Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN517.pdf Статья опубликована 26.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пранов В.А. Социально-психологические характеристики профессиональной идентичности // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.923.2
Пранов Владимир Алексеевич
ФГБОУ «Государственный университет управления», Россия, Москва
Аспирант
E-mail: Pranov_vladimir@mail.ru
Социально-психологические характеристики профессиональной идентичности
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие профессиональной идентичности, даются ее социально-психологические характеристики, анализируются подходы к феномену профессиональной идентичности в исследованиях ученых прошлого и современности. Раскрывается история термина «идентичность» и профессиональная идентичность. Описываются научные взгляды на ее происхождение и развитие как отечественных, так и зарубежных ученых. Описываются различия понятия «идентичность», «профессиональная идентичность», «Я-концепция». Раскрываются социально-психологические характеристики профессиональной идентичности через понятия «образ «Я» и др. Рассматриваются также факторы, которые оказывают влияние на формирование профессиональной идентичности, а также основные тенденции ее развития, и факторы, влияющие на ее развитие. Помимо этого, рассмотренные выше категории и понятия частично раскрываются на примере одной профессий (социально-профессиональной группе) социологов.
Ключевые слова: идентичность; профессиональная идентичность; типы и функции профессиональной идентичности; «Я-концепция»
Вопрос профессиональной идентичности, активно обсуждается в современной психологии и социологии, в связи с ее высокой теоретической и практической значимостью. На современном этапе к пониманию данного феномена обозначились разного рода подходы [4; 5; 7], определены типы профессиональной идентичности [4; 8], определены некоторые из функций [6; 10], сформированы основные подходы к пониманию и изучению целостного подхода [6; 11].
Нет сомнений, что исследования, посвященные данной тематике, лишний раз способствуют конкретизации и уточнению психологической природы профессиональной идентичности. Однако исходя из того, что основная масса исследований профессиональной идентичности основывалось не на содержании профессионализации и профессиональной деятельности в общем, а на социально-психологическом и общепсихологическом восприятии идентичности, то достаточно много вопросов остаются нерешенными.
Термин «идентичность» берет свое происхождение от лат. «idem», подразумевающее под собой «тот же самый». Дословный перевод «identity» предоставляет возможность определить два основных значения: отождествления и узнавание.
Понятие «идентичность» в русский язык вводится в 60-х годах XIX века. Широкое применение данного термина в философии, как правило, связывают с именами Д. Юма и Д. Локка.
В психологии данный термин традиционно связывается с Э. Эриксоном [1; 2], который ввел данный термин в психологический тезаурус определения идентичности личности. Именно он сформировал понятие личностной идентичности как самотождественности личности и внутренней непрерывности, развивающейся на протяжении всех жизненных этапах человека.
Широкое развитие понятия идентичности отражено в трудах Х. Теджфела, Дж. Мида, Дж. Тернера, а также их последователей [1; 6]. В пределах исследования и применения понятия личной идентичности, было введено определение социальной идентичности. Многими исследователями была высказана единая точка зрения о том, что личная идентичность базируется на интеллектуальных, физических и нравственных качествах, в то время как, социальная идентичность представляет собой результат идентификации человека с определенной общностью: профессиональной группой, полом, расой, национальностью и др.
Идентичность, выступающая как качество личности определяет систему взглядов и человеческих отношений, а также его позицию и устанавливает определенные формы поведения. В этом случае идентичность выступает в качестве целостной характеристики, которая в свою очередь переживается как непрерывное чувство собственной личности, осмысленности и целенаправленности собственной жизни, а также уверенности в одобрении из вне [1].
Е. В. Конева и Н. Л. Иванова сходятся во мнении [7], что профессиональную идентичность необходимо относить к понятию, с ярко выраженным концептуальным представлением человека о своей позиции в общности или профессиональной группе. Помимо этого, данное представление обязательно должно сопровождаться определенными мотивационными и ценностными ориентирами, а также субъективным принятием или отторжением своей принадлежности к профессиональной группе. Принимая это все во внимание, профессиональная идентичность выступает в качестве интегративного понятия, в котором собственно находит свое отражение взаимосвязь личностных характеристик, отвечающих за обеспечение ориентации в профессиональном мире, что в результате позволяет реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности всецело, а также формировать возможность наступления тех или иных последствий в результате того или иного профессионального выбора.
Отталкиваясь от стадии профессионального пути состояние профессиональная идентичность имеет в себе разное содержание, но в тоже время, оно практически всегда выступает в качестве переживаний человека по поводу выбранной профессии, проявляемое в качестве желания трудиться по данной специальности и определенных условиях.
Мы склоняемся к мнению, что профессиональная идентичность, выступающая в качестве критерия профессионального развития, отражает качественные и количественные особенности восприятия человеком:
а) самого себя в качестве профессионала;
б) определенной профессиональной деятельности, выступающей в качестве способа самореализации и удовлетворения собственных потребностей;
в) системы норм и ценностей, свойственных данной профессиональной группе.
Мир Науки
Исходя из данного предположения, выделяем три главные линии развития профессиональной идентичности, а, следовательно, и три основные группы показателей, от которых можно отталкиваться в целях определения уровня ее сформированности.
Показатели, относящиеся к первой группе, характеризуют собственное отношение человека как к действующему, так и к будущему профессионалу.
Показатели второй группы характеризуют человеческое отношение к содержанию, профессионализации и профессиональной деятельности в целом. Как правило, данные показатели применяются в психологии в целях оценки уровня удовлетворенности человека трудом.
Третья группа показателей профессиональной идентичности напрямую связана с оценкой человеческого отношения к системе норм и ценностей, ритуалам и традициям, свойственным для профессиональных групп. Данный аспект оценки профессиональной идентичности разработан меньше всего.
Для правильного восприятия социально-психологических условий осуществления процесса формирования профессиональной идентичности, нужно принимать во внимание возрастные особенности личности как системы саморазвивающейся и многофакторной, обладающей долей свободы и в тоже время ограничениями, как внешнего, так и внутреннего характера [3].
Достаточно важное значение имеет исследование механизмов формирования эталонных образов идеального профессионала. Изменение и формирование подобных образов рассматриваются посредством изучения соотношения реального и идеального «Я» личности
[5].
В пределах профессионального развития «идеальное Я» выступает в виде эталона идеального профессионала, включающего в себя характеристики общего, особенного и единичного.
Чтобы определить связь между «образом Я» и эталоном идеального профессионала, сравниваются объемы профессиональных планов и трудностей, посредством сходства сходств ряда оцениваемых и приписываемых свойств [12].
Основываясь на «Я-образе» специалист-социолог формирует «Я-концепцию» представления о себе, в соответствии с которой формируется отношение к себе и обществу. Отмечается, что она позволяет выстроить стратегию собственной профессиональной подготовки и роста [1].
Сравнивая образ профессии с «образом-Я», социолог формирует профессиональный «образ-Я», в котором в свою очередь формируется человеческое отождествление от профессии, а также положительное отношение самому себе и профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной идентичности является достаточно противоречивым процессом. Существуют внутренние и внешние детерминанты создания профессиональной идентичности. В качестве внутренних детерминантов выступают биопсихологические и индивидуальные качества личности, опыт, привычки, направленности личности и др. [10]. В качестве внешних детерминантов выступает информационная среда, которая является источником знаний об избранной профессии.
Профессиональная идентичность действует, основываясь на активности личности, включающей в себя профессиональное воспитание, обучение профессии, а также профессиональное самовоспитание [11].
Мир Науки
Принимая участие в осуществлении профессиональной деятельности, индивид приобретает и активно развивает представления о собственной профессии и о своих возможностях. Развиваясь в качестве субъекта профессиональной деятельности, личность формирует отношение к себе как к профессионалу, в результате чего развивается как личность. Таким образом, профессиональное становление является одной из форм развития личности [6].
Принимая во внимание, что самореализация не представляется возможной без осознания собственных потребностей и самого себя в целом, а также потребностей и возможностей; своей статусной и ролевой принадлежности, собственных интеллектуальных, волевых, эмоциональных (психологических) характеристик, без принятия себя, а также своего «образа -Я».
Необходимо подчеркнуть, что в структуру «образа-Я» как профессионала входят не только знание собственного облика, но и знание о своих способностях, убеждениях, характере, а также представлении личностных качествах и иных разнообразных личностных свойствах, выступающих в качестве профессионально ценных. «Образ-Я», например, у социологов (под «специалистом-социологом в данной работе имеются ввиду те, кто получил высшее образование по специальности «Социология» и осуществляет свою профессиональную деятельность в рамках данного направления) отображает ряд элементов, входящих в профессиональное самосознание, которое в свою очередь в себя включают:
• Осознание собственной принадлежности к профессиональной группе;
• Мнение, знание об уровне своего соответствия профессиональным эталонам идеальной личности;
• Знание о степени признания человека в профессиональной группе;
• Знание о своих, как сильных, так и слабых сторонах, а также методах совершенствования, о возможных в перспективе зонах неудач и успеха;
• Представление о самом себе и собственной работе;
• Соотношение профессиональной деятельности и «образа Я».
Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод о том, что «образ-Я» профессионала выступает в качестве элемента интегрального «образа-Я» личности, зависящего от него в смысле общей культуры деятельности, одновременно обладая специфическим содержанием, обусловленным профессиональной деятельностью.
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. -2016. - № 4.
2. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978.
3. Гуревич К. М. Некоторые психофизиологические вопросы формирования оператора // Психофизиологические вопросы становления профессионала. - М.: Наука, 1976.
4. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Институт психологии РАН, 2016.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2015.
6. Иванова Н. Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль, 2016.
7. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: МАПН, 2013.
8. Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. -М.; Воронеж, 2014.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2015.
10. Поварёнков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 24.
11. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2013.
12. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2014.
Pranov Vladimir Alexeyevich
State university of management, Russia, Moscow E-mail: Pranov_vladimir@mail.ru
Socio-psychological characteristics of professional identity
Abstract. This article reveals the notion of professional identity, gives its socio-psychological characteristics, analyzes approaches to the phenomenal professional identity in the studies of scientists of the past and the present. The history of the term "identity" and professional identity are revealed. Describes scientific views on its origin and development of both domestic and foreign scientists. The distinctions of the concept of "identity", "professional identity", "Self-conception" are described. Socio-psychological characteristics of professional identity are revealed through the concepts of "the image of "I", etc. Factors that affect the formation of professional identity, as well as the main trends of its development, and factors affecting its development are also considered. In addition, the above categories and concepts are partially disclosed in the example of one profession (socio-professional group) of sociologists.
Keywords: identity; professional identity; types and functions of professional identity; "Self-concept"
Мир Науки