Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКА КАК НОСИТЕЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКА КАК НОСИТЕЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ОБЩЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

Рассматриваются психологические слагаемые поведения, жизненных ценностей носителей молодежной субкультуры. Изучение теоретических аспектов психологии подросткового возраста, молодежной и криминальной субкультуры позволит полиции эффективно выполнять свои профессиональные обязанности по предупреждению преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TERMS OF BEHAVIOR AND OUTLOOK OF A TEENAGER AS THE BEARER OF THE YOUTH SUBCULTURE

The article deals with the psychological terms of behavior, social values carriers youth subculture. The study of the theoretical aspects of the psychology of adolescence, youth and criminal subculture will allow police to effectively carry out their professional duties to prevent crime.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКА КАК НОСИТЕЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ»

ВОПРОСЫ психологии

И ПЕДАГОГИКИ

СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОРАБЛЕВ,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин

ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКА КАК НОСИТЕЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Рассматриваются психологические слагаемые поведения, жизненных ценностей носителей молодежной субкультуры. Изучение теоретических аспектов психологии подросткового возраста, молодежной и криминальной субкультуры позволит полиции эффективно выполнять свои профессиональные обязанности по предупреждению преступности.

Ключевые слова: молодежная субкультура, психология подростка, неформальные группы, общение сотрудника полиции.

S.Ye. Korablyov, assistant professor of the social-humanitarian and economic sciences chair, master of sciences (psychology), an associate professor, Russia Ministry of the Interior Institute (Voronezh City); e-mail: kafedra sgd yandex.ru, tel.: 8 (473) 247-67-07.

Psychological terms of behavior and outlook of a teenager as the bearer of the youth subculture.

The article deals with the psychological terms of behavior, social values carriers youth subculture. The study of the theoretical aspects of the psychology of adolescence, youth and criminal subculture will allow police to effectively carry out their professional duties to prevent crime.

Key words: youth subculture, psychology, adolescent, non-formal groups, professional communication of a police officer.

Сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, как и любому сотруднику правоохранительных органов, вовлеченному в процесс профессионального общения с подростками, важно четко представлять, что являет собой молодежная субкультура, какие психологические особенности ее носителей надо учесть, чтобы сделать эффективной свою работу по предупреждению противоправных, преступных деяний.

Очевидно, что подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, обладающую определенной системой ценностей, норм поведения, вкусов, форм общения, существенно отличающихся от тех же компонентов культуры взрослых и характеризующих жизнь молодежи примерно от 10 до 20 лет1.

Такой значительный возрастной диапазон носителей данной субкультуры обусловлен рядом факторов: увеличением времени школьного об-

учения, отсутствием необходимости в трудовой занятости, акселерацией.

Сам факт существования молодежной субкультуры говорит о сложности процесса социализации - усвоения социально одобряемых норм поведения. Субкультура молодежи оказывает неоднозначное воздействие на ее носителей. Значительная доля протеста, отчуждения, оппозиции, нигилизма в реакциях на воздействие правил мира взрослых, с одной стороны, отчуждает, отделяет часть молодежи от общей культуры, с другой -способствует восприятию, пониманию и, наконец, принятию ею общепринятых ценностей, норм, социальных ролей, ибо в споре рождается истина2.

Субкультурная активность части молодежи (например, вовлеченность в то или иное молодежное движение) может быть обусловлена рядом факторов, субъективных и объективных по своей природе. К психологическим (субъектив-

ным) факторам этой активности следует отнести личностное развитие. Именно этот критерий служит существенным показателем, разделяющим молодое поколение на тех, кто не испытывает трудностей в коммуникативном, познавательном, ценностно-ориентировочном, творческом познании мира, и на тех, для кого эти трудности являются жизненной преградой.

Первые - та часть молодежи, которая обладает развитой коммуникативной сферой, эффективно познает окружающий мир, стремится следовать системе нравственных правил, усвоенных в разнообразии жизненных ситуаций, творчески занимается преобразованием мира и соответственно в целом разделяет общекультурные жизненные ориентиры.

Вторые - те представители молодого поколения, кто столкнулся с трудностями в процессе освоения правил жизни общества, предпочел альтернативный вариант поведения, чаще всего идущий вразрез с мнением большинства. Зачастую такие формы поведения указанной группы молодежи, как протест, оппозиция, отклонение от социально одобряемых норм, обусловлены возложением ответственности за собственные проблемы на других (чаще взрослое окружение), тех, кто «не принимает их всерьез», «недостаточно понимает», «запрещает», «достает нравоучениями», «делится жизненным опытом» и т.п.

К объективным факторам субкультурной активности молодежи следует отнести место жительства. Город, в сравнении с сельской местностью, предоставляет молодежи большие возможности для самореализации в социальном, интеллектуальном, культурном аспектах. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Другим фактором, определяющим вовлеченность молодого поколения в субкультуру, является возраст. Среднестатистический пик активности приходится на 16-17 лет, а к 21-22 годам она заметно падает.

Специфика ценностных ориентаций молодежи, вовлеченной в так называемый неформат, проявляет себя в определенной степени ограниченности сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением3. Молодежная субкультура носит большей частью развлекательно-рекреативный и потребительский характер. В меньшей степени в ней проявляется энергия познания, созидания и творчества. Значительная часть российской молодежи, к сожалению, соответствует общемировым тенденциям ориентации

на массовую культуру, эталоны которой проникли и в сознание, и в образ жизни и стали выгодной альтернативой ценностям национальной культуры. Носители ценностей массовой культуры отличаются примитивизмом в контексте эстетического мировосприятия. Другими словами, взрослое окружение с сожалением отмечает убогость и посредственность этических и эстетических предпочтений школьников, сформированных посредством Интернета, телевидения, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, разрушающим традиционные моральные ценности и лишающим молодежь истинных ориентиров красоты и добродетели.

Нельзя обойти вниманием значимую в контексте правоохранительной деятельности тенденцию к группированию у подростков. Данная тенденция обусловливает существование автономных молодежных образований, что соответствует особенностям психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Именно в эту пору активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению. Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляет себя в моде на образ жизни, способы коммуникации, варианты получения удовольствия, хобби, одежду, музыку и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой - желание протеста, порой даже неосознаваемого.

Протест (оппозиция) - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Она характеризуется непостоянством, избирательной направленностью. Обычно эта реакция свойственна подростку, в семье которого часто происходят конфликты, и направлена она против родителей - инициаторов сложной жизненной ситуации для себя и особенно для подростка. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемление самолюбия, завышенные требования, запреты или напряженные отношения с близкими.

Реакции протеста проявляются и в семье, и в школе по отношению к учителям и отличаются степенью активности.

Пассивные реакции протеста предполагают замаскированную враждебность, недовольство, обиду в отношении представителей взрослого окружения. Именно с ним у подростка не будет

прежнего психологического контакта - более того, очевидным станет стремление избегать всяческого общения. Напротив, активный протест выражается в виде непослушания, грубости, провокационного и даже агрессивного поведения в ответ на противодействие взрослого, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

Особенностью большинства таких реакций является их непродолжительность, чаще всего их демонстрируют подростки с возбудимым типом акцентуации характера. Однако в случае психопатии или органического заболевания головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться возбуждением по типу «двигательной бури». Аффективно заряженный подросток способен к применению насилия, порче предметов, вербальной агрессии в отношении тех лиц, кто, по его мнению, спровоцировал кризисную ситуацию для него. Нарушение поведения сопровождается очевидными вегетативными реакциями (высокий темп дыхания, порывистая речь, двигательная активность, бурные вазомоторные реакции).

Активные реакции протеста выражаются в мести, стремлении совершать поступки назло, причинить моральный, материальный, физический вред человеку, нанесшему обиду. В этом случае подростком могут использоваться оговоры, ложь, кражи, вариации провокаций и манипуляций вплоть до жестоких поступков (например, убийства животного, принадлежащего этому человеку). Подросток проявляет протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакций не соответствует раздражителю. Из-за обиды после наказания или вследствие чрезмерных претензий родителей подросток может убежать из дома. Некоторые подростки с истерическими чертами характера стараются не убегать далеко, хотят, чтобы их заметили знакомые или родители, обратили внимание на их побег и вернули домой. Некоторые после этого требуют к себе особого внимания или стремятся вернуть прежнее отношение близких. В некоторых случаях реакция протеста закрепляется как тип поведения по отношению к взрослым вообще.

Реакция оппозиции особенно ярко проявляется в поведении подростка, когда происходит повторный брак родителей и в семье появляется отчим или мачеха и их дети или если в семье рождается еще один ребенок. Вариацией протеста является ревность, причиной которой становится утрата прежнего внимания и роли в семье. Именно тогда возникает соперничество с новым членом семьи за восстановление прежней степени внимания родителей. В поведении таких подростков может быть нарочитость, бравада, стремление шокировать всех своим поведением. Напри-

мер, подростки начинают употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, прогуливают занятия в школе, нелепым образом изменяют свою внешность и т.п.

Реакция протеста чаще всего свойственна подросткам с истерическими чертами характера, когда главной целью является привлечение внимания к собственной персоне любым способом, стремление вернуть прежнюю любовь значимых взрослых. Такие подростки могут нарочито бравировать употреблением алкоголя, особенно если родители негативно относятся к пьянству.

Вышеуказанные эксцессы поведения являются сигналами о необходимости оказания помощи со стороны взрослых. Последним нужно уметь разглядеть психологическую подоплеку поступка подростка, который не всегда умеет выразить словами свое состояние и психологическую проблему.

Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если оно не достигает степени крайних асоциальных проявлений. Но если «лидер» референтной группы имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая общность может превратиться в «банду», тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в «борьбе» с которыми проходит вся их жизнь. Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, «качаются», чтобы увеличить свою физическую силу, овладевают искусством уличного боя, придумывают какое-либо «устрашающее» название для своей группы. «Лидер» становится для них непререкаемым авторитетом, обычно он бесстрашен, всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы. Группа собирается во дворе или ином месте (подвал, чердак, пустырь, стройка). В дальнейшем действия группы могут приобрести агрессивную асоциальную направленность. Спорт может быть заброшен, значительное количество времени уделяется алкоголю, наркотикам, азартным играм, сексуальным оргиям (для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой).

Далеко не всегда подростки создают такую «банду» с асоциальными формами поведения. Реакция группирования может объединять подростков и по интересам - занятию спортом, каким-либо хобби. Но практика показывает, что в любой неконтролируемой родителями группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный увлечь других членов группы асоциальным способом достижения удовольствий.

Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью подростки поддаются отрицательному вли-

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

янию, чем положительному, связанному в целом с общественно полезной деятельностью, трудом.

Современное массовое сознание нивелировало идею труда как основную форму жизнедеятельности человека. У некоторой части современной молодежи праздный отдых, досуг, заполненный развлечениями, превратились в основной образ жизни, вытеснивший труд как важнейшую потребность. Важнейшей жизненной установкой стала готовность обусловливать удовлетворенность жизнью вообще удовлетворенностью досугом. В целом по отношению к молодежной субкультуре можно сказать об отсутствии у ее носителей избирательности в культурном поведении. Времяпрепровождение некоторых групп молодежи включает в себя стереотипные варианты досуга, реализация которых основана на групповом конформизме. Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей.

Тревогу у всех, кто вовлечен в процесс воспитания молодежи, вызывает тот факт, что на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей находится компьютер, на втором - телевизор. Лишь следующее место в списке занимает школа, воспринимаемая чаще всего как среда обитания, а не место саморазвития, эффективной межличностной коммуникации. В конце списка у некоторой части молодежи оказывается семья. Свой собственный язык (сленг), погружение в неформальные молодежные объединения - все это выступает значительным препятствием на пути формирования психологического контакта между поколениями.

Сотрудникам, занимающимся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, важно понимать психологию молодого человека, выбравшего для себя определенный стиль поведения, жизни, соответствующий определенному неформальному объединению. Одной из возрастных закономерностей развития подростка, способствующей погружению в «субкультурный неформат» группы сверстников, является реакция протеста.

Неформальные группы со своеобразной формой общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями, возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни, удовлетворяют информационные, эмоциональ-

ные и социальные потребности подростков: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить с взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье. Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом - от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами4.

С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.

Взаимодействие в субкультуре чаще строится не на симпатиях или антипатиях, а на основе определенного положения, занимаемого ее членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. В связи с этим становятся вполне объяснимыми факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей.

В информации, представленной в средствах массовой информации, существует значительное количество эмоционально насыщенных отзывов о представителях тех или иных молодежных неформальных объединений. В поле зрения психологически компетентного сотрудника полиции всегда должны быть носители внешних или внутренних атрибутов того или иного молодежного движения, которому присущи элементы радикализма, экстремизма и конфронтации с носителями официальной культуры. Для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних представляется актуальным психологическое изучение образа жизни, принципов, норм, идеалов, способов коммуникации и разрешения конфликтов, внешней атрибутики представителей молодежных объединений: автостопщики, антифа, байкеры, бейс-джамперы, неонацисты, новые левые, панки, растаманы, реконструкторы, рэйверы,

рэпперы, бэггеры, гопники, кроссеры, лимонов-цы, любера, скинхеды, толкиенисты и др.

Диапазон оценок старшим поколением молодежных субкультур чаще всего ограничен, с одной стороны, настороженностью, с другой - агрессивным неприятием. В последнем случае молодежное миропонимание ассоциируется с понятием «контркультура». В глазах поколения «отцов» молодежь прямо или косвенно отвергает «традиционное» мироощущение. Заменяет его своим «современным» способом бытия. В этой замене присутствует зерно конфликта - обоюдный намек («отцов» и «детей») на мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Процесс социализации юношества в целом осложняется крайним обострением вышеуказанного конфликта поколений. Его выражением являются нападки взрослых на стиль поведения, образ жизни и мировоззрение молодежи, которые считаются извращенными, деструктивными, аморальными. Трудности положения подростков могут быть преодолены за счет признания и понимания взрослым поколением актуальности удовлетворения потребности молодежи в приобщении, причастности к обществу, в самоутверждении, самосовершенствовании. Другим немаловажным фактором сближения поколений должны стать рефлексивное движение навстречу друг другу, поиск так называемых точек соприкосновения и согласия. Взрослые обязаны создать условия для реального выхода подростка на серьезные дела общества, стимулировать таким образом его личностное развитие за счет предоставления возможности занять активную социальную позицию. Как и другие периоды развития индивида, подростковый и юношеский возраст можно назвать трудным и даже опасным. В этот самый период подросток может стать причиной собственных душевных переживаний, принести беспокойство в жизнь родных и учителей, незнакомых людей, сотрудников полиции. Желание отстоять свою индивидуальность в социальных коллизиях приводит к тому, что взрослыми (обывателями) поведение подростка воспринимается как амбициозное, конкурентное, вызывающее, протестное и т.п. В результате психологи, литераторы, драматурги, учителя и родители заявляют о «проблеме отцов и детей» и «конфликте поколений» как о неизменном факторе, влияющем на взаимоотношения взрослых и подростков.

Отсутствие психологической компетентности у родителей, учителей, сотрудников полицейских структур приводит к трудностям (порой непреодолимым) в общении с подростками. Фундаментальной ошибкой многих взрослых людей в общении с представителями данной возрастной категории является ортодоксальность взглядов

и представлений относительно подросткового возраста. Другими словами, обывательский, непсихологический взгляд на проблему развития личности на подростковом этапе изобилует стереотипами, примитивной предвзятостью и проявляется в существовании следующих мифов о подростках. Нижеприведенные мифы базируются на психологической природе стереотипа как такового, выраженной в необходимости получения в максимально короткое время самой конкретной и упрощенной информации.

Первый миф основан на обыденно-психологическом, упрощенном, но очень устойчивом представлении о том, что отрочество (от 10-11 до 15 лет) - возрастной этап проявления всевозможных аномалий и патологий, проявляющихся во внутриличностной(интрапсихической) и внешней (интерпсихической) формах жизнедеятельности индивида.

Второй миф определяет отношение окружающих к представителям указанной возрастной группы как к детям, не имеющим принципиальных индивидуальных различий, развитие которых происходит во многом синхронно, на основе каких-либо универсальных схем. Задумаемся над тем, что, даже упоминая слово «подросток» в разговоре о ком-либо, мы оказываемся в плену стереотипа.

Третий миф обусловливает определенную степень безразличия к проблемам подростков со стороны окружающих, считающих, что психологические трудности данного возраста - это удел самостоятельной борьбы подростков, их собственной активности, нацеленной на преодоление последних.

Сотрудникам органов внутренних дел, занимающимся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних, недопустимо оставаться в плену вышеуказанных стереотипов. Одной из главных профессиональных задач для данных категорий сотрудников ОВД должно стать получение максимальной по объему объективной информации о психическом развитии индивида в подростковом и юношеском возрасте как фундамента профессионального взаимодействия, психологически грамотной коррекции правосознания и поведения.

S Ы S

1-, о

1-, $

и С

S S

1-,

о <

о

X S и

с

3 и о а С О со

1 Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. № 10.

2 Brake M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada. - London: Routledge & Kegan Paul, 1985.

3 Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. - М., 2004.

4 Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.