Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цечоева Рукет Хаматхановна, Точиева Марем Магомедовна

В статье раскрываются причины и следствия эмоциональных нарушений ребенка дошкольного возраста. Авторами затронута проблема конгруэнтного реагирования детей на семейные проблемы. В последние десятилетия статистически отмечено увеличение числа дошкольников с выраженным отклонением в двигательном и психическом развитии. Полноценное психическое развитие ребенка возможно при благоприятном воздействии факторов внешней среды. При негативном воздействии у ребенка не хватает жизненного опыта для эмоциональной регуляции. Авторами предлагаются адекватные для дошкольников методы оказания психологической помощи при эмоциональных расстройствах. В статье обобщен опыт психологов по оказанию эффективной помощи ребенку с эмоциональными проблемами. Доказана экспериментально эффективность апробированных программ психологической реабилитации и коррекции. Разработанные программы по оказанию психологической помощи рассчитаны на контингент детей и их родителей. Методы преодоления эмоциональных проблем направлены на формирование копинг-стратегий дошкольника, включают различные психотерапевтические техники. Авторы дают анализ эффективности методов песочной терапии, работы с глиной, сказкотерапии, использования игр различных разновидностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цечоева Рукет Хаматхановна, Точиева Марем Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO A PRESCHOOL CHILD WITH EMOTIONAL DISORDERS

The article reveals the causes and consequences of emotional disorders of a preschool child. The authors touched upon the problem of congruent response of children to family problems. In recent decades, an increase in the number of preschoolers with a pronounced deviation in motor and mental development has been statistically noted. Full-fledged mental development of a child is possible with the favorable influence of environmental factors. With a negative impact, the child does not have enough life experience for emotional regulation. The authors propose adequate methods for preschoolers to provide psychological assistance for emotional disorders. The article summarizes the experience of psychologists in providing effective assistance to a child with emotional problems. The effectiveness of the tested programs of psychological rehabilitation and correction is proved experimentally. The developed programs for providing psychological assistance are designed for a contingent of children and their parents. Methods of overcoming emotional problems are aimed at the formation of coping strategies for preschoolers, include various psychotherapeutic techniques. The authors analyze the effectiveness of methods of sand therapy, working with clay, fairy tale therapy, the use of games of various varieties.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

возникновении стрессовой, фрустрирующей ситуации чаще используют оборонительную реакцию, обвиняют оппонентов, участвующих в этой ситуации. Вторым вариантом может стать признание собственной виновности в случившейся ситуации, либо в форме заслуженного наказания за причинённые другим неприятности. Причём, чем выше показатель девиантности, тем чаще можно наблюдать эго-защитную экстрапунитивную реакцию. Чем ниже уровень девиантности, тем чаще можно увидеть потребностно-неустойчивый (экстрапунитивный и интропунитивный) тип реакции, при котором сам респондент берётся за разрешение проблемы или ожидает, что кто-то сможет ее решить.

Любая семейная депривация искажает усвоение социальных норм, ролей, семейных традиций, что приводит к трудностям адаптации к социуму, созданию своей собственной семьи. Как правило, деструктивные внутрисемейные отношения приводят к различным нарушениям личностного и социального развития, крайним вариантом которого является девиантность поведения.

Семья является референтной группой, которая служит для индивида своеобразным стандартом, процессом усвоения стереотипов поведения. Полученные данные являются важным теоретическим материалом для изучения девиантных подростков и диагностическим критерием при дифференциации этой группы детей. Результаты могут представлять интерес для таких специалистов как практикующие психологи, психотерапевты, социологи, педагоги, деятельность которых направлена на коррекцию поведения девиантных подростков.

Литература:

1. Артемьева, В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе с подростками с девиантным поведением: автореферат дис... канд. псих. наук: 19.00.03 / Артемьева Валентина Васильевна. - Москва, 2010. - 22 с.

2. Газизова, Ю.С. Особенности представлений о материнстве в современной картине мира / Н.Н. Васягина, Ю.С. Газизова // Психологическое сопровождение материнства: материалы Всерос. науч.-практ. конф., / под общ. ред. Н.Н. Васягина. - Екатеринбург: УГПУ. - Екатеринбург, 2007. - С. 5-13

3. Карпенко, А.А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте /

A.А. Карпенко, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2011. - №10. -С. 123-129

4. Карпова, В.М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте /

B.М. Карпова, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 4. - С. 84-96

5. Кузнецова, Ю.Ю., Шпагина, Е.М. Связь восприятия подростками стиля родительского воспитания со склонностью к девиантному поведению / Ю.Ю. Кузнецова, Е.М. Шпагина // Вестник практической психологии образования. - 2021. -Том 18. - № 3. - C. 77-89

6. Осипова, Н.В. Проблемы психологической толерантности подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Н.В. Осипова, Л.И Макадей, Э.В. Терещенко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Vil Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2019. - С. 367-374

7. Петров, И.А. Мелкая уголовщина: дети и подростки совершают все больше тяжких преступлений / И.А. Петров, И.А. Носатов // Известия: электрон. журн. - URL: https://iz.ru/973193/ivan-petrov-ivan-nosatov/melkaia-ugolovshchina-deti-i-podrostki-sovershaiut-vse-bolshe-tiazhkikh-prestuplenii (дата обращения: 09.02.2021 г.)

8. Тхостов, А.Ш. Формирование патологических форм зависимости (попытка психологического анализа романа «Господа Головлевы») / А.Ш. Тхостов // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - № 5. - С. 101-110

9. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде: автореферат дис... д-ра. психол. наук: 19.00.05 / Цветкова Лариса Александровна. - Санкт-Петербург, 2011. - 41 с.

Психология

УДК 159.96

доцент кафедры психологии Цечоева Рукет Хаматхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

доцент, кандидат психологических наук, доцент Точиева Марем Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье раскрываются причины и следствия эмоциональных нарушений ребенка дошкольного возраста. Авторами затронута проблема конгруэнтного реагирования детей на семейные проблемы. В последние десятилетия статистически отмечено увеличение числа дошкольников с выраженным отклонением в двигательном и психическом развитии. Полноценное психическое развитие ребенка возможно при благоприятном воздействии факторов внешней среды. При негативном воздействии у ребенка не хватает жизненного опыта для эмоциональной регуляции. Авторами предлагаются адекватные для дошкольников методы оказания психологической помощи при эмоциональных расстройствах. В статье обобщен опыт психологов по оказанию эффективной помощи ребенку с эмоциональными проблемами. Доказана экспериментально эффективность апробированных программ психологической реабилитации и коррекции. Разработанные программы по оказанию психологической помощи рассчитаны на контингент детей и их родителей. Методы преодоления эмоциональных проблем направлены на формирование копинг-стратегий дошкольника, включают различные психотерапевтические техники. Авторы дают анализ эффективности методов песочной терапии, работы с глиной, сказкотерапии, использования игр различных разновидностях.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения, психологическая помощь, реабилитация, психологическая коррекция, техники арт-терапии.

Annotation. The article reveals the causes and consequences of emotional disorders of a preschool child. The authors touched upon the problem of congruent response of children to family problems. In recent decades, an increase in the number of preschoolers with a pronounced deviation in motor and mental development has been statistically noted. Full-fledged mental development of a child is possible with the favorable influence of environmental factors. With a negative impact, the child does not have enough life experience for emotional regulation. The authors propose adequate methods for preschoolers to provide psychological assistance for emotional disorders. The article summarizes the experience of psychologists in providing effective assistance to a child with emotional problems. The effectiveness of the tested programs of psychological rehabilitation and correction is proved

experimentally. The developed programs for providing psychological assistance are designed for a contingent of children and their parents. Methods of overcoming emotional problems are aimed at the formation of coping strategies for preschoolers, include various psychotherapeutic techniques. The authors analyze the effectiveness of methods of sand therapy, working with clay, fairy tale therapy, the use of games of various varieties.

Key words: emotional disorders, psychological help, rehabilitation, psychological correction, art therapy techniques.

Введение. В настоящее время число детей с различными эмоциональными нарушениями, высоким уровнем беспокойства, неуверенности, эмоциональной неустойчивости растет с каждым днем, о чем свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития потенциальных возможностей и разностороннего развития ребенка, нарушения его эмоционального здоровья негативно отражается как на личностном, так и на когнитивном развитии малыша.

Актуальность поднятой в статье проблемы обусловлена увеличением числа дошкольников с выраженным отклонением в двигательном и психическом развитии. Полноценное психическое развитие ребенка является сложным, генетически обусловленным процессом последовательного созревания высших психических функций, которое возможно при благоприятном воздействии факторов внешней среды. Анатомо-физиологические основы имеют любые нарушения психического развития, обусловленные патологией центральной нервной системы. В случае проявления ограниченных возможностей здоровья у ребенка, лишенного своевременной поддержки и эффективной помощи специалистов, в том числе психолога, усугубляет отставание речевого, когнитивного развития, так как в сензитивный период упускаются шансы дальнейшего обучения и социальной адаптации. Психолог должен выявить нарушения психического развития, обусловленные поражениями нервной системы, не подлежащие восстановлению, и обязательно диагностировать сохранные психические функции для активизации компенсаторных механизмов. Важным моментом является планирование и проведение психологической поддержки и оказание психологической помощи ребенку в соответствии с тяжестью нарушений.

В теоретических подходах к проблеме оказания психологической помощи детям с психоэмоциональными нарушениями подчеркивается особая важность раннего начала психокоррекционной работы, так как от этого зависит их дальнейшая социальная адаптация детей. Многими специалистами обсуждаются проблемы психоэмоционального развития личности старших дошкольников, так как этот период является предшкольным.

Изложение основного материала статьи. Анализируя психоэмоциональные проблемы ребенка дошкольного возраста мы не можем обойти расстройства поведения, при которых явно констатируются синдромы, проявляющиеся в устойчивой неспособности планировать и контролировать свое поведение, выстроить соответственно общественным нормам и правилам. Часто окружающими ребенка взрослыми игнорируется серьезность проявления необщительности, агрессивности, недисциплинированности, доминирование драчливости, жестокости, патологической лжи в поступках. В этих случаях постановить диагноз ребенку возможно клиническими методами, которые дополняют результаты психологической диагностики. Оказание психологической помощи дополняется медицинской и психотерапевтической.

Мы не ставили задачу раскрыть варианты психического дизонтогенеза как нарушения развития психики ребенка в целом, либо в личностной или когнитивной сфере, нарушения темпов и сроков развития компонентов психики. Типами нарушения психического развития по классификации В.В. Лебединского являются недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. При постановке психологического диагноза ребенку обязательно необходимо определить - находится ли ребенок в диапазоне нормы психического развития, либо относится к варианту психического дизонтогенеза.

В случае психического дизонтогенеза намечается программа реабилитации ребенка с различными видами нарушений психического развития, включающая комплекс мер, корректирующих нарушенные функции, помогающих максимально адаптироваться малышу в обществе. Такую психологическую помощь в системе реабилитации оказывает клинический психолог, с ребенком и его родителями, которая помогает восстанавливать психическое здоровье ребенка, предупреждая и преодолевая отклонения в его эмоционально-личностном развитии и социальную дезадаптацию. Важно своевременно определить насколько ребенку необходимо медико-психологическое обследование, реабилитация и коррекция эмоционально-личностного развития. В психологической поддержке в этих случаях нуждаются и родители ребенка.

Анализируя причины возникновения эмоциональных нарушений у ребенка, мы обратились к исследованиям в возрастной психологии, возрастной нейропсихологии, патопсихологии, выделили основные: перенесенные в детстве инфекционные заболевания, стрессы матери во время беременности; задержки физического и психоэмоционального развития; неблагоприятное воздействие семьи, особенности воспитания, в том числе педагогическая запущенность; социально-бытовые условия проживания ребенка.

В последние несколько десятилетий психологами отмечены нарушения в эмоциональной сфере ребенка, вызванные рядом других факторов: загруженность гаджетами, просмотром агрессивных фильмов и мультфильмов, переутомление от долгого просиживания у компьютера, увлечение компьютерными играми.

Мы не обошли те проблемы, которые закономерно проявляются у ребенка в связи с возрастными кризисами трех и семи лет, которые при неблагоприятных условиях жизни и развития ребенка могут усугублять эмоциональные проблемы малыша.

Для того, чтобы отследить и корректировать эмоциональное благополучие ребенка, важна своевременная психологическая диагностика на важных этапах дошкольного детства. Наиболее доминирующими нарушениями у детей дошкольного возраста по мнению многих исследователей, являются страхи и тревожность.

Дж. Боулби раскрывая эволюционный аспект теории привязанности, раскрыл причины детских страхов, которые независимы от наличного ощущения боли. Прихожан А.М. экспериментально апробировала эффективные методы и приёмы, помогающие снять тревожность ребенка.

У Захарова А.И. впервые в отечественной и мировой науке раскрыты причины появления и развития дневных и ночных страхов у ребенка. Автором статически доказано как влияют ряд факторов, в том числе семейные взаимоотношения на возникновение страхов в дошкольном детстве. Большинство страхов у ребенка появляются в связи с поведением взрослых, влиянием семейных неурядиц, душевной черствости, родительской невнимательности или, наоборот, чрезмерной опеки. Большинством исследователей проблема эмоциональных нарушений у ребенка дошкольного возраста обуславливается влиянием нарушенных семейных взаимоотношений, отклонениями в воспитании, следствием которых являются аномалии эмоциональной сферы. Приведем подборку исследований различных авторов, раскрывающих взаимосвязи и взаимозависимости эмоциональных нарушений и типа воспитательных воздействий в семье.

В 19 веке И.А. Сикорский сопоставил жестокое воспитание с возникновением страха у ребенка, а изнеживающее воспитание с формированием непостоянства характера. П.Ф. Лесгафт описал «злобно-забитый» тип ребенка как следствие жестокого воспитания, а «мягко-забитого» как следствие недостаточного воспитания. В.Н. Мясищевым обозначено, что

неврозы навязчивых состояний и психастений являются следствиями воспитания ребенка при чрезмерном удовлетворении его желаний, которое доминирует при истеричности характера, наряду с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. У Е.Г. Сухаревой раскрыты последствия противоречивого и унижающего воспитания - формирование агрессивно-защитного типа поведения у ребенка, повышенной возбудимости; при деспотичном воспитании - пассивно-защитного поведения, тормозимости, неуверенности.

В конце 20 начале 21 века в работах многих клинических психологов обосновывается использование методов психотерапии в педагогических целях. В современных исследованиях представлено глубокое изучение методов и приемов психотерапии и психологической коррекции в работе с дошкольниками.

При эмоциональных нарушениях у ребенка важно рассмотреть насколько опасно для хрупкой эмоциональной сферы ребенка патологическое влияние семейного окружения.

На протяжении нескольких поколений воспитание в семье определенно меняется, так как семья подвергается определенным изменениям, закономерно отражает динамику развития общества, становление семьи связано с влиянием жизненных ситуаций. Для нас существенным явилось изучение аспектов семейных отношений, которые сохраняются в прародительской и родительской семье, так как в ингушских семьях сохраняются многие традиции, благотворно влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка [2].

При обследовании ребенка с эмоциональными нарушениями, мы обращали внимание на отношения в прародительских семьях, рассматривали базисные параметры семейного воспитания, учитывая проявления заботы, контроля, типы требований к ребенку, методы обращения и общения с ребенком, включая стимуляцию, поощрение, беспокойство, запрет, проявления любви, порицания, уступчивость [2]. Традиционно, в ингушских семьях ребенок окружен любовью и вниманием, заботой и доброжелательностью. Но социальные проблемы современного общества (увлечение гаджетами, компьютерными играми, фильмами со сценами насилия) не обошли ингушские семьи [2].

Для постановки психологического диагноза мы использовали традиционные методы: наблюдение, клиническое интервью, беседы, проективные методики, методы исследования личностных и интеллектуальных особенностей ребенка.

Достаточно интересную информацию мы получили при диагностике типов негармоничного (патологизирующего) воспитания при проведении Гиссенского личностного опросника, методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, измерении родительских установок и реакций опросником PART, цветового теста отношений. В случае выявления психического дизонтогенеза нами применялись методы патопсихологического эксперимента и нейропсихологические луриевские пробы.

Анализ результатов эмпирического обследования позволил получить следующие выводы: степень проявления внимания и опеки в ингушских семьях (гиперопека, средней степени опеки, гипоопеки) в собственной родительской семье чаще воспроизводится по типу прародительской по женской линии, что позволяет нам определить прерогативу материнского отношения в семье; при конфликтных ситуациях в прародительской семье мы констатировали компенсаторно более выраженную заботу о детях; из прародительской семьи в родительскую по женской линии передается отношение к ребенку - формирующее эмоциональное неблагополучие: аффективность, крики, нервные срывы, повышенное беспокойство, чрезмерное стимулирование, частые наказания. Выявленные проблемы часто встречаются в отношениях бабушки с матерью, что порождает невротические изменения в личности ребенка, особенно девочки; эмоциональные нарушения у детей можно считать клинико-психологической моделью неадекватного женского воздействия на ребенка при недостаточном включении в воспитание детей со стороны отца; такая нейтрально-попустительская включенность мужчины в отношения с ребенком приводит к эмоциональной депривации детей; эмоциональная холодность, сдержанность в выражении любви к ребенку более представлена по мужской линии в прародительских и родительских семьях, особенно у девочек, что приводит к эмоциональному дефициту любви, неадекватному отношению к себе, невротически восполняется в отношениях с супругами в собственных семьях, аффективно заостряя требования к ним.

Анализ патогенеза эмоциональных нарушений у ребенка позволил нам выделить наиболее значимые маркеры и факторы, которые мы расположили в порядке возрастающей значимости:

- биологическая дефицитарность и асинхронность развития систем и функций организма, которые подвергаются декомпенсации под влиянием социальных стрессовых событий;

- конституциональные особенности типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе темперамента.

Потенциальными источниками эмоциональных нарушений являются семейные и социальные проблемы, резкие

перемены в распорядке дня; чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными. расставание с родителями (посещение дошкольного учреждения).

Нами отмечены наиболее значимые признаки эмоциональных нарушений у дошкольников, проявляющиеся в нарушениях циркадных циклов - сна и бодрствования, появлении энурезов, когнитивных нарушений, нарушений социальных функций.

У младших дошкольников эмоциональные нарушения проявляются в неврозах навязчивых действий (грызут ногти или предметы, сосут пальцы, накручивают волосы на палец, кусают губы). Старшие дошкольники проявляют патологическую ложь, запугивают или бросают вызов окружающим.

У ребенка могут развиваться психические напряжения, появляется суетливость, тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность; инсомния (затруднение при засыпании и прерывистый сон).

Эмоциональные нарушения влияют на изменения работы головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем, в напряженном темпе работают надпочечники, которые начинают выбрасывать кортизол и адреналин. Полисистемные симптомы вегетативной дисфункции сочетаются с повышенной утомляемостью ребенка.

Психоэмоциональные нарушения у старших дошкольников могут вызывать также мировые новости. Видя тревожные образы в средствах массовой информации, новости о стихийных бедствиях, войнах, терроризме, дети начинают проявлять беспокойство о безопасности людей, которых они любят и собственной безопасности [1].

Стрессовые события способны ухудшать самоконтроль ребенка. Импульсивное поведение ребенка, испытывающего стрессовую ситуацию, может быть неправильно истолковано, например, как симптомы СДВГ.

Как помочь ребенку стабилизировать психоэмоциональное состояние? Самостоятельно справиться с эмоциональными проблемами ребенок не сможет. Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник психоэмоционального нарушения, дать опору ребенку, уверенность в поддержке в любой ситуации, разрешить ему выплеснуть негативные эмоции, помочь обсудить и отреагировать переживания.

В программу оказания психологической помощи нами включено индивидуальное, семейное, групповое консультирование ребенка и родителей, которое направлено на решение возникшей проблемы, в частности преодоление трудностей межличностных, детско-родительских отношений, возрастных кризисов, внутриличностных конфликтов. Целью оказания психологической помощи являются осознание и изменение малоэффективных моделей поведения, гармонизации внутреннего мира ребенка и родителей.

Разработанные и апробированные программы индивидуальной и групповой коррекции включали занятия в сенсорной комнате. Такая коррекционная работа помогла стабилизировать психические состояния детей с характерологическими отклонениями и личностными аномалиями.

Доказана эффективность восстановительного обучения детей с нарушенными психическими функциями, процессами, свойствами, корректирующего когнитивную сферу ребенка, помогающего адаптации ребенка в обществе, реабилитации поврежденного психического развития.

Обратим внимание на предупреждение психоэмоционального расстройства, проведение психопрофилактической работы. Очень важно развивать у ребенка стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой. Еще одна составляющая профилактики стресса -сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Использование арттерапии помогло нам использовать терапевтическую и коррекционную силу искусства, реконструировать психотравмирующие ситуации ребенка, вывести переживания во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, создать новые позитивные переживания. В процессе арттерапии ребенок создает творческие работы, признание их взрослым повышает самооценку дошкольника, что играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами.

Разработанная нами программа оказания психологической помощи ребенку опиралась на эффективный метод преодоления эмоциональных проблем малыша - песочную терапию, который дает возможность специалистам установить контакт с ребенком. Маленький клиент воздвигая на песке свое изображение мира, без слов рассказывает о себе, тем самым показывая свои проблемы без травмирующих для ребенка расспросов. Эмоционально отреагировать ребенку помогают в песке изображения различных батальных сцен, игр с персонажами, различными животными. Игры с песком наиболее эффективны в выборе рациональных способов отреагирования, отработке новых навыков поведения.

На некоторых этапах работы с ребенком с эмоциональными нарушениями нами использовано рисование, дающее возможность выразить себя невербально, что позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть их на бумагу. Работа с глиной позволяет ребенку расслабляться, что способствует снятию мышечного напряжения. Ребенок с заниженной самооценкой получает необыкновенное ощущение «Я» в процессе работы с глиной, что стимулирует словесное выражение чувств у эмоционально неуравновешенного ребенка.

Эффективный способ снятия эмоциональных проблем - сказкотерапия - основан нами на ингушских народных сказках [2]. Идентификация себя с героями народных сказок, на которых выросло не одно поколение ингушей, проигрывания их образов, помогает ребенку вырабатывать навыки разрешения конфликтов, приобретения новых возможностей и способностей поведения. Построение песочной страны, составление рассказа о ее обитателях, помогают психологу установить причину эмоциональной проблемы ребенка, а затем на помощь специалисту приходит сказка, активизирующая фантазию малыша, помогающая его самовыражению, снятию эмоционального напряжения, формированию навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Выводы. Нами затронут достаточно важный аспект эмоциональной жизни ребенка, потерявшего близких людей. Детскому горю свойственны возрастные особенности: скрытость, отсроченность, неожиданность, неравномерность, что приводит к тому, что острая реакция у ребенка откладывается на несколько месяцев. Реакция ребенка на смерть близкого недостаточно изучена, часто взрослые не понимают его переживаний, но одно ясно - ребенку необходима помощь и поддержка.

Обращение к детскому психологу помогут родителям предотвратить нежелательные последствия эмоционального нарушения ребенка, добиться определенных позитивных результатов.

Психические нарушения значительно усугубляют тяжесть инвалидизации ребенка, что значительно ограничивает его жизнедеятельность в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, формирования личности, что приводит к значительной социальной дезадаптации.

Литература:

1. Венгер, А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии / А.Л. Венгер, Е.И. Морозова. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 150 с.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. - URL:https://rg.ш/2015/06/08/vospitaшe-dok.html (дата обращения 18.03.2022)

3. Точиева, М.М. Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания: автореферат ... дисс. канд. психол наук: 19.00.01 / Точиева Марем Магомедовна. - Санкт-Петорбург, 2008 - 23 с.

4. Точиева, М.М. Психологическая коррекция эмоционального реагирования старших дошкольников на психические травмы» / М.М. Точиева, Р.Х. Цечоева // Мир науки, культуры, образования. - №2 (87) - 2021. - С. 267-274

Psychology

UDC 159.9

2nd year postgraduate student of the Psychological and Pedagogical Faculty Zhang Chao

Smolensk State University (Smolensk)

VR VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF BANK MANAGERS IN

CHINA

Annotation. Today, banking is one of the main components of the credit system, where commercial banks play the main role. These credit organizations were created directly to attract free cash and making a profit. The development of VR virtual reality technologies in the psychological training of Chinese bank managers directly improves the financial performance of banking employees. The novelty of the presented research is aimed at the development of the relevance of the use of VR virtual reality in the psychological training of Chinese bank managers in the conditions of the possibilities of the digital space and its stabilization. The purpose of this research is to study the impact of psychological training of bank managers in the conditions of stabilization and digitalization of financial sustainability of banks. We determine the relevance and novelty of the research by the relevance of the topic under study and the unprecedented influence of psychology on the development of high financial indicators of banking employees. We carried out this research using such methods of scientific research as observation, statistical grouping, system analysis, synthesis, generalization, and comparison. The results obtained in the course of the study clearly indicate global trends in the development of the application of psychology in the creation of strategies of service organizations in the conditions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.