifics of the intellectual defect.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ»

Литература:

1. Афанасьева, И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 6 (148). - С. 20-23

2. Быховец, Ю.В. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса / Ю.В. Быховец, М.А. Падун // «Клиническая и специальная психология». - 2020. - № 1. - С. 78-89

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология личности / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. - Москва: АСТ, 2019. - 350 с.

4. Городецкая, И.В. Исследование ситуативной и личностной тревожности / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, В.Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2019. - № 5. - С. 120-127

5. Залевский, Г.В. Личность и фиксированные формы поведения: монография / Г.В. Залевский. - Москва: ИП РАН, 2017. - 336 с.

6. Зиналиева, Н.К. Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека / Н.К. Зиналиева, А.Е. Нартова // Вестник Брянского гос. университета. - 2013. - № 1. - С. 169-172

7. Сундеева, Л.А. К вопросу о детской тревожности и страхе / Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4 (21). - С. 410-412

8. Щербатых, Ю.В. Методики диагностики тревоги и тревожности - сравнительная оценка / Ю.В. Щербатых // Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». - 2021. - № 2. - С. 85-104

Психология

УДК 37.015.3:159.922

кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются один из аспектов социально-психологической компетентности подростков с общим психическим недоразвитием - межличностные отношения со сверстниками. Результаты экспериментального изучения социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием сопоставляются с данными нормативно развивающихся сверстников. Сравнительный анализ экспериментальных данных характеризует особенности социометрических статусов, взаимность эмоциональных предпочтений, устойчивость групп межличностных предпочтений и характер отвержений в классе подростков с общим психическим недоразвитием. Выявленные особенности социометрических характеристик группы подростков с общим психическим недоразвитием интерпретируются с учетом специфики интеллектуального дефекта.

Ключевые слова: социально-психологические компетенции, межличностные отношения, социометрический статус, взаимность эмоциональных предпочтений, устойчивость групп межличностных предпочтений, характер отвержений в группе, подростки с общим психическим недоразвитием (умственной отсталостью).

Anmtation. The article discusses one of the aspects of socio-psychological competence of adolescents with general mental underdevelopment - Interpersonal relationships with peers. The results of an experimental study of the sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are compared with the data of normatively developing peers. A comparative analysis of experimental data characterizes the features of sociometric statuses, the reciprocity of emotional preferences, the stability of interpersonal preference groups and the nature of rejections in the class of adolescents with general mental underdevelopment. The revealed features of sociometric characteristics of a group of adolescents with general mental underdevelopment are interpreted considering the specifics of the intellectual defect.

Key words: socio-psychological competencies, interpersonal relationships, sociometric status, reciprocity of emotional preferences, stability of groups of interpersonal preferences, nature of rejection in the group, adolescents with mental retardation (intellectual disabilities).

Введение. Актуальность исследования социально-психологических особенностей подростков с общим психическим недоразвитием обусловлена социальной природой психического развития человека. Согласно культурно-исторической концепции, развитие психики - это непрерывный процесс присвоения индивидом результатов сотрудничества с другими людьми и отношений с ними [3]. Особое значение социально-психологические аспекты развития приобретают в подростковом возрасте. Реализуясь в ведущем виде деятельности подросткового возраста - интимно-личностном общении, социально-психологические компетенции становятся объектом рефлексии подростков и основным фактором личностного развития.

Развитие лиц с общим психическим недоразвитием подчиняется тем же закономерностям что и онтогенез [2] поэтому становление социально-психологических компетенций играет не менее значимую роль и в их развитии. В то же время известно, что интеллектуальный дефект придаёт становлению социально-психологических компетенций качественное своеобразие, которое важно исследовать с целью последующей оптимизации личностного развития, социализации и социальной интеграции детей и подростков с общим психическим недоразвитием.

Под социально-психологическими компетенциями подразумевают психологические свойства личности, позволяющие строить продуктивные отношения с окружающими; навыки построения отношений; самосознание; характер межличностных отношений с различными социальными группами. В данном исследовании рассматривается один из важных компонентов социально-психологической компетентности подростков с общим психическим недоразвитием -особенности их межличностных отношений со сверстниками.

Изложение основного материала статьи. Межличностные отношения - это эмоционально мотивированные, субъективные переживания объективных взаимосвязей между людьми, проявляющиеся во взаимных влияниях субъектов, друг на друга осуществляемых в процессе совместной деятельности и общения [6].

Определяя понятие «межличностные отношения» Я.Л. Коломинский, Г.М. Андреева, Е.П. Ильин, А.А. Бодалёв подчеркивают что это:

• субъект-субъектная взаимосвязь;

• эмоциональное постижение человеком другого человека;

• субъективное, эмоциональное отражение объективных взаимосвязей;

• взаимосвязь, предполагающая ответное личностное отношение;

• продукт совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения формируются на основе приязни и неприязни, испытываемых членами группы друг к другу. Субъективные антипатии и симпатии постепенно формируют социометрическую структуру группы. Социометрическая структура группы определяется следующими социометрическими характеристиками [1]:

Рисунок 1. Социометрические характеристики малой группы по Г.М. Андреевой

Социометрический статус обязательный атрибут любого члена группы. Совокупный континуум социометрических статусов создаёт статусную иерархию в группе. Статусная иерархия группы выражается посредством социометрических звёзд, высокостатусных, среднестатусных, низкостатусных участников, не имеющих ни положительных ни отрицательных выборов изолированных, а также отверженных и изгоев, не имеющих ни одного положительного выбора, при наличие отрицательных.

Второй важнейшей социометрической характеристикой является взаимность эмоциональных предпочтений. Положительно характеризует межличностные отношения большое количество взаимных выборов.

Устойчивость и постоянство групп межличностного предпочтения является третьей чертой социометрической структуры группы. Любой коллектив делится на более мелкие компании близких друзей - микрогруппы. Устойчивость дружеских связей и стабильность микрогрупп свидетельствует о прочности симпатий, уважении, духовной близости и взаимопонимании между участниками группы.

Анализируя социометрическую структуру группы необходимо изучить и характер отвержений в группе. Как правило группа характеризуется нормативным, полярным или неблагоприятным характером отвержений. Относительно равномерный характер распределения отвержений при непременном условии отсутствия субъектов, у которых количество отвержений преобладает над количеством предпочтений, представляет собой нормативный характер отвержений в группе. Благоприятной, детерминированной возрастными особенностями или социальными факторами считается и поляризация отвержений: например, класс младших школьников может делиться на две микрогруппы отвергающих друг друга на основании гендера. Проблемный тип отвержений связан с отвержением только одного субъекта, которому навязывают ответственность за те недоразумения, которые происходят в группе.

Экспериментальное исследование межличностных отношений подростков с общим психическим недоразвитием проводилось с помощью методики социометрии Д. Морено. В исследовании приняли участие 33 подростка. Экспериментальная группа состояла из 13 подростков с общим психическим недоразвитием обучающихся 8 класса ГКОУ «Специальной (коррекционной) школы №20» г. Оренбурга. В качестве контрольной группы был исследован класс нормативно развивающихся восьмиклассников в составе 20 обучающихся МОАУ «Средней общеобразовательной школы № 78» г. Оренбурга.

Результаты экспериментального исследования обнаружили, что восьмилетний опыт совместного обучения и общения позволил подросткам экспериментальной и контрольной групп сформировать эмоциональное отношение к каждому однокласснику, о чем свидетельствовало наличие в обеих группах подростков, характеризующихся разным уровнем социометрического статуса. Соответствующие данные представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Распределение подростков экспериментальной и контрольной групп по статусным категориям (%)

Сравнение данных подростков с умственной отсталостью с результатами их нормативно развивающихся сверстников выявляет более выраженную гомогенность социометрических статусов в классе подростков с общим психическим недоразвитием. Эти данные, коррелируют с результатами О.В. Защеринской о неточности представлений детей и подростков с общим психическим недоразвитием о ситуациях и субъектах межличностного и формального общения и взаимодействия [5]. Полученные данные свидетельствуют о характерных для умственно отсталых подростков трудностях понимания и оценки взаимоотношений, складывающихся у них с одноклассниками. Подростки с общим психическим недоразвитием не только не понимают характер отношения сверстников к себе, но и сами имеют аморфное и неустойчивое отношение к ним. Так же эти дети не осознают и не учитывают в процессе общения индивидуальные особенности друг друга, не соотносят характер своего социального поведения с отношением к себе сверстников. Эти недостатки социального восприятия и понимания сверстников препятствуют развитию общения, определяют его ситуативный и поверхностный характер.

Полученные данные позволяют проанализировать взаимность эмоциональных предпочтений в исследуемых группах.

СП

_ ■

_

эи N°

¿и 1 п

п ■ ■

3 выбора 2 выбора 1 выбор взаимные выборы отсутствуют

■ подростки с общим психическим недоразвитием ■ нормативно развивающиеся подростки

Рисунок 3. Распределение подростков экспериментальной и контрольной групп по количеству взаимных

выборов (%)

В исследовании выявлена низкая взаимность эмоциональных предпочтений у подростков с общим психическим недоразвитием. Коэффициент взаимности (КВ) в экспериментальной группе составляет лишь 23%, что значимо ниже, чем в классе их нормативно развивающихся сверстников КВ - 54%. Низкая взаимность межличностных отношений подростков с общим психическим недоразвитием так же проявляется в значительно меньшем, относительно контрольной группы количестве взаимных выборов, что наглядно показано на рис. 3. Малое количество взаимных выборов и низкий КВ вскрывают неблагополучие, рассогласованность межличностных отношений подростков с общим психическим недоразвитием, что закономерно снижает их удовлетворенность общением со сверстниками.

Исследование внутригрупповых сплочённых образований показало, что у подростков с общим психическим недоразвитием преобладают компании, состоящие всего из двух человек, при этом отдельные диады не связаны друг с другом взаимными выборами. Так же выявлено, что почти половина подростков экспериментальной группы одиноки и не входят даже в диаду, их выборы невзаимны. Малое число взаимных выборов, не устойчивость микрогрупп подростков с общим психическим недоразвитием могут с равной долей вероятности свидетельствовать как о противоречивости их межличностных отношений и идущих в группе процессах изменения личных отношений друг к другу, так и о не понимании структуры сложившихся в классе межличностных отношений и трудностях рефлексии своего места в системе межличностных отношений.

Анализ характера отвержений в группе показал, что и подростки с общим психическим недоразвитием и нормативным развитием интеллекта делают единичные отрицательные выборы. Количественное распределение антипатий представлено на рис. 4.

30 25 20

а? 15 10

: ■ ■

4 выбора 3 вмбори 2 выбори ■ подростки с обттптм психическим недоразвитием ■ нормативно развивающиеся подростки 1 выбор

Рисунок 4. Распределение подростков экспериментальной и контрольной групп по количеству отрицательных

выборов (%)

В обеих сравниваемых группах были обнаружены дети, получившие меньше положительных и больше отрицательных выборов, то есть отвергаемые. Однако в отличие от нормативно развивающихся сверстников в классе подростков с общим психическим недоразвитием не было обнаружено изолированных и пренебрегаемых подростков, кроме того, отрицательные выборы детей с умственной отсталостью не были взаимными. Выявленная в группе подростков с умственной отсталостью не дифференцированность негативного отношения к сверстникам, возможно, отражает трудности понимания индивидуальности других людей, которые приводят к характерным для лиц с общим психическим недоразвитием слабой избирательности межличностных контактов и снижению критичности в оценке личности других людей.

В то же время ряд исследований показывает, что отрицательные выборы в группах умственно отсталых явление не редкое. Исследование В.А. Вярянен показывает, что среди обучающихся с интеллектуальными дефектами отвергаются дети с осложнёнными формами умственной отсталости. Нарушения речи, недоразвитие личности, нарушение потребностно-мотивационной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы, выраженные физические дефекты сопутствуя интеллектуальному недоразвитию создают дополнительные препятствия для становления позитивных межличностных отношений [4]. Другие исследования объясняют этот факт посредством акцентирования внимания на специфичных для всех лиц с общим психическим недоразвитием трудностях понимания субъективности других людей и специфики ситуаций межличностного взаимодействия, которые приводят к обилию внешнеобвинительных реакций и экстернальному локусу контроля у лиц с общим психическим недоразвитием [7].

Выводы. Сравнительный анализ экспериментальных данных исследования межличностных отношений подростков с общим психическим недоразвитием и их нормативно развивающихся сверстников определил особенности отношений подростков с общим психическим недоразвитием со сверстниками:

• гомогенность социометрических статусов, обусловленную неточностью представлений и трудностью оценки ситуаций и субъектов межличностного и формального взаимодействия;

• малое количество взаимных выборов, низкий коэффициент взаимности и неустойчивость групп межличностных предпочтений, которые с равной долей вероятности могут отражать как противоречивость межличностных отношений подростков с общим психическим недоразвитием, идущие в группе процессы изменения личных отношений, так и недостатки понимания сложившихся в классе межличностных отношений и трудности рефлексии своего места в них;

• не дифференцированность и не взаимность отрицательных выборов, говорящую о трудностях восприятия и понимания индивидуальности сверстников, снижении адекватности в оценке их личностных качеств.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Лань, 2003. - 656 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл-Эксмо, 2005. - 512 с.

4. Вярянен, В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: автореферат дис.....канд. пед. наук: 13.00.03 / В.А. Вярянен. - Москва, 1971. - 17 с.

5. Защиринская, О.В. Недоразвитие общения детей с умственной отсталостью: психологические параметры / О.В. Защиринская // Психологические проблемы самореализации личности. - 2013. - Вып. 14. - С. 207-223

6. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: Аст, 2010. - 446 с.

7. Печерский, В.Г. Коммуникативная активность подростков с интеллектуальным недоразвитием в контексте проблем продуктивного межличностного взаимодействия / В.Г. Печерский, А.В. Печерский // Дефектология. - 2006. - №3. -С. 46-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.