Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетенция будущего инженера'

Социально-психологическая компетенция будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / FUTURE ENGINEER / SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерова Д. Р., Шагеева Ф. Т.

Показано, что с целью повышения эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров, необходимо формирование у них социальнопсихологической компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерова Д. Р., Шагеева Ф. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows that it is necessary to form social and pedagogical competence of future engineers in order to raise the efficiency of their professional training.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетенция будущего инженера»

Д. Р. Ерова, Ф. Т. Шагеева

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Ключевые слова: социально-психологическая компетенция, будущий инженер, система дополнительного профессионального образования.

Показано, что с целью повышения эффективности профессиональной подготовки будущих инженеров, необходимо формирование у них социальнопсихологической компетенции.

Keywords: social and pedagogical competence, future engineer, system of additional

professional education.

The article shows that it is necessary to form social and pedagogical competence of future engineers in order to raise the efficiency of their professional training.

Современные условия жизни диктуют высокие требования к подготовке специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, что вызвано необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. Современный инженер -специалист компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, обладающий социальной и профессиональной мобильностью, способный к самосовершенствованию. Общество заинтересовано в формировании личности будущего инженера, обладающего высоким уровнем социально-психологической компетенции, которая бы обеспечивала психологическую зрелость, профессиональную эффективность и социальную востребованность выпускника инженерного вуза во всех сферах жизнедеятельности [1].

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, будущий инженер должен уметь выполнять эксплуатационнотехнологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую деятельность. Среди умений, которыми должен обладать будущий инженер, называются умения аргументировано отстаивать свою точку зрения; работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками; умения и навыки коллективной деятельности, организаторской работы с людьми, принятия управленческих решений в условиях различных мнений.

Цель профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить как профессиональную квалификацию, так и научить студента справляться с различными социальнопрофессиональными ситуациями. Поскольку требования работодателей на сегодняшний день формулируются в формате знаний и «способов действий» будущих работников, то есть компетенций, многие работодатели обращают внимание на такие качества, как умение работать в группе (команде), готовность к непрерывному самообразованию и адекватному разрешению конфликтов.

Поэтому не вызывает сомнений актуальность проблемы формирования социальнопсихологической компетенции будущих инженеров, призванных не только создавать и ис-

пользовать новую технику и технологию, но и активно влиять на межличностные отношения в трудовых коллективах и в обществе, быть ответственными за собственное и социальное благополучие.

Известно, что инженерная деятельность должна быть, в первую очередь, направлена на благо как всего общества, так и каждого представителя этого общества в отдельности.

Однако, нынешняя реальность такова, что на отдельную дисциплину социальногуманитарного блока отведено, как правило, 50 аудиторных часов. В этих рамках можно представить лишь обзор проблематики предмета, его фундаментальных концепций, но вряд ли этого временного ресурса достаточно, чтоб сформировать инструментальные навыки - хотя бы командной работы, деловой коммуникации и разрешения конфликтных ситуаций [2].

Решение проблемы, на наш взгляд, становится возможным в условиях дополнительного профессионального образования (ДНО), которое в современных условиях приобретает самостоятельную ценность как основной способ приобретения конкурентных преимуществ на рынке труда. В инженерном вузе происходит поэтапное формирование компонентов профессиональной компетентности инженера. Компетенции, сформированные при получении основного профессионального образования, актуализируются и развиваются в условиях ДНО, приобретая характер стержневых, отличительных для конкретного человека компетенций [3]. Специфика услуг в системе ДНО связана как с большой социальной значимостью, так и со сложностью выбора адекватных методов и технологий обучения и контроля результатов деятельности. Нреимуществом программ ДНО является их краткосрочность, возможность выбора методов и форм организации обучения, гибкий график учебного процесса, широкое использование активных методов и новых технологий обучения, повышенные требования к их качеству.

Освоение студентами в процессе основной подготовки различных программ ДНО психолого-педагогической направленности позволит сформировать их социальнопсихологическую компетенцию, будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников инженерного вуза на региональном рынке труда.

Литература

1. Ельцова, В. А. Теоретические и практические аспекты требований, предъявляемых к профессиональной деятельности инженера / В.А. Ельцова, О. Н. Соловьева, А.В. Соловьев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 53-57.

2. Багдасарьян, Н. Г. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров / Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилина // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 23-28.

3. Шагеева, Ф. Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров / Ф. Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 5. - С. 258-266.

© Д. Р. Ерова - асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, асс. каф. химии и технологии гетерогенных систем КГТУ, d.erova@mail.ru; Ф. Т. Шагеева - д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, декан факультета дополнительного образования КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.