Тужба Эмир Нодариевич
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного технологического университета
(e-mail: [email protected])
Социально-психологические особенности кавказских этносов
Аннотация
В статье рассматривается сходство различных аспектов жизнедеятельности кавказских культур, составляющих основу их общей этничности.
Annotation
In this article we'll compare various aspects of the life of Caucasian cultures form the basis of their common ethnicity.
Ключевые слова: психологические универсалии, примордиализм, этническая идентичность, традиционализм, коллективизм.
Key words: psychological universals, primordial's, ethnic identity, traditionalism, collectivism.
науке давно обсуждается
В зависимость психических характеристик народов от среды обитания, природы. Племена, и народы развиваются в условиях конкретной географической среды. Можно утверждать, что особенности социального и политического устройства общества, его культурные особенности в немалой степени есть следствие естественно-географического ландшафта. Географическая среда воздействует на все стороны человеческой деятельности на всех этапах человеческой истории.
Фундамент истории есть история труда народа по преобразованию природы, среди которой он живет. Человек, воздействуя на окружающую природу, осваивая ее, одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, душу и мысль - ею. В ходе своей истории каждый народ не только обретается в диалоге с природой своей страны, но и вступает на поверхности земли в горизонтальные контакты с другими странами и народами - в торговле, войнах, дипломатии, в культурном обмене [3, с. 31].
Описание кавказских этносов - их быта и нравов - присутствует в многочисленных воспоминаниях офицеров русской армии и путешественников, в том числе и иностранных. Происходил "культурный обмен" между воюющими сторонами: черкесы, как и другие горские народы, приобщались к русской культуре, а русские к их обычаям и нравам, переняли форму, оружие, приобрели опыт ведения боевых действий в горах. Тактика и стратегия
горских народов Кавказа вырабатывались и применялись, прежде всего, на основе сложившейся здесь экономики. Не будучи в состоянии противопоставить регулярной царской армии такую же свою регулярную армию, не принимая генеральных сражений, горцы систематически и упорно в течение нескольких десятков лет вели партизанскую войну, которая только и могла дать возможность сопротивляться царским войскам.
Длительный опыт сосуществования различающихся между собой кавказских этносов породил то ментальное своеобразие, которое нашло выражение в понятии "кавказец". Не столь давно появился даже термин "кавказская цивилизация" [Р.Г. Абдулатипов]. С одной стороны, Кавказ по своей культурной сути плюралистичен: на Кавказе нет титульной нации, нет "этноса-лидера". С другой стороны, есть и аргументы в пользу единых цивилизационных особенностей. Об этом говорят следующие факты:похожие природно-ланшафтные условия, сходные виды и способы труда, одинаковые условия быта, совпадающие обычаи, традиции, нравственные заповеди и запреты. Эти этносы обладают общей этничностью, той сложной смесью менталитета и культуры, которая не только характеризует какой-либо народ, но и объединяет его, и отличает от всех других сообществ. Несмотря на мозаичность культур, между кавказскими народами существует множество культурных взаимозаимствований в самых различных сферах жизни. Основа культурного родства народов Кавказа - активная общинная жизнь и высокая значимость родственных связей,
311
преобладание мужского начала, схожесть кодексов чести. Сходство различных аспектов (исторического, демографического, социального, политического и др.) жизнедеятельности кавказских культур является основой их общей этничности.
Среди народов Кавказа можно наблюдать различные уровни этнической и религиозной самоидентификации. К примеру, ингуши и чеченцы считают себя разными народами, но признают и подчеркивают свое этническое родство (их языки принадлежат вайнахской, или нахской, языковой группе). Аналогично абхазы, адыги, абазины, черкесы уделяют большое внимание этническому родству между собой. Народы, говорящие на тюркских и индоевропейских языках, также находят свое место в пределах этой общей кавказской самоидентификации.
Для кавказцев характерна, прежде всего, генеалогическая идентичность. Это объясняет фиксируемое практически у всех народов Кавказа стремление к сохранению "чистоты крови", крайне негативное отношение к смешанным бракам, прежде всего по этногенетическим причинам. Важной отличительной особенностью кавказцев, также связанной с генеалогической доминантой, является устойчивое воспроизведение родоплеменных ценностей, учет древних кровнородственных связей в формировании современного отношения к представителям не только другого этноса, но и рода, племени в составе своего народа.
Вместе с тем исследователи, изучавшие жизнь и быт кавказцев, отмечали амбивалентность в их отношении к "чужакам": если незнакомец приходит в дом, он встречает теплый прием и гостеприимство, однако, если встреча с чужим человеком произойдет за пределами жилища, на горной тропе, ситуация может быть диаметрально противоположной - его ограбят и убьют [6, с. 10].
В этом явлении, с одной стороны, обнаруживается влияние архетипа Дом, продуцирующего рефлексию жилища как п р ос т р а н с т в а , в ко т ор о м н е д о п у с ти м ы агрессивные действия по отношению к кому бы то ни было, с другой - сохраняющееся и по сей день специфическое отношение народов Кавказа к социальным нормам: система права, юридически оформленные законы в общественном сознании воспринимаются в значительной степени лишь настолько, насколько они не противоречат естественному праву, закрепленному в традициях, обычаях, народном этосе. И если возникает дилемма между соблюдением закона, запрещающего совершать насилие над любым человеком независимо от его
социального и этнического статуса, и народным обычаем, утвержденным в традиции, то горец нередко отдает предпочтение последнему. При этом нарушение закона, если это деяние не противоречит традиции, очень часто рассматривается кавказцами как нормальное явление [5, с. 4].
Исторически жители гор всегда находились в экономической и социальной зависимости от жителей равнин, имеющих более выгодные условия для хозяйствования. В настоящее время это разделение в определенной степени условно. Но чеченский кризис, показал очевидность психологических различий между представителями "жестких" горных тейпов и "мягких" равнинных [7, с. 223].
Существуют и другие связи между природными и социальными параметрами. С.А. Арутюнов отмечает их плавное изменение по оси с северо-запада на юго-восток - от равнин в сторону гор. С одной стороны, "падает увлажненность и плодородность почв, количество пахотных земель, снижается облесенность и нарастает гористость и изрезанность рельефа. Вместе с тем нарастает давность и влиятельность ислама, падает уровень общей урбанизации и европеизации, падает и доля русских в составе населения (от 70 % в Адыгее до менее 9 % в Дагестане) [1 ,с. 22]. С некоторыми исключениями, в этом же направлении возрастает этническая мозаичность, а с нею этническая напряженность.
Г.У. Солдатова пишет: "В этничности народов Кавказа господствуют два айсберга. Первый -остатки неистребимого горского менталитета, формировавшегося многие века. С момента Кавказской войны он подвергался систематическому разрушению. Второй -советский менталитет, которому горские народы оказались подверженными в разной степени. Успех "русификации", а потом "советизации" зависел от силы сопротивляемости горской психологии чужеродным внешним воздействиям. Наряду с общей советской идентичностью горские народы имели идентичность свою, что и позволило распаду СССР в этом регионе сделаться окончательно свершившимся фактом. В континууме психологических универсалий кавказские культуры характеризуются автором как радикальные, андроцентрические,
традициональные [7, с. 223; 225].
Большинство кавказских культур относятся к числу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Активное возрождение на Кавказе традиционных социальных институтов свидетельствует о тяготении этих культур к прошлому. Например, к
212
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)
такому социальному институту как "кровная месть" в конфликтных зонах на Кавказе апеллировали целые народы для оправдания агрессивного поведения ответного характера.
По этому поводу Пола Гарб сообщает: "Рассказывают об абхазских солдатах, которые немедленно после освобождения оккупированной территории совершали преступления против грузин, подобные тем, которые были совершены грузинскими войсками против их собственных семей. Такое может случиться после любой войны, но в абхазской культуре это воспринимается сквозь призму правил кровной мести и поэтому с этим мирятся или, по крайней мере, не осуждают, а виновников, очевидно, не преследуют в судебном порядке" [4]. Кровная месть, по-видимому, представляла собой важный мотив для отдельных абхазских солдат в их действиях против грузин во время войны.
Кавказские культуры в значительной степени ориентированы на мужчин (андроцентрические), женщинам отводятся функции, которые еще в начале ХХ в. строго определялись домашним хозяйством. Однако, женщины здесь никогда не были бесправными. Например, в среде адыгов, абхазов женщины даже после распространения ислама (XVN-XVШ вв.) не надели паранджу и всегда занимали достойное положение.
Особое место в культуре народов Кавказа отводится традиции почитания старших по возрасту. Хотя старики остаются объектом традиционного почитания, реальное участие в руководстве чаще всего принадлежит более активным и влиятельным мужчинам. Институт старейшин, возникший в недрах традиционного общества, существует и сегодня. Однако, данный культурный комплекс, доминировавший во всех стратах общества, определяя наиболее важные проблемы семьи, поселения, социума, в настоящее время частично нивелирован, но не прекратил своего существования.
Кавказские культуры тяготеют к полюсу радикализма. Радикализм кавказских народов определяется характерной для них аффективной вовлеченностью в происходящее. Для кавказцев не характерна эмоциональная сдержанность, они скорее склонны подчеркивать свои чувства. В образе жизни горских народов исторически сложился культ силы, и он занимает важное место в их современной социальной среде.
На основе сурового образа жизни у кавказцев сформировался свой специфический способ мышления и восприятия в условиях конфликтных ситуаций: склонность скорее к силовым решениям как наиболее верному, хотя и радикальному способу разрешения конфликтных ситуаций [7, с. 240].
Анализ в контексте межэтнической напряженности этничности и психологических
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И ТОЛЕРАНТНОСТЬ универсалий кавказского суперэтноса свидетельствует о его высоком внутреннем и внешнем конфликтном потенциале. Кавказ - зона пассионарной активности [Л.Гумилев] и синергетического самоструктурирования. Характеристики "кавказского" типа личности, условия культурного многообразия и культурный синкретизм, повышенное национальное самосознание и жертвенная активность, даже вопреки чувству самосохранения, свидетельствуют о том, что он является пространством, на котором идут активные процессы нациогенеза, он является зоной повышенной пассионарной активности. Такие качества, как общинность и регламентированность составляют важную основу механизмов консолидации, диктуют необходимость участия и мобилизации каждого в условиях угрозы этнической безопасности.
Современная Россия на протяжении многих лет переживает острые межэтнические конфликты. В этом контексте особый интерес представляет Кавказ, где сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной системой взаимоотношении и взаимодействия традиционных культурных институтов и религиозно-конфессионального сознания. Очевидно, что позитивная государственная политика в данном регионе возможна лишь с учетом культурно-цивилизационной общности народов, своеобразия их менталитета и социального характера.
1. Арутюнов С.А. Швейцарская модель гор Кавказа /Новый Вавилон №2. 1995.
2. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: 1993. 544 с.
3. Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Эксмо, 2003. 544 с.
4. Garb Paula. The Return of Refugees Viewed through the Prism of Blood Revenge // The Anthology of East Europe Review. Vol. 13. No. 2., 1995.
5.Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России / Социологические исследования. №6. 2002.
6. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. 151 с.
7.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 с.
313