Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Береснева Оксана Евгеньевна, Дикалова Наталья Викторовна, Сухобрус Елена Анатольевна

Цель: комплексный анализ процесса выбора будущей профессии учащимися 8-11 классов учебных заведений общего среднего образования. Методы: интервью, анкетирование, метод экспертных оценок, методы статистического анализа. Вывод: Процесс профориентации происходит как выбор престижной профессии, без изучения характера и условий профессиональной деятельности, ситуации, складывающейся на рынке труда и реальной возможности трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Береснева Оксана Евгеньевна, Дикалова Наталья Викторовна, Сухобрус Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS OF CAREER CHOICE HIGH SCHOOL STUDENTS

Purpose: a complex analysis of the process of a choice of future profession by pupils of 8-11 classes of educational institutions of General secondary education. Methods: interviews, questioning, method of expert evaluations, methods of statisticalanalysis. Conclusion: Process of career guidance of seniors happens as a choice of the prestigious profession (its ideal image, without studying the character and conditions of professional activity, the situationdeveloping in the labor market and real employment opportunities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

3. Аблазим Абдигабит. Эколого-гигиеническая оценка состояния объектов окружающей среды зоны катастрофы Приаралья//Проблемы социальной медицины и управления здравоохранением. - Алматы, 2004.- №33.

4. Абдуллина З.П. Структура и клиническая картина заболеваний сердца у детей кризисной зоны Приа-ралья // Экология и здоровье детей.- Алма-Ата, 1996.

5. Маханов Т.М., Садуакасова А.С. Тулеутаев К.Т. Здоровье населения, проживающего в зоне экологического неблагополучия // научно- практическая конференция по актуальным вопросам практической медицины.- Алматы - Кызылорда, 1996.

6. Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия // Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995.

7. Жантуреева А.Б. Некоторые задачи экологической психиатрии // Вестник КазНМУ. - Алматы, 2013.

8. Бултачеев Ж.Ж. Общая характеристика медицинских последствий экологического бедствия в Приа-ралье //Центрально-Азиатский научно-практический журнал.- Алматы, 2005. -№4.

9. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии. Т.1-2. М., 1994.

10. Кербиков О.В. Лекции по психиатрии. М., 1955.

11. Козлова И.А., Пуховский А.А., Рябухин В.Ю. Внутриутробное повреждение головного мозга (последствие Чернобыльской катастрофы) //Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995.

12. Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Некоторые современные социокультуральные влияния и психическое здоровье населения //Новости медицины и фармации (Ярославль). 1994. № 4.

13. Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества //Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993. № 4.

14. Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России //Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995.

15. Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия). Симферополь, 1993.

16. Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной и динамический аспекты) //Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. М., 1996.

17. Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия). Симферополь, 1993.

18. Хохлов Л.К. О социальных аспектах патоморфоза психических заболеваний // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 1.

19. Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Опыт организации неотложной психиатрической и наркологической помощи в городе //Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 1.

20. Чистяков В.В. Человек и его здоровье // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 3 (6).

1. 19. Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место в современной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных. Ярославль, 1996.

2. 19. Хохлов Л.К., Горохов В.И., Хохлов А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство (болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий). Ярославль, 1997.

21. Сараева Н. М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2010.

22. Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества //Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993. № 4.

23. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995.

24. Жариков Н.М. Эпидемиологические исследования в психиатрии. - М.: Медицина,1977.

25. Аблазим Абдигабит. Тенденции медико-социальных проблем населения Приаралья: труды Международной научно-практической конференции, Караганда, 2005.

26. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995.

27. Анаеди О. Аральское море. Проблемы и пути их решения //Экология и устойчивое развитие.-2002.-№7.

28. Прохоров И. Что будет с Аралом? //Казахстанская правда. - 2003. - №196.

29. Краснов В.Н. Экологическая психиатрия: методология, предмет исследования и ближайшие практические задачи //Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995.

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

Береснева Оксана Евгеньевна Дикалова Наталья Викторовна

старшие преподаватели, НОУ ВПО «Медицинский институт «Реавиз», г. Самара

Сухобрус Елена Анатольевна

кандидат пс.наук, доцент, НОУ ВПО «Медицинский институт «Реавиз», г. Самара

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS OF CAREER CHOICE HIGH SCHOOL STUDENTS Beresneva Oksana, senior lecturer, NOU VPO "Medical Institute "Reaviz", Samara Dikalova Natalia, senior lecturer, NOU VPO "Medical Institute "Reaviz", Samara

Shobrys Elena, the PS candidate.Sciences, associate Professor, NOU VPO "Medical Institute "Reaviz", Samara

АННОТАЦИЯ

Цель: комплексный анализ процесса выбора будущей профессии учащимися 8-11 классов учебных заведений общего среднего образования.

Методы: интервью, анкетирование, метод экспертных оценок, методы статистического анализа.

Вывод: Процесс профориентации происходит как выбор престижной профессии, без изучения характера и условий профессиональной деятельности, ситуации, складывающейся на рынке труда и реальной возможности трудоустройства.

ANNOTATION

Purpose: a complex analysis of the process of a choice of future profession by pupils of 8-11 classes of educational institutions of General secondary education.

Methods: interviews, questioning, method of expert evaluations, methods of statisticalanalysis.

Conclusion: Process of career guidance of seniors happens as a choice of the prestigious profession (its ideal image, without studying the character and conditions of professional activity, the situationdeveloping in the labor market and real employment opportunities.

Ключевые слова: выбор профессии; социально-психологические факторы; профориентация.

Keywords: career choice; psychosocial factors; career guidance.

Реформирование системы образования привело к появлению ряда противоречий, существенно влияющих как на эффективность системы образования в целом, так и на систему профессиональной ориентации. На практике неизбежно встает вопрос социально-психологической поддержки всех субъектов профориентационной деятельности. Недостаточная разработанность проблемы сопровождения профориентационной деятельность и проведения профориентационных мероприятий в рамках образовательных реформ обусловило актуальность нашего исследования.

Анализ литературы и опыт практической деятельности показывает, что профориентационная работа в современных условиях представляет собой систему условий и методов, направленных на социально-психологическое сопровождение профессионального выбора школьников. Выбор в данном контексте понимается как осознанное принятие решения о дальнейшем профессиональном обучении и развитии, во-первых, в определенном профессиональном направлении, а во-вторых, в определенном вузе и на факультете. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в избранной сфере и построении способов их реализации. Это означает, что на всех этапах профориентации в фокусе внимания взрослых, реализующих профориентационные мероприятия, должен быть субъект свободного и ответственного самоопределения, способный самостоятельно выбирать маршрут своего профессионального развития. В юношеском возрасте выбор профессии становится не просто реальной проблемой, решение которой неизбежно приближается с окончанием школы, но и «проблемой, которая рождает отчетливо выраженное эмоциональное отношение <...> и заставляет подумать о целях жизни, о том, что может явиться предметом устремленности, приложения кипучих юношеских сил» [19, с. 148].Формирование в старшем подростковом и юношеском возрасте жизненной перспективы, включающей план профессионального пути, рассматривается как новообразование периода взросления.

Проведенное нами исследование специальной литературы по проблеме профессиональной ориентации показало, что в системе профориентации необходимо создавать условия, влияющие на формирование профессионального самоопределения учащихся в процессе общего и профильного обучения, и которые могут быть пригодны

для практического применения в общеобразовательной школе или специализированных центрах.

Очевидно, что условия, создаваемые в системе профориентации должны учитывать психологические особенности периода взросления, социальную ситуацию развития личности на микросоциальном (семья) и макро-социальном уровне (общество в целом). Психолого-педагогические особенности периода взросления хорошо изучены и широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Рассмотрение этих особенностей с точки зрения проблем профессиональной ориентации представляет собой самостоятельную исследовательскую задачу, заключающуюся в определении возрастных приоритетов профессионального самоопределения.

Для исследования социально-психологических факторов, влияющих на выбор профессии учащимися 8-11 классов, нами было проведено специальное исследование, которое проходило в два этапа.

На первом этапе работы методом экспертных интервью были определены возможные факторы, влияющие на выбор профессии. В качестве экспертов выступали специалисты центра занятости, а также сотрудники психологического факультета Самарского государственного университета. По результатам интервью был сформирован список из 19 факторов, включающих особенности субъективных представлений (например, детская мечта), близкого окружения (мнения родителей, друзей, знакомых, значимых взрослых), информационной среды (СМИ, интернет-источники, художественные фильмы), а также непосредственно субъекты обучения, субъекты профориентации и субъекты трудоустройства.

Полученные результаты были положены в основание разработки анкеты массового опроса.

На втором этапе работы был проведен массовый опрос учащихся, их родителей, а также учителей методом онлайн-анкетирования. Количество респондентов, принявших участие в исследовании: ученики 22433 чел., родители 4802 чел., учителя 1621 человек.

В ходе исследования нами были выявлены профессиональные предпочтения учащихся 8-11 классов по будущей профессии и сфере деятельности (8-10 кл. - 61 %, 911 кл. - 74 % определившихся с выбором профессии). У 20% опрошенных, не определившихся с выбором будущей профессии, проблема профессионального самоопределения отсутствует и никак не рефлексируется.

Основной акцент в исследовании был сделан на субъективном восприятии значимости и эффективности

влияния факторов, что позволяет оценить реальный эффект их воздействия. Низкая значимость того или иного фактора не обязательно говорит о его неэффективности: это может быть показателем того, что учащиеся плохо проинформированы о тех возможностях, которые у них есть для получения помощи в выборе профессии.

Сводный рейтинг значимости факторов, влия _(по мнению учеников,

По результатам исследования был составлен сводный рейтинг значимости различных факторов профориентации по мнению учеников, их родителей и школьных учителей, который представлен в таблице 1. Цифры в таблице указывают место соответствующего фактора в рейтинге значимости, первое место соответствует наибольшей значимости.

Таблица 1

цих на выбор учащимися будущей профессии родителей и учителей)_

Факторы Ученики (определившиеся) Ученики (неопределившиеся) Родители Учителя

Обсуждение с родителями 1 1 1 1

Знакомство с представителями профессии 2 2 2 3

Уроки профориентации 5 6 3 7

Беседы с классным руководителем 14 15 12 16

Консультации со школьным психологом 18 17 17 14

Консультации со специалистами центров занятости 19 16 16 12

Тренинги профориентации 13 14 10 8

Дни открытых дверей на предприятиях 15 13 15 6

Дни открытых дверей в учебных заведениях 7 4 4 4

Ярмарка профессий 12 11 11 10

Курсы по выбору, факультативы 11 9 9 9

Специализированные Интернет-источники (сайты ВУЗов, приемных комиссий, Министерства образования и т.д.) 10 7 14 15

Информация в социальных сетях («Вконтакте», Одноклассники»...) 16 18 18 18

Мнение друзей и знакомых 4 3 7 13

Художественные фильмы, примеры из литературы 17 19 19 19

Личный пример родителей, семейные традиции 9 12 13 2

Мнение значимого взрослого или старшего друга 8 10 8 5

Детская мечта 3 8 5 11

Средства массовой информации, передачи по ТВ, радио и т.д. 6 5 6 17

Подобная многосторонняя оценка факторов выбора будущей профессии позволяет получить интегральный показатель важности того или иного фактора при выборе будущей профессии (Диаграмма 1). Ответы учеников, как определившихся, так и не определившихся в своем выборе, а также родителей и учителей по одним и тем же пунктам можно рассматривать как различные точки зрения на одну и ту же проблему. Тогда значимость вклада каждого из факторов можно представить в виде взвешенной суммы баллов значимости по формуле:

=1 h

Л

к

s,.

где: ' - показатель важности ^го фактора в выборе специальности;

К

1К - место в рейтинге значимости ^го фактора по к-й оценке.

Эти данные взяты из приведенной выше таблицы, а порядковый номер куказывает на одну из оценок: определившихся учеников, неопределившихся учеников, их родителей и учителей;

ж

к - весовой коэффициент значимости фактора, определенный методом экспертных оценок.

Величина столбца на диаграмме отражает значимость фактора; цифрами подписан порядковый номер фактора в интегральном рейтинге значимости.

Как следует из данных, приведенных в таблице и диаграмме данных, наиболее значимым фактором выбора профессии по мнению всех участников опроса является обсуждение с родителями. Остальные факторы выбора профессии также не выходят за пределы личного опыта или ближайшего социального окружения: это личный опыт знакомства с представителями профессии, детская мечта, мнения друзей и знакомых. Другие факторы ограничиваются традиционными формами профориентации: это уроки в школе, дни открытых дверей в учебных заведениях и средства массовой информации. Стратегии выбора будущей профессии остаются консервативными и не учитывают новые возможности, связанные с развитием новых технологий и появлением новых субъектов профориентации.

Диаграмма 1

Интегральный рейтинг различных факторов профориентации учащихся

Обсуждение с родителями 1

Знакомство с представителями профессии 2

Дни открытых дверей в учебных заведениях 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

Уроки профориентации 4

-

Мнение друзей и знакомых 15-6

-

Детская мечта | 5-6

Мнение значимого взрослого или старшего

7

друга _ Средства массовой информации, передачи по ТВ, радио и т.д.

8

Личный пример родителей, семейные традиции 9

-

Курсы по выбору, факультативы - 0

-

Ярмарка профессий 11

-

Тренинги профориентации 12

Специализированные Интернет-источники (сайты ВУЗов, приемных комиссий,

1 3

Дни открытых дверей на предприятиях 14

Беседы с классным руководителем и |15

Консультации со специалистами центров занятости И 1 6

Консультации со школьным психологом ■ 17

Информация в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники»...) Художественные фильмы, примеры из литературы В 8

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Следует отметить, что сами ученики значительно больше, чем это представляется учителям и родителям, ориентированы на мнение друзей и знакомых. Это означает, что в значительной степени выбор профессии происходит стихийно, в неформальном общении, а потому не всегда является осознанным и в полной мере выбранным самим учеником. По всей видимости, ученики мало осведомлены о том, где и какую помощь они могут получить и как это им может помочь в действительности при выборе профессии. «Выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире, сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима, и кроме того многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу» [14, с. 392]. Учащиеся не обращаются в специализированные центры профориентации не потому, что не нуждаются в помощи, но потому, что просто сами не осознают, что им необходима такая помощь. Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, это особенности подросткового возраста, когда идет становление идентичности, которая тесно связана с понятием самостоятельности и избеганием всякого рода помощи, ассоциирующейся с неспособностью или слабостью. Во-вторых, это опыт предыдущего взаимодействия с психологами и педагогами, в результате которого у старшеклассника не сформировалось понимания смысла этого взаимодействия и рефлексии его результата. В-третьих, это стратегия родительского воспитания, при которой решение вопросов, связанных с жизнью и обучением ребенка, является прерогативой семьи, а участие сторонних людей (даже учителей) не допускается и порой пресекается. Но не стоит забывать,

что «только реальная активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор» [18, с. 48].

Как отмечает Климов Е. А., «идеальным «казусом» был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере...» [13, с. 392].

Наше исследование показало, что выбор будущей профессии подростком в значительной степени определяется соображениями престижа, существующими с одной стороны в возрастной группе, а с другой стороны - у родителей подростков. При этом тенденции развития профессии, а также тенденции развития рынка труда практически не учитываются.

Анализ полученных нами результатов позволяет по-новому увидеть функции и роль субъектов профориентации - специалистов профориентационных центров, учителей, родителей и самих подростков. Зачастую действия этих субъектов носят противоречивый характер, что, по нашим данным снижает эффективность профориентации. При этом решение об освоении то или иной профессии нередко навязывается подростку, что, естественно, снижает меру его ответственности за собственную профессиональную и личностную судьбу. «Правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию (придумыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю» [13, с. 388].

Литература

1. Алексеев С.Н., Семыкин Н.П. Мудрая школа труда. - М., 1981.

2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб: Речь, 2006.

3. Брылякова Н.Н. Профориентационная карта в руководстве выбором профессии учащимися// Школа и производство. 1985. №11.

4. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации подростков// Вопр. Психологии. 1984. №6.

5. Вартанова И.И. и др. Формирование личности подростка в производительном труде// Школа и производство. - 1985. - №5.

6. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. - М., 1985.

7. Гастев А.К. Трудовые установки. - М., 1973.

8. Гришина Г.И. Профессии, которые мы выбираем. -М., 1976.

9. Егоров А.С., Гаврилов В.Е. Совершенствование профориентации и профподбора молодежи на рабочие профессии//Вопр.психологии. 1985. №1.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессии. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1991.

12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Соц. педагогика, 033400 - Педагогика. - М.: Academia, 2004. - 301 с.

13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996

14. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005.

15. Новикова Л.И. Школа и среда. - М., 1985.

16. Орлов Ю.М. Психология самопознания и самовоспитания характера. - М., 1987.

17. Профконсультационная работа со старшеклассниками/Под ред. Б.А.Федеришина. Киев, 1980.

18. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

19. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966.

ИДЕЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ

АВТОРОВ XY-XYI ВЕКОВ

Черкасова (Апенок) Раиса Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина,

город Тамбов

IDEA OF SELF-IMPROVEMENT IN WORKS OF THE RUSSIAN AUTHORS OF XY-XYI OF CENTURIES

Cherkasova (Apenok) Raisa Sergeyevna, the candidate of psychological sciences, the associate professor of psychology of development, the Tambov state university of G.R. Derzhavin

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается вопрос о постановке проблемы самосовершенствования в произведениях русских средневековых авторов, интересующихся психологической проблематикой. Проблема нравственности, в частности, проблема самосовершенствования, была одной из излюбленных тем русских мыслителей. Обсуждаются психологические идеи Нила Сорского, Максима Грека, Филлипа Пустынника. Отмечается, что философская позиция русских авторов являлась основой их жизни и деятельности, тем более, что многие из них были служителями церкви.

Ключевые слова: самосовершенствование, психологические идеи Русского Средневековья, Нил Сорский, нестяжатели, Максим Грек, Филлип Пустынник.

ABSTRACT

In article the question of statement of a problem of self-improvement in works of the Russian medieval authors who are interested in a psychological perspective is discussed. The moral problem, in particular, a self-improvement problem, was one of favourite subjects of the Russian thinkers. Nilus of Sora, Maximus the Greek, Filip Pustynnik's psychological ideas are discussed. It is noted that the philosophical position of the Russian authors was a basis of their life and activity especially as many of them were priests.

KEYWORDS: Self-improvement, psychological ideas of the Russian Middle Ages, Nilus of Sora, not grabbers, Maximus the Greek, Filip Pustynnik.

Исследования развития русской цивилизации показывают, что психологические идеи в России начали развиваться еще в X - XV веках. На этой основе в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало традициям развития философской и психологической мысли в России [1].

К концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека возрос настолько, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. Первые опыты в создании отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского (в миру Николай Майков), крупного церковно-политического и литературного деятеля последней четверти XV и начала XVI века (около 1433 — 1508).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.