Научная статья на тему 'К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде'

К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / психологическое здоровье / комфортная образовательная среда / угрозы психологической безопасности в образовательной среде / psychological safety / psychological health / comfortable educational environment / threats to psychological safety in the educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калабекова С.В., Байрамукова А.У., Бережнова О.В.

В исследовательской работе автором рассмотрена актуальность данной темы как для всех субъектов учебных учреждений. В данной исследовательской работе проанализировано такое явление как психологическая безопасность в образовательной среде. Также выделены основные понятия и препятствия, встающие на пути образовательных учреждений в процессе создания комфортной среды. Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная среда является одним из ключевых факторов формирования личности ребенка и его психического здоровья. В связи с этим необходимо обеспечить психологическую безопасность обучающихся в школах и других учебных заведениях. Это включает в себя установление правил межличностного общения, профилактику психологического насилия и формирование у детей и подростков навыков эмоционального и социального саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of psychological security in the educational environment

In this research paper, such a phenomenon as psychological security in the educational environment is considered. The paper considers the relevance of this topic both for students and for the teaching staff and administration of educational institutions. The basic concepts and obstacles that stand in the way of educational institutions in the process of creating a comfortable environment are also considered. The relevance of this topic lies in the fact that the educational environment is one of the key factors in the formation of a child’s personality and his mental health. In this regard, it is necessary to ensure the psychological safety of students in schools and other educational institutions. This includes the establishment of rules for interpersonal communication, the prevention of psychological violence and the formation of emotional and social self-regulation skills in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде»

Психология Psychology

Калабекова С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Байрамукова А.У.

Директор ЧУДПО «Олимпия». Аспирант. Северо-Кавказская государственная академия.

Бережнова О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования Ставропольского государственного педагогического института (Филиал СГПИ в г. Железноводске).

К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде*

Современные социальные тенденции и условия модернизации российской системы образования особо актуально и остро ставят вопрос создания безопасной образовательной среды и культуры психологической безопасности в сотрудничестве с участниками образовательных учреждений.

В современных реалиях психологическое здоровье становится ключевым понятием для психологической службы образовательных организаций в плане создания комфортной образовательной среды, свободной от всех видов психологического насилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. И психологическая безопасность в образовательной среде очень важна для всех ее участников: учеников и студентов, преподавателей и администрации. Сегодня, в условиях экономических, политических и социальных изменений, роль психологического благополучия в образовании возрастает и оказывает большое влияние на каждого человека и на качество обуче-

© Калабекова С.В., Байрамукова А.У., Бережнова О.В., 2023.

ния. Например, для учеников и студентов психологическая безопасность в образовательной среде — это возможность заниматься обучением в спокойной и безопасной атмосфере, не иметь страхов и опасений, связанных с эмоциональными, психологическими и социальными проблемами. Такое состояние создает условия для успешных учебных результатов, полноценного развития и социализации учащихся.

Для преподавателей психологическая безопасность в образовательной среде означает возможность эффективно работать со студентами и учениками, без отвлекающих факторов, таких как нарушение дисциплины, стресс и конфликты. Преподаватель, чувствующий себя защищенным и безопасным, может проявлять большую эмпатию и поддержку к своим учащимся, что соответственно повышает качество обучения и теоретические знания.

Для администрации психологическая безопасность в образовательной среде — это средство улучшения качества обучения и взаимодействия с учащимися и преподавательским составом. Она способна повысить имидж учреждения, привлечь новых учеников и заинтересовать будущих работодателей.

Психологическая безопасность в образовательной среде — это состояние, при котором обучающиеся и педагогические работники ощущают себя защищёнными и уверенными в своей безопасности, как физической, так и психологической. Она является важным аспектом, который позволяет создавать условия для успешного обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние учащихся, преподавателей и администрации, что в конечном итоге повышает качество образования и улучшает социальное и экономическое положение нации в целом.

Также важным в данном вопросе является такое понятие как комфортная образовательная среда. В общем смысле слова это условия, созданные в учебном заведении или классе, которые способствуют комфортному и продуктивному обучению. Сюда можно включить уютную и безопасную атмосферу, хорошее освещение и вентиляцию, современное оборудование и просторные классы. Комфортная образовательная среда также может предоставлять студентам доступ к интерактивным курсам и технологиям, включать социальную поддержку со стороны преподавателей и других студентов. Комфортная среда помогает студентам сосредоточиться на учебных задачах, повышает их мотивацию и дает больше возможностей для успешного обучения. Создается она за счет сочетания физических, психологических и педагогических условий.

Физические условия включают в себя удобное расположение учебных помещений, хорошую звукопроводимость, достаточное освещение и климатические условия, достаточный доступ к учебным материалам и тех-

нологиям. Психологические условия включают в себя заботу о здоровье и безопасности учащихся, педагогическое внимание и поддержку, создание дружелюбной и уважительной атмосферы, признание достижений и успехов.

Педагогические условия включают в себя грамотную организацию учебного процесса, индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет интересов и возможностей учащихся, творческий подход к учебной деятельности.

Комфортная образовательная среда играет важную роль в развитии учащихся, так как она способна улучшить качество обучения, повысить мотивацию и интерес к учению, улучшить физическое и психологическое состояние учащихся, а также повысить психологическое благополучие всех участников учебного процесса. Кроме того, комфортная образовательная среда является важным фактором для успешной социализации учащихся, улучшает взаимодействие между учащимися и педагогами, содействует развитию их социальных навыков и компетенций, а также формированию позитивного отношения к обучению и учебной деятельности.

Степень же психологического комфорта определяется преобладающим эмоциональным состоянием эмоционального благополучия участников учебных отношений, а также социально-психологическим климатом в учебном и педагогическом коллективе и в целом организации.

В идеальном мире создание комфортной образовательной среды является необходимым, однако стоит рассмотреть факторы, препятствующие созданию психологически комфортной образовательной среды, которые могут включать в себя:

1. Несоответствие образовательной программы и методов обучения потребностям учеников.

2. Недостаточное количество оборудования, инфраструктуры и материальных ресурсов.

3. Негативные отношения между учениками, учителями и родителями.

4. Недостаточная поддержка и вовлеченность родителей и общественности в образовательный процесс.

5. Отсутствие безопасности и защиты от насилия, дискриминации и других форм нарушения прав.

6. Повышенное давление на успеваемость и результаты, что может приводить к стрессу и апатии учеников.

7. Отсутствие возможностей для саморазвития и самореализации учеников и учителей.

8. Неспособность учителей адекватно реагировать на индивидуальные потребности и проблемы учеников.

9. Невозможность доступа к инновационным методам и прогрессивным технологиям обучения.

10. Отсутствие положительных межличностных отношений и укрепления чувства принадлежности к учебному заведению.

В контексте рассматриваемой темы также стоит рассмотреть такой аспект как угрозы психологической безопасности. Угрозы психологической безопасности в образовательной среде — это различные факторы, которые могут негативно влиять на психологическое состояние учащихся и персонала образовательной организации. Рассмотрим их немного более подробно:

1. Буллинг. Это поведение, направленное на унижение, запугивание или причинение вреда другому человеку в образовательной среде.

2. Кибербуллинг. Это форма онлайн-буллинга, когда ребенок становится жертвой издевательств, угроз и запугиваний в Интернете со стороны своих одноклассников или других людей, часто анонимных.

3. Эмоциональное насилие. Это ментальное или психологическое давление на ребенка, которое может произойти как со стороны других детей, так и со стороны учителей или родителей. Это может включать в себя сравнение с другими детьми, постоянные критики и унижения.

4. Нарушения конфиденциальности. Конфиденциальность является важной составляющей психологической безопасности образовательной среды, например, когда учителя и другие работники школы разглашают личную информацию об учащихся перед другими студентами или людьми, которые не имеют доступа к этой информации.

5. Сексуальное насилие. Это насилие, которое включает в себя принуждение к сексуальным актам или сексуальные домогательства. Оно может происходить как со стороны одноклассников, так и со стороны учителей или других работников школы.

6. Религиозная дискриминация. Это форма дискриминации, основанная на религиозных взглядах ребенка. Это может произойти, когда другие дети насмехаются над ребенком за его религиозные убеждения или когда школа не учитывает религиозные нужды ребенка.

7. Расизм и этническая дискриминация. Это форма дискриминации, основанная на расовой или этнической принадлежности ребенка. Это может происходить, когда другие дети издеваются или унижают ребенка из-за его культуры или национальности.

8. Недостаточная поддержка. Это отсутствие должной поддержки со стороны учителей или других работников школы, когда ребенок испытывает трудности в учебе или личной жизни. Это может привести к ухудшению психологического состояния ребенка и повлиять на его обучение и развитие.

Важно понимать эти угрозы, потому что они могут привести к плохим результатам в обучении и проблемам со здоровьем учащихся, а также к

низкому профессиональному уровню персонала. Понимание этих угроз помогает разработать меры по их предотвращению и улучшению психологической атмосферы в образовательной организации.

Таким образом, психологически безопасной и комфортной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.

Безусловные положительные стороны создания безопасной психологической безопасности в образовательной среде могут быть различными, но в целом они оказывают положительное влияние на процесс обучения, развитие учащихся и профессиональное развитие педагогов. Вот некоторые из них:

1. Улучшение здоровья учащихся. Безопасная психологическая среда в образовательной организации способствует более полноценному физическому и психическому развитию учащихся, а также снижению уровня стресса и негативных эмоций.

2. Повышение успеваемости. Продуктивное обучение возможно только в безопасной психологической среде, где учащиеся могут чувствовать себя комфортно и концентрироваться на учебном процессе.

3. Развитие личности. Безопасная психологическая среда позволяет учащимся развиваться как личности, увереннее выражать свои мысли и чувства, участвовать в спортивных мероприятиях, концертах и т.д.

4. Профессиональное развитие педагогов. Безопасная психологическая среда позволяет педагогам лучше понимать потребности и эмоциональное состояние учащихся, что снижает уровень конфликтов и повышает профессиональный уровень.

5. Создание положительного имиджа учебного заведения. Безопасная и уважительная психологическая среда является важным фактором, который привлекает родителей и потенциальных студентов и обеспечивает хорошую репутацию школы или учебного заведения в целом.

В целом, безопасная психологическая среда является необходимым компонентом для успешного обучения, здоровья и развития учащихся и профессионального развития педагогов. Психологическая безопасность образовательной среды является результатом комплексных, системных, длительных специально организуемых психологических процессов. Она также является неотъемлемой частью обучения и развития обучающихся. Это позволяет им чувствовать уверенность в себе и своих способностях, вырабатывать эмоциональную стабильность и научиться решать проблемы.

И, как уже упоминалось выше, когда у обучающихся есть чувство безопасности, они могут более успешно учиться и быстрее достигать своих целей. Обучающиеся, которые чувствуют себя защищёнными в образова-

тельной среде, менее склонны к отсутствию интереса к учебному процессу, снижению уровня учебной мотивации и дезинтересу к школе в целом.

Психологическая безопасность также имеет важное значение для социального развития обучающихся. Она помогает укрепить их чувство самоуважения и уверенности в себе, что, в свою очередь, способствует развитию положительных личностных качеств, таких как ответственность, эмпатия и толерантность. В образовательной среде психологическая безопасность может быть обеспечена путем создания благоприятного эмоционального климата в классе, взаимодействия педагогов с учениками на основе доверия, обеспечения возможности для самовыражения и самореализации учеников, применения эффективных методов разрешения конфликтов и профилактики насилия.

Итак, психологическая безопасность в образовательной среде является необходимой мотивационной опорой для обучающихся, которая обеспечивает условия для успешного обучения, развития личности и социальной адаптации в обществе.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что психологическая безопасность в образовательной среде играет важнейшую роль в формировании личности ученика. Обеспечение безопасной психологической среды позволяет ученикам чувствовать себя комфортно, спокойно и уверенно в образовательном процессе.

В отсутствие безопасной психологической среды ученики могут столкнуться с травлей со стороны одноклассников, дискриминацией, недостаточным вниманием со стороны учителей, а также другими формами психологической насилия. В результате чего, ученики могут испытывать сильный стресс, страдать от депрессии и других психических расстройств, что негативно сказывается на их успеваемости и развитии в целом.

Создание безопасной психологической среды в образовательном учреждении помогает предотвратить эти негативные последствия и поддерживает здоровый психологический климат, благоприятный для успешного обучения и развития личности ученика.

Поэтому важно уделять достаточно внимания созданию безопасной психологической среды в образовательной среде и внедрять в учебные программы практики, которые позволяют ученикам чувствовать себя уверенными, защищенными и ценными.

Библиографический список:

[1] Dalley M., Marrs M. How to Promote and Protect Students' Mental Health and Emotional Well-Being in the

Classroom. Journal of College and Character. 2019. № 20. P. 143-147.

[2] Goodman N. J. Bullying in Schools: An Examination of the Problem and Possible Interventions. Child and

Adolescent Mental Health. 2018. № 23. P. 81-84.

[3] Немов Р.С., Никандров Н.Д. Психология. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2018. 640 с.

[4] Rowan D. The Role of Schools in Promoting Emotional Wellbeing of Young People. Educational & Child Psy-

chology. 2019. № 36. P. 6-17.

[5] Букина И.Э., Прамагулова Р.А. Конфликтология и психология конфликта в образовательной среде.

Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2018. 256 с.

[6] Горбачева Е.С., Дубова С.Н. Формы и методы профилактики насилия в образовательной среде // Вестник

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2018. № 1. С. 173-184.

[7] Кузьмина Е.В. Психологическая безопасность в образовательной среде // Электронный научно-образо-

вательный журнал «Инновационный научный вестник». 2018. № 2. С. 32-36.

[8] Шутов В.Ф. Безопасность личности и общества: междисциплинарный анализ: монография / В.Ф. Шутов

- Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2018. 244 с.

Reference

[1] Dalley M., Marrs M. How to Promote and Protect Students' Mental Health and Emotional Well-Being in the

Classroom. Journal of College and Character. 2019. № 20. P. 143-147.

[2] Goodman N. J. Bullying in Schools: An Examination of the Problem and Possible Interventions. Child and

Adolescent Mental Health. 2018. № 23. P. 81-84.

[3] Nemov R.S., Nikandrov N.D. Psychology. Textbook for universities. - M.: Yurayt, 2018. 640 p.

[4] Rowan D. The Role of Schools in Promoting Emotional Wellbeing of Young People. Educational & Child Psy-

chology. 2019. № 36. P. 6-17.

[5] Bukina I.E., Pramagulova R.A. Conflictology and psychology of conflict in the educational environment. Tuto-

rial. - M.: Yurayt, 2018. 256 p.

[6] Gorbacheva E.S., Dubova S.N. Forms and methods of preventing violence in the educational environment //

Bulletin of the National Research University Higher School of Economics. 2018. № 1. P. 173-184.

[7] Kuzmina E.V. Psychological safety in the educational environment // Electronic scientific and educational jour-

nal "Innovative Scientific Bulletin". 2018. No. 2. P. 32-36.

[8] Shutov V.F. Security of the individual and society: interdisciplinary analysis: monograph / V.F. Shutov - Rostov

n/D: Southern Federal University Publishing House, 2018. 244 p.

Калабекова С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

Байрамукова А.У.

Директор ЧУДПО «Олимпия». Аспирант.

Северо-Кавказская государственная академия.

Бережнова О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования,

Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал СГПИ в г. Железноводске).

К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде Аннотация. В исследовательской работе автором рассмотрена актуальность данной темы как для всех субъектов учебных учреждений. В данной исследовательской работе проанализировано такое явление как психологическая безопасность в образовательной среде. Также выделены основные понятия и препятствия, встающие на пути образовательных учреждений в процессе создания комфортной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная среда является одним из ключевых факторов формирования личности ребенка и его психического здоровья. В связи с этим необходимо обеспечить психологическую безопасность обучающихся в школах и других учебных заведениях. Это включает в себя установление правил межличностного общения, профилактику психологического насилия и формирование у детей и подростков навыков эмоционального и социального саморегулирования.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическое здоровье, комфортная образовательная среда, угрозы психологической безопасности в образовательной среде.

Kalabekova S.V.

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Humanities of the North Caucasus State Academy.

Bayramukova A.U.

Director of CHUDPO «Olympia», 3rd year postgraduate student of the North Caucasus State Academy.

Berezhnova O.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Primary and Preschool Education of the Stavropol State Pedagogical Institute (Branch of the SSPI in Zheleznovodsk).

On the issue of psychological security in the educational environment

Abstract. In this research paper, such a phenomenon as psychological security in the educational environment is considered. The paper considers the relevance of this topic both for students and for the teaching staff and administration of educational institutions. The basic concepts and obstacles that stand in the way of educational institutions in the process of creating a comfortable environment are also considered.

The relevance of this topic lies in the fact that the educational environment is one of the key factors in the formation of a child's personality and his mental health. In this regard, it is necessary to ensure the psychological safety of students in schools and other educational institutions. This includes the establishment of rules for interpersonal communication, the prevention of psychological violence and the formation of emotional and social self-regulation skills in children and adolescents.

Key words: psychological safety, psychological health, comfortable educational environment, threats to psychological safety in the educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.