психологи должны помочь сотруднику милиции, попавшему в сложную жизненную ситуацию (профессиональную, семейную и т.д.), самостоятельно провести анализ своего поведения и изменить сложившееся эмоциональное состояние.
Социально-психологические формы дезадаптации у сотрудников УИС и профилактика
Канд. мед. наук, ведущие научн. сотрудники Г.Б.Калманов, В.Г.Козюля ВНИИ МВД России
Особую актуальность в настоящее время представляет осуществление мер организационного и воспитательного характера, направленных на совершенствование работы с личным составом Управления исправительных служб (УИС) и профилактику чрезвычайных происшествий. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС и высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок связаны с повышенными требованиями к морально-нравственному облику, общественно-правовому сознанию и психической устойчивости. Любые чрезвычайные происшествия вызывают негативный резонанс в обществе, что отрицательно сказывается на авторитете не только УИС, но и правоохранительных органов в целом.
Все совершаемые сотрудниками УИС преступления, нарушения законности и дисциплины можно условно разделить на бытовые и служебные. Более 60% нарушений относятся к первой группе. Одной из основных причин роста числа нарушений практические работники называют несвоевременную выплату денежного содержания, что способствует установлению незаконных связей с осужденными. Ухудшение материального положения приводит к нарушению семейных отношений, деформации поведения, употреблению спиртных напитков: это также создает почву для нарушений законности и дисциплины.
На этом фоне представляется особенно недопустимым снижение требовательности кадровых аппаратов к лицам, принимаемым на службу в подразделения УИС. Имеются сведения о том, что криминальные структуры специально направляют на работу в УИС «своих» людей, в том числе и на длительное время. Причем эти лица имеют, как правило, «чистую» биографию (судимости у них и у их
родственников отсутствуют). К работе в органах внутренних дел их готовят специально, а денежное содержание они получают в криминальных структурах.
Опросы сотрудников УИС ряда территорий показали проявление их обеспокоенности за собственную жизнь и профессиональную деятельность. Более 76% опрошенных оценили состояние личной безопасности как изменившееся к худшему. Таким образом, общей тенденцией сознания является доминирование негативных установок сотрудников относительно экономического положения и личной безопасности. Кроме того, на вопрос: «Как Вы оцениваете положение сотрудников исправительных учреждений в настоящее время?» более 56% ответили, что не встречают должного понимания со стороны общественности и не пользуются авторитетом. Все это является индикаторами тревожности, неуверенности сотрудников в самоутверждении и занятии достойного места в социальной иерархии, что в сочетании с индивидуальными особенностями (факторами субъективного свойства) может приводить к срывам, крайней степенью проявления которых становятся формы агрессии и аутоагрессии.
В ходе наших исследований подтвердилась гипотеза о единой природе самоубийств и совершения преступлений (за 10 месяцев 1995 г. сотрудниками УИС совершено более 40 самоубийств). Изучение личных дел работников, совершивших самоубийства и тяжкие преступления, беседы с должностными лицами учреждений показали, что в большинстве случаев указанные чрезвычайные происшествия сопровождались совокупностью схожих причин как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам следует отнести социально-экономические изменения в обществе, негативно сказывающиеся на материальном и социально-бытовом положении многих сотрудников УИС. К субъективным — нарушения адаптивных механизмов саморегуляции поведения, характерных для лиц, совершивших самоубийства (или их попытки) и тяжкие преступления. В зависимости от индивидуальных особенностей субъектов деструктивного поведения одним из путей выхода из создавшихся кризисных ситуаций под воздействием конкретных социально-ситуационных факторов становились агрессивные формы поведения.
Статистические данные указывают на чрезвычайную актуальность данной проблемы. Если в 80-х годах суицидальные
формы поведения были относительно стабильными, то в 90-е отмечается устойчивая тенденция их роста. Обращает на себя внимание тот факт, что удельный вес такого рода чрезвычайных происшествий в различных СИД и СР неодинаков: в меньшей степени они выражены там, где проводятся профилактические мероприятия по их предупреждению. Например, в УИН МВД Татарстана, УВД Саратовской области эффективно функционируют психологические службы, лроводящие регулярные профилактические осмотры сотрудников ИТУ, направленные на психопрофилактику аутоагрессивных действий.
Последовательная реализация комплекса реабилитационных и профилактических мер позволит повысить эффективность проводимой с личным составом воспитательной работы. Наиболее сложные реабилитационные программы, в частности, психокоррекционные и социотренинговые, требуют привлечения к работе специалистов — сотрудников медико-психологических служб. Целесообразно использовать при этом возможности создаваемых при ИТУ психологических лабораторий. При наличии такой лаборатории штатные психологи совместно с врачами-пси-хиатрами могли бы проводить с сотрудниками ИТУ соответствующую психодиагностическую и психокоррекционную работу, направленную на снятие стрессовых ситуаций, а также профилактику агрессивных и аутоагрессивных проявлений. Профилактическая и реабилитационная работа с сотрудниками, склонными к деструктивному поведению, должна проводиться в неразрывной связи с постоянной работой с личным составом, направленной на улучшение условий труда и материального обеспечения, решение бытовых и социальных проблем. Создание здорового психологического климата в коллективе и среде ближайшего социального окружения также является важным фактором профилактики деструктивного поведения и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности персонала подразделений УИС.
В 1995 году 70% нарушений законности, преступлений и чрезвычайных происшествий допущены лицами младшего начальствующего состава. Работа с этой категорией сотрудников должна быть предметом особой заботы кадровой службы. Большую роль при этом могут сыграть создаваемые в настоящее время учебные центры уголовно-исполнительной системы, где проводится первоначальная подготовка младших инспекторов.
Эти центры могут стать надежным фильтром при отборе достойных кандидатов для ОВД, здесь можно вместе с другими службами поставить заслон будущим чрезвычайным происшествиям.
По результатам проведенного исследования социально-психологических аспектов деятельности персонала учреждений УИС, анализа причин и условий деструктивных явлений среди личного состава представляется необходимым:
1. При организации и проведении воспитательной работы с личным составом УИС уделять внимание социально-психологическим аспектам деятельности, своевременному выявлению причин возникновения, условий формирования и протекания негативных процессов в коллективах сотрудников и их ближайшем социальном окружении.
2. Конкретизировать функциональные обязанности и механизм персональной ответственности должностных лиц, занимающихся организацией и проведением воспитательной работы с личным составом на всех ее уровнях. Четко распределить и закрепить участки работы между сотрудниками служб по работе с личным составом в УИН, ЛИТУ, СИД и СР МВД республик, краев, областей, а также непосредственно в подразделениях УИС.
3. Проводить с персоналом постоянную психодиагностическую и психокоррекционную работу. Усилить взаимодействие служб по работе с личным составом с психологическими и психиатрическими службами по коррекции криминального и аутоагрессивного (суицидального) поведения. Психодиагностические обследования проводить не только при поступлении на службу, но и в период ее прохождения, не реже одного раза в три года.
4. В деятельности создаваемых при ИТУ психологических лабораторий сосредоточить усилия на проведении, в первую очередь, работы с персоналом этих учреждений: организации сеансов психоэмоциональной разгрузки, снятия стрессовых состояний, своевременной психодиагностики и психокоррекции — особенно среди сотрудников, обнаруживающих склонность к агрессивному и аутоагрессивному поведению. Взять под особый контроль сотрудников, принимавших участие в боевых действиях в «горячих» точках.
5. Профессиональную подготовку личного состава осуществлять с ориентацией на практическое освоение не только профессиональных обязанностей, но и необходимых социально-психологических, экономических,
правовых знаний. Обучать практических работников навыкам общения в коллективе, снятия конфликтных и экстремальных ситуаций, установления отношений сотрудничества и взаимопонимания, деловых контактов с людьми, различающимися по укладу жизни, традициям, языковой культуре.
6. Уделять больше внимания условиям жизнедеятельности персонала учреждений УИС. При каждом подразделении создать службу, в задачи которой входило бы рассмотрение проблем, связанных с материальными, жилищными и иными социально-бытовыми условиями жизни сотрудников и их семей, обеспечением гарантий их социальной защищенности и личной безопасности. Обеспечить максимальную гласность при разрешении указанных вопросов.
7. Усилить требования к отбору кадров для работы в УИС и комплектованию персонала ИТУ с учетом специфики службы (высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок, наличие факторов риска, повышенное внимание к морально-нравственному облику и т.д.). Предотвращать поступление на службу в УИС лиц, связанных с криминальными структурами.
8. Обратить особое внимание на соблюдение установленного порядка хранения,
учета и выдачи табельного оружия, правил его применения. Незамедлительно изымать табельное оружие, выданное сотрудникам для постоянного хранения и ношения, в случаях злоупотребления ими спиртными напитками и фактов отклоняющегося поведения в быту и на службе.
9. При отборе кадров на службу в УИС и проведении текущих психодиагностических обследований сотрудников определять так называемые «группы риска» — т.е. лиц, склонных или имеющих симптомы к деструктивному поведению. Для определения «групп риска» использовать специально разработанные критерии, основанные на результатах проводимых ранее обследований по широко известным методикам многостороннего исследования личности.
Предлагаемые меры профилактики социально-психологических форм дезадаптации
и, в частности, противоправного поведения с учетом показаний, обстоятельств и этапов позволят сотрудникам служб по работе с личным составом обеспечить дифференцированный подход к решению вопросов психологической диагностики, профотбора, психокоррекции отклоняющегося поведения и реабилитации сотрудников уголовно-исправитель-ной системы.