Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ И ВЕТЕРАНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ И ВЕТЕРАНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реабилитация / подростки / социально-психологическая поддержка / военные конфликты / психологическое благополучие.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хожалова Ирина Николаевна

данная статья рассматривает программу социально-психологической реабилитации подростков из семей участников и ветеранов специальной военной операции. Программа ориентирована на поддержку детей в период изменения ценностей и интересов, предлагая методы и техники для повышения психологического благополучия и успешной социализации. В статье обсуждаются теоретические основы программы, ее психологические аспекты, практическая реализация и результаты исследования ее эффективности. Основываясь на полученных данных, авторы предлагают практические рекомендации для социальных педагогов и психологов в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ И ВЕТЕРАНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ И ВЕТЕРАНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ Хожалова И.Н.

Хожалова Ирина Николаевна - преподаватель, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, научный сотрудник, Научно-методический центр «Академическое образовательное общество»,

г. Москва

Аннотация: данная статья рассматривает программу социально-психологической реабилитации подростков из семей участников и ветеранов специальной военной операции. Программа ориентирована на поддержку детей в период изменения ценностей и интересов, предлагая методы и техники для повышения психологического благополучия и успешной социализации. В статье обсуждаются теоретические основы программы, ее психологические аспекты, практическая реализация и результаты исследования ее эффективности. Основываясь на полученных данных, авторы предлагают практические рекомендации для социальных педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Ключевые слова: реабилитация, подростки, социально-психологическая поддержка, военные конфликты, психологическое благополучие.

В Российской Федерации образовательный процесс уделяет особое внимание социально-педагогическому и психологическому сопровождению школьников и студентов, начиная с раннего возраста. Этот процесс влияет на развитие психических процессов, коммуникативных навыков и самооценку детей, что оказывает влияние на их социальную успешность.

Актуальность проекта обусловлена проведением войны (СВО) в России с 2022 года, в результате чего появилась новая группа детей, требующих особого внимания в образовательном процессе - дети из семей участников и ветеранов СВО. Исследование, наблюдение, психолого-социальное сопровождение и профилактика психоэмоционального состояния данной группы стали одной из важных задач современного российского общества.

Цель данного проекта заключается в осуществлении психоэмоциональной реабилитации детей из семей участников СВО и помощи в восстановлении их внутреннего равновесия. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Восстановление психоэмоционального равновесия детей и снижение уровня тревожности.

2. Проработка и замена негативных жизненных установок на позитивные.

3. Повышение уровня психоэмоционального интеллекта.

4. Повышение уровня доверия к жизни и себе.

5. Помощь в написании плана на ближайший год для уверенности в завтрашнем дне и построении собственной жизни.

Этапы проведения проекта включают в себя подготовительный этап, основные этапы реабилитации и оценку результатов программы. На подготовительном этапе проводится диагностика детей, подготовка индивидуальных реабилитационных программ и распределение детей по группам по уровню тревожности. Далее проводится работа по реабилитации, включающая в себя различные психологические и социально -педагогические мероприятия. Итоги проекта показывают, что дети успешно справляются с психологическими ограничениями, формируют новое мировоззрение, развивают планы на будущее и улучшают свои отношения с окружающими.

Психоэмоциональная реабилитация детей из семей участников и ветеранов специальной военной операции (СВО) основывается на нескольких ключевых теоретических подходах и концепциях.

1. Экологическая системная теория (ЭСТ). Эта теория, разработанная У. Бронфенбреннером, утверждает, что развитие человека зависит от его окружения, которое охватывает микросистему (непосредственное окружение), мезосистему (взаимодействие между различными микросистемами), экзосистему (внешние институты, влияющие на микросистему) и макросистему (широкие культурные и социальные ценности). Проект направлен на создание поддерживающей микросистемы для детей, учитывая их семейный контекст и воздействие внешних факторов.

2. Теория развития Э. Эриксона. Согласно этой теории, в возрасте 13-15 лет у детей происходит развитие кризиса личности против ролевой репутации. Дети ищут свое место в обществе и сталкиваются с проблемами самоидентификации и самооценки. Программа реабилитации направлена на помощь детям в преодолении этого кризиса и формировании позитивного самовосприятия.

3. Теория социального обучения А. Бандуры. Согласно этой теории, дети учатся через наблюдение за поведением других и последующее моделирование этого поведения. Программа реабилитации включает в себя создание позитивной модели поведения и обучение детей адаптивным стратегиям общения.

4. Теория развития Л. Виготского. Подход Л. Виготского к развитию акцентирует внимание на зоне ближайшего развития, то есть на разрыве между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальными возможностями. Программа реабилитации направлена на раскрытие этого потенциала и развитие новых умений и навыков.

5. Теория психологической защиты. Она описывает механизмы, которые используются человеком для смягчения воздействия стрессоров. Программа реабилитации включает в себя обучение детей эффективным стратегиям психологической защиты и адаптации к стрессовым ситуациям.

Эти подходы обеспечивают фундаментальную основу для разработки и реализации эффективных программ помощи и поддержки детей в сложных жизненных ситуациях.

Перейдем к обсуждению психологических аспектов реабилитации.

1. Влияние нестабильного эмоционального состояния на формирование самооценки и мировоззрения.

Нестабильное эмоциональное состояние, характерное для подростков из семей участников и ветеранов

специальной военной операции, имеет значительное влияние на формирование их самооценки и мировоззрения. Подростки в этом возрасте находятся в периоде активного поиска себя и своего места в мире, их личность только начинает формироваться. Нестабильность эмоций может привести к негативной самооценке, чувству неполноценности и беспомощности перед сложностями жизни.

Психоэмоциональная реабилитация направлена на помощь подросткам в управлении своими эмоциями, развитии позитивного самовосприятия и укреплении мировоззрения. Через программу поддержки и психологическую помощь дети могут научиться реагировать на стрессовые ситуации более адаптивно, что в свою очередь поможет им формировать более здоровую и устойчивую личность.

2. Роль семьи и взрослых в поддержке подростков в период изменения ценностей и интересов.

Семья и взрослые играют ключевую роль в поддержке подростков в период изменения ценностей и

интересов. Семейная среда имеет огромное значение для формирования личности подростка и его мировоззрения. Подростки из семей участников и ветеранов СВО могут испытывать особые трудности, связанные с отсутствием стабильности и поддержки в семье, что еще больше усугубляет их эмоциональное состояние.

Психоэмоциональная реабилитация включает в себя работу с родителями и взрослыми, чтобы помочь им лучше понять и поддерживать своих детей в этот период. Обучение родителей адаптивным стратегиям воспитания и коммуникации с подростками, а также создание семейной атмосферы взаимопонимания и поддержки, способствует позитивному развитию подростков и укреплению их ментального здоровья.

3. Психологические аспекты реабилитации.

-Влияние нестабильного эмоционального состояния на формирование самооценки и мировоззрения.

Нестабильное эмоциональное состояние, характерное для подростков из семей участников и ветеранов специальной военной операции, оказывает значительное влияние на формирование их самооценки и мировоззрения. Подростки в этом возрасте находятся в периоде активного поиска себя и своего места в мире, их личность только начинает формироваться. Нестабильность эмоций может привести к негативной самооценке, чувству неполноценности и беспомощности перед сложностями жизни.

Психоэмоциональная реабилитация направлена на помощь подросткам в управлении своими эмоциями, развитии позитивного самовосприятия и укреплении мировоззрения. Через программу поддержки и психологическую помощь дети могут научиться реагировать на стрессовые ситуации более адаптивно, что в свою очередь поможет им формировать более здоровую и устойчивую личность.

-Роль семьи и взрослых в поддержке подростков в период изменения ценностей и интересов.

Семья и взрослые играют ключевую роль в поддержке подростков в период изменения ценностей и интересов. Семейная среда имеет огромное значение для формирования личности подростка и его мировоззрения. Подростки из семей участников и ветеранов специальной военной операции могут испытывать особые трудности, связанные с отсутствием стабильности и поддержки в семье, что еще больше усугубляет их эмоциональное состояние.

Психоэмоциональная реабилитация включает в себя работу с родителями и взрослыми, чтобы помочь им лучше понять и поддерживать своих детей в этот период. Обучение родителей адаптивным стратегиям воспитания и коммуникации с подростками, а также создание семейной атмосферы взаимопонимания и поддержки, способствует позитивному развитию подростков и укреплению их ментального здоровья.

Практическая часть

-Описание программы социально-психологической реабилитации детей из семей участников и ветеранов СВО.

Программа социально-психологической реабилитации детей из семей участников и ветеранов специальной военной операции разработана с учетом особенностей психоэмоционального состояния данной группы детей. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление

психологического равновесия, повышение самооценки, развитие социальных навыков и формирование позитивного мировоззрения.

Программа включает в себя групповые и индивидуальные занятия, игровые и творческие активности, психологическую поддержку и консультирование, обучение навыкам эмоционального интеллекта и саморегуляции. Особое внимание уделяется работе с семьями участников программы, вовлечению родителей в процесс реабилитации и созданию благоприятной семейной обстановки. -Методы и техники, используемые в рамках программы.

Программа использует разнообразные методы и техники, адаптированные к возрастным особенностям и потребностям подростков. Среди них:

1. Групповые дискуссии и тренинги по развитию коммуникативных навыков и самопонимания.

2. Игровые методики для развития эмпатии, сотрудничества и конфликтного разрешения.

3. Творческие занятия (рисование, лепка, музыкальные занятия) для самовыражения и развития творческих способностей.

4. Психологические тренинги и практики для развития эмоционального интеллекта и управления эмоциями.

Такой комплексный подход позволяет детям из семей участников и ветеранов СВО раскрыть свой потенциал, научиться эффективно взаимодействовать с окружающими и уверенно смотреть в будущее. -Результаты исследования эффективности программы.

Проведенное исследование эффективности программы показало значительное улучшение психологического состояния и социальной адаптации детей из семей участников и ветеранов специальной военной операции. После прохождения программы дети проявили увеличение уровня самооценки, снижение тревожности, улучшение отношений в семье и социальную активность.

Эти результаты подтверждают эффективность программы социально-психологической реабилитации и ее значимость для поддержки детей в период изменения ценностей и интересов, помогая им успешно преодолевать трудности и строить свою жизнь на основе здоровых и позитивных ценностей. Заключение

В ходе исследования эффективности программы социально-психологической реабилитации детей из семей участников и ветеранов специальной военной операции были получены значимые результаты, подтверждающие успешность применения данной программы.

Результаты исследования показали, что программа способствует значительному улучшению психологического состояния детей, повышению уровня самооценки, развитию социальных навыков и формированию позитивного мировоззрения. Дети, прошедшие программу, стали более уверенными в себе, научились эффективно управлять своими эмоциями и лучше понимать себя и окружающих.

Практические рекомендации для социальных педагогов и психологов в образовательных учреждениях включают в себя использование подобных программ реабилитации для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для их полноценного развития и адаптации в обществе.

Перспективы дальнейших исследований в данной области включают расширение программы на другие возрастные группы и категории детей, а также изучение более глубоких аспектов влияния военных конфликтов на психологическое здоровье детей и методов их поддержки и помощи.

В целом, программа социально-психологической реабилитации детей из семей участников и ветеранов СВО является эффективным инструментом для помощи детям в период изменения ценностей и интересов, способствуя их психологической адаптации и успешной социализации.

Список литературы

1. Кокоева Н.В. Роль семьи в формировании личности современного подростка // Современные образовательные технологии» Сборник статей и тезисов. Выпуск 10. Часть 2. Изд-во: СОГПИ. Владикавказ 2010. С. 3-8.

2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь. 436 с.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Горина Е.Е. Изменение института семьи в аспекте социально-экономического развития страны //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

4. Кулумбегова Л.А., Кокоева Н.В. К вопросу о психологических особенностях этнического статуса беженцев // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014.№2. С. 125-128.

5. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

6. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. М. 2011. 21 с.

7. Луговая О.М. Формирования проф. готовности специалистов по соц. работе с военнослужащими: дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 195 с

8. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.

9. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.

10. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 228-231.

11. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

12. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.