УДК 159+37
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Нарова Елизавета Михайловна.
Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет, магистрант, [email protected].
Аннотация. Приводятся результаты исследования подростковой агрессии и буллинга в виртуальной среде. Показано, что и буллеры, и жертвы, могут обладать различными психологическими особенностями, которые не обязательно обеспечивают им определенную роль - буллера или жертвы. В зависимости от обстоятельств, эти роли могут меняться на противоположные. И в этом состоит особенность кибер-буллинга.
Ключевые слова: кибер-буллинг, буллер, жертва, подростковая среда.
THE PROBLEM OF BALLING IN THE TEENAGER
Narova Elizaveta Mikhaylovna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, graduate student, narovamental @ gmail.com.
Annotation. The results of a study of teenage aggression and bullying in a virtual environment are presented. It is shown that both bullers and victims may have various psychological characteristics that do not necessarily provide them with a specific role -bullers or victims. Depending on the circumstances, these roles may be reversed. And this is a feature of cyber bullying.
Key words: cyber bullying, buller, victim, teenage environment.
Введение. Проблема школьной травли, или буллинга, тема которого периодически поднимается в средствах массовой информации, не теряет своей актуальности. Случаи агрессивных действий в отношении своих одноклассников, в форме физических и психологических травм, попыток или реальных ситуаций насилия, поражают своей бессмысленностью и жестокостью. Подростковая жестокость существовала во все времена, однако в постсовременном обществе она приобретает особые формы.
В настоящее время появилось новое явление, так называемый кибербуллинг, которое захватило интернет-пространство. Проблемы, которые ранее были характерны для социальной среды и решались в реальном мире, перешли в виртуальную среду. Агрессия и хулиганство стало частью виртуального мира. Многие подростки ежедневно проводят много времени в социальных сетях, тем самым подвергая себя опасности кибербуллинга, либо участвуя в травле своих одноклассников.
Проблема кибербуллинга настолько актуальна на данный момент, что является серьезной угрозой для психологического здоровья подрастающего поколения.
Цель исследования - изучить онлайн-агрессию и онлайн-буллинг в подростковой среде.
Объект исследования - подростковые коллективы общеобразовательных
школ.
Предмет исследования - онлайн-агрессия и онлайн-буллинг в подростковой среде.
Методологические основы исследования:
• подходы к исследованию психологических особенностей подросткового возраста таких авторов как Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, И.В. Шаповаленко и др.
• положения об изучении феномена буллинга в психологической науке таких авторов как Д. Олвеус, И.С. Кон, Е.Н. Ожиев, Е.С. Ефимова, Д.А. Савельева и др.
Методы исследования: теоретический метод - анализ научно-методической литературы, конкретизация понятий, обобщение и сравнение теоретических подходов; эмпирический метод - тестирование, анкетирование, применялись тесты: Опросник Басса-Дарки, личностный опросник Г. Шмишека на определение акцентуаций характера, Методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; авторский опросник по анализу проблемы буллинга в подростковой среде, а также методы математико-статистической обработки данных и наглядного представления результатов: среднеарифметические, использовался критерий Манна-Уитни (и).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №77 г. Новосибирск. Общее количество испытуемых принявших участие в эмпирическом исследовании 60 человек. Из них 30 женского пола, и 30 мужского пола. Средний возраст по группе 15 лет.
Результаты и обсуждение. Исследование показало, что практически в каждом классе есть ученики, отличающиеся от своих сверстников какими-либо особенностями - физическими, психическими, материальными, - что и становится причиной насмешек и издевательств со стороны сверстников. Наши респонденты называли от 3 до 5 человек в классе, качества которых вызывали или могли вызвать насмешки и издевательства. Наличие каких-либо особенностей у жертв буллинга отмечают ряд исследователей [1, 2, 3]. Респонденты отмечали, что жертвами постоянной или эпизодической травли (буллинга) становятся порядка 30 % школьников, в том числе, они сами, при этом причину травли они не всегда могли определить.
При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Среди подростков более всего распространены случаи скрытого, неявного, буллинга, и реже -
открытого буллинга с физической агрессией. В таких случаях не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор - жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим, или стечение обстоятельств может приводить к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника. В России исследования В.С. Собкина, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллигу - до 46% старшеклассников [4]. За рубежом дети, участвующие в опросе на Интернет-сайте KidsPoll (1200 детей), показали, что буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно [5].
Проведенный психологический анализ показал, что онлайн-агрессии и онлайн-буллингу в подростковой среде чаще подвергаются подростки с определенным набором черт личности жертвы (высокий уровень тревожности, низкая самооценка, негативное самоотношение; заостренные акцентуации характера; низкий уровень агрессии; зависимость от чужого мнения; однако, даже лица с противоположными личностными качествами при определенных обстоятельствах могут подвергаться буллингу, противопоставляя себя подростковому коллективу. Инициаторами онлайн-агрессии и онлайн-буллинга в подростковой среде чаще становятся подростки с определенным набором черт личности агрессора (низкий уровень тревожности, высокая самооценка, высокий уровень агрессии, автономность). Вместе с тем, потенциальный буллер может совершать ряд ошибок, которые изменят мнение в отношении него на прямо противоположное. Механизмы этих трансформаций представляют общетеоретический и практический интерес [6].
Заключение. Материалы нашего исследования могут быть использованы школьными психологами, социологами, педагогами при профилактической и коррекционной работе с подростками подвергающимися онлайн-агрессии и онлайн-буллингу.
Библиографический список:
1. Абишева В.Т. Социально-гуманитарные проблемы современности / В.Т. Абишева, О.В. Дехнич, Ю.А. Дрыгина, Н.М. Караулова, Р.М. Марданшина, Е.В. Маркова, А.В. Смык, Т.В. Климова, Н.А. Волобуева, Е.А. Пархоменко, Ф.Г.Фаткуллина, О.В. Климович. - Saint-Louis, 2014. - 180 с.
2. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 232 с.
3. Собкин В.С., Смысловая М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. - М.: Ин-т социология образования РАО, 2012. - С. 130-136.
4. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Ь11р://оуЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/шоёе1-рго£11ак11к1-ЬиШп§а-8геё18Ько1п1коу-роёгов1коуо§о-уо7гав1а.
5. Чухрова М.Г., Потапов А.С., Гафаров В.В., Кабанов Ю.Н., Морозова Н.И. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 3 (15). - 184-190 с.
6. Хаснулин В.И., Чухрова М.Г. Психология здоровья. Учебное пособие: Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2010. - 312 с.