Научная статья на тему 'Социально-психологические и мотивационные факторы формирования инновационной среды в учреждениях среднего профессионального образования'

Социально-психологические и мотивационные факторы формирования инновационной среды в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (SPE) / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ / INNOVATIVE MOTIVATION / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Л.М. МИТИНОЙ / MODEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF L.M. MITINA / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / INNOVATIVE PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахно Ирина Владимировна

В статье рассматривается инновационная деятельность как основной стимул для участников образовательного процесса к восприятию и созданию нового. По мнению автора, инновационному развитию профессионального образования будут способствовать образовательные и управленческие технологии, позволяющие создать инновационную среду и усилить инновационную мотивацию студентов среднего профессионального образования (СПО) и преподавателей. Вовлекая студентов и молодых преподавателей СПО в инновационную деятельность, важно учитывать и формировать стратегию профессионального развития (по Л.М. Митиной), активно использовать и развивать имеющийся у человека индивидуальный ресурс. Для создания инновационной среды в СПО Хабаровского края созданы 13 инновационных площадок. Автор приводит результаты научно-практических исследований и внедрений, перспективы и проблемы дальнейшего развития инновационной деятельности в СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological and motivational factors of the innovative environment formation in educational institutions of secondary professional education

The article considers innovative activity as the main incentive for participants of educational process to perception and creation of the new one. In authors opinion, innovative development of professional education will be promoted by the educational and administrative technologies allowing to create the innovative environment and to strengthen innovative motivation of students of SPO and teachers. Involving students and young teachers of SPE in innovative activity, it is important to consider and form strategy of professional development (according to L.M. Mitina), to use and develop the individual resource actively, which is available for the person. For creation of the innovative environment in SPO of Khabarovsk Krai, 13 innovative platforms have been created. The author brings results scientifically practical researches and introductions, prospect and a problem of further development of innovative activity into SPO.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические и мотивационные факторы формирования инновационной среды в учреждениях среднего профессионального образования»



УДК 159.9

И.В. Пахно

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации

в сфере профессионального образования, г. Хабаровск, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается инновационная деятельность как основной стимул для участников образовательного процесса к восприятию и созданию нового. По мнению автора, инновационному развитию профессионального образования будут способствовать образовательные и управленческие технологии, позволяющие создать инновационную среду и усилить инновационную мотивацию студентов среднего профессионального образования (СПО) и преподавателей. Вовлекая студентов и молодых преподавателей СПО в инновационную деятельность, важно учитывать и формировать стратегию профессионального развития (по Л.М. Митиной), активно использовать и развивать имеющийся у человека индивидуальный ресурс. Для создания инновационной среды в СПО Хабаровского края созданы 13 инновационных площадок. Автор приводит результаты научно-практических исследований и внедрений, перспективы и проблемы дальнейшего развития инновационной деятельности в СПО.

Ключевые слова. Среднее профессиональное образование, инновационная среда, инновационная мотивация, модель профессиональной адаптации Л.М. Митиной, инновационные площадки.

I.V. Pakhno

Khabarovsk Regional Institute of Retraining and Professional Development

in the Sphere of Professional Education, Khabarovsk, Russian Federation

SOCIO- PSYCHOLOGICAL AND MOTIVATIONAL FACTORS OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT FORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article considers innovative activity as the main incentive for participants of educational process to perception and creation of the new one. In author's opinion, innovative development of professional education will be promoted by the educational and administrative technologies allowing to create the innovative environment and to strengthen innovative motivation of students of SPO and teachers. Involving students and young teachers of SPE in innovative activity, it is important to consider and form strategy of professional development (according to L.M. Mitina), to use and develop the individual resource actively, which is available for the person. For creation of the innovative environment in SPO of Khabarovsk Krai, 13 innovative platforms have been created. The author brings results scientifically — practical researches and introductions, prospect and a problem of further development of innovative activity into SPO.

Keywords: secondary professional education (SPE), innovative environment, innovative motivation, model of professional adaptation of L.M. Mitina, innovative platforms.

В последнее десятилетие произошли радикальные изменения в сфере труда и профессионального образования. Это отразилось в переориентации спроса на новые умения, изменения в организации труда, падение спроса на ручной труд, повышение индивидуальной ответственности ра-

ботников за качество труда, возросла роль коллективного труда и т.п. Все это требует повышения гибкости профессионального образования, ориентация на подготовку конкурентоспособных, компетентных, ответственных специалистов, мотивированных к инновационной деятельности и го-

товых к постоянному профессиональному росту. В связи с этим, возникает необходимость создания в учреждениях профессионального образования инновационной среды, которая будет стимулировать участников образовательного процесса к восприятию и созданию нового.

Инновационная среда — это окружающие субъекта труда материальные и духовные условия его саморазвития, определяемые внутренней средой участников инновационной деятельности и внешней макросредой, которые оказывают решающее воздействие на формирование и творческое развитие личности и одновременно изменяются под ее влиянием. Состояние инновационной среды помимо организационных условий во многом определяется социально — психологическими условиями ее формирования, т.е. внутренней микросредой участников инновационного процесса.

Л.Н. Захарова в статье «Психологические барьеры становления инновационной экономики в России» отмечает, что «индивидуально- психологические барьеры проявляются в форме актуально неосознаваемых ценностных противоречий персонала, дефиците инновационной мотивации и в превалировании гигиенических факторов мотивации над собственно мотиваторами» [1, с. 328]. Захарова также отмечает, что деятельность в инновационном режиме полагает у ее субъектов наличие соответствующей мотивации. Автор отмечает четыре типа инновационной мотивации: инновационного ожидания, инновационного поиска, инновационного созидания, принятия и поддержки инноваций. «Психологические барьеры становления инновационной экономики в России обусловлены в первую очередь дефицитом мотивации инновационного поиска, принятия и поддержки инноваций» [1, с. 328]. Мы согласны с мнением Л.Н. Захаровой и считаем, что в учреждениях СПО края наблюдается дефицит мотивации инновационного поиска и инновационного созидания. Это обусловлено не только особенностями среднего профессионального образования как системы, но и той средой, в которых находятся преподаватели.

Инновационная среда представляется как условие или фактор, благоприятный или неблагоприятный для развития инновационных качеств личности преподавателей. Во взаимодействии среды и личности изме-

нения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существенен для развития. С другой стороны, инновационная среда выступает как средство формирования мотивационной и поведенческой готовности к работе в инновационных условиях. Исследование среды не только как фактора, но и средства, всестороннего анализа воспитательного потенциала среды с позиций современности была предпринята Ю.С. Мануйловым. По мнению Ю.С. Мануйлова, в понятие «среда» входит все то, среди чего пребывает субъект развития и посредством чего он реализует себя как личность [2]. Продолжая мысль Ю.С. Мануйлова, можно утверждать, что главным условием позитивного влияния среды является ее специальная организация. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить из задач формирования отношений субъекта труда к деятельности, клиентам и к себе; из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.

Из вышеизложенного следует, что актуальной задачей профессионального образования является разработка образовательных и управленческих технологий, позволяющих усилить инновационную мотивацию студентов СПО и преподавателей. Формировать мотивационную и поведенческую готовность к работе в инновационных условиях стоит начинать со студентов и молодых преподавателей, находящихся в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Здесь уместно применить модели профессиональной адаптации Л.М. Митиной, которая опираясь на положения С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни, выделила две модели (или стратегии) профессиональной адаптации [3]: модель профессионального функционирования (адаптивное поведение) и модель профессионального развития (творчество, личностный и профессиональный рост). В первой модели у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам. Во второй модели — модели профессионального развития — доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации.

Щ

При адаптивном поведении (I модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

При поведении профессионального саморазвития (II модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, что позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов, возможность «приподнять потолки». Таким образом, вторая модель адаптации, по Л.М. Митиной, ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса.

Мы можем утверждать, что процесс формирования инновационной личности в процессе профессиональной адаптации будет происходить в рамках второй модели, если в учреждениях будет создана инновационная среда и все ее факторы будут подчинены принципу ценностей новаторства.

Для создания инновационной среды в образовательных учреждениях есть все предпосылки. Министерством образования и науки Хабаровского края создана система развития инновационной активности в учреждениях СПО. Для этой цели в учреждениях СПО организуются инновационные площадки. В 2014 г. в системе профессионального образования края действовали 13 инновационных площадок.

Инновационные площадки — это особая форма организации совместной деятельно-

сти педагогической науки и практики по разработке и реализации социально-значимых проектов, определяющих стратегию политики Хабаровского края в области профессионального образования.

Одна из основных тем — это реализация Федеральных государственных образовательных стандартов.

Результаты исследования показывают, что мастерам и преподавателям необходимо освоить новые системы управления качеством образования, научиться формировать систему оценки результатов образования студентов, развивать профессиональные компетенции участников образовательного процесса.

Например, в процессе сотрудничества по подготовке рабочих кадров Профессионального лицея № 2 с «Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом» выявлены проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития компетенций выпускников, их технического и конструкторско-тех-нологического мышления. В рамках эксперимента определено, что для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся — будущих станочников, слесарей-сборщиков, важно выявить основополагающий вид профессиональной деятельности. Таким видом профессиональной компетентности рабочего является техническая компетенция, отражающая его готовность и способность эффективно решать технические задачи различного уровня сложности. Была разработана программа эксперимента, в ходе которой для развития технического мышления учащихся, преподавателями разработаны и внедрены в учебный процесс творческие задания, лабораторные работы, тренинги. Результатом педагогической деятельности в эксперименте стало повышение качества обучения на 1,2 % по профильным дисциплинам профессии «Станочник».

Следующей важной темой исследований в рамках краевых инновационных площадок является интеграция современных технологий обучения в опыт работы педагогов.

Выявлено, что сегодня педагоги переходят от пассивно-созерцательной роли к дея-тельностной. Так, преподаватели и мастера производственного обучения Агропромышленного техникума в процессе исследования собственных профессиональных компетенций определили недостаточное знание совре-

Ф

менных образовательных технологий. Поэтому, для их изучения и внедрения в учебный процесс, были разработаны программы постоянно действующих семинаров, определены темы для самообразования.

В результате, за год деятельности инновационной площадки, в техникуме изменился характер и структура занятий со студентами, разработаны новые методические продукты с компетентностно-ориен-тированными заданиями по профессиям и специальностям. Компетенции, сформированные по новым методикам обучения, позволили сократить сроки адаптации выпускников на сельхозпредприятиях края, что подтверждено результатами анкетирования работодателей.

Следующей приоритетной темой инновационных площадок является организация воспитательного процесса. Сразу в двух учебных заведениях Хабаровского края, профессиональных училищах № 3 и № 18 особое внимание уделяется такой категории учащихся как «группа риска». Такие дети часто социально дезадаптированы и проявляют асоциальное поведение. С этой категорией учащихся малоэффективны общепринятые методы работы, так как они нуждаются в организованном профессиональном комплексном сопровождении.

Для этого предварительно были подготовлены педагоги, для которых были проведены тренинги по командообразованию и специальные семинары.

По результатам диагностики особенностей эмоционально-волевого развития, созданы индивидуальные социальные паспорта, рекомендации на каждого обучающегося с указанием специфики и степени риска отклоняющегося поведения и четким обозначением путей коррекции.

В работе экспериментальных площадок за годы реализации программы было задействовано 2000 педагогических работников, это 40 % от общего количества педагогических работников профессионального образования и 32 % обучающихся. Опыт экспериментальной работы распространяется через журнал «Вестник профессионального образования Хабаровского края». Методические рекомендации, учебные пособия, которые издаются в издательском центре Института повышения квалификации в сфере профессионального образования и распространяются бесплатно в учебные заведения.

Вместе с тем, перспективное развитие инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования сопряжено с наличием ряда проблем. Этими проблемами являются: недостаточный уровень исследовательских компетенций педагогов, низкий уровень их мотивации в организации новых и участию в реализуемых проектах. Кроме того, отсутствие качественных критериев оценки деятельности инновационных площадок, не способствует их эффективному развитию и внедрению результатов деятельности в практику учебных заведений.

Что же может стать ресурсом инновационного развития учреждений СПО края? На наш взгляд, это поддержка активных преподавателей (преподавателей — новаторов), у которых высокая мотивационная готовность к работе в условиях внедрения инноваций. Эти люди выступают в качестве поведенческих моделей для остальных. И самое главное — они готовы учиться и работать. При соответствующей перестройке работы с персоналом образовательных организаций именно они смогут стать человеческим инновационным капиталом.

Список использованной литературы

1. Захарова Л.Н. Психологические барьеры становления инновационной экономики в России / Л.Н. Захарова // Социальная психология труда: теория и практика / отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М. : Изд-во Института психологии РАН, 2010. — Т. 2. — С. 313-330.

2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра педагог. наук : 13.00.01. — М., 1997. — 193 с.

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. — М. : Изд-во МПСИ, 2002. — 400 с.

References

1. Zakharova L.N. Psychological barriers of formation of innovative economy in Russia. In Zhuravlev A.L., Dikaya L.G. (eds). Sotsial'naya psikhologiya truda: teoriya i praktika [Social psy-

щ

chology of work: theory and practice]. Moscow, Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2010. Vol. 2, pp. 313-330. (In Russian).

2. Manuylov Yu.S. Sredovoy podkhod v vospitanii. Dokt. Diss. [Environmental approach in education. Doct. Diss.]. Moscow, 1997. 193 p.

3. Mitina L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti [Psychology of development of the competitive personality]. Moscow, MPSI Publ., 2002. 400 p.

Информация об авторе

Пахно Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, директор научно-исследовательского центра, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, 680031, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 113; e-mail: ivp13@list.ru.

Библиографическое описание статьи

Пахно И.В. Социально-психологические и мотивационные факторы формирования инновационной среды в учреждениях среднего профессионального образования / И.В. Пахно // Психология в экономике и управлении. — 2014. — № 2. — С. 48-52.

Author

Pakhno, Irina V. — PhD (Psychology), Associate Professor, Director Scientifically — the Research Center, Khabarovsk Regional Institute of Retraining and Professional Development in the Sphere of Professional Education, 680031, Russian Federation, 680031, Russian Federation, Khabarovsk, Karl Marx St., 113; e-mail: ivp13@list.ru.

Reference to article

Pakhno I.V. Socio- psychological and motivational factors of the innovative environment formation in educational institutions of secondary professional education. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2014, no. 2, pp. 48-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.