Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна, Мелехова Виола Михайловна, Позднякова Наталья Владимировна

Рассмотрена коммуникативная компетентность, как одна из ключевых компетенций современных старшеклассников, которая является ресурсом эффективной будущей профессиональной реализации. В ходе исследования было выявлено содержание коммуникативной компетентности, которое определяет более сложные процессы коммуникации и сетевого взаимодействия. Также выделены этапы, компоненты и условия формирования коммуникативной компетентности, определены уровни ее сформированности, предложены психолого-педагогические техники и технологии формирования коммуникативной компетентности, а также разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа успешной коммуникации». Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса формирования коммуникативной компетентности в системе дополнительного образования. Особенностью программы является ее вариативность и возможность реализации как в очном, так и дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна, Мелехова Виола Михайловна, Позднякова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

We describe communicative competence as one of the key competencies of modern high school students, which is a resource for effective future professional realization. The research revealed the content of communicative competence, which is determined by more complex communication processes and network interactions. The stages, components and conditions for the development of communicative competence are identified, the levels of development are determined, psychological and pedagogical techniques and technologies for the development of communicative competence are proposed, and a supplementary general educational and developmental program of a socio-pedagogical direction “School of Successful Communication” is developed. The results of the research can be used to organize the development of communicative competence in the system of supplementary education. The main feature of the program is its variability and possibility of realization in both full-time and distance format.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 192 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 192 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF SCHOOL EDUCATION

Научная статья УДК 37.032

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164

Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования

Вера Юрьевна БЕДИНА*, Виола Михайловна МЕЛЕХОВА, Наталья Владимировна ПОЗДНЯКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: verusici@inbox.ru

Аннотация. Рассмотрена коммуникативная компетентность, как одна из ключевых компетенций современных старшеклассников, которая является ресурсом эффективной будущей профессиональной реализации. В ходе исследования было выявлено содержание коммуникативной компетентности, которое определяет более сложные процессы коммуникации и сетевого взаимодействия. Также выделены этапы, компоненты и условия формирования коммуникативной компетентности, определены уровни ее сформированное™, предложены психолого-педагогические техники и технологии формирования коммуникативной компетентности, а также разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа успешной коммуникации». Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса формирования коммуникативной компетентности в системе дополнительного образования. Особенностью программы является ее вариативность и возможность реализации как в очном, так и дистанционном формате.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, формирование коммуникативной компетентности, система дополнительного образования

Для цитирования: Бедила В.Ю., Мелехова В.М., Позднякова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, №192. С. 157-164. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164

Development of communicative competence of high school students in the system of supplementary education

Vera Y. BEDINA*, Viola M. MELEKHOVA, Natalya V. POZDNYAKOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation Corresponding author: verusic@inbox.ru

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Бедина В.Ю., Мелехова B.M., Позднякова H.B., 2021

Abstract. We describe communicative competence as one of the key competencies of modern high school students, which is a resource for effective future professional realization. The research revealed the content of communicative competence, which is determined by more complex communication processes and network interactions. The stages, components and conditions for the development of communicative competence are identified, the levels of development are determined, psychological and pedagogical techniques and technologies for the development of communicative competence are proposed, and a supplementary general educational and developmental program of a socio-pedagogical direction "School of Successful Communication" is developed. The results of the research can be used to organize the development of communicative competence in the system of supplementary education. The main feature of the program is its variability and possibility of realization in both full-time and distance format.

Keywords: communicative competence, development of communicative competence, system of supplementary education

For citation: Bedina V.Y., Melekhova V.M., Pozdnyakova N.V. Formirovaniye kommunikativ-noy kompetentnosti starsheklassnikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Development of communicative competence of high school students in the system of supplementary education],

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 192, pp. 157-164.' https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164 (In Russian, Abstr. in Engl.)

На современном этапе перехода на цифровую экономику и цифровизацию общества в целом актуальными становятся вопросы, связанные с формированием универсальных компетенций обучающихся, позволяющих им успешно функционировать в динамично изменяющихся условиях. Это основание закреплено и в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, где подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы предметных знаний, но и на овладе-

ние метапредметными компетенциями, одной из которых является коммуникативная.

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования коммуникативной компетентности, обнаруживается дефицит научных знаний и практик, раскрывающих потенциал системы дополнительного образования в ее формировании, необходима корректировка содержания коммуникативной компетенции старшеклассников как мета-предметной компетенции, в связи с цифрови-зацией всех сфер жизни, а следовательно, и разработка методических аспектов обеспече-

ния процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

Как правило, коммуникативная компетентность представляет собой совокупность психологического, лингвистического и социального компонентов (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, A.A. Леонтьев, Л.А. Петровская, Е.В. Руден-ский и др.). Большинство ученых понимают под коммуникативной компетентностью совокупность коммуникативных способностей (Е.В. Сидоренко, Ю.Н. Емельянов), знаний и умений (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко), социальных установок и опыта (A.B. Муд-рик); готовность вступать в различного рода контакты для эффективного решения коммуникативных задач.

Однако в современных социально-экономических условиях жизни, ускоренных темпах развития науки и техники усложняются процессы коммуникации и расширяются Интернет и сетевые взаимодействия, что вносит изменения в компонентную и содержательную структуру коммуникативной компетентности.

Основными компонентами структуры коммуникативной компетентности являются: мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий. Мотивационный компонент включает потребности в позитивных контактах, смысловые установки на успешное взаимодействие, ценности и цели общения. Содержание когнитивного компонента составляют социальное восприятие, воображение и мышление, рефлексивные, оценочные и аналитические способности, а также знания о психологии личности. Личностные характеристики, перцептивные способности раскрывают личностный компонент коммуникативной компетентности.

Поведенческий компонент - это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективный контроль коммуникативного поведения [1].

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому формирование одного из них будет способствовать развитию

остальных и, следовательно, коммуникативной компетентности в целом.

Коммуникативная компетентность в современных условиях взаимодействия и циф-ровизации всех сфер жизни содержательно включает в себя умение работать в команде, участвовать в принятии решений, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого. Также успешность коммуникативного функционирования зависит от умения продуктивно работать с постоянным информационным потоком, своевременно найти и обработать нужную информацию, в том числе в цифровом формате, и использовать ее как для работы, так и для общения с другими людьми. Важным является умение преодолевать коммуникативные барьеры и строить эффективную коммуникацию с представителями разных социальных, профессиональных и культурных групп; умение публично выступать и вести онлайн-коммуни-кацию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся является одной из задач современного образования. В связи с этим необходимо обеспечение процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников, где местом реализации и площадкой для получения обучающимися навыков успешной коммуникации может стать система дополнительного образования. По мнению Е.Б. Евладовой с соавт., дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практи-ко-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию [2].

Следовательно, дополнительное образование является важным институтом развития личности, в том числе ее коммуникативной компетентности за пределами образователь-

ных стандартов, с учетом ее индивидуальных особенностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов.

Это основание отмечает А.Н. Кузнецова. По ее мнению, сфера общения в учреждении дополнительного образования выступает как система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Включение детей не только в группу сверстников (как в школе), но и в разновозрастный коллектив, где взаимодействуют люди с разными характерами, привычками, жизненным опытом и ценностями, расширяет рамки развивающего общения, поэтому дети, занимающиеся в объединениях дополнительного образования, имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетентности [3].

В ходе исследования были выделены этапы формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: диагностический, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический этап предполагает исследование у старшеклассников актуального уровня сформированное™ коммуникативной компетентности, мотивации, ценностей, смысложизненных ориентаций, определение целей коммуникативной деятельности.

Деятельностный - ориентирован на приобретение старшеклассниками знаний о понятии, структуре, содержании коммуникативной компетентности; умений анализировать коммуникативную ситуацию (социально-психологические особенности реципиента или группы, механизмы восприятия, детерминанты общения и т. д.); навыков понимания и управления коммуникативным процессом (установление контакта, аргументация, убеждение, преодоление коммуникативных барьеров и т. д.), а также самостоятельное проектирование коммуникативных ситуаций и поиск альтернативных техник их решения. Как отмечает К.И. Фальковская, коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, социально-психологически программировать

процесс общения и осуществлять социально-психологическое управление коммуникативной ситуацией [4]. Это и стало основанием для проектирования содержания деятельно-стного компонента формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

Рефлексивный компонент нацелен на грамотную оценку и осмысление как самой коммуникативной деятельности, так и ее результатов с опорой на ценностно-смысловой компонент личности старшеклассника.

Исходя из этапов, была разработана компонентная структура процесса формирования коммуникативной компетентности, которая включает в себя целевой, содержательный, мотивационно-деятельностный, проективно-творческий и рефлексивный компоненты.

Целевой компонент предполагает оценку учащимися имеющихся у них коммуникативных способностей, опыта и возможностей, готовности к самоутверждению, самовыражению, формированию коммуникативной компетентности с учетом своих образовательных интересов, познавательных потребностей, психологических особенностей и постановку личностно-ориентированных целей в овладении психолого-педагогическими техниками коммуникации как в условиях образовательного процесса, так и неформального взаимодействия.

Содержательный компонент нацелен на приобретение учащимися базовых знаний о коммуникации, ее видах, структуре, понятийном аппарате, средствах и приемах, техниках и технологиях. Данный компонент создает условия для самообразования, анализа коммуникативной ситуации, оценки и рефлексии собственной коммуникативной деятельности.

Мотивационно-деятельностный компонент носит практико-ориентированную направленность и предполагает включенность учащихся в специально-организованную коммуникативную деятельность с целью формирования у них мотивации общения и саморазвития, коммуникативного опыта, овладения ими навыками установления и под-

держания контакта, управления беседой, аргументации своей точки зрения, грамотной самопрезентации и публичного выступления, дистанционного общения, проектирования и решения разных коммуникативных задач.

Проективно-творческий компонент ориентирован на самостоятельное выделение учащимися интересующих их коммуникативных проблем и организацию коммуникативных ситуаций по их разрешению посредством ранее приобретенных навыков общения, самовыражения, анализа и интерпретации, а главное, интеграцию полученного коммуникативного опыта в реальные обстоятельства их жизнедеятельности.

Рефлексивный компонент включает в себя способность учащихся к самоанализу, осмысленное отношение к процессу коммуникации, объективную и субъективную оценку промежуточного и конечного результатов, удовлетворенность ими, способность к саморегуляции и сохранению индивидуальности в коммуникативной деятельности.

Каждый из выделенных нами компонентов сопровождается диагностикой для фиксации объективных показателей динамики формирования коммуникативной компетентности учащихся в условиях дополнительного образования.

Также уже формирование коммуникативной компетентности невозможно без ценностно-смыслового компонента, позволяющего участникам организовывать, анализировать коммуникативную деятельность на основе своих ценностей, смысложизненных ориентаций.

В научной литературе выделяются также уровни сформированности коммуникативной компетентности: базовый уровень, оптимально-адаптивный, творческо-поисковый, рефлексивно-оценочный [5]; ценностно-смысловой, когнитивный, функционально-деятель-ностный, рефлексивный [6].

Исходя из выделенных нами компонентов процесса формирования коммуникативной компетентности, мы также определили уровни ее сформированности у старшеклассников: высокий, средний, низкий. При высоком уровне сформированности коммуника-

тивной компетенции старшеклассник грамотно проводит анализ коммуникативной ситуации; четко формулирует цель коммуникации; использует адекватные коммуникативной ситуации психолого-педагогические техники ведения беседы, ее поддержания, слушания, понимания, управления ею и завершения; владеет навыками ведения устной и письменной, очной и дистанционной, межличностной и межгрупповой, публичной, деловой, межкультурной коммуникации; оценивает процесс и результат коммуникативной деятельности посредством рефлексии; создает и решает коммуникативные задачи; проектирует и реализовывает в жизни коммуникативные ситуации.

При среднем уровне сформированности коммуникативной компетенции: проводит анализ коммуникативной ситуации фрагментарно; не может точно сформулировать цель коммуникации; допускает ошибки в использовании психолого-педагогических техник ведения беседы, ее поддержания, слушания, понимания, управления ею и завершения; владеет навыками ведения только устной или письменной, очной или дистанционной, межличностной или межгрупповой, публичной, деловой, межкультурной коммуникации; слабо рефлексирует процесс и результат коммуникативной деятельности; создает, но с трудностью решает коммуникативные задачи; может спроектировать, но не способен реализовать в жизни коммуникативные ситуации.

Низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности определен тем, что старшеклассник не способен провести анализ коммуникативной ситуации; нет четкой цели коммуникации; не владеет психолого-педагогическими техниками коммуникации; способен вести только устную коммуникацию на обыденном уровне; не умеет рефлексировать, создавать и решать коммуникативные задачи, проектировать и реализовывать в жизни коммуникативные ситуации.

Основными условиями формирования коммуникативной компетентности старше-

классников в системе дополнительного образования являются:

- организационно-технические - наличие аудитории, оборудованной необходимой техникой и имеющей достаточно места для использования активных форм индивидуальной и коллективной работы;

- педагогические - готовность и способность педагогических кадров осуществлять психолого-педагогическую деятельность по формированию коммуникативной компетентности учащихся, владение преподавателями всеми необходимыми для осуществления этой деятельности педагогическими и психологическими техниками и технологиями;

- психологические - готовность и способность старшеклассников воспринимать, понимать, анализировать, интерпретировать, активно и осознанно действовать в процессе обучения с опорой на коммуникативные, аффективные, когнитивные, рефлексивные, ценностные, мотивационные особенности личности;

- методические - наличие методической базы, программы по формированию коммуникативной компетентности у старшеклассников, психолого-педагогического инструментария (техники и технологии), разработанных методических рекомендаций для педагогов и комплекта контрольно-измерительных материалов;

- проектно-исследовательские - возможность старшеклассникам разрабатывать самостоятельные проекты по формированию коммуникативных ситуаций и их разрешению посредством усвоенных знаний, умений и навыков, интеграция с реальными жизненными обстоятельствами, погружение старшеклассников в практико-ориентированную социально-значимую деятельность, что является неотъемлемой частью формирования коммуникативной компетентности старшеклассников;

- профориентационные - ориентация в формировании коммуникативной компетентности учащихся на их профессиональный выбор, отработка практических навыков

коммуникации в их будущей профессиональной деятельности;

- дистанционные - возможность формирования коммуникативной компетентности в онлайн-режиме посредством современных образовательных платформ, где происходит параллельно развитие самостоятельности, ответственности, рефлексии, самоконтроля и других личностных качеств учащихся.

Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования и обеспечения методических условий его реализации была разработана дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа социально-педагогической направленности «Школа успешной коммуникации».

Программа направлена на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников, а именно, на овладение ими навыками межличностного и межгруппового взаимодействия посредством анализа коммуникативной ситуации, проектирования и рефлексии собственной коммуникативной деятельности. Разработанная программа носит не теоретический, а именно практический характер и включает в себя разнообразные психолого-педагогические техники и технологии по формированию вербальной и невербальной коммуникации, преодолению коммуникативных барьеров, выстраиванию отношений с коллективами и отдельными категориями людей, интернет-коммуникации, ведения переговоров, эффективного лидерства, публичного выступления, межкультурной коммуникации.

В качестве методов формирования коммуникативной компетентности используются традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, проекты, а также методы дистанционного обучения.

Таким образом, организацию процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования определяет содержание и структура коммуникативной компетентности, потенциал системы дополнитель-

ного образования, а также предложенная модель формирования, некоторые компоненты (этапы, компоненты, условия, уровни, мето-

ды) которой достаточно подробно были рассмотрены в данном исследовании.

Список литературы

1. Голуб О.Ю. Коммуникативная компетентность в условиях сетевых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19. № 2. С. 126-130. https://doi'org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-126-130

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.

3. Кузнецова H.IL, Кузнецова А.Н. Компетентностный подход в отечественной системе дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ульяновск: Изд-во SIMJET, 2013. С. 519-528.

4. Фальковская К. II. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе. М„ 2008. 111 с.

5. Тесленко В.II, Латынцев С.В. Критерии и уровни сформированное™ у обучаемых коммуникативной компетентности//Психология обучения. 2011. № 10. С. 32-43.

6. Кузнецова А.Н. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 342 с.

References

1. Golub O.Y. Kommunikativnaya kompetentnost' v usloviyakh setevykh vzaimodeystviy [Communicative competence in the conditions of network interactions]. Iz\>estiya Saratovskogo universiteta. Novava seriva. Seriva: Sotsiologiva. Politologiva - lz\>estia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politolo-gv, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 126-130. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-126-130 (InRussian).

2. Evladova E.B., Loginova L.G., Mikhailova N.N. Dopolnitelnoye obrazovanive detev [Supplementary Children Education], Moscow, 2002. (InRussian).

3. Kuznetsova N.I., Kuznetsova A.N. Kompetentnostnyy podkhod v otechestvennoy sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach in the domestic system of additional professional education], Materialy nauchno-prakticheskov konferentsii (zaochnov) s mezhdunarodnvm uchastiyem «Aktual'nyye problemv sovremennogo obrazovaniya: opvt i innovatsii» [Proceedings of the Scientific and Practical Conference (Distant) with International Participation "Current Problems of Modern Education: Experience and Innovations"]. Ulyanovsk, SIMJET Publ., 2013, pp. 519-528. (InRussian).

4. Falkovskaya K.I. Kommunikativnaya kompetentnost' lichnosti molodogo cheloveka v dobrovol'nov sot-si al'noy rabote [Communicative Competence of a Young Person's Personality in Voluntary Social Work], Moscow, 2008, 111 p. (InRussian).

5. Teslenko V.I., Latyntsev S.V. Kriterii i urovni sformirovannosti u obuchayemykh kommunikativnoy kom-petentnosti [Criteria and levels of formation of communicative competence in students]. Psikhologiva obu-cheniva [Psychology of Teaching], 2011, no. 10, pp. 32-43. (InRussian).

6. Kuznetsova A.N. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti kak mekhanizm sotsializatsii lichnosti v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: dis. ... kand. ped. nauk [Development of Communicative Competence as a Mechanism of Personality Socialization in the Institution of Supplementary children Education. Cand. ped. sci. diss.]. Ulyanovsk, 2007, 342 p. (InRussian).

Информация об авторах

Бедина Вера Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, уегшюйтЬох.ги, https://orcid.org/0000-0001-6571-0394

Мелехова Виола Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, саз8апс1га1(й)уапс1ех.ги, https://orcid.org/0000-0001-5257-8718

Позднякова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, па1а_рог(й)таД.ги, https://orcid.org/0000-0003-0712-2863

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 13.07.2020

Одобрена после рецензирования 19.08.2020

Принята к публикации 26.02.2021

Information about the authors

Vera Y. Bedina, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of General and Clinical Psychology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, verusic(S)inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6571-0394

Viola M. Melekhova, Candidate of Psychology, Associate Professor of Defectology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, cassandral(S)yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5257-8718

Natalya V. Pozdnyakova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, nata_poz(S)mail.ru, https: //orcid. org/0000-0003-0712-2 863

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 13.07.2020 Approved after reviewing 19.08.2020 Accepted for publication 26.02.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.