8. «О strahovanii vkladov fizicheskih lits v bankah Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 28.12.2013): Feder. zakon ot 23.12.2003 g. № 177-FZ // Ros. gaz. 2013. 31 dek.
“Competition of saving alternatives” in the process of mobilization of public savings
There is proved that the process of transformation of unorganized savings into organized ones takes place in the order of "competition of saving alternatives" (banks andparabanks). In particular, there is suggested the classification of saving alternatives both from the position of a saver and from the position of financial institutions.
Key words: savings, competition of saving alternatives, commercial bank, saver, financial institution.
(Статья поступила в редакцию 21.02.2014)
о.Г. вандина
(Армавир)
отраслевые особенности формирования бизнес-процессов строительных организаций
Рассмотрены определения бизнес-процесса в интерпретации разных ученых, классификация бизнес-процессов, этапы бизнес-процессов, формируемых в учетно-аналитической системе, а также взаимосвязь бизнес-процессов строительной организации.
Ключевые слова: бизнес-процесс, бизнес-аналитик, учетно-аналитическая система, строительство, финансовый учет, налоговый учет, управленческий учет, строительно-монтажные работы.
Бизнес-процесс для предприятия представляет собой ту совокупность действий, мероприятий, связей между подразделениями компании, а также между компанией и внешним миром, которая и составляет основу жизнедеятельности компании. Внешние потребители предъявляют спрос на выход, который
является отправным пунктом и конечным продуктом бизнес-процесса [11].
Бизнес-процесс - сложное понятие, которое содержит в себе два элемента - бизнес и процесс. Под процессом подразумевается некий логический ряд взаимосвязанных действий, которые модернизируют вход в результаты или выход. Понятие «бизнес-процесс» представлено в табл. 1.
Таблица 1
определение бизнес-процесса в интерпретации разных ученых
Ученый Интерпретация бизнес-процесса
M. Хаммер, Д. Чампи Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [10]
М.Е. Портер Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [8]
М.Г. Эрикссон Цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей
Е.Г. Ойхман, Э.М. Попов Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству (или полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса) [7]
Е.З. Зиндер Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга [6]
© Вандина О.Г., 2014
Любые мероприятия, происходящие внутри предприятия, можно рассматривать либо как сам бизнес-процесс, либо как его составную часть, в связи с тем, что каждый бизнес-процесс имеет внутреннего или внешнего потребителя. Бизнес-процесс - последовательность действий, направленных на получение заданного результата. При этом под последовательностью понимается порядок действий, где действие - элементарная работа, которая выполняется одним исполнителем. Результатом является описание некоего ожидаемого объекта. В строительной компании участники бизнес-процесса распределяют между собой выполняемые действия. К субъектам бизнес-процесса относятся лица, непосредственно выполняющие действия, а также контрагенты (заказчики, поставщики материалов, государственные чиновники).
в качестве клиента бизнес-процесса может выступать другой бизнес-процесс. в цепочку обычно входят операции, которые выполняются по определенным бизнес-правилам. под бизнес-правилами понимают способы реализации бизнес-функций в рамках бизнес-процесса, а также характеристики и условия выполнения бизнес-процесса [6].
Составляющие бизнес-процесс действия могут выполняться людьми (вручную или с применением компьютерных средств или механизмов) или быть полностью автоматизированы. порядок выполнения действий и эффективность работы того, кто выполняет действие, определяют общую эффективность бизнес-процесса. Задачей каждого предприятия, стремящегося к совершенствованию своей деятельности, является построение таких бизнес-процессов, которые были бы эффек-
тивны и включали только действительно необходимые действия.
Обеспечить прозрачность хода бизнес-процессов важно, потому что только в этом случае владелец бизнес-процесса (сотрудник компании, управляющий ходом бизнес-процесса и несущий ответственность за его результаты и эффективность), бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь ясное представление о том, как организована работа.
Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.
Существующие на предприятии бизнес-процессы можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет своеобразную специфику (рис. 1). основополагающие (основные) бизнес-процессы образуют доходы предприятия; снабжающие (обеспечивающие) поддерживают инфраструктуру организации; бизнес-процессы учета способствуют проведению учета на предприятии, а бизнес-процессы развития развивают организацию.
Приведенная выше классификация бизнес-процессов является одной из самых распространенных в практике. Разберем, что из себя представляет каждая из предложенных групп.
основополагающие бизнес-процессы -процессы, которые определяют доходы строительных предприятий, профиль бизнеса и имеют стратегическое значение. Эти процессы конкурентоспособная организация должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли [9].
К бизнес-процессам, составляющим основополагающую группу, относят процессы:
• производящие добавленную стоимость продукции, которую изготавливает организация;
• итогом которых становится создание продукции, вызывающей наибольший интерес у внешнего клиента;
• прямонаправленные на максимальное получение прибыли.
Второй группой бизнес-процессов выделенных при описании деятельности предприятий строительной отрасли являются снабжающие процессы. По сравнению с основополагающими, бизнес-процессы снабжения направлены на достижение других целей. Так, снабжающие бизнес-процессы поддерживают инфраструктуру предприятия, а основополагающие, в свою очередь, ориентированы на изготовление продукта и обеспечение потребностей клиента. Данная группа процессов крайне необходима для того, чтобы предприятия продолжали свою деятельность, однако клиент за них платить
никак не готов. к клиентам снабжающих процессов относят внутренних клиентов, под которыми понимают подразделения и сотрудников организации. к числу снабжающих бизнес-процессов можно отнести такие бизнес-процессы, как административнохозяйственное обеспечение, обеспечение безопасности, юридическое обеспечение и т.д. [2].
к группе снабжающих бизнес-процессов относят следующие:
• процессы, клиентами которых являются основные процессы, структурные подразделения и сотрудники организации;
• процессы, на которых построена инфраструктура предприятия.
третья группа бизнес-процессов - это процессы учета, или обеспечивающие. они, в первую очередь, необходимы для руководства предприятия, т.к. позволяют осуществлять учетную деятельность на предприятии. к учетным бизнес-процессам можно отнести финансовый, налоговый, управленческий учет.
Рис. 3. Пример описания бизнес-процесса строительного объекта (составлено автором)
Бизнес-процессы учета
1 1 Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет і і
' 1 і і і
1 1 1 Бухгалтерский анализ Налоговый анализ Управленческий анализ і і
1 I 1
1 1 Бухгалтерский аудит Налоговый аудит Управленческий аудит і і
Основные бизнес-процессы
Управление проектом
Проведение преддоговорной работы с заказчиком
Поставка
строительных
материалов
Строительство
объекта
Выполнение функций заказчика
Обеспечивающие бизнес-процессы
Административно-хозяйственное обеспечение г -ч Ремонт строительной техники и оборудования Г Л Обеспечение безопасности
Условные обозначения:
---------------- учетно-аналитическая система;
— ■ — ■ — ■ - управленческая учетно-аналитическая система;
............. - обеспечивающая учетно-аналитическая система.
рис. 5. Взаимосвязь бизнес-процессов строительной организации (составлено автором)
Бизнес-процессы развития составляют последнюю группу и включают в себя процессы, направленные на:
• извлечение прибыли в долгосрочной перспективе;
• рационализацию и прогрессирование деятельности компании [9].
типовая структура бизнес-процессов, формируемых в учетно-аналитической системе, состоит из этапов, указанных на рис. 2.
Строительное производство характеризуется сложной системой организации учета и состоит из нескольких бизнес-процессов (см. табл. 2 на с. 131).
В свою очередь, каждый бизнес-процесс описывается последовательностью действий. Для удобства функционирования таких сложных систем в рамках бизнес-процессов возникает потребность сгруппировать действия и описать их в виде подпроцесса.
Таблица 2 Классификация бизнес-процессов строительной организации (составлено автором)
Подпроцесс - это часть бизнес-процесса, выделенная по какому-либо критерию [1]. Пример описания бизнес-процессов объекта строительства представлен на рис. 3 (см. с. 129).
Для описания бизнес-процессов необходимо выполнить следующие действия:
- описать бизнес-процесс верхнего уровня;
- разбить верхний бизнес-процесс на бизнес-процессы первого уровня;
- разбить каждый из бизнес-процессов на подпроцессы;
- разбить подпроцессы на процедуры;
- описать действия в каждой процедуре [11].
Бизнес-процессы строительной организации можно представить так, как показано на рис. 4 (см. с. 129).
Деятельность строительной организации невозможно описать только как взаимосвязь бизнес-процессов, подпроцессов и процедур, протекающих в определенной организационной структуре. Необходимость выделения отдельных подсистем из общей системы учета заключается в их важности для развития бизнеса предприятия, а также в том, что задачи, решаемые подсистемами, затрагивают и определяют существующие бизнес-процессы.
Благодаря концентрации внимания на потребностях и запросах потребителей бизнес-процессы дают возможность достигать высокой производительности деятельности предприятия. В связи с этим возникает реальная необходимость в увеличении существенности бизнес-процессов.
Взаимосвязь бизнес-процессов строительной организации приведена на рис. 5 (см. с. 130).
Правильно поставленный учет позволяет определять результаты хозяйственной деятельности строительных организаций, сравнивать фактические показатели со сметными и плановыми, анализировать деятельность строительных организаций и на этой основе регулировать их работу и выявлять резервы.
Для успешного управления строительной организацией необходимо знать, что производить, в каком количестве и во что обходится изготовление объекта строительства и т.д. В то же время чтобы оптимально использовать трудовые, материальные, денежные, финансовые ресурсы строительной организации, необходимо наблюдать, измерять, контролировать и регистрировать все факты ее хозяйственной деятельности.
литература
1. Андерсен Б. Бизнес-процессы: инструменты совершенствования. М. : РИА «Стандарты и качество», 2003.
2. Бизнес-инжиниринговые технологии: сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.betec.ru.
3. Вандина О.Г. Мероприятия по внедрению контроля затратных показателей в рамках учетноаналитической системы бизнес-процессов на предприятиях строительного комплекса // Сибирская финансовая школа. 2012. №5.
4. Вандина О.Г. Совершенствование управленческих элементов учетно-аналитической системы затратных показателей в строительстве // Управленческий учет. 2012. №12.
5. Вандина О.Г. Управленческий анализ по-товарной издержкоемкости бизнес-процессов // Управленческий учет. 2012. №7.
6. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг // Системы управления базами данных. 1996. №1. С. 55-67.
7. Ойхман Е.Г., Попов Э.М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М. : Финансы и статистика, 1997.
8. Портер М.Э. Конкуренция : учеб. пособие. М. : Вильямс, 2000.
9. Публикант: сайт [Электронный ресурс]. : http://www.publicant.ru.
10. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб., 2000.
Виды бизнес-процессов Характеристика Пример
Основные бизнес- процессы Бизнес-процессы, целью которых является получение дохода от реализации строительной продукции Выполнение строительных работ, оказание строительномонтажных услуг, производство металлоконструкций
Обеспечивающие бизнес-процессы Бизнес-процессы, цель которых заключается в обеспечении предприятия ресурсами или обеспечении инфраструктуры для осуществления основных бизнес-процессов Материально-техническое снабжение, логистика, производство текущих ремонтно-технических работ
Бизнес- процессы учета Бизнес-процессы, с помощью которых осуществляется учет деятельности организации Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет
11. Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Весть, 1999.
* * *
1. Andersen B. Biznes-protsessyi: instrumentyi sovershenstvovaniya. M. : RIA «Standartyi i kache-stvo», 2003.
2. Biznes-inzhiniringovyie tehnologii: sayt [Elekt-ronnyiy resurs]. URL: http://www.betec.ru.
3. Vandina o.G. Meropriyatiya po vnedreniyu kontrolya zatratnyih pokazateley v ramkah uchetno-analiticheskoy sistemyi biznes-protsessov na predpriyatiyah stroitelnogo kompleksa // Sibirskaya finansovaya shkola. 2012. №5.
4. Vandina O.G. Sovershenstvovanie upravlen-cheskih elementov uchetno-analiticheskoy sistemyi zatratnyih pokazateley v stroitelstve // Upravlencheskiy uchet. 2012. №12.
5. Vandina O.G. Upravlencheskiy analiz poto-varnoy izderzhkoemkosti biznes-protsessov // Upra-vlencheskiy uchet. 2012. №7.
6. Zinder E.Z. Novoe sistemnoe proektirovanie: informatsionnyie tehnologii i biznes-reinzhiniring // Sistemyi upravleniya bazami dannyih. 1996. №1.
S. 55-67.
7. Oyhman E.G., Popov E.M. Reinzhiniring biz-nesa: reinzhiniring organizatsiy i informatsionnyie tehnologii. M. : Finansyi i statistika, 1997.
8. Porter M.E. Konkurentsiya : ucheb. posobie. M. : Vilyams, 2000.
9. Publikant: sayt [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.publicant.ru.
10. Hammer M., Champi D. Reinzhiniring korporatsii: manifest revolyutsii v biznese. SPb., 2000.
11. Sheer A.V. Biznes-protsessyi. Osnovnyie ponyatiya. Teoriya. Metodyi. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Vest, 1999.
Branch peculiarities of formation of business processes of construction organizations
There are considered the definitions of business process in interpretations of different scientists, classification of business processes, stages of business processes formed in the accounting and analytical system, as well as interconnection of business processes of a construction organization.
Key words: business process, business analyst,
accounting and analytical system, construction, financial accounting, tax accounting, management accounting, construction works.
(Статья поступила в редакцию 16.05.2013)
Ю.в. ГАпошнко, с.а. савина
(волгоград)
методические аспекты оценки эффективности работы налоговых органов региона
Рассматриваются критерии и показатели для оценки работы налоговых органов в регионе, а также эффективность контроля в данной области.
Ключевые слова: эффективность, налоговые органы, результативность, активность, методы оценки, интенсивность, налогоплательщик.
При рассмотрении категории эффективности применительно к контролю как к функции управления выделяется одна методологическая особенность, отличающая ее от категории эффективности применительно к производству. Если рост эффективности производства означает получение на единицу потребленных ресурсов большей массы экономического эффекта (или для получения единицы экономического эффекта затрачена меньшая масса используемых ресурсов), то повышение эффективности контроля в сфере управления финансами не всегда и не обязательно означает получение большего экономического эффекта при тех же затратах применяемых ресурсов. Результаты контроля того или иного объекта могут завершиться положительной оценкой его деятельности, констатацией отсутствия налоговых правонарушений. И это тоже результат, хотя и отрицательный с позиции экономического эффекта от затраченных ресурсов. Обычно когда рассматривается вопрос об эффективности того или иного вида деятельности, прежде всего, имеют в виду адекватность ее результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с учетом затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Это общепринятое содержание понятия эффективности [2].
Эффективность контроля (контрольной деятельности) определяется соотношением достигнутого контролирующим органом результата и стоящей перед ним цели, достижения этой цели с наименьшими затратами ресурсов. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа или лица, реакции на их действие проверяемого, изме-
© Гапоненко Ю.В., Савина С.А., 2014