^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи
вичному элементу операционного риска, то проверка на непревышение допустимого уровня осуществляется поэлементно. В противном случае рассчитывается суммарный риск первичных элементов и оценивается на допустимый уровень его величина.
Так как предложенная последовательность нацелена на управление рисками банка, осуществляющего внедрение инноваций в практику банковского бизнеса, профиль операционного риска был расширен за счет введения в него, помимо семи первичных элементов, юридического риска, а также внедренческого риска и риска неэффективности. Расчет и проверка уровня этих элементов операционного риска проводятся в отдельных блоках. Итогом является выход на суммарный показатель операционного риска.
В соответствии с рекомендациями Базель II в модели предполагается промежуточный расчет достаточности капитала банка с учетом влияния на него не только кредитного и рыночного, но и операционного риска.
Последние три блока относятся к этапу мониторинга. Так как кредитным организациям
рекомендуется регулярно производить оценку операционного риска в целом по банку и отслеживать его распределение по направлениям деятельности и его внутренним бизнес-процессам [1], в модели предполагается расчет лимитов потерь на операционный риск в разрезе бизнес-процессов. Эффективность управления достигается хорошо отработанной системой внутренней управленческой отчетности, обеспечивающей осведомленность как высшего звена руководства, так и руководителей ключевых подразделений.
Таким образом, управление рисками на корпоративном уровне стало назревшей необходимостью для банков со сложной многоуровневой структурой. Без интеграции разрозненных систем риск-менеджмента банки несут наибольшие издержки, а наблюдающиеся процессы глобализации в банковском бизнесе только обостряют проблему риск-менеджмента и стимулируют внедрение интегрированной системы управления банковскими рисками, неотъемлемой частью которой является подсистема управления операционным риском.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях: Письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 г. № 76-Т [Электр. рес.]. База данных «Консультант плюс». URL: компьютерная сеть СПбГПУ.
2. Балабанов И. Т., Гончарук О. В., Савин-ская Н. А. Деньги и финансовые институты. СПб.:
Питер, 2000. 224 с.
Дубова С.Е. Анализ рискообразующих факторов в системе управления рисками // Финансы и кредит. 2006. № 7(211). С. 38-45.
4. Соколов Ю.А., Амосова Н.А. Система страхования банковских рисков: [Науч. издание]. М.: Элит, 2003. 288 с.
УДК 657:368
Стафиевская М.В.
Социально-психологические аспекты управления
бухгалтерскими рисками
Бухгалтерской отчетности свойственна значительная степень неопределенности, которая связана с процессом ее создания и представления, а также с принятием на ее основе решений инвесторами и кредиторами.
Искажения в бухгалтерском учете могут возникать в процессе ведения учетной работы в результате ошибок или нарушений.
В книге «Основы теории бухгалтерского учета» Я.В. Соколов предлагает следующую сис-
тему классификации ошибок в бухгалтерской отчетности.
1. По умыслу:
а) невольные - возникающие без злого умысла;
б) умышленные - возникающие по злой воле работника.
2. По причинам:
а) утомление бухгалтера;
б) небрежность;
в) неисправность техники.
3. По последствиям:
а) локальные - когда допущенная ошибка не влечет за собой последующих ошибок;
б) транзитные - когда одна ошибка влечет за собой последующие ошибки.
4. По значимости:
а) значимые - влияющие на принятие решения;
б) незначимые - не влияющие на принятие решения.
5. По месту возникновения:
а) в тексте - исправляемые корректурным способом;
б) в числах - нахождение их осуществляется по специальным правилам;
в) в разноске - возникающие при переноске бухгалтерских записей.
6. По содержанию:
а) по полноте - когда часть фактов пропущена и в целом хозяйственная ситуация отражена в учете неадекватно;
б) по достоверности - когда фиксируется то, что отсутствует в реальной жизни;
в) в периодизации - вследствие нарушения принципа идентификации, когда факты хозяйственной жизни отражаются не в том отчетном периоде, к которому их можно отнести;
г) в бухгалтерской корреспонденции - когда факты хозяйственной жизни фиксируются бухгалтером не на тех счетах, которые определены принятым планом счетов.
Ошибки в бухгалтерской отчетности могут носить как методический, так и технический характер.
К нарушениям относится преднамеренное отражение в учете операций в порядке, не соответствующем условиям хозяйственных договоров и требованиям законодательства Российской Федерации.
Риски, обусловленные организацией бухгалтерского учета на предприятии, заключаются в том, что созданная бухгалтером информационная система не позволяет формировать финансовую информацию, отвечающую требованиям обеспечения непрерывности деятельности предприятия.
Возникает необходимость в оценке качества системы информационного обеспечения. Такая оценка в процессе принятия решений предполагает изучение в организации действующей нормативной документации, регулирующей функционирование информационной системы и регламентирующей процесс принятия решений и контроль их выполнения, а также характеристики основных информационных потоков.
Успешное функционирование организации достигается за счет эффективного контроля, позволяющего финансовым менеджерам получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Любая организация постоянно находится под угрозой нарушения экономической безопасности, которая обусловлена ведением бухгалтерского дела. Процесс управления бухгалтерскими рисками предполагает выработку концепции внутреннего контроля, ориентированного на риск - риск-ориентированного контроля по бизнес-процессам. Риск-ориентированная система внутреннего контроля базируется на оценке рисков по ключевым бизнес-процессам и позволяет направлять усилия организации на минимизацию возможных существенных потерь в точках контроля, характеризующихся повышенным риском. Процесс управления рисками бухгалтерского дела предполагает создание отдельного отдела управления рисками бухгалтерского дела в организации системы внутреннего контроля, ориентированного на риск.
Отдел управления рисками бухгалтерского дела предполагается создать в структуре секторов, которые будут работать во взаимодействии, выполняя общую цель в системе, при этом имея собственные задачи и предназначение.
Система управления рисками бухгалтерского дела предполагает не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловленных выполнением одной сложной функции, которая и возможна лишь
благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих в структуре секторов. Работа секторов по управлению рисками предполагает, в свою очередь, использование различных методов управления: лимитирование, страхование, самострахование, управление конфликтами, аутсорсинг. Одним из секторов в системе управления рисками должен быть сектор управления конфликтами.
Везде, где существует взаимодействие людей, возникают конфликты.
Объектами возможных конфликтов являя-ются:
1) денежные средства в виде налоговых платежей, подлежащие перечислению в бюджет с целью формирования доходов государства;
2) разные подходы к реализации прав и обязанностей как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов;
3) разные подходы к реализации прав и обязанностей членов коллектива.
Условиями, в которых возникает конфликт, являются:
1) сильная перегрузка и моральный прессинг как у представителя налогового органа, так и у бухгалтера, что приводит к излишней нервозности в их отношениях;
2) наличие недостаточно четко проработанных положений законодательства, что приводит к спору с налоговой инспекцией;
3) внутренние субъективные факторы;
4) общая низкая культура и отсутствие знаний об управлении конфликтами.
Организационно-управленческий конфликт -это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
Для жизнедеятельности любого коллектива характерно постоянное возникновение и преодоление многочисленных коллизий в общении.
О наличии конфликта можно судить по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям, определенным признакам, что выявляется в процессе стороннего наблюдения, а также тестирования.
Внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим, вызывая тем самым межличностный конфликт.
Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе.
Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту, который возникает в связи с противостоянием на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом.
Выявление и разрешение конфликтов значительно снижает риски предприятия.
К структурным методам управления организационно-управленческим конфликтом относятся следующие:
четкая формулировка требований - разъяснение требований к результатам каждого конкретного работника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы;
использование координирующих механизмов - строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами «конфликтных ситуаций»;
постановка единых целей, формирование общих ценностей - этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации; эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества;
система поощрения - установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников.
Управление конфликтным противостоянием включает и межличностные способы преодоления конфликтов. Поиск приемлемого решения осуществляется преимущественно за счет взаимосвязанных уступок. Решение проблемы как
сотрудничество - этот стиль, основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождения во взглядах - неизбежный результат того, что у каждого есть право на свои представления обо всем. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход. В данной ситуации идет поиск устраивающего всех решения проблемы.
Результаты исследования оформляются в виде отчета сектора «управления конфликтами» и являются конфиденциальной информацией отдела по управлению бухгалтерскими рисками.
Полученная информация позволяет во-время предотвратить конфликт или его последствия, нормализовать климат в коллективе, создать благоприятную атмосферу, что способствует снижению количества ошибок в бухгалтерской отчетности, носящих технический характер, и, как результат, способствует снижению бухгалтерских рисков.
Для эффективного снижения рисков бухгалтерского дела требуется высокий уровень квалификации бухгалтера, поэтому необходимо проводить взвешенную кадровую политику и предъявлять к уровню специалистов высокие требования. Сектору разрешения конфликтов рекомендуется не только применять тестирова-
ние при приеме на работу, но и проводить ежемесячные семинары по снижению вероятности конфликтов между работниками и с налоговой инспекцией.
Надо отметить, что бухгалтер предприятия, ежедневно пребывая в ситуации рисков, как и в решении своих социальных проблем, находится в постоянном стрессе, что отрицательно сказывается на его здоровье, здоровье его детей и, в целом, на здоровье будущих поколений. Сегодня не каждый работодатель может позволить оплату работникам санаторно-курортного лечения за счет своих средств, «на помощь» призваны органы социального страхования и обеспечения. Перед работодателем здесь стоит вопрос: какую сумму денежных средств необходимо выделить работнику и чем руководствоваться при такой процедуре.
Порядок оплаты путевок, безусловно, регламентирован, но иногда возникает субъективизм в решении проблемы. Выход из ситуации видится в создании на каждом предприятии индивидуальных накопительных счетов, что должно регламентироваться соответствующим внутренним положением, предопределяющим распределение выделенного резерва на оплату путевок между работниками предприятия органами социального страхования и обеспечения. Дополнительным источником при этом может стать выделение части прибыли работодателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 192 с.
2. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000. 496 с.
3. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление
рисками: Учеб. пособие. М.: Велби: Проспект, 2003.
4. Хохлов Н.В. Управление риском. М.: Юнити-Дана, 2003. 239 с.
5. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: Учеб. пособие. М.: КноРус, 2007. 280 с.