Педагогика
УДК 378:147
доктор педагогических наук, профессор Глузман Александр Владимирович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); магистрант Таранко Надежда Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ В США
Аннотация. Рассматривается опыт подготовки военных психологов в системе высшего и дополнительного образования США. Анализируется основные психологические проблемы, существующие у участников военных действий и членов их семей. Раскрываются основные положения образовательных программ, технологий и методик психологической и медицинской реабилитации ветеранов, солдат и офицеров американской армии.
Ключевые слова: подготовка военных психологов, участники военных действий, ветераны, программы, технологии и методы психологической реабилитации.
Annotation. The experience of training military psychologists in the system of higher and additional éducation in the United States is considered. The main psychological problems that exist among the participants in hostilities and their families are analyzed. The main provisions of educational programs, technologies and methods of psychological and medical rehabilitation of veterans, soldiers and officers of the American army are revealed.
Key words: training of military psychologists, participants in hostilities, veterans, programs, technologies and methods of psychological rehabilitation.
Введение. В системе высшего образования Российской Федерации подготовка военных психологов готовится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета). В рамках данного стандарта существует специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях», которая по своей сути близка к условиям специальной военной операции, которая проводится в настоящее время. В этой связи подготовка военных психологов, деятельность которых направлена на решение полифункциональных задач, связанных к психологическим обеспечением морально-духовного состояния каждого солдата, офицера, в целом, личного состава многочисленных подразделений является актуальной проблемой педагогики и психологии.
В отечественной научной литературе существуют предпосылки организации комплексных исследований проблемы подготовки военных психологов в Российской Федерации. Так, ряд работ посвящены истории советской военной психологии [1; 23], вопросам социально-психологических особенностей воинского коллектива [4], поведения военнослужащих в экстремальных условиях [2], организации психологической работы в воинских частях в военное время [11; 27].
В докторских [25; 26; 28] и кандидатских [6; 8; 19; 21] диссертациях рассматриваются различные аспекты психологической устойчивости и подготовки к активным действиям у десантников (С.В. Захарик, В.В. Сысоев), танкистов (А.Д. Индюченко), летчиков (П.А. Корчемный), моряков (А.М. Столяренко), офицеров противовоздушной обороны (Л.Н. Кузнецов) и военнослужащих сухопутных войск (И.В. Сыромятников).
В ряде научных трудов изучаются вопросы реабилитации участников войны и членов их семей [17; 18; 21]. В последние годы активизировалась научно-исследовательская работа ученых и практиков в сфере военной психологии и педагогики. Так, в ряде работ А.Г. Караяни, П.А. Корчемного, И.В. Сыромятникова рассматриваются вопросы методологии, теории и практики подготовки военных психологов в высших учебных заведениях страны [9; 10; 12; 13; 27].
В связи с тем, что в условиях специальной военной операции нашей стране противостоит военная машина США, и, в целом, НАТО, подготовка к ее противодействию связана с высоким уровнем психологической готовности военных и гражданских лиц защищать страну, создавать условия для поддержки духовно-нравственных сил всего народа. В этом деле немаловажную роль должны играть специально подготовленные специалисты в сфере военной психологии.
Изучение зарубежного опыта подготовки военных психологов является целью настоящей статьи. В контексте исследования интерес представляют работы американских ученых и практиков, в которых уже многие годы раскрываются различные аспекты психологической войны [15], подготовке солдат к эффективному ведению войны [5; 22], консультированию и психологической помощи участникам военных действий [16; 20]. Практический интерес ознакомления научной общественности с зарубежным опытом подготовки военных психологов актуален в наше время, так как сейчас востребовано любое качественное научное знание относительно военной психологии. И практические психологи различных стран сейчас столкнулись с проблемой применения и адаптации научного и практического психологического опыта в военной сфере.
Изложение основного материала статьи. Как известно, система подготовки военных психологов в США, где институт психологической психологии уже давно сформировался и характеризуется высокой требовательностью, во-первых, к уровню профессиональных знаний и умений будущих специалистов, во-вторых, к их личностным качествам. В связи с этим профессиональная подготовка отличается длительностью и многоступенчатостью. В США готовят военных психологов: штатных и нештатных, получивших военный опыт и не имеющих такой практики. Так, в системе высшего дополнительного образования допускаются к обучению по психологическому консультированию и психотерапии лица, имеющие базовое (высшее) образование в области психологии, медицины, социальной работы. Право на практику психолога-консультанта получают лица, прошедшие специальную (обычно двухгодичную) программу по практической психологии, клинической психологии и психологическому консультированию. Кроме этого, для получения права на психотерапевтическую деятельность требуется пройти 3-4-х годичное обучение в специальном психотерапевтическом институте. Обучающиеся, как правило, выполняют три программы: собственно, учебная подготовка в области теории и методов практической психологии и психотерапии, опыт самопознания в учебной группе и прохождение персональной психотерапии у квалифицированного психотерапевта в качестве клиента, проведение собственной работы с клиентом под руководством супервизора - практикующего специалиста и преподавателя вуза. По окончании обучения и сдачи экзаменов выпускники получают соответствующие сертификаты, являющиеся основанием и необходимым условием для легальной консультативной и психотерапевтической практики. Сертификаты выдаются профессиональными ассоциациями или аккредитованными учебными заведениями.
Чему же конкретно учат будущих специалистов в области военной психологии? Что включает содержание обучения будущих военных психологов? Отвечая на эти вопросы, обратимся к ряду книг: «Теория и практика западной военной психологии: психотерапия стрессовых расстройств военнослужащих и членов их семей», "Жизнь и выживание на пути зла: руководство по психотерапии военнослужащих до и после развёртывания", подготовленных и опубликованных под редакцией Шэрон Морджилло, Бретта А. Мура и Артура Фримена. На основе анализа военной доктрины США авторы рассматривают теоретические аспекты военной психологии: изучение менталитета солдата и личного состава в связи с размышлениями о себе и товарищах, как о едином целом и совместных действиях с ориентациями на выполнение поставленных задач; осмысление смысла военного труда и уважения субординации, выполнения приказов командиров, на основе имеющейся высокой моральной цели и направленности собственных действий в интересах страны.
В работах Майкла Мэтьюса [35; 36] показана основополагающая роль в определении миссии, развитии характера и ценностей у военнослужащих, формировании навыков индивидуальной и командной адаптации и результативности их профессиональной деятельности. Автор доказывал и эмпирически обосновывал всеохватывающее значение семи ценностей, отмеченных в военной доктрине армейского руководства: верность, долг, уважение, самоотверженное служение, честь, честность и личное мужество. Данные ценности являлись основой разработанной и научно- обоснованной модели военной психологии, направленной на успешную (позитивную) работу с военнослужащими, ветеранами боевых действий и их семьями. Идеи позитивной психологии фокусируются на трёх основных областях человеческой адаптации, которые включают позитивные эмоции, позитивные индивидуальные черты и позитивные институты. Они связаны с индивидуальными чертами и свойствами характера, которые являются универсальными для человека.
Исследователи военной психологии С. Петерсон и М. Селигман [38] выделили двадцать четыре сильные стороны характера и организовали их в "в шесть основных моральных добродетелей" которые включают: мудрость и знания (творчество, открытость, любознательность, любовь к обучению, перспективность), мужество (храбрость, настойчивость, цельность, жизненная сила), человечность (любовь, доброта, социальный интеллект), справедливость (гражданственность, справедливость, лидерство), умеренность (благоразумие, саморегуляция, прощение и милосердие, смирение) и трансцендентность (надежда, духовность, чувство красоты, благодарность, юмор).
С. Петерсон и М. Селигман составили опросник для определения сильных черт характера, который обеспечивал эмпирическое измерение показателей этих сильных сторон характера. Результаты исследования показали, что курсанты, имеющие высокие баллы по следующим сильным сторонам характера: оптимизм, настойчивость, командная работа, храбрость, целеустремлённость, справедливость, честность, лидерство и самоконтроль оказались более успешными и адаптированными к военной службе и действиям в условиях сложных военных ситуаций [31]. Низкую оценку получили пять качеств: чувства красоты, любознательность, чувство юмора, благоразумия, креативность. Применение позитивной психологии показала, что клиническая практика успешно дополняет или заменяет традиционные подходы.
Наряду с изучением позитивных качеств у молодых людей - курсантов, изучались мнение и отношения у ветеранов, участвующих в локальных воинах США. Позитивная психология оказалась актуальной для большинства ветеранов боевых действий, которые не имели официально диагностированных нарушений, но тем не менее испытывали трудности в адаптации к нормальной обстановке после выполнения боевых задач. Учёные выяснили что при физических заболеваниях те ветераны, у кого были относительно высоко развиты храбрость, доброта и юмор, испытали «меньшую нагрузку» в удовлетворённости жизнью. Что касается психических заболеваний, то те, у кого относительно высокие показатели характера были связаны с ценностью красоты и любовью к учебе, лучше справлялись с удовлетворенностью жизнью после болезни [39]. В совокупности, эти исследования показывали, что мероприятия, направленные на выработку конкретных сильных сторон характера, могут быть полезны для оказания помощи солдатам, в том числе кто пережил физическую или психическую травму, в восстановлении, поддержании или усилении чувства удовлетворенности жизнью. Учёные отметили три упражнения из позитивной психологии, которые повышают уровень счастья и уменьшают депрессивные симптомы. К таким упражнениям относились: "визит благодарности", упражнение «три хорошие вещи и упражнение "использование личных сильных сторон по-новому" [29, С. 32]. Также американские психологи рекомендовали применять опыт коучинга, который фокусируется на способах помочь людям научиться использовать положительные черты характера и навыки, чтобы преуспеть и процветать в жизни [29, С. 34].
Таким образом, в содержание подготовки военных психологов в США включены результаты исследований по определению комбинаций сильных сторон характера индивида, связанных с эффективными приемами адаптации к бою, умениями активизировать сильные личностные качества, способствующие в критические ситуации решать поставленные командирами задачи в трудных военных обстоятельствах. Опытная работа подтвердила позицию ученых, что комплекс сильных сторон характера личности можно рассматривать как набора инструментальных средств для военнослужащего, к которым он может обращаться в конкретной военной ситуации. Практическая сторона подготовки военного психолога ориентирована на использование терапевтических подходов, основанных на позитивной психологии и коучинге, как наиболее приемлемых для восстановления ветеранов боевых действий.
Одним из элементов американской военной психологии является изучение менталитета воина и уникальные характеристики человека, который готовится к военным действия или после возвращения с поля боя. Дэйв Гроссман и Л.В. Кристенсен в книге «О боевых действиях: Психология и физиология смертельного конфликта на войне и в мирное время» изучали трудности, которые могут возникнуть, когда воин возвращается с войны, а также проблемы управления агрессивными действиями и адаптации к мирной жизни. В данной работе психологи опровергали факты, изложенные в средствах массовой информации о том, что большинство воинов, возвращающихся с поля боя, находятся в зоне повышенного риска к совершению насилия, убийству, проявления агрессии, психически неуравновешенными и потенциальными распространителями насилия в обществе и им потребуется серьёзное лечение [32].
В монографии Б.Г. Буркетта и Г.Уитли «Украденная доблесть: как у вьетнамского поколения отняли своих героев и свою историю» показано каким образом большинство ветеранов были приспособлены или даже стали более успешными в послевоенной жизни, чем их гражданские сверстники, чаще добивались профессионального успеха и никогда не проявляли насилия в повседневной жизни. Это объяснялось тем, что ветераны, в сочетании с обучением воевать, приобретали навыки воинской дисциплины, что являлось гарантией удержания их от насилия. Имея опыт участия в военных действиях, психологи разработали и обосновали программу, включающую профессиональные приемы управления риском агрессии среди ветеранов, такие как: прогнозирование и информирования о рисках, скрининг и наблюдение за служебной деятельностью после развёртывания, научно обоснованное терапевтические вмешательство [30].
Таким образом, в структуре подготовки военных психологов была усилена практическая часть, включающая коррекционные методики по преодолению эмоциональных личностных и семейных стрессов. Отмечалось, что перед тем как покинуть поле боя, каждый воин должен был оценить состояния здоровья после развёртывания военных действий, а затем сделать выводы о имеющихся изменениях. Оценка состояния здоровья включала тщательное медицинское обследование с участием сертифицированного врача и проводилась в течение 90-180 дней после возвращения на военную базу. Резервисты,
проходившие реабилитацию, также имели возможность обратиться в военно-лечебный центр, где проходили тщательный скрининг на возможные лёгкие черепно-мозговые травмы. Все военнослужащие и члены их семей имели право пройти ряд консультационных сессий по вопросам своего физиологического и психологического состояния. В ходе тренингов для ветеранов и членов их семей осуществлялась раздача таких материалов, как: «руководство для педагогов», «рекомендации по воссоединению семьи», «руководство для руководителя группы поддержки семьи», «карта возвращение домой», «я могу это сделать», «личное и семейное руководство» и многое другое. Проводились групповые занятия и массовые брифинги, которые включали в себя такие темы, как: «домой на праздники», «возвращение домой и уход из дома», «нормализация опыта», «воссоединение с солдатами», «признаки и симптомы бедствия» и брифинг «реинтеграция семьи» [30].
Важным компонентом подготовки военных психологов в США является работа с и ветеранами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), которое связано с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации. Результаты исследований американских ученых показали, что люди с ПТСР более склонны к гневу, враждебности, агрессии, общему насилию и насилию во взаимоотношениях, чем люди, не страдающие этим расстройством. Когда ПТСР сочетается с другими факторами, такими как злоупотребление психоактивными веществами, вмешательство в психическое здоровье практически обязательно, чтобы агрессия была смягчена или предотвращена в целом. В процессе обучения военных психологов использовали лучшие практики Национального центра ПТСР департамента по делам ветеранов, которые включали тренинги управления гневом, методики самоконтроля, обучение ассортивности (самоутверждению), приемы управления стрессом, обучение коммуникативным навыкам. Наилучшими методами лечения ПТСР являлась экспозиционная терапия, когнитивная терапия, десенсибилизация и переработка движениями глаз (EMDR) [29, С. 65]. Кроме этого в ходе обучения будущие военные психологии могли ознакомиться с теоретическими основами лечения военнослужащих с помощью когнитивно-поведенческой психотерапевтической модели (КПТ).
Психологи Артур Фримен и Бретта А. Мур считали, что КПТ является активной, мотивационный, директивной, коллективной, динамичной, проблемно-ориентированной и ориентированной на решение, акцентирующийся на решение задач здесь и сейчас. Она являдась психоэмоциональной, структурированной, ограниченной по времени, предписывающей, культурно осведомлённой, эмпирически поддерживаемой, когнитивно соответствующей и интегративной, и в ней использовалась односессионная модель лечение [29, С. 88]. Модель лечения в рамках КПТ-терапии включала диагностику и восемь этапов для разработки плана лечения по Ньюману и Беку: концептуализация проблемы, развитие отношений сотрудничества между терапевтом и пациентом, формирование у пациента мотивации к лечению, формирование проблемы пациентам, постановка цели лечения, социализация пациентов, когнитивную модель, когнитивное поведенческое вмешательство и профилактика рецидивов. Благодаря этим свойствам КПТ-терапия стала методом, выбираемым для лечения широкого спектра психологических расстройств и групп пациентов. Этот метод до настоящего времени практикуется во всех клинических условиях и применяются к каждому варианту терапии. Современная помощь военнослужащим до и после развёртывания может оказывает положительное влияние на этих людей, их семьи их близких и общество в целом [37].
В зарубежной военной психологии акцентируется внимание на терапию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и острова стрессового расстройства (ОСР). В ряде научных трудов даётся определение гипервизии (сверхнапряжённости) - естественной реакции на боевые условия. Лорен М. Коносценти, Вера Вайн, Энтони Папа и Брет Литц в работе «Сканирование опасности: адаптация к небоевой среде» изучали проблемы адаптации, связанные с участием в боевых действиях. Исследовании отмечалось, что солдатам ставили диагноз нервный шок, который включал такие симптомы как головная боль, боль в шее, спине и конечностях, общая слабость, тремор, беспокойство. Как справедливо отмечают ученые, высокие показатели психиатрических потерь во время второй мировой войны стимулировали разработку концепции боевого психического расстройства, связанного с боевыми действиями. Психиатры и врачи искали причины этой боевой усталости или боевого истощения. В зарубежной военной психологии считается что ПТСР состоит из четырёх основных групп симптомов: повторное переживание, гипервозбуждение, избегание и эмоциональное бесчувствие, онемение. Острое стрессовое расстройство (ОСР) фиксирует неадаптивные посттравматические реакции, возникающие в течение от двух до тридцати дней после травматического события. Критерии ОСР в значительной степени совпадают с ПТСР и фокусируются на повторном переживании, гипервозбуждении и избегании, но особо подчёркивают роль ранних, диссоциативных симптомов с последующей дезадаптацией [29, С. 117-121].
Таким образом, поскольку американские психологи сосредоточены на проблемах постоянной возбудимости, связанной с боевыми действиями, включающих в себя чрезмерную напряжённость, например, сканирование окружающей среды на предмет угроз, сон с пистолетом под подушкой и склонность реагировать так, будто угроза неизбежна в любой обстановке, данные аспекты стали предметом изучения данных факторов в процессе подготовки военных психологов. В этой связи у будущих военных психологов в учебной программе в обязательном порядке формируются навыки лечения гипервизии и профилактики ПТСР на основе освоения методов когнитивной поведенческой терапии. Эти методы признаны Международным обществом по изучению травматического стресса и Американской Психиатрической Ассоциацией и успешно используются в лечении ветеранов военных действий [29, С. 128-129]. Поскольку для многих бывших солдат данное лечение не всегда доступно и уровень профессионализма психотерапевтов и психологов недостаточно высок, для оказания помощи используются такие техники управления стрессом, как экспозиционная терапия, которая основана на принципах базового страха и его угасания. Освоение стресс-инокуляционной терапии, так называемого тренинга прививки против стресса, также является одним из компонентов практической подготовки американских военных психологов. В ходе технологических практик для обучающихся разрабатывается программа, включающая постепенно усложняющиеся задачи, связанные с освоением дыхательной техники, техники расслабления мышц и другие стратегии управления стрессом. Кроме вышеперечисленных технологий будущие специалисты в сфере военной психологии овладевают полифункциональной технологией, представляющей особую форму экспозиционной терапии - пролонгированное подвергание действию стресса (ППДС), специально разработанную для лечения ПТСР [29, С. 132-133]. В программу подготовки военных психологов включен еще один важный раздел - восьминедельная самостоятельная терапевтическая программа «самоуправляемая когнитивно-поведенческая терапия (СКПТ), предоставляемая обучающимся онлайн.
В различные разделы образовательной программы будущих военных психологов включены теоретические и практические аспекты по следующим проблемам, существующим в среде солдат и офицеров армии НАТО. Среди таких проблем важнейшими являются: депрессия и самоубийства среди военнослужащих; употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими во время службы; нарушение сна у людей, принимающих участие в военных действиях; психологические расстройства у детей и взрослых членов семей военнослужащих.
Зарубежными учёными отмечено, что депрессия действительно является значимым фактором риска суицидальности, включая мысли о самоубийстве, попытки самоубийства и смерть в результате суицида. Депрессия и суицидальность - две основные проблемы, которые серьёзно ограничивают боевую эффективность солдата и имеют серьёзные последствия для
безопасности и эффективности действий крупных и мелких войсковых подразделений. С целью решения данных проблем во время подготовки военных психологов обучающиеся осваивают основы технологий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и диалектической поведенческой терапия (ДПТ), разработанной и апробированной Маршей Линехан в 1993 году [33]. В предложенной программе включены 53 клинических способа лечения суицидальности, большинство из них ориентированы на когнитивную поведенческую терапию. Как правило, методы психотерапии используются совместно с медикаментозным лечением.
Как уже отмечалось ранее, в американской военной психологии особое внимание уделяется такой проблеме, как употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими среди военнослужащих. Шэрон Моржилло Фримен и Майкл Р. Херст в своих работах подробно рассматривали историю злоупотребления психоактивными веществами военнослужащими, вопросы диагностики лиц, поступающих на военную службу на предмет употребления психоактивных веществ, а также причины начала употребления веществ и способы лечения. Практика лечения у военнослужащих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, включала оценку мотивации индивида к изменению к лучшему с использованием различных моделей [29, С. 195-221]. Именно современная практика, включающая специальную технику когнитивно поведенческой терапии для лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, стала одним из элементов практической подготовки военных психологов США.
Особое внимание в зарубежной психологии уделяется проблеме нарушения сна у военнослужащих, разработаны специальные методы диагностики и лечения таких нарушений сна как: инсомния (бессонница); парасомния (необычное поведение в период сна или около него); нарушение дыхания во сне; циркадные нарушения (нарушение регулярности цикла "сон- бодрствование"; нарушение движений во сне; гиперсомния (чрезмерно длительный сон или сонливость). Эти шесть основных видов расстройств сна выделяются американской академией медицины сна. Барри Краков в своих работах рассматривал архитектуру сна, факторы, способствующие возникновению проблем со сном у военнослужащих. Как отмечал ученый, к психологическим факторам расстройства сна относятся симптомы, сопутствующие ПТСР, расстройство адаптации и в отношениях с близкими людьми, изменения окружающей среды, употребление военнослужащими алкоголя, кофеина и других средств для борьбы с дневной усталостью и сонливостью [34].
В своей книге "Крепкий сон, здоровый разум: 7 ключей к тому, чтобы спать всю ночь»" Барри Краков описывает комплексную программу психофизиологической терапии сна, которая называется динамическая терапия сна. В этой книге автор основывается на семи ключевых рекомендациях, например, таких как сосредоточиться не на количестве, а на качестве сна, переживать сдерживаемые эмоции днём, чтобы они не мешали ночью, использовать свою естественную систему образов, чтобы стимулировать ночью восприимчивость сознания. Американские психологи для лечения парасомнии и других расстройств сна используют также образно репетиционную терапию, двухкомпонентное когнитивное поведенческое индивидуальное или групповое лечение, которое рассматривает кошмар как усвоенное, выученное расстройство сна и частично обусловленное повреждением системы образов [34].
С целью подготовки будущих военных психологов к решению данной проблемы в процессе обучения студенты осваивали комплексные методы лечения нарушений сна у военнослужащих, такие как: психологическая терапия, включающая ознакомление с практиками сна у военнослужащих с рекомендациями психологов по правилам поведения перед сном; терапия ограничением времени отводимого на сон; тренировка мышечной релаксация, визуализация, биологическая обратная связь, диафрагмальная дыхание и медитация, использование методов когнитивной терапии. Освоение такими практиками работы с нарушениями сна особо важна для военных психологов, так как военнослужащие могут подвергаться большому риску и иметь тяжелые последствия в боевой обстановке.
Известно, что семьи военнослужащих сталкиваются с огромными трудностями во время войны, поскольку у детей возникают чувство потери, неуверенности и не контролируемости этого переживания. В процессе практической подготовки американских военных психологов используется опыт, связанный с изучением вопросов феноменологии и эпидемиологии стресса военного времени, включающие в себя тему изучения детей военнослужащих и их семей. Если значительное внимание ранее уделялось лишь опосредующим аспектом возраста, пола детей и продолжительности присутствия/отсутствия военнослужащих, то сейчас исследователи изучают и апробируют на практике такие психологические конструкторы, как потери, неуверенность и не контролируемость, медиаторы последствия стресса.
П. Алекс Мейб в работе "Война и дети: как они справляются с участием родителей в развёртывании" отметил статистику военных семей, а также предложил модель профилактических и терапевтических сопровождений в качестве предварительного шага к достижению конечной цели: укреплению поведенческого здоровья детей военнослужащих, переживающих стрессы военного времени. Из статистических данных автор отмечал, что мальчики, как правило, испытывают больше неблагоприятных реакций чем девочки. Дети младшего возраста до 6 лет и молодые семьи также тяжелее страдают от развёртывания [29, С. 280]. В этой связи, практическая часть подготовки военных психологов включает освоение методов профилактики лечения неблагоприятных последствий службы родителей для детей и членов семей, к которым относятся терапевтические реакции на потери: поощрение открытого и честного общения, создание копинг-ресурсов ребёнка и семьи, обсуждение реальных, а не воображаемых опасностей. Формирование внимания терапевтическому отклику на неопределённость, а именно неизвестную вероятность того, что должно произойти, является предметом осмысления возможности оказания помощи и поддержки членам семей военнослужащих. Таким образом, в ходе практических занятий и тренингов обучающимся предлагается осваивать психологические приемы, направленные на минимизацию потерь, поддержание эффективной коммуникации с родителем, создание сообществ, общин семей военнослужащих; формирование навыков выражать положительные эмоции, например, любовь и признательность и отторжение отрицательных эмоций, таких как, беспокойство, печаль. Овладение основами такой терапии связана с оказанием помощи в осмыслении происходящего у детей и семей военнослужащих. В процессе выполнения заданий будущие военные психологи реализуют приемы и навыки предоставления информации и обучения членов семьи выражать чувство спокойствия и уверенности в том, что ребёнок и семья справятся с проблемами, поддерживать уверенность в настоящем и планировать его в будущем. Принятие неопределённости делает семьи военнослужащих сильными, они испытывают психологический и духовный рост, происходит переоценка ценностей, определяются приоритеты и смысложизненные ориентации, позволяющие видеть свои сильные стороны и компетенции, позволяющие поддерживать и помогать другим.
Выводы. Сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, американское психологическое сообщество обеспокоено состоянием психологического здоровья военнослужащих, ветеранов и членов их семей и активно разрабатывает меры их поддержки на всех уровнях. Этот опыт полезен для совершенствования системы подготовки военных психологов в Российской Федерации. Использование и применение позитивной психологии в военной сфере, реализация моделей и технологий восстановления военнослужащих после травм и психических заболеваний, должны быть направлены на формирование и развитие сильных сторон характера российских военнослужащих - участников боевых действий.
Литература:
1. Барабанщиков, А.В. История советской военной психологии / А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко. - М.: Военно-политическая академия, 1977. - 168 с.
2. Боенко, А.В. Рабочая книга психолога ВВ МВД / А.В. Боенко, Н.В. Борисенко и др.: Под общ. ред. С.Ф. Кавуна. -М.: ГК ВВ МВД России, 1997. - 200 с.
3. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А.Г. Караяни, П.А. Корчемного. - М.: Военный университет, 1998. - Ч. I. - 240 с.
4. Гуревич, А.Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива / А.Д. Гуревич. - М.: Наука, 1986. - 246 с.
5. Гинцберг, Э. Почему необходимо изучать неэффективного солдата / Э. Гинцберг, Д.К. Андерсон, С.В. Гинсбурк, Д.Л. Эрма // Современная военная буржуазная психология. - М., 1965. - С. 81-92
6. Захарик, С.В. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя: на основе опыта боевых действий в Афганистане: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.14 / С.В. Захарик. - М.: Гуманит. акад. вооружен. сил, 1993. - 24 с.
7. Дьяченко, М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: автореф. дис. ... докт. психолог. наук / М.И. Дьяченко. - М.: Воен.-полит. Краснознам. акад. им. В. И. Ленина, 1969. - 45 с.
8. Индюченко, А.Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.14 / А.Д. Индюченко. - М. - 24 с.
9. Караяни, А.Г. Военная психология: учебник и практикум для вузов / А.Г. Караяни. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 593 с.
10. Караяни, А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
11. Каширин, В.П. Сплоченность боевых расчетов (экипажей): Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / В.П. Каширин // Военная психология: методология, теория, практика: Под ред. П.А. Корчемного и др. - М.: Издательство Воениздат, 2010. - С. 198-209
12. Корчемный, П.А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям / П.А. Корчемный. - М.: Воениздат, 1988. - 148 с.
13. Корчемный, П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика / П.А. Корчемный и др. - М.: Издательство: Воениздат, 2010. - 340 с.
14. Кузнецов, Л.Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): дис... канд. психол. наук / Л.Н. Кузнецов. - М.: Гуманит. акад. вооружен. сил, 1989. - 154 с.
15. Лайнбарджер, П. Психологическая война: Пер. с англ. Н.Н. Берникова / П. Лайнбарджер. - М.: Изд-во МО СССР, 1958. - 362 с.
16. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
17. Нечипоренко, В.В. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны / В.В. Нечипоренко, С.В. Литвинцев, Е.В. Снедков, Ю.К. Маликов, В. Е. Саламатов // Медицинская реабилитация раненых и больных. - М.: Медицина, 1997. - С. 143-156
18. Новиков, В.С. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих / В.С. Новиков, А.А. Боченков, С.В. Черемянин // Военно-медицинский журнал, 1997. - № 3. -
C. 53-56
19. Омелькин, А.И. Психологические условия достижения и предупреждения внезапности в войнах и военных компаниях: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.14 / А.И. Омелькин. - М., 1997. - 24 с.
20. Петер, С.Л. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс / С.Л. Петер. - Л.: Питер, 1999. - 73 с.
21. Попов, В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий: на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане: дис... канд. психол. наук: 19.00.05 / В.Е. Попов. - М.: Гуманитарная академия вооруж. сил, 1992. - 187 с.
22. Психология для Вооруженных сил. Учебник Вооруженных сил США / Под ред. Э. Боринга. - Вашингтон: Гарвардский университет, 1943; Варшава: Изд-во Мин. Нац. обороны, 1960. - 572 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны / С.Л. Рубинштейн // Под знаменем марксизма. - 1943. - № 9-10. - С. 45-61
24. Сенявская, Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России / Е.С. Сеневская. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 383 с.
25. Снедков, Е.В. Боевая психическая травма: клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы: автореф. дис... д-ра мед. наук: 14.00.18. / Е.В. Снедков. - Санкт-Петербург, 1997. - 50 с.
26. Столяренко, А.М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.М. Столяренко. - М., 1973. - 45 с.
27. Сыромятников, И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: дисс. ... канд. психолог. наук: 19.00.04 / И.В. Сыромятников. - М., 1997. - 316 с.
28. Сысоев, В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.В. Сысоев. - М.: Военно-политическая академия, 1989. - 50 с.
29. Теория и практика западной военной психологии: психотерапия стрессовых расстройств военнослужащих и членов их семей / под общ. ред. С.Э. Зверева. - СПб.: Алтейя, 2021. - 392 с.
30. Burkett, B.G. Stolen valor: How the Vietnam generation was robbed of its heroes and its history / B.G. Burkett, G. Whitley. - Dallas, TX: Verity Press, 1998.
31. Duckworth, A.L. Grit: Perseverance and passion for long term goals / A.L. Duckworth, C. Peterson, M.D. Matthews,
D.R. Kelly // Journal of Personality and Social Psychology, 92. - 2007. - P. 1087-1101
32. Grossman, D. On combat: The psychology and physiology of deadly conflict in war and in peace (2nd ed.) / D. Grossman, L.W. Christensen. - Bellville, IL: PPCt (Research) Publications. - 2007.
33. Linehan, M.M. Cognitive-behavioral treatment of borderline personality disorder / M.M. Linehan. - New York: Guilford Press. - 1993.
34. Krakov, B. Sound Sleep, sound mind: 7 keys to sleeping trougt the night. Hoboken / B. Krakov - New York: John Wiley & Sons. - 2007.
35. Matthews, M.D. Character strengths and virtues of developing military leaders: An international comparison /
M.D. Matthews, J. Eid, D. Keelly, J.K. Bailey // Military Psyhology, 18 (Suppl.). - 2006. - S. 57-68
36. Matthews, M.D. Character Strengths predict retention of west Point Cadets / M.D. Matthews, C. Peterson, D. Kelly // Paper presented at the annual meeting of the American psychological Society. - 2006.
37. Newman, C. Cognitive therapy of affective disorders / C. Newman // In B.B. Wolman & G. Striker (eds.) Depressive disordes: facts, theories, and treatment methods. - New York: John Wiley &Sons. - 1990. - P. 343-367
38. Peterson, C. Character strengths and virtues: A handbook and classification / C. Peterson, M.E.P Seligman. - New York: Oxford University Press, 2004.
39. Peterson, C. Strengths of character, orientations to happiness, and life satisfaction / C. Ruch Peterson, W. Beermann, Park, N., &Seligman // Journal of positive Psychology, 2. - 2007. - P.149-156
Педагогика
УДК 378:371.26:371.38
доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Яворский Ярослав Константинович
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УСПЕВАЕМОСТЬ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация. В статье анализируется влияние применения практико-ориентированного учебно-методического обеспечения образовательного процесса на результаты обучения, на примере преподавания дисциплины ОП.ОЗ «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» в колледже при обучении техника по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, конкурентоспособный специалист, среднее профессиональное образование, обучение технического специалиста, обучения специалиста газовой отрасли.
Annotation. This article analyzes the impact of the application of practice-oriented educational and methodological support of the educational process on the learning outcomes, using the example of teaching the discipline "Fundamentals of hydraulics, thermal engineering and aerodynamics" in college when teaching a technician in the specialty "Installation and operation of equipment and gas supply systems".
Key words: practice-oriented training, competitive specialist, secondary vocational education, training of a technical specialist, training of a gas industry specialist.
Введение. В современных условиях существует необходимость в совершенствовании учебно-методического обеспечения образования во многих образовательных организациях, в том числе в колледжах, которая сформирована запросами производств, и закреплена в нормативно-правовых источниках. В федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) были внесены коррективы требований к качеству образования выпускаемых специалистов. Кроме традиционного приобретения знаний, умений и навыков, основной целью профессионального образования стало формирование компетенций. В ФГОС СПО значительное внимание уделено роли активных методов обучения и образовательных технологий, следовательно, их необходимо реализовывать и развивать на практике.
В Распоряжении Правительства РФ от 3 марта 2015 г. №349-р [1] среди мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования, указывается такой активный метод обучения как практико-ориентированное обучение.
Цель статьи - проанализировать влияние применения практико-ориентированного учебно-методического обеспечения образовательного процесса на результаты обучения, на примере преподавания дисциплины 0П.03 «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» в колледже при обучении техника по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
Изложение основного материала статьи. Многими учеными отмечаются эффективность и важность практико-ориентированного обучения. Климашина Ю.С. и др. считают, что изменения, осуществляемые в образовании, обусловливают, необходимость пересмотра теоретических и методологических основ всей системы управления образовательным процессом за счет внедрения инноваций и практико-ориентированных технологий [7]. Буренина И.В. и др. отмечают, что использование в образовательном процессе практико-ориентированности и других форм, и технологий является важным условием формирования предложений образовательных услуг на пути к изменяющемуся рынку труда [3]. Ковалев В.В. пишет, что образовательные организации не успевают за рынком товаров и услуг, из-за регламентации федеральными образовательными стандартами, на подготовку которых уходит длительное время. Среднее профессиональное образование, благодаря большей практико-ориентированности, позволяет нивелировать данную проблему [8]. У Бондаренко Л.В. мнение, что особое внимание на современном этапе развития образования необходимо уделять различным видам практик, предусмотренных образовательной программой, которые позволяют получить опыт профессиональных умений и профессиональной деятельности [2]. Мухамедова Е.П. считает, что практико-ориентированные образовательные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенций, который в состоянии быстро адаптироваться к постоянным изменениям условий производственного процесса [9]. Петрова И.В. и Мамаев Н.Г. пишут, что выпускники строительного профиля в условиях современного производства должны быть способны и готовы к выпуску конкурентоспособной строительной продукции. Для решения задачи подготовки таких специалистов необходима организация практико-ориентированного обучения, результатом которого должно стать овладение студентами профессиональными компетенциями [10].
Авторы статьи считают, что существенным фактором позитивного влияния на уровень подготовки и конкурентоспособности выпускников является достаточное количество актуальных для специальности и будущей профессии практико-ориентированных занятий. Для выпускников - специалистов газовой отрасли это заключение так же справедливо.
С целью повышения эффективности преподавания курса дисциплины «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» для обучающихся Бахчисарайского колледжа архитектуры, строительства и дизайна по направлению