Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СЕМЬЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазаренко Лариса Анатольевна, Сафронова Алла Дмитриевна, Гапонова Галина Ивановна

В статье рассматриваются результаты исследования социальных представлений студенческой молодёжи о семье. В работе осуществлён теоретический анализ феномена «социальные представления», психологических исследований о ценностных ориентациях молодёжи. Авторами обоснованы методологические подходы к анализу социальных представлений современной молодежи. Выявлены детерминанты социально-психологических представлений о семье, основные ценности, характер отношений к семье как социальному институту. На основе осуществлённого теоретического анализа показано, что под влиянием различных как внешних, социально-экономических детерминант, так и внутренних (семейных, личностных) меняется представление студенческой молодёжи о семье и семейных отношениях. Результаты осуществлённого эмпирического исследования показали, что к внутренним детерминантам представлений о семье относится возрастание индивидуальных эгоистических потребностей в иерархии терминальных ценностей, ослабление роли мужчины в воспитании детей, ослабление родственных связей с предыдущим поколением. К внешним детерминантам относится влияние факторов сложной социально-экономической ситуации в стране, неопределённость будущего, Интернет влияние, распространение альтернативных форм брака. В ходе исследования были выявлены сходство и различия в системе ценностей и социальных представлений студентов разных курсов обучения и разных возрастных групп. Общим в системе представлений как первокурсников, так студентов 3 курса, является тот факт, что семья выступает необходимой стороной жизни. Изучались представления респондентов о распределении ролей в семье. Представленные эмпирические результаты подтверждают предположение о трансформации представлений студенческой молодёжи о семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лазаренко Лариса Анатольевна, Сафронова Алла Дмитриевна, Гапонова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF STUDENTS' IDEAS ABOUT THE FAMILY

The article discusses the results of a study of the social ideas of students about the family. The paper provides a theoretical analysis of the phenomenon of "social representations", psychological research on the value orientations of young people. The authors substantiate methodological approaches to the analysis of social representations of modern youth. The determinants of socio-psychological ideas about the family, the basic values, the nature of relations to the family as a social institution are revealed. Based on the theoretical analysis carried out, it is shown that under the influence of various external, socio-economic determinants, as well as internal (family, personal), the student youth's idea of family and family relations is changing. The results of the conducted empirical research have shown that the internal determinants of ideas about the family include the increase of individual egoistic needs in the hierarchy of terminal values, the weakening of the role of men in the upbringing of children, the weakening of family ties with the previous generation. External determinants include the influence of factors of the difficult socio-economic situation in the country, uncertainty of the future, Internet influence, the spread of alternative forms of marriage. The study revealed similarities and differences in the system of values and social representations of students of different courses of study and different age groups. Common in the system of representations of both freshmen and 3rd year students is the fact that the family acts as a necessary side of life. The respondents' ideas about the distribution of roles in the family were studied. The presented empirical results confirm the assumption about the transformation of the student's ideas

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СЕМЬЕ»

усовершенствовать рабочие учебные программы, включив в них, тематику, в рамках которой будущие правоохранители получат специальные занятия, включающие не только психологические особенности переговорного процесса, но и тактические рекомендации по его организации и проведению. В рамках указанной тематики следует моделировать практические ситуаций, в ходе которых обучающиеся смогут овладеть навыками психологического воздействия на преступника, научатся выбирать стратегии ведения переговоров, правильно определять приоритеты, стили поведения в экстремальных ситуациях. Грамотное применение данных знаний в сочетании с разумными тактическими действиями позволит повысить эффективность деятельности правоохранителей, обеспечит их личную безопасность и безопасность третьих лиц.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Горбунов, К.Г. Психология ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников / К.Г. Горбунов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2008. - № 2. - С. 60-68

3. Лепешкин, Н.Я. Психологические основы терроризма и антитеррористической деятельности в современных условиях: учебно-методическое пособие / Н.Я. Лепешкин, В.Г. Василин, А.И. Обирин, В.Е. Талынев; под ред. проф. И.Ф. Ярулина. - Хабаровск: Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2008. - 348 с.

4. Марков, С.М. Конструктивная модель переговоров в ситуации захвата заложников / С.М. Марков // Вестник ТоГУ. -2011. - № 3 (22).

5. «Мода или жизнь!». - URL: http://www.gunfight.info/?p=1018 (дата обращения 16.01.2023 г.)

6. Почебут, Л.Г. Психология ведения переговоров с террористами. Эра терроризма (Продолжение) / Л.Г. Почебут. -URL: http://psyfactor.org/lib/pochebut3.htm (дата обращения 16.01.2023 г.)

7. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» // СПС Гарант (дата обращения 16.01.2023)

8. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования). - М.: ДГСК МВД России, 2017. - 161 с.

9. Светличный, Е.Г. Использование 3D программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

10. Установление контакта с преступниками. - URL: https://mybiblioteka.su/tom2/5-22238.html (дата обращения 16.01.2023)

11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СПС Консультант Плюс (дата обращения 16.01.2023)

12. Челпанова, М.М. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации / М.М. Челпанова, О.И. Лахин // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244

13. Шанько, В.В. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД / В.В. Шанько, М.Л. Болобан // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Лазаренко Лариса Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Сафронова Алла Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Гапонова Галина Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СЕМЬЕ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования социальных представлений студенческой молодёжи о семье. В работе осуществлён теоретический анализ феномена «социальные представления», психологических исследований о ценностных ориентациях молодёжи. Авторами обоснованы методологические подходы к анализу социальных представлений современной молодежи. Выявлены детерминанты социально-психологических представлений о семье, основные ценности, характер отношений к семье как социальному институту. На основе осуществлённого теоретического анализа показано, что под влиянием различных как внешних, социально-экономических детерминант, так и внутренних (семейных, личностных) меняется представление студенческой молодёжи о семье и семейных отношениях. Результаты осуществлённого эмпирического исследования показали, что к внутренним детерминантам представлений о семье относится возрастание индивидуальных эгоистических потребностей в иерархии терминальных ценностей, ослабление роли мужчины в воспитании детей, ослабление родственных связей с предыдущим поколением. К внешним детерминантам относится влияние факторов сложной социально-экономической ситуации в стране, неопределённость будущего, Интернет влияние, распространение альтернативных форм брака. В ходе исследования были выявлены сходство и различия в системе ценностей и социальных представлений студентов разных курсов обучения и разных возрастных групп. Общим в системе представлений как первокурсников, так студентов 3 курса, является тот факт, что семья выступает необходимой стороной жизни. Изучались представления респондентов о распределении ролей в семье. Представленные эмпирические результаты подтверждают предположение о трансформации представлений студенческой молодёжи о семье.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, семья, семейные отношения, социальная среда, терминальные ценности, жизненные установки, детерминанты представлений.

Annotation. The article discusses the results of a study of the social ideas of students about the family. The paper provides a theoretical analysis of the phenomenon of "social representations", psychological research on the value orientations of young people. The authors substantiate methodological approaches to the analysis of social representations of modern youth. The determinants of socio-psychological ideas about the family, the basic values, the nature of relations to the family as a social institution are revealed. Based on the theoretical analysis carried out, it is shown that under the influence of various external, socio-economic determinants, as well as internal (family, personal), the student youth's idea of family and family relations is changing. The results of the conducted empirical research have shown that the internal determinants of ideas about the family include the increase of individual egoistic needs in the hierarchy of terminal values, the weakening of the role of men in the upbringing of children, the weakening of family ties with the previous generation. External determinants include the influence of factors of the difficult socio-economic situation in the country, uncertainty of the future, Internet influence, the spread of alternative forms of marriage. The study revealed similarities and differences in the system of values and social representations of students of different courses of study and different age groups. Common in the system of representations of both freshmen and 3rd year students is the fact that the family acts as a necessary side of life. The respondents' ideas about the distribution of roles in the family were studied. The presented empirical results confirm the assumption about the transformation of the student's ideas

Key words: student youth, family, family relations, social environment, terminal values, life attitudes, determinants of ideas.

Введение. Актуальность исследования определена запросом общества на формирование ценностных представлений молодого поколения о семье. На современном этапе исторического развития происходит мощная трансформация общечеловеческих ценностей, разрушающих социальный институт семьи. Стоящие перед государством задачи и обозначенные приоритетные направления социальной политики в поддержку сохранения семьи как важного социального института, определены президентом страны В.В.Путиным и обозначены в законодательных документах наступившего 2023 года. Актуальность проблемы связана также мощным влиянием средств социальных сетей Интернета на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности молодёжи, недостаточностью их жизненного опыта, некритичном отношении к навязанным стандартам «новой» семьи. В связи с этим необходимо актуализировать процессы духовно-нравственной культуры в образовательной среде высшей школы, отвечая на вызовы дегуманизации. Считаем, что одним из важных направлений в образовательной сфере является укрепление и формирование ценностно-мировоззренческих представлений молодёжи о семье как социального института.

В настоящей общественно-экономической ситуации одним из значимых приоритетов государственной политики в социальной сфере является поддержка семьи, трансляция традиционных семейных ценностей через систему образования, культуру, СМИ.

Резюмируя, можно отметить, что необходимым и важным является изучение социально-психологической детерминации представлений студентов о семье.

Экспериментальное исследование М.А. Томашевской о трудностях, выявленных у студентов в их представлении о семье и её современной модели, выявило следующие аспекты: это недостаток знаний в области семейной психологии и педагогики; отсутствие знаний о методиках саморегуляции, несформированность коммуникативных умений в регуляции межличностных отношений, стереотипы мышления и поведения [6, С. 13]. Таким образом, теоретический анализ существующих противоречий, опыт экспериментальной проверки трудностей студентов в формировании представлений о будущей семье повлияли на выбор темы исследования: «Социально-психологические детерминанты представлений молодёжи о семье».

Целью работы является выявление и описание основных представлений студенческой молодёжи о семье. Методология исследования строилась по интегративной модели социального познания, предполагающей междисциплинарность и комплексность рассмотрения психолого-педагогических и социальных проблем современности.

В выполненной работе предпринята попытка решения научной задачи, заключающейся в выявлении социально-психологических детерминант представлений о семье у студенческой молодежи. Результаты исследования можно использовать как в научной, так и образовательной сферах деятельности.

Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологическую основу исследований по теме социально-психологических представлений молодёжи о современной семье составляют труды ряда отечественных и зарубежных исследователей. Нами особо выделены труды Т.И. Юферева, Е.Б. Маценова, А.М. Прихожан, П.М. Якобсон по проблеме изучения особенностей представлений молодёжи о будущей семье. Выявлено, что исследованием основных закономерностей процессов подготовки молодого поколения к семейной жизни посвящены работы Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.Н. Мальковской, А.В. Зосимовского, Н.И. Монахова, Л.И. Рувинского, И.Ф. Харламова, Г.Н. Филонова и ряда других [1, С. 83].

Проблемами подготовленности молодежи к будущей семейной жизни, добрачным поведением были заинтересованы такие исследователи, как Т.А. Гурко, Л.Е. Дарский, И.В. Игнатов, Е.А. Сыч, Е.М. Черняк. В контексте нашего исследования представляется важной концепция С. Московичи, имеющая в основании теорию коллективных представлений Э. Дюркгейма [5, С. 212]. Нам интересна мысль о том, что коллективное представление рассматривается как некий социальный фактор, который «конструирует реальность», подходящую как отдельному индивиду, так и группе в целом. Однако, по мнению С.Московичи, представления коллективные и социальные не тождественны.

Как автор теории, С. Московичи объясняет: «под социальными представлениями мы подразумеваем набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций» [5, С. 369].

Согласно обозначенной теме исследования, вернёмся ещё раз к особенности феномена «социальные представления». С. Скребнер выделяет три типа таких составляющих: мода, культура и традиция. Культурные представления, проносимые поколениями в неизменном виде, есть более постоянные. Традиционные представления, соотносимые с ритуальными, существуют и в большой социальной группе, и в семье. Мода же занимает небольшой промежуток времени, формируется не по потребностям, а с помощью рекламы, СМИ, она насаждаема.

Среди отечественных исследователей изучаемого психологического понятия выделяются работы Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, А.В. Петровского и других [1, С. 43]. Под редакцией К.А. Абульхановой -Славской и А.В. Брушлинского в 1997 г. была выпущена коллективная монография под названием «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики». В ней концепция С. Московичи стала основой для исследований. Соглашаясь со взглядами когнитивного подхода С. Московичи, Т.П. Емельянова считает, что элементами общественного сознания и являются социальные представления человека о явлениях, происходящих в обществе. И, конечно, на них влияет всё: научные взгляды, система образования, идеологические установки, культурные ценности [1, С. 21]. Завершая изложенное, заметим, что учёными рассматриваются социальные представления как одну из процедур, которая образует социальное мышление. Обратимся рассмотрению социально-психологических представлений в контексте «семья».

Беря во внимание работы С.В. Ковалева, выделим значимость влияния готовности молодёжи к созданию семьи, определяющейся осознанием молодых людей значимости своих действий. Они вытекают из представлений о семье, о возможности принять обязательства, как перед собой, так и перед другими, в связи с наступающей ответственностью, необходимостью осуществлять заботу, принимать ограничения. Отсюда, проектная сформированность представления о будущей семейной жизни им особо важна [4, С. 47]. Исходя из этого, возможно сделать следующий вывод: изучаемый феномен «представления» можно раскрыть как процесс, отображающий воспоминания или мысли в сознании о ранее пережитом. На представление и восприятие влияют различные факторы. Следовательно, на представление о будущем супруге или супруги влияют, например. такие факторы как - мнение родительской семьи и окружающих, образование, возрастные и профессиональные особенности, социальная активность, факторы СМИ и т.д.

Учёные К.Р. Копыстянская и Н.В. Осетрова подчёркивают в своём исследовании о значении фактора влияния родительской семьи на формирование модели и образа будущей семьи подрастающего молодого поколения [5, С. 43]. С.И.Голод изучает вопросы влияния тенденций современной культуры семьи на формирование представлений молодёжи о будущей семье, на изучение духовно-нравственных ценностей, которые декларируются семьёй.

В изучении детерминантов, влияющих на формирование социально-психологических представлений о семье у студенческой молодёжи, мы обратили внимание на сформированность значимых ценностей. Известно, что различие в ценностях у будущих супругов имеет важное значение для качества жизни семьи и срока её существования. Если ценности, значимые для одного супруга, представляют наименьшую значимость для другого, это может отразиться на модели семьи. Семья не станет единым образованием, она будет стремиться к распаду из-за возникающих мировоззренческого характера внутренних противоречий.

Социально-психологическое исследование представлений студенческой молодежи о семье осуществлялось разными методами: авторская анкета, индивидуальные беседы со студентами, диспут о современной семье в контексте социальных проблем, опросник терминальных ценностей (ОТЦ автор - Семин И.Г.)

Данный опросник основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре ценностей. Методика позволила оценить общую выраженность каждой из терминальных ценностей: семья, профессиональная деятельность, обучение и образование, увлечения, общественная жизнь. В исследовании принимали участие 240 респондентов. Для сравнения в сформированности представлений о семье были приглашены студенты 1-го и 3-го курса КГИК и КубГУ г. Краснодар.

Для изучения эмоционально-оценочного и когнитивного компонента представлений студентов о семье была составлена авторская анкета. В нее вошли вопросы, отражающие представление о любви и симпатии, заботе и ответственности, эмоциональной поддержке и привязанности, об успехе и карьере в профессии.

Представление студентов о выполнении семейных ролей между мужчиной и женщиной выражалось в вопросах о воспитании детей, эмоциональном климате в семье, организации досуга, материальном обеспечении семьи.

Для обсуждения представим полученные результаты по опроснику терминальных ценностей Семина И.Г. Они были проранжированы по выраженности выбора значимых ценностей в представлениях студентов.

Таблица 1

Выраженность ответов студентов по методике опросника терминальных ценностей (в %)

Терминальные ценности 1-ый курс (%) (n 120) Ранг 3-ий курс (%) (n 120) Ранг

Семья 55 4 80 2

Профессиональная деятельность 50 5 86 1

Обучение и образование 75 1 68 4

Общественная жизнь 72 2 75 3

Досуг и увлечение 65 3 52 5

Анализ полученных результатов свидетельствует о разности выбора студентами первого и третьего курса терминальных ценностей.

Так, для первокурсников выбор ценности «семья» оказался на 4-ом месте. Причина данного выбора очевидна: первокурсники не задумываются и с трудом представляют модель своей семьи в этом возрасте. Наиболее важной ценностью для них является обучение и образование, это 1 место по рангу. На 3-ем месте по рангу для первокурсников значимым является досуг и увлечение. На 2-ом месте - общественная жизнь, на 5-ом - профессиональная деятельность. Первокурсники будущую профессиональную деятельность представляют достаточно отдалённо.

Для студентов 3-го курса по рангу терминальных ценностей на первом месте профессиональная деятельность, на 2-ом -семья, на 3-ем месте общественная жизнь, на 4-ом - обучение и образование, на 5-ом - досуг и увлечение. Возросшая личностная зрелость студентов третьекурсников определяет более серьёзное отношение к представлению о семье: в первую очередь для них важной является будущая профессиональная деятельность, потом семья. Студенты 3 курса проявляют активный интерес и практическое участие в общественной жизни: участие в волонтёрских программах, экологических и культурно-просветительских проектах. Ценность образования и обучения является, по мнению студентов, освоенной, они определились в своих потенциальных возможностях, стабильны в учёбе. Досуг и увлечения занимают в ранговом выборе третьекурсников последнее место.

В результате исследования эмоционально-оценочного отношения студентов к семье по анкете выявлено, что для большинства (78%) представление о семье строится на чувствах «любовь», «симпатия», «понимание»; 65% студенческой молодёжи считают важными для семьи «забота» и «ответственность», 60% считают «привязанность» как привычку для семейных отношений ключевыми качествами. Следовательно, для большинства студентов нашей выборки взаимные чувства представляются необходимыми для создания будущей семьи. Они считают, что семья - это не только воплощение любви и симпатии, но и забота, ответственность, взаимоуважение, взаимопомощь и согласие между супругами. По результатам качественного анализа полученных ответов определился и прагматический подход испытуемых к представлению о семье: создавать семью на основе расчёта и полезности для себя и будущего считают 46% из числа опрошенных. Эти респонденты считают свой успех в создании семьи для достижения собственного благополучия, решения материальных проблем и обретения определённого статуса в обществе. Эта часть испытуемых представляет реализацию своего «проекта» - семья, исходя из расчёта, стремления к собственному благополучию, материальному и социальному успеху.

Таким образом, в детерминанты представлений студентов о семье входит не только положительно эмоциональное отношение, основанное на любви и симпатии, но и потребительские установки, направленные на получение собственного благополучия и выгоды.

В наше исследование представлений студенческой молодёжи о семье включено изучение когнитивного компонента: понимание выполнения семейной роли мужчиной и женщиной.

Таблица 2

Выраженность представлений студенческой молодёжи о выполнении семейных ролей (п-240, в средних баллах)

Респонденты Воспитание детей Эмоциональны й климат в семье Организация досуга Материальное обеспечение семьи

n - 240, средний балл

М Ж М Ж М Ж М Ж

Студенты 1-го курса 9.5 12.6 8.9 10.2 9.3 12.5 12.8 8.6

Студенты 3-го курса 10.8 15.4 9.2 10.5 12.6 9.2 10.6 9.8

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что между студентами первого и третьего курсов существуют незначительные различия в представлениях о распределении ролей в семье между мужчиной и женщиной.

Близкими по значению являются представления по вопросу ведущей роли в воспитании детей: обе группы студентов считают, что ведущая роль принадлежит женщине. Нами выявлено, что и в индивидуальных беседах со студентами, при обсуждении вопросов дискуссионных о модели современной семьи и выполнении ролей в ней, у испытуемых не детерминирует, либо явно занижена в представлениях важная роль отца и мужчины в воспитании детей.

Также близкие по значению в сравнении средних баллов являются представления студентов разных курсов о роли ответственного за материальное обеспечение семьи: им должен быть мужчина, так они считают. Различия в представлениях об организации досуга между студентами первого и третьего курсов состоят в том, что первокурсники выражают мнение о ведущей роли женщины в организации семейного досуга, а студенты старшего курса эту обязанность представляют для роли мужчины.

Учитывая то, что в средствах массовой информации часто говорится о кризисе института семьи, о её распаде, о важности спасения основной ячейки общества и т.п., проведённое исследование подтверждает мнение некоторых экспертов о необходимости активно через культуру и систему образования в России транслировать, передавать молодому поколению ценности семьи и брака. В результате, возможно констатировать, что господствующий в сознании студентов житейский уровень представлений о семье чрезвычайно разнообразен и требует особого изучения.

Выводы:

1. Выявлено, что структура социальных представлений о семье многофункциональна и сложна, она объединяет образ и его смысл для личности. Их ядро является стабильным образованием, обусловлено историческими, социальными и идеологическими условиями существования народа.

2. В ходе теоретического и эмпирического исследований подтверждаются выводы о социальном влиянии детерминирующих факторов на формирование у молодёжи представлений о семье: это родительская семья, друзья, образование, Интернет, СМИ.

3. На основе анкетирования выявлена тенденция о сохранении роли принятых традиционных норм и семейных ролей, но намечены изменения представлений о добрачном поведении, учитывающего индивидуальность человека.

4. В представлении студентов о распределении семейной роли доминирующая роль воспитателя и поддержание эмоционально-положительного климата в семье относится к женщине, а материальное обеспечение - мужчине.

5. Изучение терминальных ценностей выявило детерминирующую ценность любви и симпатии, ответственности и заботы.

6. Социально-психологические детерминанты представлений студентов о семье включают не только положительно эмоциональное отношение, основанное на любви и симпатии, но и потребительские установки, направленные на получение собственного благополучия и выгоды. Студенты более ориентированы на ценности личной жизни и профессиональной самореализации, чем на социально значимые ценности.

Литература:

1. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. - СПб.: Петрополис. -2004. - 25 с.

2. Емельянова, Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 23. - № 4. - С. 56-66

3. Копытянская, К.Р. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак. Семья в представлениях современного человека / К.Р. Копытянская, Н.П. Осетрова [Текст]. - М.: Просвещение. - 2018. - С. 23-45

4. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя [Текст] / С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение. -1988. - 88 с.

5. Московичи, С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) / С. Московичи // Вопросы социологии. - 1992. - Т. 1. - №2. - С. 83-95

6. Томашевская, М.А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков / М.А. Томашевская. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 193-197. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8300/ (Дата бращения 13.10.2022)

7. Чернышова, Е.Л. Особенности представлений о семье современной студенческой молодёжи [Текст] / Е.Л. Чернышова // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - №3(8). - 38 с.

8. Представления современной молодежи о браке и семье [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/predstavleniya-sovremennoy-molodezhi-o-brake-i-semie (Дата обращения 20.09.2022)

9. В Конституцию предложили внести положение о семье как союзе мужчины и женщины [Электронный ресурс] // интерfакс - URL: https://www.interfax.ru/russia/693381 (Дата обращения 28.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.