Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ВОСПИТАННИКИ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ / КОНФЛИКТНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / НЕГАТИВИЗМ / МЕТОДЫ / КОРРЕКЦИЯ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазаренко Лариса Анатольевна, Ольшанская Светлана Алексеевна, Капиева Кнарик Робертовна

В статье представлены и обсуждаются результаты исследования социально-психологических аспектов адаптации несовершеннолетних детей в ситуации новой для них социальной среды - реабилитационного центра «Авис» г. Краснодар. Статистические данные и социологические исследования свидетельствуют, что растёт тенденция к увеличению количества детей, особенно в связи с современной социально- политической ситуацией и СВО, нуждающихся в социальной и психологической реабилитации, что объясняет актуальность изучаемой темы. Методологической базой работы является рефлексивно-деятельностный подход. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы. Была изучена база исследования - социально-реабилитационный Центр «Авис» г. Краснодар. Проведена опытная работа с использованием диагностических процедур. Выявлены уровни адаптации воспитанников в условиях проживания в реабилитационном центре. Полученные результаты используются для коррекции программ адаптации несовершеннолетних детей в центре «Авис». Представленное эмпирическое исследование подтверждает предположение о новых факторах, влияющих на процесс социальной адаптации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лазаренко Лариса Анатольевна, Ольшанская Светлана Алексеевна, Капиева Кнарик Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF STUDENTS' IDEAS ABOUT THE FAMILY

The article presents and discusses the results of a study of the socio-psychological aspects of the adaptation of minor children in a situation of a new social environment for them - the rehabilitation center "Avis" Krasnodar. Statistical data and sociological studies show that there is a growing trend towards an increase in the number of children, especially in connection with the current socio-political situation and their needs for social and psychological rehabilitation, which explains the relevance of the topic under study. The methodological basis of the work is a reflexive-activity approach. Theoretical and empirical methods were used in the study. The research base was studied - the social rehabilitation Center "Avis" Krasnodar. Experimental work was carried out using diagnostic procedures. The levels of adaptation of pupils in the conditions of living in a rehabilitation center are revealed. The results obtained are used to correct the adaptation programs of underage children at the Avis Center. The presented empirical study confirms the assumption of new factors affecting the process of social adaptation of adolescents.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Лазаренко Лариса Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Капиева Кнарик Робертовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация. В статье представлены и обсуждаются результаты исследования социально-психологических аспектов адаптации несовершеннолетних детей в ситуации новой для них социальной среды - реабилитационного центра «Авис» г. Краснодар. Статистические данные и социологические исследования свидетельствуют, что растёт тенденция к увеличению количества детей, особенно в связи с современной социально- политической ситуацией и СВО, нуждающихся в социальной и психологической реабилитации, что объясняет актуальность изучаемой темы. Методологической базой работы является рефлексивно-деятельностный подход. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы. Была изучена база исследования - социально-реабилитационный Центр «Авис» г. Краснодар. Проведена опытная работа с использованием диагностических процедур. Выявлены уровни адаптации воспитанников в условиях проживания в реабилитационном центре. Полученные результаты используются для коррекции программ адаптации несовершеннолетних детей в центре «Авис». Представленное эмпирическое исследование подтверждает предположение о новых факторах, влияющих на процесс социальной адаптации подростков.

Ключевые слова: социально-реабилитационный Центр, воспитанники, уровни адаптации, факторы дезадаптации, конфликтность, агрессивность, негативизм, методы, коррекция, педагог-психолог.

Annotation. The article presents and discusses the results of a study of the socio-psychological aspects of the adaptation of minor children in a situation of a new social environment for them - the rehabilitation center "Avis" Krasnodar. Statistical data and sociological studies show that there is a growing trend towards an increase in the number of children, especially in connection with the current socio-political situation and their needs for social and psychological rehabilitation, which explains the relevance of the topic under study. The methodological basis of the work is a reflexive-activity approach. Theoretical and empirical methods were used in the study. The research base was studied - the social rehabilitation Center "Avis" Krasnodar. Experimental work was carried out using diagnostic procedures. The levels of adaptation of pupils in the conditions of living in a rehabilitation center are revealed. The results obtained are used to correct the adaptation programs of underage children at the Avis Center. The presented empirical study confirms the assumption of new factors affecting the process of social adaptation of adolescents.

Key words: social rehabilitation Center, pupils, levels of adaptation, factors of maladaptation, conflict, aggressiveness, negativism, methods, correction, teacher-psychologist.

Введение. Изучение процесса социально - психологической адаптации в процессе социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, несмотря на достаточно обширные междисциплинарные исследования, представляется актуальным в связи с социально-политическими, демографическими, культурными изменениями, которые происходят в нашем обществе и в мире в целом. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране вносит значительные коррективы во все сферы жизни человека. Все трансформации, происходящие в обществе, отражаются и на подростках. Следовательно, изучение особенностей социализации несовершеннолетних в связи с кардинальными переменами, происходящими в нашем российском обществе, продолжает оставаться актуальной темой. Считаем, что научное осмысление сложившихся реалий, особенно в части исследования аспектов социально-психологической адаптации несовершеннолетних, сохраняет теоретическое и практическое значение.

Актуальность изучения проблемной темы обосновывается ещё тем, что сохраняется тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, таковым является в г. Краснодаре социально-реабилитационный центр «Авис», выполняющий задачу оказания помощи и поддержки подросткам.

Целью статьи является изучение личностных качеств агрессивности, конфликтности и выраженности адаптированности воспитанников к сложившимся условиям жизни в социально-реабилитационном центре «Авис».

В основе нашей работы лежит идея о том, что особенности социализации и различные аспекты социально-психологической адаптации воспитанников учреждений закрытого типа проявляются в специально организованной социальной среде. На успешность и процесс социализации влияют как внешние, так и внутренние факторы. Это отмечают в своих работах И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.П. Александров и др. [1, 3]. К числу специальных субъективных факторов учёные относят личностные особенности воспитанников, такие как характер, тип нервной системы, склонность к конфликтам, тревожность, агрессивность [1]. К внешним факторам, влияющим на способность к адаптации в условиях проживания в социально-коррекционном центре относят неблагополучные семейные отношения, травмирующие обстоятельства социокультурной среды. Важным, на наш взгляд, является понимание самим воспитанником сложившихся обстоятельств и актуализация собственных ресурсов для преодоления трудностей.

Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлялось на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Авис» г. Краснодар. В центре работают квалифицированные специалисты: психологи, педагоги- воспитатели, социальные работники. В центр размещаются несовершеннолетние дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: болезнь родителей, неблагополучие в семье, утрата родителей или лишение родительских прав, а также другие тяжёлые обстоятельства. Центр выполняет функцию временного размещения ребёнка до определения его постоянного места жительства. В социально- реабилитационном центре размещается до 70 несовершеннолетних детей.

Процесс обучения несовершеннолетних продолжается (на основе заключённого договора) в МБОУ СОШ №29, г. Краснодар. Воспитатели сопровождают детей и помогают в выполнении домашних заданий.

Для изучения проблем социально-психологической адаптации несовершеннолетних использованы следующие методы: изучение семейных историй, беседы с психологом, социальным педагогом, беседы с несовершеннолетними, анкетирование,

диагностические процедуры по изучению стиля поведения в конфликте (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), опросник диагностики агрессивных проявлений А. Басса, А. Дарки, методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося».

Исследование носило пилотный характер, целью является изучение социальной адаптированности воспитанников. Результаты являются основанием для уточнения программы коррекции реабилитационной работы психологам и социальным педагогам, воспитателям центра «Авис». Перейдём к обсуждению полученных результатов.

Воспитанники центра «Авис» изучались посредством экспресс-диагностики поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), которая позволяет определить принадлежность опрашиваемых к одному из пяти доминирующих стилей поведения в конфликтных ситуациях:

- соперничество или «жесткий» стиль поведения предполагает активное, отстаивание своих интересов «во что бы то ни стало», в том числе и посредством агрессивных проявлений в отношении других участников взаимодействия;

- сотрудничество или «примиренческий» стиль поведения связан с поиском таких решений в конфликтной ситуации, которые могут удовлетворить все взаимодействующие стороны;

- компромисс как стиль поведения ориентирован на взаимные уступки при разрешении конфликтной ситуации;

- приспособление или «мягкий» стиль поведения связан с готовностью пожертвовать своими интересами ради сохранения гармонии отношений;

- избегание или «уходящий» стиль поведения проявляется в одновременном отказе от кооперации с противоположенной стороной и нежелании путем конфликтной активности реализовать собственные интересы.

В группе опрошенных были выявлены такие стили поведения - таблица 1.

Таблица 1

Предпочитаемые стили поведения в конфликтах воспитанников 8-16 лет реабилитационного центра «Авис»

г. Краснодар (%, выборка - 46 респондентов)

Жесткий стиль (соперничество) Примиренческий стиль (сотрудничество) Компромиссный стиль Мягкий стиль (приспособление) Уходящий стиль (избегание)

58 16 10 0 16

При этом отметим, что подростки, демонстрирующие «жесткий» стиль поведения, при беседе с нами выражают убежденность в том, что агрессивное поведение в конфликте является наиболее эффективным и даже наиболее «экономным» (с точки зрения затрат времени и усилий) способом их разрешения. Можно констатировать, что свыше половины воспитанников испытывают затруднения в самостоятельном разрешении неизбежно возникающих в совместном проживании конфликтов. В ходе бесед установлено, что воспитанники центра «Авис», обнаруживающие некоторую готовность к компромиссу, пойдут на него лишь в том случае, если статусные позиции и конфликтные ресурсы сторон будут приблизительно равны. С другой стороны, даже те, кто предпочитает «уходящий» стиль поведения, выражают намерение проявить агрессивную активность, если их более высокие статусные позиции и ресурсы обеспечат им доминирование в разрешении конфликтной ситуации. Вместе с тем, 20% опрошенных выражают готовность к активному противостоянию даже в тех случаях, когда их статусные позиции и ресурсы будут явно ниже, чем у конкурентов.

В беседах с подростками установлено, что до 50% из них проявляют отсутствие склонности к рефлексии в конфликтную ситуацию, в позицию Другого, что существенно, с нашей точки зрения, ограничивает накопление опыта эффективных социальных взаимодействий. До 33% опрошенных искренне полагают, что разрешение возникающих конфликтов лучше передоверить другим субъектам, например педагогам- воспитателям или старшим воспитанникам.

Для диагностики склонности к агрессивным и враждебным реакциям, как индикатора внутреннего неблагополучия, использовался опросник А. Басса-А. Дарки, предназначенный для подростков от 14 лет. Как известно, агрессивность может иметь различную степень выраженности. При этом нельзя сказать, что почти полное отсутствие ее является безусловно позитивным фактором, так как в этом случае личность, как правило, проявляет конформность, социальную пассивность [4]. Вместе с тем, и повышенный уровень агрессивности делает ее конфликтной, не настроенной на сознательную кооперацию с Другими. В этом случае конфликтное противостояние обретает мотивационный характер, а стандартизация конфликтных взаимодействий, возникающая вследствие их повторяемости, длительности и отсутствия развития (конфликты «тлеют» долгое время без каких-либо новообразований), постепенно приводит к тому, что конфликтная ситуация начинает восприниматься как привычная, становится перманентной. Более того, если конфликт по каким-либо причинам затухает (например, одна из конфликтующих сторон покидает реабилитационное воспитательное учреждение), то это переживается как фактор, превращающий жизнь в скучное, «пресное» существование и воспитанник начинает провоцировать конфликтные противостояния даже с теми, с кем ранее поддерживались вполне приятельские отношения.

В оценке ответов несовершеннолетних использовалось восемь шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Диагностические исследования показали, что агрессивные реакции чаще всего носят направленный характер на окружающих и преимущественно выражаются в формах раздражительности, негативизма и вербальной агрессии. Вместе с тем наблюдались и обида, подозрительность, чувство вины.

Таблица 2

Проявление различных форм агрессии воспитанниками 8-16 лет социально-реабилитационного центра «Авис»

г. Краснодар (%, выборка - 46 респондентов)

Форма агрессивных действий

и н е еж

а р

д

з а Р 14

о

К 35

а

д

и

б

О 20

и р

з

о д

о

18

б р

е

В 53

Н 17

ч и з и Ф 50

А. Басс справедливо, с нашей точки зрения полагает, что описанные выше виды агрессивной активности могут сочетаться, образуя сложные поведенческие паттерны. Вот почему данные таблицы 2 в сумме превышают 100%.

Обратимся к результатам диагностики воспитанников по изучению выраженности способности к социальной адаптированности.

Таблица 3

Результаты исследования по методике социализированности личности подростков (М.И. Рожков)

( в %, выборка - 46 респондентов)

Уровни Социальная адаптированность Автономность Социальная активность Нравственность

Низкий 43% 17% 28% 6%

Средний 54% 18% 15% 10%

Высокий 3% 5% 3% 10%

Рассмотрим выраженность социальной адаптированности подростков социально-реабилитационного центра «Авис». Анализ результатов позволил сделать следующие выводы. В методике дана характеристика трём уровням социальной адаптации.

Высокий уровень (3%) социальной адаптированности означает, что отношения со взрослыми (воспитателями, психологами и персоналом) в целом ровные, доброжелательные; эпизодически возникающие конфликтные ситуации эффективно разрешаются. Они соблюдают статусно-ролевой баланс, общительные, правила и нормы в своих контактах со взрослыми и другими воспитанниками соблюдают. Эти несовершеннолетние настроены на диалогическое общение, проявляют дружелюбие, готовность к разумному компромиссу и сотрудничеству. Нередко в коллективе воспитанников они нацелены на лидирующие позиции и социальные роли. Обычно эти воспитанники оказываются принятыми и своей социальной группой. Конфликтные ситуации эпизодичны, ситуативны и чаще всего разрешаются путем согласования позиций сторон Для них характерна вполне адекватная или весьма близкая к адекватной самооценка, они способны правильно оценивать свои поступки и проявлять самокритику.

Средний уровень(54%) характерен тем, что воспитанники социально-реабилитационного центра обнаруживают весьма неравномерную учебную успешность, неустойчивые познавательные интересы, их учебные трудозатраты сильно зависят от отношения к конкретной учебной дисциплине и учителю. Эти дети часто проявляют невнимательность, рассеянность, забывчивость, эпизодические нарушения дисциплины. Взаимоотношения со взрослыми неровные, по отношению к одним из них занимается лояльная позиция, а к другим - остро критическая, даже критиканская, иногда провоцирующая грубость и конфликты. В целом эти воспитанники достаточно органично функционируют в среде сверстников, хотя их социометрический статус, как правило, располагается на периферии социометрической матрицы, нередко на рубеже отвержения. Уровень развития коммуникативных умений и навыков не позволяет наладить полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Характер их общественной активности - минимизированный, каких-либо признаков инициативы, как правило, не проявляется, выполняются только те участки работы, которые жестко контролируются извне, воспитателем.

Низкий уровень(43%) - «воспитанники с дезадаптацией устойчивого типа». Эти несовершеннолетние подростки игнорируют поддерживаемый в учреждении санитарно-гигиенический режим. Познавательные интересы и мотивация учения развиты слабо, отсутствует круг предпочитаемых учебных предметов. Воспитанники социально-реабилитационного центра проявляют склонность к нарушению дисциплины, их социальная инициатива чаще всего направлена на дезорганизацию воспитательного процесса. Во взаимодействиях с другими (взрослыми и воспитанниками) часто провоцируют конфликты, демонстрируют агрессивность, кроме того, злопамятность и мстительность. Коммуникативные умения и навыки развиты слабо. Испытывают серьезные затруднения в выражении своих мыслей и чувств. Не проявляют интереса к общественно полезной и творческой деятельности, а там, где их участие вынуждено внешним принуждением, часто занимают нейтральную позицию или позицию разрушителя.

Следовательно, исходя из анализа полученных результатов следует, что большинство воспитанников центра «Авис» относятся к группе дезадаптированных и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении психологов и социальных работников.

Каждый тип дезадаптации воспитанников социально-реабилитационного центра требует дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей несовершеннолетних при разработке программы психолого-педагогической коррекции.

Исходя из сказанного, считаем, что для становления социальных адаптационных механизмов у воспитанников социально-реабилитационных воспитательных учреждений необходима деятельность, направленная на обретение ими опыта социальных связей и отношений в новых условиях образовательной среды. Педагогически целесообразной формой обретения такого опыта могут быть тренинги по формированию опыта принятия различных социальных ролей.

В ходе тренингов социальных взаимодействий, в которых несовершеннолетние погружаются в проблемные социальные ситуации, «внешние» связи и отношения, ценности и нормы интериоризируются, усваиваются, создавая таким образом устойчивые ориентиры гармоничных социальных взаимодействий.

Потенциальная возможность неоднократно «переиграть», «поправить» однажды избранный вариант социальной роли создает предпосылки для осознанной рефлексии в мир Другого. Это позволяет подростку приблизиться к переосмыслению самого себя не как объекта обстоятельств, а как социально активного, деятельностного человека, включенного в разнообразные социокультурные среды, социальные связи и отношения [6]. Разыгрывая социальные роли, подросток выходит за рамки собственной субъектности, формирует чувство ответственности, повышает уровень готовности к совершению экзистенциального выбора. Свободный переход из роли в роль, «примерка» на себя разнообразных социальных «костюмов» обеспечивают детям эффективный поиск собственного, индивидуально неповторимого образа. Позволяет ощутить подросткам глубинное погружение в психологический мир Другого. удерживает их от примитивного игрового лицедейства, нацеливая на поиск оправданного в социально-смысловом контексте рисунка социального поведения. Следовательно, социально-психологические тренинги, ролевые игры могут служить эффективным педагогическим методом развития положительных адаптационных процессов несовершеннолетних детей.

Выводы. Выполненный анализ теоретико-практических проблемных задач исследования социальной адаптированности воспитанников реабилитационного центра «Авис» позволил сформулировать ряд положений.

Особенности социализации и социальная адаптация воспитанников учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осложнены наличием негативного социального опыта, различными депривациями и внутриличностными трудностями, проявляющимися в низкой самооценке, импульсивности реакций, слабом развитии способности к саморегуляции, а также в переживаемых, наблюдаемых явно или затаенно чувствах обиды, вины, склонности к агрессивным реакциям, конфликтности и др. В Краснодарском крае созданы, сохранены в разные годы развития нашего общества и успешно функционируют специальные учреждения социально-психологической реабилитации детей и подростков. Например, г.Лабинск, в котором детский дом ориентирован на приобщение детей к сельскохозяйственному труду, воспитанники имеют большое подсобное хозяйство. Оно даёт возможность реализации своей продукции, обретения будущих профессий в этой отрасли. Такое же направление в развитии социальной адаптации выполняют Новоукраинская школа-интернат, Новолеушковская специальная коррекционная школа-интернат. В Медвёдовской школе-интернате основное направление организации внеурочной деятельности воспитанников связано с художественным, музыкальным творчеством; в Кропоткинской школе-интернате направление работы с несовершеннолетними носит спортивный, военно-патриотический характер. Известно, что в названные школы-интернаты поступают дети из неблагополучных семей или семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и с событиями в стране: СВО. Следовательно, процесс изучения адаптационных механизмов является важным фактором в социализации несовершеннолетних детей.

Литература:

1. Александров, Е.П. Ролевые практики как средство социализации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретико-методологический аспект: монография / Е.П. Александров. - Краснодар: Издательский Дом. - Юг, 2021. - 212 с.

2. Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Э.И. Аюпова. - Текст: электронный. - Москва, 2011. - 222 с. - URL: http://www.psyoffice.ru (дата обращения: 30.11.2022)

3. Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 334 с.

4. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб. пособие / Л.В. Байбородова [и др.]. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 98 с.

5. Богородская, Э.И. Девиантные подростки в образовательной среде. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений / Под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. - Москва: Издательство «Просвещение», 2016. - 254 с. - Текст: непосредственный.

6. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

7. Прихожан, А.М., Толстых. Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии Куимова Наталья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Вершинина Дарья Вадимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье анализируется актуальный в современном обществе и психотерапевтической практике феномен созависимости как комплексный, имеющий междисциплинарный характер и общественные предпосылки формирования явления. В настоящей статье на основе анализа зарубежной и отечественной психологической литературы представлен теоретический обзор понятия «созависимость», его соотношение с термином «зависимость»; выделены основные характеристики созависимой личности, которые выступают в качестве предиктора дисфункционального поведения; акцентированы факторы, способствующие формированию и проявлению аддиктивного поведения у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.