Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ / ПЕНСИОНЕРЫ / СТАРОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ватанина Е.А.

В данной статье предоставлена информация о социально-психологических характеристиках людей пенсионного возраста, их особенностях и изменениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.9

Е.А. Ватанина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье предоставлена информация о социально-психологических характеристиках людей пенсионного возраста, их особенностях и изменениях.

Ключевые слова: пожилые, пенсионеры, старость, социально-психологический

В современной России наблюдается процесс старения населения: это увеличение количества пожилых людей на долю всех индивидов. Численность людей пенсионного возраста старше 60 лет на конец 2019 года составляла более 7-8% от общего числа населения [4].

Геронтологические проблемы вышли на передовые позиции в череде социальных вопросов. Это связано с тем, что продолжительность жизни возросла за последние десять лет. Вопросы старения становятся все более заметными, количество пенсионеров заметно возрастает. Так, например, для сохранения результатов по продолжительности жизни необходимо вести активный и здоровый образ жизни в пенсионном возрасте. И это один из самых актуальных вопросов в исследованиях современных ученых [1].

Ученые признают, что старость представляет собой неотъемлемый этап развития жизнедеятельности. Точно такой же, как молодость или зрелый возраст. Старость имеет свои ограничения, рамки, задачи развития, необходимость реализации. Об этом говорили еще Б.Г. Ананьев, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Г.С. Сухобская, Е.И. Холостова, О.В. Хухлаева и др. Наиглавнейшую роль в помощи пожилым людям и их приспособлении к новому для них миру играет социум и социальные институты.

Понятие «возраст» характеризуется как определенный этап жизни индивида с определенными задачами для организма и психики, а также с устойчивыми признаками морфологического, психологического характера. Однако в данное определение не входит понимание социального влияния на каждого индивида. Например, накопленный социальный опыт, пережитые ситуации.

Понятие возраста в психологии раскрыто глубже. Так, в психологической науке возраст определяется качественной категорией как этап онтогенеза отдельно взятой личности и индивида.

В России возрастная периодизация следующая:

- пожилой возраст - 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины;

- старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины;

- долгожители - 90 лет и старше мужчины и женщины.

Понятие «возраст» также определяется как заключительная фаза развития индивида, которая идет по нисходящей линии жизни.

Иными словами, эволюция проявляется на различных возрастных этапах жизнедеятельности людей, и это отображается на появлении пожилых людей. Это, в свою очередь, отражается на активности, жизнедеятельности стареющего человека [4].

Старение, прежде всего, проявляется в биологическом плане. Этот процесс неизбежен, все люди через него проходят. У каждого человека скорость старения различна. Она зависит от множества факторов: генетических, социальных, экологических. Все органы организма поражаются и следуют данному процессу.

На данный момент времени изменения с возрастом необратимы. Но стоит отметить, что современный уровень медицины позволяет значительно их замедлить. Например, японцы сделали возможным жить до 100 лет, таких долгожителей в данной стране свыше 20,000 человек. Буквально 20 лет назад нельзя было и представить такого результата. Но на сегодня это прорыв в биологическом и социальном смысле, и эта реальность диктует требования к здравоохранению и социальному обеспечению.

Раньше считалось, что в старости интеллект снижается, даже вывели понятие как «социальный дефицит». Однако современные исследования опровергают данную теорию.

© Ватанина Е.А., 2020.

Научный руководитель: Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103)

Исследования 21 века говорят о том, что большая часть интеллектуальных способностей людей остается незадействованной в течение жизни. В позднем взрослом возрасте происходит снижение когнитивных способностей, а также физических операций мозга. Увеличивается время на то, чтобы он среагировал на внешние факторы, обработал полученную информацию, общая скорость процессов познания замедляется. Некоторые специалисты считают, что отчасти это связано с тем, что пожилые люди больше ценят точность, нежели чем молодые, и тратят на нее больше времени. Для них важны правильность, они готовы потратить на нее свои ресурсы [2]. Пенсионеры могут учиться и воспринимать информацию в разы медленнее, потому что давно не использовали этот навык. Но компенсация с их стороны - восстановление прежних реакций мозга.

Успешность возрастного кризиса полностью влияет на то, как в каком состоянии будет эмоциональная сфера пожилого человека. А именно то, как он разрешил свои прошлые проблемы, как относится к своему возрасту, адекватно ли воспринимает возрастной кризис.

Многие геронтологи приходят к выводу, что для пожилого возраста характерно пониженное настроение, аффективность жизни уменьшается. Интенсивность эмоциональной сферы понижается из-за уменьшения активности нервных процессов и силы. То, что преобладало в юности, то в старости может усилиться. Например, если в молодости человек больше грустил, испытывал негативные эмоции, то в старости, скорее всего, в те времена, когда человек будет испытывать негативные эмоции, тот же фон настроения будет ощущаться сильнее. В старости для человека характерны зависимости от соматических болезней [1].

Психосоматические проблемы оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу пожилого индивида. Какие-то из них вызваны пережитым опытом, а некоторые - новоприобретенным уже в позднем зрелом возрасте. В старости человека преследует много стрессов. Часто при соматических заболеваниях пенсионер недоволен прожитой жизнью. Некоторые из пожилых людей не хотят обращаться к своему прошлому опыту, им болезненно его вспоминать. Ему не хочется испытывать негативные чувства и понимать, что он не может ничего изменить. Эти мысли могут привести к отчаянию, что отображается также на физическом здоровье.

Согласно Шапиро В.Д., выделяются несколько ценностных ориентаций стареющих людей: физический труд, полезность себе и обществу, социальные работы, моральные долговые обязательства, взаимодействие с другими индивидами, семейные ценности, внуки, авторитет у молодого поколения, самоуважение, познание окружающего мира, независимость и самостоятельность.

Для пожилых людей особенно специфичны ориентации на внуков и правнуков, а также на прекращение трудовой деятельности. Стареющие индивиды чаще всего находят удовлетворение в благополучии своей семьи и подрастающего поколения, их успехи и достижения.

Личность пожилого человека кардинально меняется. В.С. Мухина представляет данные изменения в совокупности с уверенностью пенсионера в себе.

1. Оставить за собой право быть в невыгодном положении. Так как число возможностей у пожилого человека сокращается.

2. Отказ от собственного имени, так как круг людей, которые могут обратиться к пожилому по имени и отчеству, стремительно сокращается.

4. Временная перспектива претерпевает изменения: прошлое удлиняется, настоящее уменьшается. Будущее видится туманно.

5. Размытие сексуальной идентификации. Возрастает количество препятствий, которые мешают реализовать желания и потребности.

Пожилые люди могут восстанавливать свои когнитивные способности, которые утрачиваются без тренировки. Опыт компенсирует отсутствие быстрой скорости. Собственное достоинство помогает улучшить такие тренировки, а также настроение, желание быть полноценным членом общества и стремление к саморазвитию. Старость обладает потенциалов опыта и мудрости, о чем молодым поколениям приходится только мечтать.

У пожилых людей, как и у молодых, есть разнообразные потребности, которые отображаются в ценностных ориентациях. Основываясь на выводах Г.А. Миннигалеева, ресурсы пожилых людей можно разделить на:

1. Мудрость или жизненный опыт;

2. Неудовлетворенные потребности духовно-познавательного, творческого плана, если они формировались в течение жизни;

3. Способность и желание перемен;

4. Способность устанавливать социальные контакты и их необходимость (47% опрошенных одиноких пенсионеров и 18% живут с одним или несколькими членами семьи, сталкивающимися с проблемой одиночества, по данным исследования ВОЗ в 2019 г).

Итак, мы можем сделать вывод, что пожилой возраст имеет достаточное количество ресурсов для реализации себя в жизни. Однако для полноценного существования в современном обществе, для успешного старения необходимы определенные внутренние условия. По нашему мнению, возможность и необходимость их приобретения в благоприятной психологической и соответствующей социальной среде следует рассматривать как основной ресурс пожилых людей.

В старости появляются новые аспекты развития, и наиболее важными психологическими задачами являются: поддерживать соответствие своей личности и находить смысл в жизни. Решению этих и других проблем, связанных с возрастом, можно способствовать использование внутренних ресурсов пожилого человека, таких как мудрость, неудовлетворенные духовные и познавательные потребности, творческий план, способность и стремление к переменам, навыки социального общения и потребность в них.

Библиографический список

1.Кузнецова Л.Б. Психологические особенности переживания процесса старения / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. - с. 123.

2.Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением : учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА, 2013,2017. —

690 с.

3.Сухов А. Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения.-М.: Юнити-Дана, 2019.-271с.

4.Шакурова Л. В., Халфина Р. Р., Нухова М. В. Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию // журнал Проблемы современного педагогического образования, 2018. - с. 23.

ВАТАНИНА Е.А. - магистрант, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.