А.В.Ходнаева
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье анализируется проблема исполнительской деятельности сотрудников органов внутренних дел, подходы к изучению данной темы, рассматриваются социально-психологические типы исполнителей и те факторы, которые оказывают детерминирующее влияние на их психологию.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, исполнительская деятельность, социально-психологические, индивидуально-психологические, типы исполнения.
A.V. KHODNAEVA SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERFORMANCE OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
The article examines the problem ofperforming the activities of employees of internal Affairs bodies, approaches to the study of this topic, are considered socially-psychological types ofperformers and those factors that have determined the impact on their psychology.
Key words: employees of internal Affairs bodies, performing activity, socio-psychological, individual psychological, types of execution.
Главной целью реализуемой в настоящее время реформы органов внутренних дел является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России. Отличительными чертами современной российской полиции становится, прежде всего, высокий профессионализм, дисциплинированность и ответственность. Принятие Федерального закона Российской Федерации «О полиции» (от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ) стало новой вехой с истории российских органов внутренних дел и обеспечит дальнейшее поступательное движение российских правоохранительных органов по пути модернизации. Особое внимание в указанном документе уделено вопросам исполнительской деятельности: «неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний вышестоящего руководства и непосредственного начальника» данным законом признается нарушением служебной дисциплины и влечет за собой наложение дисциплинарных взысканий Проблема исполнительской деятельности в органах внутренних дел особенно актуальна ввиду общественной значимости последствий неисполнения управленческих решений в правоохранительной сфере.
Научный интерес к изучению феномена исполнительской деятельности обусловлен целым рядом факторов, среди которых - осознание подлинной роли качественного исполнения для реализации любых управленческих решений, а также растущая потребность в высококвалифицированных, профессиональных кадрах. В контексте социальной психологии эта проблематика актуальна в связи с тем, что руководство людьми ориентировано на организацию эффективного взаимодействия сотрудников организации, подчиненного достижению стоящих перед ней целей при одновременном учете необходимости удовлетворения индивидуальных и групповых интересов в каждом подразделении [2, с.11].
Необходимо отметить, что внимание исследователей направлено в большей степени на проблематику принятия управленческих решений, чем на вопросы их фактической реализации. Реализационная сторона управленческой деятельности, несмотря на ее значимость в деле повышения эффективности управления, остается до сих пор малоизученной.
Характер и содержание исполнительской деятельности сотрудников органов внутренних дел во многом обусловлены наличием стоящих перед ними оперативно-служебных задач, которые с каждым днем становятся сложнее, многограннее, ответственнее.
Так, органы внутренних дел являются самым многофункциональным аппаратом администрации местных органов власти. Сотрудникам органов внутренних дел в рамках повседневной деятельности приходится сталкиваться с различными формами противодействия их служебной деятельности со стороны отдельных лиц, учреждений, организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо обладать способностью к
действию в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять негативным воздействиям, твердой убежденностью в социальной значимости избранной профессии. Как одну из особенностей исполнительской деятельности А.И.Китов назвал ее способность накапливать все ошибки, допущенные руководством, в том числе и при изучении и оценке обстановке и принятии решений. Говоря об организации исполнительской деятельности (т.е. деятельности руководителя) автор подчеркивал необходимость включения объектов манипулирования (т.е. подчиненных) в объективно существующие связи и отношения, свойствами и качествами которых человек не может пренебречь, поскольку реальные ситуации не поддаются произвольному обращению и требуют, чтобы человек с ними считался. В противном случае решения оказываются непосильными для исполнителей и остаются на бумаге. [3, с.454].
Понятие исполнительской деятельности имеет несколько смыслов. Это и исполнительская деятельность музыкантов, и исполнительская деятельность операторов, и повседневное осуществление органами исполнительной власти функций государства в различных сферах жизни общества, и др. Наиболее полную формулировку понятия «исполнительская деятельность», на наш взгляд, дал Журавлев А.Л., определив ее как совокупность или систему методов, приемов и техник реализации управленческих решений, принятых аппаратом управления, руководителем или коллегиальным органом управления [2, с.11].
Необходимо уточнить, что в настоящей статье под исполнительской деятельностью мы будем понимать исполнение поручений руководителей, причем ее (исполнительской деятельности) субъектом может выступать как индивидуальный исполнитель, так и коллектив, или часть коллектива (отделение, экипаж, отдел).
Существует несколько классификаций исполнительской деятельности, в частности, по таким основаниям, как уровень развития рефлексии сотрудника по поводу осуществляемой деятельности, глубина личностных смыслов, а также степень согласованности
профессиональной и внепрофессиональной жизни. На этих основаниях выделяются следующие виды исполнения: нерефлексивная исполнительность, рефлексивная исполнительность,
служение и творческое участие.
Анализируя психологические детерминанты исполнения, А.ЛЖуравлев выделил совокупность характеристик, которые являются одновременно свойствами, как
исполнительской деятельности, так и самих исполнителей. Данные характеристики были представлены в виде полярно сформулированных качеств:
-«целенаправленность-разбросанность (бесцельность)» исполнения - характеризует его с точки зрения сосредоточенности, сконцентрированности на достижении тех целей и задач, которые содержатся в управленческом решении;
-«заинтересованность-незаинтересованность» исполнения - понимается как оценка и переживание субъектом значимости выполняемых им управленческих решений. Внешне она проявляется в активном, энергичном, действенном или пассивном исполнении;
-«самостоятельность-зависимость» исполнения - характеризует реализацию
управленческих решений, указаний, поручений и т.п. собственными силами конкретного субъекта исполнительской деятельности без помощи со стороны или с привлечением других лиц;
-«организованность-стихийность исполнения» - понимается уровень планомерности и дисциплинированности реализации управленческого решений или указаний, мера порядка и точности;
-«ответственность-безответственность» - исполнения характеризует уровень переживания субъектом своей обязанности реализовывать управленческие решения, выполнять указания и поручения руководителя. Высокая ответственность выражается в переживании чувства долга и принятии на себя ответственности за результаты исполнения управленческих решений;
-«компетентность-некомпетентность» исполнительской деятельности - степень подготовленности субъекта к реализации управленческих решений, то есть наличный круг
знаний, умений и навыков, имеющийся опыт и мастерство исполнительской деятельности;
-«творческий характер (или креативность) - рутинность» исполнения понимается как способность создания чего-то нового, оригинального, не предусмотренного содержанием управленческих решений или указаний, исполнения или преобладание шаблонных вариантов мышления и действий.
Соответственно, на основе анализа характеристик исполнительской деятельности по уровням их выраженности представляется возможным выделить социально-психологические типы исполнения: творческий, сверхнормативный, регламентированный, преобразующий, пассивно следующий, низкомотивированный, уклоняющийся. Выделенные типы формируются под влиянием многообразных объективных и субъективных факторов, а их перечень не является исчерпывающим. Исполнительская деятельность детерминирована многообразием социально-демографичес-ких и особенно социально-психологических особенностей членов коллектива в целом и отдельных его сотрудников, которые оказывают влияние на исполнителя. Среди социально-демографических характеристик большую роль играют традиционные распределения по полу, возрасту, уровню и характеру образования, стажу работы (общему, в должности и в конкретной организации), семейному статусу, наличию детей и т. д.
К основным социально-психологическим характеристикам коллектива, влияющим на исполнительность сотрудников органов внутренних дел, как показывает наше исследование, относятся преобладающие социальные установки, стереотипы, нормы и правила поведения, ведущие ценности и идеалы, существующие традиции, обычаи и многое другое. Среди важнейших групповых характеристик, проявляющихся в распределении определенных типов исполнительской деятельности в коллективе, необходимо выделить сплоченность, совместимость и сработанность, внутригрупповую и межгрупповую напряженность и уровень конфликтности, характер взаимосвязей формального и неформального лидерства и т.д.
Исполнительская деятельность сотрудника ОВД тесно взаимосвязана с его индивидуально-психологическими свойствами, которые определяют его управляемость, как важнейшее интегральное психологическое образование исполнителя. К этой совокупности в первую очередь относятся такие индивидуально-психологические свойства исполнителей как: уровень общей культуры, образования, образованности и т.п.; характер (особенности) мотивации, отношения к службе; ценностные ориентации, в целом направленность личности; самооценка; самоотношение, образ Я, представление личности о себе, Я-концепция; уровень притязаний; лидерские качества; уровень профессиональной подготовки, квалификации, опыта работы, мастерства и т. д.
Исполнительская деятельность в значительной степени взаимосвязана с методами и стилем руководства, которые проявляет как непосредственный руководитель, так и система управления в целом. Другими словами, типы исполнительской деятельности порождаются не только самими исполнителями, но и реальным управленческим взаимодействием. Так, деморализующее воздействие на настрой личного состава оказывает обилие приказов и распоряжений, нередко противоречащих друг другу, нереальные сроки и качество исполнения [5, с.11].
В целом, исполнительская деятельность в органах внутренних дел обеспечивается планомерной системой организационно-уставных мероприятий, осуществляемых руководителями всех степеней, а также осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения оперативнослужебных задач.
К сожалению, в сегодняшней деятельности органов внутренних дел все еще встречаются факторы, оказывающие неблагоприятные последствия на исполнительскую деятельность, к ним относятся:
- неэффективный контроль за деятельностью подчиненных;
-недостаточное внутригрупповое взаимодействие в служебных коллективах;
- неблагоприятный морально-психологический климат;
- неэффективное распределении обязанностей (без учета индивидуальных особенностей сотрудников и объема нагрузки);
- недостаточная требовательность, вызывающая рост нарушений дисциплины и законности, а также правового нигилизма среди сотрудников органов внутренних дел.
Анализ данной проблемы показывает, что в современной практике управления руководителям зачастую приходится сталкиваться с такими фактами неисполнения как: несоблюдение сроков выполнения поставленных задач; низкое качество исполнения; невыполнение в связи с халатным отношением сотрудников к исполняемым обязанностям. Все это указывает на необходимость исследования и учета феномена исполнительской деятельности в управлении профессиональной деятельностью сотрудников ОВД.
Литература
1.Александров В.Б. Культура подчинения / В.Б.Александров // Управленческое консультирование. -2005. - N. 3. - С. 28-33
2.Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности / А.Л.Журавлев // Психологический журнал. - 2008. - N° 06. - С. 10-15
3.Китов А.И. Психология управления. М., 1979.
4.Скворцов В.В. Влияние управленческой концепции руководителя на организацию исполнительской деятельности подчиненных: дис. ... канд. психол. наук / В.В.Скворцов. М., 1987. 171 с.
5. Психология управления: учебник / под ред. В.И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011.