Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежных субкультур'

Ценностные ориентации молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1500
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная субкультура / ценностные ориентации / молодіжна субкультура / ціннісні орієнтації

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова А. Г., Спильная О. О.

В статье анализируется проблема принадлежности молодежи Крыма к тем или же иным молодежным субкультурам. Рассматриваются ценностные ориентации различных видов молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ціннісні орієнтації молодіжної субкультури

У статті аналізується проблема приналежності молоді Криму до тієї або ж іншої молодіжної субкультури. Розглядаються ціннісні орієнтації різних видів молодіжної субкультури.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежных субкультур»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 3. С. 18-34.

УДК 316.723-053.6:17.022.1

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Тулегенова А.Г., Спильная О.О.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: tylegenov@rambler.ru

В статье анализируется проблема принадлежности молодежи Крыма к тем или же иным молодежным субкультурам. Рассматриваются ценностные ориентации различных видов молодежных субкультур. Ключевые слова: молодежная субкультура, ценностные ориентации.

ВВЕДЕНИЕ

На переломном этапе развития общества важно зафиксировать и понять те нравственно-идеологические ценности, которые исповедует подростающее поколение. К сожалению, нынешняя нестабильность в Украине общественных и политических отношений, отсутствие четких нравственных ориентиров, недостаточно последовательная молодежная политика приводят к тому, что молодые люди усваивают далеко не лучшие образцы социальной культуры, что, на наш взгляд, осложняет процесс адаптации молодого поколения к вызовам современного мира: делает процесс социализации их личности сложным и непредсказуемым.

Одним из институтов и фактором социализации школьников выступает молодежная субкультура. Наиболее полным определением молодежной субкультуры является определение, данное В.В. Вороновым: Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет [1].

Субкультура молодежи играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. При этом не следует забывать, что культура молодежи во многом подвержена тем общим принципам и закономерностям, которые наблюдаются на уровне общей культуры, актуальной для определенного места и времени.

Как отмечает Л.В.Моисеенко [8], взаимовлияние молодежной субкультуры и национальной культуры взрослого мира и мира молодежи способствует социальному прогрессу. По мнению автора, «различные типы молодежных субкультур выполняют такие конструктивные функции, как развивающую, коммуникативную, творческую, познавательную, корпоративную, личностной идентификации» [8,с.85]. Следовательно, вопрос о необходимости изучения самого феномена молодежной субкультуры остается не только актуальным, но и особо значимым на современном этапе развития общества поскольку, создаваемые группами молодежи, субкультуры отражают попытки разрешения противоречий, связанных с социальным контекстом.

Широкий спектр интересов молодых людей, указывает Ф.А.Колбунов [5] проявляется во множественности направлений субкультурной деятельности. Вследствие данного феномена наблюдается дифференциация молодежи по таким параметрам как модель и нормы поведения, стиль и образ жизни, формы личностной самопрезентации, что в свою очередь обусловлено в том числе и различиями в ценностных ориентациях субьектов, принадлежащих тем или же иным молодежным субкультурам. Ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи, как самой динамичной части общества, первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. При этом основным содержанием ценностных ориентаций выступают: политические, философские, нравственные убеждения человека, определяющие принципы его поведения. А сами ценностные ориентации личности оказываются объектом повышенного внимания и целенаправленного воздействия. Отсюда цель данной статьи - рассмотреть некоторые, наиболее широко представленные в крымском регионе, разновидности молодежных субкультур и присущие им ценностные ориентации.

1. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ИСТОРИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов проводился в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология. Тем ни менее, в 60-80-е годы наблюдается заметное развитие молодежной субкультуры, что объясняется рядом причин: продлением сроков обучения, акселерацией, вынужденной трудовой незанятостью.

Любая, в том числе и молодежная, субкультура есть по определению объективно существующая часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.

В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости

каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества. Принадлежность к определенной субкультуре помогает юношеству освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

Историю неформальных организаций нашей страны, в которых формировалась определенная молодежная субкультура, можно разделить на три своеобразных «волны» [7].

В 1950-е годы это была эпатажная городская молодежь, которая одевалась и танцевала «стильно», за что и получила презрительное определение «стиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось молодым людям, - «преклонение перед Западом». Основанием для такого обвинения послужили музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями -молодежное движение приобретает важную составляющую - рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х - начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» - советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов [7].

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией.

Таким образом, молодежные субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. При этом культура молодежи не существует в вакууме, а во многом подвержена тем общим принципам и закономерностям, которые наблюдаются на уровне общей культуры, актуальной для определенного места и времени.

2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Следует признать, что создаваемые группами молодежи, субкультуры отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Они не являются неким инородным образованием, а, наоборот, глубоко укоренены в общем социально-культурном контексте. Отсюда одной из наиболее значимых и актуальных функций знаний о пространстве молодежной субкультуры можно считать ценностно-смысловую ориентацию молодежи [8]. Именно ценностную ориентацию молодых людей, по мнению Л.В.Мосиенко, следует рассматривать как смысловое ядро молодежной субкультуры. Под ценностными ориентациями автор понимает избирательное

отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений и предпочтений, выраженную в поведении. Они, по утверждению А.В.Кирьяковой выражаются в осознании молодыми людьми объективных ценностей общества и переживаются молодежью как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующие будущее [4]. Поскольку в современном обществе идет коренная ломка, изменение ценностных ориентаций и идеалов, у современной молодежи возникают сложности с личностным ценностно-ориентационным определением, хотя, хорошо известно, что развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Различия в ценностных ориентациях во многом обусловлены дифференциацией молодежи по таким параметрам как модель и нормы поведения, стиль и образ жизни, формы личностной самопрезентации, присущие той или же иной молодежной субкультуре. Поэтому на первом этапе исследования нами были детально проанализированы наиболее распространенные в крымском регионе молодежные субкультуры [5].

Для изучения региональных особенностей феномена молодежной субкультуры и выявления ценностных ориентаций молодежных субкультур были выбраны город Симферополь и Симферопольский район. Исследование проводилось на базе городской Симферопольской Общеобразовательной школы 1-111 ступеней № 37, и сельской Донской Общеобразовательной школы 1-111 ступеней №1. В общей сложности было опрошено 153 человека. Сбор первичной информации проводился среди учащихся 8-11 классов, т. к., согласно литературным данным, одним из факторов, влияющих на активность молодежи, является ее возраст. Представленная выборка подростков в возрасте 13 -17 лет относится к пику активности молодых людей. Помимо возраста еще одним фактором, стимулирующим активность молодежи, является место жительство. Как утверждает Л. Г. Ионин [3], движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения. С целью проверки данного утверждения исследование проводилось на базе городской и сельской школ. Первый этап исследования предполагал решение следующих задач:

- Установить степень известности различных молодежных субкультур среди молодых людей изучаемого региона;

- Выделить основные причины, по которым молодежь вступает в неформальные объединения;

- Обозначить ряд признаков, по которым объединяется молодежь;

- Изучить ситуацию принадлежности учащихся школ к определенным субкультурам;

- Определить основные причины, по которым молодые люди отождествляют

или не отождествляют себя с той или иной молодежной субкультурой. Для сбора информации была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов:

1. Знаете ли вы что такое субкультура? а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.

2. Какие молодежные течения вам известны? (подчеркнуть)

Панки, готы, реперы, хиппи, металлисты, эмо, фурри, моды, скинхеды, байкеры, блогеры, гламур, альтернативщики, растоманы,_

3. Почему по вашему мнению подростки вступают/ образуют молодежные субкультуры?

а) От скуки; б) Самовыражение; в) Просто нравится; г) Приобретение новых друзей с общими интересами; д) По глупости; е) Ищут новые ощущения; ж) Скромные, не понятые ищут поддержки; з) Мода, за компанию.

4. По какому признаку образуютсямолодежные субкультуры?

а) Муз. Течения; б) Манера одеваться; в) Сленг; г) Полит. взгляды; д) Литературные предпочтения; е) Спортивные увлечения; ж) Протест против сложившихся в обществе правил; з) Непонимание в семье; и) Желание не быть как все.

5. Хотели бы вы прильнуть к определенной субкультуре? Какой? Почему? а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.

6. Что мешает вам присоединится к какой-либо субкультуре?

а) Родители не разрешают; б) Друзья; в) Не интересно; г) Считаете это не нужным; д) Скромность; е) Страх; ж) Свой вариант_

7. Укажите свой пол._

8. Укажите национальность_

Известность молодежных субкультур

%

120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

гтп

^

° А/

ж

/

■у

«г

¿Р

4 ^

л?-

ЧУ

■с

молодежные субкультуры

□ респонденты

V

/V

Рис.1 Известность молодежных течений среди учащихся школ.

Согласно полученным результатам 80 % опрошенных знают, что такое молодежные субкультуры. Еще 15% - затрудняются ответить на данный вопрос, что может означать наличие у респондентов некоторых представлений о молодежной субкультуре как объекте исследования и, в то же время, отсутствие у них умения дать конкретное определение данному объекту.

В данной выборке подростков наиболее известными молодежными течениями являются панки, готы, реперы, эмо, байкеры и хиппи (Рис. 1). Такая известность может быть связана со специфической манерой представителей этих течений одеваться. Как правило, одежда этих молодых людей привлекает внимание окружающих. Наименее известными среди опрошенных являются такие молодежные течения как фурри, моды и альтернативщики.

Существенных отличий между Симферопольской (городской) и Донской (сельской) школами по данному показателю не наблюдалось, что объясняется высоким уровнем доступности современной молодежи к средствам массовой информации. Не выявлены были и значительные гендерные отличия. Уровень информированности девушек и юношей одинаково высокий (Рис. 2 и 3). Поэтому процентное соотношение по данным показателям почти полностью повторяет средние показатели известности молодежных субкультур (Рис. 1).

Известность молодежных субкультур

120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

ш

ЙШ

т

□ парни

□ девушки

/

Г**

молодежные субкультуры

Рис.2 Известность молодежных течений среди учащихся Симферопольской школы.

Известность молодежных субкультур

120,00 100,00 80,00 % 60,00 40,00 20,00

□ парни

□ девушки

# лР о* х?4 о«4

^ # .о-

0# <Ь# ^

V

•у»

молодежные субкультуры

Рис.3 Известность молодежных течений среди учащихся школы Симферопольского района.

В результате опроса учащихся были выделены четыре основных мотива, по которым молодежь примыкает к неформальным группировкам (Рис. 4). 76% опрошенных в качестве основных мотивов называют: возможность самовыражения(28%), приобретение новых друзей (19%0), поиск новых ощущений (17%), симпатии к той или иной субкультуре (12%).

Рис. 4 Основные мотивы вхождения подростков в молодежные субкультуры.

Разнообразие представленных в исследовании молодежных субкультур потребовало изучения критериев, согласно которым, исследованная совокупность респондентов объединяется в отдельные группы и которые одновременно отражают стержневые ценностные ориентации, присущие той или иной группировке, и являются одним из факторов их формирования (Рис. 5).

Критерии объединения молодежи

19%

5%

15%

19%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7%

2%3% 10%

□ муз. течения

□ манера одеваться

□ сленг

□ полит. взгляды

□ литературные предпочтения

□ спортивные увлечения

□ протест против сложившихся в обществе правил

□ непонимание в семье

■ желание не быть как все

Рис.5 Критерии объединения подростков в молодежные субкультуры.

Главными критериями для вычленения субкультур в исследованной совокупности респондентов являются: музыкальные пристрастия (20%), манера одеваться (19%), желание быть «не как все» (19%) и протест против сложившихся в обществе правил (15%). Учитывая смысловую близость последних двух критериев, можно сделать вывод о протестных настроениях в молодежной среде, которые, на наш взгляд, обусловлены особенностями возраста респондентов и подкрепляются нестабильной в последнее время социально-экономической ситуацией на Украине. При этом группа, сформированная на основе признака «политические взгляды», составила всего лишь 3%, что весьма показательно характеризует уровень идентификации молодых людей по критерию «общественно-политическая деятельность» [6]. Таким образом, наиболее важными идентификационными признаками в молодёжной среде являются музыкальные пристрастия, непохожесть на окружающих, проявляющая себя манерой одеваться и молодежным сленгом. Желание молодых людей приобщиться к определенной субкультуре связано с реализацией наиболее важных потребносей подростков. К числу таких потребностей Я.И.Гилинский [2] относит:

- Потребность в обособлении, автономизации от взрослых.

- Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье, потребность в автономности.

- Потребность в принятии социумом.

- Потребность в смысле.

- Потребность в получении удовольствий, новых ощущений.

- Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье и школе.

Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности. В настоящее время подростков, желающих отождествлять себя с определенным молодежным течением, по сравнению с 80-90 гг. ХХ века стало гораздо меньше. Это может быть обусловлено как предоставлением молодежи больших прав и свобод, так и популярностью среди молодежи социальных сетей интернета. Последние приводят к резкому уменьшению личностного общения между подростками. Из результатов анкетированя видно, что 69% опрошенных категорически не изъявляют желания принадлежать к молодежным объединениям. 16% респондентов либо уже состоят, либо согласны войти в такие группировки и 15% не определились однозначно со своим выбором и затрудняются дать ответ (Рис. 6).

Рис. 6 Желание молодежи войти в неформальные объединения.

Отдельным пунктом в анкете был вынесен вопрос о национальной принадлежности респондентов, который позволял выяснить влияет ли национальная принадлежность на отношение современных подростков к молодежным субкультурам. Как показали результаты исследования, никаких закономерностей в данном вопросе выявлено не было. Как юноши, так и девушки разных национальностей одинаково

хорошо осведомлены в вопросах молодежных субкультур. Среди молодых людей разных национальностей встречаются как сторонники, так и противники подобных организаций. Причины, по которым подростки не вступают в неформальные организации молодежи, в данной выборке респондентов распределились следующим образом (Рис. 7): 45% опрошенных придерживаются мнения, что «им это не нужно»; 36% респондентов считают вступление в подобные организации «не интересным». Данный феномен объясняется, вероятно, значительным, имеющимся в сободном доступе и зачастую противоречивым, количеством информации о подобного рода объединениях. Осведомленность и акцент на отрицательные стороны различных видов молодежных субкультур делают эти субкультуры ненужными и неинтересными для 81% подростков в данной выборке респондентов. 9% подростков в качестве причины нежелания принадлежать той или иной молодежной субкультуре указывают мнение друзей и родителей. А оставшиеся 10% в своем выборе основываются на личностых качествах: «скромность, страх».

Причины нежелания принадлежать субкультуре

2%

8% 5%

4%

45%

□ родители не разрешают

□ друзья

□ не интересно

36% П считаю то не нужным

□ скромность

□ страх

Рис. 7. Причины, по которым подростки не вступают в молодежные объединения.

Второй этап исследования был посвящен изучению системы ценностных ориентаций наиболее распространенных молодежных субкультур города Симферополя, поскольку система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Она является основой мировоззрения и ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции и «философии жизни».

В эмпирическом исследование принимали участие молодежные субкультуры города Симферополя (Готы, Эмо, Ролевики) и молодые люди не входящие в

субкультуры. Всего в эксперименте приняли участие 120 человек. Все участники были распределены на 4 группы по принадлежности к своей субкультуре.

В первую группу вошли представители субкультуры «Эмо» в возрасте от 18 до 20 лет. Вторую группу составили представители субкультуры «Готы» в возрасте от 18 до 22 лет. Третья группа субкультура «Ролевики» в возрасте от 19 до 25 лет. Четвертая группа состояла из людей не входящих не в одну молодежную субкультуру в возрасте от 19 до 22 лет.

Для изучения ценностных ориентаций была использована методика М.Рокича -тест личности, направленный на изучение ценностно мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. ТЕРМИНАЛЬНЫЕ - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Деление М. Рокича соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства.

Результат проявившихся различий в выборе приоритетных ценностей в зависимости от принажлежности к той или иной субкультуре представлен ниже (см. Таблицы: 1, 2 и 3).

Таблица 1

Процентное соотношение терминальных ценностей. Субкультура «Ролевики»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Здоровье 6 30,0

2 Активная деятельная жизнь 4 20,0

3 Счастливая семейная жизнь 2 10,0

4 Жизненная мудрость 1 5,0

5 Продуктивная жизнь 1 5,0

6 Красота природы 1 5,0

7 Наличие друзей 4 20,0

8 Познание 1 5,0

9 Развитие 1 5,0

10 Счастье других - -

Таблица 2

Процентное соотношение терминальных ценностей. Субкультура «Эмо»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Здоровье 18 60

2 Любовь 7 28,0

3 Счастливая семейная жизнь - -

4 Жизненная мудрость - -

5 Продуктивная жизнь - -

6 Красота природы - -

7 Наличие друзей - -

8 Познание - -

9 Развитие - -

10 Счастье других - -

Таблица 3

Процентное соотношение терминальных ценностей. Субкультура «Готы»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Познание 8 44,4

2 Развитие 3 16,7

3 Жизненная мудрость - -

4 Продуктивная жизнь 2 13,7

5 Красота природы - -

6 Наличие друзей 1 5,6

7 Общественное признание 1 5,6

8 Активная деятельная жизнь - -

9 Счастье других 2 11,1

10 Здоровье - -

Таким образом, при ранжировании терминальных ценностей, «Ролевики» и «Эмо» на первое место ставят ценность «здоровье», на второе место у «Эмо» выходит «Любовь», «Ролевики» на второе место ставят «Активную деятельную жизнь», такое ранжирование можно объяснить их склонностью быть ближе к природе, быть естественными, не скрывать своих эмоций и чувств. Но и между этими субкультурами наблюдаются различия в символико-семантических формах проявления этих интенций. «Ролевики» выражают стремление к естественности в том, что они участвуют в неком реальном действии (пусть даже вымышленном, срежиссированном, но именно действии). «Эмо» же в большей степени привержены камерной театрализации действия, их проявления чувств более интимны, не рассчитаны на глобальные, масштабные представления.

У «Готов» ценность «здоровья» в списке приоритетных ценностей смещено к наименее значимым. А в начале списка у них «развитие» и «познание». Возможно, психологическим основанием для относительно массового развития данной субкультуры явилось глубоко скрываемое стремление к романтике, редко проявляющейся в современном урбанизированном пространстве. Не случайно «Готы» ориентированы на мистически-романтическую литературу, а вся их атрибутика носит драматический характер. Поэтому «развитие» и «познание» являются естественными путями продвижения к осознанию трагизма экзистенции в современном мире.

В отличие от «Эмо», «Готов» приверженцами здорового образа жизни не назовешь. Умереть молодым - голубая мечта каждого гота. Это проявляется и в символике готов. Например, пирсинг акцентирует отталкивающий натурализм боли, телесного разрушения и разложения.

При ранжировании инструментальных ценностей «Эмо» (см. Таблицу 4) на первое место ставят «Чуткость и Жизнерадостность» умение сочетать эти ценности, и есть основная суть «Эмо-движения».

С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмо-кид - часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет эмо на фоне других субкультур.

У «Ролевиков» на первый план среди инструментальных ценностей выходят «терпимость» и «широта взглядов» (см. Таблицу 5). Очевидно, это объясняется необходимостью реализации этих ценностей в форме личностных характеристик, без чего было бы невозможным конструктивное и результативное взаимодействие в процессе проведения ролевых игр.

Таблица 4

Процентное соотношение инструментальных ценностей. Субкультура «Эмо»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Чуткость 30 100

2 Жизнерадостность 15 30,8

3 Независимость - -

4 Образованность 3 23,1

5 Честность - -

6 Воспитанность

7 Широта взглядов - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Самоконтроль - -

9 Аккуратность 1 7,7

10 Рационализм 2 15,4

11 Терпимость 2 15,4

12 Эффективность в делах 1 7,7

Таблица 5

Процентное соотношение инструментальных ценностей. Субкультура «Ролевики»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Терпимость 18 60,0

2 Широта взглядов 12 48,0

3 Независимость 1 4,0

4 Образованность 4 16,0

5 Честность 1 4,0

6 Чуткость 1 4,0

7 Воспитанность - -

8 Самоконтроль - -

9 Аккуратность 2 8,0

10 Рационализм 4 16,0

11 Жизнерадостность 3 12,0

12 Эффективность в делах 1 4,0

У «Готов» по шкале инструментальных ценностей приоритетными являться «независимость» и «терпимость» (см. Таблицу 6). Подчёркнуто эпатажный характер этой субкультуры и, в особенности, знаково-символических форм её репрезентации

должен способствовать яркому манифестированию независимости, отдельности, чужести. В то же время декларируемая терпимость демонстрируется настолько, насколько выражено желание (осознанно или неосознанно) «получить» ту же терпимость от окружающих.

Таблица 6

Процентное соотношение инструментальных ценностей. Субкультура «Готы»

№ п/п Название ценности Кол-во людей, выделивших данную ценность на 1 место Процентный эквивалент, %

1 Независимость 12 57,1

2 Терпимость 9 42,9

3 Образованность 6 28,6

4 Честность - -

5 Чуткость - -

6 Широта взглядов 1 4,8

7 Самоконтроль - -

8 Аккуратность 1 4,8

9 Рационализм - -

10 Жизнерадостность - -

11 Воспитанность - -

12 Эффективность в делах 3 14,3

ВЫВОДЫ

Современные подростки крымского региона хорошо осведомлены в проблеме молодежных субкультур. Объект данного исследования вызвал живой интерес и бурную дискусию в молодежной аудитории.

В отличие от общепринятых закономерностей, знания о неформальных объединениях и непосредственное участие в них в одинаковой степени характерны как для г. Симферополя, так и для Симферопольского района, что, скорее всего, объясняется высокой степенью информированности молодежи, обусловленной близостью районной школы к столице полуострова.

Как правило, ценностные ориентации молодежи сосредоточены в сфере досуга. При этом можно говорить о различиях в характере и приоритетности выбора ценностей представителями молодежных субкультур. Действительно, у

представителей субкультур «Ролевики» и «Эмо» приоритетной терминальной ценностью является «здоровье», а у «Готов» «развитие» и «познание».

В целом, среди терминальных ценностей чаще выделяют ценности личной жизни, а среди инструментальных - этические.

Хотелось бы отметить, что изучение молодежных субкультур зачастую сталкивается с проблемой их разграничения. Попытки найти основание существования субкультур либо в общности социального происхождения ее носителей, либо в общности образа жизни, либо в каких бы то ни было других универсальных основаниях, не увенчались успехом. Одну субкультуру могут составлять выходцы из абсолютно различных социальных сред, а принадлежность человека к рэперам совсем не должна означать, что он не слушает ничего кроме данной музыки и не может увлекаться еще и компьютерами. Например, изучая субкультуру готов, можно отметить неоднородность данного течения, в котором выделялись различные «направления», отличающиеся друг от друга символическими кодами одежды и поведения, что приводит нас к мысли о существовании не единой, а нескольких «стилистических» идентичностей в данной группе. Такая разнородность порождается особенностями существования данного феномена в условиях постмодернистской реальности. Начальный этап формирования и развития субкультур позволяет рассматривать их как замкнутые образования с достаточно определенными границами, сформированные молодежными меньшинствами, и представляющие собой совокупность аутентичных норм, ценностных ориентаций, форм поведения, стандартов внешнего вида и т.д. Но в современной ситуации субкультуры теряют свою замкнутость и приобретают свойства текучести, подвижности, изменчивости и прозрачности границ, позволяя формировать бесконечное множество «комбинированных» идентичностей.

Несмотря на интерес подростков к проблеме неформальных молодежных организаций молодые люди не стремяться вступать в их ряды. И считают подобные группы неинтересными и ненужными.

Список литературы

1. Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/В.В.Воронов.- М.: Школьная пресса, 2000.- 96 с.

2. Гилинский Я.И. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность/Я.И.Гилинский.- СПб.: Медицинская пресса,2001.- 200 с.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб.пособие для студ. вузов. — 3.изд., перераб. и доп./Л.Г.Ионин. — М. : Логос, 2000. — 432с.

4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография/А.В.Кирьякова. -Оренбург: ОГПИ, 1996. -187 с.

5. Ф.А.Колбунов Ценностные ориентации молодежи российского мегаполиса: дис. Кандидата культурологии: 24.00.01/ Колбунов Федор Андреевич.-СПб.,2011.- 178 с.

6. Лисовский В.Т. , Дмитриев А.В. Личность студента/В.Т.Лисовский.- Л.: ЛГУ, 1974.- 184 с.

7. Молодёжные субкультуры Ьйр://ц'цгцг.ПЬо7егек.ги/раае8/ш(1ех/343?соп1=1

8. Мосиенко Л.В. Ценностные ориентациистудентов рРоссии и Франции: Аксиологические параллели // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования».-Режим доступа: http://www.orenport.rU/axiology/docs/9/10.pdf.- (с.84-90)

Тулегенова А.Г. Цштсш opieHTa^'i молодiжноl субкультури / А.Г.Тулегенова // Вчеш записки Тавршського нацiонального унiверситету iMeHi В. I. Вернадського. Сер1я: Проблеми педагогiки середньо1 i вищо1 школи. - 2014. - Т. 27(66), № 3. - С. 18-34.

У статт аналiзуeться проблема приналежност молодi Криму до Tiei або ж шшо! молодiжноl субкультури. Розглядаються цiннiснi орieнтацil рiзних видiв молодiжноl субкультури. KnwHoei слова : молодiжна субкультура, цiннiснi орieнтацil.

Tulegenova A.G. Valued orientations of youth subcultures / A.G. Tulegenova // Scientific notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Issues of Secondary and Higher School Education. -2014. - Vol. 27(66), No.3 . - P.18-34 .

The problem of belonging of young people of Crimea to one or another youth subcultures is analysed in the article. The valued orientations of different types of youth subcultures are examined. Keywords: youth subculture, valued orientations.

Поступила в редакцию 01.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.