Научная статья на тему 'Концептуализация управленческой команды на государственной службе: к постановке проблемы исследования'

Концептуализация управленческой команды на государственной службе: к постановке проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА / MANAGEMENT TEAM / ЧЛЕНЫ КОМАНДЫ / MEMBERS OF TEAM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Копылова Евгения Николаевна

В статье концептуализированы понятия “управленческая команда” и “члены команды” на основе анализа научной литературы по теории команд и результатов социологического опроса “Проблемы командообразования на государственной гражданской службе Ростовской области”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptualization of the Management Team in the Public Service

In modern conditions, the efficiency of public authorities depends not only on the availability of financial and information resources, but also on the application of new management technologies. One of such technologies is command management that implies the effective using of management capacity, by building management teams. The object of this article is not just a team, but also the management team. The purpose of the article is to clarify existing categorical apparatus and conceptualize the notion of the management team in the public service. Based on the expert survey on the topic: “Problems of teambuilding in the Civil Service of the Rostov region” concept of the management team were analyzed. The majority of respondents identified the management team as a community of professionals united by a common purpose and effectively perform management activities. The author determines that the management team is an intersubjective system, which is characterized by highly professional team members perform specific roles and functions, with dominance of communicative rationality and tight focus on a specific goal, and an opportunity to develop individually in the joint development. The main aspects of intersubjectivity are communication, joint activities, interpersonal relationships, value orientation to person, and so on.

Текст научной работы на тему «Концептуализация управленческой команды на государственной службе: к постановке проблемы исследования»

ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 316.334.52

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.Н. Копылова

Начало XXI века ознаменовано переходом от общества свободных индивидов к обществу коллективисткою толка, что в свою очередь накладывает отпечаток на систему управления, способствуя переходу от экономического восприятия управления к корпоративному. Такого рода трансформации затрагивают всю систему публичного управления и свидетельствуют о том, что в современных условиях эффективность органов публичной власти зависит не только от наличия финансовых и информационных ресурсов, но и от применения новых технологий управления. Одной из таких технологий выступает командное управление, предполагающее результативное использование управленческого потенциала посредством построения управленческих команд.

Цель статьи - уточнить существующий категориальный аппарат и концептуализировать понятие управленческой команды на государственной службе.

В научной литературе термин "команда" рассматривается с различных точек зрения: как объединение (В. Маркин), как самоорганизующаяся структура (В. Корниенко), как группа людей (Ю. Синягин, Дж. Катценбах, Д. Смит), как коллективный субъект (Г. Зинченко, М. Коргова) и др. Основными отличиями команды от других структурных единиц являются: наличие конкретной цели и командного

Копылова Евгения Николаевна - аспирант кафедры социологии Южно-Российского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 344002 г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail:[email protected], т. 8(863)2409719.

духа, взаимозависимость и взаимодополняемость членов - профессионалов, выполняющих командную работу, способствующую "взаимообогащению знаний и умений" [1].**

Понятие "команда" часто используется во многих областях человеческой деятельности, что способствует различию в его трактовках. В словаре русского языка С. Ожегова "команда" определяется как краткий приказ; начальствование; автоматически передаваемый сигнал; воинское подразделение; личный состав экипажа судна; спортивный коллектив [2].

Объектом данной статьи выступает не просто команда, а управленческая команда. Г. Зинченко определяет управленческую команду как коллективный субъект управления, представляющий собой группу авторитетных профессионалов, объединенных взаимным доверием и ответственностью за результаты работы [3]. По мнению Ю. Синягина это группа единомышленников, реализующая свою собственную задачу, как совпадающую, так и не совпадающую с целями той организационной структуры, в рамках которой она функционирует [4]. В. Корниенко под управленческой командой понимает взаимодействующую, сплоченную группу руководителей предприятий или подразделений, которые, самоорганизуясь, четко и гибко распределяют функции и ответственность (роли), проявляя творчество, добиваются высоких результатов управления посредством связывания заботы

Evgeniya Kopylova - South Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 70, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail [email protected], tel. +7(863)2409719.

об удовлетворении жизненных потребностей подчиненных и себя лично с эффективностью работы организации в целом [5]. М. Коргова определяет управленческую команду как коллективный субъект управления, общность профессионалов, объединенных общей целью и эффективно осуществляющих управленческую деятельность [6]. В. Маркин обозначает управленческую команду как группу ведущих руководителей организации, советников и аналитиков, сплоченных вокруг стратегического лидера - руководителя, ориентированную на решение организационных задач, замысла - проекта (миссии) и взявших на себя ответственность за достижение общей цели, за эффективность работы организации [7].

Джозеф и Джимми Т. Бойетт относят управленческую команду к так называемым "интегрирующим командам", основными функциями которой являются определение общего стратегического направления и целей организации, отслеживание деятельности рабочих команд и команд повышения эффективности [8].

Дж. Катценбах и Д. Смит обозначили термином "управленческая команда" не-

большую группу людей, которые обладают необходимым набором навыков, объединены общей задачей и направлены на достижение конкретных целей. Ее члены мотивированы на сотрудничество и несут взаимную ответственность за результаты команды [9]. Управленческая команда рассматривается также как многоуровневая команда руководителей, которая состоит из рабочих команд на основе четко и гибко распределенных функций и ответственности, члены которой осознают взаимозависимость и необходимость сотрудничества согласно утвержденной структуре управления, имеют твердую установку на совместную эффективную творческую управленческую деятельность и способны сплотить индивидуальные идеи и опыт каждого для получения высоких результатов и достижения единой цели [10].

На основе анализа работ зарубежных исследователей, посвященных выявлению особенностей командного управления, выделим пять этапов исследования управленческих команд (таблица) [11].

Анализ этапов исследования управленческих команд

Этап Годы Исследователи Характеристика

Изучение поведения членов группы (рабочей команды) 1920-1940 Э. Мэйо, К. Бамфорт, Э. Трист, Ф. Эмери Изучено поведение работников в группах на заводах компании "Вестерн Электрик" в г. Хоторне. Выявлен феномен в производственном процессе неформальной группы, отношения между членами которой оказывали существенное влияние на производительность труда. Исследован опыт организации работ (первая самоуправляемая рабочая команда) на угольной шахте Южного Йоркшира. Внесен вклад в становление социотехнического системного подхода к реорганизации труда.

Изучение особенностей принятия решений членами группы 1960-1970 Р. Гэгн, Х. Найт, Э. Флейшман, Н. Джонсон Исследована групповая динамика студентов Колумбийского университета. Исследованы отношения в группах через социо-граммы; показано влияние формирования групп на основе социометрических методов на текучесть кадров и снижение трудозатрат. Изучено "коллективное решение" группы. В ходе эксперимента выяснено, что мнение большинства оказывается правильнее мнения отдельного участника (эксперимент с прохождением лабиринта).

Популяризация японского подхода к командной работе 1970-1990 Э. Деминг, Дж. Джуран Показана важность системного и лидерского подходов к процессу управления предприятием (улучшение качества выпускаемой продукции, так называемые "кружки качества"), а также необходимость изучения и внедрения методов статистического контроля.

Окончание табл.

Этап Годы Исследователи Характеристика

Развитие теории команд 1990-2012 Р. Белбин, Г. Минцберг Формирование теории команд. Исследование командных ролей. Обоснование положения, что команда выступает основной формой организационного труда.

Бум исследования управленческих команд 2012 - н.в. И. Адизес, Ч. Маргерисон Анализ управленческой команды как эффективного атрибута современной системы управления. Анализ ролевого разделения труда в управлении. Анализ модели "велосипед команды".

Предпринятый анализ позволяет выделить четыре страны с передовым опытом командного управления - США, Великобритания, Япония, Китай. Каждой из названных стран присущ свой подход к командообра-зованию: для США и Великобритании характерен ролевой, для Японии - проектно ориентированный подход, для Китая - подход на основе эмоциональной сплоченности. Несмотря на разнообразие подходов, общим для них является превращение групп эффективных работников в эффективные управленческие команды посредством реализации принципа: "развитие целых команд, а не отдельных людей".

В отличие от западных стран, в России командное управление имеет свои особенности, обусловленные рядом причин. В советский период процесс эволюции организационных систем искусственно сдерживался господствующей административно-командной системой управления, в которой действовали планово-распределительные экономические механизмы. Предприятия и организации представляли собой административно-бюрократические структуры с четко выраженной централизацией и иерархией властных полномочий. Иерархическая структура управления на советских предприятиях была рассчитана на односторонний поток приказов сверху вниз. Она не предусматривала институционализированных каналов обратной связи при решении проблем. В такой системе управления был востребован тип руководителя-администратора и руководителя - плановика [12]. Однако в настоящее время возрастает потребность в руководителях - лидерах и профессионально сформированных командах управленцев.

Использование "командных" технологий управления в практике государственной службы связано в первую очередь с трансформа-

цией индивидуалистически ориентированной авторитарной системы управления в принципиально иную, в которой господствует коллективное сотрудничество.

Остановимся подробнее на практике формирования команд на государственной службе в Ростовской области. В октябре-ноябре 2013 г. проведен экспертный опрос на тему: "Проблемы командообразования на государственной гражданской службе Ростовской области". В качестве экспертов выступили государственные гражданские служащие - 20 человек и работники научного/образовательного учреждения (Южно-Российского института-филиала ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации") - 20 человек.

При отборе экспертов государственной гражданской службы использовались следующие критерии:

- замещение руководящей должности;

- наличие опыта работы с кадрами (не менее 4-х лет).

Отбор представителей названного института основан на следующих критериях:

- наличие ученой степени (кандидат/ доктор наук).

- наличие научных публикаций по вопросам кадровой работы на государственной службе.

При определении управленческой команды, соответствующем представлениям респондентов (при возможности выбора нескольких вариантов ответа), 72,5 % опрошенных обозначили управленческую команду как общность профессионалов, объединенных общей целью и эффективно осуществляющих управленческую деятельность; 55 % респондентов - как группу авторитетных профессионалов, объединенных взаимным доверием и ответственностью за результаты работы;

30 % - как группу руководителей, специально формируемую для достижения поставленной цели; 10 % - как группу руководителей, которые близко знакомы друг с другом и испытывают взаимную симпатию или объединены родственными связями; 7,5 % - как группу единомышленников, реализующих свою собственную задачу, как совпадающую, так и не совпадающую с целями организации; 7,5 % - как группу руководтелей, осуществляющих управление посредством похожих методов, стилей, способов принятия решений.

По нашему мнению, управленческая команда представляет собой интерсубъективную систему, для которой характерно выполнение высокопрофессиональными членами команды специфических ролей и функций при доминировании коммуникативной рациональности и жесткой ориентации на определенную цель и возможности развиваться индивидуально в поле совместного развития.

Теория интерсубъективного управления предполагает, что члены управленческой команды с их персональными знаниями и навыками становятся в центр системы, переставая быть слабо учитываемым "человеческим фактором". Управленческие команды обладают выдающимся коллективным интеллектом и способны продуцировать управленческие решения, гораздо более эффективные, чем ее члены по отдельности. Так называемый "коллективный интеллект" или, как его обозначает Дж. Шуровьески, "мудрость толпы" [13], на наш взгляд, выступает отличительной чертой управленческой команды.

В связи с этим для управленческой команды характерно наличие специфических внутрикомандных отношений, предполагающих отсутствие некритической комплементар-ности, существованием "оппонентного круга" [14]; транспарентности, подразумевающей информационную и диалоговую открытость; дисциплины, преполагающей приобщение (к общему успеху) и понимание (роли в общем деле); "командного духа" (положительного психологического климата).

Членов команды следует определять как акторов, использующих свои интеллектуальные, материальные и трудовые ресурсы в целях анализа социально значимых проблем и их разрешения путем осуществления познавательно-деятельностной функции. Другими словами, член команды в рамках своих заранее определенных прав и обязанностей

может и должен использовать выделенные ему ресурсы для решения определенных задач. Примечательно, что работа участников команды вызывает "мультипликативный эффект: плохая - порождает кабинетные интриги, разброд и шатания в умах, хорошая -сплачивает коллектив" [15].

На вопрос, какими должны быть члены управленческой команды, мнения респондентов распределились следующим образом: 40 % считают, что они должны быть разнородными; 2,5 - однородными; 57,5 % - разнородными и однородными одновременно в зависимости от целей. Кроме того, все респонденты отметили, что основным критерием, который следует учитывать при включении сотрудника в управленческую команду, является наличие профессиональных качеств; 40 % респондентов - высокий уровень интеллекта; 30 - стрессоустойчивость; 30 - личные достижения; 17,5 - наличие неформальных связей; 7,5 % - возраст.

По нашему мнению, помимо вышеуказанных характеристик членов управленческой команды, не менее важными являются:

- независимость от суждений друг друга, которая позволяет преодолеть "социальную обоснованность", так назваемое "стадное поведение". Именно обладание собственным независимым мнением способсвует отсеиванию ошибок, возникающих при принятии индивидуальных решений. Следует отметить, что члены команды, дейстующие в рамках "стадного поведения", убеждены в правильности своих выводов и действий, ими движет чувство самосохранения;

- способность к агрегированию (объединению личных мнений в коллективное решение). Р. Бойд и П. Ричерсон в своем исследовании выяснили, что группы приходят к коллективно полезным решениям, используя подражание. С помощью ряда компьютерных моделей они установили, что самым выигрышным варианом является тот, в котором значительное число участников подражает другим [16].

Одним из передовых направлений формирования перспективного резерва управленческих кадров для управленческих команд является работа с молодыми исследователями. В Ростовской области с 2008 г. Правительством Ростовской области реализуется проект по привлечению в органы власти молодых специалистов. Работа с молодыми исследо-

вателями направлена на выявление наиболее талантливых аспирантов и выпускников вузов с целью эффективного использования их научного потенциала в сфере государственного управления и формирования перспективного резерва управленческих кадров.

Содержание работы института исследователей состоит в подготовке выпускниками и аспирантами вузов для органов исполнительной власти аналитических работ по актуальным проблемам. В процессе выполнения исследования молодые специалисты вовлекаются в ежедневную работу органов власти, получают возможность перенять практический опыт государственного управления. В настоящее время из 36 исполнителей исследовательских и аналитических работ 18 человек приняли участие в конкурсах и были назначены на должности государственной гражданской службы в областных органах исполнительной власти.

Ежегодно управлением инноваций в органах власти совместно с руководителями и кадровыми службами анализируется потребность структурных подразделений органов власти в привлечении молодых специалистов, определяется перечень направлений работы, темы и проблематика, для разработки которой целесообразно организовать работу исполнителей исследовательских и аналитических работ. Вузы представляют наиболее активных и заинтересованных студентов, рекомендуемых профессорско-преподавательским составом. Приоритетными требованиями к кандидатам являются наличие одного из поощрений - стипендии Президента РФ, стипендии Правительства РФ, стипендии Губернатора области, а также оценка успеваемости преимущественно на "отлично". Соответствие темы дипломной работы (диссертационного исследования) основным направлениям деятельности органов исполнительной власти области, наиболее актуальным проблемам, выявленным по результатам анализа предложений от органов исполнительной власти, является одним из условий участия в конкурсе.

Резюмируя изложенное, отметим, что большинство современных исследований в области командообразования концептуализируют термин "команда" как хорошо организованную социальную группу профессионалов с четкой дифференциацией функций, качественные характеристики которых продиктованы целями создания этой группы. Анализ

результатов опроса позволил выделить наиболее адекватное содержание термина "команды" для государственных гражданских служащих Ростовской области и профессорско-преподавательского состава Южно-Российского института - филиала ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", а также определить элементы интерсубъективности в авторской интерпретации управленческой команды. Проведенное исследование позволило уточнить существующий категориальный аппарат и концептуализировать понятие управленческой команды на государственной службе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карякин А.М. Совершенствование управления предприятиями в наукоемких отраслях на основе динамических структур. Иваново: ИвГУ, 1999. 126 с. С. 106.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Д. Шведовой. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1998. 520 с. С. 232.

3. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с. С. 139.

4. Синягин Ю.В. Руководитель организации и его команда (теоретическая модель). М.: РАГС, 1996. 118 с. С. 85-86.

5. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколения. М.: Изд-во РАГС, 2000. 262 с. С. 41.

6. Коргова М.А. Формирование управленческих команд-субъектов управленческой деятельности. М.-Пятигорск: РАГС, 2000. 171 с. С. 145.

7. Маркин В. Н. Управленческая команда как акмеологическая система // Мир психологии. 2012. № 3. С. 237-248.

8. Бойетт Дж., Бойетт Дж. Путеводитель по царству мудрости: Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2004. 416 с. С. 416.

9. Катценбах Д., Смит Д. Командный подход: Создание высокоэффективной организации: Пер. с англ. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. 376 с. С. 59.

10. Савва Л.И., Хохлов А.В. Управленческая команда муниципального образовательного учреждения: признаки, назначение и преимущества // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2 (7). С. 70-73.

11. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т., 2003. 138 с. С. 17-34; Чанько А.Д. Команды в современных организациях: учебник. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 408 с. С. 19-31.

12. См.: Ильясов Р.Р. Управленческая команда как новый тип организационной структуры: Дис. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2003. 117 с.

13. Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 320 с.

14. Маркин В.Н. Команда: путь единомышленников // Акмеология. 2002. № 2. С. 25-30.

15. Прайс К., Лесли К., Херб Э. Эффективное лидерство и командная работа// The McKinsey Quarterly. 2001. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/lab oratory/e xpertize/2006/462.

16. Boyd R., Richerson P.J. Culture and the Evolutionary Process. University of Chicago Press, Chicago, 1985. 340 р.

REFERENCES

1. Karyakin A.M. Sovershenstvovanie upravleniya predpriyatiyami v naukoemkikh otraslyakh na osnove dinamicheskikh struktur [Improving the management of enterprises in high-tech industries, based on dynamic structures]. Ivanovo, Ivanovo State Univ. Press, 1999, 126 p., p. 106

2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian dictionary]. Ed. by N.D. Shvedova. 2nd. Moscow, Russian language, 1998, 520 p., p. 232

3. Zinchenko G.P. Sotsiologiya upravleniya [Management Sociology]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004, 384 p., p. 139.

4. Sinyagin Yu.V. Rukovoditel' organizatsii i ego komanda (teoreticheskaya model'). Monografiya [Head of the organization and his team (the theoretical model)]. Moscow, RAGS, 1996, 118 p., pp. 85-86.

5. Kornienko V.I. Formirovanie upravlencheskikh komand novogo pokoleniya [Formation of a new generation of management teams]. Moscow, Publishing House of RAPA, 2000, 262 p., p. 41.

6. Korgova M.A. Formirovanie upravlencheskikh komand-sub"ektov upravlencheskoy deyatel'nosti. Monografiya [Formation of the management teams, the subjects of management activities. Monograph]. Moscow-Pyatigorsk: RAPA, 2000. 171 p., p. 145.

7. Markin V.N. Mir psikhologii, 2012, no. 3, pp. 237-248.

8. Boyett Dzh., Boyett Dzh. Putevoditel' po tsarstvu mudrosti [Guide to the realm of wisdom. Per. from English]. Moscow, Olympus business, 2004, 416 p., Р. 416.

9. Kattsenbakh D., Smit D. Komandnyy podkhod: Sozdanie vysokoeffektivnoy organizatsii [Team approach: Create a high-performance organization] Transl. from English. Moscow, Alpina Publisher, 2013. 376 p., pр. 59.

10. Savva L.I., Khokhlov A.V. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov, 2011, no. 2 (7), pp. 70-73.

11. Karyakin A.M. Komandnaya rabota: osnovy teorii i praktiki [Teamwork: basic theory and practice]. Ivanovo, Ivanovo State Energy. Univ., 2003, 138 p., pp. 17-34.; Chan'ko A.D. Komandy v sovremennykh organizatsiyakh [Teams in modern organizations]. St. Petersburg, Publishing House of the "Graduate School of Management", 2011. 408 p., pp. 19-31.

12. Il'yasov R.R. Upravlencheskaya komanda kak novyy tip organizatsionnoy struktury. Dis. ... kand. sots. nauk. [Management team as a new type of organizational structure. Dissertation for the degree of Candidate of Sociology]. Volgograd, 2003, 117 p.

13. Shurov'eski Dzh. Mudrost' tolpy. Pochemu vmeste my umnee, chem poodinochke, i kak kollektivnyy razum vliyaet na biznes, ekonomiku, obshchestvo i gosudarstvo [The wisdom of the crowd. Why are we together are smarter than alone, and as a collective mind affects the business, the economy, society and the state]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2013, 320 p.

14. Markin V.N. Akmeologiya, 2002, no. 2, pp. 25-30. Prays K., Lesli K., Kherb E. Effektivnoe liderstvo i komandnaya rabota. In: The McKinsey Quarterly, 2001, no. 2, available at: http://gtmarket.ru/lab oratory / expertize / 2006/462 (accessed July15, 2014).

15. Boyd R., Richerson P.J. Culture and the Evolutionary Process. University of Chicago Press, Chicago, 1985, 340 p.

11 ноября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.