Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К УЧАСТИЮ В ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К УЧАСТИЮ В ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / УЧАСТНИКИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОБЛЕМЫ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридчин Александр Анатольевич, Токсанбаев Амиржан Ботаевич

В статье рассматриваются различные аспекты социально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов - кандидатов к участию в операциях Организации Объединенных Наций по установлению и поддержанию мира, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Африканского Союза и других миротворческих миссиях, развернутых в зонах региональных конфликтов. Дается краткая характеристика экстремальных условий, в которых персонал этих миссий выполняет свои функциональные задачи. Авторы статьи анализируют социально-психологические проблемы и конфликты, с которыми миротворцам приходится сталкиваться в процессе выполнения профессиональных задач, связанных с целями операций. Подчеркивается необходимость уделять повышенное внимание социально-психологической подготовке сотрудников как на предмиссионном этапе, так и на этапе обучения непосредственно на территории миротворческих миссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гридчин Александр Анатольевич, Токсанбаев Амиржан Ботаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS FOR PARTICIPATION IN PEACEKEEPING OPERATIONS

The paper examines various aspects of the socio-psychological training of law enforcement officials - candidates for participation in peacemaking and peacekeeping operations of the United Nations, the Organization for Security and Cooperation in Europe, the European Union, the African Union and other peacekeeping missions deployed in the zones of regional conflicts. A brief description of the extreme conditions in which the personnel of these missions perform functional tasks is given. The paper analyzes the socio-psychological problems and conflicts that peacekeepers have to face when carrying out professional tasks related to the objectives of operations. The need to pay increased attention to to social-psychological training at pre-mission stage as well as during the mission on the territory of peacekeeping mission is emphasized.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К УЧАСТИЮ В ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 19-23. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 19-23.

Научная статья УДК 316.6:351.74

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.2

Социально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к участию в операциях по поддержанию мира

Александр Анатольевич Гридчин1, Амиржан Ботаевич Токсанбаев2

1 Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1836-8562

2 Полномочное представительство компании «Emergency Management» (Франция) в Центральной Азии, Алматы, Республика Казахстан

12synergy7@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты социально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов - кандидатов к участию в операциях Организации Объединенных Наций по установлению и поддержанию мира, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Африканского Союза и других миротворческих миссиях, развернутых в зонах региональных конфликтов. Дается краткая характеристика экстремальных условий, в которых персонал этих миссий выполняет свои функциональные задачи. Авторы статьи анализируют социально-психологические проблемы и конфликты, с которыми миротворцам приходится сталкиваться в процессе выполнения профессиональных задач, связанных с целями операций. Подчеркивается необходимость уделять повышенное внимание социально-психологической подготовке сотрудников как на предмиссионном этапе, так и на этапе обучения непосредственно на территории миротворческих миссий.

Ключевые слова: социально-психологическая подготовка, сотрудники правоохранительных органов, участники операций по поддержанию мира, региональные конфликты, экстремальные условия, проблемы, конфликты

Для цитирования: Гридчин А.А., Токсанбаев А.Б. Социально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к участию в операциях по поддержанию мира // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 19-23. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.2.

Original article

Socio-psychological training of law enforcement officials for participation

in peacekeeping operations

Alexander A. Gridchin1, Amirjan B. Toxanbayev2

''Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia, https://orcid.org/0000-0002-1836-8562

2 Plenipotentiary Representative Office of the Company "Emergency Management" (France)

in Central Asia, Almaty, Republic of Kazakhstan

12synergy7@mail.ru

Abstract. The paper examines various aspects of the socio-psychological training of law enforcement officials - candidates for participation in peacemaking and peacekeeping operations of the United Nations, the Organization for Security and Cooperation in Europe, the European Union, the African Union and other peacekeeping missions deployed in the zones of regional conflicts. A brief description of the extreme conditions in which the personnel of these missions perform functional tasks is given. The paper analyzes the socio-psychological problems and conflicts that peacekeepers have to face when carrying out professional tasks related to the objectives of operations. The need to pay increased attention to to social-psychological training at pre-mission stage as well as during the mission on the territory of peacekeeping mission is emphasized.

Keywords: socio-psychological training, law enforcement officers, participants in peacekeeping operations, regional conflicts, extreme conditions, problems, conflicts

For citation: Gridchin А.А., Toxanbayev A.B. Socio-psychological training of law enforcement officials for participation in peacekeeping operations // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 19-23. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.2.

Количество миротворческих операций, осуществляемых специальными подразделениями предназначенных и уполномоченных на их осуществление структур, таких как Организация Объ-

единенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и др., неуклонно растет.

Актуальность и новизна данного исследования объясняются наращиванием миротворческого потенциала, необходимостью поддержания высокой готовности, появлением новых высоких требований к профессиональной и социально-психологической готовности представителей миротворческих полицейских и военных контингентов, занятых подобного рода деятельностью. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании ОДКБ, состоявшемся 28 ноября 2019 г. в Бишкеке, заявил: «Особого внимания, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с наращиванием миротворческого потенциала ОДКБ, поддержанием высокой готовности миротворческих сил, повышением эффективности управления ими» [1].

Говоря об основной проблеме, освещаемой в данной статье, необходимо иметь в виду, что требования к осуществлению данного рода деятельности постоянно эволюционируют, пути решения изменяются, а требования повышаются. К современным требованиям, предъявляемым к системе социально-психологического сопровождения миротворческой деятельности, можно отнести и интенсивную социально-психологическую подготовку сотрудников правоохранительных органов к участию в операциях по поддержанию мира.

Прежде всего, рассмотрим понятие «социально-психологическая подготовка», под которой мы понимаем, в частности, формирование умений и навыков оптимального взаимодействия и взаимовлияния. В социально-психологической подготовке можно выделить как традиционные, так и радикальные методы обучения, к которым относятся лекции с использованием современных технологий обучения, а также социально-психологические тренинги (видеотренинг, перцептивный тренинг, тренинг профессионального общения, тренинг командования), деловые и ролевые игры.

При этом социально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов - кандидатов к участию в операциях по поддержанию мира - является одним из основных элементов повышения готовности персонала миротворческих организаций к действиям в условиях повышенных требований, предъявляемых к ним в связи с особенностями их профессиональной деятельности [2]. Об этом, в частности, в своих работах писали западные ученые Е. Грин [3], М. Рейзер [4], а также российские исследователи данной проблемы А.А. Таганова, Ж.А. Терещенко С.А. Павлова, [5], О.В. Томилова [6], А.В. Троицкая [7], М.П. Коротенков, Н.И. Крюкова, Т.Э. Зульфугарзаде [8] и др.

Специалисты кадровых подразделений и образовательных учреждений правоохранительных органов иностранных государств считают социально-психологическую подготовку к работе в развернутых в зонах региональных конфликтов - миссиях по поддержанию мира ООН, ОБСЕ, ЕС, ОДКБ и др. - одним из основных элементов наряду с языковой и специальной профессиональной подготовкой [9].

На основе изучения опыта управления кадровой работой в органах внутренних дел Российской Федерации [10], анализа многолетнего пребывания сотрудников полиции разных стран в миротворческих миссиях ООН, а также методов эмпирического исследования и продолжительного встроенного наблюдения* представляется возможным определить несколько основных направлений социально-психологической подготовки и адаптации будущих наблюдателей гражданской полиции к выполнению своих функциональных обязанностей.

Подготовка и адаптация к экстремальным условиям миссии включает:

а) формирование навыков работы в экстремальных условиях, обусловленных политической нестабильностью, а также перманентной угрозой здоровью и самой жизни сотрудника миротворческой организации, возможностью взятия в заложники и т. д.;

б) воспитание толерантного отношения к проживающему на территории миссии местному населению, особенностям его менталитета;

в) выработка адекватного поведения в общении с входящими в состав миротворческой миссии представителями полиции других стран.

Подготовка и адаптация к специфическим формам организации профессиональной служебной деятельности включает:

а) формирование навыков работы в специфических условиях миротворческой миссии, профессионального взаимодействия с представителями полиции стран, входящих в состав миссии;

* А.А. Гридчин: 2003-2018 гг. - заместитель директора Генерального секретариата Международной организации уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, с 1994 по 2002 гг. проходил службу в составе российского контингента полицейских миротворческих сил ООН в бывшей Югославии: UNPROFOR 1994-1995; UNMIBH 1997-1998; UNPREDEP 1998-1999; UNMIBH 1999-2001; UNMIBH 2001-2002; А.Б. Токсанбаев: с 2003 по 2007 гг. -начальник Национального Центрального бюро Интерпола Республики Казахстан.

б) выработка готовности к работе в коллективе, сформированном из представителей полиции стран с различным набором социально-культурных ценностей, стереотипов мышления, этических принципов;

в) воспитание навыков толерантности, выдержки и уважения по отношению к коллегам, их методам работы, отношению к выполнению непосредственных служебных обязанностей.

Подготовка и адаптация к трудностям бытового плана и проблемам личного характера подразумевает:

а) формирование способности приспособления к выполнению функциональных обязанностей в специфических географических условиях с присущими им климатическими сложностями;

б) выработка навыков проживания и работы в условиях новой страны, нового региона, необходимость общения на иностранном языке, включая как рабочий язык миссии, так и местный язык;

в) формирование устойчивости в отношении проблем личностно-интимного плана [11, с. 443-444].

Теоретические аспекты проблемы требуют дополнительного исследования (проведения опросов, анкетирования, контент-анализа и т.д.), поэтому предмет данной работы и ее задачи представлены скорее на основе личного опыта и вклада авторов в практическую миротворческую деятельность. Вышеперечисленные направления определяются в первую очередь актуальными практическими особенностями организации и проведения миротворческих миссий, задачами, стоящими перед их участниками, спецификой деятельности в том или ином регионе [12]. Приведем ряд практических примеров, характеризующих экстремальность и специфику условий, в которых миротворцам приходится выполнять поставленные задачи.

Сотрудников гражданской полиции ООН постоянно информируют о том, что им предстоит выполнять работу на заминированных территориях, проводят соответствующую подготовку. Однако это не снижает постоянно высокий уровень риска, который в свою очередь способствует возникновению стресса. Поэтому в современных конфликтах формирование навыков работы в условиях стресса является одним из главных компонентов организации и проведения подготовки кандидатов в миротворцы.

Еще одним фактором, вызывающим у сотрудников миротворческих миссий социально-психологическую напряженность и, как результат, снижающим готовность последних к выполнению профессиональных задач, является специфическое, а зачастую и агрессивное отношение к ним со стороны местного населения. Нападения как на полицейские станции, так и на отдельных полицейских - достаточно частое явление. Сотрудников международных миссий регулярно захватывают в заложники, делая их при этом инструментом в достижении каких-либо политических или военных интересов, «разменной монетой» в ведении переговоров.

Состояние территорий, на которых осуществляются операции по поддержанию мира, как правило, вызывают обеспокоенность в плане санитарно-гигиенических условий. Достаточно часто зоны, в которых приходится работать, сильно загрязнены. Сотрудникам гражданской полиции ООН рекомендуется употреблять бутилированную воду, а также воду, прошедшую специальную обработку на базах миротворцев.

Полицейским после успешного прохождения обучения часто приходится жить и работать в коллективе, состоящем из представителей других государств. Общение при этом проходит исключительно на рабочем языке миссии. И если участник операции по поддержанию мира не будет в достаточной степени владеть иностранным языком, это приведет к возникновению трудностей сначала в общении, а впоследствии и в социально-психологическом плане.

Знание местного языка также способствует «комфортному» нахождению в миссии. Причин тому несколько. Во-первых, это является основополагающим элементом взаимопонимания при решении проблем, связанных с бытовыми вопросами, помогает выработке «общего языка» с местным населением. Во-вторых, снимает целый ряд проблем в вопросах напряженности в отношениях с представителями местных военных и полицейских формирований. В-третьих, содействует повышению авторитета полицейского среди коллег. Любое обладание необходимыми знаниями ценится в миротворческих миссиях, а способность общаться с местным населением без переводчика ценится вдвойне.

По прибытии на станцию миротворцы вступают в профессиональные отношения с другими полицейскими. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки сотрудников полиции из разных стран отличается. В подобных условиях сотрудникам полиции желательно устанавливать с коллегами товарищеские отношения. При этом важно не забывать, что представители отдельных стран могут иметь другой взгляд на происходящее.

Прибывая в миссию, каждый сотрудник гражданской полиции ООН сталкивается с определенными неурядицами в плане обеспечения быта. Ведь территории миссий - это бывшие или

нынешние зоны конфликтов, поэтому инфраструктура может быть разрушена, а на ее восстановление требуется время и средства. Поэтому надо помнить, что периодически, иногда на длительное время, будет отключаться электроэнергия, возможны перепады с тепло- и водоснабжением.

Серьезным фактором, вызывающим социально-психологическое напряжение, является отсутствие обычной связи с семьей и близкими. В современном информационном социуме стало нормальным общение с использованием Интернета, однако в зонах осуществления операций по поддержанию мира подобная услуга зачастую является недоступной, а почтовые услуги очень нестабильны и еще более труднодоступны. Для рационализации общения следует заранее обговаривать даты и время следующего звонка.

Еще одним фактором дополнительного дискомфорта является совместное проживание со своими коллегами. Оно является частично положительным в плане того, что у сотрудников появляется дополнительная возможность общаться на родном языке, обсуждать новости в странах, из которых они прибыли, поддерживать друг друга в изучении иностранного языка, а также в бытовом плане. Однако его отрицательные стороны необходимо также принимать во внимание при подготовке персонала. Должен учитываться тот факт, что сотрудники миротворческих миссий -это взрослые люди, привыкшие к определенному образу жизни. Поэтому совместное проживание может вызвать конфликты на бытовом уровне.

Проблемы лично-интимного характера целесообразно решать при помощи членов семьи, используя переписку, телефонную и электронную связь, совершать визиты на родину, встречаться с родными и близкими, не отрываться от семьи.

Одним из возможно новых подходов к подбору и подготовке сотрудников миротворческих миссий могла бы стать модель социально-психологической службы - аналог «Социального конвейера» [13]. В процессе осуществления аналогичной программы, адаптированной к условиям миротворчества, основной проблемой будет являться, на наш взгляд, приведение интересов и потребностей участника миротворческих операций к задачам миротворческого движения в целом. Для решения данной проблемы необходимо детальное изучение социально-психологического портрета миротворца. Полученные в результате подобного исследования четкие социально-психологические характеристики участника операций по поддержанию мира помогут сформировать конкретные программы подготовки для участия в операциях по поддержанию мира.

Еще одной инновационной моделью решения психологических проблем в миссиях ООН или, другими словами, механизмов организации работы по социально-психологической подготовке контингента миротворческих сил, особенно в экстремальных ситуациях, могли бы являться специально созданные институты региональных консультантов-психологов. Специалисты данных подразделений могли бы встречаться с работниками, обсуждать проблемы, давать советы.

Необходимо отметить, что в некоторых миссиях ООН подобные подразделения существуют. Ими, в частности, разработана система снятия стресса, в основу которой входят следующие элементы:

- регулирование загруженности при выполнении рабочих поручений;

- занятия спортом и участие в спортивных мероприятиях;

- проведение различных дискуссий на профессиональные темы;

- организация встреч с представителями дипломатических миссий;

- регулярное общение с родными и близкими;

- встречи сотрудников контингента [14].

Итак, анализируя профессиональную деятельность сотрудников миротворческих миссий и сравнивая ее с повседневной работой в условиях своей страны, можно констатировать, что их действия являются более автономными, и ответственность, в том числе уголовная, в случае совершения противоправного поступка, ложится на самого сотрудника [15].

Расширение географии миротворчества требует изменения форм подготовки персонала [16], однако неизбежным остается то, что при подготовке кандидатов к миссиям ООН как на пред-миссионном этапе, так и на этапе обучения непосредственно на территории миротворческих миссий повышенное внимание необходимо уделять социально-психологической подготовке сотрудников, изучению личности представителей полиции различных стран и методов сотрудничества с целью предотвращения потенциальных конфликтов [17].

Целью данного исследования является обозначение направления для его последующей научной разработки, которая, в свою очередь, может дать основание для полноценного научного обобщения и завершающих выводов. Авторы продолжают анализ международных законов и источников [18], а также работ известных политиков и ученых [19], что даст возможность развивать исследование заявленной темы в будущем.

В качестве краткого вывода еще раз подчеркнем, что социально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов - кандидатов к участию в операциях по поддержанию мира - является одним из важнейших компонентов повышения готовности персонала миротворческих организаций к выполнению поставленных перед ними специальных задач.

Список источников:

1. Путин призвал наращивать миротворческую деятельность ОДКБ [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/11/28/putin-prizval-narashchivat-mirotvorcheskuiu-deiatelnost-odkb.html (дата обращения: 17.07.2021).

2. Гридчин А.А. Повышение готовности персонала миротворческих организаций к регулированию региональных конфликтов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Орел, 2010. 34 с.

3. Green E.J. Psychology for law enforcement officers. N.Y., 1976. 167 p.

4. Reiser M. Some organizational stresses on police officers // Journal of Police Science and Administration. 1974. Vol. 2, iss. 2. P. 156-159.

5. Таганова А.А., Терещенко Ж.А., Павлова С.А. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Краснодар, 2017. 92 с.

6. Томилова О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 24 c.

7. Троицкая А. В. Социально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21 -1. С. 164-167.

8. Коротенков М.П., Крюкова Н.И., Зульфугарзаде Т.Э. Правоохранительные органы / под ред. Н.И. Крюковой. М., 2014. 101 с.

9. Гридчин А.А. Кадровое обеспечение деятельности международных полицейских сил в условиях экстремальной миграции населения: дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2001. 170 с.

10. Управление кадровой работой в органах внутренних дел / А.Н. Александров [и др.]. Белгород, 2013. 79 с.

11. Гридчин А.А., Заросийло В.А. Социально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к участию в международных миротворческих миссиях // Качество жизни: теория и практика социальной экономии. Белгород, 2002. С. 443-467.

12. Гридчин А.А. Актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 4 (72). С. 196-200.

13. Бедин Д.А., Гридчин А.А. Организация социологической службы в рамках осуществления программы «Социальный конвейер» // Современная социология: состояние и перспективы: материалы международного семинара-дискуссии. Белгород, 1992. С. 21-22.

14. Гридчин А.А., Заросийло В.А. Указ. соч. С. 463-464.

15. Новиков С.С. Преступления, совершаемые при проведении миротворческих операций ООН // Актуальные проблемы публичного права: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Владимир, 13 июня 2017 г.) / под ред. О.Н. Дядькина. Владимир, 2019. С. 184-191.

16. Тишков С.А. Организация обучения полицейского персонала в условиях миротворческих миссий ООН // Наука и практика. 2016. № 3. С. 170-172.

17. Гридчин А.А. Пути оптимизации подготовки полицейских наблюдателей ООН // Сборник научных работ молодых ученых и аспирантов. Белгород, 2005. С. 89-93.

18. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. М., 1989. 112 с.; Организация Объединенных Наций: сборник документов. М., 2008. 420 с.; Basic facts about the United Nations. N.Y., 1998. 348 p.; Human rights and law enforcement. Field guide for international police task force monitors of the peace implementation operation in Bosnia and Herzegovina and CIVPOL officers of the United Nations transitional administration in Eastern Slavonia. International standards and guidelines for monitoring, training and advice. N.Y.; Geneva, 1996. 82 p.; Rail R., Gridchin А. Surviving the international war zone. Security lessons learned and stories from police and military peacekeeping forces. L.; N.Y., 2011.

19. Аннан К. Диалог - против конфликтов и насилия (из выступления Генерального секретаря ООН по вопросу диалога между цивилизациями) // Азия и Африка сегодня. 2002. № 7. С. 3-4; Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века. М., 2004. 368 с.; Boutros Boutros-Ghali. Confronting new challenges: Annual report of the Secretary-General on the work of the organization. N.Y., 1995. 380 p.

Информация об авторах А.А. Гридчин - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=303782.

А.Б. Токсанбаев - кандидат юридических наук, Полномочное представительство компании «Emergency Management» (Франция) в Центральной Азии, Республика Казахстан, Алматы, Россия.

Information about the authors A.A. Gridchin - D.Phil. in Social Science, Professor, Sociology and Management Department, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=303782.

A.B. Toxanbayev - PhD in Law, Plenipotentiary Representative of the Company "Emergency Management" (France) in Central Asia, Almaty, Republic of Kazakhstan.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.07.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.