Научная статья на тему 'Современный именник: стратегии имянаречения'

Современный именник: стратегии имянаречения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
819
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ / ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / МОДА НА ИМЕНА / КРАСОТА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Володина Наталья Юрьевна

В статье доказывается, что выбор имени является сознательной рациональной стратегией именующего. Анализ наиболее частотных имен позволил выявить основные факторы, заложенные в основу данной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный именник: стратегии имянаречения»

2009/10

УДК 801

БДК 81.2-3

Н.Ю. Володина Современный именник: стратегии имянаречения

В статье доказывается, что выбор имени является сознательной рациональной стратегией именующего. Анализ наиболее частотных имен позволил выявить основные факторы, заложенные в основу данной стратегии.

Ключевые слова: имя, общество, исторические события, мода на имена, красота, лингвистические, экстралингвистические факторы, стратегия.

N.Yu. Volodina To a question on the reasons of a choice of a proper name (socio-cultural aspect)

In the article it is proved that the choice of name is conscious rational strategy of designational person. The analysis of the most frequency names allowed us reveal the basic factors underlyined in this strategy.

Key words: а name, a society, historical events, a fashion on names, beauty, linguistic, extra linguistic factors, strategy.

Языковой пласт антропонимов, чрезвычайно чувствительный к изменениям, происходящим в обществе, представляет большой интерес не только для ученых-ономастов, но и для широкого круга читателей: на страницах СМИ («Российская газета»), интернет-сайтах («История фамилии», «Планета имен и фамилий» и др.) предлагается информация о самых популярных именах, значении имени и фамилии. На форумах детских порталов обсуждаются проблемы выбора имени для ребенка. Все это позволяет утверждать, что имянаречение человека представляет собой сознательную рациональную стратегию именующего, в результате которой происходит социальная идентификация именуемого в обществе. Анализ личных имен помогает выявить основные тенденции современного именования и доказать, что выбор имени не может быть случайным. Опираясь на статистические данные ЗАГСов за 2007 г. по Иркутской области, анализ проведенного нами социологического опроса, мы предприняли попытку выявить круг причин, обусловливающих выбор того или иного имени.

При выборе имени имеет место взаимодействие языковых (лингвистических) и неязыковых (экст-ралингвистических) факторов. Фонетическая структура имени, его этимология, варьирование рассматриваются нами как языковые факторы. К неязыковым факторам имянаречения относятся, прежде всего, национальные традиции, влияние исторических событий, общественно-политических процессов, моды на имена, ситуации рождения, а также другие факторы.

Анализ ответов на вопрос: «Чем вы руководствовались при выборе имени для своего ребенка?» показал, что в основе выбора имени лежат чаще всего неязыковые факторы. Так, у 50% анкетируемых мотив выбора связан с тем, что «имя нравится» (это «красивое имя»), у 15% опрашиваемых выбор имени осуществлялся по церковному календарю. 15% всех участников опроса при ответе на данный вопрос ссылаются на популярность имени в настоящее время. Многие назвали ребенка в честь родственников, это составляет 10%. Небольшая часть опрашиваемых (4%) ориентировалась при выборе на специальные словари, научно-популярную литературу, посвященную имянаречению. У 6% анкетируемых имелись другие мотивы.

Итак, большинство респондентов назвали детей именами, которые им нравятся, то есть «красивыми» именами. При этом четко прослеживается тенденция к фонетическому связыванию имени новорожденного с именами других членов семьи или с фамилией. Т ак, например, имя ребенка Виктор связано с именем отца Виталий общим сегментом [ви]. В имени Валентин имеется общий с именем его отца сегмент [ле]: Валентин Олегович и общий с фамилией сегмент [ен]: Валентин Собенников. По мнению А.И. Назарова, подобные связи не что иное, как ассоциации одних имен с другими [1, с.19]. Различные типы ассоциаций происходят обычно на уровне подсознания и связаны с организацией личных имен в психике человека, с особенностями извлечения их из памяти. Автор предполагает, что личные имена в памяти человека хранятся не хаотически, а определенным образом упорядочены в структуру, в основе которой заложены, как правило, имена, которые человек усваивает в раннем детстве. Это прежде всего его имя и имена его ближайшего окружения - отца, матери, дедушек, бабушек, сестер и т.д. Именно поэтому традиционно многие народы называют детей в честь родственников.

Возможно, имена, усвоенные человеком еще в детстве, формируют центр, ядро индивидуального именника человека. По мере знакомства с новыми именами последние концентрируются вокруг этого ядра. В ситуации выбора имени новорожденному происходит активизация связей имен ядра с другими именами, поэтому выбор имени ребенку осуществляется обычно из тех имен, которые наиболее тесно

ассоциированы с ядром индивидуального именника имядателя. Скорее всего, такие имена оцениваются имядателем как красивые имена [1, с. 22].

Согласно другой точке зрения, квалификация имени как красивого зависит от ряда внешних обстоятельств: возраста выбирающего имя, места жительства, начитанности, эстетического воспитания и здравого смысла. Понятие имя красивое значит, что имя хорошо звучит, согласовывается с отчеством и фамилией. А.В. Суперанская, рассуждая о красоте имен, также отмечает, что имя начинает казаться красивым, если оно напоминает человека (красивого, умного, доброго и т.д.), знакомого лично или известного из литературы [2, с.216-217].

Ассоциированность имени (мотивированность выбора имени), обусловленного его связями с другими именами или фамилиями, на наш взгляд, присутствует в большинстве случаев (в 10 из 12). Возможно, созвучия имен детей с именами их родственников, а также с фамилиями случайны, так как многие русские имена фонетически близки друг другу. Это не только не отрицает ассоциированность как один из основных факторов выбора имени, а, напротив, подтверждает ее, так как сама фонетическая близость русских имен активного употребления в некотором роде может быть обусловлена и стремлением (зачастую неосознанным) выбирать созвучные имена [1, с.22].

Таким образом, часто употребительные имена складываются в традициях народов в микросистемы, устойчивые сочетания, пары (редко в тройки) имен определенным образом. Так, появление одного из них в семье влечет за собой появление и другого. Имя отца или матери определяет имя сына или дочери, имя старшего брата или сестры - имя младших детей в семье [3, с. 68].

Немаловажным фактором, обусловливающим выбор имени, является традиция давать имена по святцам. Русский именник до 1917 г. неразрывно связан с православным обрядом крещения. Однако с 1918 г. в связи с заменой церковного крещения гражданской регистрацией имянаречение утрачивает связь с религией, церковью. События двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия оказали определенное влияние на выбор имен: стали исчезать канонические формы имен, на смену им пришли народные варианты (например, имя Юрий вместо имени Георгий), появлялись новые имена, образованные способом аббревиации (Ким - коммунистический интернационал молодежи). Именно в этот период произошла глубинная и коренная перестройка в процессе имянаречения в российском обществе, следствием которой явилось обеднение русского именника за счет увеличения частотности имен-лидеров.

Переосмысление исторического и культурного наследия, обращение к истокам русской культуры, духовности, начавшееся в 90-е гг. в России, привели к возвращению многих забытых имен. Статистические данные по Иркутской области показывают, что в качестве официальных родители нередко дают канонические (церковные) формы имен своим детям: Афанасий, Димитрий, Захарий, Иулиания/Юлиана, Климентий/Клим, Корнилий, Никифор, Стефан, Устинья и др. Возможно, обращение к Православному церковному календарю повлияло на то, что многие имена, характерные для именника конца Х1Х в. (самые распространенные), перешли в активное употребление в наши дни. Это женские православные имена: Анастасия, Александра, Варвара, Ксения, Софья и мужские - Егор (Георгий), Иван, Михаил, Никита, Семен и др. Влияние православной церкви на современные процессы выбора имени достаточно сильное, но не главенствующее.

Популярность имен (языковая мода) - следующий фактор, влияющий на выбор имени. Исследование существующей в обществе моды на имена необходимо для осмысления ононимического вкуса той или иной исторической эпохи. Нередко фактор моды в определенную эпоху оказывался ведущим. Так, например, в годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя. Имя Татьяна в XIX в. считалось простонародным, но благодаря перу А. С. Пушкина, стало популярным. В 30-е гг. ХХ столетия модным было имя Валерий (его давали в честь В.П. Чкалова). Октябрьская революция 1917 г. повлияла на моду (но не на частотность) имен Идея, Искра, Октябрина, Сталина, Рем, Вилор, Владлен и др. Появление этих имен в тот период истории развития страны отражало идеологию развития раннего социализма. В современном именнике Иркутской области они не зарегистрированы. Исключением является имя Сталина. А имя Владлен, первоначально образованное от имени Владимир Ленин (сейчас Владлен=Владислав, либо Владимир+Лена), является нередким в наши дни. Данное обстоятельство объясняется благозвучием данного имени, возможностью образовать от него отчество и удобной краткой формой Влад. Таковы условия «выживания» новых имен [4, с.99]. Следовательно, перемены в жизни общества ведут к смене или исчезновению одних имен и переосмыслению других.

Мода на имена связана, прежде всего, с психологическими процессами. Чтобы имя стало модным, должен сначала возникнуть эффект подражания (у Ивановых Алина, значит, и у нас будет Алина). В таком случае образцы в ближайшем окружении, среди круга знакомых или вообще в пределах семьи оказываются более значимыми, чем отдельные носители имен, очень хорошо известные в обществе. Лишь изредка, как это следует из опроса, в выборе имени находит отражение восхищение родителей звездами кино, музыки, спорта, шоу-бизнеса (например, Жасмин, Лолита).

В процессе имянаречения одни люди стремятся к частотному, другие - к единичному, индивидуальному. Имена массовые, наряду с редкими, существовали во все эпохи. Менялся лишь их состав: так, самое частотное мужское имя прошлого века Иван уступило место имени Александр [5, с.76]. Следует

2009/10

отметить, что имя Александр является частотным не только в Иркутске, но и в других городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Томске, Новосибирске и др. [, с.11], а также в странах ближнего зарубежья в русских семьях (Казахстан). Интересно, что и в немецком именнике имя Alexander с 1977 г. входит в список самых популярных имен, а в 2002 г. это имя было самым частотным [7, с.14].

В настоящее время произошла смена ценностных доминант: как никогда в центре внимания - человек, а значит, и его имя. Имя Александр ассоциируется у многих с понятиями «мужество, защита, победа» и связывается с известными личностями: А. Невский, А. Македонский, А. С. Пушкин, царь Александр I и др. Обращаясь к анализу имени Александр, П. Флоренский (представитель фоносимволического подхода), отмечает взаимосвязь данного личного имени с его звучанием, подчеркивая, что Александр - «имя, типичное для великих людей, гениев» [8, с. 105]. Такое имя должен носить успешный человек, и именно это качество приветствуется в современном обществе.

Среди женских имен лидером является имя Анастасия, распространенное в конце XIX в. и редко встречавшееся в советский период жизни российского общества. В.О. Максимов отмечает, что в начале XXI в. большинство русских людей при выборе имен для своих детей предпочитают имена, проверенные временем, многовековой культурной традицией [6, с.11].

Другим фактором влияния выступает научно-популярная литература, в которой имя рассматривается с мистической точки зрения (вера в магические и сакральные свойства имен). Астрологи (П. Глоба, например) советуют, прежде чем дать имя, желательно составить для ребенка индивидуальный гороскоп. Нумерологи считают, что число дня рождения должно совпадать с числом имени человека. Другие авторы (Н. Зима, Б. Хигир) придерживаются мнения о том, что люди, носящие одно имя, имеют схожую судьбу. По всей вероятности, популярность имени Софья (второе место по частотности в городе Иркутске) связана с выходом книги Б. Хигира, в которой он дает положительный психологический портрет девочкам с этим именем.

Таким образом, все перечисленные факторы оказывают влияние на имянаречение, что свидетельствует о сознательной рациональной стратегии именующего, исключающей случайность в выборе имени.

Литература

1. Назаров А.И. Об ассоциированности антропонимов в актах имянаречения // Вопросы антропонимики. -Алматы, 2003. № 1.

2. Суслова А.В., Суперанская А. В. О русских именах. - СПб.: Авалонъ, 2007.

3. Щетинин Л.М. Имена и названия. - Ростов н/Д, 1968.

4. Рылов Ю.А. Имена собственные в европейских языках. Романская и русская антропонимика. Курс лекций по межкультурной коммуникации. - М.: АСТ: Восток-Запад,2006.

5. Суперанская А.В. Имя - через века и страны. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

6. Максимов В.О. К вопросу о частотности компонентов современного русского именника // Имя. Социум. Культура: материалы междунар. ономастич. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008.

7. Кольхайм Р., Кольхайм Ф. Из истории имянаречения в Германии // Вопросы антропонимики. - Алматы, 2005.

8. Флоренский П. Имена. - СПб., 2007.

Literatura

1. Nazarov A.I. About associativity antroponyms at the acts of name giving // Questions of antroponymy. - Almaty, 2003. №1.

2. Suslova A.V., Superanskaja A.V. About Russian names. St. Peterburg: Avalon, 2007.

3. Schetinin L.M. Names and titles. Rostov n/D, 1968.

4. Rylov Ju.A. Personal name in European languages. Romance and Russian antroponymy. A series of lectures on intercultural communication. Мoscow: AST: Vostok-Zapad, 2006.

5. Superanskaja A.V. Name across centuries and countries. Мoscow: Publishing house LKI, 2007.

6. Maksimov V.O. About frequency of components in modern Russian names // Name. Socium. Culture: materials of International Onomastical Conference. - Ulan-Ude, 2008.

7. Kol'hajm R., Kol'hajm F. From history of origin of names in Germany // Voprosi antroponymiki. - Almaty, 2005.

8. Florenskij P. Names. St. Peterburg, 2007.

Володина Наталья Юрьевна, преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Иркутского государственного технического университета

Volodina Natalia Jur 'evna, a teacher at the department of the Russian language and cross-cultural communication of the Irkutsk State Technical University

Tel.: (3952)405204; e-mail: G09@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.