Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
897
106
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лидер / вожак / интеллектуальные качества / личностные качества / групповое явление / уверенность в себе / контактность / легкость в общении / тактичность / дипломатичность / давление конформности.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муротмусаев К. Б., Тангрикулова Р.

Статья раскрывает содержание понятия лидерства, обсуждается понятие «лидер» виды и характеристика. Особое внимание уделяется различиям понятий лидерство и руководство. Выделяются и описываются характерные особенности конформизма. Также в статье излагаются правила как стать успешным лидером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ

Муротмусаев К.Б.

Университет Ориентал, кафедра педагогики и психологии,

к.м.н. доцент.

Тангрикулова Р.

Джизакский филиал Национального университета

Узбекистана имени М. Улугбека, кафедра психологии, студентка 2 курса

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия лидерства, обсуждается понятие «лидер» виды и характеристика. Особое внимание уделяется различиям понятий лидерство и руководство. Выделяются и описываются характерные особенности конформизма. Также в статье излагаются правила как стать успешным лидером.

Ключевые слова: Лидер, вожак, интеллектуальные качества, личностные качества, групповое явление, уверенность в себе, контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность, давление конформности.

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. Наиболее важным признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая в свою очередь может быть позитивной, нейтральной или негативной. Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, по сравнению с другими членами группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть между лидером и членами группы возникают такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут «ведомыми».

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле) и ситуативный лидер. Рассмотрим каждый тип подробнее.

Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. На протяжении 20 века проводились многочисленные исследования индивидуальных характеристик преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р.Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:

Физические качества - активный, энергичный, здоровой, сильный;

Личностныекачества -приспособляемость, уверенностьвсебе, авторитетность, стремление к успеху;

Интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

Способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Совершенно естественно, что всем перечисленным требованиям удовлетворяет крайне малое число людей. Это, однако, не означает, что «руководителями рождаются» и стать хорошим руководителем путем привития необходимых навыков нельзя. Действительно, исследования показали наличие прямой связи между сочетаниями пяти факторов - ума, авторитетности, уверенности в себе, энергичности и знаний, с одной стороны, и способность к руководству - с другой. Однако это сочетание еще не гарантирует успех, так как зависимость составляет лишь 25-35%. В остальных случаях решающую роль в эффективном руководстве играют не личностные качества, а, например, стиль поведения руководителя и др.

Лидер менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Лидерство в группе может быть как формальным (официальные руководители), так и неформальным. Среди неформальных можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

Лидерство - групповое явление, вследствие чего относится к динамическому явлению.

Лидерство и руководство.

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (какой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений.

Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс является

не стихийным, а напротив целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное.

Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

Процесс принятия решений руководителем (и вообще в системе руководства) более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

Конформизм - стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

Висследованияхгрупповогодавленияиконформизмапроблемавзаимодействия индивидов и малой группы предстает как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства.

Выделяют 2 вида данного понятия:

Уступчивость - проявляется в демонстрации внешнего согласия, не затрагивающего истинные позиции человека.

Одобрение - действительное преобразование установок человека.

Факторы, влияющие на степень конформизма:

Характеристика личности (возраст, пол, культурные различия, профессиональная деятельность и т.п.)

Характеристика группы, оказывающей давление. Как правило, если группа до пяти человек, то мнения могут различаться. Если в группе более пяти человек, то проявляется конформное поведение членов группы.

Лидерство референтная группа конформизм

Характеристика проблемы: чем сложнее задача или проблема, тем восприимчивее члены группы.

Характер взаимоотношений индивида и группы: на уровень конформизма влияет статус индивида.

Люди проявляют конформизм вследствие информационного влияния и вследствие нормативного влияния, то есть проявляют конформизм, так как не хотят быть отвергнутыми.

Классическим примером конформизма является ситуация «Голого короля» Г. - Х. Андерсена.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин («если ты не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь»). Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник

социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление - давление конформности - в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения «отклоняющегося» лица.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он:

Нуждается в одобрении или поддержке;

Недостаточно верит в себя;

Испытывает тревогу.

Примером может служить классический эксперимент Эша, 1951. В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.

Давление конформности отсутствует, если «подсадной» один, и достигает максимума, когда их 5-8. В малой группе оно проявляется только при отсутствии социальной поддержки у испытуемого (достаточно ввести в группу хотя бы одного согласного с испытуемым, и оно исчезает).

Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти - каждый третий.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Как стать лидером: 10 правил успеха

1. Не старайтесь дружить с подчиненными

Не навязывайте свое общение и дружбу. Вы не можете быть одновременно другом и начальником - подчиненные не смогут к вам относиться с должным уважением. Если же вы будете стараться стать «своим парнем», то кроме напряженной обстановки в коллективе ничего не получите. Продуктивная работа возможна и с друзьями, но только там, где эта дружба не навязывается, а возникает естественно.

2. Эффективная работа - командная работа

Пока вы не построите сплоченную команду, не увидите ощутимого результата. Коллектив, в котором каждый работает сам по себе и ради своей цели, не поможет компании развиться. Эффективный лидер должен сплотить коллектив или разбить его на команды, которые будут работать над конкретным результатом. Каждый участник коллектива должен понимать, что он - часть большого механизма, который работает над масштабной целью.

3. Разработайте совместный план работы перед началом проекта.

Раздавать приказы - это не по правилам лидерства. Чтобы построить

продуктивную работу, советуйтесь с подчиненными и берите во внимание их мнение. При работе над крупным проектом вовлекайте в него максимум работников.

4. Делайте акцент на развитии

Обучение сотрудников и тренинги дают хороший толчок для развития компании. Не забывайте, что хороших результатов добиваются те, кто не стоит на месте. Рынок развивается - и ваша команда должна успевать за ним.

5. Мотивируйте сотрудников - и не только морально

Запомните: никто никогда не будет работать на вас ради идеи. Сколько бы вы ни твердили о важности работы, о глобальных целях и масштабных свершениях, по-настоящему мотивируют людей только деньги. Раз в полгода пересматривайте зарплату сотрудников, вводите бонусы и премии за эффективную работу, поддерживайте инициативы и перевыполнения планов материально.

6. Никуда без постоянного саморазвития

Нельзя требовать от сотрудников того, чем сами не можете похвастаться. Кроме обучения сотрудников, нужно развиваться самому, чтобы хорошо разбираться в своем деле. Следить за новинками оборудования, которые предлагает рынок, обучаться новым технологиям производства, понимать, как будет развиваться рынок в будущем. Только так вы поймете, как стать эффективным лидером. И только так лидер сможет вести сотрудников за собой - когда коллеги будут знать, что начальник понимает свое дело.

7. Создайте комфортную демократичную обстановку в коллективе

Лидер должен пресекать конфликты в коллективе и сам подавать пример

подчиненным. А это значит, от вас не должны слышать никаких оскорбительных шуток или выпадов в сторону коллег. Если в команде есть человек, который разлагает обстановку, с ним нужно без сожалений расставаться. Строить демократию -

искусство: нужно разрешать людям проявлять инициативу и говорить, что они думают, но при этом контролировать процесс.

8. Признавайте право на ошибку

Не наказывайте за промашки, особенно если человек только начал работать или взялся за новый проект. Разберитесь в ситуации и постарайтесь понять, почему так получилось. Если будете за каждую ошибку штрафовать, мало кто захочет с вами работать. И не относитесь к себе слишком строго - у босса тоже есть право ошибаться. Умейте признавать свои неудачи, извлекать из них правильные уроки.

9. Будьте честны и открыты с коллективом

Рассказывайте работникам, над чем сейчас работает компания. Это важное правило лидерства, которым многие пренебрегают. Когда сотрудники знают, зачем они трудятся, это помогает работать продуктивнее. Не скрывайте будущие планы компании, раскрывайте реальное положение дел - это повышает лояльность работников и повышает эффективность.

10. Поддерживайте сотрудников

Хороший босс знает, что его сила в команде. Команду нужно ценить и уважать, и не только топ-менеджеров, но и технический персонал. Покажите, что работа каждого - и диспетчера, и уборщика, и курьера - ценна и важна для компании.

Заключение

Таким образом, выяснилось, что даже проявляя сходные черты в сходных ситуациях, лидеры могут проявлять совершенно несхожие качества во всех остальных ситуациях, так что в целом их характеры будут отличаться практически по всем параметрам. Кроме того, исследования приводят к выводу, что так называемые «лидерские» качества (например, высокие интеллектуальные способности) не могут быть присущи только какому-то одному индивиду. Не следует полагать, что подобные «лидерские» качества редко встречаются у большинства людей и что они в силу этого являются непригодными к роли лидера. Что касается самих лидеров, то они не должны быть похожи на своих последователей, но и не должны резко отличаться от них. В целом современные исследователи пытаются выработать такие концепции лидерства, которые можно применить как к современным общественным системам, так и к общественным системам прошлого. Все же для более правильного понимания лидерства в самых разнообразных политических и социальных средах требуется больше обобщающих концепций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.

2. Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90-98.

3. Ануфриева В. Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования): Сб. науч. трудов / Под ред. Б. Л- Парыгина. Л., 1973. С. 64-77.

4. Бемдас Т. В. Вожаком может быть каждый // Директор школы. 1999. № 8. С. 48-52.

5. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000а. 167 с.

6. Бендас Т. В. Методика изучения организованности группы и ее лидеров // Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщ. Всесоюз. симпоз. по социальной психологии. Ч. IV. Кострома, 1986. С. 8-9.

7. Бендас Т. В. Об изучении лидерства в группах разного уровня организованности // Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тез. науч. сообщ. советских психол. к VI Всесоюз. съезду общ. психол. СССР. Ч. 3. М. 1983. С. 467-469.

8. Гончаров В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности (опыт социально-психологического исследования спортивных команд): Автореф. дне. ... канд. филос. наук. Л., 1971. 14 с.

9. Емельянов К). И. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя. дне. ... канд. психол. наук. Л., 1975. 183 с.

10. Жеребова II. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1976. С. 158-161.

11. Зайцева Е. Л/. Изучение качественно-количественной характеристики лидерства в зависимости от уровня развития группы как коллектива // Ученые записки Ярославского и Костромского пединститутов. Вып. 45. Ярославль, 1976. С. 64-70.

12. Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах = Principle Centered Leadership. - М.: Альпина, 2009. - С. 302. - ISBN 978-5-9614-1000-6.

13.https://&udbooks.net/1206861/menedzhment/sotsialno_psihologicheskaya_ harakteri&ika_ponyatiya_lider

14.http://www.sociocity.ru/scitys-285-1.html

15 .https://school.bigbird.ru/articles/kak-^at-liderom- 10-pravil-uspeha/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.