Научная статья на тему 'Социально-психологическая реабилитация детей из семей, страдающих алкоголизмом'

Социально-психологическая реабилитация детей из семей, страдающих алкоголизмом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2114
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ / ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукиных А.А.

В статье раскрывается проблема социально-психологической реабилитации детей из семей алкоголиков. Проанализированы медико-социальные и психологические аспекты влияния алкоголизма на физические и нервно-психические особенности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN FROM FAMILIES WITH ALCOHOLISM SUFFERING

The article reveals the problem of social-psychological rehabilitation of children from families of alcoholics. Analyzed medical, social and psychological aspects of the impact of alcoholism on physical and psychological characteristics of children.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая реабилитация детей из семей, страдающих алкоголизмом»

УДК 159.9.07 ББК Ю.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ

ЛУКИНЫХ А.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск e-mail: ormmm2012@qmail.com

Аннотация

В статье раскрывается проблема социально-психологической реабилитации детей из семей алкоголиков. Проанализированы медико-социальные и психологические аспекты влияния алкоголизма на физические и нервно-психические особенности детей.

Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, дети из семей алкоголиков, дети, воспитание, семья.

Актуальность. Семья является источником и опосредующим звеном передачи социально-исторического опята, и прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Актуальность данной темы связана с необходимостью личностной и социальной и социальной адаптации детей. Родители данной категории детей употребляют спиртное, и тем самым, мешая собственным детям получать образование, а так же жить счастливой жизнью, полноценно развиваться. Поддержка таких детей, помощь в социальной реабилитации, а так же успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в создании методик, методов, средств, форм и контроля социально-педагогической деятельности.

В настоящее время проблема семейного алкоголизма вызывает особую тревогу. От злоупотребления спиртным родителями в первую очередь страдают дети. Зачатие в состоянии опьянения имеет негативные последствия для ребенка, а так же приём алкоголя матерью во время беременности - это все приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребёнка.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается только отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм также способствует формированию комплекса отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Расстроенное функционирование семьи способствует появлению психических

отклонений, особенно у детей, страхов, дефектов речи и т.п. [4].

В нашей стране и в мире борьба с алкоголизмом приобретает все большую актуальность. Алкоголизм наносит вред не только здоровью пьющего родителя, а так же является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: правовой. социальный, экономический, воспитательный,

психологический [10]. Целый ряд социально-педагогических и медико-социальных проблем в таких семьях связан с некомпетентностью родителей в вопросах физического и образовательного воспитания, в 39% семей вообще не занимались интеллектуальным развитием ребенка [3].

Алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставанию в физическом и психическом развитии ребёнка. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, отстают в развитии и страдают различными заболеваниями.

Для обозначений нарушений у детей алкоголиков в медицине есть специальный термин: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, врожденные пороки сердца, неправильное развитие суставов, глазные аномалии.

В своей книге "алкоголизм и материнство" В.И. Алипов и В.В. Корхов рассказывают о действии алкоголя на потомство и женский

организм. Ими было выявлено, что регулярное употребление алкоголя родителями риск возникновения алкогольной эмбриопатии плода увеличивается до 30%, а у женщин алкоголичек значительно возрастает вероятность гибели ребенка при родах, гипоксия плода, риск позднего выкидыша [1].

Исследования этих ученых показали, что в 30% происходит отставание в физическом развитии, в 54% случаев дети родителей алкоголиков поздно начинают ходить и говорить. Задержка психического развития отмечается у 33% детей, в 15% случаев -торможение умственных способностей. Олигофрения и умственная отсталость отмечена у 64% детей из семей алкоголиков, 32% эпилепсия, 27% неврозы. Смертность детей, рождённых алкоголиками, наблюдается в 10% [1].

В семьях алкоголиков 33,4% детей с отклонениями в развитии считают свою семью благополучной. Межличностные отношения в семьях с ребенком, имеющим проблемы в развитии, характеризуются взаимным неприятием и высокой конфликтностью между всеми членами семьи, что прослеживается в рисунках больных детей. Чаще всего отношения у ребенка с отклонениями в развитии не складываются с отцом, что может быть обусловлено недостаточным участием отца в воспитательном процессе. Около 40% детей с отклонениями в развитии испытывают внутриличностный конфликт и чувствуют себя одинокими не только среди сверстников, но и в своей семье. Наиболее близким членом семьи дети считают мать 55,8% [3].

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР) [2].

Дети из алкогольных семей с недостаточным психическим развитием имеют особенности в эмоциональном плане. Так О.Ю. Герасимовой на основании рисуночных тестов выявлено, что большинство (69,9%) детей с ЗПР испытывают дискомфорт в семье, связанный с конфликтными отношениями между

различными членами семьи, либо испытывают неприязнь к себе со стороны других членов семьи. Так в 20% случаев членом семьи, с

которым у ребёнка не сложились эффективные связи, является мать.

Дети с проблемами в развитии, как правило, одиноки не только в семье, но и среди сверстников. У такого ребёнка создаются особые отношения с окружающей средой, которые, как правило, редко бывают благоприятными. Создается фон для развития у детей комплекса неполноценности, сознание одиночества, обострение отношений между членами семьи [5].

Дети данной категории испытывают по отношению к себе не всегда дружелюбное отношение, для них характерен страх лишения родительской любви, у 44% детей преобладают отрицательные эмоции. Каждый третий ребёнок имеет высокую степень тревожности [6].

По мнению К. Изарда, переживание страха, стыда за чувство неполноценности, трудности в общении, действуя совместно, вызывают отрицательные эмоции и оказывают чрезвычайно негативное воздействие на психику ребёнка и на развитие всех когнитивных процессов [7].

Известно, что эмоциональный фактор влияет на процессы сенсорного анализа в проекционной зоне коры, а эмоции у детей играют важную роль в осуществлении познавательной деятельности, восполняя дефицит информации, связанной с незрелостью системы анализа и обработки сенсорной информации [6].

В то же время состояние эмоциональной сферы важно не только само по себе. Чувства, эмоции постепенно формируют определенные черты личности будущего человека, становясь свойствами его характера и мотивируя во многом его поведение. В результате адекватно подобранных методов и упражнений удается достичь положительной динамики в формировании психо-эмоционального статуса ребенка, улучшения межличностных отношений в его семье и более высокого функционального уровня центральной нервной системы [5].

Таким образом, одной из важнейших задач является, создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а так же функционирование самой этой семьи. Семья не в состоянии самостоятельно решить собственные проблемы без

высококвалифицированной помощи

специалистов. Необходим комплексный подход и создание единого реабилитирующего

пространства, где в центре внимания будет поставлена семья. Только тогда можно помочь интеграции ребенка в общество [3].

Е.М. Мастюкова, считают, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий [8].

Алкоголизм - состояние, причины которого нередко кроются в нарушении семейного функционирования. Их коррекция невозможна без включения в план лечения семейного консультирования и семейной терапии. Семейный подход помогает разрешить многие вопросы в отношении детей с проблемами поведения [9].

Расстроенное функционирование семьи способствует появлению психических отклонений, особенно у детей, страхов, дефектов речи и т.п. В 24% случаев причинами обращения за психиатрической помощью детей являются неразрешимые семейные проблемы. Социальная патология родителей, в частности алкоголизм, провоцирует возникновение у ребенка проблем поведения. При анализе характеристик процесса воспитания выявлено, что применение физических наказаний и жестокое обращение с детьми достоверно (Р < 0,05) повышает риск психопатологии. Изучая причины неврозов, у детей было выявлено, что ведущая роль в их происхождении принадлежит семейным взаимоотношениям [4].

Хорошие отношения в семье способствуют более точному выполнению рекомендаций, а семейная нестабильность, напротив

провоцирует неповиновение. Курс лечения и реабилитации чаще доводится до конца в семьях, где матери отличаются

организованностью и ответственностью [4].

Одна из основных задач психолого-педагогических мероприятий это

предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, которые испытывают дети и подростки семей алкоголиков, а так же патологического развития личностного потенциала у данного контингента. В работе с детьми из семей алкоголиков психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, а так же лечебно-коррекционную направленность.

В процессе психолого-педагогического воздействия социальные работники могут сыграть важную роль посредством эффективных профилактических мер. Одна из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том, чтобы помочь им понять, что они не могут изменить чужое поведение, воздействие которого им может, придётся переносить. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства [6].

Таким образом, работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая физические и нервно-психические особенности детей. Воспитание таких детей является необходимым элементом системы охраны материнства и детства и способствует психологической, медицинской реабилитации и социальной адаптации данного контингента детей.

Список литературы

1. Алипов В.И. Алкоголизм и материнство /В.И. Алипов, В.В. Корхов - Л.: Знание, 1988. - 56 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Владос, 1998. - 98 с.

3. Герасимова О.Ю. Проблемы медико-социальной и психологической реабилитации детей с отклонениями в развитии / О.Ю. Герасимова //Паллиативная медицина и реабилитация: Научно-практический журнал. - М, 2003. - №2. - 100 с.

4. Герасимова О.Ю. Здоровье и семейные факторы риска / О.Ю. Герасимова //матер. 1-й итог. научно-практич. конфер. молодых ученых. - Челябинск, 2003. - с. 27-28

5. Герасимова О.Ю. Психоэмоциональный статус детей с задержкой психического развития и межличностные отношения в их семье / О.Ю. Герасимова //Вестник Челябинской областной клинической больницы - 2013. - №3 (22) -С. 34-36.

6.Герасимова О.Ю. Особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с различным уровнем психического развития: дис. ... канд. Биол. наук / О.Ю. Герасимова - Челябинск, 2006. - С. 34-35

7. Изард К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард. - С.П., 2000. - С. 45.

8. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1989. - 89с.

9. Сёмченко Л.Н. Особенности взаимоотношений родителей и ребенка, имеющего ограниченные возможности /Л.Н. Сёмченко, О.Ю. Герасимова //Актуальные вопросы практической и теоретической медицины: Сб.науч.-практ. работ врачей клиники ЧГМА и ученых ЧелГМА, посвящ. 55-летию клиники ЧелГМА - Вып. II. - Челябинск, 2000 - С. 166-167.

10. Сборщикова К., Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации / К. Сборщикова, А.Тереньтьева //Народное образование. - 1999 - №10. - С. 8-11

11. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация / Т.И. Соловников. - М.: Прогресс. 1991. - 54 с.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN FROM FAMILIES WITH

ALCOHOLISM SUFFERING*

LUKINYH A.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ormmm2012@qmail.com

Abstract

The article reveals the problem of social-psychological rehabilitation of children from families of alcoholics. Analyzed medical, social and psychological aspects of the impact of alcoholism on physical and psychological characteristics of children.

Keywords: socio-psychological rehabilitation, children from families of alcoholics, children, education, family.

* Научный руководитель к.б.н., доц. Герасимова О.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.