Научная статья на тему 'Современный Кубанский именник: интенции имянаречения'

Современный Кубанский именник: интенции имянаречения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМИКА / ИМЯНАРЕЧЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ / ANTHROPONIMICS / NAMING / LINGUISTIC / EXTRA-LINGUISTIC FACTORS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы имянаречения, выявленные при анализе имен собственных молодежи Краснодарского края, родившейся в конце 20 века. Доказывается как превалирование одних факторов над другими, так и их взаимодействие, отражающее социокультурную специфику имянаречения в конкретном ономастическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN KUBAN NAMES: INTENTION OF NAMING

In article the linguistic and extralinguistic factors of naming revealed in the analysis of proper names of the youth of Krasnodar Krai which was born at the end of the 20th century are considered. Both the prevalence of one factors over others, and their interaction reflecting sociocultural specifics of naming in concrete onomastichesky space is proved.

Текст научной работы на тему «Современный Кубанский именник: интенции имянаречения»

УДК 81'373.231 ББК 81.2-3 Ф 34

СОВРЕМЕННЫЙ КУБАНСКИЙ ИМЕННИК: ИНТЕНЦИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ

(Рецензирована)

Федотова Татьяна Васильевна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 011 72 11, e-mail: Fedotova66@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы имянаречения, выявленные при анализе имен собственных молодежи Краснодарского края, родившейся в конце 20 века. Доказывается как превалирование одних факторов над другими, так и их взаимодействие, отражающее социокультурную специфику имянаречения в конкретном ономастическом пространстве.

Ключевые слова: антропонимика, имянаречение, лингвистические, экстралингвистические факторы, стратегия.

MODERN KUBAN NAMES: INTENTION OF NAMING

Fedotova Tatyana Vasilyevna,

doctor of Philology, professor of department of Russian and speech communication of the Kuban state agricultural university, Krasnodar. Ph.: (918) 011 72 11, e-mail: Fedotova66@mail.ru

Summary. In article the linguistic and extralinguistic factors of naming revealed in the analysis of proper names of the youth of Krasnodar Krai which was born at the end of the 20th century are considered. Both the prevalence of one factors over others, and their interaction reflecting sociocultural specifics of naming in concrete onomastichesky space is proved.

Keywords: anthroponimics, naming, linguistic, extra-linguistic factors, strategy.

Как известно, антропонимы относятся к именованию людей и составляют значительный лексический пласт, занимая важное место в системе языка.

Антропоним живет в контексте конкретной культуры своей жизнью, подчиняясь правилам национального языка и реагируя на динамику развития социума.

Имянаречение - это непрерывный поиск соответствующей формы, которая, в первую очередь, служит для идентификации личности, а уже во вторую очередь, отражает традиции, обычаи, моду и другие факторы, учитываемые при именовании.

На современном этапе изучение всего многообразия языковых репрезентаций такой широкой референциальной сферы, как Человек, приобрело особую актуальность в связи с исследованием роли человеческого фактора в языке и распространением антропоцентризма, предусматривающего изучение

научных объектов прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Антропоцентризм знаменует тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс [1, 212].

При обращении к теме имянаречения человека, антропоцентрические идеи наиболее ярко проявляются в таких областях современной лингвистики, как социолингвистика, лингвокультурология. Это, в первую очередь, связано с тем, что антропонимы, являясьчастью лексико-семантической системы, функционируют в ее рамках и в то же время являются носителями национально-культурного компонента, с точки зрения возраста имени, его

происхождения, коннотативной окраски, престижности, социального статуса, популярности и мн. др. В свою очередь, в антропонимических системах различных языков отражается история и культура народа, миропонимание и ценностные ориентации. Кроме того, систематизация и анализ личных имен позволяют определить тенденции развития антро-понимической системы, способствуют в некоторой степени научно обоснованному влиянию на процессы имянаречения как части языковой политики.

Однако при активном обращении к антропонимике со стороны языкознания, при обилии работ, исследующих проблемы имянаречения в синхронии и диахронии, вопрос о социологической, исторической и культурологической функциях антропонимов разработан далеко не полно.

Анализ лингвистических исследований, посвященных состоянию русского именника за последние десятилетия, позволяет сделать выводы о том, что на протяжении ХХ века в русской антропони-мической системе одна тенденция сменяла другую: подчинение моде, стремление к разнообразию, возвращение традицииимянаречения по православному календарю, влияние значения имени при его выборе и т.п.

Сфера имянаречения - это та сфера, где человек соотносит себя с фундаментальными ценностями, смыслообразующими слагаемыми бытия. Человек в своем становлении, развитии осваивает социальный опыт и знание, делающие его способным жить и действовать в данном обществе; у него формируются качества, отличающие его от других; в итоге человек становится личностью [2, 429].

Цель данной статьи - выделить основные факторы в имянаречении современных молодых людей, т.е. родившихся на рубеже веков (1996-1999гг.) в Краснодарском крае; определить актуальные тенденции в имянаречении данного периода на указанной территории.

На первый взгляд, тенденции в имянаречении ребенка достаточно прозрачны: популярность имени, традиции семьи, влияние ТВ и СМИ. Однако в последние десятилетия подход к процессу имянаречения значительно усложнился. С увеличением возможности информатизации населения за счет сети Интернет появилась возможность более детально изучить как этимологию имени, так и всевозможные астрологические, эзотерические и др. признаки, способствующие, по мнению тех, кто выбирает имя, влиять на судьбу человека. Характерная черта российского менталитета - верить не столько в себя, сколько в «небесного покровителя». И в последние десятилетия социум активно культивирует особую ментальность, «общий тонус» восприятия социальной и природной реальности

с опорой на знаки, с верой, что знаки помогают обрести счастье, овладеть окружающим миром. В качестве этого знака часто выступает имя, но не в лингвистическом смысле слова как соотнесенность с конкретным референтом с целью его идентификации, а чаще в экстралингвистическом как интенции, иначе говоря, мотивы и цель, согласно которым выбирается то или иное имя.

Однако нельзя утверждать, что это единственная доминирующая интенция. Анализ собранного материала позволяет констатировать тот факт, что процесс имянаречения в последние десятилетия -это результат взаимодействия всех мотивов, как лингвистических, так и экстралингвистических.

В качестве метода исследования был использован опрос студентов Кубанского государственного аграрного университета, родившихся в 1996-1999гг. (600 человек), а именно анкетирование. Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов, то есть обеспечение массовости исследования, а также анонимность (фиксирование имени без фамилии).

Анкета включала ряд позиций.

1. Имя, год рождения, место рождения;

2. Известен ли мотив Вашего имянаречения?

3. Опишите причину присвоения Вам имени родителями (другими лицами)?

Попытаемся определить основные стратегии в имянаречении. Необходимо уточнить, что из 600 опрошенных лишь в 8 случаях отсутствует ответ по причине незнания мотива своего имянаречения. Остальные же респонденты интересовались у родителей о причине появления своего имени.

Если исходить из того, что содержанием любой стратегии служит набор правил принятия решений, интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей, то в нашем случае правилами и действиями будут выступать лингвистические и экстралингвистические факторы при имянаречении, а цель предполагается как успешное, позитивное влияние имени на судьбу человека, которое гипотетически основывается на сопоставлении с аналогичным именем у друзей, родственников, известных людей и т.п.

Прежде всего необходимо определиться с набором составляющих компонентов языковых (лингвистических) и неязыковых (экстралингвистических) факторов.

Лингвистические факторы обусловлены уров-невой организацией языка и, соответственно, фо-нетико-фонологическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим ярусами.

Внеязыковые, или экстралингвистические, факторы обусловлены теми реалиями и процесса-

ми, в условиях которых возникает имя собственное. А имя человека - это сумма таких аспектов имядателя, как уровень образованности, культурности, его пристрастий и вкусов, его индивидуального жизненного опыта, ценностных установок.

Анализ антропонимов, функционирующих в последние десятилетия, дает право утверждать, что языковые и внеязыковые факторы практически в равной степени обусловливают процесс имянаречения (45% - 45%). Иначе говоря, личностные ценностные критерии функционируют параллельно с общественными в зависимости от того, насколько человек ориентирован в общественной системе оценок. По мнению О. Новиковой, «...оценочная деятельность связана со множеством экстралингвистических факторов: национально-культурными стереотипами, ситуацией в обществе, принадлежностью к определенному социальному слою. Каждый человек обладает своей специфической оценочной шкалой, которая есть результат совмещения внутренних и внешних ценностей, с помощью которой он отражает мир и находит себе место в этом мире» [2, с. 429].

Однако эта статистика относится ко всем проанализированным интенциям. Если рассматривать наиболее частотные имена, то здесь наблюдается превалирование влияния лингвистических факторов. Так, мотив «красивое, звучное» был выбран опрашиваемыми по отношению к таким именам, как Анастасия, Екатерина, Валерия, Кристина, Алина, Яна, Дмитрий, Андрей. Данная мотивация в выборе этих имен была единственным признаком. Красота имени определялась по принципу звучности, лёгкости и ясности произношения, т.е. по фоносемантическому значению. С точки зрения А.П. Журавлева, фоносемантическое значение

- реакция на слово, как на набор звуков, проходящая подсознательно и переживаемая человеком в виде определенного эмоционального фона [3]. Например, Александра - имя хорошее, большое, мужественное, активное, простое, красивое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, храброе, могучее»; Алина - хорошее, нежное, женственное, светлое, активное, простое, красивое, лёгкое, весёлое, яркое, радостное, громкое, храброе, доброе; Андрей - имя хорошее, мужественное, активное, красивое, величественное, яркое, радостное, громкое, храброе, могучее, подвижное; Антон

- имя хорошее, большое, мужественное, активное, простое, сильное, красивое, гладкое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, длинное, храброе, могучее.

Кроме того, данная мотивация приемлема и к выбору имени с позиции его благозвучности, гармонизации с отчеством. Это редкий мотив, и чаще

он берется во внимание лишь в совокупности с другими мотивами. Язык всегда стремится к гармонии, и при выборе имён прослеживается такая тенденция в плане лексического значения и звучания. Чем благозвучнее имя, тем выше вероятность его распространения.

Следующим языковым фактором по частоте мотивировки имени (10%) можно считать этимологию имени. Мотив имянаречения, исходя из этимологии, функционирует в основном по отношению к общеизвестной, устоявшейся в сознании людей, значения имен: Виктор, Виктория связывают со значением «победа», Софья - «мудрая», Анастасия - «воскресшая». К отдельным именам данный мотив основывается исключительно на «прозрачности» значения имени: Владимир - «владеющий миром», Владислав - «владеющий славой», Ангелина - «ангел». Часто этимология имени извлекается не из каких-либо справочников, а соотносится с людьми, носящими то или иное имя и имеющие соответствующие черты характера. Об этом же писал П. Флоренский, отмечая, что народное представление именной типологии не лишено жизненного значения, - и характеристики имен если не служат, то во всяком случае служили в руководство поведению. Одним из памятников такого рода руководств, письменно закрепленным осколком целой культуры имен, служил «Реэстр о дамах и о прекрасных девицах», печатавшийся в свое время на русских народных картинках при соответственном изображении. В качестве примера приведем отрывок из такого руководства:

Постоянная дама Варвара.

С поволокою глаза Василиса.

Кислой квас Марья.

Веселой разговор Аграфена.

Великое ябедство Елена.

Наглая спесь Маремьяна.

Средня управа Устинья.

Толста да проста Афросинья.

Песни спеть Дарья [4, с. 73].

Однако данный мотив редко выступает единственной причиной выбора имени, чаще всего он реализуется в паре «этимология + благозвучность». К именам данного аспекта относятся такие частотные имена, как Анастасия, Виктория, Владимир, Никита. В данном случае целесообразнее говорить о таком явлении, как фоносимволика. Обращаясь к анализу имени Александр, П. Флоренский (представитель фоносимволического подхода), отмечает взаимосвязь данного личного имени с его звучанием, подчеркивая, что Александр - «имя, типичное для великих людей, гениев» [4, с. 105].

Вообще, для русского человека имя всегда было неким символом, а точнее архетипическим

образом, способом проявления бессознательного. Важное свойство символа, по мнению П. Флоренского, - целесообразность, то есть он неотделим от цели - от высшей реальности, им являемой.

К экстралингвистическим факторам были отнесены следующие: популярность/мода, имя литературного героя, фильма, имя известной исторической личности, имя по святцам, имена родственников, характер по имени, судьба другого человека с аналогичным именем.

Экстралингвистическими мотивами были определены такие частотные имена, как Анна, Александра, менее употребительные - Мария, Наталья. Основной мотив - имя бабушки или прабабушки, Владимир, Алексей, Даниил - имя деда или прадеда. Это наиболее распространенный мотив -25%.

В качестве внеязыкового фактора стоит отметить желание родителей, чтобы их ребенок был похожим по своим человеческим качествам, чертам характера на известного человека. Этот мотив слабо фиксируется в частотности функционирования имен, однако входит в состав имен с комплексными мотивами. Так, имя Владислав имеет ассоциацию с Владиславом Листьевым, имя Екатерина - с императрицей Екатериной Великой, имя Наталья у многих респондентов ассоциируется с героиней романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, имя Никита связывают с Никитой Михалковым и Никитой Хрущевым. Наибольшее разнообразие в ассоциациях имеет имя Александр: Македонский, Суворов, Невский. Выбор имени для ребёнка - событие культурное, оно касается не только будущего носителя имени, не только его семьи, но всего ономастического пространства. Имя связывает человека незримыми нитями с современниками и историческими личностями. Об этом хорошо писал известный литературовед В.Н. Турбин: «Имя, антропоним делает памятником каждого из нас, независимо от наших моральных свойств; в нём реально осуществляется увековечивание его первоносителя и, следовательно, материализуется идея преемственности поколений, связи времён. Оно же - по крайней мере, теоретически - гарантирует обладателю его вечную память потомков» [4, с. 105].

Помимо названных, разнообразие внеязыко-вых причин связано с конкретными ситуациями. Их можно обозначить как ситуативные мотивы: Вадим - по имени друга отца, который спас ему жизнь; Юлия, Евгений, Дмитрий - по именам игрушек, которые была у родителей в детстве; Денис, Елизавета - имена выбрали по вытянутому родителями жребию; Валерия, Анна - имена из сна отца или матери; Инна - имя услышано случайно в автобусе; Надежда - долго ждали рождения ребенка

(последняя надежда); Наталина - производное от имени бабушки Натальи, умершей накануне; Алиса - ребенок прореагировал именно на это имя; Виктория - были тяжелые роды («победа»); Юлия - родилась в июле; Илья, Виктор, Валентин - рожденные накануне или в праздник (День пророка Ильи, День Победы, День святого Валентина).

Выбор имени по святцам занимает самые нижние позиции (4%). Возможно, обращение к Православному церковному календарю повлияло на то, что многие имена, характерные для именника конца Х1Х в., перешли в активное употребление в наши дни: Анастасия, Александра, Ксения, Софья, Егор, Иван, Михаил, Никита и др., однако влияние православной церкви на современные процессы имянаречения имеет второстепенный характер. Выбор таких имен, как Анастасия, Александра и др. мотивирован в большей степени благозвучностью и другими фоносемантическими признаками, нежели их отношение к церковному календарю.

Отдельно стоит затронуть вопрос о той части имен, где выбор имени зависел от суммы мотивов. Как правило, языковой фактор рассматривался параллельно с внеязыковым. Комбинации таких мотивов тоже имеют свою степень частотности.

В процессе анализа были выделены следующие группы мотивов: «красивое + редкое + святцы», «редкое + святцы», «популярное + благозвучное», «имя родственника + этимология + благозвучие», «гармонирует с отчеством + имя известного человека + благозвучие» и т.п.

Таким образом, все факторы, заложенные в основу имянаречения на рубеже веков, можно представить в виде следующей классификации:

Лингвистические факторы:

- фоносемантический - 35%

- этимологический - 10%

Экстралингвистические факторы:

- имя родственника - 25%

- влияние ТВ, литературы, истории - 8%

- ситуативное именование - 5%

- именование по святцам -4%

- популярность имени -2%

- редкое имя - 1%

Совокупность факторов: 10%

- благозвучное + редкое

- благозвучное + редкое + святцы

- ситуация + имя родственника+ этимология- сочетание с отчеством + влияние ТВ

- популярное + благозвучное

- популярное + этимология

- святцы + имя родственника

- ситуация + этимология

- традиции + имя родственника

Анализ собранного материала дает право ут-

верждать, что в конце XX века процесс имянаречения на Кубани не подвергается влиянию каких-либо определенных тенденций. Лингвистические и экстралингвистические факторы в равной степени проявляют влияние на выбор имени. Такие мотивы, как подчинение моде или же, наоборот, стремление к исключительности при выборе редкого имени, которые на протяжении XX века превалировали в русской антропонимической системе, сдают свои позиции.

В любом случае все выделенные мотивы имянаречения свидетельствует о сознательной рациональной стратегии именующего, несмотря на различные ситуативные номинации, где выбор, на первый взгляд, происходит спонтанно. Однако даже в таких ситуациях, как выбор имени по жребию, по сну, по какому-либо событию, человек соотносит случившееся с определенной реальностью, сопоставляя факты в пользу выбора того или иного имени.

Таким образом, имя уступчиво, предупредительно к требованиям различных факторов формы; «оно находит в себе энергию жизни и перерабатывается приспособительно к условиям страны, народности, духа времени, наследственности, даже применяется к своеобразным оттенкам личных отношений. Ведь имя есть слово, даже сгущенное слово; и потому, как всякое слово, но в большей степени, оно есть неустанная играющая энергия духа» [4, с. 78].

ИСТОЧНИКИ:

1. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмаль-ного анализа) // Язык и наука конца XX века: сб. ст. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - С. 144-238.

2. Новикова О.Н. Изменение ценностных установок личности как основа динамики национального антропонимикона // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - №2. - С. 249.

3. Журавлёв А.П. Фонетическое значение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 160 с.

4. Флоренский П. Имена. - СПб, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.