DOI: 10.17805/trudy.2023.4.9 ПЕДАГОГИКА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГЕНДЕРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
А.В. Карпова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье описаны социально-психологические факторы, влияющие на гендер-ную идентичность подростков; представлены результаты эмпирического исследования с применяем совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг эффективности процесса формирования гендерной идентичности подростков.
Ключевые слова: социально-психологические факторы; гендерная идентичность; подростковый возраст
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING THE GENDER IDENTITY OF ADOLESCENTS
A.V. Karpova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article describes the socio-psychological factors affecting the gender identity of adolescents; presents the results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the effectiveness of the process offorming the gender identity of adolescents.
Keywords: socio-psychological factors; gender identity; adolescence
В контексте изменений в социальной обстановке подросткового возраста, возникает вопрос о необходимости изучения личностных особенностей подростков, с учетом их гендерной идентичности, а также социальных факторов, которые воздействуют на формирование половой идентичности. Гендер, в свою очередь, рассматривается как базовая характеристика личности, оказывающая влияние на другие аспекты её формирования, а также на характер процесса самоопределения. Гендер отражает социальный статус, который в свою очередь определяет возможности индивидуального развития и трудовой деятельности (Ильин, 2003).
На данный момент, наша работа является новым опытом, поскольку изучение темы личностных особенностей подростков, зависящих от их гендерной идентичности, находится на недостаточном уровне к настоящему времени, и отсутствует достаточное количество научных эмпирических данных на эту тему.
Цель исследования заключается в изучении социально-психологических факторов, влияющих на гендерную идентичность подростков.
Методологическим основанием стали теоретические положения в области исследования гендерной идентичности подростков И.С. Кон, В.А. Геодакян, Е.П. Ильин, Д.Е. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клецина, А.А. Чекалина, Т.В. Бендас (Бендас, 2006), Я.Л. Коломинский (Коломинский, 2003).
Методология исследования представляла собой последовательность действий, предполагающих решение следующих задач:
- провести теоретический анализ по проблеме социально-психологические факторы, влияющие на гендерную идентичность подростков;
- подобрать методики согласно предмету исследования;
- проанализировать результаты эмпирические исследования;
- разработать практические рекомендации.
В эксперименте принимали участие 18 мальчиков и 24 девочки.
В ходе проведения исследования были использованы: методика «16-фак-торный личностный опросник» Р. Кеттелла, предназначенная для диагностики широкого круга личностных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно также оценивается уровень интеллектуального развития и методика диагностики гендерной идентичности Л.Б. Шнейдера (Шнейдер, 2007) целью которой является исследование гендерной идентичности подростков.
Обработка данных позволяет получить первоначальное представление о состоянии гендерной идентичности подростков в выборке, а также может служить отправной точкой для дальнейших исследований данной тематики.
Наши результаты позволяют изучить гендерную идентичность подростков. Результаты данного исследование представлены на диаграмме 1, который отображает распределение выборки в соответствии со статусами гендерной идентичности. Из графика видно, что наибольшее количество респондентов находятся в статусе псевдопозитивной идентичности.
Диаграмма 1. Особенности гендерной идентичности респондентов
Псевдопозитивная гендерная идентичность является проявлением гиперидентичности, которая возникает в результате полного поглощения индивидуумом своего социального статуса и гендерной роли. При этом господствует высо-
ко положительное самооценивание и нарушение гибких связей с окружающим миром, что вынуждает субъекта стремиться достичь своей цели, не задумываясь над средствами, которые он предпринимает для этого. Типичными чертами такого статуса являются ригидная концепция Я и низкая рефлексивность.
Очевидно, что подростки, обладающие данным статусом, склонны к подражанию гендерным стереотипам и активно протестуют против традиционных представлений о мужчинах и женщинах, своим индивидуальным особенностям при этом у них крайне мало места. Вероятнее всего, данная категория респондентов отличается ригидной типизацией гендерных ролей, которые строго регламентированы социальными стереотипами.
В результате нашего исследования было обнаружено, что 28% опрошенных подростков достигли позитивной гендерной идентичности. Это позволяет сделать вывод, что такой статус идентичности формируется в ходе рефлексивного процесса, который отражает истинные представления о себе, путь своего развития и ощущение личностной гендерной определенности. Следует отметить, что данный статус гендерной идентичности является наиболее успешным в сравнении с другими статусами. В результате, подобные исследования помогают понять роль гендерной идентичности в жизни подростков и выявить наиболее успешные методы ее формирования.
Статус моратория, отражающий кризис гендерной идентичности, сигнализирует о возникновении сложностей в процессе поиска информации для успешного разрешения данного кризиса. Однако, при эффективном преодолении кризиса, имеется возможность достижения конструктивного развития личности, а также перехода на новый, более высокий уровень сформированности профессионального самосознания. У подростков с высоким уровнем статуса моратория может наблюдаться несформированность представлений о гендерной роли. Согласно проведенным опросам, среди них находится около 12% подростков.
Согласно представленному на диаграмме 1 материалу, можно заключить, что в 10 % случаев у подростков наблюдается диффузный статус идентичности, что может указывать на отсутствие четкой гендерной идентичности. В свою очередь, наличие преждевременной гендерной идентичности замечено у 14 % опрошенных. Иными словами, подростки не сталкиваются с кризисом гендерной идентичности, а адаптируются к нему в зависимости от ситуационных обстоятельств.
Из проведенного исследования следует, что подростки, имеющие псевдопозитивную гендерную идентичность, обладают такими качествами, как открытость, коммуникабельность, эмоциональная стабильность и спокойствие. Подростки, которые характеризуются диффузной гендерной идентичностью, склонны к замкнутости, не имеют большого количества контактов, страдают от эмоциональной неустойчивости, проявляют безответственность, тревогу и импульсивность.
Подростки с достигнутой гендерной идентичности имеют следующие личностные характеристики: открытость, коммуникабельность, эмоциональная ста-
бильность, доминантность, серьезность, ответственность. Подростки, у которых наблюдается преждевременная гендерная идентичность, характеризуются открытостью, склонностью к подчинению, консерватизму, спокойствием и безмятежностью.
Для осуществления экспериментальной работы использовался комплекс психолого-педагогической работы для формирования личностной и социальной идентичности подростков. Он необходим для формирования личностной и социальной идентичности подростков. Психолог может проводить индивидуальную и групповую работу с подростками в виде психологических консультаций, социально-психологических тренингов, деловых игр, семинаров и дискуссий. Каждый из этих методов может способствовать формированию личностной и социальной идентичности подростков.
В рамках проведения групповых психологических занятий среди подростков, необходимо обращать внимание на способы стимуляции размышления о собственной личности, сильных и слабых сторонах характера и методах преодоления психологических трудностей. Важно создавать атмосферу безопасности и психологического комфорта для участников группы с целью обеспечить возможность самораскрытия. Работа с подростками опирается на принципы равноправия, взаимного уважения и партнерства, используя для этого различные методы, такие как беседа и дискуссия.
Эффективными средствами для работы с подростками могут служить художественно-творческие объединения, творческо-психологические кружки, студии, лаборатории, а также психологические факультативы, конференции, симпозиумы и диспуты для учащихся. Кроме того, следует объединять занятия с самостоятельной работой учеников по самоанализу и самоисследованию, таким образом поддерживая интерес подростков к психологии и изменению своего внутреннего мира.
Было проведено эмпирическое исследование и выявлены определенные особенности формирования личности у подростков, взаимосвязанные с их ген-дерной идентичностью. Среди подростков с псевдопозитивной гендерной идентичностью наблюдается расположенность к общению, эмоциональной устойчивости, спокойствию и открытости. В то же время, у подростков с диффузной гендерной идентичностью преобладают черты замкнутости, неустойчивости, отсутствия ответственности, тревожности и импульсивности.
У подростков, сформировавших достигнутую гендерную идентичность, встречается открытость, общительность, эмоциональная устойчивость, доминантность, серьезность и обязательность. Подростки с преждевременной гендер-ной идентичностью, в свою очередь, характеризуются открытостью, склонностью к подчинению, консерватизмом и спокойствием.
Необходимо отметить, что полученные результаты могут способствовать более осознанному и эффективному формированию личности подростков, в зависимости от их гендерной идентичности.
В процессе научного исследования были выявлены следующие закономерности: первый факт заключается в наличии устойчивой корреляции между уровнем гендерной идентичности и открытости личности на уровне 5%; второй же факт заключается в наличии значимой отрицательной корреляции между эмоциональной устойчивостью и уровнем гендерной идентичности в подростковом возрасте на уровне 5%.
Таким образом, данный эксперимент реализовал поставленные цели и задачи, и гипотеза об особенностях личности у молодежи с разными уровнями гендерной идентичности успешно получила свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бендас Т.В. (2006) Гендерная психология: Учебное пособие, СПб.: Питер, 431 с.
Ильин Е.П. (2003) Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, СПб.: Питер, 544 с.
Коломинский Я.Л. (2003) Социальная психология школьного класса: науч-но-метод. Пособие для педагогов и психологов, Минск: ФУА информ, 312 с.
Шнейдер Л.Б. (2007) Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики, М.: МПСИ, 310 с.
Карпова Ангелина Владимировна, обучающаяся 3-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Karpova Angelina Vladimirovna, a student of the 3rd year of the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395 Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Карпова А.В. Социально-психологические факторы, влияющие на гендерную идентичность подростков. 2023. № 4. С. 48-52. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.9