Научная статья на тему 'Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности'

Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / психологическое здоровье / среда / безопасность / психологическая культура / угрозы психологической безопасности / psychological safety / educational environment / psychological health / environment / safety / psychological culture / threats to psychological safety

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калабекова С.В., Журавлева Ю.И.

В данной исследовательской работе автор рассматривает социально-психологическую структуру безопасности образовательной среды и мотивацию учащихся к учебной деятельности. Одним из значимых результатов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития РФ составляло и актуально по сегодняшний день развитие человеческого потенциала России и развитие образования, ориентированного на формирование творческой, социально-ответственной и патриотично-направленной личности. Развитие такой личности возможно только в условиях комфортной образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ее участников. Существенной частью системы национальной безопасности необходимо считать безопасность образовательной среды как пространства, оказывающего значимое влияние на развитие и формирование личности граждан. В работе рассмотрены основные исследовательские подходы к категории психологической безопасности в образовательной среде различных отечественных и зарубежных учёных. Также затронуты основные понятия и препятствия, встающие на пути образовательных учреждений в процессе создания комфортной образовательной среды. Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная среда является одним из ключевых факторов формирования личности ребенка и его психического здоровья. В связи с этим показана необходимость обеспечения психологической безопасности обучающихся в школах и других учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-psychological structure of the safety of the educational environment and the motivation of students for learning activities

In this research paper, the author examines the socio-psychological structure of the safety of the educational environment and the motivation of students for learning activities. One of the significant results of the transition to an innovative socially oriented type of economic development of the Russian Federation was and is still relevant to the development of the human potential of Russia and the development of education focused on the formation of a creative, socially responsible and patriotic personality. The development of such a personality is possible only in a comfortable educational environment that meets the safety criteria for the physical and mental health and well-being of its participants. An essential part of the national security system should be considered the security of the educational environment as a space that has a significant impact on the development and formation of the personality of citizens. The paper considers the main research approaches to the category of psychological security in the educational environment of various domestic and foreign scientists. The basic concepts and obstacles that stand in the way of educational institutions in the process of creating a comfortable educational environment. The relevance of this topic lies in the fact that the educational environment is one of the key factors in the formation of a child’s personality and his mental health. In this regard, the need to ensure the psychological safety of students in schools and other educational institutions is shown.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности»

Калабекова С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский государственная академия.

Журавлева Ю.И.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Социально-психологическая структура безопасности образовательной среды и мотивация учащихся к учебной деятельности

Согласно концепции Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одним из значимых результатов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития составляло и актуально по сегодняшний день развитие человеческого потенциала России и развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Развитие такой личности возможно только в условиях образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ее участников. Принимая во внимание тот факт, что среда современной образовательной организации является открытой системой, отражающей все закономерности жизнедеятельности и тенденции развития социальной среды, необходимо признать, что на сегодняшний день в ней преломляются и все проблемы, характерные для современного российского общества. Это порождает ситуации, нарушающие безопасность образовательной среды, и, как следствие, ограничения прав и потребностей учащегося в условиях, способствующих сохранению его здоровья, благополучия и обеспечивающих максимальную реализацию его возможностей. Из совокупности основных социальных проблем, характерных для российского общества, особую опасность представляют те, что затрагивают процессы формирования личности подрастающего поколения и оказывают непосредственное влияние на систему отношения детей, подростков и молодежи к социальным явлениям, другому человеку и себе самому.

Актуализация проблем, связанных, в первую очередь, с высоким

■ уровнем преступности, употреблением психоактивных веществ, нега-

тивными проявлениями в отношении к представителям другой национальности и социальной группе внутри образовательной среды становится не только фактом, характеризующим жизнедеятельность общества, но фактором, обусловливающим тенденции его развития в будущем.

Проблема безопасности России и её граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. Существенной частью системы национальной безопасности необходимо считать безопасность образовательной среды как пространства, оказывающего значимое влияние на развитие и формирование личности граждан. Вместе с осознанием несомненной важности роли системы образования в жизни каждого современного человека, необходимо учитывать то, что даже незначительные на первый взгляд негативные тенденции, связанные с возникновением отдельных событий, несущих угрозу субъективному благополучию учащихся, могут стать причиной и пусковым механизмом процессов, последствия которых оказываются необратимыми.

Образовательная среда является очень ёмким и системным понятием, в силу этого, феномен её безопасности неоднозначен и имеет полифакторную обусловленность. Вес всех факторов, так или иначе влияющих на безопасность образовательной среды, учесть довольно сложно, но выделить некоторые системообразующие вполне возможно. Для этого необходимы исследования, позволяющие определить актуальное состояние условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, с комплексной точки зрения, с целью их оценки, прогноза и планирования. Обеспечение безопасности образовательной среды является не только важнейшей задачей в организации деятельности образовательных учреждений, но условием, позволяющим реализовать все те задачи, которые ставит перед системой образования общество и государство.

Развитие и формирование качеств личности, требуемых современным обществом, внедрение инновационных технологий в систему обучения, ускорение процессов информатизации - все это уже является ощутимой нагрузкой для учащегося, и отсутствие должного уровня качественных характеристик образовательной среды, в том числе и уровня ее безопасности, может вызвать большие затруднения в достижении требуемого результата. Безопасность образовательной среды раскрывается через такое состояние организационных, пространственно-предметных и социальных аспектов образовательной среды, которое, помимо обеспечения жизни и здоровья субъектов

образования, выступает необходимым условием для развития и _

формирования их личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность учащихся, педагогов, родителей. Необходимо отметить, что для создания условий, чтобы образовательная среда стала безопасной и комфортной для учащихся, она должна стать такой и для педагога, поскольку именно наставник создает благоприятные условия для обучения и развития ученика. Помимо этого, раскрывая сложную задачу организации максимально благоприятных условий обучения, педагоги способствуют не только позитивному развитию социальному статусу учащегося, но и своему личностному, и профессиональному росту.

Безопасность предполагает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении большого отрезка жизненного пути. Участников данной среды возможно рассматривать как субъектов безопасности. Осознание и принятие ответственности за себя, социальную группу, общество - важнейшая задача компетентностно-го подхода образования, как системы построения мировоззрения в целом. А это означает, что человек становится субъектом безопасности, т.е. субъектом безопасного процесса развития. Человек в данном случае выступает как субъект и объект безопасности одновременно.

Комплексный подход в обеспечении безопасности образовательной среды реализуется за счет совместной деятельности ведомств, отвечающих за различные аспекты безопасности образовательного учреждения. Комплексность - это правовые, организационные, координационные и другие аспекты, как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов; эта характеристика системы безопасности образования предполагает не только выстраивание концептуальной модели безопасности, но и соединение усилий тех, кто работает с субъективными аспектами среды и ее объективными факторами.

Организация системы обеспечения безопасности образовательной среды с учетом комплексного подхода предполагает реализацию следующих направлений совместной деятельности образовательных учреждений, государственных органов управления образованием, силовых ведомств и ученых-исследователей и практических работников в области психолого-педагогических проблем в образовании.

Во-первых, для организации эффективной профилактики рисков безопасности образовательной среды необходимо создание и проведение мониторинговых исследований рисков и угроз безопасности образовательной среды, позволяющих систематически отслеживать наличие и уровень тех или иных рисков безопасности субъектов

образования. Такая система мониторинга позволит не только осуществлять своевременное вмешательство специалистов в ситуации нарушения безопасности, но позволяет увидеть материалы для реализации прогностических моделей безопасности образовательной среды, которые укажут на потенциальное развитие ситуаций риска, что, в свою очередь, повысит результативность профилактических мероприятий в образовательной организации.

Для осуществления эффективного мониторинга безопасности образовательной среды необходимо решение ряда задач. Поскольку эффективность системы диагностики безопасности образовательной среды определяется, в первую очередь, ее чувствительностью к показателям нарушения тех или иных аспектов безопасности, важнейшей задачей является разработка системы индикаторов, позволяющих с достаточной долей точности выявлять не только наличие риска, но и возможность его превращения из потенциальной возможности в реальную угрозу. Разработка системы этих индикаторов требует, в свою очередь, консолидации усилий специалистов различного профиля в совместной деятельности по разработке модели безопасности образовательной среды, проявляющей механизмы возникновения тех ли иных рисков и угроз и их взаимовлияния.

Во-вторых, отдельным направлением выступает развитие психолого-педагогических и социально-правовых технологий повышения безопасности образовательной среды, включающих профилактику, устранение последствий и последующее сопровождение субъектов образовательной среды в ситуации нарушения их безопасности.

В число задач данного направления входят:

- разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, направленных на предотвращение возникновения рисков и угроз безопасности образовательной среды в соответствии со спецификой рисков, образовательной организации и её контингента;

- разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, направленных на устранение последствий нарушения различных аспектов безопасности образовательной среды;

- разработка и развитие социально-правовой поддержки субъектов образовательной среды в аспекте нарушения права на безопасное развитие;

- развитие технологий формирования культуры безопасного поведения учащихся;

- разработка системы компетентностей специалистов, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения;

- поиск путей совершенствования управленческого, правового,

кадрового ресурсов по вопросам, касающимся обеспечения безопасности образовательной среды.

В современных реалиях актуальной задачей, решение которой является необходимым условием реализации двух предыдущих направлений, является развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки работников системы образования и других специалистов, деятельность которых связана с обеспечением безопасности образовательной среды, направленной на формирование компетенций в области организации, обеспечения и сопровождения безопасности образовательной среды. Обеспечение безопасности жизни обучающихся в образовании может быть реализовано только через создание эффективной педагогической деятельности взрослых; создание системы обеспечения комплексной безопасности на базе образовательного учреждения определяется содержанием и качеством подготовки кадров, работающих в образовании.

Анализ проблемных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности образовательной среды, демонстрирует на сегодняшний день, что можно выделить, минимально, четыре категории рисков её нарушения. В их числе риски, связанные с проявлением насилия в межличностном взаимодействии в образовательной среде школы, любых видов, типов и форм проявления агрессии одного человека по отношению к другому или группе людей с целью нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью, нарушения их психологического благополучия. Ксенофобия и экстремизм, являющиеся, по существу, также проявлением насилия, тем не менее, выступают сегодня отдельной категорией рисков для субъектов образовательной среды. Это связано с особым содержательным наполнением и социальным значением проявлений ксенофобии и экстремизма, а также высокой степенью опасности для формирующейся личности, еще не имеющей устойчивой гражданской и нравственной позиции, но довольно часто обладающей выраженной потребностью быть частью группы, противопоставляющей себя нормам общества. Следующая категория рисков нарушения безопасности образовательной среды относится к саморазрушающему поведению, включающему разнообразные действия детей и подростков, связанные с нанесением ущерба собственной жизни и здоровью; это различные виды зависимостей, асоциальное и делинквентное поведение, а в крайних случаях и суицидальное поведение. К отдельной категории рисков нарушения безопасности образовательной среды можно отнести риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

При соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности, важным моментом является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.

Проблема психологической безопасности среды и личности является приоритетной в современном обществе, науке и образовании, поскольку в условиях переориентации на личностно ориентированный подход современного образования, всестороннее и адекватное развитие обучающегося, психологическая безопасность образовательной среды отождествляется с социальным благополучием всего общества в целом.

Психологическая безопасность образовательной среды, которую мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, влияет на психическое здоровье не только школьников, но и других участников образовательной среды - учителей и родителей. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне образовательной организации это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В практическом психологическом смысле - это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

В зарубежных исследованиях также отмечается ведущая роль безопасности среды школы в сохранении психического здоровья и психологического благополучия детей и подростков. S. Hong, M.K. Eamon, (2012), C. Hilarski, (2004), говоря об актуальности проблемы безопасности школы, отмечают тот факт, что небезопасные условия школы связаны с большим количеством разнообразных проблем, в числе которых низкий уровень посещаемости и успеваемости учащихся, их вовлеченности в школьную жизнь, негативное отношение к школе, школьные страхи, нарушения дисциплины и др. [2].

Влияние безопасности образовательной среды школы на состояние детей и подростков, их здоровье, успешность в освоении образовательной программы и особенности психического развития получило широкое подтверждение в рамках концепции психологической безопасности образовательной среды, где было доказано, что безопасность является необходимым условием развития и формирования психологически здоровой личности, а также фактором моти-

вации к учебной деятельности [6]. ■

Можно выделить наиболее характерные для современной образовательной среды риски: безопасности школьной территории; употребления психоактивных веществ; проявлений насилия; нарушения субъективного благополучия; проявлений межэтнических конфликтов, нарушения комфортности среды, нарушения дисциплины, некорректного использования информационно-коммуникационной сети Интернет, склонность к суицидальному поведению. Экспериментально доказано, что повышение уровня психологической безопасности образовательной среды способствует снижению уровня рисков в ней.

Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи. Данная система образования может также выполнять фактор мотивации учеников к учебной деятельности. Сама по себе учебная мотивация - это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.

Повышение мотивации учащихся школ и вузов остаётся наиболее актуальной проблемой обучения на сегодняшний день, поскольку она непосредственно связана с другой, не менее важной и первостепенной проблемой - проблемой профессионального самоопределения. Это обусловлено целым рядом как общественно-политических, так и экономических, моральных, нравственных, этических причин, словом, всем тем, что обуславливает социально-психологические условия существования человека в России.

Если обратиться к традиционному подходу, основная задача процесса образовательной деятельности - получение/передача знаний. В связи с этим, для повышения эффективности этого процесса необходимо выполнение определенных условий, среди которых на первом месте возвышается мотивация к получению знаний. Термин «мотивация» (Немов Р.С.) используется и как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на

определённом уровне. _

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате учеником мотивации к продолжению образовательной деятельности. Потеря мотивации может представлять собой серьёзное осложнение, поскольку ученику в этом случае довольно трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится и подготовиться к выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов и рефератов. Именно мотивация провоцирует молодого человека преодолевать по ходу учёбы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл.

При подготовке учеников необходимо большое внимание уделять развитию их будущих личностно-профессиональных качеств: профессионализации и совершенствованию социально-психических процессов и состояний; выработке жизненной позиции и конкретизации жизненных планов; повышению уровня самостоятельности и ответственности; этическому, эстетическому и духовному развитию; повышению инициативы и творчества, а также формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Для этого необходимо использовать инновационные методы и формы преподавания: презентации, медийные формы и самопрезентации на основе самостоятельного поиска информации. Сам уровень мотивации к учебной деятельности зависит от того, насколько хорошо организован процесс обучения, насколько чётко поставлены цели и приоритеты, насколько значима преподаваемая информация для слушателей, насколько благоприятна психологическая обстановка на занятиях и др.

Согласно широко распространённой и известной теории Маслоу, мотивом к деятельности является самая низшая неудовлетворённая потребность. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей в общей системе общечеловеческих потребностей и при её неудовлетворении, другие потребности могут не возникнуть совсем. Как показывают экспериментальные данные (Грачёв Г.В., 1998; Кабаченко Т.С., 2000; Баева И.А., 2002), зачастую мотивация учащихся снижается по причине неблагоприятной психологической обстановки: неуверенность, страх, нервозность и т.д. Потребность в безопасности доминирует в ситуациях напряжённых, побуждая человека все силы мобилизовать на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие. Согласно мнению ряда авторов, психологическая безопасность, обеспечивающая отсутствие необходимости защищаться, создаёт условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья.

Создание благоприятной, непринужденной и доброжелатель-

ной обстановки в учебной образовательной организации облегчает изучение и усвоение материала, помогает учащемуся вспомнить необходимую информацию, стимулирует творческое мышление. А, напротив, неблагоприятная, некомфортная обстановка становится стрессором для субъекта образовательной деятельности. В качестве таких стрессоров - факторов, ведущих к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний или к развитию тяжких продолжительных переживаний, могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

Возникающее психическое напряжение, под влиянием стрессоров, может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей, но иногда стресс может быть слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его непредсказуемости, в таком случае ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления этого стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека. Отрицательные эмоции, которые возникают в критических, неблагоприятных условиях при неспособности субъекта найти быстрый и рациональный выход из опасной ситуации, могут привести к возникновению особого вида эмоциональных процессов - состояния аффекта. Одним из его существенных проявлений заключается в том, что он «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

В связи с современными социальными тенденциями и условиями модернизации российской системы образования особо актуально и остро становится вопрос создания безопасного образовательной среды и культуры психологической безопасности в сотрудничестве с участниками образовательных учреждений.

В настоящее время психологическое здоровье становится ключевым понятием для психологической службы образовательных организаций в плане создания комфортной образовательной среды, свободной от всех видов психологического насилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. И психологическая безопасность в образовательной среде очень важна для всех ее участников: учеников и студентов, преподавателей и администрации. Сегодня, в условиях экономических, политических и социальных изменений, роль психологического благополучия в образовании возрастает и оказывает большое влияние на каждого человека и на качество обучения.

■■■; ) Альманах «Казачество»

ЧГ

Лч)

Библиографический список

1. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2. С. 184-190.

2. Вопнерук Е.А. Диссертация на тему «Исследование установок личности на сохранение и изменение в зависимости от опыта взаимодействия» // URL: https://www. dissercat.com/content/issledovanie-ustanovok-lichnosti-na-sokhranenie-i-izmenenie-v-zavisimosti-ot-opyta-vzaimodei (Дата обращения: 20.05.2023).

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 496 с.

4. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности. Автореферат на док.дисс. М.: 2003.

5. Щелканова В. И. Психологическая безопасность образовательной среды. // URL: http:// www.informio.ru/publications/id2222/Issledovatelskaja-rabota-na-temuPsihologicheskaja-bezopasnost-obrazovatelnoi-sredy (Дата обращения: 12.05.23).

6. Атаманов Г.А. Ключевая проблема исследования феномена безопасности в современной России // URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/klyuchevaya-problema-issle-dovaniyafenomena-bezopasnosti-v-sovremennoy-rossii.pdf (Дата обращения: 15.05.23).

7. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин. // Российский монитор. 1995. № 6. С. 28-35

8. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и её влияние на субъективное состояние здоровья у студентов // URL: http://mggush.ru/sites/default/files/ emocimonalnaya_bezopasnost_os_i_ee_vliyanie_na_zdoro ve.pdf (Дата обращения: 27.03.23).

9. Бедрина В. В., Личутин А. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирования понятия. // URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/psihologicheskaya-bezopasnostobrazovatelnoy-sredy-formirovanie-ponyatiya.pdf (Дата обращения: 17.05.23).

10. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. № 2. (8).

References

1. Baeva I.A. Psychological problems of ensuring safety in education // World of Psychology. 2020. № 2. P. 184-190.

2. Vopneruk E.A. Dissertation on the topic "Study of personality attitudes towards preservation and change depending on the experience of interaction" // URL: https://www. dissercat.com/content/issledovanie-ustanovok-lichnosti-na-sokhranenie-i-izmenenie-v-zavisimosti -ot-opyta-vzaimodei (05.20.2023).

3. Maslow A. New frontiers of human nature. M.: Alpina non-fiction, 2019. 496 p.

4. Rybalkin N.N. The nature of security. Abstract on doctoral dissertation. M.: 2003.

5. Shchelkanova V.I. Psychological safety of the educational environment. // URL: http:// www.informio.ru/publications/id2222/Issledovatelskaja-rabota-na-temuPsihologicheska-ja-bezopasnost-obrazovatelnoi-sredy (05.12.23).

6. Atamanov G.A. The key problem of studying the phenomenon of security in modern Russia // URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/klyuchevaya-problema-issledovani-yafenomena-bezopasnosti-v-sovremennoy-rossii.pdf (05.15.23).

7. Roshchin S.K. Psychological safety: a new approach to the safety of man, society and the state / S.K. Roshchin, V.A. Sosnin. // Russian monitor. 1995. № 6. P. 28-35

8. Berezina T.N. Emotional safety of the educational environment and its impact on the subjective state of health among students // URL: http://mggush.ru/sites/default/files/emo-cimonalnaya_bezopasnost_os_i_ee_vliyanie_na_zdoro ve.pdf (03.27.23).

9. Bedrina V.V., Lichutin A.V. Psychological safety of the educational environment: formation of the concept. // URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/psihologicheskaya-bezo-pasnostobrazovatelnoy-sredy-formirovanie-ponyatiya.pdf (05.17.23).

10. Weiner E.N. Educational environment and student health // Valeology. 2003. № 2. (8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.