Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
583
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД / THE FORMATION OF TEAMS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / TEAMBUILDING / РАБОЧАЯ КОМАНДА / КОМАНДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / WORK TEAM / THE TEAM OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сотникова Татьяна Владимировна

Основной проблемой командообразования с точки зрения современной психологии является разноплановое понимание исследователями феномена команды и детерминант ее формирования. Автором определены и описаны психологические факторы формирования рабочих команд российских компаний различной отраслевой направленности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что, комплектуя команду, необходимо учитывать социально-психологические особенности ее формирования, что имеет практическое значение для управления персоналом организации и повышения эффективности командной деятельности на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological Factors of the Formation of Teams

The main problem of teambuilding of modern psychology is the diverse understanding of the phenomenon of researchers team, its species and socio-psychological characteristics. The author is defined socially - psychological factors of team building of the Russian organizations of a different branch orientation. The presented material is allowed to make a conclusion that, recruiting the team, it is necessary to consider social and psychological features of its formation that has practical value for human resource management of the organization and increase the efficiency of team activity at the enterprise.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД»

психология управления

УДК 316.62:005.64

Т. В. Сотникова

Социально-психологические факторы формирования команд

T. V. Sotnikova. socio-psychological Factors of the Formation of Teams

Основной проблемой командообразования с точки зрения современной психологии является разноплановое понимание исследователями феномена команды и детерминант ее формирования. Автором определены и описаны психологические факторы формирования рабочих команд российских компаний различной отраслевой направленности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что, комплектуя команду, необходимо учитывать социально-психологические особенности ее формирования, что имеет практическое значение для управления персоналом организации и повышения эффективности командной деятельности на предприятии.

ключевые слова: формирование команд, социально-психологические факторы, ко-мандообразование, рабочая команда, командная деятельность

контактные данные: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

The main problem of teambuilding of modern psychology is the diverse understanding of the phenomenon of researchers team, its species and socio-psychological characteristics. The author is defined socially - psychological factors of team building of the Russian organizations of a different branch orientation. The presented material is allowed to make a conclusion that, recruiting the team, it is necessary to consider social and psychological features of its formation that has practical value for human resource management of the organization and increase the efficiency of team activity at the enterprise.

Keywords: the formation of teams, socio-psychological factors, teambuilding, work team, the team of activity

Contacts: Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, Russian Federation, 199034

Процесс командообразования представляет собой сложный предмет исследования и находится на стыке таких научных дисциплин, как психология, социология, управление, экономика. Актуальной проблемой современной психологии является отсутствие общей концепции по определению основного перечня социально-психологических факторов, влияющих на формирование и особенности построения команд различного типа.

В данной статье описывается оригинальная исследовательская позиция относительно данной проблематики, подтверждающая, что существуют общие пси-

Татьяна Владимировна Сотникова — старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.

© Т.В.Сотникова, 2017

хологические детерминанты, влияющие на процесс формирования команд, но существуют также различия в значимости некоторых факторных характеристик для рабочих команд различного типа.

К сожалению, единой квалификации типов команд в социальной психологии не представлено, что создает определенную трудность для разработки технологии формирования команды определенного типа и отраслевой направленности [1—4]. Для решения этой актуальной проблемы в процессе исследования нами была разработана авторская классификация типов рабочих команд, основанная на принципах их формирования (рис. 1).

рис. 1. классификация типов рабочих команд (авторская)

Дальнейший этап нашего исследования заключался в разработке перечня возможных социально-психологических характеристик, влияющих на формирование рабочей команды [5; 6]. Всего в серии деловых игр, посвященных выявлению социально-психологических характеристик, приняло участие 206 сотрудников 11 российских предприятий различной отраслевой направленности. В результате исследований были выявлены 60 характеристик, влияющих на формирование команд. Далее экспертам (руководителям и лидерам рабочих команд) было предложено оценить по 10-балльной шкале значимость этих критериев для эффективного формирования рабочих команд, по итогам оценки были выбраны 27 параметров (табл. 1).

Проведя факторный анализ и изучив повернутую матрицу компонентов в программе SPSS, мы выделили семь факторных групп и совместно с экспертами назвали факторы следующим образом: «Нормы», «Отрасль», «Состав», «Цели», «Сплоченность», «Управление», «Личность». Распределение факторов по средним баллам показано на рис. 2.

результаты исследования, подтвержденные расчетами программы ANOVA, показали, что существуют как факторы одинаковой значимости для большинства рабочих команд, так и различия в важности факторов формирования рабочих команд в зависимости от их типа [7-9] (рис. 3).

фактор «нормы» наиболее важен для производственных и коммерческих команд.

В производственной команде респонденты выделили, как особо значимые следующие параметры фактора «Нормы» (p = 0,00): • наличие общего единого информационного поля,

таблица 1

Параметры, влияющие на формирование рабочих команд

№ п/п Параметр Средний балл

1 Взаимное влияние и доверие (вертикальное и горизонтальное) 5,45

2 Взаимосогласованность и скоординированность действий членов команды 7,37

3 Грамотный подбор и оценка персонала 7,42

4 Компетентность специалистов 7,82

5 Конструктивные способы разрешения конфликтов 6,87

6 Назначение (цель и ожидаемые результаты создания команды) 6,03

7 Налаженные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) 7,35

8 Наличие в команде специалистов во всех необходимых областях 8,88

9 Наличие всех ролей, необходимых для эффективной командной работы 7,76

10 Наличие общего единого информационного поля 7,45

11 Наличие принятых и разделяемых всеми норм и правил работы в команде 7,51

12 Направленность на сотрудничество в конфликтах 7,82

13 Необходимость командной работы 7,72

14 Продолжительность производительного функционирования команды 7,61

15 Равнозначность статусов членов команды 6,70

16 Роль лидера, закрепленная формально 7,20

17 Сбалансированность ролевой структуры 8,80

18 Согласованность общеорганизационных и командных целей 6,57

19 Социально-психологическая совместимость членов команды 7,29

20 Стремление к профессиональному развитию 7,06

21 Сфера деятельности 7,40

22 Тип и сложность выполняемых задач 7,39

23 Тип организационной и корпоративной культуры 5,86

24 Удовлетворенность каждого от процесса группового взаимодействия 5,87

25 Умение работать в команде 6,04

26 Уровень регламентации процесса совместной работы 7,24

27 Функционально-ролевая взаимозаменяемость членов команды 7,11

• принятые и разделяемые всеми правила работы в команде,

• налаженные коммуникации,

• взаимосогласованность и скоординированность членов команды.

В коммерческой команде респонденты выделили как особо значимые следующие параметры фактора «Нормы» = 0,00):

• наличие общего единого информационного поля,

• принятые и разделяемые всеми правила работы в команде,

• способы разрешения конфликтов,

Нормы Отрасль Состав Цели Сплоченность Управление Личность

5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 рис. 2. Социально-психологические факторы формирования команд

Нормы

Отрасль

Состав

Цели

Сплоченность Управление Личность

- производственная команда

- коммерческая команда

- сервисная команда

- интеллектуальная команда

5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 рис. 3. распределение факторов по типу рабочих команд

• уровень регламентации процесса совместной работы,

• налаженные коммуникации,

• взаимосогласованность и скоординированность членов команды.

По фактору «Цели» значимых различий в ответах респондентов, работающих в разных типах рабочих команд, практически не наблюдалось,

За исключением коммерческой команды, в которой респонденты выделили как особо значимые следующие параметры (p = 0,00):

• назначение (цель и ожидаемые результаты создания команды),

• согласованность общеорганизационных и командных целей.

По фактору «Сплоченность» были выявлены значимые различия в ответах респондентов, работающих в сервисных командах, в остальных типах рабочих команд различий не наблюдалось.

В сервисных командах особо значимыми были определены следующие параметры (p = 0,00):

• взаимное влияние и доверие (вертикальное и горизонтальное),

• удовлетворенность каждого от процесса группового взаимодействия.

фактор «Управление» одинаково важен для рабочих команд всех типов с точки

зрения подфактора «Тип организационной и корпоративной культуры» (p = 0,48), но есть значимые различия в оценке других подфакторов.

В производственной и коммерческой командах респонденты выделили как особо значимые следующие параметры (p = 0,00):

• роль лидера, закрепленная формально,

• грамотный подбор и оценка персонала.

фактор «личность» наиболее важен для коммерческих команд и наименее для производственных команд.

В коммерческой команде респонденты выделили как особо значимые следующие параметры (p = 0,00):

• направленность на сотрудничество в конфликтах,

• стремление к профессиональному развитию,

В сервисной команде респонденты выделили параметр «Направленность на сотрудничество в конфликтах» (p = 0,00).

Для интеллектуальных команд как особо значимый был выделен параметр «Компетентность специалистов» (p = 0,01).

Значимых различий в ответах респондентов, работающих в разных типах рабочих команд, практически не наблюдалось по параметру «Умение работать в команде» (p = 0,59).

По факторам «Отрасль» и «Состав» значимых различий в ответах респондентов, работающих в разных типах рабочих команд, практически не наблюдалось.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы и дать практические рекомендации формирователям команд:

• перед процессом формирования рабочей команды любого типа необходимо заранее определиться с ее отраслевой принадлежностью и целями создания, сформировать эталонный профиль команды со сбалансированным ролевым и функциональным составом и подобрать подходящих под эталонный профиль сотрудников;

• в производственных командах в первую очередь необходимо учитывать отраслевую принадлежность и максимально формализовать командные нормы, так что результатом командной деятельности всегда является качественно и в срок выпущенный продукт;

• в коммерческих командах, нацеленных на высокую внешнюю и внутреннюю конкуренцию, особое внимание необходимо уделять формализации

командных целей и норм, организационным формам управления и мотивации, а также подбирать членов команды с определенными личностными характеристиками, например нацеленностью на результат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в сервисных командах основной упор делается на клиентоориентирован-ность, поэтому в команде так важно следовать выработанным общим нормам коммуникаций и взаимодействия. Не менее важен в этом случае грамотный подбор людей в команду — нацеленных на сотрудничество, сплоченность, взаимозаменяемость;

• в интеллектуальных командах необходимо заранее определиться с целями и результатами командной деятельности, как правило это решение проектных задач, подобрать сотрудников с необходимыми для творчества личностными качествами, определиться, какая форма управления будет наиболее эффективной в каждом конкретном случае.

Новизна полученных результатов исследования состоит в том, что в социальной психологии ранее не рассматривались различия в подходах формирования рабочих команд с точки зрения их типологии по принципу формирования (в том числе конкретно по отраслевой принадлежности).

Выводы исследования показывают, что эффективнее формировать команды не стихийным способом, а целенаправленным, с учетом профильных различий и согласно эталонному профилю.

В результате проведенного исследования, на наш взгляд, было показано, что технология формирования рабочих команд должна строиться индивидуально для каждого объекта, исходя из его типа и приоритетных детерминант коман-дообразования. Полученные результаты уже сейчас используются руководством организаций, в которых проводились исследования для управления персоналом и формирования рабочих команд.

литература

1. Mclntosh-Fletcher D. Teaming by design: real team for real people. N. Y.: McGraw-Hill, 1996.

2. Бойетт дж. Г., Бойетт дж. т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления, М.: Олимп-Бизнес, 2001.

3. катценбах й. Р., смит д. к. Мудрость команд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2004.

4. карякин А. м. Рабочие команды: основы теории и практики. Иваново: ГОУ ВПО «ИГЭУ», 2009.

5. зинкевич-Евстигнеева т.д., Фролов д. Ф., Грабенко т. м. Теория и практика командо-образования. Современная технология создания команд. СПб.: Речь, 2004.

6. свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

7. Белбин Р. м. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М.: HIPPO, 2003.

8. Галкина т. П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Жуков ю. м., Журавлев A. B., Павлова E. H. Технологии командообразования. М.: Аспект Пресс, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.