Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВЫБОР / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSION / SELF-REALIZATION / CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Е.А.

Настоящая статья посвящена рассмотрению феномена профессионального самоопределения учащихся старших классов в контексте их ценностных ориентаций. Проведен социологический анализ данной тематики на основе работ социологов. Рассмотрен процесс формирования системы ценностей у учащихся, а также влияние ценностей на процесс выбора профессии. Ценности и профессиональное самоопределение оказываются неразрывно связанными элементами, взаимодействие которых способно привести человека к успешной самореализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article is devoted to professional self-determination of high school students in the context of their value orientations. I offer sociological analysis of this self-determination on the basis of works by sociologists and consider the process of forming a system of values in students, as well as the impact of values on the process of choosing a profession. Values and professional self-determination are inextricably linked elements, the interaction of which can guide a person to successful self-realization in society.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

УДК 316.346.32

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Е.А. Маркова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Настоящая статья посвящена рассмотрению феномена профессионального самоопределения учащихся старших классов в контексте их ценностных ориентаций. Проведен социологический анализ данной тематики на основе работ социологов. Рассмотрен процесс формирования системы ценностей у учащихся, а также влияние ценностей на процесс выбора профессии. Ценности и профессиональное самоопределение оказываются неразрывно связанными элементами, взаимодействие которых способно привести человека к успешной самореализации в обществе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностные ориентации, профессия, самореализация, выбор.

Современное общество способно раскрыть потенциал любого человека. Находясь в условиях постоянного развития, внедрения новых технологий и новшеств в различных сферах общества, человек способен воплощать в реальность свои умения и возможности. В этих условиях значение профессионального самоопределения стремительно растет, так как человек является центральной фигурой во всех сферах социума.

Становление и воспитание личности невозможно представить без образования. Образование служит ключом к развитию человека. Именно образованность человека служит основой для его перспектив, реализации и успешности. В процессе образования, конкретно в период обучения в старших классах, перед учащимися встает нелегкий выбор относительно будущей профессии. Установка на выбор будущей профессии формируется учащимися в соответствии с их интересами, личными особенно-

© Маркова Е.А., 2019

стями, целями и взглядами на жизнь. Так, формируется профессиональное самоопределение, которое в социологии определяется как «один из показателей социальной структуры общества, места которое занимает человек в системе общественных отношений и связей» [1, с. 208]. Другие социологи, например Ю.Р. Вишневский, В.М. Шубкин, исследуют проблемы профессионального самоопределения молодежи через формирование субъективного профессионального образа как модели будущего, социальных стратегий и социодинамики поколений [2, с. 74109]. Профессиональное самоопределение также рассматривается в рамках структурного функционализма Т. Парсонса. Данный процесс можно изучать в рамках системы AGIL, в которой совокупность продуктивного осуществления всех функций (адаптация, целеполагание, интеграция, латентная функция) определяет эффективность деятельности системы в целом. Профессиональное самоопределение помогает человеку адаптироваться к миру профессий в целом, предполагает целенаправленность и стремление к определению профессии и ее получению, интегрирует человека в мир профессий, систему образования, а также учитывает поддержание культурного образца - побуждает к саморазвитию и целостному становлению человека как личности. Итак, понятие профессионального самоопределения является значимым длительным процессом, в ходе которого учащиеся определяют свое отношение к миру профессий. Этот процесс включает в себя выбор профессии, для осуществления которого человеку необходимо определиться со своими установками и ценностными ориентациями относительно мира профессий.

Социальные установки на выбор профессии во многом обусловлены отношением человека к самой профессии, в которой он предпочитает реализовываться в будущем, а также осознанностью выбора. Социальная установка понимается как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией [3, с. 47]. Получается, что школьник находится в ситуации выбора будущей профессии и осуществляет его в соответствии со своими ценностными ориентациями. 285

В словаре по профориентации и психологической поддержке ценностные ориентации представляют собой способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [4, с. 317].

Профессия должна развивать человека, приносить ему пользу и возможность успешной самореализации. От того, является ли выбранная учащимся профессия ценной для него, зависит ряд будущих действий по реализации себя в этой профессии. Получается, что ценность самой профессии для человека определяет профессиональное самоопределение. Ценностные ориентации формируют взгляд человека на мир профессий в целом, мотивируют его к получению той или иной профессии. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону профессиональной направленности личности: старшеклассники, выбирающие один и тот же тип профессий, ориентируются на одни и те же группы ценностей. От того, какую ценность имеют те или иные профессии для человека, зависит его дальнейший выбор. В итоге, ценностные ориентации следует рассматривать как основные компоненты деятельности, с помощью которой осуществляется выбор профессии.

Ценностные ориентации личности по-разному интерпретируются в работах различных авторов. Данную проблематику изучали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и другие классики отечественной социологии и психологии. Например, А.Г. Здравомыслов указывает, что «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры, определяя направленность воли, внимания и интеллекта» [5, с. 220]. Можно сказать, что с помощью ценностных ориентаций человек формирует свое поведение в обществе, определяет для себя свои интересы, развивается и строит перспективы на будущее. Роль ценностных ориентации заключается в том, что человек в ходе личностного развития выстраивает систему ценностей, в соответствии с ко-

торой реализует свой профессиональный выбор. С помощью ценностных ориентаций у человека формируется комплекс качеств, позволяющих выбирать сферу реализации своих умений, тем самым относя себя к определенной сфере деятельности, постепенно принимая решение относительно выбора будущей профессии.

Представления о ценностях, связанные с характером профессии, влияют на степень активности в ней и на качество профессиональных достижений, они в значительной степени определяют экономическую эффективность профессиональной деятельности [6, с. 21]. В социологических исследованиях изучается то, какое место в профессиональной направленности личности занимают ценности. С помощью системы ценностей у человека формируются стимулы к действиям, относительно профессии.

Система ценностей человека может помогать ему при освоении выбранной профессии [7]. Если до этого процесс профессионального самоопределения рассматривался в период 10-11 классов, то с помощью схемы AGIL Т. Парсонса можно рассмотреть его на стадии поступления в вуз, когда человек уже является абитуриентом. В представлении человека, имеющего целостную систему ценностей, заложен образ желаемого процесса обучения по выбранной специальности, в результате чего адаптационный процесс не будет казаться человеку длительным и психологический трудным. При помощи ценностей у человека развивается стремление к достижению целей. Именно цель задает человеку поэтапность и направленность его действий. Функция интеграции подразумевает способность человека включаться в различные социальные системы, умение принимать правила и нормы этих систем. При помощи системы ценностей человек выстраивает четкую стратегию своих действий, относительно профессии, в данном случае. Поступая в университет, человеку необходимо уметь вливаться в новый коллектив, научиться соотносить свои интересы с новыми условиями. Наличие ценностей упрощает этот процесс. Латентная функция направлена на поддержание культурного образца, то есть на связи людей друг с другом, обусловленные определенными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека. Ценности способ-287

ствуют выработке стимулов и мотивации к определенному виду деятельности, в нашем случае - к получению профессии. Система ценностей помогает человеку включаться в новую сферу, заводить новые социальные связи, правильно формулировать цели и продумывать действия по их достижению. Ценности формируют в человеке целеустремленность, именно с помощью них он подходит к выбору профессии осознанно и ответственно.

Выбор профессии зависит от степени сформированности системы ценностных ориентаций, то есть от того, какие предпочтения и приоритеты сформированы у человека, от его воспитания, мировоззрения и ряда других факторов [8]. Иными словами, система ценностей влияет на выбор профессии. На основе изученной литературы мной были сформулированы следующие группы ценностей в рамках профессионального самоопределения для учащихся старших классов:

Во-первых, это ценность самой профессии для человека. Здесь важно учитывать степень важности и значимости именно этой профессии в жизни человека. Ценность возможности обучаться по выбранной специальности и получать эту профессию. То, как относится человек к выбираемой профессии, во многом влияет на успешность его дальнейшей реализации в ней. Например, в большинстве случаев, когда человек выбрал профессию «наобум», он может проявить как равнодушие и отсутствие желания реализовываться в выбранной сфере, так и может раскрыть в себе интерес к этой профессии и развить свой потенциал в этом русле.

Ко второй группе относится ценность нахождения своего места в жизни, которое приобретается в процессе получения профессии. В профессии человек проявляет себя, самореализуется, развивает свой потенциал. При всем этом большую значимость вызывает правильность в выборе профессии, так как от этого выбора зависит то, является ли данная профессия призванием человека на самом деле. Если же с помощью профессии человек развивается в личностном плане, получает все необходимые блага, то он нашел свое место в жизни посредством профессии.

К третьей группе ценностей относится значимость занимаемого места человека в обществе. От профессиональной деятельности человека зависит его удовлетворенность собственным

трудом и осознание своей полезности для данной сферы деятельности. В этих условиях появляется повышение собственной значимости человека и ценность того, какое место он занимает в обществе, какова польза его действий.

Изучение профессионального самоопределения и его значимости получило большое распространение в различных сферах. Ряд ученых рассматривали данный феномен в своих работах и исследовали то, чем руководствуются старшеклассники при выборе будущей профессии. О.А. Кожурова и А.А. Малинина в своей работе «Особенности структуры профессионального самоопределения учащихся старших классов» занимались изучением различий в структуре профессионального самоопределения учащихся старших классов. В исследовании приняли участие 123 учащихся города Тольятти. Для положения о существовании различий в структуре профессионального самоопределения определившихся и не определившихся в выборе профессии учащихся был проведен факторный анализ. Так, было выделено 3 фактора - ценности, самосознание и социальная адаптивность. Общим фактором в структуре профессионального самоопределения определившихся и не определившихся школьников стал фактор, включающий ценности и жизненно важные сферы. Это доказывает то, что профессиональная деятельность всегда ценностно-ориентирована. С помощью фактора «ценности» учащиеся старших классов вкладывают в свой выбор важность и значимость выбираемой профессии. Второй фактор «самосознание», учащиеся старших классов связывают данный фактор с контролем и регулированием своего поведения и со стремлением реализовывать свои возможности. Третий фактор «социальная адаптивность» связывают с умением приспосабливаться к новым условиям и со стрессоустойчивостью, что непосредственно связано с рассмотрением профессионального самоопределения в рамках системы AGIL, как уже было сказано ранее [9].

В 2008-2009 гг. в республике Мордовия было проведено исследование профессионального самоопределения старшеклассников. В исследовании приняло участие 2111 учеников 66-ти общеобразовательных школ. Школьники были опрошены путем анкетирования. Результаты исследования гласят о том, что 289

школьники выбирают профессию, исходя из ее престижа и заработной платы. Одним из главных мотивов при поступлении в вузы является приобретение специальности, позволяющей получить престижную работу и стремление получить высшее образование. Основным параметром при выборе учебного заведения является возможность получить интересную работу. Анализ того, какую ценность представляет та или иная профессия для школьника помогает ему делать более осознанный выбор [10]. Как показало это исследование, ценными являются интерес, престиж, заработная плата и возможность нахождения успешного трудоустройства благодаря выбранной профессии.

Так, целостная система ценностей является значимым и определяющим фактором при выборе профессии. Профессия становится важнейшей ценностью, определяя положение человека в обществе, его доход, образ жизни, круг общения и т. д. Профессиональное самоопределение личности и сама профессия рассматриваются как ценность, так как процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой сфере - это деятельность, которая сопровождается самоанализом и познанием окружающей действительности.

Необходимо также учитывать то, что формирование ценностных ориентаций - это длительный процесс, на который оказывает влияние множество факторов: воспитание, социальная обстановка, образовательный процесс, мировоззрение человека. Только в результате этого процесса человек находит для себя важные и значимые занятия, интересы, предпочтения, увлечение тем или иным видом деятельности, обретает моральные нормы, принципы, установки. Под влиянием совокупности этих факторов формируется система ценностей, содержащая мнения и значения явлений общества, а также то, что имеет для человека больший смысл, в чем проявляется его избирательность. Ценностные ориентации человека формируются в значительной мере в средней школе. Профориентационные мероприятия могут способствовать изменению ценностей, в настоящее время существует изобилие таких мероприятий для школьников, начиная от профориентационных тестов и заканчивая профильными курсами. C помощью профориентационной деятельности учащиеся

укрепляют свою систему ценностей, а далее определяются с выбором профессии.

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с системой ценностей человека. Ценности являются значимыми факторами при выборе профессии и определяют интересы человека. Ценностные ориентации определяют отношение человека к действительности и являются важнейшим механизмом взаимодействия человека с окружающим миром. С помощью ценностных ориентаций человек способен оценивать значимость той или иной профессии для своей жизни, он учится анализировать, ставить цели, делать грамотный выбор. Профессия, со своей стороны, укрепляет систему ценностей человека, совершенствует ее. В профессии человек проявляет себя и выполняет то, что является для него ценным и значимым. Потенциал любого человека нуждается в развитии и воплощении в жизнь, это возможно при верном профессиональном самоопределении в старших классах. Человеческие возможности безграничны и нуждаются в постоянной реализации.

Библиографический список

1. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи. М.: ЦСПиМ, 2014. 560 с.

2. Шубкин В.М. Социология и общество: Научное познание и этика науки: монография. М.: ЦСПиМ, 2010. 424 с.

3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. М., 1949. 325 с.

4. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Кемерово: Логос, 2003. 516 с.

5. Красникова А.Ю., Заикина А.И., Мустафинова Ж.Н. Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2019. № 10. С. 220-221.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 346 с.

7. Парсонс Т. Революция образования и новейшая стадия модернизации // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Меж-дунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. 495 с. 124-389

8. Боликова Л.Ю., Суворова В.О. Влияние ценностных ориентаций на формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 1(9). С. 101-108.

9. Кожурова О.А., Малинина А.А. Особенности структуры профессионального самоопределения учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2007. № 1. С. 85-93.

10. Андронов В.П., ИоноваМ.С. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников // Интеграця образования. 2015. Т. 19, № 1(78). С. 118-123.

VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

E.A. Markova

Perm State University

This article is devoted to professional self-determination of high school students in the context of their value orientations. I offer sociological analysis of this self-determination on the basis of works by sociologists and consider the process of forming a system of values in students, as well as the impact of values on the process of choosing a profession. Values and professional self-determination are inextricably linked elements, the interaction of which can guide a person to successful self-realization in society.

Keywords: professional self-determination, value orientations, profession, self-realization, choice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.