Научная статья на тему 'Семейные ценности в психологии российской и монгольской молодежи: кросскультурный анализ'

Семейные ценности в психологии российской и монгольской молодежи: кросскультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ЦЕЛИ / FAMILY VALUE / HAPPY FAMILY LIFE / HAPPY FAMILY / TERMINAL VALUES / VALUES OF GOALS / CROSS-CULTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жаргалсайханы Оюунсурэн, Ермолаев В.В.

В статье приводятся данные эмпирического исследования представлений российской и монгольской молодёжи о семейной жизни и терминальных ценностях семьи. Авторы рассматривают социально-психологическую проблему трансформации института семьи в России, в отличие от Монголии. Выявлено, как гендерно-этническое сходство представлений о счастливой семье, так и различия представлений в контексте ценности семьи. У российских юношей ценность семьи уступает ценностям активной деятельной жизни, у российских девушек и монгольской молодежи ценность семьи находится в лидирующих позициях в среди ценностях целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSCULTURAL ANALYSIS OF FAMILY VALUES AMONG RUSSIAN AND MONGOLIAN YOUTH

This paper presents the empirical study of the representations of Russian and Mongolian youth on the aspects of family life, and the rank of “happy family life” in terminal values. Accompanied by the socio-economic transformations going intensively in both countries, social norms and stereotypes in society are changing. As a result of development in the worldview of youth, perceptions about the family is being transformed in a way that levels the value of the institution of the family such as the number of single parent families are increasing, the average age of the marriage is also increasing, and preference on being single is trending. Such problems constitute the traditional norms of society and social stabilization. This socio-psychological phenomenon determines our purpose of doing a cross-cultural research on ideas about a happy family in the context of Russian and Mongolian youth. The sample consists of 120 people aged between 18-30 years. We approach the problem using methodology of ranking 13 aspects of family life, defined by Matsenova E. B., by its relevance according to the respondents, and the methodology of "Value orientations" by Rokich M. The statistical analysis of the empirical data allowed us to come with the following findings. Top aspects of family life are revealed in a same way in the views of the Russian and Mongolian youth. Also, “financial condition” is emphasized by Mongolian males rather than the Russians and "relations with parents" is ranked more important for Mongolians, where it is ranked in the last place according to Russian youth. A significant statistical difference in terminal values of "happy family life" is observed among Mongolian and Russian youth. Regardless of their gender, Mongolian youth perceives "happy family life" in a similar way, whereas Russian females understand it as a leading value, when males do not.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в психологии российской и монгольской молодежи: кросскультурный анализ»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 4. С. 65-72.

УДК 159.9.075

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ И МОНГОЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Жаргалсайханы Оюунсурэн1, Ермолаев В. В.2

1Университет гуманитарных наук, Улан-Батор, Монголия

2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

E-mail: jargalsaikhan@yandex. ru1, evv21@maiL ru2

В статье приводятся данные эмпирического исследования представлений российской и монгольской молодёжи о семейной жизни и терминальных ценностях семьи. Авторы рассматривают социально-психологическую проблему трансформации института семьи в России, в отличие от Монголии. Выявлено, как гендерно-этническое сходство представлений о счастливой семье, так и различия представлений в контексте ценности семьи. У российских юношей ценность семьи уступает ценностям активной деятельной жизни, у российских девушек и монгольской молодежи ценность семьи находится в лидирующих позициях в среди ценностях целей.

Ключевые слова: семейные ценности, счастливая семейная жизнь, счастливая семья, кросскультурный анализ, терминальные ценности, ценности цели.

ВВЕДЕНИЕ

Россия и Монголия, находясь в географической близости, исторически объединены культурным и экономическом сотрудничеством, широкими социальными связями и интеграционными процессами. Вместе с тем, интенсивные социально-экономические преобразования, происходящие в обеих странах, сопровождаются активной социальной трансформацией устоявшихся норм и стереотипов в обществе, что проявило общие проблемы, а именно, появление ряда негативных тенденций в развитии института семьи. Ещё несколько десятилетий назад, в качестве непреложной социальной истины и показателя гармоничной жизни здорового человека выступала семья. Она рассматривалась как основа и личного счастья, и общества в целом!

Однако, несмотря на то, что стремление завести семью является базовой потребностью человека, отражённой в культуре народов, их традициях, обязанностях по продолжению рода, тенденции к кардинальной трансформации института семьи, в контексте её разрушения, нарастают по всему миру. Всё более очевидно обнищание семьи на духовном уровне, а усиление в России феминистского движения приводит к радикальным изменениям гендерных ролей в семье, росту разводов среди молодых семей, недавно вступивших в официальный брак. К примеру, тот факт, что во многих функционирующих полных семьях мужчина на сегодняшний день занимает лидирующую позицию лишь формально,

65

является ничем иным как проявлением ранее сформированных тендерных представлений о семье [1].

Необходимо признать, что современные СМИ преуспели в убеждении молодёжи в том, что создавать традиционные семьи и рожать детей вовсе не обязательно. Упорно и небезуспешно транслируется тезис о том, что жизнь нужно посвятить лично себе, а не тратить значительные усилия и ресурсы для продолжения рода. Между тем известно, что чем моложе человек, тем легче он осваивает веяния времени и что молодёжь является особо открытой и чувствительной группой к социальным переменам. Сегодня она живёт совершенно в другом мире, чем жили их родители. Формирование и развитие мировоззрения молодёжи происходит в совершенно новых условиях - перенасыщенной информационной и техногенной среде, которая оказывает серьёзное влияние на представления о семье в целом, и счастливой, в частности. Возможно, поэтому результаты современных исследований свидетельствуют о том, что брак и семья уже не является приоритетной ценностью для молодежи. Молодые люди на первый план выдвигают материальное благополучие, профессиональное развитие и личные достижения. В частности, девушки считают, что карьерное продвижение способно заменить, или компенсировать возможное неблагополучие супружества [2]. В результате такой смены представлений мы наблюдаем увеличение численности неполных семей, одиноких мужчин и женщин; нивелирование ценности института семьи в целом, что является проблемой для общества и его социальной стабилизации. Данная социально-психологическая проблема и определила выбор направления нашего кросскультурного исследования. Поэтому, несмотря на то, что процесс формирования представлений и их влияние на реализацию жизни в различных ее проявлениях подробно изучается психологической наукой, мы задались целью выяснить особенности представлений о счастливой семье российской и монгольской молодежи.

Цель исследования: изучить особенности представлений о счастливой семье российской и монгольской молодежи. Предметом исследования выступили представления о счастливой семье российской и монгольской молодежи.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборку исследования составили 120 человек в возрасте 18-30 лет постоянно проживающих на территории России и Монголии: 30 российских девушек и 30 российских юношей; 30 монгольских девушек и 30 монгольских юношей.

В ходе исследования применялись следующие диагностические методы и методики:

1. Методика ранжирования аспектов семейной жизни по актуальности в модификации Е. В. Маценовой. Учитывая, что методика направлена на выявления наиболее важных аспектов семейной жизни в представлениях молодежи о семье, мы просили респондентов проранжировать по актуальности 13 аспектов семейной жизни, ранее установленных в исследовательской работе Е. Б. Маценовой [3]:

Супружеское общение (реализация потребности в принятии, защите, принадлежности и личностном комфорте, наличие эмпатии, взаимопонимания,

66

сопереживания, сочувствия, соучастия). Разрешение конфликтов (обоюдное стремление к компонентному поведению в конфликтных ситуациях). Финансовые вопросы (определение дел и обязанностей, связанных с постижением финансового благополучия). Досуг (активность, инициативы в организации семейного отдыха). Сексуальные отношения (проявление различного рода активности в плане сексуального поведения, значимость секса в семье). Родительство (решение вопросов о необходимости иметь детей и распределением обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность). Социальное положение в семье (стремление выйти из той социальной страты, в которой принадлежит родительская семья). Отношение с друзьями (наличие верных и надежных друзей, способных быть «медиатором семьи», расширение круга хороших и интересных знакомств). Распределение супружеских ролей (распределение ролей в семье в соответствии с полом или все поровну). Отношение с родителями (служение опорой для стареющих родителей, степень их влияния на молодых супругов). Автономность (возможность сохранить свои увлечения, быть свободным от жесткого контроля со стороны членов семьи). Привязанность, любовь, симпатия (жить с любимым человеком, чувствовать взаимную любовь и заботу). Готовность к супружеству (воспринимать природу человека в целом как положительную, способность контролировать свой гнев и агрессию).

2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Статистическая проверка результатов, полученных в эмпирическом исследовании, проводилась при помощи статистического пакета «8Р88-22».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления актуальных сфер семейной жизни в представлениях молодежи было проведено ранжирование аспектов семейной жизни по их актуальности. Для этого респондентам было рекомендовано проранжировать 13 сфер семейной жизни, а затем 5 самых важных из них выделить по степени важности. Средние ранги семейных сфер подсчитывались по четырём группам (российские юноши, российские девушки, монгольские юноши, монгольские девушки) (таблица 1).

Результаты количественного анализа показывают, что в представлениях российских и монгольских юношей наиболее важным семейным аспектом является «супружеское общение», 80% российских и 100% монгольских юношей подчеркнули эту сферу, как наиболее значимую сферу семейной жизни и, таким образом, в обеих группах эта шкала находится на первом месте.

На втором месте по среднему рангу групп находится «привязанность, любовь, симпатия» - 65% российских и 76% монгольских юношей выбрали эту сферу, как одну из самых важных. Для российских юношей разрешение конфликтов находится на третьем месте - 60%. На четвертом месте у 50% российских юношей находится «готовность к супружеству». На пятом - «сексуальные отношения» (55% респондентов). Для монгольских юношей на третьем месте находится финансовые вопросы: 52% респондентов этой группы подчеркнули их в числе самых важных сфер семейной жизни. На четвертом месте по среднему рангу находится

67

«разрешение конфликтов». На пятом - «сексуальные отношения» (58% респондентов). «Готовность к супружеству» находится у монгольских юношей только на шестом месте (52%).

Таблица 1

Показатели средних рангов аспектов семейной жизни у групп российских и монгольских юношей и девушек

Аспекты семейной жизни Российские Монгольские

девушки юноши девушки юноши

Супружеское общение 3 1 2 1

Разрешения конфликтов 4 3 5 4

Финансовые вопросы 11 7,5 8 3

Досуг 8 6 11 7

Сексуальные отношения 5 5 6 5

Родительство 6 9 4 8

Социальное положение в семье 13 12 12 12

Отношения с друзьями 10 11 13 11

Распределение супружеских ролей 9 10 10 9

Отношения с родителями 12 13 9 10

Автономность 7 7,5 7 13

Привязанность, любовь, симпатия 1 2 1 2

Готовность к супружеству 2 4 3 6

Для российских и монгольских девушек «привязанность, любовь, симпатия» находится на первом месте - 65% российских и 50% монгольских девушек определили эту сферу как одну из самых важных. «Дружеское общение» для монгольских девушек находится на втором месте (83%), а для российских девушек - на третьем месте (65%) вслед за «Готовностью к супружеству» (46%), которая для 50% монгольских девушек находится на третьем месте. На четвертом месте по значимости у российских девушек находится «разрешение конфликтов», на пятом «сексуальные отношения». Монгольские девушки указывают, что для них «родительство» находится на четвертом месте, то есть попадает в пять самых важных сфер, в отличие от остальных групп респондентов. На пятом месте у монгольских девушек находится «разрешение конфликтности».

Таким образом, наиболее актуальной сферой семейной жизни в представлении российской и монгольской молодежи являются: «привязанность, любовь, симпатия», т.е. жизнь с любимым человеком, чувство взаимной любви и заботы; «супружеское общение», как реализация потребности в принятии, защите, принадлежности; «готовность к супружеству» партнеров, как способность контролировать свои эмоции и воспринимать супруга в целом как положительного человека; «разрешение конфликтов», как обоюдное стремление к компонентному поведению в конфликтных ситуациях; «сексуальные отношения», как проявление различного рода активности в плане сексуального поведения, значимость секса в семье.

68

Вызывает интерес тот факт, что у монгольских юношей «финансовый вопрос» находится на третьем месте, в отличие от российских юношей (находится на седьмом месте), а у монгольских девушек «родительство» находится на четвертом месте в отличие от остальных групп респондентов (у российских девушек находится на шестом месте, а у юношей на девятом). Также, для монгольской молодежи «отношение с родителями» по важности в представлениях о семье занимает более высокое место, по сравнению с российской молодежи, у которых этот аспект семейной жизни занимает последнее место.

Далее, с целью уточнения представлений о счастливой семье мы провели диагностику терминальных ценностей молодежи, применив методику М. Рокича и полагая, что важным фактором, оказывающим влияние на систему ценностей, является фактор культурной принадлежности. При анализе различий системы ценностей мы использовали 1>критерий Стьюдента.

В таблице 2 представлены различия в ценностных предпочтениях молодежи в зависимости от культуры.

Таблица 2

Показатели средних и среднеквадратических отклонений терминальных ценностей у российской и монгольской молодежи

Терминальные ценности Российская молодежь Монгольская молодежь

х с Х с

Активная деятельная жизнь 7,68 5,06 6,78 4,55

Жизненная мудрость 7,81 5,12 6,86 5,11

Здоровье 6,18* 4,73 3,80* 4,34

Интересная работа 8,58 4,33 9,84 4,23

Красота природы и искусства 12,31* 4,70 14,76* 3,50

Любовь 5,68 4,48 5,43 3,84

Материально обеспечен. жизнь 10,95 4,82 10,10 4,36

Наличие хороших верных друзей 10,68* 4,26 8,91* 4,48

Общественное признание 13,79** 3,80 9 47** 3,73

Познание 8,10 4,39 8,71 3,86

Продуктивная жизнь 9,06 4,66 10,30 3,94

Развитие 7,50 4,02 8,58 4,44

Развлечения 13,64* 3,43 15,10* 3,36

Свобода 9,95 4,93 10,54 4,34

Счастливая семейная жизнь 7,70 5,41 6,86 4,96

Счастье других 12,60 4,62 13,19 3,57

Творчество 10,64* 5,32 13,50* 3,94

Уверенность в себе 7,72 4,88 8,19 5,17

Примечание: *- 5% уровень значимости, **- 1% уровень значимости.

Так, в иерархии ценностных предпочтений наблюдается следующие статистические различия в ценностях: «здоровье» у монгольской молодежи занимает более высокий ранг (3.80), чем у российской молодежи (6.18); «наличие хороших и верных друзей» у монгольской молодежи занимает 8.91, у российской

69

молодежи 10.68 ранг; «общественное призвание» у монгольской молодежи 9.47, у российкой молодежи 13.79. То есть, перечисленные ценности являются более значимыми для монгольской молодежи, чем для российской. Для российской молодежи ценности целей «красота природы и искусства» занимают 12.31 ранг, а у монгольской молодежи - 14.76 ранг, «развлечения» у российской молодежи 13.64, у монгольской - 15.10 ранг, «творчество» у российской молодежи является более значимым - 10.64 ранг, чем для монгольской молодежи - 13.50 ранг.

Для изучения представлений о счастливой семье важно было узнать, какое место данное представление занимает в терминальных ценностях молодежи. Обобщенная иерархия ценностей целей предпочтений молодежи, построенная в результате первичной статистической обработки данных, приведена в таблице 3.

Таблица 3

Показатели средних рангов терминальных ценностей у групп российских и монгольских юношей и девушек

Терминальные ценности Российские Монгольские

девушки юноши девушки юноши

Активная деятельная жизнь 5,5 5 5 3

Жизненная мудрость 8 4 3 5

Здоровье 1 3 1 1

Интересная работа 7 10 8 14

Красота природы и искусства 15 16 17 17

Любовь 2 1 2 2

Материально обеспеченная жизнь 11 15 14 7

Наличие хороших верных друзей 14 12 10 10

Общественное признание 18 17 11 11

Познание 9 2 9 8

Продуктивная жизнь 10 8 12 12

Развитие 4 7 7 9

Развлечения 17 18 18 18

Свобода 12 11 13 13

Счастливая семейная жизнь 3 9 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Счастье других 16 14 15 15,5

Творчество 13 13 16 15,5

Уверенность в себе 5,5 6 6 6

Терминальные ценности четырех групп респондентов можно разделить по величине значения среднего ранга на несколько интервалов: лидирующие ценности (в таблице помещены под №№ 1-3); предпочитаемые, важные ценности (№№ 4-7); значимые ценности (№№ 8-10); нейтральные ценности (№№ 11-14) и отвергаемые ценности (№№ 15-18). Результаты показывают, что для монгольской молодежи «счастливая семейная жизнь» находится в иерархии терминальных ценностей на четвертом месте, на первом месте находится «здоровье», на втором - «любовь». На

70

третьем месте для юношей находится «жизненная мудрость», а для девушек «активная деятельная жизнь». Для российских девушек «здоровье» находится на первом месте, на втором «любовь», на третьем - «счастливая семейная жизнь». Для российских юношей любовь находится на «первом месте», на втором - «познание», на третьем - «здоровье», а «счастливая семейная жизнь» находится на девятом месте, что сильно отличается от остальных групп респондентов и означает ее малую значимость в ценностных приоритетах. В то же время, для монгольских респондентов, независимо от пола, «счастливая семейная жизнь» является самой предпочитаемой ценностью. Для российских респондентов «счастливая семейная жизнь» в системе ценностей занимает разное значение в зависимости от пола респондентов. Так, для российских девушек «счастливая семейная жизнь» находится в интервале лидирующих ценностей на третьем месте, а у российских юношей находится в интервале значимых ценностей только на девятом месте.

ВЫВОДЫ

Анализ полученных эмпирических данных позволил прийти к следующим выводам:

1. В представлениях российской и монгольской молодежи о семье выявились одинаковые актуальные сферы семейной жизни: «привязанность, любовь, симпатия»; «супружеское общение»; «готовность к супружеству»; «разрешение конфликтов»; «сексуальные отношения». При этом, у монгольских юношей «финансовый вопрос» является более актуальной сферой семейной жизни, чем у российской молодежи. Также для монгольской молодежи «отношения с родителями» в представлениях о семье занимает по важности более высокое место по сравнению с теми же представлениями российской молодежи, для которой этот аспект семейной жизни занимает последнее место.

2. Выявлены статистические различия в терминальных ценностях: для монгольских респондентов, независимо от пола, «счастливая семейная жизнь» является предпочитаемой ценностью. Для российских респондентов «счастливая семейная жизнь» в их системе ценностей занимает разное значение в зависимости от пола респондентов. Для российских девушек «счастливая семейная жизнь» находится в интервале лидирующих ценностей на третьем месте, а у российских юношей находится в интервале значимых ценностей только на девятом месте.

3. Не обнаружены гендерные и культурные различия относительно самой высокой значимости такого аспекта семейной жизни как «супружеское общение», а для российских и монгольских девушек наиболее значимым оказались «любовь, привязанность, симпатия».

Список литературы

1. Кузьмина Л. М. Распределение ролей в молодой семье / Л. М. Кузьмина // Социальная политика и социология. - 2011. - № 3 (69). - С. 77-89.

2. Маленова А. Ю. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы / А. Ю. Маленова, А. В. Самойленкова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2014. - № 1. - С. 43-51.

71

3. Маценова Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов / Ева Борисовна Маценова // Дисс. ... на соиск. уч. степ. кандидата психол. наук: 19.00.07 -Педагогическая психология. - М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, 2001. - 241 с.

CROSSCULTURAL ANALYSIS OF FAMILY VALUES AMONG RUSSIAN

AND MONGOLIAN YOUTH

Jargalsaikhan Oyunsuren1, Ermolaev V. V.2

1University of the Humanities, Ulan-Bator, Mongolia

2Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

E-mail: jargalsaikhan@yandex ru1, evv21@mail ru2

This paper presents the empirical study of the representations of Russian and Mongolian youth on the aspects of family life, and the rank of "happy family life" in terminal values. Accompanied by the socio-economic transformations going intensively in both countries, social norms and stereotypes in society are changing. As a result of development in the worldview of youth, perceptions about the family is being transformed in a way that levels the value of the institution of the family such as the number of single parent families are increasing, the average age of the marriage is also increasing, and preference on being single is trending. Such problems constitute the traditional norms of society and social stabilization. This socio-psychological phenomenon determines our purpose of doing a cross-cultural research on ideas about a happy family in the context of Russian and Mongolian youth. The sample consists of 120 people aged between 18-30 years. We approach the problem using methodology of ranking 13 aspects of family life, defined by Matsenova E. B., by its relevance according to the respondents, and the methodology of "Value orientations" by Rokich M. The statistical analysis of the empirical data allowed us to come with the following findings. Top aspects of family life are revealed in a same way in the views of the Russian and Mongolian youth. Also, "financial condition" is emphasized by Mongolian males rather than the Russians and "relations with parents" is ranked more important for Mongolians, where it is ranked in the last place according to Russian youth. A significant statistical difference in terminal values of "happy family life" is observed among Mongolian and Russian youth. Regardless of their gender, Mongolian youth perceives "happy family life" in a similar way, whereas Russian females understand it as a leading value, when males do not.

Keywords: family value, happy family life, happy family, terminal values, values of goals, crosscultural analysis.

References

1. Kuzmina L.M., Distribution of roles in a young family, Sotsialnaya politika i sotsiologiya, 3 (69), 77 (2011).

2. Malenova A.Yu. and Samoylenkova A.V., Ideas of the matrimonial relations of students's youth: social and psychological risks and resources, Vestnik Omskogo Universiteta. Seria: Psihologia, 1, 43 (2014).

3. Matsenova E.B., Views about the family in seniors and students different groups. The dissertation for the degree of candidate of psychological sciences: 19.00.07 - Pedagogical psychology, 241 p. (Institute for Preschool Education and Family Education of the Russian Academy of Education, Moscow, 2001).

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.