Научная статья на тему 'Социально-психологические основания формирования этнического сепаратизма в различных этнических группах'

Социально-психологические основания формирования этнического сепаратизма в различных этнических группах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКИЙ СЕПАРАТИЗМ / ETHNIC SEPARATISM / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ / PEOPLE'S SOCIO-PSYCHOLOGICAL QUALITIES / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATION / УСТАНОВКИ И ИНТЕРЕСЫ / PRINCIPLES AND INTERESTS / ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / OBJECTIVE FACTORS OF SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байрамов Имдад Мустафа Оглу

В данной статье рассматриваются социально-психологические качества различных этнических групп как основание для формирования этнического сепаратизма, как на отдельных примерах, так и путем изложения объективных факторов, влияющих на данный процесс. В частности, рассматриваются социально-экономические, духовно-нравственные и политические факторы, которые влияют на психологию людей, их духовно-нравственные ориентации, установки и интересы. Определено, что ведущей стороной в данном процессе являются экономические интересы каждой этнической группы, характер политической организации общества, история взаимоотношений этих групп между собой. Имеет значение история развития отношений, религиозная конфессия каждой этнической группы, ее язык и духовное развитие (на уровне литературы и искусства). Дальнейшее развитие взаимоотношений между этническими группами зависит от того, насколько гармонично будут развиваться общечеловеческий потенциал их взаимоотношений на основе самобытности и сильной национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL BASIS FOR FORMATION OF ETHNIC SEPARATISM IN VARIOUS ETHNIC GROUPS

The given article reviews socio-psychological qualities of various ethnic groups as a basis for formation of ethnic separatism both on individual examples and objective factors impacting this process. In particular, the article reviews socio-economic, spiritual, moral and political factors which influence people’s psychology, their spiritual and moral orientation, principles and interests. It is determined that economic interests of every ethnic group, character of political organization of the society, and history of relationships of those groups among themselves have a leading role in this process. The history of relationships development, religious confession of every ethnic group, its language and spiritual development (at the level of literature and art) have great meaning. Further development of mutual relationships among ethnic groups depends on the level of harmonic development of the common human potential of their relationships on the basis of authenticity and strong national identity.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические основания формирования этнического сепаратизма в различных этнических группах»

Байрамов Имдад Мустафа оглу

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ .

УДК 351.7: 94: 323

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СЕПАРАТИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУППАХ

© 2016

Байрамов Имдад Мустафа оглу, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)

Аннотация. В данной статье рассматриваются социально-психологические качества различных этнических групп как основание для формирования этнического сепаратизма, как на отдельных примерах, так и путем изложения объективных факторов, влияющих на данный процесс. В частности, рассматриваются социально-экономические, духовно-нравственные и политические факторы, которые влияют на психологию людей, их духовно-нравственные ориентации, установки и интересы. Определено, что ведущей стороной в данном процессе являются экономические интересы каждой этнической группы, характер политической организации общества, история взаимоотношений этих групп между собой. Имеет значение история развития отношений, религиозная конфессия каждой этнической группы, ее язык и духовное развитие (на уровне литературы и искусства). Дальнейшее развитие взаимоотношений между этническими группами зависит от того, насколько гармонично будут развиваться общечеловеческий потенциал их взаимоотношений на основе самобытности и сильной национальной идентичности.

Ключевые слова: этнос, этнический сепаратизм, социально-психологические качества людей, Южный Кавказ, духовно-нравственные ориентации, установки и интересы, объективные факторы социального развития.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL BASIS FOR FORMATION OF ETHNIC SEPARATISM IN VARIOUS

ETHNIC GROUPS

© 2016

Bayramov Imdad Mustafa, PhD, Associate Professor of "Psychology" Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Abstract. The given article reviews socio-psychological qualities of various ethnic groups as a basis for formation of ethnic separatism both on individual examples and objective factors impacting this process. In particular, the article reviews socio-economic, spiritual, moral and political factors which influence people's psychology, their spiritual and moral orientation, principles and interests. It is determined that economic interests of every ethnic group, character of political organization of the society, and history of relationships of those groups among themselves have a leading role in this process. The history of relationships development, religious confession of every ethnic group, its language and spiritual development (at the level of literature and art) have great meaning. Further development of mutual relationships among ethnic groups depends on the level of harmonic development of the common human potential of their relationships on the basis of authenticity and strong national identity.

Keywords: ethnos, ethnic separatism, people's socio-psychological qualities, South Caucasus, spiritual and moral orientation, principles and interests, objective factors of social development.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. История развития и формирования различных этнических групп показывает, что уровень консолидации и самоидентификации определяется в зависимости от различных факторов. Сама история развития человеческого общества по регионам, странам влияет на этот процесс. Среди факторов, таких, как экономический, политический, духовно-культурный, особое значение имеет социально-психологический фактор. Под последним мы подразумеваем совокупность ориентаций, социальных чувств, установок, мотиваций, отражающих внутренний мир человека, его систему нравственных ценностей и норм. Современные процессы формирования национальных чувств, в том числе связанных с этническим сепаратизмом, показывают, насколько важен учет указанного фактора. В этом немалую роль играют современные средства коммуникации, в том числе ИКТ. Важно проследить формирование социально-психологических качеств людей по регионам, этническим группам, по социально-экономическим и культурным показателям. Это даст возможность проводить более взвешенную политику в отношении представителей разных этносов, рас, национальных групп, проживающих на одной территории, в зависимости от истории и длительности этих взаимоотношений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблему в указанном ракурсе исследовали многие специалисты. Следует указать на интересные учебники, в которых достаточно подробно систематизирован материал по указанной проблеме [1, 7, 8]. Выпущены словари по этнопсихологии [11], проводятся многочисленные исследования по характеристике социально-психологических качеств в многонациональных коллективах, семьях, регионах, получены достаточно интересные результаты

[2, 3, 4, 5 и др.], такая работа ведется в каждой стране, поскольку она имеет важное значение для определения необходимого направления социальной политики в отношении различных этнических групп, их социально-экономического и нравственно-культурного развития.

Вместе с тем практика показывает, что вопрос социально-психологических оснований по формированию этнического сепаратизма имеет большое значение и в современный период. Идет «борьба за существование», как и во все времена, однако характер, масштабы и последствия этой борьбы становятся все более непредсказуемыми. Несмотря на попытки отдельных правительств, в частности, западноевропейских, вести социальную политику взаимодействия национальных и этнических групп на уровне толерантности и учета мультикультуральных взаимодействий, миграция представителей ряда стран Ближнего Востока, Северной Африки, других регионов, охваченных «революциями» разных цветов, межэтническими конфликтами, в страны Европы привели к «взрыву» национальной и расовой нетерпимости. Принимаются срочные меры по предотвращению столкновений между местными и пришлыми группами населения. На общеевропейском уровне пытаются принимать оптимальные решения по предотвращению этих столкновений, и максимально гладкой ассимиляции пришлого населения в местные условия проживания.

Общечеловеческие и демократические ценности, которые проповедуют развитые страны, подвергаются серьезному испытанию, заменяясь на узконациональные и эгоистические интересы. Встает проблема сохранения национальной самобытности и ареала проживания в исторически определенных рамках. Видим проявления этнического самосохранения, но в виде активного отторжения пришлых элементов, вплоть до физического устранения. Схожие процессы идут во всех, без исключения, регионах мира.

Байрамов Имдад Мустафа оглу СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Формирование целей статьи (постановка задания). Отсюда, цель данной статьи - показать социально-психологические особенности этнических групп и народностей в кавказском регионе в исторической перспективе и на сегодняшний день, определить характер дальнейшего взаимодействия народов, исходя из базовых ценностей и норм совместного проживания, вошедших в их самосознание.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Известны попытки охарактеризовать особенности социальной психологии каждого народа. Подобная работа ведется как для характеристики в целом народа, так и его различных возрастных, профессиональных, региональных групп. В отношении азербайджанцев, а также почти всех этнических групп, проживающих на территории страны, имеются самые разнообразные исследования. Некоторые из них имеют тенденциозный характер [1, с.107-109], или же в них отсутствует глубокий анализ, даны самые общие, поверхностные суждения, автор довольствуется лишь перечислением исторических реалий в определенной последовательности [16]. Серьезный аналитический подход нужен для того, чтобы исследовать проблему в комплексе. Влияние на социально-психологические процессы, на стереотипы массового сознания оказывают, прежде всего, социально-экономические условия проживания, характер социально-политических реформ, открытость страны зарубежному воздействию, в том числе культурно-нравственному, и т.д.

В этом плане важно дать характеристику развития страны и региона хотя бы на протяжении жизни последний поколений, за 20-30 лет. Ценности и стереотипы социально-психологических установок, ориен-таций, мотивации связаны, прежде всего, с такими направлениями духовной культуры, как устное народное творчество, язык, религия, обрядовость быта, обычаи и традиции, связанные с различными праздниками, обрядами и привычками. Здесь важно упомянуть процессы, которым подвергается духовная культура в условиях глобализации, кросс-культурные и внутрикультурные. Кросс-культурные иногда называют межкультурным диалогом, интеграцией, мультикультуральным взаимодействием.

Однако, независимо от названия, здесь процессы не всегда являются благом для этноса, на который идет влияние. Сочетание «своего» и «чужого» завершается постепенным «вымыванием» самобытных элементов в культуре, прежде всего, из этнически «окрашенного» пласта сознания людей.

Схожесть, подобие образа жизни и стиля жизни растет, в итоге лояльность, толерантность соседствуют наряду с равнодушием к своим особенностям национально-этнического развития, с пренебрежением, порой с эгоизмом. В итоге человек остается этнически «окрашенным» лишь формально, на уровне музейно-фести-вальных обрядов и праздников, и проч.

Внутрикультурные процессы непосредственно связаны с кросс-культурными. Не стоит здесь забывать о такой важной составляющей национальной культуры, как информационное воздействие через возможности ИКТ.

Отметим, что есть особенности этих процессов на уровне регионов, городских и сельских общин. Обычно обрядовость и традиционность лучше сохраняется и больше стимулируется в малых общинах, отдаленных от больших городских агломераций, однако и здесь идут «центробежные» процессы, связанные с маятниковой миграцией, формами хозяйствования и уровнем социально-экономического развития.

Теперь о социально-экономических процессах, также играющих важную роль в формировании социально-нравственных стереотипов и установок, которые, в свою очередь, влияют на процессы возникновения и развития этнического сепаратизма. Речь идет о Южно-

Кавказском регионе, в частности, об Азербайджане. Известные природно-климатические и географические условия были достаточно благоприятными для развития хозяйственных связей и различных экономических укладов. История экономики края свидетельствует о высоком уровне развития различных сфер промышленного производства и сельского хозяйства, причем хозяйственные связи испокон веков были достаточно обширными (Шелковый путь, добыча полезных ископаемых, развитие местных отраслей производства и т.д.). Хозяйственные взаимосвязи, как внутри страны, так и за ее пределами, вне зависимости от политических условий развития, благоприятно влияли на характер и формы взаимоотношений этнических групп. Скрепляющим фактором здесь были также религиозные конфессии (в основном ислам), язык общения (в основном азербайджанский), общность быта и труда.

Благоприятные условия труда способствовали миграции в страну трудовых ресурсов из сопредельных стран, в особенности России и Ирана, формированию этнических групп, которые по своему составу были достаточно крупные (так, в Баку в некоторые десятилетия ХХ столетия проживало больше русских и армян, чем азербайджанцев, особенно до Второй мировой войны). Следовательно, на социально-психологические качества представителей различных этносов, как местных, так и пришлых, оказывало сильное влияние социально-экономическое развитие края и региона, а в Азербайджане в этом деле большую роль сыграл и играет до сих пор нефтяной фактор.

Теперь о политических процессах и их роли в становлении социально-психологических качеств народностей, как основы для формирования этнического сепаратизма.

Территория Азербайджана на протяжении веков была основой формирования и развития разных государственных устройств, как самостоятельных, так и в составе более крупных государств. Политика, проводимая правящими классами, предполагала укрепление централизации через формирование единой идеологии, системы управления, но с учетом местных особенностей социального развития. Речь идет о религии, языке, быте, семейных взаимоотношениях и т.д. Разумеется, в условиях империи (к примеру, Российской) права и возможности этнических групп, не принадлежавших к титульной, были сильно ограничены. Однако возможность обучения, развития сфер промышленного производства и сельского хозяйства также была, в силу законов капиталистического производства и соответствующего общественного развития. Движущим стимулом была прибыль, получение которой являлось главной целью владельцев капитала. Важной задачей было формирование национальной прослойки промышленников, представителей капитала, но процессы в данной сфере замедлялись, причем искусственно, с тем, чтобы эта прослойка не оказалась у власти.

Развитие страны в условиях суверенитета также обусловлено всем предыдущим историческим развитием и современными реалиями. Демократическое развитие страны, формирование правового государства и гражданского общества в немалой степени основано на бережном сохранении всех ценностей и норм социальной жизни, которые связаны с этнической идентичностью. Это нужно для того, чтобы повысить уровень национального самосознания, чтобы сепаратистские устремления погашались в корне, и для них не оставалось бы никаких объективных или субъективных предпосылок.

А теперь перейдем непосредственно к характеристике социально-психологических качеств этнических групп, проживающих на территории нашей страны и возможном влиянии их на формирование этнического сепаратизма. Отметим, что по переписи населения в стране проживают представители многих этнических групп мира.

Байрамов Имдад Мустафа оглу психологические

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

Таблица 1- Национальный состав азербайджанского населения*

Национальный состав 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1999 2009

Численность населения, всего 2314.6 3205.2 3697." 5117.1 6026.5 7021.2 7953.4 8922.4

В том числе:

азербайджанцы 1438.0 1870.5 2494.4 3776.8 4708.8 5805.0 7205.5 8172.8

лезгины 37.3 111.7 98.2 137.3 158.1 171.4 178.0 180.3

армяне 282.0 388.0 442.1 483.5 475.5 390.5 120.7 120.3

русские 220.5 528.3 501.3 510.1 475.3 392.3 141.7 119.3

талыпш 77.3 87.5 0.1 21.2 70S 112.0

аварпы 19.1 15.7 17.3 30,7 36,0 44.1 50.9 49.8

турки 0.2 8.5 7.9 17.7 43.4 38.0

татары 9.9 27.6 29.6 31.8 31.4 28.6 30.0 25.9

таты 5.9 7.8 8.9 10.2 10.9 25.2

Гранины 18.2 23.6 25.8 29.2 26.4 32.3 29.0 21.5

14 хур1 ы 15.6 2.9 6.2 8.5 13.3 15.9 12.3

грузины 9.5 10.2 9.5 13.6 11.4 14.2 14.9 9.9

евреи 30.9 41.2 40.2 41.3 35.5 30.8 S.9 9.1

курды 41.2 6.0 1.5 5.5 5.7 12.2 13.1 6.1

крызы 4.4

удины 2.4 3.2 5.5 5.8 6.1 4.1 3.8

хиналутцы 2.2

Друтиенапии 112.7 94.9 25.5 29.3 31.3 31.3 9.6 9.5

(Азербайджанский государственный комитет по статистике // http://www.stat.gov.az/)

Как видно из таблицы, в стране проживает 17 этнических групп численностью свыше двух тысяч человек, и еще более девяти тысяч представителей других различных народов и народностей. Следует учитывать еще такой фактор, как смешанные в этническом отношении семьи. Здесь национальную принадлежность ребенка определяют родители. При этом обязательно учитывается статус, уровень, скажем, «престижности» той или иной национальности. Кроме того, представители малых народов для того, чтобы их карьера, статус, в целом социальное положение было относительно благополучным, добровольно записывают себя как представителя титульной нации. Здесь тоже есть психологические пружины и подтекст.

Указанные народности проживают в основном на тех территориях, где испокон веков жили их предки. Однако современные социальные процессы, прежде всего, возможности миграции, в том числе и за границу, переезда из одного места в другое (к примеру, из деревни в город) оказывают существенное влияние на социально-психологические чувства и эмоции, интересы и мотивацию представителей каждой этнической группы. Кроме того, даже в рамках одного этноса (к примеру, азербайджанского) сохраняются традиционные связи и отношения у представителей определенного региона или территории. Есть большие общины выходцев из Армении (это беженцы и вынужденные переселенцы), из Нахичеванской Автономной Республики, проживающих в различных городах и других поселениях страны, из северных районов или южных районов страны. Однако отметим, что общинный дух, в виде крепких родственных связей, взаимоподдержки, сохранения традиций в быту, в сознании более ярко выражен у выходцев из Армении и Нахичевани. Сказывается анклавный характер их исторического развития, когда жизнь все время «проверяла» их на выносливость и прочность. И это, несмотря на исторические перемещения, причем насильственные, которым они подвергались на протяжении столетий. Многие социально-психологические качества представители указанных групп переносят на повседневную жизнь, в трудовую деятельность, во взаимоотношения с представителями других этнических групп.

Разумеется, что каждый народ, указанный в таблице, обладает возможностями говорить и учиться на родном языке, имеет свободу вероисповедания, обладает, по 188

Конституции всеми правами и свободами, как граждане страны, в которой проживают. Взаимоотношения между народностями строятся не только, исходя из сегодняшних условий проживания, когда закон уравнивает у всех права и обязанности. Есть историческая память, кроме того, сильное влияние оказывает на формирование представлений о других народностях, в том числе и о своей, повседневные контакты на совместной работе, т.е. сходство жизненных ситуаций способствует становлению общих черт в социально-психологических качествах людей. Очень важна пропаганда различных политических ценностей, формирование стереотипов мышления, на эту почву, порой очень благоприятную для становления этнического сепаратизма, ложатся идеи пропаганды (порой очень незаметной), которую ведут враждебные стране международные структуры с целью разобщения людей, создания вражды и ненависти к друг другу на национальной почве, и т.д.

Большую роль в становлении социально-психологических качеств людей играют религиозные взгляды и стереотипы. К примеру, еще в 30-40-е годы прошлого столетия часть мусульманского населения была убеждена, что в религиозный праздник иудеев обязательно должна быть пролита кровь неверного, в данном случае мусульманского или христианского ребенка, и в этот день многие родителя не выпускали детей на улицу из страха того, что ребенок будет убит и его кровь будет замешана в лепешку «маца», которую выпекают в этот праздник у евреев [17].

Кроме того, важную роль играют политические конфликты и их последствия. Так, в период сталинских репрессий и тоталитарного режима, в условиях которого жили советские люди, практиковалось переселение больших человеческих масс исключительно по этническому признаку в угоду политическим интересам. На территории Южного Кавказа таким образом перемещались азербайджанцы из Армении в 1948 году, турки-месхетинцы из Грузии (в Казахстан), и многие другие народности. Все это отражалось на стереотипах мышления этих людей, на формировании конфронтации с властями, хот и скрытой, наяву проявлялись социальные чувства, связанные с предубеждением в отношении властей, и всех людей, относившихся к одинаковой с ними национальности. Турки-месхетинцы частично вернулись назад, но не в Грузию: в основном они живут теперь в Узбекистане, в Казахстане и в Азербайджане. Несмотря на любовь к своей родной земле, вернуться туда они не могут, поскольку до сих пор для этого не созданы соответствующие условия. Люди предпочитают уезжать в Турцию. Что касается их социально-психологических чувств, попыток к этническому сепаратизму они не проявляют, однако в послевоенные годы неоднократно были обращения к властям с требованием вернуть им когда принадлежавшие им в Грузии земли.

Даже если нет сепаратистских устремлений и замашек, в сознании представителей каждой этнической группы формируется представление о своей идентичности, рамки которой не должны разрушаться, иначе появляется чувство ущемления, несправедливости в отношении своих соплеменников, желание возместить это каким-либо образом. Обычно имеются люди, которых Л.Гумилев назвал бы пассионариями, которые чувствуют остроту положения и несправедливость в отношении людей больше, чем другие. Это поэты, певцы, политические деятели, люди образованные, лучше других понимающие сложившуюся ситуацию. Зачастую они становятся лидерами социально-политических движений, являясь и духовными лидерами народа. Таким был, к примеру, Мухаммед Игбал, поэт и философ, много сделавший для независимости своей страны [18].

На социально-психологические представления на уровне эмоций, социальных чувств, эмпатии, на формирование интересов и установок влияют характер и формы непосредственных контактов между предста-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Байрамов Имдад Мустафа оглу СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

вителями отдельных этнических групп. Так, отношения между армянским и азербайджанским народами в местах совместного проживания, вне зависимости от характера политических процессов, имели прагматический характер, налаживались бытовые и хозяйственные связи. То есть реальность, ее требования преобладали в сознании людей, которыми руководствовались в повседневной жизни. Однако историческая память хранит в себе знания, эмоциональную оценку (порой, не всегда справедливую) о событиях предыдущих десятилетий и даже столетий. Если же при этом какие-либо факты усиленно муссируются в угоду политическим интересам, то в сознании людей на уровне антипатии и даже агрессии формируются основы для развития этнической неприязни и сепаратистских намерений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. История общественных отношений показывает, что социально-психологические качества, ведущие к этническому сепаратизму, развиваются благодаря не только национальному характеру, темпераменту людей, но и в целом образу жизни, который они ведут. Пока уровень жизни, социальное развитие формирует средний класс, политические противоречия в обществе не ведут к повышению социальной напряженности. Однако столкновение приоритетов одних этнических групп с другими происходит, прежде всего, из-за экономических проблем, решение которых не могут обеспечить политические структуры. В целях удержания власти ведется целенаправленная работа по пропаганде национальных ценностей, если этой работы оказывается недостаточно, в ход вступает мифотворчество, т.е. переписываются страницы истории, переделываются события, идет фальсификация всех возможных материалов с тем, чтобы достичь желаемого. Идет информационная война, которая стимулирует процесс формирования социально-психологических качеств людей, обостряет национальные чувства, в том числе различные фобии, национализм и т.д.

15. Oliyev B.H. Ekologiya va etnopsixolopiya / / Dirgali;? XXI asr, 2001, №1-2, s. 181-184

16. Xalqin milli xüsusiyyatlari va madaniyyat amili // http://www.millet.az/

17. Даль В.И. Записка о ритуальных убийствах. М.: "Витязь", 1995

18. Елизарова Р.А., Сухочев А.С. Прогрессивные писатели Пакистана. Ташкент: 1978.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. 4-е изд. -М.: Академия, 2008. - 320 с.

2. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. — 1983. — № 2.

3. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1971

4. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. — М., 1996

5. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. — 1996. — № 12

6. Кадырова Р. Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков. Социально-психологический анализ. Баку, «Кавказ», 2007. - 247 с.

7. Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993

8. Левкович В. П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. — М., 1993

9. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М., 1973

10. Сухарев В., Сухарев М. Европейцы и американцы глазами психолога. — Минск, 2000

11. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1

12. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. - М., 1998

13. Bock P.K. Continuities in psychological anthropology. — San-Francisco, 1980.

14. Brishn R.W., Cushner K., Cherne C., Yong M. Intercultural interactions: a practical guide. — Beverly

Hills (Cal.), 1986._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.