Научная статья на тему 'Особенности социологического подхода к понятию «Профессиональная идентичность»'

Особенности социологического подхода к понятию «Профессиональная идентичность» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1785
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / SOCIOLOGICAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухортова Вероника Николаевна

В статье представлен обзор теоретико-методологических подходов к понятию «профессиональная идентичность» в социологии. На основе анализа ряда междисциплинарных и социологических концепций сделаны выводы о ключевых аспектах социологического взгляда на профессиональную идентичность. Понятие «профессиональная идентичность» раскрывается с позиций статусно-ролевой теории, ценностного подхода, социологии профессий, социологии и психологии труда. В итоге предложен ряд объективных и измеряемых показателей профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухортова Вероника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE CONCEPT OF «PROFESSIONAL IDENTITY»

The article presents an overview of theoretical and methodological approaches of the concept of «professional identity». Conclusions about key aspects of the sociological perspective of «professional identity» were drawn on the basis of the interdisciplinary and sociological concepts. The concept of «professional identity» is developed on the status and roles theory, the value approach, sociology of professions, sociology and psychology of labor. As a result some objective and measurable indices of professional identity were suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности социологического подхода к понятию «Профессиональная идентичность»»

УДК 316.66

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНЯТИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

Мухортова Вероника Николаевна,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, аспирант, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: veronika_mukhortova@mail.ru

Аннотация В статье представлен обзор теоретико-методологических подходов к понятию «профессиональная идентичность» в социологии. На основе анализа ряда междисциплинарных и социологических концепций сделаны выводы о ключевых аспектах социологического взгляда на профессиональную идентичность. Понятие «профессиональная идентичность» раскрывается с позиций статусно-ролевой теории, ценностного подхода, социологии профессий, социологии и психологии труда. В итоге предложен ряд объективных и измеряемых показателей профессиональной идентичности.

Ключевые понятия: идентичность, профессиональная идентичность, социологическая концепция.

Идентичность на сегодняшний день становится ключевым понятием междисциплинарных гуманитарных концепций, где предметом изучения выступают различные аспекты взаимоотношений в обществе. В последние годы наблюдается активизация интереса к концепту «идентичности», и хотя он остается не совсем определенным, а его некорректное использование подвергается критике, по выражению Э. Холла, это «идея, о которой нельзя мыслить в старой форме, но без которой некоторые ключевые вопросы не могут быть осмыслены вообще» [1, с. 176]. Актуальность социальных исследований идентичности определяется прежде всего пониманием, что комплекс свойств и характеристик, образующих идентичность человека, формирует как объективные, так и субъективные социальные позиции, определяющие место индивида в общественной структуре, а также фокус видения индивидом своего положения в данной структуре.

Современный период развития социальных групп и сообществ характеризуют масштабные структурные перемены в обществе, в результате которых мы видим исчезновение привычных идентичностей, изменение сложившихся ранее идентичностей и формирование новых. Ряд аспектов социальной идентичности трансформируется особенно значимо: так, серьезные изменения происходят с ценностными и ролевыми аспектами из-за переопределения границ и статусов самих сообществ, что нередко приводит к модификации или конфликту идентичностей. В научной сфере это привело к появлению работ, широко представляющих различные аспекты идентичности. Однако в исследованиях нечасто можно найти детальное пояснение, что понимается под идентичностью, и представляющих инструментальное объяснение данного феномена. На наш взгляд, операцио-нализация понятия «идентичность» - чрезвычайно важный процесс, требующий должных методик и учитывающий понятийный аппарат социальных наук, так как, по выражению Н. Элиаса, «пока не будет разработано ясное понятие процесса и особенно понятие развития, понятийная проблема человеческой идентичности будет оставаться трудной, фактически неразрешимой» [9, с. 256].

На стыке междисциплинарных подходов сложились определенные общие и особенные традиции исследования идентичности. Их суть заключается в том, что идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целевой, содержательный и оценочный [2]. Индивидуальные характеристики личности, например, черты характера, физические параметры, умственные способности, темперамент фор-

мируют и отражают личную идентичность, тогда как социальная выражается в свойствах, приобретенных или приписываемых благодаря принадлежности к группе. Идентичность предполагает наличие личностной и социальной составляющих, которые меняются на протяжении жизни с появлением или исчезновением социальных связей. В целом, под социальной идентичностью в современном представлении понимается восприятие индивидом себя как члена какой-либо социальной группы или общности в результате процессов интериоризации и категоризации социального окружения.

Практически все концептуальные социологические подходы к анализу идентичности в общем виде сводятся к описанию, анализу и прогнозу процессов в триаде «общество -социальная группа - личность». Наполнение центрального элемента данной триады определенным категориальным смыслом определяет видение самого процесса типизации личностных черт и характеристик, результатов и механизмов социализации и идентификации индивида, характера и глубины специфических социальных взаимодействий. Идентичность, как мы отметили выше, бывает индивидуальная и коллективная, но «индивидуальная идентичность, воплощенная в личности, не может существовать вне социального мира и других людей. Личности уникальны и изменчивы, но при всем при этом они социально конструируемы: в процессе первичной и вторичной социализации и в происходящих процессах социального взаимодействия, внутри которых личности определяют и переопределяют самих себя и других на основе их жизненного опыта» [12, р. 20].

Подходы, свойственные междисциплинарным исследованиям социальной идентичности, не исключают фокусирования на некоторых важных аспектах социологического взгляда на идентичность, к которым следует, в первую очередь, отнести следующие:

- во-первых, социологический подход определяет интерес к субъекту идентичности как члену определенного общества. Профессия, социоэкономический статус, пол, раса, образовательный уровень и т.д. - основные части идентичности в социальном и социологическом смыслах;

- во-вторых, в отличие, к примеру, от психологического подхода, анализируется в первую очередь социально-типичное в феномене идентичности;

- в-третьих, идентичность с позиций социологии - это комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе.

Согласно представлениям, берущим начало еще в работах Э. Эриксона, формиро-

вание идентичности в профессиональной деятельности - одна из ключевых задач человека в период взросления и вторичной социализации. Процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Это связано с тем, что человек может по тем или иным обстоятельствам сменить сферу профессиональной деятельности, и с тем, что содержание профессии может меняться.

Анализ работ в области социологии профессий и профессиональных групп позволяет сделать вывод о темах, интересующих специалистов в сфере профессиональной идентичности: это, прежде всего, ожидания и предпочтения в профессии, идеальные образы профессии; профессиональные нормы и ценности; модели профессиональной самопрезентации и мотивы выбора профессии. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что процесс профессионализации охватил практически все сферы трудовой деятельности, в результате чего профессия стала универсальным социальным институтом, а принадлежность к профессиональной группе - главным средством социальной идентификации [7, с. 54]. Считая себя представителем данной профессиональной группы, человек осваивает ее нормы, ценности и традиции, которые становятся регулятором его поведения в моменты актуализации профессиональной идентичности. Профессиональная идентификация является одним из механизмов вторичной социализации личности: индивид воспринимает себя через призму вида занятости, как члена общества, выполняющего определенную профессиональную роль и занимающего определенную позицию в системе занятости. Идентификация, как часть процесса формирования ролевой, статусной и функциональной структуры профессиональной группы, определяется через мотивацию, интересы и разделяемые ценности рассматриваемой группы.

На микроуровне это означает, что представитель профессионального сообщества осваивает нормы, ценности и традиции, которые становятся регулятором его профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе, а также о месте своей профессиональной группы в системе общественных отношений. Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации. Профессиональная идентичность предполагает

определенное групповое членство, причем факторы причисления человеком себя к той или иной профессиональной группе имеют не меньшую значимость, чем сам факт этого причисления.

На мезоуровне профессиональная идентичность представляет собой феномен, объединяющий профессиональную группу, детерминирующий ее техники кооперации и солидаризации, определяющий тип профессиональной культуры и особенности профессионального поведения ее членов. Актуализация позитивной профессиональной идентичности предполагает эффективное взаимодействие между членами группы, выражающееся в позитивной мотивации, взаимовыручке, преданности делу и создании общего этоса профессии. Положительная идентификация определяет лидирующие позиции и особенности функционирования профессиональной группы, влияет на ее презентацию и восприятие другими.

На макроуровне наличие устойчивой профессиональной идентичности может рассматриваться как показатель развитых экономических и политических отношений в стране, так как развитая, позитивная идентичность облегчает процесс взаимодействия индивида и профессиональной группы, социальных институтов и профессиональной группы, что необходимо для полноценной реализации профессии в рамках государственной трудовой и социальной политики.

По данным исследований «Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?», проведенных Институтом социологии РАН в 1998-2007 гг., профессиональная идентичность занимает лидирующую позицию наряду с территориальной и гражданской. Профессиональная идентичность, являясь для россиян одной из базисных, отражает связь с первичными общностями. С людьми той же профессии отождествляют себя 86,5% респондентов. Осознание принадлежности к представителям профессии более свойственно мужчинам, лицам, находящимся в наиболее трудоспособном возрасте (от 30 до 50 лет), с высоким уровнем образования, горожанам, проживающим преимущественно в региональных центрах и крупных городах [4, с. 29-39].

Профессиональная идентичность определяется исследователями по-разному. Обзор ключевых источников по проблеме формирования профессиональной идентичности показывает, что она соотносится с такими сложившимися в социологии понятиями, как профессиональные группы, профессиональные статусы и роли, социальная стратификация, профессиональное самоопределение, профессионализация. Современные исследо-

ватели трактуют профессиональную идентичность как основной маркер профессионального развития, профессиональную идентификацию - как процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся социальных и эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития [7].

В русле социологии и психологии труда профессиональная идентичность рассматривается как связующее звено трудовых отношений в социуме. Анализ работ в этой области позволяет сделать вывод о темах, интересующих специалистов в данной области. Это, прежде всего, модели профессиональной самопрезентации и анализ процесса профессионального самоопределения. К примеру, Е.П. Ермолаева, рассматривая феномен профессиональной идентичности в рамках системы «человек-профессия-общество», полагает, что профессиональная идентичность является не просто характеристикой принятия трудовых ценностей, а системной характеристикой субъектно-социально-деятельностного соответствия с деятельностью (инструментальная идентичность), социумом (внешняя идентичность) и самим собой (внутренняя идентичность) [3]. Основываясь на работах Ч. Кули [Ch. Cooley, 1902] и Дж. Ван Маане-на [Van Maanen, 1979], автор утверждает, что представления о своем Я усваиваются путем интерпретации реакций окружающих в условиях социального взаимодействия [10, р. 30]. Автор констатирует, что через взаимодействия индивиды учатся приписывать социально конструируемые профессиональные ярлыки, например, «хороший доктор», «эффективный менеджер» и т.д., чтобы затем использовать их по отношению к себе и окружающим. В качестве аргумента, подтверждающего данный тезис, исследователь приводит результаты серии интервью студентов-психологов, проведенных Г. Беккером и Дж. Карпером [Becker, Carper, 1956]. Студенты, сначала рассматривающие обучение как временный этап перед поступлением в медицинский университет, попадая под влияние окружения, постепенно принимали идентичность психологов. Среди факторов, влиявших на изменение первоначальных планов и формирование профессиональной идентичности, авторы особенно выделяли взаимодействия с однокурсниками во время и вне учебы, наблюдение за старшими студентами, поддержку со стороны преподавателей. Таким образом, постепенно усваивались и принимались новые ценности, навыки и нормы [10, р. 32].

Статусные характеристики профессии -другой важный предмет изучения социоло-

гов, раскрывающий тему профессиональной идентичности. Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре идентификационных оснований личности в большей степени зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе. В сообществах с традиционно высоким социальным статусом конкретной профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор социального благополучия человека. Чтобы успешно жить, действовать, развиваться, человек должен принадлежать к определённой группе, определённому социально-профессиональному сообществу, принятие которыми полагает принятие индивидом их целей, ценностей, норм поведения и отношений. Принятие таковых предполагает его субъектную позицию как члена группы, члена социально-профессионального сообщества, связанного с определёнными формами, структурами, содержанием деятельности, отражающей определённую коллективную целостность. Как отмечали В. Мансуров и О. Юрченко, «профессиональные группы рассматриваются как внутренне солидарные группы интересов, организуемые для расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными привилегиями» [6, с. 36]. В соответствии с подходом, истоки которого можно найти в работах М. Вебера, в основе определения «профессия» лежит понимание профессиональных групп как статусных образований со схожим стилем жизни, общей моральной и дискурсной системой. Необходимо отметить, что в этом случае профессиональная идентичность входит в базовую структуру стратификационного разделения общества, основанного на трёх основных критериях: образовании, доходе, самоидентификации и множестве подкритериев [8].

Согласно взглядам английского социолога Джулии Эветтс профессиональная идентичность может быть представлена в виде разделенного опыта и понимания, общего видения проблем и путей их решения. Эта идентичность постоянно воспроизводится посредством общей образовательной базы и профессиональной подготовки, схожих ситуаций в рабочей практике, участием в профессиональных ассоциациях и сообществах, в которых профессионалы развивают и распространяют свою профессиональную культуру [11].

О.Н. Мамонова на основе анализа работ, затрагивающих специфику положения профессиональных групп в современной России, и исследований профессионалов в области здравоохранения, предлагает ввести самостоятельную категорию - самоидентификация профессиональной группы. При этом предлагается следующее определение: самоидентификация профессиональной группы в

конкретных условиях современного общества есть одновременно процесс и результат самоотождествления членов группы с профессиональной группой в целом, что выражается в готовности следования определенным групповым нормам поведения; признании наличия единой эталонной системы ценностей; осознании специфических социальных интересов группы; появлении доминирующих представлений о роли группы в жизни общества и соответствующих им групповых притязаний; понимании вступления в состав профессиональной группы и выхода из нее как важнейших жизненных событий [5, с. 111].

Как мы видим, профессиональное становление в русле психологии и социологии труда зачастую рассматривают как продукт личностной активности, целью которой является формирование профессиональной идентичности. Такой подход заключается в анализе умений, навыков, компетенций как внутренних средств профессиональной деятельности. Второе направление, относящееся к социологическому видению, состоит в анализе внешних средств профессиональной деятельности, таких как практики накопления знаний, усвоения социальных норм и ценностей профессионального сообщества, модели карьерных стратегий в соответствующей профессиональной деятельности, т.е. то, что, в свою очередь, повышает видимую идентичность профессионала. В социологическом понимании профессиональная идентичность находит своё воплощение, в первую очередь, в статусно-ролевых и ценностных характеристиках.

В заключение выделим следующие объективные и измеряемые показатели профессиональной идентичности:

- положение профессиональной идентичности в общей системе социальной идентичности;

- оценка престижа и статуса профессии в обществе;

- восприятие уровня значимости профессии;

- представления членов профессиональной группы о возможностях личного профессионального развития;

- удовлетворенность выбранной профессией;

- мотивы выбора профессии;

- трудовые ценности, разделяемые членами профессиональной группы.

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. Ростов-н/Д.: Изд-во Северо-кавказского научного центра высшей школы, 1999. 200 с.

3. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: ИП РАН, 2008. 338 с.

4. Козырева, П.М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании // Социологические исследования. 2008. N 8. С. 29-39.

5. Мамонова, О.Н. Теоретико-методологические проблемы идентификации профессиональной группы российских врачей: на примере социологического исследования // Профессиональные группы интеллигенции; Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. С. 104-118.

6. Мансуров, В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. N 8. С. 36-46.

7. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 118 с.

8. Радаев, В.В., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.

9. Элиас, Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 330 с.

10. Ashforth, B.E., Mael, F. Social Identity Theory and the Organization // Academy of Management Review. 1989. Vol. 14.

11. Evetts, J. Professional identity, diversity and segmentation: the case of engineering; paper represented in Professions, Identity and Order in Comparative Perspective, Onati Papers, 1998.

12. Jankins, R. Social identity. Key ideas. London, 1994.

References

1. Bauman, Z. (2002) Individualizirovannoye ob-shchestvo [Individualized Society]. M.: Logos, 390.

2. Zakovorotnaya, M.V. (1999) Identichnost' che-loveka: sotsial'no-filosofskiye aspekty [The identity of the man: the social and philosophical aspects]. Rostov-n/D.: Izd-vo Severo-kavkazskogo nauchnogo tsentra vysshey shkoly, 200.

3. Yermolayeva, Ye.P. (2008) Psikhologiya sotsial'noy realizatsii professional [Psychology of social realization of a professional]. M.: IP RAN, 338.

4. Kozyreva, P.M. (2008) Sovremennaya konfigu-ratsiya identifikatsiy i rol' doveriya v yeye formirovanii [Modern configuration of identification and the role of trust in its formation] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. N 8, 29-39.

5. Mamonova, O.N. (2003) Teoretiko-met-odologicheskiye problemy identifikatsii professional'noy gruppy rossiyskikh vrachey: na primere sotsiologichesk-ogo issledovaniya [Theoretical and methodological problems of identifying professional group of Russian doctors: the example of sociological study] // Professional'nyye gruppy intelligentsii; Otv. red. V.A. Mansurov. M.: Izd-vo Instituta sotsiologii RAN, 104-118.

6. Mansurov, V.A., Yurchenko, O.V. (2009) Sotsi-ologiya professiy. Istoriya, metodologiya i praktika issle-dovaniy [Sociology of professions. History, Methodology and Practice Research] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. N 8, 36-46.

7. Miklyayeva, A.V., Rumyantseva, P.V. (2008) Sotsial'naya identichnost' lichnosti: soderzhaniye, struk-tura, mekhanizmy formirovaniya: monografiya [Social identity of personality: content, structure, mechanisms of formation]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 118.

8. Radayev, V.V., Shkaratan, O.I. (1996) Sotsial'naya stratifikatsiya [Social stratification]. M.: Aspekt Press, 318.

9. Elias, N. (2001) Obshchestvo individov [Society of individuals]. M.: Praksis, 330.

10. Ashforth, B.E., Mael, F. (1989) Social Identity Theory and the Organization // Academy of Management Review. Vol. 14.

11. Evetts, J. (1998) Professional identity, diversity and segmentation: the case of engineering; paper represented in Professions, Identity and Order in Comparative Perspective, Onati Papers.

12. Jankins, R. (1994) Social identity. Key ideas. London.

UDC 316.66

FEATURES OF THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE CONCEPT OF «PROFESSIONAL IDENTITY»

Muchortova Veronika Nikolaevna,

Saint-Petersburg State University of Civil Aviation,

Associate Professor of the Department Chair of Philosophy

and Social Communications,

St. Petersburg University

of Management and Economics,

Post-graduate Student,

Saint-Petersburg, Russia.

E-mail: veronika_mukhortova@mail.ru

Annotation

The article presents an overview of theoretical and methodological approaches of the concept of «professional identity». Conclusions about key aspects of the sociological perspective of «professional identity» were drawn on the basis of the interdisciplinary and sociological concepts. The concept of «professional identity» is developed on the status and roles theory, the value approach, sociology of professions, sociology and psychology of labor. As a result some objective and measurable indices of professional identity were suggested.

Key concepts: identity,

professional identity, sociological concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.