Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / СОЦИОМЕТРИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Надежда Степановна, Дубова Дарья Сергеевна

Работа посвящена проблеме агрессивного поведения подростков с разным социометрическим статусом. Раскрываются особенности выраженности агрессивного поведения подростков в зависимости от социометрического статуса в группе. Подростки с наиболее высоким социальным статусом чаще будут проявлять обиду, вербальную агрессию и чувство вины, а подростки с низким социальным статусом в межличностном общении склонны проявлять раздражение и физическую агрессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко Надежда Степановна, Дубова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

Тhe work is devoted to the problem of aggressive behavior of adolescents with different sociometric status. The features of the severity of aggressive behavior of adolescents depending on the sociometric status in the group are revealed. Adolescents with the highest social status are more likely to show resentment, verbal aggression and guilt, and adolescents with low social status are more likely to show irritation and physical aggression.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ»

УДК 159

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Ткаченко Надежда Степановна

Доцент кафедры возрастной и социальной психологии,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

tkachenko n@bsu.edu.ru

Дубова Дарья Сергеевна

Студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Работа посвящена проблеме агрессивного поведения подростков с разным социометрическим статусом. Раскрываются особенности выраженности агрессивного поведения подростков в зависимости от социометрического статуса в группе. Подростки с наиболее высоким социальным статусом чаще будут проявлять обиду, вербальную агрессию и чувство вины, а подростки с низким социальным статусом в межличностном общении склонны проявлять раздражение и физическую агрессию.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, социометрический статус, социометрия, подростковый возраст, подростки, личность, межличностные отношения.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

Tkachenko Nadezhda Stepanovna

Associate Professor of the Department of Age and Social Psychology,

Belgorod State National Research University

tkachenko n@bsu.edu.ru

Dubova Darya Sergeevna

Student, Belgorod State National Research University

ne work is devoted to the problem of aggressive behavior of adolescents with different sociometric status. The features of the severity of aggressive behavior of adolescents depending on the sociometric status in the group are revealed. Adolescents with the highest social status are more likely to show resentment, verbal aggression and guilt, and adolescents with low social status are more likely to show irritation and physical aggression.

Key words: aggressive behavior, aggressiveness, sociometric status, sociometry, adolescence, adolescents, personality, interpersonal relationships.

Каждый человек живет среди людей и взаимодействует с ними, совместно образуя разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. Соответственно в малой группе осуществляется реальная жизнь людей, их взаимоотношения и род их деятельности. Проблема психологов, социологов и педагогов состоит в том, чтобы научиться объективно и достоверно выявлять социальное положение людей в малой группе. Вступая в подростковый возраст, ребенок учится самостоятельно выстраивать новую систему взаимоотношений со сверстниками, друзьями, родителями. Но

без споров и конфликтов данный процесс почти невозможен. Исходя из этого, проблема агрессивного поведения и социометрического статуса в группе является актуальной на данный момент.

Значимый вклад в изучение агрессивности внесли такие авторы, как Берковец Л. [1], Бэрон Р. [2], Лоренц К. [4], Румянцева Т.Г., Фурманов И. А. и др. Проблема социометрического статуса в психологии изучалась такими психологами, как Коломинский Я.Л. [3], Кузьмин Е.С., Малышев А.А. [5], Морено Д.Л. [6], Волков И.П., Ядов В.А. и др.

Мы предположили, что существуют различия в проявлении агрессивного поведения у подростков с разным

социометрическим статусом, а именно: подростки с наиболее высоким социальным статусом чаще будут проявлять обиду, вербальную агрессию и чувство вины, а подростки с низким социальным статусом проявляют раздражение и физическую агрессию.

Методики исследования: диагностика состояния агрессии (опросник А.Басса-А.Дарки) и тест социометрии (Дж. Морено). В качестве статистического критерия

применялся Н-Крускала-Уоллиса в программе статистического анализа ББРБ-23.

Исследование проводилось в Гимназии №2 г. Белгорода среди школьников от 14 до 15 лет в количестве 82 человек.

Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования. С помощью социометрии Дж. Морено мы распределили подростков в следующие группы по социометрическому статусу (см.Рис.1).

19

12

17.

12

Звезды Н Предпочитаемые -"> Принятые Ж Пренебрегаемые ■ Отвергаемые

Рис. 1. Распределение подростков по социометрическому статусу

Как мы видим на Рис. 1. Наибольшее количество подростков занимают положение «Принятые» - 40%. Члены группы, которые получают одинаковое количество выборов, не относятся ни к популярным, ни к отверженным. Школьники со статусом «Отвергаемые» составили 19%. Они относятся к категории самых непопулярных членов группы, получают огромное число отвержений. Далее распределились «Пренебрегаемые» -17%. Такие подростки относятся к числу не популярных членов группы, они получают больше отвержений, чем положительных выборов. «Звезды» и «Предпочитаемые»

составили одинаковое количество выборов -12%. Подростки-звезды являются наиболее привлекательными на фоне остальных, получают наибольшее количество

положительных выборов, пользуются популярностью в своей группе. Предпочитаемые менее популярны, но также являются обладателями большого количества положительных выборов, и наименьшее отрицательных.

С помощью методики Басса-Дарки мы выявили основные виды агрессивного поведения подростков (см. рис. 2.).

& ^ ф

Л?

V "У Л V

вг

о'»

¿у

^

у

Рис. 2. Выраженность показателей агрессивного поведения подростков (в ср.б.)

Как мы видим на рис. 2. большинство подростков выражают свои чувства и эмоции через вербальную агрессию (Мх=6,8). То есть такие люди предпочитают такую форму негативных чувств, как крики, визги, словесные ответы, через унижения, оскорбления, распространения клеветы и сплетен. Чувство вины занимает средний уровень выраженности (Мх=5,5). Подростки склонны внушать себе, что они являются плохими людьми, поступают плохо, бессовестно. Подозрительность (Мх=4,8) находится на среднем уровне выраженности, то есть подростки склонны к недоверию и осторожному отношению во взаимоотношениях с другими людьми, они убеждены, что окружающие люди стремятся причинить им вред. Физическая агрессия находится на нижнем уровне выраженности (Мх=4,4). Подростки склонны ситуативно использовать физическую силу ради своих целей, при несовпадении интересов, мнений или предпочтений. Раздражение (Мх=4,3). Соответствует среднему уровню выраженности. Подростки могут вспылить или перейти на грубость при малейшем замечании к ним или ситуации, которая им нее симпатична. Склонность к раздражению проявляется в резкости поведения и различных высказываниях. Косвенная агрессия (Мх=4) имеет средний уровень выраженности. Подростки могут использовать против других лиц сплетни, слухи, шутки или проявление негативных эмоциональных вспышек, такие как крики, топанье ногами и т.д. Негативизм так же имеет средний уровень выраженности (Мх=4,4). Он проявляется в негативизме, грубости, упрямстве, в агрессивных высказываниях, конфликтности.

Рассмотрим выраженность показателей агрессивного поведения подростков в зависимости от социометрического статуса (Таблица 1).

Таблица 1

Агрессивное поведение подростков в зависимости от социометрического статуса

Социометрический статус, ср.б.

Виды агрессивности Звезд Предпо читаем ые Прин Пренебр Отвер гаемы е Нэмп

ы ятые егаемые

Физическая агрессия 2,4 5,2 3,8 5 5,6 0,02*

Косвенная агрессия 3,2 5,4 3,6 2,7 5,1 0,21

Раздражение 4,2 5 4,3 2,4 5,8 0,02*

Вербальная агрессия 3,4 9,6 6,2 6,4 7,5 0,37*

Обида 4,8 4,2 4 2,3 3,9 0,13

Подозрительность 5,8 4,8 4,8 3,6 5,4 0,63

Негативизм 2,6 2 3,1 2,4 2,9 0,42

Чувство вины 6,6 6,2 5,3 4,9 5,1 0,48*

Как мы можем увидеть из Таблицы 2.1, в результате математико-статистической обработки данных, обнаружено

статистические различия по показателям «физическая агрессия» (Нэмп=0,02), «раздражение» (Нэмп=0,02), «вербальная агрессия» (Нэмп=0,37), «чувство вины» (Нэмп=0,48) на достоверном уровне статистической значимости р<0,05. Это значит, что подростки с низким социальным статусом (отвергаемые и пренебрегаемые) чаще всего проявляют физическую агрессию и раздражение. Это может быть связано с тем, что подростки не умеют конструктивно выражать свою агрессию и недовольство, что способствует их снижению социального статуса. Подростки с высоким социометрическим статусом (звезды, предпочитаемые, принятые) склонны в общении друг с другом проявлять чувство вины и вербальную агрессию. Причем чувство вины сильнее испытывают звезды, это может быть связано с тем, что подростки с высоким

Примечание: *- р<0,05; **-р< 0,01

социальным статусом стремятся наладить взаимодействие со всеми членами класса, угодить всем. Вербальную агрессию чаще проявляют предпочитаемые и принятые, что связано с особенностями подросткового возраста, когда подростки отличаются вспыльчивостью, не умением управлять эмоциями и агрессивным поведением в нужном русле.

Корреляционный анализ показал нам тесную отрицательную корреляционную связь между «физической агрессией и «социометрическим статусом» (г=-0,483, при р<0,01). То есть, чем ниже социометрический статус подростков, тем чаще будет проявляться физическая агрессия, чем чаще подростки будут склонны вступать в драки, проявляя низкий уровень владения управления своим агрессивным поведением и эмоциями, тем меньше их одноклассники желать общаться с ними.

Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили

нам подтвердить гипотезу на достоверном уровне статистической значимости Подростки с низким социометрическим статусом чаще проявляют физическую агрессию и раздражение по сравнению с подростками с высоким социометрическим статусом.

Проблема требует дополнительного изучения с подключением таких показателей как психологическое благополучие подростков в зависимости от статусного положения в классе и агрессивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берковец, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковец. СПб.: Прайм-еврознак, 2002. - 510с.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон, - Спб.: Питер, 2001. - 352с.

3. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. СП.: Питер, 2004.

4. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. - М.: Прогресс, 1994. - 276с.

5. Малышев, А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие / А.А. Малышев. - Ужгород.: Инпроф ЛТД, 1977. - 447 с.

6. Морено, Д.Л. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. / Д.Л. Морено. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.