УДК 159.9:34.01 © В.М. Мельников
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСУЖДЕННЫХ, ХОДАТАЙСТВУЮЩИХ О ПОМИЛОВАНИИ
Рассматриваются общеметодологические подходы к исследованию социально-психологических проблем помилования осужденных. На основе оценки работы Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Бурятия ставится вопрос о необходимости формирования целостного подхода к изучению личности правоохранительных, судебных органов и общественных организаций.
Ключевые слова: личность, осужденный, пенитенциарная система, осуждение и наказание, помилование, методы оценки личности, криминальный опыт.
V.M. Melnikov
SOCIAL AND PSYCHOSOCIAL EVALUATION OF CONVICTED APPEALING FOR PARDON
The general methodological approaches to the study of social and psychological problems of convicts' pardon are considered. Based on the assessment of the Commission for Pardon in the territory of the Republic of Buryatia, the issue of the need to form a holistic approach to the study ofpersonality by law enforcement, judiciary and public organizations is raised.
Keywords: personality, convicted, penitentiary system, conviction and punishment, pardon, methods of personality assessment, criminal experience.
Пенитенциарная (от лат. - покаянный, исправляемый) психология, наряду с криминальной и судебной психологией, была первой областью юридико-психологического знания, которая стала предметно заниматься концептом востребованности, специфической направленностью юридико-психологических знаний и представлений о преступном человеке, приговоренном к лишению свободы.
До XVII века отечественные и зарубежные ученые полагали, что существуют элементарные психические особенности и способности, из которых слагается человеческий характер (инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, наклонность к борьбе и самозащите, разрушительный инстинкт). Именно в этот промежуток времени формируются три философские концепции осуждения и наказания правонарушителей - воздаяние, утилитаризм и исправление. Понадобилось почти двести лет, чтобы исследователи окончательно пришли к выводу о том, что лишь некоторые человеческие пагубные «способности» способны иметь как теоретическое обоснование, так и эмпирическое подтверждение [1, с. 4-6].
Личность осужденного относится к ключевой области пенитенциарно-психологических исследований и подразумевает интегральное качество совершившего преступные действия человека, комплекс социальнодемографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного. В интересующем нас аспекте совокупную группу исследований можно выделить по школам и направлениям:
- практика исправительной и превентивной работы в трудах отечественных дореволюционных исследователей (С. К. Гогель, Д. А. Дриль, М.Н. Гернет, С.В. Позднышев, И.Я. Фойницкий и др.);
- социально-психологические явления в среде осужденных и их ресоциализация (К.Е. Игошев, П.И. Карпов, А.Е. Петрова, А.В. Пищелко, К.К. Платонов, А.Н. Сухов, Г.А. Туманов, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский и др.);
- ценностные ориентации, деформация криминальной субкультуры и конфликтное общение осужденных (Г.Ф. Ефремов, А.С. Макаренко, А.С Михлин, А.Н. Пастушеня, И.Б. Пономарев, А.Р. Ратинов, А.Н. Сухов, И.Г. Шмаров и др.);
- особенности функционирования человека в условиях изоляции (Р.М. Абызов, М.С. Басенко, Б. Валигура, Е.Н. Казакова, В.Ф. Пирожков и др.);
- психология режимной работы, основных средств исправления и ресоциализации и жизненных планов осужденных (Ю.Ю. Бехтерев, А.В. Буданов, А.Д. Глоточкин, В.Г. Деев, В.И. Дикань, М.Г. Дебольский, М.П. Сту-рова, Хохряков, А.В. Чернышова, А.И. Ушатиков и др.);
- условия исполнения наказания и оценка эффективности мер по преобразованию негативной среды осужденных ( Г. Сайк (США), Ф. Макэночи (Ирландия), Дж.Наэму (США), И.Г. Песталоцци (Швейцария));
- система тюремного заключения и движение за права заключенных (М.Колвин, Дж. Ирвин, Н. Ротман, Дж. Джейкобс (США)).
Социально-психологические особенности осужденных интересовали писателей и литераторов (Н.П. Башкатов, Ф.М. Достоевский, В.Пикуль, Н.А. Стручков, Н.М. Ядринцев, П.Ф. Якубович и др.). Повышенное внимание к антисоциальным тенденциям и склонностью к разбору этой проблемы с позиций Р. Раскольникова нашел свое отражение в вопросе: какова степень сопротивления среды и законодательства вседозволенности и эгоцентрическому самоутверждению отдельной личности, притязания которой выходят за рамки общепринятого? [2, с. 472].
Современные идеи пенитенциариев выражены в следующих положениях: тюрьмы могут помочь перевоспитать в законопослушных граждан; в своем большинстве заключенные недифференцированная масса: все они нуждаются в моральном преобразовании и должны подвергаться одному и тому же режиму содержания; с заключенными следует обращаться индивидуально и др. [3, с. 538].
Однако установление объективно существующих закономерностей, свойств и явлений, управляющих криминальным поведением людей, продолжает иметь белые пятна.
Целью лишения свободы является наказание за содеянное зло, ограничение право- и дееспособности преступника, а также ограничение его криминальной деятельности [4, с. 629].
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений. Исправление имеет значение и для реализации важной цели наказания - предупреждения совершения осужденным новых преступлений.
Любой осужденный, который только начал отбывать наказание, имеет право обратиться с ходатайством о помиловании к президенту Российской Федерации. В случае отклонения президентом РФ ходатайства о помиловании повторное обращение осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500 в 2002 году в Республике Бурятия была создана Комиссия по вопросам помилования на территории Республики Бурятия (далее - Комиссия).
Основная цель работы Комиссии связана с предварительным рассмотрением ходатайств о помиловании и представлении главе Республики Бурятия В.В. Наговицыну заключения о целесообразности применения акта помилования.
Комиссия проводит свою работу в строгом соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1500. Она осуществляет контроль условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, подготавливает предложения о повышении эффективности деятельности государственных органов, находящихся на территории Республики Бурятия по вопросам помилования осужденных и социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Деятельность Комиссии связана с работой разных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
За время работы Комиссии за консультацией обратилось свыше 400 человек. Основное число прошений приходит из колоний строгого режима, где отбывают наказание за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, вооруженное нападение, изнасилование, убийство). Комиссия отмечает, что 90% всех рассмотренных материалов связано с немотивированными бытовыми убийствами. Многие осужденные имеют по две-три судимости и значительные сроки наказания. Среди обратившихся немало молодых людей и женщин. Если говорить о возрасте осужденных, то он колеблется от 18 до 78 лет, среди них были даже ветераны Великой Отечественной войны в возрасте 73 и 78 лет. Члены Комиссии выезжают в колонии, где встречаются и разговаривают с осужденными, при этом стараются понять истинные цели и мотивы совершенного ими деяния, стремятся увидеть начало происходящих в человеке духовно-нравственных изменений, его мысли на настоящее и будущее.
В Комиссию иногда обращаются родственники осужденных, чаще всего это матери. Но и в том случае, когда поступило ходатайство от родных, Комиссия извещает начальство колонии, и там уже спрашивают самого осужденного, согласен ли он подать прошение, как того хочет его семья. Известны случаи, когда мать просит за сына, но сын отказывается писать ходатайство о помиловании. В практике работы Комиссии бывало, что за человека просит администрация муниципального образования, его родственники, соседи, коллеги по работе, сослуживцы. В жизни осужденного всегда могут возникнуть заслуживающие внимания обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании.
Работа Комиссии заключается не только в рассмотрении дел осужденных. Члены Комиссии работают совместно с Комиссией по правам человека при Правительстве Республики Бурятия, проводят встречи с руководством УФСИН России по РБ по соблюдению прав человека в исправительных учреждениях, находящихся на территории республики.
Прошение или ходатайство о помиловании осужденного не имеют строго определенной формы, они представляет собой произвольное изложение просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой. Прошение направляется к руководству исправительного учреждения, которое обязано подготовить дело, куда входят копия приговора, характеристики из колонии, анкеты, справка о состоянии здоровья, а также все иные обращения заинтересованных лиц. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Только после этого и не позднее чем через 20 дней со дня подачи ходатайства о помиловании руководство исполнительного учреждения направляет дело в территориальный орган, которым является Управление Федеральной Службы исполнения наказания России по Республике Бурятия (УФСИН России по Республике Бурятия).
Прошение о помиловании - это уникальный документ человека, просящего о помощи. Изучение такого документа включает анализ разных составляющих. Даже при неоднократном прочтении строк прошения («взы-
сканий не имею», «вину осознал», «в содеянном раскаялся», «подобного не повторится», «главное в моей жизни - это семья») сложно отличить истинную глубину покаяния от простого желания осужденного любой ценой добиться снисхождения и обрести свободу.
Поэтому первое впечатление и реакция членов Комиссии на прошение осужденного всегда осторожные. Человек, который решил направить прошение о помиловании, попадает в объективно сложную ситуацию. Направление прошения - это сложное психологическое решение человека, потерявшего свободу, наполненное стремлением к действию, чувствами и эмоциями. В таких прошениях всегда можно разглядеть оценку и непри-творность мыслей о прошлом, которые привели его к моральному покаянию, искреннюю мольбу о помощи, смешанную с разнообразной гаммой чувств «отверженной» обществом личности. Но как это подтвердить?
В рамках работы Комиссии любая социально-психологическая оценка личности осужденного рассматривается с точки зрения:
а) изучения модели преступной (девиантной) карьеры, в которой главную роль играет усложняющая интеракция с усвоением образцов криминального поведения, а также «цикличность животрепещущих планов преступников»;
б) тяжести содеянного и общественной опасности;
в) пребывание в местах лишения свободы и выбор стиля жизни;
г) глубины осознания содеянного и степени исправления;
д) перспективы дальнейшей жизни и др.
Если преступная карьера и тяжесть содеянного уже известны, изучены и им дана оценка, то лишение свободы как личностное новообразование негативным образом влияет на психику и суживает «жизненное пространство» личности.
Так, в течение первого года осужденные находятся в смятении, у них преобладает состояние замкнутости, тревожности, апатии. На 1-3 году отбывания наказания к осужденному приходит осознание того, что с ним произошло, того, что ему предстоит пробыть в колонии более 15 лет. Наступает состояние депрессии, преобладает чувство страха, что вся жизнь пройдет «за решеткой». На 3-5 году пребывания в исправительном учреждении происходит определенный спад напряжения, актуальным становится стремление к самостоятельности, независимости. Осужденные учатся жить в условиях колонии, стремятся занять определенное положение в тюремной иерархии. На 5-10 году отбывания наказания вновь актуализируются кризисные состояния, чувство страха, тревоги, внутренняя дисгармония, чувство неудовлетворенности. Следует сказать, что данная информация не может быть применена к категории несовершеннолетних преступников, которые были воспитаны в социально неблагоприятных условиях и являются носителями «синдрома битых детей» [5, с. 121].
По мнению зарубежных исследователей, особое значение имеет модель преступной карьеры по типу «общинной модели», а впоследствии выбор заключенными одного из четырех стилей жизни (Ирвин Д., 1980):
- «времяпрепровождение» (тюрьма для них - плата за деятельность и временный перерыв в криминальной карьере),
- «собирательство» (время в тюрьме - это максимум полезного времени для изменения своей жизни),
- «затворничество» (стиль жизни, жестко поддерживающий кодекс заключенного и имеющих мало связей с внешним миром);
- «дезорганизованный преступник» (заключенные данного типа с трудом адаптируются или не умеют приспособиться к новым условиям).
В целом эта контактная область человеческих отношений порождает скрытую потребность осужденного в приспособлении к правилам жизни в новой социальной группе на «зоне», варианту коммуникации и умению договариваться с разными «лагерями» и категориями осужденных.
Если говорить о глубине осознания содеянного и степени исправления, то анализ последствий жизни в тюрьме, проводившийся путем рассмотрения конкретных случаев, в том числе в работе Комиссии, позволяет заключить, что для многих людей лишение свободы может оказаться чересчур жестоким, унизительным и вообще разрушительным испытанием [6, с. 336].
М.Н. Гернет писал: «Мы далеки от мысли, что особенности того или другого режима в той или другой тюрьме проходят через психику заточенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая» [7, с. 7-8].
В целом в деятельности Комиссии не наблюдалось случаев, когда изучение (экспертиза) прошения о помиловании проходило без учета подробностей и скрупулезной оценки личности. Речь идет о точности социально-психологической оценки личности как результате изучения комплекса материалов, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности [8, с. 271].
Генеральная совокупность факторов, порождающих преступное деяние личности, находила свое отражение в выводах членов Комиссии об индивидуальности личности, социально ценностной дезадаптации и дефектах саморегуляции, криминальной ситуации, взаимодействии между личностью и ситуацией.
А.В. Куликов, Н.А. Куликов. Документирование и получение результатов оперативно-разыскной деятельности по делам о взяточничестве
Таким образом, современные теоретические положения, опыт превентивной, исправительной пенитенциарной психологии, постпенитенциарного контроля над личностью продолжают быть актуальными и интересовать науку. На скамью подсудимых людей приводят неравнозначные социальные и экономические факторы, нарушения психики, случайность и неразборчивость, отрицательные события жизни, а также неизвестные либо «дремлющие» факторы и др.
В пенитенциарной системе, в общественных организациях, комиссиях продолжаются дискуссии о полноценной реализации исправительной модели обращения, использовании разнообразных технологий перевоспитания и оказания поддержки различным категориям осужденных, в том числе об эффективности социального института помилования «оступившихся».
В рамках выделенных нами проблем выявлена необходимость дальнейшей разработки новых форм взаимодействия и обмена информацией о работе Комиссии и УФСИН. Для того чтобы решать данную проблему, необходимо целенаправленно разрабатывать теорию пенитенциарной социальной работы, а также поднять на новый уровень квалификацию тех специалистов, которые напрямую работают со всеми без исключения осужденными. Такой подход возможен только при объединении усилий специалистов пенитенциарной системы, социальных работников, общественных организаций, ориентирующихся в своей деятельности на нравственногуманистические принципы.
Литература
1. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. - Самара, 1997.
2. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. - СПб: Речь, 2003.
3. Шелли Д.Ф. Криминология. - СПб.: Питер, 2003.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2008.
5. Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав и несовершеннолетних: материалы межведомственной научно-практической конференции (май 2008). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008.
6. Бартол К. Психология криминального поведения. - СПб, 2004.
7. Гернет М. Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. - М., 1925.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.
Мельников Владимир Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, декан юридического факультета Бурятского государственного университета, заслуженный работник правоохранительных органов Республики Бурятия, член Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Бурятия, тел.: 8(301-2)211917.
Melnikov Vladimir Mikhailovich, candidate of psychological sciences, associate professor, Dean of the law faculty, Buryat State University, Honored Worker of the Law enforcement authorities of the Republic of Buryatia, a member of the Board for Pardons in the territory of the Republic of Buryatia, тel.: 8(301-2)211917.
УДК 343.352 © А.В. Куликов, Н.А. Куликов
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
В статье отражено научное обобщение выводов о необходимости получения и использования результатов оперативно-разыскной деятельности по делам о взяточничестве, внесении соответствующих изменений в федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности».
Ключевые слова: коррупционная преступность, взяточничество, документирование, результаты оперативно-разыскной деятельности, фактические данные, доказательства.
A.V. Kulikov, N.A. Kulikov
DOCUMENTING AND OBTAINING RESULTS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY IN CASES OF BRIBERY
The submitted article is a result of scientific generalization of conclusions on need of obtaining and use the results of operational search activity in cases of bribery, making appropriate changes in the Federal Law "On operational search activity".
Keywords: corruption crimes, bribery, documenting, results of operational search activity, actual data, proofs.
На современном этапе развития российского государства борьба с коррупцией приобретает первостепенное значение. Вместе с тем действующие уголовно-правовые методы и процессуальные нормы не позволяют своевременно и полно выявлять многочисленные факты взяточничества и фиксировать те фактические данные, ко-