Научная статья на тему 'Актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН'

Актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8398
1026
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ООН / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ / МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / REGIONAL CONFLICT / UNITED NATIONS ORGANIZATION / PEACE-MAKING ACTIVITY / PEACE-MAKING PERSONNEL / FUNCTIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридчин А. А.

В статье раскрываются актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН: достижение взаимовыгодных политических соглашений, финансовое и нормативно-правовое обеспечение миротворческих миссий, координация действий международных организаций, повышение технологичности принимаемых решений, подготовка миротворческого персонала и повышение его функциональной готовности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of UNO peacemaking activity

In the article the actual problems of UNO peace-making activity are disclosed: achievement of mutually beneficial political agreements, financial and normativelegal peace-making missions providing, coordination of actions of international organizations raising of taken decisions effectiveness, training of peace-making personnel and raising the level of its functional readiness.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН»

10. Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образования. Ростов н/Д, 2008. С. 108.

11. Карпенко О.М., Крутий И.А., Лежнина Ю.Р. Трансформация экономического пространства и системы образования в условиях современности // Социология образования. 2007. № 4. С. 44-45.

Поступила в редакцию 6.03.2009 г.

Rustamova E.B. Social dynamics of vocational training. Questions of social dynamics of vocational training in the conditions of traditional, industrial and modern societies are considered. Features of an informal social institution of vocational training “master - journeyman” in the conditions of a traditional society, formation of social institute of vocational training in an industrial society and its differentiation according to change of a professional orientation in a modern society are shown.

Key words: vocational training, “master-journeyman”, social institute of vocational training in a traditional, industrial and modern society.

УДК 327.722

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН

© А. А. Гридчин

В статье раскрываются актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН: достижение взаимовыгодных политических соглашений, финансовое и нормативно-правовое обеспечение миротворческих миссий, координация действий международных организаций, повышение технологичности принимаемых решений, подготовка миротворческого персонала и повышение его функциональной готовности.

Ключевые слова: региональный конфликт, ООН, миротворческая деятельность, миротворческая миссия, миротворческий персонал, функциональная готовность.

Организация Объединенных Наций с момента своего создания активно участвовала в поддержании мира и обеспечении международной безопасности. Эта активность, только в более широких масштабах, сохраняется и до настоящего времени. Так, в 2006 г. в 18 миротворческих операциях, осуществляемых ООН, принимали участие 72 тыс. «голубых касок» и 15 тыс. гражданских сотрудников. Самые крупные контингенты направили в состав миротворческих сил Бангладеш (10288), Пакистан (9431), Индия (9057), Иордания (3648 человек), Непал (3523 человека)[1].

Миротворческие миссии, осуществляемые ООН совместно с другими международными организациями и группами стран, в целом можно оценить как успешные и результативные. Примером успешных миротворческих миссий специалисты считают содействие достижению независимости Намибии (1989-1990 гг.), третью контрольную миссию ООН в Анголе (1995-1997 гг.). В числе результативных называют также миссии ООН в Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре.

Вместе с тем неоднозначны результаты миротворчества в других регионах, в т. ч. в Судане. Созданная в 2005 г. масштабная миссия ООН в этой стране состояла из 10 тыс. миротворцев [2]. Мандат миссии включал содействие выполнению мирного соглашения, обеспечение возвращения беженцев и перемещенных лиц, помощь разминированию и техническое содействие, защиту прав суданского населения. Вместе с тем, несмотря на присутствие миротворцев, Судан продолжает оставаться «горячей точкой» Африки.

К числу наименее удачных относят миссию ООН в Сомали (1992 г.), в которой приняли участие свыше 30 тыс. военных из 20 стран, главным образом из США. Американские спецназовцы, потеряв 18 человек убитыми и 77 ранеными, были эвакуированы, и ООН была вынуждена позже свернуть операцию «голубых касок».

Критике подверглась и деятельность ООН в Руанде. В докладе К. Аннана, представленном в декабре 1999 г., отмечалось, что высшие должностные лица ООН, в т. ч. сам К. Аннан, отвечавший в то время за ми-

ротворческие операции, не смогли адекватно прореагировать на предупреждения, получаемые из миссии ООН, размещенной в столице этой страны, а члены Совета Безопасности отказались расширить мандат миссии. Вывод же миротворцев лишь способствовал эскалации геноцида.

Миротворческая деятельность ООН в современных условиях связана с определенными проблемами, снижающими ее эффективность.

Политические проблемы. Эти проблемы обусловлены характером мировых политических процессов. Главную роль среди них играет сохраняющийся монополярный мир, основанный на господстве США. Следствием этого является стремление руководства Соединенных Штатов Америки подменить миротворческие функции ООН своим вмешательством в региональные конфликты с целью установления мира «по американскому образцу».

В данном случае необходимо указать на принципиальное различие между миротворческими усилиями ООН и «полицейскими» действиями США. В основе первых лежит убеждение, что ООН не является мировым правительством. Она не может навязать мир. Эффективность действий ООН зависит от политической воли государств, являющихся ее членами, которые решают, где, когда и какими средствами следует участвовать в разрешении конфликта. Американская стратегия, напротив, ориентирована на монопольное использование власти и навязывание своей воли другим государствам.

Финансовые проблемы. Ряд неблагоприятных факторов связан с особенностями функционирования Организации Объединенных Наций. Прежде всего, несмотря на многочисленные заявления руководства организации о ее нейтральности, нельзя не признать, что господствующее влияние на ориентацию деятельности ООН и ее институтов имеют США и их союзники. Этому способствует действующий в указанных институтах принцип уравновешивающего голосования при принятии решений, в соответствии с которым более широкими возможностями располагают государства, оказывающие этим институтам наибольшую финансовую поддержку. Благодаря этому, например, США

располагают около 20 % голосов в Международном валютном фонде и Всемирном банке.

Далее, все государства-члены обязаны оплачивать свою долю в расходах на миротворческую деятельность в соответствии с формулой, которую они сами утвердили. Однако ежегодно у государств-членов остается долг Организации Объединенных Наций в виде текущих и просроченных взносов на операции по поддержанию мира. Причем крупнейшим должником являются Соединенные Штаты. В значительной мере эта задолженность вызвана нежеланием основных доноров оплачивать конкретные программы или миротворческие операции, за которые они не голосовали, но которые были запущены ооновским большинством. Проблема выплаты задолженности вольно или невольно превращается в проблему зависимости расчетов от «поведения» организации [3].

Разумеется, в этих условиях ООН и ее миссии не могут быть в полной мере нейтральными, что сказывается на действиях миротворческих сил.

Организационные проблемы. Организация Объединенных Наций сегодня - не единственный организатор миротворческого процесса в мире. В наши дни НАТО, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и ряд других международных организаций и объединений участвуют в процессе нормализации отношений между странами и поддержания мира в отдельных регионах.

Все более активную роль в миротворческих миссиях играют такие международные организации, как Европейский Союз (ЕС) и Африканский Союз (АС). Так, в последние годы основной тенденцией в сфере кризисного и постконфликтного регулирования и главным изменением в формировании военных и полицейских миссий на Балканах является заметное усиление роли Европейского Союза, принимающего ответственность за стабильность региона у ООН и НАТО. Вместе с тем Евросоюз не располагает до сих пор достаточным потенциалом управления и ресурсами для проведения широкомасштабных длительных операций, нуждается в ресурсах других организаций. Это свидетельствует о том, насколько важной проблемой на сего-

дняшний день является координация и выстраивание системы сотрудничества между региональными и международными организациями, в основном между ЕС, НАТО и ООН. На Балканах такое сотрудничество уже начало складываться как в военной, так и в политической, экономической и социальной сферах. Все указанные организации преследуют общую цель стабильности региона посредством интеграции республик в евроатлантические структуры. В этом направлении развивается их сотрудничество как между собой, так и между ними и государствами региона.

Нормативно-правовые проблемы. В своих «Размышлениях о проблеме вмешательства» Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан отмечал, что, на первый взгляд, довольно просто разграничить международные конфликты, которые являются прямым делом ООН, и внутренние споры. Ведь само словосочетание «внутренний спор» звучит достаточно определенно. Оно подразумевает незначительные трудности местного характера, которые соответствующее государство с легкостью может преодолеть. «Однако, -пишет он, - всем нам известно, что в последние годы это происходит не так. Большинство войн в наше время - это гражданские войны. По крайней мере, они так начинаются. Впрочем, они являются «гражданскими» только в том смысле, что главной жертвой становится гражданское население» [4].

Действительно, в Руанде в результате небывалой по своим масштабам и жестокости резни между народностями хуту и тутси жертвами стали около миллиона человек. Но пока конфликт свирепствует внутри границ государства, старая ортодоксия ООН требует невмешательства кого бы то ни было, пока сам он не «выгорит», и даже допускает его эскалацию, невзирая на последствия и огромные потери среди мирного населения, по меньшей мере до той точки, когда начнет перекидываться на соседние государства и таким образом станет, как утверждают многочисленные резолюции Совета Безопасности, «угрозой международному миру и безопасности». Так и случилось, когда более миллиона беженцев хлынули в соседние Танзанию и Заир, образовав гигантские приграничные лагеря, где из-за огромного скопления людей, недостатка воды и медикаментов

в страшной жаре и антисанитарии тысячами умирало гражданское население. Именно тогда ООН объявила это место зоной экологической катастрофы.

Жертвы этого и других сегодняшних конфликтов на Африканском континенте бесчисленны и зачастую безымянны. В действительности эта «старая ортодоксия» никогда не была абсолютной. Устав ООН принят именем народов, а не правительств. Его цель не только в сохранении международного мира - как бы жизненно важно оно ни было, -но в решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». И тот факт, что конфликт является внутренним, не дает ни одной из сторон права игнорировать самые элементарные нормы человечности. Кроме того, печальная практика современности показывает, что большинство конфликтов недолго остаются внутренними. Раньше или позже они перекидываются на соседние страны. Более того, современные конфликты не только распространяются через границы. Иногда они их меняют, стихийно порождая новые государства, что, в свою очередь, предполагает образование новых границ. В подобных случаях конфликт, возникший как внутренний, становится международным и может стать настолько опасным, что международное сообщество сочтет себя обязанным вмешаться путем военной интервенции.

Технологические трудности. Ежегодно Совет Безопасности принимает свыше двух десятков резолюций о продлении на очередные шесть месяцев миротворческих операций ООН. Такие рутинные резолюции «проскакивают» через Совбез без задержки. Иное дело - запустить новую операцию или принять другое важное и нестандартное решение. Некоторые из них вынашиваются в Совете месяцами. Например, на согласование с членами Совета резолюции, которая положила конец войне между Ираком и Ираном, ушло полгода. Она сначала была подготовлена «пятеркой», а потом несколько месяцев согласовывалась с остальными членами Совета. А сложнейшая операция ООН в Камбодже готовилась свыше двух лет [3, с. 79].

Кадровые трудности. К числу факторов, снижающих потенциал миротворческих сил, можно отнести недостатки в управлении ими, обеспечении готовности персонала во-

енного и гражданского сегментов к реализации своих функций.

Примечательно в данной связи, что исследования, проведенные Н.И. Ануфриевым, Л.Ф. Шестопаловой, Г.А. Свислоцким и А.А. Теличкиным среди наблюдателей Гражданской полиции ООН в бывшей Югославии, выявили у ряда из них недостаточную готовность к выполнению миссии по многим основным параметрам.

В частности, 18 % респондентов отметили, что не удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовки, в т. ч. уровнем специальной полицейской подготовки -3,6 %; компьютерной подготовкой - 3,6 %; уровнем знания английского языка - 10,8 %. По мнению авторов, данные цифры являются заниженными. Они отмечают, что значительное воздействие (как позитивное, так и негативное) на психическое состояние наблюдателей оказывает и уровень владения английским языком - рабочим языком миссии. Поскольку для занятия любой административно-командной должности требуется хорошее знание языка, то его естественные носители автоматически получают известные преимущества. Плохое знание влечет различные негативные последствия, вплоть до репатриации.

В 1996 г. провал на экзамене по английскому языку явился причиной репатриации 44 наблюдателей (35 % всех случаев). В случае слабых языковых знаний у сотрудников Гражданской полиции развиваются чувства неполноценности, ущербности, они боятся самостоятельно написать рапорт, ответить по телефону или рации. Чувство уверенности обретается ими только при наличии рядом более опытного товарища. В случае же приобретения определенных навыков (в основном, разговорной речи) наблюдается явление завышенной «языковой» самооценки. Сотрудники этой категории бравируют (зачастую неоправданно) своими знаниями, используют любую возможность их продемонстрировать. Уровень профессиональных знаний у сотрудников разных контингентов ГП ООН также сильно различается.

Авторы указывают и на случаи непродуманной структуры размещения и организации подразделений гражданской полиции. Они влекут за собой отвлечение личного состава от выполнения прямых служебных обя-

занностей, излишние переезды, сопряженные, как правило, с известным риском. Отсутствие внимания к этим проблемам со стороны высшего руководства миссии ведет к появлению у наблюдателей чувства апатии, безразличия к своей работе [5].

Справедливости ради следует отметить, что международное сообщество осознает эту проблему и предпринимает усилия в направлении ее разрешения. Так, многие члены «Группы восьми» выделили в отдельную категорию обязательства по содействию подготовке кадров и укреплению потенциала для операций по поддержанию мира. Помощь со стороны «Группы восьми» получают африканские региональные сети учебных центров подготовки кадров для операций по поддержанию мира, в частности Центр Кофи Аннана в Аккре (Гана), Школа по проблемам поддержания мира в Куликоро (Мали), а также Международный центр подготовки специалистов по разминированию в Найроби (Кения). Германия выделила около 42 млн евро на укрепление потенциала региональных африканских учреждений в области поддержания мира и безопасности, на поддержку Совета мира и безопасности Африканского Союза, а также на создание системы раннего предупреждения конфликтов.

С 1994 г. реализуется французская программа «Развитие возможностей африканских стран по поддержанию мира» (РЕКАМП). Если вначале она была рассчитана только на франкоязычные страны Африки, то в последующем географические рамки программы расширились. Бюджет РЕКАМП составил в 2003-2004 гг. более 30 млн евро. В 20032005 гг. успешно прошел курс подготовки миротворцев РЕКАМП IV. Проведение следующей фазы, РЕКАМП V, в сотрудничестве с АС, Экономическим сообществом государств Центральной Африки и ЕС, было намечено на 2006-2008 гг.

В обучении африканских миротворцев участвуют Великобритания, Канада, Япония, Норвегия, Бельгия. Италия, при поддержке других членов «Группы восьми», создала Центр передового опыта для подготовки полицейских подразделений в Винченце, а также профинансировала работу двух учебных курсов в Турине по предотвращению конфликтов, правам человека и поддержанию

мира для 70 представителей 35 африканских стран.

Кадры для проведения гуманитарноспасательных и миротворческих операций готовятся также на базе российского учебного центра «Выстрел».

Организационные и политические просчеты «первых уроков» миротворчества нашли отражение в фундаментальном исследовании о реформе миротворческих сил -«Докладе Брахими» (2000 г.). Реакцией, в т. ч. Совета Безопасности, на замечания, содержащиеся в докладе, стало улучшение кадрового состава Секретариата ООН, расширение финансирования и оснащения миротворцев, сокращение сроков развертывания миротворческих операций, более четкая формулировка мандатов.

Одно из важных направлений совершенствования управления миротворческими силами - улучшение взаимодействия Совета Безопасности со странами-поставщиками контингентов (СПК) для миротворческих сил. Как отмечают специалисты, существенным недостатком в процессе принятия решений является слабый учет мнений стран-поставщиков контингентов в ОПМ как в момент подготовки новой операции, а также ее учреждения, так и в ходе корректировок мандата [4, с. 199-200]. В докладе Генерального секретаря ООН, подготовленном к Ассамблее тысячелетия, по этому поводу говорилось следующее: «Есть несколько путей улучшения координации и консультации между странами, способными предоставить войска, и членами СБ в процессе выработки мандата. Рекомендации стран, предоставляющих войска Совету Безопасности, можно с пользой для дела институционализировать посредством создания специальных вспомогательных органов Совета, как это предусмотрено в ст. 29 Устава. Государства-члены, выделяющие сформированные воинские подразделения в состав той или иной операции, должны, само собой разумеется, приглашаться для участия в проводимых Секретариатом для Совета Безопасности брифингах в отношении кризисов, которые сказываются на охране и безопасности персонала миссии, или в отношении изменений в мандате миссии или его нового толкования с точки зрения применения силы» [6].

Сделано много предложений в направлении оптимизации сотрудничества членов СБ и СПК. Но ни одно из них пока не реализовано. Наиболее конструктивным представляется предложение, подготовленное Россией. Его суть заключается в активизации деятельности Военно-штабного комитета

(ВШК). По решению Совета Безопасности и во взаимодействии с Секретариатом представители ВШК могли бы включаться в состав миссий по установлению фактов и инспекционных групп по определению готовности выделяемых войск (сил) и средств обеспечения для участия в ОМП. Это позволяло бы своевременно подпитывать Совет достоверной и своевременной информацией, не отдавая тем самым подготовку конкретных предложений ОПМ исключительно на откуп Секретариату ООН. Важно, что ВШК уже имеет действующие организационные принципы, порядок функционирования и взаимоотношений с Советом Безопасности, Секретариатом и членами ООН, которые официально закреплены в Уставе ООН, временном Уставе и Правилах процедуры ВШК. В этом контексте заслуживает внимания положение п. 4 ст. 47 Устава ООН о создании с разрешения Совета Безопасности и после консультаций с надлежащими региональными организациями вспомогательных органов самого ВШК -региональных подкомитетов, состав которых не ограничен только представителями пяти постоянных членов СБ ООН. Кроме того, в соответствии с Уставом Военно-штабным комитетом могут создаваться функциональные подкомитеты (операций, разведки, тылового обеспечения, связи и т. д.) [4, с. 209].

Таким образом, осуществление миротворческой деятельности ООН связано с определенными трудностями - политическими, организационными, финансовыми, нормативно-правовыми и кадровыми.

Остро стоит проблема повышения результативности и эффективности миротворческих операций. Для решения этой проблемы необходимо: улучшение кадрового состава Секретариата ООН; оптимизация взаимодействия Совета Безопасности со странами-поставщиками контингента; активизация деятельности ВШК; расширение финансирования и оснащения миротворцев; сокращение сроков развертывания миротворческих операций; более четкая формулировка мандатов;

расширение полномочий миротворческих сил при урегулировании внутренних конфликтов; повышение функциональной готовности всего миротворческого персонала ООН и других международных организаций.

1. Contributors to United Nations Peacekeeping Operations // Monthly Summary of Contributions (Military Observers, Police and Troops). 2006. 30 April.

2. Дейч Т. Миротворцы на африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2007. № 1. С. 20.

3. Белоногов А.М. Другой ООН у нас нет // Международная жизнь. 2003. № 6. С. 86.

4. Заемский В.Ф. Механизм ООНовского миротворчества // Международная жизнь. 2004. № 7-8. С. 205.

5. Деятельность гражданской полиции ООН на территории бывшей Югославии (организационно-управленческие и социально-психологические аспекты) / Н.И. Ануфриев и др. Киев, 1999. С. 104.

6. Записка Председателя Совета Безопасности «Укрепление сотрудничества со странами, предоставляющими войска при осуществлении конкретных операций по поддержанию мира» (Совместное совещание рабочей группы Совета Безопасности по спецоперациям по поддержанию мира и стран, предоставляющих войска). 8/2002/56 от 14 января 2002 г. Нью-Йорк, штаб-квартира ООН.

Поступила в редакцию 2.03.2009 г.

Gridchin A.A. Actual problems of UNO peacemaking activity. In the article the actual problems of UNO peace-making activity are disclosed: achievement of mutually beneficial political agreements, financial and normative-legal peace-making missions providing, coordination of actions of international organizations raising of taken decisions effectiveness, training of peace-making personnel and raising the level of its functional readiness.

Key words: regional conflict, United Nations Organization, peace-making activity, peace-making personnel, functional readiness.

УДК 301

СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ © И.С. Шаповалова

Моделирование организационной культуры и использование теоретических моделей при изучении данного социального феномена на практике - единственный способ реализации ресурсного потенциала организационной культуры и переведения теоретических знаний в социальные технологии. Структурное и функциональное моделирование позволяют реализовать технологии социальной диагностики, динамические и каузальные модели - технологии социального прогнозирования и коррекции. Использование данных технологических систем повышают эффективность изучения и управления организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, структурное моделирование, структурные элементы, подсистемы организационной культуры.

Организационная культура в последнее десятилетие входит в число социальных объектов, вызывающих постоянный научный и исследовательский интерес не только у теоретиков, но и у практиков. Исследовательские представления о структуре, функциях и целях использования организационной культуры отличаются многообразием, и ряд ученых применяют в изучении организационной культуры собственные и заимствованные модели.

Сложность и нелинейность системы организационной культуры не дает возможности рассматривать и диагностировать ее при помощи плоскостных моделей. Единство подхода к ее изучению заведомо обрекает исследователя на ошибку. Количество ракурсов, под которыми может быть рассмотрен данный социальный феномен, весьма велико и, определяя их, теоретики и практики должны, прежде всего, обозначить тот круг вопросов, на которые необходимо получить ответы, исследуя организационную культуру [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.