Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный буллинг / подростковый возраст / ролевая позиция / тревожность / агрессивность / самооценка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Соколовская Ольга Константиновна

В статье рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на выбор подростком ролевой позиции в ситуации «буллинга». Дается понятие феномена "буллинг", описываются его структура и основные характеристики. Авторы статьи излагают результаты исследования, целью которого являлось изучение личностных особенностей подростков, занимающих в ситуации буллинга ролевые позиции "агрессора" и "жертвы". Составлены психологические портреты типичных "агрессоров" и "жертв". Доказано, что выбор ролевой позиции в ситуации буллинга связан с такими индивидуально-психологическими особенностями личности как тревожность, агрессивность, самооценка. У «буллеров» уровень самооценки в целом выше, а у «жертв» уровень самооценки низкий. Как у «жертв», так и у "буллеров" повышен уровень агрессии. У «жертв» школьной травли больше выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих, они боятся оценки окружающих. У "буллеров" выявлен страх ситуации проверки знаний и тревожность в отношении с учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Соколовская Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the socio-psychological factors that influence a teenager’s choice of role position in a “bullying” situation. The concept of the phenomenon of “bullying” is given, its structure and main characteristics are described. The authors of the article present the results of a study, the purpose of which was to study the personal characteristics of adolescents who occupy the role positions of “aggressor” and “victim” in a situation of bullying. Psychological portraits of typical “aggressors” and “victims” have been compiled. It has been proven that the choice of role position in a bullying situation is associated with such individual psychological characteristics of the individual as anxiety, aggressiveness, and self-esteem. “Bullers” have a generally higher level of self-esteem, while “victims” have a low level of self-esteem. Both “victims” and “bullers” often exhibit aggressive behavior. “Victims” of school bullying have a greater fear of not meeting the expectations of others; they are afraid of the evaluation of others. "Bullers" were found to be afraid of knowledge testing situations and anxious in their relationships with teachers. Key words: school bullying, adolescence, role position, anxiety, aggressiveness, self-esteem.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА»

Выводы. Мониторинг активности молодежи в социальных сетях на предмет деструктивного поведения является важным инструментом для выявления и предотвращения негативных последствий. Кибербуллинг, употребление наркотиков и алкоголя, пропаганда насилия и экстремизма, пропаганда движения «АУЕ» - все это проблемы, которые можно обнаружить и способствовать решению с помощью мониторинга. Однако, необходимо учитывать приватность и устанавливать ясные правила для использования социальных сетей, чтобы создать безопасную среду для молодежи. Деструктивный онлайн-контент, связанный с самоповреждениями, суицидом, приверженностью к разнородным негативным субкультурам достаточно распространен, большинство подростков и молодежи с ним сталкиваются, и он представляет серьезную угрозу для психического и физического здоровья, особенно для представителей групп риска [5]. Существуют половозрастные различия при столкновении подростков и молодежи с разными видами деструктивного онлайн-контента и в реагировании на него. Молодое поколение с высоким уровнем пользовательской активности чаще сталкивается с деструктивным онлайн-контентом, а также лайкает его и распространяет.

В ситуации, когда цифровой мир является непосредственной частью повседневной жизни, следует особое внимание уделять как рискам, так и новым возможностям. Данные и материалы по безопасности использования социальных сетей, особенно среди молодежи, дают основания предполагать, что говорить о проблеме в контексте ограничений и запретов не всегда эффективно.

Необходимо сосредоточить свое внимание на вопросах профилактики, используя все потенциальные возможности онлайн-пространства и данные о специфике восприятия контента разными возрастными и тендерными группами. Поддерживающий контент должен быть направлен, прежде всего, на подростков и представлен в популярных у этой аудитории социальных сетях (Вконтакте, ПкТок и т.д.).

Учитывая тендерную специфику и травматичность темы, особое внимание стоит уделять созданию безопасных онлайн-пространств (группы поддержки), в которых представители группы риска могут найти единомышленников и не чувствовать себя в изоляции наедине со своей проблемой.

Литература:

1. Амбрумова, А.Г. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии / Под. ред. ВВ. Ковалева. - М., 1989. - С. 52-62

2. Банников, Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях / Г.С. Банников // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 3. -С. 42-68

3. Польская, Н.А. Факторы риска и направления профилактики самоповреждающего поведения подростков [Электронный ресурс] / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7,- № 2. - С. 1-20

4. Солдатова, Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2017.-375 с.

5. Солдатова, Г.У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: учеб.-метод, пособие / Г.У. Солдатова. - М.: Когито-Центр, 2019. - 176 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ

БУЛЛИНГА

Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на выбор подростком ролевой позиции в ситуации «буллинга». Дается понятие феномена "буллинг", описываются его структура и основные характеристики. Авторы статьи излагают результаты исследования, целью которого являлось изучение личностных особенностей подростков, занимающих в ситуации буллинга ролевые позиции "агрессора" и "жертвы". Составлены психологические портреты типичных "агрессоров" и "жертв". Доказано, что выбор ролевой позиции в ситуации буллинга связан с такими индивидуально-психологическими особенностями личности как тревожность, агрессивность, самооценка. У «буллеров» уровень самооценки в целом выше, а у «жертв» уровень самооценки низкий. Как у «жертв», так и у "буллеров" повышен уровень агрессии. У «жертв» школьной травли больше выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих, они боятся оценки окружающих. У "буллеров" выявлен страх ситуации проверки знаний и тревожность в отношении с учителями.

Ключевые слова: школьный буллинг, подростковый возраст, ролевая позиция, тревожность, агрессивность, самооценка.

Annotation. The article examines the socio-psychological factors that influence a teenager's choice of role position in a "bullying" situation. The concept of the phenomenon of "bullying" is given, its structure and main characteristics are described. The authors of the article present the results of a study, the purpose of which was to study the personal characteristics of adolescents who occupy the role positions of "aggressor" and "victim" in a situation of bullying. Psychological portraits of typical "aggressors" and "victims" have been compiled. It has been proven that the choice of role position in a bullying situation is associated with such individual psychological characteristics of the individual as anxiety, aggressiveness, and self-esteem. "Bullers" have a generally higher level of self-esteem, while "victims" have a low level of self-esteem. Both "victims" and "bullers" often exhibit aggressive behavior. "Victims" of school bullying have a greater fear of not meeting the expectations of others; they are afraid of the evaluation of others. "Bullers" were found to be afraid of knowledge testing situations and anxious in their relationships with teachers.

Key words: school bullying, adolescence, role position, anxiety, aggressiveness, self-esteem.

Введение. Проблема психологического благополучия и устойчивости человека является очень важным вопросом в современном обществе. Деструктивные формы социального притеснения, такие как моббинг, терроризм, буллинг, насильственные действия, могут серьезно повлиять на психическое состояние людей и общественную безопасность.

В современном мире буллинг - довольно распространенная проблема в структуре взаимодействия разных социальных групп: трудовых, ученических, воинских и других сообществ. Наиболее часто проявление систематической агрессии и девиантного поведения встречается во внутригрупповом взаимодействии детей и подростков.

В подростковом возрасте воздействие насилия оказывает значительное влияние на формирование личности и самосознание. Данный период считается наиболее уязвимым. Он отличается стремлением к личностному развитию, разрывом между идеальным и реальным представлением о себе и неопределенностью относительно будущих планов. Переходный возраст является периодом значительных физиологических и психологических изменений, и насилие может иметь серьезные последствия для развития подростков. Именно поэтому любая форма насилия, совершаемая над школьниками, может оставить отпечаток в их самосознании и вызвать негативные представления о себе [3].

Целью данного исследования является изучение социально-психологических факторов ролевого поведения подростков в ситуации буллинга. Было выдвинуто предположение, что ролевое поведение подростков в ситуации буллинга детерминируют индивидуально-психологические особенности личности.

Для эмпирического изучения психологических особенностей участников буллинга был подобран комплекс из 5 методик: методика диагностики общей самооценки Г.Н. Казанцевой, методика диагностики агрессии Басса-Перри, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика "Социометрия" Дж. Морено, методика выявления «Буллинг-структуры» (автор -Е.Г. Норкина).

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 13 в городе Вологда. В исследовании принимали участие 55 учащихся двух восьмых классов, из которых 47% мальчиков и 53% девочек. Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2023 года.

Изложение основного материала статьи. Согласно мнению экспертов, в современной образовательной среде все чаще возникают случаи жестокого обращения детей друг с другом. Унижение и издевательства становятся причиной серьезных психологических проблем - деструктивного влияния на личность, депрессивных состояний и даже попыток самоубийства. Дети-агрессоры, прошедшие путь буллинга в школьные годы, часто проявляют антисоциальные черты развития [1].

Кроме того, негативные последствия травли затрагивают и свидетелей происходящего.Они боятся стать следующей жертвой, свидетели стараются избегать ситуаций, связанных с насилием с их сверстниками, потому что не знают, как поступить в таких случаях. Исследования показывают, что у агрессоров существует больший риск вовлечения в агрессивное, сексуальное и криминальное поведение во взрослой жизни.

Свидетели также могут пострадать от ситуации буллинга. Они могут пройти через процесс вторичной травматизации, так как они страшатся стать потенциальными жертвами, что вызывает у них эмоциональное расстройство, страх, тревогу и ощущение беспомощности. В результате этого процесса наблюдатели могут стать более подверженными стрессу и иметь ухудшение психического и эмоционального благополучия [2].

Таким образом, виктимизация подростков в ситуации буллинга оказывает негативное влияние на все стороны, включая «жертву», «агрессоров» и «свидетелей». Поэтому необходимо принимать во внимание эти факторы при разработке стратегий предотвращения и устранения буллинга в школьной среде.

Рассмотрим результаты диагностики детей с помощью методики Е.Г. Норкиной, позволяющей выявить структуру буллинга. Большинство подростков обследуемых классов (44%) в ситуации буллинга занимают позицию наблюдателей. Это говорит о безразличном отношении этих подростков к ситуациям, происходящим в классе. Эти дети проявляют пассивность и не стремятся предотвращать проявления буллинга. Анализируя ответы наблюдателей, можно отметить, что они удовлетворены текущей обстановкой в классе. К агрессивным проявлениям они относятся спокойно, считая, что в некоторых ситуациях нельзя обойтись без применения силы. Подростки этой группы не чувствуют себя униженными или лучшими в классе; они видят себя на среднем уровне. Внешность для них не является основным фактором в общении. Однако они редко выражают свою позицию и мнение, поддаваясь мнению большинства. Наблюдатели не пользуются большим успехом в классе и не страдают по данной причине, однако иногда нуждаются в поддержке одноклассников.

Группу подростков, принимающую в буллинге позицию защитников, составляют 17%. Защитники ориентированы на противостояние агрессии в адрес жертв, стремятся к конструктивному взаимодействию. Испытуемые данной категории не боятся высказывать свое мнение и встают на сторону жертвы. Для защитников характерно положительное отношение ко всем своим одноклассникам. У этих подростков обычно много друзей в классе, и они не стремятся исключить кого-то из своего окружения. «Защитники» осознают наличие деструктивного поведения у некоторых товарищей, они испытывают сочувствие к «жертвам» буллинга. Они оказывают помощь, защищают их, вступая в конфронтацию в ситуациях, которые им кажутся несправедливыми. Такие подростки проявляют социальную активность, обладают позитивным самоотношением и не фокусируются исключительно на стремлении к успеху в коллективе. Они не зависят от внешней поддержки со стороны своих одноклассников.

Наше исследование выявило, что роль «жертвы» в ситуации буллинга принимают на себя 20% учащихся. «Жертвами» являются дети, которые подвергаются психологическому давлению и физической агрессии внутри школьных классов. Такие подростки часто испытывают негативные эмоции относительно своей внешности и личности. Они ощущают, что во многом уступают своим сверстникам, сталкиваются с недооценкой со стороны коллектива и считают, что их внешность препятствует полноценной жизни. Когда они сталкиваются с проявлением насилия, они не проявляют инициативы в помощи своим одноклассникам; скорее, они чувствуют облегчение от того, что это не касается их лично. «Жертвы» выделяют в классе «ребят, которые всё портят», с которыми они не желают общаться.

Группа «агрессоры» в рассматриваемых классах представлена составляет 10% от общего числа. Для этих ребят характерно не замечать проблемы буллинга в коллективе, а межличностные отношения в классе «агрессорами» воспринимаются как благополучные. В силу убеждения в своей превосходности, они считают свое мнение авторитетным, одновременно опасаясь подорвать свою репутацию. Эти подростки ощущают себя комфортно в коллективе, занимают лидирующие позиции, пользуются успехом и иногда нуждаются в поддержке со стороны сверстников. Результаты диагностики указывают на стремление данных ребят к доминированию, выражению собственного мнения и проявлению агрессии, а также стремление занимать лидерские позиции. Поддержка помощников укрепляет их уверенность в себе и укрепляет данную позицию в коллективе.

Последняя выделенная группа обучающихся - «Помощники», представляют собой 17% подростков. Члены этой группы играют роль поддержки для инициаторов, однако сами они избегают проявления открытой агрессии. Школьники из этой группы демонстрируют некоторую отчужденность от коллектива, не ощущая ценности классного единства. Их эмпатические способности развиты слабо. Они осознают проблему буллинга в классе, но считают, что насилие и грубость -

естественные способы решения конфликтов. Они считают, что люди, с которыми никто не взаимодействует в классе, сами виноваты в этом. Подростки из этой группы фокусируются на своем успехе в классе, и при этом они часто нуждаются в поддержке своих одноклассников. Они обращают внимание на внешность окружающих, и для них характерно насмехаться, шутить над внешними изъянами одноклассников.

Анализ результатов диагностики по методике самооценки Г.Н.Казанцевой позволил придти к выводу, что у подростков, отнесенных к группе "агрессоров", самооценка неадекватно завышена. Их поведение в общении с ровесниками проявляется в высокомерии. Подростки с завышенной самооценкой проявляют чрезмерную подвижность, недостаток сдержанности, и часто переключаются между разными видами активности, не завершая начатые задачи. Они редко проводят анализ своих поступков, предпочитая моментально решать задачи, включая сложные, не осознавая свои неудачи. Стремление привлечь внимание к себе является характерным чертой, проявляющейся в акцентировании своих знаний и навыков, зачастую нарушая при этом установленные нормы поведения, например, выкрикивая что-то с места.

У подростков, занимающих позицию "жертвы", наоборот, выявлена пониженная самооценка. Такие дети характеризуются нерешительностью, недоверием, молчаливостью, тревожностью, неуверенностью и скованностью в движениях. Им трудно защищать свои интересы, они чрезмерно чувствительны, избегают общения, трудно включаются в общую деятельность.

Анализ данных, полученных с помощью методики диагностики агрессии Басса-Перри, позволил придти к выводу, что группа подростков, занимающих позицию "агрессоры", действительно отличается высоким уровнем агрессивности. Это свидетельствуют о возможном наличии риска социальной дезадаптации у данной группы подростков, обусловленного использованием физической силы в различных социальных ситуациях. Физическая агрессия может быть выражена умышленными толчками, ударами, пинками, побоями, возможной кражей или порчей личных вещей. Однако у группы подростков, занимающих позицию "жертвы", также установлен высокий уровень агрессии, хотя он и несколько ниже по сравнению с "буллерами". Возможно, высокий уровень агрессии у представителей данной группы вызван реакцией на ситуации постоянной фрустрации, связанной с травлей в классе.

Результаты диагностики уровня школьной тревожности по методике Филлипса показали, что подростки, входящие в обе сравниваемые нами группы, по сравнению с остальными учащимися обследуемых классов, обладают более высоким уровнем тревожности. Эти подростки испытывают различные уровни тревожности в ходе учебы, проверок, оценок знаний, а также в процессе общения с учителями и сверстниками. Полученные данные свидетельствуют о напряженном и негативно окрашенном эмоциональном состоянии этих детей.

В результате обработки данных, полученных по методике «Социометрическое изучение межличностных отношений в школьном коллективе» (на основе метода Дж. Морено), был определен социометрический статус каждого испытуемого. Социометрические показатели характеризуют обстановку в ученическом коллективе. Как показывают эмпирические данные, пренебрегаемые и изолированные дети чаще всего становятся жертвами буллинга. "Агрессоры" чаще всего имеют статус "принятых".

Обобщив данные, полученные в результате сравнения психологических особенностей подростков, занимающих в ситуации буллинга роль "жертвы" и роль "агрессора", можно описать некоторый «психологический портрет» с индивидуальными характеристиками обеих групп. Сравнительный анализ представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ психологических характеристик «буллера» и «жертвы»

Исследуемые характеристики Жертва Буллер

« и я Высокий уровень 0% 100%

а о о « О Средний уровень 44% 0%

Низкий уровень 56% 0%

л н Физическая агрессия 55% 80%

о я и Гнев 0% 20%

я о о V а и с Враждебность 0% 0%

Переживание социального стресса 23% 0%

Фрустрация потребности в достижении успеха 0% 0%

н о о Страх самовыражения 11% 0%

я N о Страх ситуации проверки знаний 0% 40%

а н Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 33% 0%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0% 0%

Проблемы и страхи в отношении с учителями 33% 60%

По результатам нашего анализа, «жертвы» буллинга испытывают сильную тревогу при взаимодействии с учителями, испытывают трудности в ситуациях оценки со стороны окружающих, и также сталкиваются с трудностями в установлении социальных контактов. Их самооценка находится на низком уровне, а уровень агрессивности является достаточно высоким.

Психологический портрет «жертвы»: они обладают замкнутым характером, находятся в социальной изоляции, имеют низкую самооценку и пониженное чувство собственного достоинства. Кроме того, они неуверенны в себе, подвержены тревожности, имеют слабую мотивацию к учебной деятельности и склонны к пропускам занятий. У них мало друзей, слабо развиты коммуникативные навыки. «Жертвы» обладают низким социометрическим статусом в группе. Они часто не могут постоять за себя и не имеют поддержки со стороны своих сверстников, потому что помощь жертве может обернуться

угрозой статусного положения в классе. Эти социально-психологические особенности могут являться как следствием издевательств, так и предпосылками к тому, чтобы стать «жертвой».

Подростки, которых можно охарактеризовать как «агрессоров», представляют собой уверенных в себе личностей с высоким социометрическим статусом в классе и низкой эмпатией. Они обладают выраженным уровнем агрессивности и проявляют склонность к доминированию и подчинению окружающих. Эти подростки отличаются как моральной, так и физической силой, сопровождаемой эмоциональной импульсивностью, легко впадая в состояния гнева и агрессии. Эти подростки часто направляют свою агрессию не только на своих сверстников, но также на более младших и даже на взрослых, включая учителей, родителей и представителей органов правопорядка. Тревога у «агрессоров» проявляется в отношениях с учителями и в ситуациях проверки знаний. Они имеют слабый самоконтроль и высокую самооценку.

Выводы. Таким образом, эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. У «буллеров» уровень самооценки в целом выше, а у «жертв» уровень самооценки низкий.

2. У «жертв» часто встречается агрессивное поведение. Физическая агрессия преобладает как у «буллеров», так и у «жертв», большинство испытуемых имеют ярко выраженную склонность именно к физическому проявлению агрессии. У «буллеров» уровень агрессивности выражен сильнее.

3. У «жертв» школьной травли больше выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих, они боятся оценки окружающих. У них отмечается переживание социального стресса, а также тревога в ситуациях самовыражения. Можно отметить общую тенденцию, связанную с высокой тревожностью в отношении с учителями, как у «жертв», так и у «буллеров». Но у «буллеров» выраженность тревожности по данной категории выше, чем у «жертв». У буллеров выявлен страх ситуации проверки знаний.

С целью более точного и конкретного определения личностных особенностей, относящихся к категории «буллеров» и «жертв» в контексте буллинга, мы описали психологический портрет этих групп, основываясь на полученных данных и анализе научных исследований.

Таким образом, исследование подтвердило предположение о существующих различиях в индивидуальных характеристиках между теми, кто проявляет агрессию («буллерами»), и теми, кто становится «жертвами» школьной травли. Это позволяет нам сделать вывод о наличии социально-психологических факторов, влияющих на выбор роли в ситуации буллинга.

Литература:

1. Волкова, И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. - С. 30.

2. Калинкина, Е.М. Личностные особенности подростков как предикторы вовлечения в буллинг / Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова, Е.Ю. Ерыкалова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. -Ялта, РИО ГПА, 2023. - Выпуск 79-2. - С. 326-328

3. Петросянц, В.Р. Психологические характеристики старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость / В.Р. Петросянц. - СПб., 2011. - С. 86.

Психология

УДК 373

кандидат филологических наук, доцент Козина Юлия Васильевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Моцовкина Елена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат филологических наук, доцент Павлюк Татьяна Павловна Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Армянск)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ИГРОТЕРАПИИ

Аннотация. В статье раскрывается значение игротерапии в развитии эмоциональной децентрации старших дошкольников. Акцентируется, что эмоциональная децентрация как важное интегральное качество личности в дошкольном возрасте воспроизводится в способности понимать чувства, мысли и социальную позицию сверстников и взрослых. Доказано, что использование игротерапии способствует налаживанию коммуникации детей со сверстниками, взрослыми и способствует гармонизации их социальных взаимоотношений, обеспечивая таким образом эмоциональную децентрацию. Ключевые слова: децентрация, эгоцентризм, игротерапия, межличностная коммуникация, эмоциональная сфера. Annotation. The article reveals the importance of play therapy in the development of emotional decentration of older preschoolers. It is emphasized that emotional decentration as an important integral personality quality in preschool age is reproduced in the ability to understand the feelings, thoughts and social position of peers and adults. It has been proven that the use of play therapy helps to improve communication between children and peers, adults and contributes to the harmonization of their social relationships, thus ensuring emotional decentration.

Key words: decentration, egocentrism, play therapy, interpersonal communication, emotional sphere.

Введение. Важным компонентом реального видения себя в мире, объективного восприятия действительности, взаимопонимания с окружающими, т.е. успешной адаптации в социуме выступает уровень развития децентрации ребенка. От уровня ее сформированности на этапе дошкольного детства зависит успешность социального взаимодействия личности в последующие возрастные периоды, поскольку обеспечивает способность понимать потребности и возможности других людей, позволяет объективно оценить конкретную коммуникативную ситуацию. Дети дошкольного возраста должны научиться понимать чувства других людей, овладеть умениями согласовывать свои интересы в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, чувствовать пределы допустимой активности и необходимой дистанции. При этом важно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.