Научная статья на тему 'Социально-психологическая сущность адаптации молодого пополнения к военной службе'

Социально-психологическая сущность адаптации молодого пополнения к военной службе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1119
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЕ ПОПОЛНЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна, Кожогелдиев Абдыкалык Саитович

Статья направлена на изучение проблем адаптации молодого пополнения в рядах Вооруженных Cил. Эмпирические данные показали необходимость учета индивидуальных возможностей включения солдат в изменившейся среде. Культурные различия, индивидуально-личностные особенности, а также эмоциональные состояния, особенно уровни проявления тревожности, влияют на процесс адаптации молодого пополнения. Образование молодого солдата является основой адаптации к новым условиям жизни. Полученные данные могут быть использованы на практике при работе с молодым пополнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна, Кожогелдиев Абдыкалык Саитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая сущность адаптации молодого пополнения к военной службе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ К ВОЕННОЙ

СЛУЖБЕ

Кожогелдиева К.М.1, Кожогелдиев А.С.2

'Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна - кандидат психологических наук, доцент; 2Кожогелдиев Абдыкалык Саитович - магистр психологических наук, старший преподаватель,

кафедра психологии, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: статья направлена на изучение проблем адаптации молодого пополнения в рядах Вооруженных Сил. Эмпирические данные показали необходимость учета индивидуальных возможностей включения солдат в изменившейся среде. Культурные различия, индивидуально-личностные особенности, а также эмоциональные состояния, особенно уровни проявления тревожности, влияют на процесс адаптации молодого пополнения. Образование молодого солдата является основой адаптации к новым условиям жизни. Полученные данные могут быть использованы на практике при работе с молодым пополнением. Ключевые слова: молодое пополнение, адаптация, воинская служба, тревожность, образование.

Изменение срока военной службы по призыву до одного года требует вхождения в строй молодого пополнения за короткие сроки. Это осложняется и тем, что в ряды вооруженных сил приходят юноши из разных семей, с различными взглядами и направлениями, а так же с различными социально-психологическими проблемами. Современные призывники считаются носителями различных субкультур, у которых могут быть проблемы в социально-психологической адаптации личности воина.

Социально-психологические аспекты адаптации военнослужащих к различным условиям среды нашли отражение в работах Л.Г. Егорова, М.И. Дьяченко, С. Кабеле, А.Г. Маклаковой, А.А. Александровой, А.В. Барабанщиковой, Ж.Г. Сенокосовой, В.Я. Слеповой и др.

Сегодня происходящие перемены в Вооруженных Силах Кыргызской Республики обусловили серьезные социально-психологические проблемы в адаптации молодых призывников.

С призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение поведенческих стереотипов. Он встречается с незнакомыми людьми, установившимися обычаями и традициями в воинских коллективах. Меняется режим дня и система питания, увеличиваются физические нагрузки, что обуславливает перестройку как энергетических, обменных процессов, так и перестройку закрепившихся динамических стереотипов, привычек поведения. Одни военнослужащие справляются с подобными ситуациями вполне самостоятельно, другим необходима помощь со стороны командира.

Отмечая роль адаптации в деятельности человека, профессор М.И. Дьяченко подчеркивает: «Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности» [6, с. 98].

Р.А. Абдурахманов и его сотрудники, просматривая основные социально-психологические проблемы, отмечают: «Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них

социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив» [5, с. 32]. Их адаптация зависит от индивидуально-личностных особенностей каждого, но в то же время на их адаптацию влияют сложные ситуации в процессе военной службы.

«К личностным относятся проблемы, ухудшающие социальное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и, следовательно, боевые возможности воинов. Это, как правило, трудности индивидуальной социально-психологической адаптации к службе и межличностным отношениям в новом коллективе» [5, с. 32].

Процесс адаптации включает активность самого человека, т.е. активное включение в новую создавшуюся ситуацию, приобретая новый опыт в военной службе.

В адаптации молодой солдат нуждается в поддержке своего командира как умеющего создавать различные ситуации. Эффективная помощь возможна лишь тогда, когда командир знает индивидуально-личностные особенности своего подчиненного, при этом сейчас в подразделениях работают военные-психологи, ведущие соответствующую работу со всеми военнослужащими разного ранга.

Выборку исследования составило молодое пополнение, находящихся в учебных подразделениях.

Первая попытка изучение адаптации молодого пополнения была осуществлена в 2015 году в ходе призывов "Весна-2015" и "Осень-2015". Предусматривалась выявление характерных для призывников устойчивых базовых психологических свойств. Далее психологи соотнесут их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы.

При работе с новобранцами в Караколе, Айдаркене и Оше (Кыргызстан) мы изучали личностные характеристики каждого призывника для уточнения его пригодности к обучению определенной воинской специальности, а также процесс их адаптации.

Методы исследования, как наблюдение, беседа, проективные тесты: «ДДЧ», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», необходимые в решении поставленного вопроса.

В ходе наблюдения мы опирались на особенности юношеского возраста как период выполнения им своего долга перед Родиной и народом.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью, что особо отмечается при смене жизненных ситуаций, как служба в рядах Вооруженных сил. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Наблюдение определило отношения молодых солдат к военной службе, где мы обратили внимание на соблюдение им норм и правил поведения, регламентированных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Кыргызской Республики, выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами.

В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Но наблюдения показали, что особую роль здесь играет образование и опыт военнослужащего. Трехлетнее наблюдение доказало, что образование и опыт молодого солдата по иному определяет его социально-личностные особенности, а значит это более высокая возможность адаптации к изменяющимся условиям.

Как доказывают исследования, из более влияющих средств на регуляцию эмоциональных состояний является музыка, которая снимает нервно-психическое

48

напряжение. Поэтому, наблюдая за поющими солдатами в строю, мы заметили, что вышагивая и продолжая петь, он больше расслабляется, у военнослужащих повышается чувство патриотизма, ответственности и обязанности.

Могут быть и негативные явления, связанные с отношениями между вышестоящими и нижестоящими. Личностные особенности молодого солдата характеризуются неподготовленностью к военной службе. Это может начинаться от социально-экономических условий, влияния воспитания, особенности семьи, а также физическая слабость и недостатки волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую если он даже и не осознает, то в полной мере прочувствует, столкнувшись с трудностями военной службы.

Наблюдение показывает, что военнослужащие без признаков нервно-психической неустойчивости дружеские контакты устанавливают уже через 3-4 недели, а через 1,5 - 2 месяца чувствуют себя в коллективе вполне удовлетворительно. С признаками нервно-психической неустойчивости даже к концу 5-го месяца не могут занять достойное место в коллективе, испытывают серьезные трудности в установлении контактов, выполнении служебных обязанностей.

Наблюдения показали, что в различных учебных частях взаимоотношения между руководством и подчиненными разные. Нами отмечено, что в Ошской части молодые военнослужащие адекватно реагируют на приказной тон начальства, т.е. воспринимают как должное. В их поведении чувствуется более свободное реагирование, открытость и отзывчивость, поэтому низкая тревожность при тестировании. В поведении молодых солдат этой части можно было заметить их легкую адаптацию к изменившимся жизненным ситуациям.

Так как наше исследование проходило с 2015 года по 2017 год, необходимо отметить, что в последний год призывников с высшим образованием было на 70 -76% больше. Наблюдение показывает, что молодые солдаты с высшим образованием адаптируются легче и быстрее. Это говорит о том, что жизненный опыт, образование являются важнейшим условием социально-психологической адаптации молодого пополнения.

Диагностические методики как тест и беседа показали, что у человека изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Для нашей же работы особо важным стоял вопрос влияния социально-личностных особенностей на социально-психологическую адаптацию молодого пополнения, где мы воспользовались проективными тестами, как «Нарисуй человека», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем».

Вышеназванные проективные тесты предназначены для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-личностных и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Анализ проективных тестов 2015 года показал, что большинство солдат молодого пополнения проявляют тревожное состояние на разном уровне (таблица 1). В войсковой части N города Каракол 240 солдат молодого пополнения показали: 36 -14, 96% низкого уровня тревожность, 113 - 46,53 % среднего уровня тревожность, у 69 - 28,49% человек - высокая тревожность, 19 - 7,99% человек показали ярко выраженную тревожность у 3 - 1,43% отмечается депрессивное состояние.

Тестовые задания отметили, что их тревога проявляется по поводу отношений в новом коллективе, о распределении по подразделениям, проблем в семье, а также уровень соответствия своего поведения к требованиям руководителей отдела заставы и части.

Проективные тесты обнаружили заниженную самооценку у большинства военнослужащих, причинами определяются как неадекватное отношение к себе и неадекватное восприятие действительности.

В войсковой части N города Ош - изучено 226 человек, по анализу проективных тестов нами отмечены: 59 - 25,96% - низкого уровня тревожность, 122 - 53,68% -среднего уровня тревожность, у 35 - 15,4% человек высокая тревожность, 9 - 3,96% человек показали ярко выраженную тревожность у 1 - 0,44% отмечается депрессивное состояние.

Данные проективных тестов молодого пополнения части города Ош указывают на то, что в сравнении с частью города Каракол менее тревожны, и в дополнение к наблюдению, здесь молодые солдаты адаптированы легче, быстрее.

Таблица 1. Проявление эмоционального состояния молодого пополнения

Войсковая. Кол-во воинов %

часть 2015г. 2017г. 2015г. 2017г.

Низкий 36 88 14, 96 29,56

Средний 113 152 46,53 51,07

N города Каракол Высокий 69 51 28,49 17,13

Ярко выраженный 19 240 4 297 7,99 1,34

Депрессивное состояние 3 2 1,43 0,67

Низкий 59 153 25,96 40,69

Средний 122 149 53,68 39,64

N города Ош Высокий 35 65 15,4 17,29

Ярко выраженный 9 226 6 375 3,96 1,60

Депрессивное состояние 1 2 0,44 0,53

Низкая 57 157 24,3 40,82

Средний 137 148 57,91 38,48

N города Айдаркен Высокий 28 53 12,2 13,78

Ярко выраженный 10 235 18 379 4,2 4,68

Депрессивное состояние 3 3 1,29 0,78

В войсковой части N города Айдаркен изучено 235 военнослужащих молодого пополнения и определено следующее: 57 - 24,3% - низкого уровня тревожность, 137 -57,91% - среднего уровня тревожность, у 28 - 12,2% человек - высокая тревожность, 10 - 4,2% человек показали ярко выраженную тревожность, у 3 - 1,29% отмечается депрессивное состояние.

Молодое пополнение «Весна» 2017 года, отмечается увеличением в количестве призывников, а также молодых солдат с высшим образованием. Анализ тестовых материалов показали отличия и в социально-личностных готовностях служения в рядах Вооруженных сил КР (таблица).

В войсковой части N города Каракол 297 солдат молодого пополнения показали: 88 - 29,56% слабого уровня тревожность, 152 - 51,07% - среднего уровня тревожность, у 51 - 17,13% человек - высокая тревожность, 4 - 1,34% человек показали ярко выраженную тревожность у 2 - 0,67% отмечается депрессивное состояние.

В войсковой части N города Ош изучено 375 человек, по анализу проективных тестов нами отмечены: 153 - 40,69% - слабого уровня тревожность, 149 - 39,64 % -среднего уровня тревожность, у 65 - 17,29% человек - высокая тревожность, 6 -

1,60% человек показали ярко выраженную тревожность у 2 - 0,53% отмечается депрессивное состояние.

В войсковой части N города Айдаркен изучено 379 военнослужащих молодого пополнения и определено следующее: 157 - 40,82% - низкого уровня тревожность, 148 - 38,48% - среднего уровня тревожность, у 53 - 13,78% человек - высокая тревожность, 18 - 4,68% человек показали ярко выраженную тревожность у 3 - 0,78% отмечается депрессивное состояние.

Анализ статистики указал, что в рядах пограничных войск КР поступает больше военнослужащих, выполняющих свой долг. Их целенаправленное поступление в ряды Вооруженных Сил стимулирует адаптационный процесс, что доказывают уменьшение уровня тревожных солдат.

Из анализа тестовых материалов нами был сделан вывод о наличии такого субъективного образа восприятия, который мешает конструктивному взаимодействию в коллективах: воображаемый образ непреодолимости препятствия. У этих военнослужащих отмечается высокая тревожность, замкнутость, отвержение своего тела, а также депрессивное состояние. Поэтому работа коррекционно-развивающего этапа в рамках психологического сопровождения была направлена на преодоление этих проблем через развитие позитивной активности каждого солдата.

Заключение. На основе анализа практического и теоретического исследований по социально-психологической адаптации военнослужащих молодого пополнения сделаны следующие выводы:

1. Адаптация является одним из важных процессов для молодого человека в военной службе. Именно от адаптации зависит последовательность деятельности военнослужащего, его желание выполнять требования общества.

2. Процесс адаптации молодых военнослужащих зависит от социально -психологической готовности допризывника. Представления о своих возможностях, адекватность самооценки, положительные представления о социальной военной среде характеризует сформированность социально-психологической готовности молодого человека.

3. Проведенный нами эксперимент показал влияние уровня тревожности на поведение и взаимоотношение молодых солдат, что подтверждает взаимосвязь эмоционального состояния и адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности. Военнослужащие с высокой тревожностью менее адаптированы.

4. Эмоциональность играет важную роль в продуктивном общении, в установлении взаимоотношений с другими, принимать активное участие в совместной деятельности, и является важным фактором социально-психологической адаптации молодого пополнения.

5. Определены особенности взаимоотношений по регионам страны, где в южных регионах жители проявляют больше эмоциональное открытое общение в сравнении с северным регионом, что отмечается и в войсковых частях.

6. Исследование доказало важность адаптивных способностей, сопровождающихся личностными качествами, как коммуникативность, активность, устойчивость, толерантность, патриотичность, решительность, а также образованность, которые являются основой адаптивных способностей.

Список литературы

1. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Изд-во РижВВПКУ, 1991. 90 с.

2. Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе [Текст] / Андреев Е. А. // дисс...канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2011. 249 с-з.

51

3. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. М., 1999.

4. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. М.: ГУВР, 1993. 168 с.

5. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. / Под. ред. Р.А. Абдурахманова и др. Москва, 1996.

6. ДьяченкоМ.И. Военная психология и педагогика. Минск, 1999. 337 с.

7. Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. М.: Институт военной истории МО РФ, 1989. 243 с.

8. Подоляк С.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1998. 244 с.

9. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооруженных сил: методические рекомендации / Е.Н. Приймак. М.: КРЕДО, 2015.

10. Современная военная психология: Хрестоматия. / Сост. А.А. Урбанович. Мн.: Харвест, 2003. 234 с.

11. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учеб. пособие / М.С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский госунив-т, 1999. 64 с.

АУТИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА ВРЕДОНОСНЫХ

РОДОВЫХ ПРОГРАММ Димитрошкина Л.И.

Димитрошкина Лиана Ивановна - действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги России, директор, Автономная некоммерческая организация «Институт изучения аутизма», г. Ижевск

Аннотация: в статье выдвигается теория о родовых программах, приводящих к появлению аутизма, и с разных точек зрения рассматриваются основные факторы, влияющие на эту проблему. Приводится анализ исследований, выявляющих зависимость аутизма от социальных и демографических факторов. Завершает публикацию информация об опыте корректировки ситуаций с применением техник системных семейных расстановок в работе с мамами аутичных детей в рамках организованного автором проекта «Победим Аутизм». Ключевые слова: аутизм, психология, аборты, разводы, семейные расстановки.

ОЯСЮ 0000-0001-8033-8519

Аутизм, или расстройство аутического спектра, в последние годы все чаще становится темой не только научных исследований, но и новостных полос, телепрограмм, публицистической литературы. Естественно, возникает немало нестыковок и откровенных спекуляций. И самое главное противоречие проявляется

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.