Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРЕСА К ПСИХОЛОГИИ У МОЛОДЕЖИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРЕСА К ПСИХОЛОГИИ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ИНТЕРЕС / ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРЕСА К ПСИХОЛОГИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение предпочтений молодежи в различных областях психологии, определение их степени заинтересованности теми или иными видами и формами психологических знаний, а также выявление основных внешних и внутренних детерминант интереса к психологии у молодежи. Большинство опрошенных респондентов рассматривают психологию как науку о психике, психических процессах и мышлении. Наиболее интересной областью психологии для них является психология личности и менее предпочтительной - психология рекламы. Психология их привлекает тем, что она не стоит на месте и активно развивается, о ней часто пишут и говорят в средствах массовой информации, увеличилось количество людей с психическими отклонениями молодого возраста, а также психология востребована в практическом плане. Психология позволяет респондентам разобраться в первую очередь в окружающих их людях и себе. Вместе с тем результаты исследования показывают, что большинство испытуемых имеет средний уровень развития рефлексивности, что говорит об их умеренном обращении сознания на себя самого и умеренном уровне размышления над своим психическим состоянием. Большинство испытуемых имеет общий средний уровень саморегуляции поведения. При этом большинство испытуемых имеет направленность личности на себя, с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, что не соответствует природе практической психологии, где приоритет остается за отношениями между людьми. Главными ценностями для них являются самостоятельность и безопасность, менее всего они хотели бы следовать традициям, в том числе и в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF INTEREST IN PSYCHOLOGY AMONG YOUNG PEOPLE

The empirical study aims at studying the preferences of young people in various fields of psychology, determining their degree of interest in certain types and forms of psychological knowledge, as well as identifying the main external and internal determinants of interest in psychology among young people. The majority of respondents consider psychology as the science of the psyche, mental processes and thinking. The most interesting area of psychology for them is personality psychology and the less preferred is advertising psychology. Psychology attracts as it is not static but actively developing, often discussed in the media, the number of people with mental disabilities of young age has increased, and psychology is also in demand on a practical level. Psychology allows respondents to understand first of all the people around them and themselves. At the same time, the results of the study show that most of the respondents have an average level of reflexivity, which indicates their moderate conversion of consciousness to themselves and a moderate level of reflection on their mental state. Most of the subjects have a general average level of self-regulation of behavior. At the same time, most of the subjects have a personality orientation towards themselves, with the predominance of motives for their own well-being, striving for personal primacy, prestige, which does not correspond to the nature of practical psychology, where the priority remains for relationships between people. The main values for them are independence and security, the last thing they would like is to follow traditions, including psychological.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРЕСА К ПСИХОЛОГИИ У МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9.331 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-88-94

Поступила в редакцию / Received 18.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

оригинальная статья

Социально-психологические детерминанты интереса к психологии у молодежи

Бедина Вера Юрьевна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

verusic@inbox.ru

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение предпочтений молодежи в различных областях психологии, определение их степени заинтересованности теми или иными видами и формами психологических знаний, а также выявление основных внешних и внутренних детерминант интереса к психологии у молодежи. Большинство опрошенных респондентов рассматривают психологию как науку о психике, психических процессах и мышлении. Наиболее интересной областью психологии для них является психология личности и менее предпочтительной - психология рекламы. Психология их привлекает тем, что она не стоит на месте и активно развивается, о ней часто пишут и говорят в средствах массовой информации, увеличилось количество людей с психическими отклонениями молодого возраста, а также психология востребована в практическом плане. Психология позволяет респондентам разобраться в первую очередь в окружающих их людях и себе. Вместе с тем результаты исследования показывают, что большинство испытуемых имеет средний уровень развития рефлексивности, что говорит об их умеренном обращении сознания на себя самого и умеренном уровне размышления над своим психическим состоянием. Большинство испытуемых имеет общий средний уровень саморегуляции поведения. При этом большинство испытуемых имеет направленность личности на себя, с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, что не соответствует природе практической психологии, где приоритет остается за отношениями между людьми. Главными ценностями для них являются самостоятельность и безопасность, менее всего они хотели бы следовать традициям, в том числе и в психологии.

Ключевые слова: психология; интерес; области психологии; исследование; детерминанты интереса к психологии; молодежь

Для цитирования: Бедина В.Ю. Социально-психологические детерминанты интереса к психологии у молодежи // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 88-94. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-88-94

© Бедина В.Ю., 2022

original article

Social and psychological determinants of interest in psychology among young people

Vera Yu. Bedina

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

verusic@inbox. ru

Abstract. The empirical study aims at studying the preferences of young people in various fields of psychology, determining their degree of interest in certain types and forms of psychological knowledge, as well as identifying the main external and internal determinants of interest in psychology among young people. The majority of respondents consider psychology as the science of the psyche, mental processes and thinking. The most interesting area of psychology for them is personality psychology and the less preferred is advertising psychology. Psychology attracts as it is not static but actively developing, often discussed in the media, the number of people with mental disabilities of young age has increased, and psychology is also in demand on a practical level. Psychology allows respondents to understand first of all the people around them and themselves. At the same time, the results of the study show that most of the respondents have an average level of reflexivity, which indicates their moderate conversion of consciousness to themselves and a moderate level of reflection on their mental state. Most of the subjects have a general average level of self-regulation of behavior. At the same time, most of the subjects have a personality orientation towards themselves, with the predominance of motives for their own well-being, striving for personal primacy, prestige, which does not correspond to the nature of practical psychology, where the priority remains for relationships between people. The main values for them are independence and security, the last thing they would like is to follow traditions, including psychological.

Keywords: psychology; interest; fields of psychology; research; determinants of interest in psychology; youth

For citation: Bedina V.Yu. Social and psychological determinants of interest in psychology among young people. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 88-94. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-88-94

ВВЕДЕНИЕ

Появившись в VI в., термин «психология» не сразу принял свое современное понимание. Несмотря на то, что душа человека изначально была заявлена в качестве объекта психологии, с предметом были определенные трудности, которые сохраняются и до сих пор. Отсюда вытекает неоднозначное и отношение к психологии со стороны разных людей, не имеющих профессионального отношения к данной области. Именно последние выдают житейские знания за научно-доказанные, мифы за реальность, когнитивные искажения за истину, что вносит смуту в сознание людей, стремящихся познать себя и других.

С давних времен люди хотели узнать, из чего состоит человек, что происходит у него внутри, как понять другого человека и достичь желаемого. Интерес к психологии на сегодняшний момент как никогда достиг своей вершины, люди стремятся найти смысл своего бытия, решить экзистенциальные вопросы, найти и следовать своим ценностям в жизни, понять, что с ними происходит, какие эмоции и чувства они испытывают в разных ситуациях, какие стратегии наиболее эффективны в коммуникации и разрешении конфликтов, какое принять решение в информационном потоке. И это отношение к психологическому знанию неоднозначно: одни испытывают любопытство, другие же - настороженность, страх, тревожность [1-3].

С развитием науки, появлением множества экспериментов и исследований появились разнообразные основания для большего понимания, что же такое происходит и какие возможны реакции человека в той или иной ситуации. В XIX и ХХ вв. с развитием информационной революции расширились источники поглощения и воспроизводства информации, а интерес к «что будет и что делать» не исчез. Изучение психологических теорий, практика и личный опыт - это определенный путь для получения удовольствий и достижения душевного равновесия.

Сами психологи считают, что именно жизненная ситуация, отношения с близкими, коллегами, детьми приводят человека к экрану компьютера и поиску необходимой информации. Вопросы о природе конфликтных отношений, почему ситуации складываются именно так, кто в этом виноват, кто несет ответственность за складывающуюся ситуацию, будоражат сознание почти каждого человека [4; 5]. Каждую ситуацию, ее аналог можно найти в учебниках психологии.

Человеку зачастую требуется психологическая помощь, но из-за определенных причин он углубляется в психологию самостоятельно, пытаясь при помощи самоанализа решить большинство своих проблем [6-8].

Обращение к специальной литературе поможет в сохранении взаимоотношений, чувства собственного достоинства. Однако получение психологических знаний существенно развивает духовную сторону сознания, делает человека морально устойчивым, духовно богатым. Изучение природы человеческой души, ее особенностей приводит к возможности найти выход из сложных и, казалось бы, безвыходных жизненных ситуаций и конфликтов как с окружающими, так и с самим собой. Понимание тайны мышления, агрессии, конфликта, межличностных отношений и т. д. - стало непреложным условием для выживания нашего вида. Г. Мэрфи красноречиво выразил значимость изучения личности для нашей жизни, когда писал: «Недостаток знания о людях - это не пустая, а главная угроза жизни».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В одном из исследований, проведенном сотрудниками РАО в Московском авиационном университета (МАИ), посвященном изу-

чению структуры и содержанию потребностей в психологических знаниях у современной молодежи, были выявлены особенности интереса, который проявляют студенты к психологии. В исследовании приняли участие 75 студентов в возрасте 17-25 лет различного пола. Участники исследования отвечали на 6 вопросов, направленных на выявление потребностей в знаниях по психологии. Получены результаты, согласно которым у молодых людей отмечается высокая потребность в таких знаниях (88,5 % респондентов). Было выявлено ядро, внешний радиус и периферия в структуре интереса к психологии. К первому относятся знания по психологии личности и общения, ко второму - знания, связанные с психологией влияния и взаимодействия, третий сектор связан со знаниями по психологии семьи, практической и когнитивной психологии. По мнению участников, данные знания могли бы помочь им в таких сферах, как: развитие, отношения, деятельность, воздействие и социальная компетентность. Тем не менее некоторые ответы свидетельствовали, что молодые люди не исключают возможность использования знаний по психологии с целью манипулирования, открытого и явного управления другими для получения.

Основными детерминантами интереса молодежи к психологии, по мнению большинства психологов, являются:

- конфликтные ситуации в семье;

- желание к самообразованию;

- желание к обучению навыку коммуникации;

- желание воздействия на людей при помощи манипуляции в СМИ;

- романтизация психических расстройств в кино, литературе и СМИ;

- нужда в сплочении малых групп в общественных учреждениях и на производстве.

Данные факторы являются внутренними стимулами интереса к психологии у молодого населения. Большинство из них провоцируют такие внешние факторы, как:

- политическая обстановка в стране;

- уровень экономики в текущий момент;

- развитие науки и ее популяризация;

- распространение психологической информации в СМИ;

- рекомендации от окружающих людей;

- упоминание психологических проблем в литературе и кино;

- востребованность практических психологов;

- развитие рекламы и психологическое воздействие в ее рамках;

- увеличении статистики количества психических отклонений у молодежи.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов интереса к психологической науке побуждает молодежь заниматься поиском соответствующей информации, самообразованием и тем самым улучшать качество своей жизни и жизни окружающих.

Для получения информации о предпочтениях молодежи в различных психологических областях, определения их степени заинтересованности теми или иными видами и формами психологических знаний, а также выявления основных внешних и внутренних детерминант интереса к психологии у молодежи нами было организовано и проведено исследование, для которого была разработана специальная анкета.

Также были использованы следующие методики:

- методика А.В. Карпова «Диагности-карефлексии»;

- опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой;

- методика диагностики направленности личности Б. Басса;

- методика «Ценностный опросник Ш. Шварца».

В исследовании приняли участие студенты-психологи Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина - 31 человек (14 - мужчин,17 - женщин) в возрасте 18-20 лет. После проведения анкеты и четырех методик на 31 испытуемом мы получили следующие результаты.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «наука о психике, психических процессах, мышлении» - 25 человек.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «один из методов познания, ориентированный на объяснение вопросов» - 1 человек. Количество людей, ответивших, что психология в их по-

нимании - это «влияние и понимание человеческого сосуда» - 1 человек.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «воздействие на психику и мировосприятие человека» -1 человек.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «то, при помощи чего можно узнать о человеке что угодно, а так же манипулировать им без его ведома» - 1 человек.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «способ понять человека, его скрытые мысли, мотивы и доводы» - 1 человек.

Количество людей, ответивших, что психология в их понимании - это «учение о внутреннем мире человека» - 1 человек.

Участниками были выделены следующие, наиболее интересные для них области психологии, такие как:

- психология личности (77,4 %);

- криминальная психология (58,1 %);

- общая психология (54,8 %);

- социальная психология (54,8 %);

- психотерапия (51,6 %);

- клиническая психология (48,4 %);

- возрастная психология (41,9 %);

- психология рекламы (35,5 %).

Наиболее значимыми внешними детерминантами интереса у молодежи к психологии по мнению участников являются:

- развитие психологической науки (100 %);

- политическая обстановка в стране (64,5 %);

- уровень экономики в стране (58,1 %);

- упоминание психологии в СМИ (74,2 %);

- рекомендации близких или знакомых (61,4 %);

- романтизация психических расстройств в литературе, кино и СМИ (80,6 %);

- востребованность практических психологов (74,2 %);

- увеличение статистики количества психических отклонений у молодежи (77,4 %).

Наиболее значимыми внутренними детерминантами интереса у молодежи к психологии по мнению участников являются:

- конфликтные ситуации в семье (61,3 %);

- проблемы в отношениях (61,3 %);

- желание оказать психологическую помощь окружающим (64,5 %);

- самообразование (87,1 %);

- желание развить навык коммуникации (61,3 %);

- желание воздействовать на общество с помощью СМИ и рекламы (64,5 %);

- желание сплотить малые группы людей (классы, коллективы) (96,8 %).

Наибольшая выраженность интереса к психологии у участников определяется следующим:

- они пробуют разобраться в окружающих (87,1 %);

- они пробуют разобраться в себе (83,9 %);

- они пытаются регулировать свое поведение (71 %);

- они изучают психологические методики с целью применить их к себе (51,6 %);

- они изучают психологические методики и применяют их к окружающим (45,2 %).

Дальнейшие цели применения психологических знаний испытуемые определяют следующим образом:

- для саморегулирования (100 %);

- для разрешения конфликтов (87,1 %);

- для сохранения отношений (дружеских, романтических) (80,6 %);

- для выстраивания правильной коммуникации (80,6 %);

- для определения своего состояния и состояния близких (80,6 %);

- для учебы (83,9 %).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИКАМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По методике А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»: низкий уровень - 7 (22,5 %); средний уровень - 18 (58,1 %); высокий уровень - 6 (19,4 %).

Результаты исследования показывают, что большинство испытуемых имеет средний уровень развития рефлексивности, что говорит об их умеренном обращении сознания на себя самого и умеренном уровне размышления над своим психическим состоянием.

Результаты опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросано-вой выражены в следующих данных:

- количество испытуемых с общим средним уровнем саморегуляции - 17 (54,84 %);

- количество людей с общим высоким уровнем саморегуляции - 12 (38,7 %);

- количество людей с общим низким уровнем саморегуляции - 2 (6,46 %);

- общий показатель по шкале «Планирование» - 5,1;

- общий показательно по шкале «Моделирование» - 5,6;

- общий показатель по шкале «Программирование» - 8,5;

- общий показатель по шкале «Оценка результата» - 6,1;

- общий показатель по шкале «Гибкость» - 6,8;

- общий показатель по шкале «Самостоятельность» - 5,4.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеет общий средний уровень саморегуляции, что говорит о среднем уровне сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции их произвольной активности.

По шкале «Программирование» у испытуемых высокий средний показатель, что говорит об их сформировавшейся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения целей, детализирован-ности и развернутости программ действия.

По шкалам «Планирование», «Моделирование», «Оценка результата», «Гибкость», «Самостоятельность» испытуемые показали средние результаты, что говорит об их :

- среднем и умеренном уровне сфор-мированности осознанного планирования действий;

- средней степени осознанности внешних и внутренних условий и развитости об их представлениях;

- средней степени индивидуальной развитости и адекватности оценки себя и результатов своей деятельности и поведения;

- среднем уровне сформированности регуляторной гибкости, среднем уровне развитости регуляторной автономности.

Результаты методики направленности личности Басса:

- количество людей, чья личность направлена на себя - 18 (58,06 %);

- количество людей, чья личность направлена на взаимодействие - 5 (16,13 %);

- количество людей, чья личность направлена на задачу - 8 (25,81 %).

Анализируя полученные результаты, приходим к выводу о том, что большинство испытуемых имеет направленность личности на себя, что говорит об их ориентации деятельности личности, которая связана с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу.

Результаты методики «Ценностный опросник Ш. Шварца».

Частота встречаемости ценности:

- гедонизм - 21 человек (67,74 %);

- стимуляция - 21 человек (67,74 %);

- безопасность - 23 человека (72,2 %);

- доброта - 19 (61,3 %);

- самостоятельность - 27 человек (87,1 %);

- конформность - 15 человек (48,4 %);

- универсализм - 19 человек (61,3 %);

- власть - 15 человек (48,4 %);

- достижение - 22 человека (70,7 %);

- традиция - 2 человека (6,5 %).

Исходя из результатов данной методики,

большинству из участников присущи следующие жизненные ценности.

Самостоятельность - независимость мышления и выбора действий, творчество, исследовательская деятельность.

Безопасность - гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований.

Достижение - переход к определенному статусу, возрасту или качеству, воплощение определенного плана.

Стимуляция - физиологическая потребность в ярких и глубоких переживаниях, а также новизне.

Гедонизм - удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социально-психологические детерминанты интереса к психологии у молодежи: развитие психологической науки; политическая обстановка в стране; уровень экономики в стране; упоминание психологии в СМИ; рекомендации близких или знакомых; романтизация психических расстройств в литературе, кино и СМИ; востребованность практических психологов; увеличение статистики количества психических отклонений у молодежи; конфликтные ситуации в семье; проблемы в отношениях; желание оказать психологическую помощь окружающим; самообразование; желание развить навык коммуникации; желание воздействовать на общество с помощью СМИ и рекламы; желание сплотить малые группы людей (классы, коллективы).

Среди участников были выявлены многочисленные общие личностные характеристики, такие как: средний уровень развития рефлексии, средний уровень саморегуляции, преимущественная направленность личности на себя и общие жизненные ценности (самостоятельность, безопасность, достижение, стимуляция, гедонизм), которые подтвердились проведенными методиками. Также был определен их практический интерес к психологии и основные области, наиболее их увлекающие, что позволяет судить о ведущих направлениях в психологии для молодежи и дальнейшей работе с этими данными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шмырева О.И., Коваль Н.А. Процесс и содержание в эмоциональном развитии // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 207-216.

2. Бедина В.Ю. Кризис профессионального развития личности в истории гуманитарного знания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 31-37.

3. Уваров Е.А. Выстраивание жизненной перспективы как альтернатива состоянию безнадежности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 172. С. 23-34. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-172-23-34

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и общество. 2004. № 6.

5. Бедина В.Ю. Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. С. 85-90.

6. Бедина В.Ю. Актуальность психологии в деятельности специалиста по адаптивной физкультуре // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: в 3 ч. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2019. Ч. 1. С. 20-22.

7. Королева А.В. Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания у представителей социальных профессий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2019. Т. 18. № 2 (40). С. 13-17. DOI 10.20310/1810-231X-2019-18-2(40)-13-17

8. Подымов Н.А. Стратегия самоактуализации при преодолении психологических затруднений в профессиональной деятельности // Педагогическое образование: вызовы XXI века / отв. ред. Л.С. Поды-мова, А.В. Лукинова. М.: МАНПО, 2020. С. 191-196.

REFERENCES

1. Shmyreva O.I., Koval N.A. The process and content in the emotional development. Mir psikhologii = The World of Psychology, 2015, no. 3 (83), pp. 207-216. (In Russian).

2. Bedina V.Yu. Professional crisis of personality upswing in history of humanitarian knowledge. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, 2014, no. 6 (134), pp. 31-37. (In Russian).

3. Uvarov E.A. Building a life perspective as an alternative to the state of hopelessness. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 23-34. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-172-23-34

4. Makarova L.N., Sharshov I.A. Personality and style of activity of a teacher through the eyes of students. Obrazovanie i obshchestvo = Education and Society, 2004, no. 6. (In Russian).

5. Bedina V.Yu. Valuable and semantic model of influence of the young leader on the intra collective relations. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 6, pp. 85-90. (In Russian).

6. Bedina V.Yu. The relevance of psychology in the activity of an adaptive physical education specialist. In: Socialization of Children with Disabilities: Experience, Problems, Innovations: in 3 pts. Tambov, "Derzhavinsky" Publ. House, 2019, pt 1, pp. 20-22. (In Russian).

7. Koroleva A.V. Theoretical analysis of the causes of emotional burning out and addictivization of representatives of social professions. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2019, vol. 18, no. 2 (40), pp. 13-17. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2019-18-2(40)-13-17

8. Podymov N.A. The strategy of self-actualization in overcoming psychological difficulties in professional activity. In: Podymova L.S., Lukinova A.V., executive eds. Pedagogical Education: Challenges of the 21st Century. Moscow, 2020, pp. 191-196. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Бедина Вера Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: verusic@inbox.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-6571-0394 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Vera Yu. Bedina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of General and Clinical Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: verusic @inbox. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6571-0394 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.