Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В БУЛЛИНГ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В БУЛЛИНГ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / НАСИЛИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Камракова Наталья Юрьевна, Ерыкалова Елена Юрьевна

В статье рассматривается феномен «буллинга» в подростовой среде. Дается понятие этого явления и описаны его характеристики. Авторы статьи излагают результаты исследования, целью которого являлось изучение личностных особенностей подростков, которые могут быть связаны с риском возникновения буллинга. Выявлена связь между уровнем тревожности и риском возникновения буллинга в коллективе. Чем выше тревожность ребенка, тем больше у него шансов быть вовлеченным в ситуацию буллинга. Также выявлена положительная связь между шкалой безопасности и уровнем общей агрессивности. Авторы приходят к выводу, что буллингу чаще подвержены подростки с высокими показателями по различным видам тревожности и низким уровнем агрессии. Чем выше агрессивность ребенка, тем более безопасно он себя чувствует, но тем выше его уровень разобщенности с классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Камракова Наталья Юрьевна, Ерыкалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS ADOLESCENTS AS PREDICTORS OF INVOLVEMENT IN BULLYING

This article discusses the phenomenon of "bullying" in the undergrowth environment. The concept of this phenomenon is given and its characteristics are described. The authors of the article present the results of the study, the purpose of which was to study the personality characteristics of adolescents, which may be associated with the risk of bullying. The relationship between the level of anxiety and the risk of bullying in the team was revealed. The higher the child's anxiety, the more likely he is to be involved in a bullying situation. A positive relationship was also found between the safety scale and the level of general aggressiveness. The authors come to the conclusion that adolescents with high rates for various types of anxiety and low levels of aggression are more likely to be bullied. The higher the child's aggressiveness, the more secure he feels, but the higher his level of disunity with the class.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В БУЛЛИНГ»

методического и др.) и развивающего (включающего обучение сотрудников бесконфликтному взаимодействию, методам управления конфликтов, медиации и др.).

Таким образом, профилактика конфликтов в среде осужденных пенитенциарных учреждений должна строиться с учетом их индивидуальных особенностей, комплексности и системности процесса исправления с учетом представленных методологических аспектов.

Литература:

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - Москва-СПб: Питер, 2007. -С. 226-227

2. Вилкова, А.В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 2. - С. 21-23. - DOI 10.18572/2072-4438-2020-2-21-23

3. Детков, А.П. Теоретические обоснования причинности возникновения пенитенциарных конфликтов / А.П. Детков // Прикладная юридическая психология. - № 1. - 2012. - С. 152-163

4. Зауторова, Э.В. Особенности воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными конфликтного поведения / Э.В. Зауторова // Пенитенциарная наука. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-s-neodnokratno-sudimymi-osuzhdennymi-konfliktnogo-povedeniya (дата обращения: 01.04.2023)

5. Казберов, П.Н. Специфика протекания конфликтов в среде осужденных к лишению свободы / П.Н. Казберов // Закон и право. - 2023. - № 3. - С. 184-186. - DOI 10.56539/20733313_2023_3_184

6. Каретников, И.В. Некоторые вопросы криминологической характеристики групповых эксцессов осужденных / И.В. Каретников // Актуальные проблемы укрепления режима в ИТУ. - Рязань, 1979. - 84 с.

7. Керимов, М.М. Специфика пенитенциарного конфликта / М.М. Керимов // Евразийский научный журнал, - № 5. -2016. - С. 424-426

8. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Норма, 2006. - С. 41.

9. Кулакова, С.В. Историко-психологический анализ феномена криминальной субкультуры несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных / С.В. Кулакова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание / ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. -С. 158-162

10. Мокрецов, А.И. Микросреда осужденных в ИТУ / А.И. Мокрецов, И.В. Шмаров. - ВНИИ МВД СССР. - М. -1979. - 67 с.

11. Музычук, Т.Л. Предупреждение противоправных действий сотрудников пенитенциарной системы, работающих с осужденными, содержащимися в запираемых помещениях / Т.Л. Музычук, С.В. Кулакова, Б.А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - Т. 13, № 4. - С. 585-594. - DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(4).585-594

12. Недюк, М. Рецидивисты стали совершать больше преступлений / М. Недюк, К. Дагаева // Известия. - 2017.

13. Пиюкова, С.С. Профилактика конфликтов в пенитенциарном социуме / С.С. Пиюкова // Вестник Самарского юридического института. - 2019. - №4 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-konfliktov-vpenitentsiarnom-sotsiume (дата обращения: 26.03.2023)

14. Смирнов, А.М. Профилактика конфликтных ситуаций в среде осужденных к лишению свободы / А.М. Смирнов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 4. - С. 34-37

15. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство / Л.Н. Собчик. - М.: Речь, 2007. - 224 с.

16. Сухов, А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: учебное пособие для учебных заведений МВД России / А.Н. Сухов. - Рязань: РВШ МВД России, 1993. - 133 с.

17. Хохряков, Г.Ф. Парадоксы тюрьмы / Г.Ф. Хохряков. - М., 1991. - 82 с.

18. Экспертная психокоррекция в пенитенциарной сфере. Том 2. Психолого-педагогические аспекты проведения экспертами коррекционной работы в уголовно-исполнительной системе, с несовершеннолетними осужденными: учебник / Казберов П.Н., Новиков А.В., Слабкая Д.Н., под общ. редакцией д.п.н., к.ю.н., доцента А.В. Новикова; ФКУ НИИ ФСИН России. - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 164 с.

19. Ярычев, Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации / Н.У. Ярычев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 5. - С. 17-22

20. Caplan, Н. Deviant Behavior in Defense of Self / Н. Caplan. - N.Y.: 1980. - 46 p.

21. Milojevic, S. Bad past, gloomy future: The trait emotional intelligence profile of juvenile offenders / S. Milojevic, A.A. Dimitrijevic, Z.J. Marjanovic, A. Dimitrijevic // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 94. - P. 295-298

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Камракова Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); магистрант 2-го курса Ерыкалова Елена Юрьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В БУЛЛИНГ

Аннотация. В статье рассматривается феномен «буллинга» в подростовой среде. Дается понятие этого явления и описаны его характеристики. Авторы статьи излагают результаты исследования, целью которого являлось изучение личностных особенностей подростков, которые могут быть связаны с риском возникновения буллинга. Выявлена связь между уровнем тревожности и риском возникновения буллинга в коллективе. Чем выше тревожность ребенка, тем больше у него шансов быть вовлеченным в ситуацию буллинга. Также выявлена положительная связь между шкалой безопасности и уровнем общей агрессивности. Авторы приходят к выводу, что буллингу чаще подвержены подростки с высокими

показателями по различным видам тревожности и низким уровнем агрессии. Чем выше агрессивность ребенка, тем более безопасно он себя чувствует, но тем выше его уровень разобщенности с классом.

Ключевые слова: школьный буллинг, насилие, подростковый возраст, тревожность, агрессивность, личностные особенности, образовательная среда.

Annotation. This article discusses the phenomenon of "bullying" in the undergrowth environment. The concept of this phenomenon is given and its characteristics are described. The authors of the article present the results of the study, the purpose of which was to study the personality characteristics of adolescents, which may be associated with the risk of bullying. The relationship between the level of anxiety and the risk of bullying in the team was revealed. The higher the child's anxiety, the more likely he is to be involved in a bullying situation. A positive relationship was also found between the safety scale and the level of general aggressiveness. The authors come to the conclusion that adolescents with high rates for various types of anxiety and low levels of aggression are more likely to be bullied. The higher the child's aggressiveness, the more secure he feels, but the higher his level of disunity with the class.

Key words: school bullying, violence, adolescence, anxiety, aggressiveness, personality traits, educational environment.

Введение. Феномен буллинга является одной из самых волнительных тем для психологов, родителей и учителей на протяжении уже многих лет. На сегодняшний день буллинг расширяет свой рубеж, приобретая новые различные формы. Бесспорным является то, что своевременное предотвращение издевательств и помощь подросткам, ставшими жертвами буллинга со стороны одноклассников, должна исходить от взрослых. Чаще всего сами подростки оказываются бессильны найти решение этой проблемы, что приводит к печальным последствиям. Подтверждением этому являются новые записи проявления подростковой жестокости над сверстниками, появляющиеся в новостной ленте социальных сетей [2].

В данном исследовании мы опирались на определение термина «буллинг», сформулированного Т.Г. Гришиной. «Травля или «буллинг» представляет собой умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, имеющих определённые преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно другого индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определённой личностно-осознаваемой целью (т.е. осознанно)» [1].

Согласно исследованиям Д. Лэйн, буллинг характеризуется как определенная социальная система отношений в группе, так называемая буллинг-система [2]. В.А. Петросянц описывает следующие роли в ситуации буллинга: агрессор (буллер); жертва; подростки, участвующие в травле; свидетели, поощряющие травлю; наблюдатели (занимающие пассивную сторону, игнорируя происходящий конфликт); защитники [3].

На сегодняшний день в отечественной науке классифицируют несколько видов проявления буллинга: вербальный (эмоциональное насилие), к данному виду относятся: угрозы, оскорбления, унижения, насмешки, присвоение прозвищ. Физическое насилие, включает в себя нанесение телесных повреждений, побои, удары, укусы, подножки [4]. Сексуальное насилие, к нему относят: сексуальные домогательства или насилие. Экономическое насилие, характерным для данного вида является вымогательство денежных средств, порча вещей и одежды. Социально-психологический буллинг, для этого вида характерным является: сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции. Отдельно можно выделить кибербуллинг, который рассматривается как различные угрозы и оскорбления, отправляемые в сообщениях через интернет, а именно с использованием мессенджеров, социальных сетей, электронной почты и т.д. [5].

Чаще всего причины буллинга кроются в следующем: отношение в семье, воспитание и окружение, где господствует жестокое отношение к детям. Из этих условий дети берут пример поведения, формируют своё мировоззрение, ценности и модель поведения. Следующее обстоятельство - школа и микроклимат учебного заведения. Обостренные отношения, а также равнодушие учителей к школьникам.

Мотивы проявления травли в детских коллективах могут быть совершенно различными, но в большинстве случаев можно отметить: месть; неприязнь; зависть; отсутствие терпимости и толерантности по отношению к другим; борьба за власть; желание быть в центре внимания; самоутверждение за счет унижения сверстника; удовлетворение собственных садистских потребностей; выглядеть круто; удивить; поразить; унизить; запугать одноклассника. Объектами травли могут стать подростки национальных, этнических, религиозных меньшинств или сексуальной ориентации.

Наиболее уязвимыми к жестокому обращению становятся подростки, имеющие какие-либо отличительные черты. Отличительные особенности школьника вызывают унизительные издевки со стороны сверстников. Любой ребенок может стать изгоем. Из результатов исследований становится очевидным, что буллинг - это негативное явление, которое несет за собой отрицательные последствия для всех участников данного процесса. В результате буллинга развитие личности может пойти искаженным путем, изменения, связанные с моментом вовлечения в буллинг могут затронуть практически все уровни психики. В итоге мы можем столкнуться с такими вещами, как школьная дезадаптация ребенка, снижение его успеваемости вплоть до появления неуспеваемости, возникновение депрессивных расстройств и тревожных состояний, заниженная самооценка, трудности в установлении социальных контактов, появление суицидальных мыслей и др.

Безусловно, буллинг в школе требует значительного внимания, поскольку атмосфера в образовательных учреждениях во многом определяет формирование личностных качеств и развитие учащихся. Буллинг особенно опасен в подростковом возрасте - переходном периоде формирования личности. Влияние любой формы насилия в этот возрастной период может негативно сказаться на развитии личности подростка. Усвоив определённые модели поведения, такие как «буллер», «жертва», «наблюдатель», подросток может воспроизводить их в своей будущей жизни [6].

Изложение основного материала статьи. Мы предположили, что личностные особенности поведения подростков связаны с риском вовлечения их в ситуацию буллинга. Тревожность, агрессивность, низкий социометрический статус ученика являются факторами, способствующими появлению буллинга.

Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение личностных особенностей подростков, связанных с риском возникновения буллинга.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что одним из факторов, способствующих возникновению буллинга в подростковой среде, являются такие личностные особенности подростков, как высокая тревожность и агрессивность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 24 в городе Вологда. В исследовании приняли участие два классах одной параллели в количестве 35 учащихся восьмых классов, возрастной диапазон опрошенных составил 13-14 лет.

Диагностические методики, выбранные для проведения исследования: «Опросник риска буллинга» (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); «Социометрия» (Дж. Морено); «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан); «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут).

Для обработки результатов диагностики использовался критерий Манна Уитни для оценки различий между двумя выборками количественного измерения и критерий Спирмена для подсчета ранговой корреляции.

Анализ результатов исследования по методике «Опросник риска буллинга» показал, что классы не отличаются по уровню выраженности буллинга и являются эквивалентными по сравниваемым характеристикам. Для математической обработки результатов данной методики мы использовали непараметрический статистический критерий Манна-Уитни с целью выявления различий показателей в двух восьмых классах. Использование критерия Манна-Уитни показало, что статистических различий между классами нет. Это свидетельствует о равнозначности выраженности буллинга у данной возрастной категории подростков.

Анализ полученных результатов по методике «Социометрия» (Дж. Морено) позволил сделать следующие выводы: во всех классах есть ребята, которых можно отнести к категориям лидеров (они имеют наибольшее количество выборов) и аутсайдеров (выборы отсутствуют); в обеих группах индивидуальные социометрические индексы у большинства респондентов слабо различаются; в параллели 8-х классов наблюдается низкий уровень сплоченности (0,23 и 0,28).

С помощью ранговой корреляции Спирмена был проведен расчет коэффициента корреляции показателей между шкалами из «Опросника риска буллинга» и социометрическим статусом ребенка в группе. Было выявлено, что только шкала безопасность положительно коррелирует с (г = 0.44 при р = 0.05) социометрическим статусом в группе на значимом уровне. Было установлено, что корреляционная связь статистически значима, по силе связь умеренная, по направлению прямая. С другими шкалами данной методики достоверная связь отсутствует. Это позволяет сделать вывод о наличии связи между уровнем социометрического статуса и риском возникновения буллинга в коллективе. Чем выше социометрический статус, тем безопаснее чувствует себя ребенок, тем меньше его риск оказаться подверженным буллингу.

Анализ результатов диагностики по методике «Шкала личностной тревожности» указывает на наличие взаимосвязи между позицией подростка в ситуации буллинга и его личностными особенностями. Исследуя корреляцию между шкалами «Опросника риска буллинга» и показателями уровней личностной тревожности, было установлено, что показатели по шкале разобщенности положительно коррелируют с показателями уровня личностная тревожность (г = 0.36 при р = 0.05). Связь умеренная и прямая, коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в исследуемых данных значимая связь наблюдается между шкалой разобщенности «Опросника риска буллинга» и показателями уровней личностная тревожность. С другими шкалами достоверная связь отсутствует. Это позволяет сделать вывод о наличии связи между уровнем тревожности и риском возникновения буллинга в коллективе. Чем выше тревожность ребенка, тем больше у него шансов быть вовлеченным в ситуацию буллинга.

По результатам диагностики «Теста агрессивности» можно сделать вывод о наличии связи между уровнем агрессивности и риском возникновения буллинга в школьном коллективе. Для того чтобы выявить содержание личностных особенностей у групп подростков, мы провели сравнительный анализ по параметру агрессивность. Исследуя корреляцию между шкалами «Опросника риска буллинга» и среднегрупповыми показателями по параметрам агрессивности, было установлено, что показатели по шкале разобщенности положительно коррелируют с показателями уровня общей агрессивности (г = 0.417 при р = 0.05). Связь умеренная и прямая. Коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

Между шкалой безопасности и уровнем общей агрессивности (г = 0.519 при р = 0.05) корреляция положительная. Связь умеренная и прямая. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

На основании полученных среднегрупповых результатов, можно сделать вывод о том, что в исследуемых данных значимая связь наблюдается только между шкалами разобщенности и небезопасности «Опросника риска буллинга» с показателями уровней агрессивности. С другими шкалами достоверная связь отсутствует.

Выводы. Подводя итоги исследования, можно предположить, что инициаторы буллинга проявляют повышенную агрессию по отношению к окружающим, а жертвы буллинга испытывают чувство тревожности. Буллингу в первую очередь подвержены подростки с высокими показателями по различным видам тревожности и низкими уровнем агрессии. Чем выше агрессивность ребенка, тем более безопасно он себя чувствует, но тем выше его уровень разобщенности с классом.

В результате исследования нами было установлено, что психологическими особенностями подростков, которые склонны быть вовлечены в ситуации буллинга, являются тревожность и агрессивность.

Полученные результаты позволят выстроить эффективные меры, способствующие нивелированию влияния школьной травли либо её предупреждения, путем индивидуальной или групповой работы с подростками. Главная цель предотвращения явлений буллинга среди школьников - это профилактика, а также выявление и принятие мер еще до того, как процесс приобрел масштабный характер. Таким образом, в выборе и реализации превентивных программ следует ориентироваться на снижение агрессивных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в конфликте, эмоциональной компетентности и оптимизацию межличностных отношений в классе.

Литература:

1. Гришина, Т.Г. Семейные факторы риска проявления буллинга в школьной среде / Т.Г. Гришина, А. А. Нестерова // В сборнике: Социальная психология в образовательном пространстве. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М.: ФГБОУ МГППУ, 2017. - С. 425-429

2. Аверьянов, А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов // Педагогика, психология и социология. - 2013. - 18. - С. 45-50

3. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №3. - С. 149-159

4. Мерцалова, Т.А. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.А. Мерцалова // Директор школы. - 2008. - № 3. - С. 25-32

5. Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде:профилактика, преодоление и предотвращение / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. Кемерово: Презент. - 2014. - С. 254.

6. Скоробогатова, Ю.В. Профилактика буллинга в подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Скоробогатова, А.О. Еременко // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования: материалы III Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2018 г., г. Минск) / отв. ред. Л.А. Пергаменщик. Минск: БГПУ. - 2018. - С. 411-417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.