Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАННИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / САМООЦЕНКА / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / КАДЕТЫ / MALADAPTATION / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MALADAPTATION / STUDENTS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS / SELF-ESTEEM / SCHOOL ANXIETY / AGGRESSION / CADETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко Анна Викторовна, Станоева Юлия Петровна

В статье выявлены и описаны особенности социально-психологической дезадаптации у воспитанников учреждений интернатного типа. Показано, что у воспитанников музыкального кадетского корпуса достоверно выше показатели «чувство вины» (поведенческий компонент социально-психологической дезадаптации), собственной агрессивности и ригидности (когнитивный компонент социально-психологической дезадаптации). У воспитанников социально-реабилитационного центра достоверно выше показатели общей тревожности в школе, страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям других (эмоционально-личностный компонент социально-психологической дезадаптации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION IN PUPILS OF INSTITUTIONS OF THE BOARDING TYPE

The article identifies and describes the features of socio-psychological maladaptation in children of residential institutions. It is shown that students of the musical cadet corps have significantly higher indicators of "guilt" (behavioral component of socio-psychological maladaptation), their own aggressiveness and rigidity (cognitive component of socio-psychological maladaptation). Students of the social rehabilitation center have significantly higher indicators of General anxiety in school, fear in a situation of testing knowledge, fear of not meeting the expectations of others (an emotional and personal component of socio-psychological maladaptation).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА»

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2001. - 552 с.

4. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. -СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / кн. 1-5 / кн. 2.: Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 536 с.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы оптимизации принятия экономических и управленческих решений / А.А. Деркач, В.Г. Асеев, И.О. Соловьев. - М.: РАГС, 2000. - 64 с.

7. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении / В.Г. Зазыкин. - М.: Эко, 2004. - 112 с.

8. Заставенко В.А. Управленческая деятельность руководителя как психолого-педагогический феномен / В.А. Заставенко // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 42-47.

9. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 454 с.

10. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 448 с.

11. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 1998. - 400 с.

12. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

13. Марков В.Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления: Монография / под общ. ред. Деркача А.А. / В.Н. Марков, А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 106 с.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

15. Мельничук А.С. Представления управленцев о профессионализме в принятии решений / А.С. Мельничук, П.В. Иванова // Акмеология. - 2014. - № 4(50). - С. 115-125.

16. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза / А.С. Огнев; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Воронеж. фил. - Воронеж: Изд-во ВФ РАГС,1997. - 121 с.

17. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезиз. Функционирование. Диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

19. Селезнева Е.В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих: Монография / Е.В. Селезнева, Л.В. Маркелова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 87 с.

20. Филиппов А.В. Психология и изучение «человеческого фактора» в управлении / А.В. Филиппов // Психологический журнал. - 1984. - № 1. - С. 35-44.

21. Шадриков В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. - 185 с.

22. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

23. Fromm E. (1947) Man for himself: An iuquiry into the psychology of ethics. New York: Holt, Rinehart and Winston. London: Routledge, 1956.

24. McCelland D.C. The importance of early learning in the formation of motives. 1958. In J.W. Atkinson, 1958. Pp. 437-452.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Левченко Анна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат психологических наук Станоева Юлия Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Аннотация. В статье выявлены и описаны особенности социально-психологической дезадаптации у воспитанников учреждений интернатного типа. Показано, что у воспитанников музыкального кадетского корпуса достоверно выше показатели «чувство вины» (поведенческий компонент социально-психологической дезадаптации), собственной агрессивности и ригидности (когнитивный компонент социально-психологической дезадаптации). У воспитанников социально-реабилитационного центра достоверно выше показатели общей тревожности в школе, страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям других (эмоционально-личностный компонент социально-психологической дезадаптации).

Ключевые слова: дезадаптация, адаптация, социально-психологическая дезадаптация, воспитанники учреждений интернатного типа, самооценка, школьная тревожность, агрессивность, кадеты.

Annotation. The article identifies and describes the features of socio-psychological maladaptation in children of residential institutions. It is shown that students of the musical cadet corps have significantly higher indicators of "guilt" (behavioral component of socio-psychological maladaptation), their own aggressiveness and rigidity (cognitive component of socio-psychological maladaptation). Students of the social rehabilitation center have significantly higher indicators of General anxiety in school, fear in a situation of testing knowledge, fear of not meeting the expectations of others (an emotional and personal component of socio-psychological maladaptation).

Keywords: maladaptation, adaptation, socio-psychological maladaptation, students of residential institutions, self-esteem, school anxiety, aggression, cadets.

Введение. Под термином «дезадаптация», который появился в психологической литературе относительно недавно, понимают процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий жизни к другим; нарушения, выявляемые при акцентуациях характера или под влиянием психогений; оценку невротических реакций и состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. Кроме того, термин «дезадаптация» означает утрату или нарушение полноценного взаимодействия индивида с окружающей средой. По мнению С.А. Беличевой, можно выделить патогенную, социальную и социально-психологическую дезадаптацию [1].

Жизнь воспитанников учреждений интернатного типа подчиняется жестко регламентированным требованиям. По данным некоторых исследований [2, 3, 10, 11], на эмоциональное состояние ребенка влияет характер детско-родительских отношений: неблагоприятные детско-родительские отношения способствуют негативному эмоциональному состоянию ребенка, а благоприятные детско-родительские отношения, напротив, способствуют позитивному эмоциональному состоянию детей. Дети, оставшиеся без родительского попечительства, имеют ряд отличительных особенностей. В частности - повышенную агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, высокий уровень враждебности и конфликтности [7, 8, 9]. Для детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, характерны трудности в общении, признаки психического напряжения, невротические тенденции.

Одной из центральных проблем развития воспитанников интернатных учреждений является проблема эмоционально-волевого развития. Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают такие сложности у воспитанников, как: неуверенность в себе, нарушение социального взаимодействия, снижение самоорганизованности, целеустремленности; воспитанникам учреждений интернатного типа присущи неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности, а также неспособность выстраивать нормальные взаимоотношения с окружением. Таким детям присущи повышенные тревожность и агрессивность, эмоциональная напряженность, психическое утомление, неготовность преодолевать трудности, недоверчивость и пр. [4].

Проблеме социальной адаптации посвящены российские исследования Т.В. Азаровой, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, С.А. Козловой, А.И. Кравченко, В.С. Маркова, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюковой и др. В рамках нашей работы вызывают интерес исследования, раскрывающие влияние эмоциональных деприваций на психическое развитие детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (И.В. Дубровина, И.А. Залысина, B.C. Мухина,А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, H.H. Толстых и др.). В своей статье В.В. Педченко определяет специфику социально-психологической дезадаптации подростков, а также анализирует различные точки зрения на структуру, формы и причины ее возникновения [6].

Интересными, на наш взгляд, представляются данные зарубежных ученых, в которых показаны результаты исследования восприятия учителями проблем социально-психологической дезадаптации у учащихся начальных школ [13]; разработки мероприятий, направленных на профилактику социально-психологической дезадаптации учащихся школ [14]; а также социокультурные аспекты организации образовательных учреждений интернатного типа [12].

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме социально-психологической адаптации воспитанников учреждений интернатного типа, по-прежнему остаются слабо изученными уровни дезадаптации подростков, а также подходы к комплексной диагностике дезадаптации.

Наше исследование направлено на частичное разрешение противоречия между объективной потребностью общества в эффективной социализации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью подходов к комплексной диагностике дезадаптации воспитанников учреждений интернатного типа.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - выявление и изучение особенностей социально-психологической дезадаптации у воспитанников учреждений интернатного типа; обоснование использования комплекса диагностических методик, направленных на выявление ее структурных компонентов.

Нам близка точка зрения д.м.н. Б.Д. Менделевич, который в структуре социально-психологической дезадаптации выделяет когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты [5], поэтому для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:

- диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);

- самооценка психических состояний Айзенка;

- тест школьной тревожности Филлипса;

- опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки.

Исследование проводилось на базе двух учреждений интернатного типа:

- Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

- Музыкальный кадетский корпус ФГБОУ ВО КГИК, где кадеты живут и учатся на закрытой территории в условиях круглосуточного пребывания.

Общее количество респондентов составило 69 человек, среди которых 56 человек - это кадеты музыкального кадетского корпуса КГИК (далее МКК), 13 человек - воспитанники Кущевского социально-реабилитационного центра (далее КСРЦ).

При отборе испытуемых для исследования учитывалась определенная однородность характеристик испытуемых. В нашем исследовании такими характеристиками являются: пол - в исследовании приняли участие только мальчики; возраст - он составляет 10-12 лет; время нахождения в учреждении интернатного типа - этот срок составил для всех испытуемых 7-8 месяцев.

Сравнительный анализ воспитанников двух учреждений интернатного типа по показателям методики А. Басса и А. Дарки позволил выявить поведенческие аспекты социально-психологической адаптации (таблица 1).

Характеристики агрессивности у воспитанников учреждений интернатного типа

Показатели Воспитанники интерната Кадеты МКК Критерий различий

агрессивности КСРЦ (п = 13) (п = 56) Стьюдента, t

Физическая агрессия 63 65 0,3

Косвенная агрессия 38 35 0,5

Раздражение 65 59 0,9

Негативизм 43 47 0,6

Обида 42 42 0,2

Подозрительность 56 63 1,3

Вербальная агрессия 98 88 1,1

Чувство вины 69 81 2,2*

Индекс враждебности 48,8 52,6 1

(повышен.уровень) (повышен.уровень)

Индекс агрессивности 75,2 70,7 0,8

(высокий уровень) (повышен.уровень)

Примечание: * - доказаны статистические различия при р < 0,05

Как видно из данных таблицы 1, показатель «Обида» абсолютно идентичен в обеих группах респондентов. У воспитанников интерната КСРЦ более выражены, по сравнению с воспитанниками МКК, такие параметры агрессивности, как: косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия. Однако, статистически разница не подтверждена. У кадетов МКК выше, чем у воспитанников интерната КСРЦ, следующие маркеры агрессивности: физическая агрессия, негативизм, подозрительность, чувство вины; доказаны статистические различия последнего параметра ^ = 2,2 при р < 0,05). Индекс враждебности в каждой из групп повышен, однако у кадетов МКК числовой показатель выше (52,6 баллов), чем у подопечных КСРЦ (48,8 баллов). Достоверные различия не обнаружены. Индекс агрессивности оказался выше в группе детей из интерната КСРЦ (75,2 балла), это высокий показатель, в то время как в группе кадетов МКК он повышен (70,7 баллов). Достоверные различия не обнаружены.

Сравнительный анализ по показателям методики Филлипса помог выявить эмоционально-личностные аспекты социально-психологической адаптации (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 2

Характеристики тревожности у воспитанников учреждений интернатного типа

Показатели тревожности Воспитанники КСРЦ (п = 13) Кадеты МКК (п = 38) Критерий различий Стьюдента, t

Общая тревожность в школе 14 10,2 2,3*

Переживание социального стресса 4,92 5,2 0,5

Фрустрация потребности в достижении успеха 6,77 5,6 2

Страх самовыражения 3,69 4,3 1,1

Страх ситуации проверки знаний 4,69 3,2 3 2**

Страх несоответствия ожиданиям других 3,62 2,7 2,5*

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 2 1,6 0,7

Проблемы в отношении с учителями 4,38 3,9 1

Общий уровень тревожности 32 27,95 1,2

Примечание: * - доказаны статистические различия при р < 0,05; ** - при р < 0,01

Данные таблицы 2 позволяют заключить, что у кадетов МКК выше, чем у воспитанников интерната КСРЦ, следующие маркеры тревожности: переживание социального стресса и страх самовыражения. Мы можем предположить, что данные обусловлены необходимостью кадетов регулярно участвовать в концертной деятельности, выступать на сцене и больших зрительских площадках.

У воспитанников интерната КСРЦ более выражены, по сравнению с воспитанниками МКК, такие параметры тревожности, как: фрустрированность потребности в достижениях, низкая физиологическая устойчивость перед стрессом, проблемы в отношении с учителями. Однако, статистически разница подтверждена для таких маркеров тревожности: общая тревожность в школе ^ = 2,3 при р < 0,05); страх в ситуации проверки знаний ^ = 3,2 при р < 0,01); страх несоответствия ожиданиям других ^ = 2,5 при р < 0,05). Данные различия, возможно, объясняются тем, что учебный процесс не стабилен в отношении каждого конкретного ребенка в условиях интерната. Некоторые дети в силу сложных семейных и жизненных обстоятельств пропустили большое число занятий; учебная программа, учителя и классный коллектив теперь стали другими.

Когнитивный компонент социально-психологической адаптации у воспитанников учреждений интернатного типа диагностировался по методикам Айзенка и Дембо - Рубинштейна (таблица 3 и таблица 4).

Самооценка психических состояний (по Айзенку) у воспитанников учреждений интернатного типа

Показатели самооценки психич. состояний Воспитанники КСРЦ (П = 13) Кадеты МКК (П = 37) Критерий различий Стьюдента, t

Тревожность 7,69 8,92 1

Фрустрация 9,77 8,76 0,8

Агрессивность 7,69 10,7 2 7**

Ригидность 8,46 11,11 2,2*

Примечание: * - доказаны статистические различия при р < 0,05; ** - при р < 0,01

Данные таблицы 3 позволяют заключить, что у воспитанников интерната КСРЦ более выражены, по сравнению с воспитанниками МКК, показатели фрустрации, однако, статистически не подтверждены. Разница в показателях, на наш взгляд, объясняется тем, что дети испытывают ограничения, не видят возможности исполнения своих желаний в сложившихся жизненных условиях, когда были резко разлучены с родителями.

У кадетов МКК выше, чем у воспитанников интерната КСРЦ, следующие маркеры самооценки психических состояний: агрессивность ^ = 2,7 при р < 0,01); ригидность ^ = 2,2 при р < 0,05). Кадеты способны отметить у себя растущее напряжение, озлобленность; однако, проживание в условиях строгой дисциплины и режима обусловили шаблонное поведение, противоположное гибкости.

Таблица 4

Самооценка (Дембо - Рубинштейн) у воспитанников учреждений интернатного типа

Показатели самооценки психич. Воспитанники КСРЦ (П = 13) Кадеты МКК (П = 35) Критерий различий Стьюдента, t

состояний УП УС Расхож УП УС Расхож УП УС Расхож

Умственные 92,15 66,77 25,38 93,34 67,29 26,06 0,3 0,1 0,1

способности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер 90,77 61,69 29,08 89,57 68,97 20,6 0,2 1 1,7

Авторитет у 89,08 61,46 27,62 80,77 60,17 20,6 1.2 0,1 0,9

сверстников

Умение делать 93,31 70,77 22,54 86,54 68,14 18,4 1 0,3 0,6

своими руками

Внешность 91,38 76,46 14,92 87,14 64,29 22,86 0,8 1,4 1,2

Уверенность в себе 88,31 63,69 24,62 88,17 66,83 21,34 0 0,3 0,4

Как видно из данных таблицы 4, достоверные различия по методике Дембо - Рубинштейн между исследуемыми группами не выявлены; основные показатели самооценки у воспитанников различных учреждений интернатного типа схожи.

Уровень притязаний у респондентов обеих групп характеризуется как «высокий» и «очень высокий». Оптимальное представление ребят КСРЦ о собственных возможностях касается шкал «уверенность в себе» и «авторитет у сверстников» (до 89 баллов); по прочим шкалам («умственные способности», «характер», «умение делать своими руками», «внешность») зафиксировано нереалистическое отношение респондентов к собственным возможностям - выше 90 баллов. Результат менее 60 баллов - «заниженный» - по уровню притязаний не был диагностирован в выборке. Оптимальное представление кадетов МКК о собственных возможностях относится к шкалам «авторитет у сверстников», «умение делать своими руками», «внешность», «уверенность в себе» (до 89 баллов); по шкалам «умственные способности», «характер» (выше 90 баллов) зафиксировано нереалистическое отношение респондентов к собственным возможностям.

Уровень самооценки в совокупной выборке по разным параметрам «высокий», находится в интервале от 60 до 74 баллов. Именно такой показатель можно считать адекватной, реалистичной самооценкой. Лишь один показатель самооценки «внешность» у воспитанников интерната КСРЦ оказался в диапазоне очень высокого уровня, составил 76,46 баллов (у кадетов МКК самооценка внешности - 64,29 баллов). Мы можем говорить об определенной тенденции к отклонениям в формировании личности у детей из интерната, где они оказались в связи с жизненными обстоятельствами. Именно завышенная самооценка указывает на личностную незрелость и существенные искажения в процессе формирования личности, например, нечувствительность к замечаниям окружающих, закрытость для опыта.

Выводы. Таким образом, мы можем перейти к выводам по нашему исследованию. Так как в структуре социально-психологической дезадаптации мы выделяем когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты, считаем обоснованным применение данного комплекса диагностических методик, направленных на выявление ее структурных компонентов. Исходя из данной структуры, нами выявлено, что:

1) по поведенческому компоненту социально-психологической адаптации на статистически значимом уровне существуют различия по показателю «чувство вины» методики А. Басса и А. Дарки - достоверно выше у воспитанников МКК, чем у воспитанников КСРЦ ^ = 2,2 при р < 0,05);

2) по эмоционально-личностному компоненту показатели методики Филлипса значимо выше у воспитанников КСРЦ, чем у воспитанников МКК по выраженности: общей тревожности в школе ^ = 2,3 при р < 0,05); страха в ситуации проверки знаний ^ = 3,2 при р < 0,01); страха несоответствия ожиданиям других 0 = 2,5 при р < 0,05);

3) по когнитивному компоненту показатели методики Айзенка значимо выше у воспитанников МКК, чем у воспитанников КСРЦ по самооценке: собственной агрессивности ^ = 2,7 при р < 0,01); ригидности ^ = 2,2 при р < 0,05). Достоверные различия по методике Дембо - Рубинштейн между исследуемыми

группами не выявлены; основные показатели самооценки у воспитанников различных учреждений интернатного типа схожи. Однако, по шкале «внешность» дети из интерната КСРЦ имеют завышенную самооценку, что свидетельствует о тенденции к отклонениям в формировании личности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки мероприятий, направленных на успешную социально-психологическую адаптацию воспитанников учреждений интернатного типа. Предложенные диагностические методики могут быть использованы для комплексного исследования структурных компонентов социально-психологической адаптации, а также выделение уровней дезадаптации.

Литература:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

2. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 125-134.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 175 с.

4. Жилина Л.Я. Предупреждение и преодоление дезадаптации воспитанников санаторной школы-интерната посредством личностно ориентированной педагогической технологии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 23 с.

5. Менделевич Б.Д. Личностно-типологические особенности подростков с различной степенью социально-психологической дезадаптации / Б.Д. Менделевич, С.Я. Волгина // Неврологический вестник -2010. - Т. XLII, вып. 1.- С. 49-53.

6. Педченко В.В. Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 405-410.

7. Пономарева Л.В. Психологические особенности воспитанников детского дома: методическое пособие / Л.В. Пономарева. - Иркутск: Иркутский педагогический колледж № 2, 2000. - 104 с.

8. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 2-е изд. - СПб.: Питер,

2009. - 413 с.

9. Психическое развитие воспитанников детского дома / [М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика,

2010. - 264 с.

10. Севостьянова Л.Н. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное состояние ребенка // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» http://joumal.sakhgu.ru/work.php?id=29

11. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 196 с.

12. GordienkoN.M. Socio-cultural aspects of social organization of boarding-type educational institutions: the socio-systematic model // Grani. 2018. - 21(11). - P. 23-30.

13. Edmore Mutekwe and Constance Mutekwe. Teachers' Perceptions of Pupils' Maladjustment Problems: A Psycho-social Perspective // Journal of social sciences. - August 2013. - P. 319-333.

14.Justyna Kusztal. Pupils at Risk of Becoming Socially Maladjusted and the Preventative Tasks of the School // Elementary Education in Theory and Practice 2016. - 11 (2(40)). - P. 97-110.

Психология

УДК 159.922.6

кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье анализируются психологические особенности людей пожилого возраста, проводится сравнение между пожилыми женщинами и мужчинами.

Ключевые слова: психологические особенности пожилого возраста, пожилой возраст, мужчины и женщины пожилого возраста.

Annotation. The article analyzes the psychological characteristics of older women and men.

Keywords: psychological characteristics of elderly age, elderly age, older men and women.

Введение. Современные экономические, политические, социальные и медицинские условия жизни привели к увеличению продолжительности жизни человека. Увеличение продолжительности жизни способствовало появлению большого числа долгожителей. Это в свою очередь, повысило интерес к изучению различных психологических и возрастных особенностей пожилых людей. В пожилом возрасте отчетливо проявляются признаки старения, запускающие постепенное снижение возможностей всего организма. Приоритетной задачей современного общества является создание комфортных условий старения, в связи, с чем возник интерес, в том числе, к изучению психологических особенностей пожилых людей.

Появление значительного количества трудоспособного населения, вышедшего на пенсию, ставит перед научным сообществом вопросы психологического характера, сохраняются ли в дальнейшем характерные черты и особенности личности пожилого человека. Изучение психологических особенностей пожилого человека имеет важнейшую задачу, так как знание возрастных закономерностей позволит понять место в социальном мире этой большой группы граждан, их роли в семье и обществе [3].

Пожилой возраст - временной этап жизни человека, приходящийся на период выхода на пенсию по старости. Особенностями этого возраста является то, что все физиологические, личностные, психологические и социальные возможности человека увядают, но с другой стороны в эту пору подводятся итоги прожитой жизни, появляется больше свободного времени, которое можно посвятить себе и своим интересам, увлечениям, склонностям, это пора психологической, нравственной и моральной зрелости [5].

Личность, это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира, строящий определенные отношения с этим миром и с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.