Научная статья на тему 'Социально-психологические и языковые аспекты моды в имянаречении'

Социально-психологические и языковые аспекты моды в имянаречении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
396
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ МОДЫ / ПОПУЛЯРНОСТЬ ЛИЧНОГО ИМЕНИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТАТУС / КОПИРОВАНИЕ / MECHANISM OF FASHION AND TRENDS / NAME POPULARITY / IDENTITY / STATUS / COPYING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова О. Н.

В статье представлены различные теории антропонимической моды, показана ее социальная обусловленность. Модное имя рассматривается с точки зрения имядателя, носителя имени и воспринимающего имя третьего лица. Иллюстративным материалом выступают тенденции имянаречения в современной Англии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL AND LINGUISTIC ASPECTS OF FASHION IN BABY NAMING

Different theories of anthroponymic fashion and its social motivation are presented in the article. A trendy name is analyzed from the point of view of a name giver, name bearer and name recipient. Tendencies of baby naming in modern England serve as illustrations.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические и языковые аспекты моды в имянаречении»

УДК: 81 ’23:811

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЫ В ИМЯНАРЕЧЕНИИ

© О. Н. Новикова

Башкирский государственный аграрный университет Россия, 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.

Тел.: +7 (347) 248 27 59.

E-mail: novikova58@bk.ru

В статье представлены различные теории антропонимической моды, показана ее социальная обусловленность. Модное имя рассматривается с точки зрения имядателя, носителя имени и воспринимающего имя третьего лица. Иллюстративным материалом выступают тенденции имянаречения в современной Англии.

Ключевые слова: механизм моды, популярность личного имени, идентичность, статус, копирование.

Данные о имянаречении по годам показывают преобладание в разные периоды разных имен: имя может быть очень частотным, его дают многим новорожденным, а через несколько лет его популярность уменьшается. Имя не исчезает; являясь собственным именем ряда людей, оно остается в истории и языке.

В основе моды как социального явления лежит стремление человека подчеркнуть свое равенство с людьми более высокого статуса. В отличие от традиции мода - это подражание современникам, носящее внетерриториальный характер. Мода удовлетворяет двойственную природу человека: быть похожим на других и отличаться от других, что указывает на ее связь с психологией. Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификации и самовыражения личности, «эту функцию мода осуществляет благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм» [1]. Последнее время мода рассматривается как социокультурное явление, как механизм социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанный с ценностями и тенденциями развития общества [1, 2]. Фундаментальная ценность в структуре моды - это современность. Под социальной ценностью моды вслед за польским социологом Я. Щепаньским мы будем понимать «любой предмет, материальный или идеальный, идею или институт, предмет действительности или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость» [2]. Мода универсальна и поэтому массо-ва. Отдельные индивиды, представители разных социальных групп и субкультур приписывают моде те значения, которые им близки и дороги.

Механизм моды однозначно не определен: одни полагают, что нечто становится популярным путем простого копирования, другие приписывают модному явлению некое символическое значение. Еще А. Смит в «Теории нравственных чувств» (1759 г.) подчеркивал особое значение элитарных

слоев как объекта подражания для остального населения [1]. Выбор «модного» объекта во многом определяют социальные категории «статус» и «престижность». Престиж есть свойство, которым объект наделяется на основании сложившейся в обществе в данный момент и меняющейся со временем иерархии ценностей. Все престижное получает особую значимость, вызывает желание попасть в его орбиту, так как это повышает социальный статус человека. Присвоение объекту свойства престижа происходит в результате смены общественного мнения [3]. Концепция «эффекта просачивания вниз», восходящая к работам Г. Спенсера (1880 г.) и Г. Зиммеля (1901 г.), утверждает, что в капиталистическом обществе происходит «просачивание» культурных образов (мод) от господствующих классов к низшим. Как только «низы» овладели модой высших слоев как знаком высшего социального статуса, тем приходится вновь менять знаки своего высшего социального положения. Индивид, потребляющий «просачивающиеся» вниз статусно-символические блага, добивается тем самым иллюзорного по отношению к своему слою повышения статуса [4]. Действительно, движение модных образцов «сверху вниз» по социальной лестнице очень распространено, однако, по мере роста среднего класса растет и обратное движение, когда элитные классы вынуждены подражать более «низким» слоям, их отдельным категориям. Р. Перротт отмечает, что «эффект просачивания» характерен для британской аристократии: как только другие классы усваивают ее культурные образцы, она их меняет, что усиливает ее сплоченность [5]. Но в этом случае речь идет не собственно о моде, а о жизни довольно закрытого сословия, постоянно охраняющего свою замкнутость.

Мода на имена сопутствует человеку в ходе его истории. В своем фундаментальном исследовании так называемого «великого переселения народов» Л. Мюссе прямо пишет: «Роль моды полностью признается специалистами по антропонимике» [6]. Период завоеваний (IV-VIII вв.) характеризуется почти полным обновлением антропонимиконов всех народов, включая население Британии. Распространение

новых, германских, имен объясняется модой - престижем пришлого правящего класса. Так, ирландцы юго-запада Британии в латинских текстах, утверждая свое равенство с господствующей группой, величают себя римскими именами - Помпей, Турни-лий, Этерн, Виталиан [б].

Модному имени присуща своего рода фасцина-ция - «свойство сообщения привлекать и удерживать внимание адресата, создание у него установки на прием сообщения» [2]. Сигналы модного имени: я -современный человек, я - необычен, интересен, привлекателен, готов к изменениям и творчеству.

Рассматривая факт выбора имени как маркер социальных отношений, некоторые исследователи отмечают, что в этом смысле личные имена - наиболее показательный фактор в изучении социальных предпочтений, так как в данном случае вкус «свободен» от воздействия социальных институтов, которые активно участвуют в формировании моды на одежду, услуги и т. п., что подвержено рынку, СМИ, рекламе. Но, тем не менее, они действуют на практику имянаречения как «побочный продукт» (S. Lieberson, E. O. Bell, R. D. Alford и др.). Приверженцы противоположной точки зрения называют указанные социальные институты движущей силой в формировании социального вкуса, моды. Так, прежде чем стать «фабрикой грез» Голливуд стал «фабрикой имен» [7]. Деятельность СМИ двунаправлена: с одной стороны, они предлагают разнообразие, выбор, а с другой - нацелены на объединение социума.

Нельзя отрицать воздействие знаменитостей на адресата. Образцы их поведения, речь, используемые ими вещи становятся модными. Высокая текучесть «звезд» как символических лидеров, образцов указывает на неустанный поиск идентичности в обществе [8]. Как явствует из нижеприводимого перечня, имена, которыми последнее время нарекают своих новорожденных знаменитости в России и в англоязычных странах, поражают своей редкостью, необычностью: Кристиан, Мартин, Макар, Фока, Фома, Фрол, Лука, Архип, Устинья; Lyric Channel, Piper Maru, Ireland, Sailor Lee, Nico Blue, Tiger Lily, Autumn, Victoria Kafka, Apple, Moon Unit; у певца Э. Купера и сын, и дочь имеют имя Dashiell, но у дочери это - среднее имя.

В. А. Ивашко экспериментально установил взаимосвязь эмоциональной оценки имени и его частотности [9]. Такая оценка спонтанна, те. человек воспринимает имя целиком и соотносит его с индивидуальной оценочной шкалой. А. В. Суперан ская отмечает влияние на популярность имен нежелательных ассоциаций, вызываемых созвучием имени собственного и имени нарицательного [10]. Имена создают стереотипы; многие имена вызывают психологический или физический портрет известного носителя имени.

Для выяснения причин закрепления в обществе определенных культурных идей несколько лет назад была создана рабочая группа из университетских

ученых США и Великобритании. Предметом исследования была динамика личных имен, пород собак, популярность поп-певцов. Результатом их работы оказался вывод о том, что главное для человеческого общества - это процесс простой имитации. Данная модель воспроизводит господствующие тенденции: если что-то нравится другим, то это нравится и мне. Колебания моды осуществляются по математическому закону возможностей (power law), который, учитывая силу случая, объединяет необычные и самые популярные варианты [11]. Таким образом, возможно, что родители, придумавшие своему ребенку необычное имя, определят имена тысячам детей за период меньший, чем десятилетие. Доминантной силой копирования выступает random copying - случайное копирование. Проф. Х. Херцог обнаружил сходство во времени с ростом и спадом популярности пород собак и личных имен, снова подчеркнув общность действия одного закона. Так, взлет и падение популярности женского имени Jennifer почти идентичны взлету и падению регистраций ирландских сеттеров примерно в одно и то же время - в 60-70е гг. 20 в. [12]. Действию этого закона подвержены многие явления, в том числе частотность слов, размер городов, распределение доходов, периодичность землетрясений, изменения на рынке ценных бумаг и многое другое. В таком объемном контексте изучение изменчивости популярности имен приобретает более широкое значение.

Но не все ученые приемлют эту точку зрения и пытаются объяснить изменчивость моды с биологической точки зрения, даже пытаются обнаружить некий культурный эквивалент гену, уже придумав ему название - «meme» (термин К. Р. Докинза). В соответствии с этим подходом известность является одним из явлений, работающих не на личную выгоду, а на мемы - репликаторы, провоцирующие людей на их распространение.

Одно из новых объяснений феномену моды на имена дает О. Д. Волчек. Исходя из работ П. А. Флоренского, она развивает гипотезу о психофизиологическом влиянии имени на человека. Одной из важнейших функций звуковых систем человека -речи и музыки - является регуляторная функция, гармонизация с окружающей средой. «Логично полагать», - пишет автор, «что мода на имена отражает смену неосознанных потребностей данного этноса в определенных звуковых стимулах» [13]. Отсюда следует далеко идущий вывод о том, что имена - лидеры среди младенцев текущего времени - способствуют формированию личностей для будущего данного общества, что скажется на его грядущем социальноисторическом облике, менталитете.

Личное имя, как и любой другой объект, становится модным, если оно наделяется модным значением. Представляется, что имя получает это значение опосредованно, через своего носителя, который и выступает знаком модных ценностей. Творцы оригинальных идей и новых интерпретаций

культурных образцов могут сознательно или бессознательно ввести имя в орбиту модной коммуникации; при этом временной разрыв между появлением имени и наделением его модным значением может быть крайне малым или растягиваться на века, ср.: быстрое возрастание популярности имен героев сериалов и обращение к древним исконным личным именам как знакам этнической идентификации. Но почему же именник постепенно, но постоянно обновляется, что заставляет людей вносить в него изменения? Ответ, очевидно, состоит в том, что обращение к имени как к знаку какой-либо ценности позволяет человеку реализовать свою фантазию и капризы, безболезненно отказаться от тирании обычая, выставить напоказ свое «я», внешне идентифицироваться с желаемой группой. Имя не исчезает; в антропонимической системе с патронимом (отчеством) мужское имя переходит в следующее поколение. В английской системе любое имя, любая часть полного именования человека может закрепиться в виде среднего имени.

Таким образом, можно утверждать, что изучать изменения популярности имен и влияющих на этот процесс факторов весьма сложно. Известный американский лингвист и социолог С. Либерзон проиллюстрировал собственную теорию на примере любовной связи президента Билла Клинтона и Моники Левински. Чтобы определить, как это громкое дело повлияет на популярность имени Моника, по мнению ученого, надо рассмотреть четыре возможности: 1) это имя было редким, 2) популярность имени росла в предыдушие годы, 3) популяр -ность имени падала в предыдущие годы, 4) имя было устойчиво в своей популярности. Без «дела Левински» вероятность реализации любой возможности была бы одинаковой [7]. Вероятность того, что может произойти отличного от наших ожиданий, одинакова во всех 4-х случаях. Ход анализа таков: предположим, что некоторая часть родителей (т) использовала имя Моника при имянаречении своих детей, а гораздо большая часть (о) использовала другие имена. Если после скандала эти две группы сохранятся, то возможно, что некоторая часть из группы т откажется от этого имени, а какая-то часть из группы о воспользуется им. Их соотношение и определит дальнейший рост/падение популярности имени. Но, так как изначально большая часть не использовала имя Моника, нужно, чтобы малое число из группы о обратилось к нему, и тогда произойдет увеличение его частотности, даже если от него откажутся многие из группы т [7]. И вновь следует остановиться на сходстве механизмов изменения популярности личных имен и такового внеязыкового явления, как «цена». Анализ

С. Либерзона сходен с тем, что в мире финансов называют «техническим анализом», который занимается изучением и интерпретацией тенденций изменения основных фондов в отвлечении от внешних факторов.

По мнению Д. Галби, изменения в популярности самых частотных имен являются важным показателем степени разделяемых символических преференций. Он подтверждает свое утверждение анализом женского имени Mary. В Англии и Уэльсе в 1800 г. 23% женщин носили это имя, оно было самым распространенным [11]. Поскольку дети в одной семье почти никогда не носят и не носили одно имя, а в среднем в то время в семьях было по три дочери, то доля замужних женщин с дочерьми по имени Mary составляла около 30%. В начале 19-го в. у каждой последующей дочери имелось меньше шансов быть названной этим именем, в отличие от Англии XII-XVI вв. [14]. Этот момент важен при сравнении данных разных периодов, так как количество детей в семьях уменьшалось. В середине XX в. в семье, в среднем, было 0.8 дочери [11]. Возвращаясь к имени Mary, можно утверждать, что оно являлось общим символом для многих, что особенно знаменательно в протестантской Англии. Как известно, с середины XVI в. Англиканская церковь отказалась от почитания святых, включая Деву Марию. Но, судя по выбору имен для девочек, это имя имело особую значимость для жителей страны.

Самым популярным мужским именем в 1800 г. было имя John; его получили 21.5% родившихся в этот год мальчиков. Два столетия спустя частотность самых популярных имен снизилась до 3.4% и 4.2% у женских и мужских имен, соответственно. Вкупе со снижением размера средней семьи можно говорить о снижении единодушия, единообразия в имянаречении. Более того, общая частотность 10 самых популярных личных имен также снизилась за два века. И этот процесс характерен не только для Британии, но и для многих других стран.

Возможности именника на каждом историческом отрезке времени реализуются в сравнительно небольшом количестве женских и мужских имен с последующей частичной их сменой. В связи с этим В. А. Никонов выдвинул понятие антропонимической нормы, которая, выражая общественный вкус, проявляется статистически, в обусловленности выбора имен для каждого последующего периода [15]. При этом необходимо отметить ошибочность концентрации на 10 или 100 самых популярных именах года и объяснять движение в них прямым влиянием культуры, как, например, поступили Л. Данклинг и П. Диксон, объясняя резкий подъем частотности женского имени Jennifer в 1970-е гг. популярностью кинофильма «История любви» [16, 17]. Но статистические данные показывают, что это имя постепенно росло в популярности и до выхода фильма. Возможно, оно стало логическим преемником сходных по звучанию распространенных до него имен Jane, Janet, Janice, Jean. При таком ракурсе очевидно, что не всегда модное представляет собой резкий разрыв с традиционным. Справедливой представляется мысль о том, что имя не может стать первым в списке популярных из-за одного явления культуры; идет постепенное накоп-

ление и самые большие изменения происходят на периферии именника. Из модного имя может стать распространенным, когда большинство родителей перестанет считать его эксцентричным.

Основываясь на официальных данных [18], проследим динамику популярности личных имен в Англии за последние годы. Поднявшись на 3 места с 2005 г., в 2006 г. лидером среди женских имен стало имя Olivia. Занимавшее это место в 20032004 гг. имя Emily постепенно понижается в рейтинге так же, как имена Libby, Aimee, Niamh, выпавшие из списка 50-ти самых популярных. Среди мужских имен 13 лет подряд первое место удерживает имя Jack. В число 100 самых распространенных имен устойчиво вошло имя Muhammad (варианты - Mohammed, Mohammad). Отрицательную динамику демонстрируют имена Louis, Brandon, Toby, Charles. Статистика прослеживает влияние знаменитостей: так, в 2006 г. на 827(!)% возросла популярность имени Shayne, которое носит герой сериала X-Factor. Распространение (на 245%) получило имя Cruz, которое дали своему младшему сыну супруги Бэкхем. На периферии именника наблюдается обилие новых имен. Последнее десятилетие переживает бум креативного имятворчества, под которым понимаем вовлечение в сферу имен собственных слов нарицательной лексики, сокращений и графических вариантов известных имен, активное заимствование, распространение двойных и полоиндифферентных имен, ср.: Alexzander, Alexxander, Storm, Jane-Jo.

В ситуации бытования личного имени в обществе мода отражает образ имядателя, его вкус и субъективность, которые могут отличаться от вкусов носителя имени и третьих лиц, воспринимающих имя. Как доказано психологами, самой важной стороной человека, на которую оказывает влияние имя, является его самосознание, осознание своего «я». Осознание своей идентичности развивается по мере развития ребенка под влиянием получаемых им сигналов от окружающих. Наиболее важным сигналом-посланием выступает имя как своего рода сценарий поведения человека. Имя человека в процессе межличностной коммуникации выступает как средство национально-этнической, половой, социальной идентификации.

Национально-культурная закрепленность имени, его энциклопедичность, дающие возможность людям одного этноса считать себя представителями одной национально-исторической общности, составляет ядро образа «своего». Различие по линии «свои» - «чужие» относится к древнейшим архети-пическим представлениям человека и пронизывает всю культуру, лежит в основе массового, национального мироощущения [19]. Психологически человек нацелен на положительное восприятие «своего»; этот образ служит способом ориентации в обществе и складывается исторически, представляя собой типизацию по среднестатистическому признаку частоты. Имя воспринимается на основе всех

тех сведений, которые индивид накапливает в ходе обучения, межличностного общения, постижения культуры, т. е. на основе научного и обыденного знания. Чем более необычно имя, тем в более сложной ситуации находится его носитель, поскольку магистраль восприятия делает его «чужим» для большинства. В связи с необычными именами интересно проследить, что обусловливает выбор такого имени. Низкий уровень образованности и культурности не всегда служит единственным и верным объяснением, поскольку имя выбирается по разным мотивам, часто неосознанным, а специфические знания, которыми обладает индивид, могут манифестироваться в именах-уникумах.

Представленный материал показывает сложность проблемы моды в антропонимике, ее связь с различными сторонами как имянаречения, так и бытования имени в социуме. Основные направления рассмотрения данного вопроса затрагивают сложное переплетение разнонаправленных мотивов выбора имени индивидом, общественную оценку имени, взаимосвязь лингвистического и нелингвистического в имени собственном, тенденции имянаречения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология. ХХ век. Словарь. Ж. М. Арутюнова и др. СПб: Университетская книга, 1997. 640 с.

2. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб: Питер, 2004. 208 с.

3. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. 1306 с.

4. Goblot E. La Barriere et le niveau. Etude sociologique sur la bourgeoisie franjaise moderne. Nouv. Ed. Paris, 1967. 140 p.

5. Perrot R. The Aristocrats: A Portrait of Britain’s Nobility and their Way of Life Today. N.Y., 1968. 290 p.

6. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск / Пер. с фр. Саниной А. П. СПб: Евразия, 2006. 399 с.

7. Lieberson S. A Matter of Taste. New Haven, CN: Yale University Press, 2000. 180 p.

8. Klapp O. Symbolic Leaders. Public dreams and public men. Chicago, 1964. 268 p.

9. Ивашко В. А. Как выбирают имена. Минск: Вышэйшая школа, 1980. 174 с.

10. Суперанская А. В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен // Антропонимика М.: Наука, 1970. С. 7-17.

11. Galbi D. A. A New Account of Personalization and Effective Communication. September 16, 2001. Отчет от 08.09.2009. URL: www.galbithink.org

12. Highfield R. Why are they so popular? 16 June, 2004. Отчет от 16.02.2008. URL: http://www.telegraph.co.uk/connected/main

13. Волчек О. Д. Проблемы ментальности и значение имени // Социально-психологические проблемы ментальности. Сб. науч. тр. Смоленск, 2002. С. 103-106.

14. Wilson S. The Means of Naming: a Social and Cultural History of Personal Naming in Western Europe. London: Urban Libraries Council Press, 1998. 402 p.

15. Никонов В. А. Имя и общество. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1974. 278 с.

16. Dunkling L. Everyman’s Dictionary of First Names. L.: Y.M. Dent, 1983. 402 p.

17. Dickson P. What’s in a Name: Reflections of an Irrepressible Name Collector. Springfield, Ma, Merriam-Webster, 1993. 240 p.

18. Baby Names / Отчет от 15.07.2010. URL: http: // www.statistics.gov.uk/

19. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М.: «Академический проект», 2001. 990 с.

Поступила в редакцию 19.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.