РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ:
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Кузнецова Л.Н.
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Тенденция укрупнения бизнеса и усложнение взаимосвязей между входящими в него элементами объективно повышают требования к качеству информации, в том числе и учетной, при принятии экономических решений различными субъектами экономической деятельности. Бухгалтерский учет в существующих организациях не только источник информации, но и элемент формирования экономической политики, инструмент бизнеса, механизм управления производством продукции, оказания услуг. Система бухгалтерского учета в современной организации строится на процессном подходе и, как все процессы, требует совершенствования. Построение бухгалтерского учета в виде процессов является условием создания единой системы управления бизнес-процессами. В российских компаниях, являющихся лидерами в своих отраслях, данное направление совершенствования менеджмента реализуется несколько лет, однако, подавляющее количество организаций вопросами регламентации бизнес-процессов не занимаются, что еще больше отдаляет их от лидеров.
Развитие бухгалтерского учета в России должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в организации и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Успешное взаимодействие бухгалтерского учета и менеджмента возможно при решении определенной задачи - сочетания учетных стандартов со стандартами управления
и глобальной системой управления качеством.
В настоящее время единого подхода к определению бизнес-процесса не сложилось. Основная его характеристика заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя
внутреннего или внешнего. Можно выделить следующие подходы к понятию «бизнес-процесс»:
- как действия (организационная деятельность);
- как получение продукта - одна из основных целей процесса;
- как специальной системы;
- как механизма получения добавочной стоимости.
Большинство авторов полагают, что в основе бизнес-процесса лежит действие или деятельность. Б. Андерсен считает, что бизнес-процесс - это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [1, с 25]. Наиболее широко трактует бизнес-процесс В. Деминг «это любые виды деятельности в работе организации» [6, с.23].
К. Прахалад и М. Кришнан подчеркивают, что бизнес-процесс - это не столько действие, сколько связь между стратегией бизнеса, бизнес-моделями и текущими операциями. Это материальное воплощение сути бизнес-модели.
Бизнес-процессы определяют суть логических зависимостей между видами деятельности, выполняемыми в фирме, а также взаимоотношениями с потребителями [5, с. 91].
Е. Зиндер обращает внимание на использование ресурсов в ходе бизнес-процесса для создания или получения полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга [6, с.27]. Таким образом, бизнес-процесс (процесс) в наиболее обобщенном виде - это последовательность повторяющихся действий, необходимых для достижения планируемого результата деятельности организации и имеющих входы и выходы. Основной особенностью бухгалтерского учета является функционирование на основе информации, что должно учитываться при построении учетных процессов в организации. Выделяя бухгалтерский учет в единый бизнес-процесс, Я.В. Соколов и М.М. Каверин указывают, что это совокупность операций подразделений предприятия, формирующих последовательный поток операций от поставщиков через основную деятельность к покупателям [8, с. 401]. Принимая за основу точку зрения Я.В. Соколова и М.М. Каверина, ее следует дополнить, так как заинтересованных лиц в информации бухгалтерского учета много больше, чем поставщиков и покупателей. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России определены две группы
- внутренние и внешние пользователи информации.
Характеризуя учетные бизнес-процессы, Д.В. Павлов отмечает, что это совокупность однородных регламентированных учетных процедур, преобразующих исходные данные
(входы) в результатную информацию (выходы, продукты) [4, 59]. Применяя поведенческий подход, Я.В. Соколов и М.М. Каверин определяют бизнес-процесс «как поток работ, переходящих
от одного человека к другому» [8, с. 401].
Процессы должны выстраиваться в соответствии с целями организации и отвечать требованию эффективности, под которой следует понимать соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.
Процессы существуют объективно и являются естественным отражением деятельности организации, но чтобы ими управлять, их необходимо правильно выделять, описывать и оптимизировать. В организациях, подходящих системно к разработке бизнес-процессов, возможно укрупнение бизнес-процессов объединение их в бизнес-сценарии. В свою очередь бизнес-процессы являются объединением подпроцессов или бизнес-функций. Бизнес-процессы определяются как информационными технологиями, так и квалификацией персонала. Чтобы разработать качественный бизнес-процесс, необходимо уделять внимание базам данных, БКР-системам, программному обеспечению, компьютерному оборудованию, достаточной мощности серверов. Необходимая профессиональная подготовленность персонала, обладание необходимыми навыками и умениями позволяют изменять и совершенствовать бизнес-процессы, которые должны стать частью социальной инфраструктуры организации.
Формированию эффективных бизнес-процессов способствует их правильная классификация, которая может осуществляться по разным признакам, но чаще всего выделяются основные и вспомогательные процессы (В. Альш-нер, А. Горохов, О.Д Каверина,М. Робсон, З.В. Удалова, Ф. Уллах).
Я.В. Соколов, М.М. Каверин к вспомогательным процессам относят процессы по аналогии со вспомогательным производством [8, с. 404]. Такие авторы, как Б. Андерсен [1, с. 26] и З.В. Удалова [7, с. 43-44], дополнитель-
но выделяют процессы развития и совершенствования, что представляется оправданным. Для целей совершенствования сформированы учетные бизнес-процессы производственной организации по следующим направлениям:
- развития и совершенствования;
- операционные;
- управленческого учета;
- формирования и представления отчетности;
- поддерживающие.
Формализация и подробное описание учетных процессов позволяют
ими управлять. Необходимое управление бизнес-процессом достигается при его грамотном проектировании. Бизнес-процесс будет определен, если определены все входы (I), выходы (О), управления (С), механизмы (М), процессы преобразования (А) и функция оценки производительности (П) [2, с. 18].
Управления бизнес-процессом представляют внешние по отношению к процессу законодательство, правила, стандарты, непосредственно затрагивающие в ходе преобразования решения (табл.1)
Таблица 1. Адаптация учетного бизнес-процесса к внешней среде
Управление Описание
С1 Гражданское, налоговое законодательство
С2 Законодательство о бухгалтерском учете: законы, Положения по бухгалтерскому учету, методические рекомендации и т.д.
Сз Учетная политика организации, внутренние стандарты, инструкции и т.д.
Входы бизнес-процесса представляют собой информацию о фактах хозяйственной жизни организации, из-
менения внешней (изменения курса рубля, судебное решение и т.п.) и внутренней среды (табл. 2).
Таблица 2. Входы учетного бизнес-процесса
Входы Описание
I 1 Информация о фактах хозяйственной жизни, требующих учетных и контрольных процедур.
1 2 Первичные учетные, оправдательные, сводные и иные документы, фиксирующие факт хозяйственной жизни
1 3 Информация от поставщиков, покупателей, партнеров и иных контрагентов организации
I 4 Аналитическая информация
Выходом учетных бизнес- бухгалтерского и налогового учета
процессов будет информация, оформ- (табл. 3).
ленная в виде различных документов
Таблица 3. Выходы учетного бизнес-процесса
Выходы Описание
О і Результат исполнения учетных и контрольных процедур в виде документов, элементов баз данных и т.п. и осуществление контроля: внутренний аудит, и т.п.
О 2 Сводная информация, производственная отчетность
О з Аналитическая информация об изменениях внутренней и внешней среды
О 4 Бухгалтерская, налоговая, производственная, статистическая отчетность
В качестве ресурсов учетных бизнес-процессов следует рассматривать персонал, занимаемые служебные площади, оборудование, используемое в
ходе преобразования информации со входа в бизнес-процесс до его выхода (табл. 4).
Таблица 4. Ресурсы учетного бизнес-процесса
Ресурсы Описание
М 1 Работники бухгалтерии и другой тесно связанный с ними персонал (например, работники отдела снабжения и др.)
М 2 Служебные площади, используемые работниками бухгалтерии
М 3 Оборудование, используемое для осуществления учетного процесса (компьютеры, программное обеспечение, средства связи: телефоны, Интернет и др.)
М 4 Инструменты (программное обеспечение, формализованные учетные процедуры, например, сборник рекомендованных проводок и др.).
Учетные бизнес-процессы следу- как идентификация потребителей (П)
ет дополнить такой характеристикой, информации (табл. 5).
Таблица 5. Потребители учетных бизнес-процессов
Потребители Описание
П1 Внутренние пользователи отчетности
П2 Внешние пользователи отчетности
Пз Другие бизнес-процессы
Система учетных процессов должна быть направлена на решение задач бухгалтерского учета, их разработка является объемной задачей: процессы в производственной, строительной, сельскохозяйственной, торговой и иных организациях будут значительно различаться. Масштаб деятельности, организационно-правовая форма и
структура также оказывают влияние на структуру учетных процессов. Бизнес-процессы можно декомпозировать на подпроцессы и бизнес-функции, что позволяет прописать их более детально.
Направления бизнес-процессов с детализацией на подпроцессы для крупной производственной организации систематизированы в таблице 6.
Таблица 6. Классификация учетных бизнес-процессов с детализацией
на подпроцессы
1. Бизнес-процессы развития и совершенствования___________________________________________________
Мониторинг внешней среды: изменение законодательства, действия конкурентов.
Организационное управление: формирование учетной политики, внутренних стандартов, принципов взаимодействия с партнерами.
Документооборот: формы документов, графики документооборота.
Планирование налоговой стратегии, применение налогового менеджмента.
Формирование дивидендной политики.
Стратегическое развитие: учет инноваций; оценка эффективности деятельности организации стратегический учет; формирование прогнозной отчетности.
Управление проектами: проведение самооценки сотрудников бухгалтерии; проведение экспертной оценки учетного процесса и формирования отчетности;
Бенчмаркинг.
2. Операционные бизнес-процессы
Учет внеоборотных активов: учет вложений во внеоборотные активы, учет основных средств, учет лизинга, учет долгосрочной аренды, учет долгосрочных финансовых вложений.
Учет материальных запасов: учет материалов, учет краткосрочных финансовых вложений.
Учет затрат на производство: учет прямых затрат на производство: списание затрат на товарный выпуск по норме, учет отклонений от норм, свод затрат на производство.
Учет косвенных затрат (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
сбор и учет затрат по давальческому сырью.
Учет брака.
Инвентаризация незавершенного производства.
Учет затрат на непроизводственные расходы.
Учет затрат на вспомогательное производство: учет списания затрат со счета вспомогательного производства, закрытие счета вспомогательного производства, сводный учет на производство.
Калькулирование фактической себестоимости товарного выпуска.
Формирование производственной отчетности; отчетная калькуляция на единицу изделия.
Учет наладки оборудования.
Управление денежными потоками: учет денежных потоков от текущей деятельности, учет денежных потоков от инвестиционной деятельности, учет денежных потоков от финансовой деятельности.
Учет расчетов: учет расчетов с поставщиками, покупателями, прочими контрагентами.
Учет расчетов с персоналом: учет вознаграждений работникам, расчеты по социальному страхованию, учет расчетов по командировкам, учет расчетов по подотчетным суммам, учет расчетов по прочим операциям.
Учет расчетов по налогам и сборам.
Учет расчетов с учредителями.
Учет собственного капитала: учет уставного капитала; учет добавочного капитала; учет резервного капитала.
Учет экологических затрат: учет капитальных вложений.
Учет текущих расходов.
Формирование оценочных обязательств.
Учет и раскрытие информации о забалансовых статьях: учет обеспечений, выданных организацией в форме поручительств третьим лицам.
Признание активов в бухгалтерском балансе.
Формирование информации о финансовых инструментах срочных сделок (форварды, фьючерсы, опционы, свопы и т.д.).
3. Бизнес-процессы управленческого учета
Формирование бюджетов.
Контроль исполнения бюджетов.
Контроль затрат.
4. Бизнес-процессы формирования и представления отчетности
Подготовка и представление отчетности внутренним пользователям: производственной; прогнозной; исполнения бюджетов.
Подготовка и представление отчетности внешним пользователям: финансовой промежуточной и годовой; статистической; формирование и представление налоговых деклараций.
Внесение исправлений в отчетность.
Формирование отчетности по устойчивому развитию.
5. Бизнес-процессы поддерживающие Организация внутреннего контроля.
Обеспечение инфраструктуры работы бухгалтерии (компьютерное обеспечение, информационные технологии, организация рабочих мест и т.д.).
Управление персоналом бухгалтерии: раскрытие творческих способностей, повышение квалификации, разработка информационных систем управления.
Информационная безопасность.
Выделение в отдельную группу процессов развития (совершенствования) и соответствует потребностям современного управления, так как при конкуренции совершенствование является обязательным условием успешной деятельности. Сформированные процессы необходимо систематически тестировать на эффективность.
На неэффективность учетных бизнес-процессов могут указывать следующие недостатки:
- большое число ошибок при протекании бизнес-процесса, низкое качество формируемой информации;
- отсутствие необходимых учетных процедур для формирования информации;
- наличие избыточных учетных процедур, когда затраты на получение информации превышают эффективность от ее использования;
- несоответствие необходимым критериям конкретных правил, учетной политики, внутренних стандартов;
- завышенная длительность бизнес-процесса.
Причины неэффективности процессов должны анализироваться и устраняться. Построение бизнес-процессов не может быть самоцелью. Одной из целей является эффективное управление компанией. Управление бизнес-процессами можно определить как развитие процессного подхода, изначально сформированного в системах менеджмента качества и реинжиниринга. Последующее развитие процессный подход получил с ростом качественных информационных систем. Появление нового класса информационных систем, которые позволяют построить модель бизнес-процесса на языке диаграмм, блок-схем, установить степень допуска к системе, осуществить мониторинг выполнения каждого всех элементов системы, создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования как самих бизнес-процессов, так и системы их управления.
Наиболее распространенными инструментами совершенствования бизнес-процессов является реинжиниринг и бенчмаркинг.
Реинжиниринг бизнес-процессов, по мнению М. Хаммера и Д. Чампи, -это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения конкретных улучшений в основных показателях деятельности предприятия» [9]. Цель реинжиниринга - гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям в запросах потребителей. При реинжиниринге фокусируется внимание на радикальных улучшениях, позволяющих резко повысить качество, уменьшить длительность цикла, умень-
шить издержки посредством кардинального изменения процессов.
В условиях существующей конкуренции, обострившейся в период финансового кризиса, для выживания современные компании должны заниматься совершенствованием своей деятельности постоянно. Бенчмаркинг - сравнение различных процессов в собственной организации с лучшими методами организации производства в иных субъектах. В ходе сравнения выявляются отклонения как в лучшую, так и в худшую сторону.
Некоторые авторы определяют бенчмаркинг в узком смысле как сравнительный анализ бизнес-процессов [3, с.7]. Бенчмаркинг бизнес-процессов -деятельность по измерению определенных показателей и функций инновационных процессов для их сопоставления с предприятиями-лидерами, характеристика которых признана совершенной. Большинство авторов согласны, что одной из основных задач бенчмаркинга является сопоставление бизнес-
процессов организации с эталонными бизнес-процессами с целью их совершенствования.
В качестве сравнительного анализа бизнес-процессов бенчмаркинг -это процесс идентификации, описания и адаптации выдающихся достижений в области операционной и финансовоэкономической деятельности компаний с целью улучшения показателей эффективности организации путем соответствующей реструктуризации ее бизнес-процесса.
Сравнительная характеристика различных инструментов совершенствования бизнес-процессов приведена в таблице 7.
Таблица 7. Сравнительная оценка характеристик реинжиниринга и бенчмаркинга
Характеристика
Реинжиниринг
Бенчмаркинг
Время на разработку решения 9 - 12 месяцев 3 -4 месяца
Сокращение стоимости и времени цикла процесса 60 - 90 % 20 - 50%
Улучшение качества От 20 до 100 % От 10 до 150 %
Время на корректирующие ответные действия От 5 до 10 % От 5 до 10 %
Основная проблема Необходимо много данных Новая организационная структура
Для достижения успеха нельзя сосредоточиться только на чем-то одном, надо применять различные инструменты. Улучшения в организации должны осуществляться постоянно, поэтому в классификации процессы совершенствования и развития выделены в отдельную группу, особое место в ней занимает бенчмаркинг. В отдельный учетный процесс выделяет бенчмаркинг
З.В. Удалова [7 с.44].
М. Кузнецов обращает внимание, что сравнительный анализ бизнес-процессов выполняет не только свою прямую функцию, помогая организации решить конкретную задачу улучшения своего бизнеса, но и важнейшую косвенную функцию - создания новой, более эффективной, более конкурентоспособной корпоративной культуры. Сравнительный анализ бизнес-процессов является компонентом передового стиля работы и воспитывает этот стиль, реально формируя организационно-
управленческую культуру, опирающуюся на передовые информационные и коммуникационные технологии [3, с.
14].
Проведенное исследование позволило провести классификацию учетных бизнес-процессов, выделив в ней группу процессов развития и совершенствования. Особое место в выделенной группе занимает бенчмаркинг. Непрерывное совершенствование учетных процессов - это не отдаленные, а обоснованные сегодняшние требования развитого конкурентного рынка. Если руководители продолжают применять одни и те же процессы, пусть даже хоро-
шо отлаженные, без регулярного анализа их соответствия лучшим процессам, с учетом быстроменяющейся деловой среды, очень быстро система бухгалтерского учета перестанет удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей отчетности. Чтобы оставаться среди лидеров, в организации должны быть сформированы процессы совершенствования, самым распространенным и эффективным из которых является бенчмаркинг.
Библиографический список
1.Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ./Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.
2.Долятовский В.А., Долятовский Л.В. Адаптивное управление в экономических системах: теория и методология/ Модернизация российской экономики: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2011 г. / Ростов-на-Дону, 2011. - 341 с.
3.Кузнецов М.И. Методология управления в информационном обществе; Системное обозрение/РАН. ИНПОН, Центр науч.-информ. Исслед. по науке, образованию и технологиям; отв. Ред. Ализаде А. А. - М.: 124 с.
4.Павлов Д.В. Особенности моделирования учетных бизнес-процессов // Экономический анализ: теория и практика.
- 2009 - № 16.
5.Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: Создание ценности совместно с потребителем:
Пер с англ. - М.: Альбина Паблишерз: Изд. Юрайт, 2011. -258 с.
6.Рубцов С.В. Уточнение понятия «биз-нес-процесс» // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001, № 6, с.26 - 33.
7.Удалова З.В. Особенности бизнес-процессов в сельскохозяйственных организациях и их влияние на формирование учетно-аналитического обеспечения
// Учет и статистика. - 2010, № 4 (20), с. 40-48.
8.Управленческий учет: учеб. пособие/ под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2011. - 428 с.
9.Хаммер М., Чампи Дж. Совершенство управления процессами. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.