Научная статья на тему 'Молодежная субкультура и девиантное поведение молодежи: асоциальные молодежные группировки'

Молодежная субкультура и девиантное поведение молодежи: асоциальные молодежные группировки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2072
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ДЕВИАНТНОСТЬ / DEVIANCE / ГРУППИРОВКА / GROUP / АSSOCIATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / АССОЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клячкина Наталия Львовна, Пачколина Евгения Николаевна

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит частое применение в исследованиях молодежных субкультур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клячкина Наталия Львовна, Пачколина Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURE AND DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE: ANTISOCIAL YOUTH GROUPINGS

In modern society there is a considerable variety of such subcultures, but in sociology this notion finds its most frequent application in studies of youth subcultures and deviance. For example, it is believed that delinquent or criminal subcultures have the task of solving the problems of their members, who see belonging to a subculture to some extent compensate for his «failures in the great society».

Текст научной работы на тему «Молодежная субкультура и девиантное поведение молодежи: асоциальные молодежные группировки»

УДК 159.9

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: АСОЦИАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППИРОВКИ

© 2016 Н. Л. Клячкина, Е. Н. Пачколина

Аннотация. В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит частое применение в исследованиях молодежных субкультур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе»

Ключевые слова: субкультура, девиантность, группировка, ассоциация, молодежь.

YOUTH SUBCULTURE AND DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE: ANTISOCIAL YOUTH GROUPINGS

© 2016 N. Klyachkina, E. Pachkolina

Summary. In modern society there is a considerable variety of such subcultures, but in sociology this notion finds its most frequent application in studies ofyouth subcultures and deviance. For example, it is believed that delinquent or criminal subcultures have the task of solving the problems of their members, who see belonging to a subculture to some extent compensate for his «failures in the great society».

Keywords: subculture, deviance, group, аssociation, youth.

Молодежные субкультуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк считает, что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте». Существует ряд концепций, объясняющих сущность и причины вовлечения молодежи в ту или иную субкультуру. Социопсихологический подход связывал склонность к девиантному поведению в коллективной форме с особенностями юношеского и подросткового возраста.

Во многих направлениях формирование молодежных субкультур и механизмы включения в них рассматривались в контексте социализации. На раннем этапе исследований акцент делался главным образом (используя термин А. В. Мудрика) на молодежь как жертву социализации, и формирование субкультур виделось, скорее, как нарушение механизмов социализации. Социологи чикагской школы причину возникновения криминальных молодежных группировок и включения в них подростков видели в неблагополучии среды, социального окружения, не оставляющем возможности для нормальной социализации.

Р. Мертон интерпретировал криминальное поведение как следствие разрыва между притязаниями личности и возможностями их реализации в социальном пространстве, в котором живут молодые люди. А. Коен в своих исследованиях показал, что преступления группировок были по существу неутилитарными, а деструктивными - как по отношению к отдельным людям, так и нормам - и совершались из соображений престижа и для подтверждения идентификации с группой.

Ведущая идея А. Коена заключается в том, что молодые люди не становятся антисоциальными после включения в группировку: в группировку приходят именно антисоциально ориентированные подростки для поддержания (институциализации) своих антисоциальных норм и ценностей. А. Коен утверждал, что у групп подростков одного и того же возраста, но по-разному ориентированных, существуют значительные отличия в представлении о статусе и критериях его достижения. Для «послушных учеников из среднего класса» - это «образование, квалификация, уважение, замужество, признание заслуг со стороны значимых взрослых, а в их лице - общества в целом». Для «мальчишек из подворотни» - «моментальное удовольствие, грубость, жестокость, высокий уровень риска и волнения, ценности, которые не сулят каких-либо похвал со стороны взрослых и общественно значимого признания»1.

У. Миллер, применив для объяснения позиции подростков понятие «маргиналь-ность», напротив, попытался доказать, что дело не в стремлении к идентификации с нормами среднего класса, а в желании подростков приспособиться к ценностям «более низкого» класса. Маргинальная позиция складывается, когда подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Таким образом, они не специально выбирают девиантный путь, они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания и этим путем часто оказывается девиа-нтная ассоциация2.

Работы школы социологического мышления («интеракционизма» или «теории наклеивания ярлыков») опровергали тезис о том, что девиантное поведение есть некая психологическая предрасположенность отдельных индивидов. Молодые люди и их сообщества становятся девиантными, когда им приклеивают ярлык преступника (преступного).

Исследования показали, что из нескольких столкновений между группировками на юге Англии, широко «разрекламированных» СМИ, возник социокультурный феномен огромного масштаба. Весьма интересные результаты дал функциональный подход. В отличие от тех, кто видел в молодежи социальную проблему, его представители -Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт - считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на поведение, стиль или сленг, были, в конечном счете, некоторыми адаптивными формами, их существование помогало обществу в целом достигать стабильности, и с этой точки зрения они были социально значимыми и положительными.

Культурно-исторический анализ, проведенный в рамках данного подхода, выявил различия в процессах перехода детей во взрослый статус. В доиндустриальных обществах подростковость перемещалась во взрослость через принимаемое всеми и достаточно очевидное окончание детства и начало взрослой жизни. Поскольку большой разницы между ценностями, передающимися от поколения к поколению, не существовало, период взросления был «естественным» и беспроблемным, и самой молодости (в нашем понимании) не было. Но в индустриальных обществах все эти процессы намного усложнились. Молодежь индустриальной эпохи уже не могла, как прежде, воспользоваться прежним молодежным опытом поколения взрослых, поскольку традиционные роли, которые они могли воспринять в семье, уже не могли им помочь в приобретении новых взрослых статусов и ролей. В традиционном обществе окончание детства отмечалось ритуалом или празднованием, что, по сути, означало, что подросток занял аутентичное место во взрослом обществе. В современных индустриальных обществах, наоборот, роли, представленные в пределах семьи, перестали гармонировать с более широкой социальной системой.

1 Бовин Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие. - М., 2012.

2 Буданов А. В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. - М., 2012.

Таким образом, идентификация с членами семьи не гарантировала и не обеспечивала достижения полной социальной зрелости и статуса взрослого в социальной системе. Т. Парсонс видел основную функцию молодежной культуры в положительной помощи, которую оказывали молодежные субкультуры сложному переходу детей во взрослый статус. По мнению Ш. Айзенштадта, молодежные субкультуры - это период подготовки молодых людей к миру вне семьи. Он считал, что они играли важную роль в социализации молодых людей, потому что именно молодежные субкультуры создавали набор ценностей, позиций и поведенческих норм, возвращающих чувство власти, потерянное молодыми людьми в результате их маргинальной социоэкономической и культурной позиции в современном обществе3.

По представлениям функционалистов, молодежная культура имеет общую социально-психологическую основу, поэтому как бы вовсе не обязательно выделять внутри этой целостности различные субкультуры - достаточно выделить какие-то стили, интересы или мировоззрения. Возрастные группы могли способствовать сохранности и поддержанию стабильности социальной системы.

Однако помимо этой интегративной функции они могли иметь и «дезинтегратив-ную функцию», которая демонстрируется в девиантных группах сверстников. Для социологов-функционалистов понятие «субкультура» было не более чем определением некоей группы сверстников, предоставлявшей подросткам способ обретения себя в мире. Далее они утверждали, что по мере перехода молодежи во взрослый мир существование и поддержание функционирования таких групп становятся лишними. С идеями социологов-функционалистов перекликаются идеи американского психолога Э. Эриксона4.

Для обозначения интервала между подростковостью и взрослостью он ввел понятие «психосоциальный мораторий» - период, когда молодым людям дается отсрочка принятия ролей и норм взрослых и предоставляется возможность экспериментировать со своей идентичностью, пробовать альтернативные роли и способы жизни. Поиск идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми себя идентифицируют молодые люди. Э. Эриксон считал, что чрезмерная идентификация с представителями контркультуры или криминальной культуры вырывает «расцветающую личность» из ее социального окружения, тем самым подавляя ее и ограничивая развитие идентичности.

Формирование субкультуры, различные формы социального протеста молодых Э. Эриксон интерпретировал как попытки молодежи построить собственную систему ценностей, обрести принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения. Э. Эриксон показал, что в культуре с жесткими социальными нормами (например, в исламских странах) проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Американское общество, наоборот, предоставляет молодежи широкий спектр возможностей, в результате чего молодежь становится более уязвимой в проблеме идентичности.

В молодежных асоциальных группировках наблюдается особое, необычное явление перехода индивидуальных инстинктивных побуждений в социальные инстинктивные побуждения. Иными словами, индивидуальное бессознательное трансформируется в коллективное бессознательное. При этом несмотря на то, что подобная трансформация похожа на развитие, это развитие ущербно, так как в его ход не включается сознание. Поэтому неудивительно то, что среди членов асоциальных молодёжных группировок нет ярких, в общезначимом смысле этого слова, личностей.

Как правило, даже лидеры этих группировок не обладают качествами, которые способны сделать их привлекательными для других личностями. Именно этим и объясня-

3 Котенев И. О. Психологическая диагностика ПТСР у сотрудников органов внутренних дел. - М., 2007.

4 Клячкина Н. Л. Стрессовые факторы и техники их проведения // Вестник СамГТУ. - № 2(22)/2014. - С. 121-126.

ется мифотворчество, которое окружает асоциальные группировки. Непривлекательный образ самой группировки и её лидера нуждаются в корректировке и ретуши. С этой задачей успешно справляются с помощью создания мифов и вымыслов. Так появляется то, что именуется особой субкультурой молодёжной криминальной среды. Причём эта субкультура становится самостоятельно действующим, достаточно активным фактором, влияющим на формирование молодого человека, вошедшего в асоциальную группировку. Таким образом, появляется фактор, способствующий усвоению и закреплению в поведении молодых людей стереотипов агрессивного, девиантного поведения.

Сама субкультура молодежных асоциальных группировок основана на романтизации агрессии в различных её проявлениях, которая преподносится этой субкультурой не такой, какая она есть в действительности, а как удаль, бесшабашность, ребячество. Это достигается при помощи перестановки акцентов с неприглядных проявлений агрессии на сопутствующие ей переживания и субъективное восприятие её проявлений самим молодым человеком - членом асоциальной группировки.

Так, агрессия в молодежных группировках приобретает вполне привлекательные черты и не выглядит отталкивающей и пугающей, какой она является на самом деле. Она становится качеством, «характеризующим настоящего мужчину», а потому сделать её чертой личности стремится каждый из молодых людей, входящих в асоциальные группировки. То есть агрессия превращается в социально значимую черту личности в молодёжных асоциальных группировках. Иметь эту черту становится престижным для молодых людей, и они употребляют все силы к тому, чтобы выглядеть более агрессивными5.

Не случайно лидер в асоциальной молодежной группировке тот, кто более всех агрессивен и чаще других проявляет это качество. Лидер, как правило, изумляет своих товарищей по группировке не какими-то своими талантами, а особенностями проявления своей агрессии (ее силой, интенсивностью и т.п.).

Окружающая среда при восприятии ее молодыми людьми, входящими в асоциальные группировки, интерпретируется сквозь призму собственной агрессии. Поэтому она воспринимается как недружественная, таящая в себе серьёзную опасность. И она действительно становится такой, а не только в восприятии членов молодежных асоциальных группировок, так как окружающие начинают бояться агрессии, исходящей от них, а потому предпринимают адекватные меры по ее предупреждению. Адекватность названных мер состоит в том, что они также являются агрессивными. Так, изначально нейтральное, а иногда даже дружественное окружение эволюционирует во враждебное под влиянием субъективных факторов, проистекающих от самих членов асоциальных группировок.

Социальная среда, существующая внутри молодёжных преступных группировок, складывается также на фоне агрессии. Поэтому все или многие явления, события, факты, происходящие вне группировки, воспринимаются искажённо. Это способствует появлению и развитию внутри молодёжных преступных группировок процессов, прямо противоположных процессам адаптации к окружающей социальной среде. Объективно складывающаяся неадекватность между восприятием окружающей социальной среды и тем, какова она в действительности, является «основой для возникновения фрустрации, тревожного состояния, что в свою очередь приводит к асоциальным поступкам». Данные процессы являются негативными, однако несмотря на это их нельзя всё же отождествлять с деградацией, поскольку они ведут не к распаду личности, а к её формированию как социально опасной .

5 Клячкина Н. Л. Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 1(15)/2015. - С. 105-109.

6 Колос И. В. Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел // Вестник МВД России. - 2008. - С. 83-88.

Неадекватное восприятие окружающей социальной среды постоянно приводит членов молодёжных асоциальных группировок и сами группировки к конфликтам с окружающими. Сама по себе агрессия - это, прежде всего, побуждение, которое может реализоваться в действии. Однако у асоциальных молодёжных группировок агрессия проявляется в насилии, под которым понимается «внешнее со стороны других лиц умышленное и противозаконное воздействие на человека (или группу лиц), осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему органическую, физиологическую или психическую травму, и ограничить свободу его волеизъявления или действий». Исходя из такого разграничения понятий «агрессия» и «насилие» становится понятным, что сама по себе агрессия как специфическое психическое побуждение, может и не приводить к общественно опасным, девиантным действиям .

Таким образом, выделение молодежной асоциальной группы в особый вид асоциальных группировок с особым видом молодежной субкультуры обусловлено тем, что именно в возрасте до 30 лет активно идёт адаптация к существующей социальной среде. Из-за того, что процесс адаптации сталкивается с определёнными трудностями, о которых говорилось выше, агрессия, которую испытывают молодые люди, входящие в асоциальные группировки, несколько иная, отличающаяся интенсивностью, яркостью проявления. Такая агрессия свойственна, прежде всего, девиантному поведению.

Молодежная субкультура как феномен неформального молодежного объединения -это совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, моделей поведения, жизненного стиля и внешней атрибутики какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации.

При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими. В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии и психологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных субкультур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе»8.

Существует целый ряд концепций, объясняющих сущность и причины вовлечения молодежи в ту или иную субкультуру. Во многих направлениях формирование молодежных субкультур и механизмы включения в них рассматривались в контексте социализации.

Процесс социальной адаптации молодых людей, входящих в асоциальные группировки, затруднен как их ярко выраженной агрессивностью, так и склонностью к насилию и другим проявлениям девиантного поведения.

Библиографический список

Барышев, О. В. Методические рекомендации по профилактике самоубийств в подразделениях ГУВД / О. В. Барышев. - М., 2009.

Бовин, Б. Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / Б. Г. Бовин, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова - М., 2012.

7 Личко А. Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 2011.

8 Тимофеева Е. А. О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(13)/2014. - С. 79-88.

Буданов, А. В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД / А. В. Буданов. - М., 2012.

Клячкина, Н. Л. Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением / Н. Л. Клячкина // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 1(15)/2015. - С.105-109.

Клячкина, Н. Л. Стрессовые факторы и техники их проведения / Н. Л. Клячкина // Вестник СамГТУ. - № 2(22)/2014. - С.121-126.

Колос, И. В. Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел / И. В. Колос // Вестник МВД России. - 2008. - С. 83-88.

Котенев, И. О. Психологическая диагностика ПТСР у сотрудников органов внутренних дел / И. О. Котенев. - М., 2007.

Тимофеева, Е. А. О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(13)/2014. - С. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.