Научная статья на тему 'Формирование социально-психологической и общекультурных компетенций будущих специалистов в процессе усвоения факультативной дисциплины «Психология успеха»'

Формирование социально-психологической и общекультурных компетенций будущих специалистов в процессе усвоения факультативной дисциплины «Психология успеха» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ИНЖЕНЕР / ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА» / DISCIPLINE "PSYCHOLOGY OF SUCCESS" / SOCIAL PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / FORMATION / BACHELOR / ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерова Д. Р., Максимов Л. Н.

Дано обоснование введения в учебные планы подготовки бакалавров и инженеров кафедры ХТГС факультативной дисциплины «Психология успеха» с целью формирования и развития у студентов социально-психологической и общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There was argumentation given for introduction of elective discipline Psychology of Success into the curriculum of bachelor and engineer training at the chair of Chemistry and Technology of Heterogeneous Systems with the aim of formation and development of students social and psychological and general cultural competence.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологической и общекультурных компетенций будущих специалистов в процессе усвоения факультативной дисциплины «Психология успеха»»

УДК 378

Д. Р. Ерова, Л. Н. Максимов ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ

ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА»

Ключевые слова: социально-психологическая компетенция, общекультурные компетенции, формирование,

бакалавр, инженер, дисциплина «Психология успеха».

Дано обоснование введения в учебные планы подготовки бакалавров и инженеров кафедры ХТГС факультативной дисциплины «Психология успеха» с целью формирования и развития у студентов социально-психологической и общекультурных компетенций.

Key words: social - psychological competence, general cultural competence, formation, bachelor, engineer, discipline

“Psychology of Success".

There was argumentation given for introduction of elective discipline “Psychology of Success " into the curriculum of bachelor and engineer training at the chair of Chemistry and Technology of Heterogeneous Systems with the aim of formation and development of students ’ social and psychological and general cultural competence.

В настоящее время осуществляется разработка и утверждение основных образовательных программ обучения бакалавров, магистров и инженеров в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. По каждой основной образовательной программе составляется учебный план, включающий такие циклы дисциплин как: гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественно-научный цикл, профессиональный цикл, цикл факультативов. Перечень дисциплин, входящих в базовую и вариативную части, направлен на подготовку выпускника, обладающего определенным набором профессиональных (ПК) и общекультурных (ОК) компетенций. Результатом обучения выпускника являются усвоенные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции.

Компетентностная модель специалиста не является чем-то новым. Элементы этого подхода всегда были в российском образовании неотъемлемой частью управления качеством обучения и подготовки кадров. Компетентностный подход - это попытка привести высшее образование, в том числе и инженерно-техническое, в соответствие с требованиями рынка труда, с запросами личности и общества. Кроме того, с данным подходом связываются идеи открытых заказов на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей [1].

Во всех ФГОС ВПО отмечается, что вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Усиление социальной значимости специалистов в производстве, сопровождении инновационных проектов трансформирует требования к профессиональным характеристикам выпускников технических вузов, к их личностным качествам. Деятельность современного выпускника вуза должна иметь многофункциональный характер. Это проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, контроль эксплуатации техники, организация рационального взаимодействия людей и техники, повышение эффективности деятельности. Следовательно, в процессе обучения большое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творчества, инициативности и разносторонности личности.

Продуктивность профессиональной деятельности специалиста опосредована не только техникой и технологией, но и личностным потенциалом, личностными качествами работника. В настоящее время возрастают требования к специалистам, обладающим квалификацией

инженера. Моральные основы деятельности современного инженера при принятии ответственных решений становятся равнозначными технологическим, экономическим и экологическим.

Противоречивость студенческого возраста проявляется в том, что, с одной стороны, в этом возрасте (18 - 25 лет) наблюдается позитивная динамика продуктивности

работоспособности, интеллектуальной, социально-ориентированной активности, а с другой стороны, данный потенциал недостаточно используется самим студентом. В студенческом возрасте происходит становление личности будущего профессионала, который сопряжен консолидацией всех формирующих сил студента. Студенчество, как социальнопсихологическая категория, выделяется среди других групп ровесников высоким уровнем готовности к освоению профессиональной деятельности, детерминированной потребностью в усвоении социальных ориентиров современного общества, профессиональных нормативов, ценностных ориентаций [2].

Профессиональное и личностное развитие будущего специалиста должно строиться на принципах адаптации к условиям профессиональной среды и условиям рыночной экономики. Важнейшая роль должна отводиться профессионально-ориентированной технологии обучения, предполагающей учет межпредметных связей, тесную связь теории и практики, ориентации на результат, создание высокой мотивации к изучению предмета, а также на личность обучающегося, развитие креативных качеств, социально-психологической и общекультурных компетенций. Следовательно, для студентов технических специальностей особую роль в формировании успешной личности могут сыграть такие дисциплины, как «Имиджелогия», «Самопрезентация», «Корпоративная культура» и др. [3]. На наш взгляд, в этот перечень целесообразно включить и дисциплину «Психология успеха».

Если рассмотреть образовательные стандарты бакалавра по актуальному и востребованному направлению подготовки 150100 - Материаловедение и технологии материалов и инженера по специальности 240300 - Химия и технология энергонасыщенных материалов и изделий, то видно, что содержание дисциплин направлено, в первую очередь, на формирование блока профессиональных компетенций [4].

На формирование и развитие общекультурных компетенций, в основном, нацелен цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Весь образовательный процесс в вузе направлен на конечный результат -формирование востребованного на рынке труда выпускника. Современный специалист -человек компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, обладающий социальной и профессиональной мобильностью, способный к самосовершенствованию [5]. В связи с этим, целесообразным, на наш взгляд, является введение новой учебной дисциплины «Психология успеха» в качестве факультатива для студентов третьего года обучения на кафедре ХТГС. Объем дисциплины 36 часов (18 часов -лекции, 18 часов - семинарские занятия).

Содержание дисциплины «Психология успеха» нацелено на формирование у студентов навыков и качеств, способствующих развитию социально-психологической и общекультурных компетенций студентов, таких как:

1. Стремление к успеху, лидерству, проявление инициативы.

2. Установки на успешное взаимодействие.

3. Навыки межличностных отношений.

4. Способность постановки четких целей и рациональной организации времени.

5. Мотивация достижения успеха.

6. Умение строить жизненные перспективы.

7. Способность и готовность работать самостоятельно.

8. Мотивация здорового образа жизни.

Общей целью дисциплины является формирование и развитие социальнопсихологической и общекультурных компетенций студентов. Как следствие, дисциплина направлена на формирование представления о феномене успеха и овладение студентами практическими навыками по развитию коммуникативных и других качеств личности, способствующих достижению успеха в профессиональной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

- ознакомить студентов с разными подходами в исследовании успеха как одной из ведущих жизненных ценностей личности;

- изучить психологические особенности, положительно и отрицательно влияющие на успешность личности;

- овладеть навыками планирования времени и установления приоритетности задач для достижения поставленных целей;

- овладеть приемами прогнозирования, предупреждения и разрешения деловых и межличностных конфликтов;

- показать необходимость и возможность применения теоретических знаний, содержащихся в курсе, в практической деятельности инженера и др.

Из перечня общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки -150100 «Материаловедение и технологии материалов» выделим те компетенции, в формирование которых вносит вклад факультативная дисциплина «Психология успеха»:

ОК-1 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную

речь;

ОК-3 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-4 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ОК-6 стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, к устранению пробелов в знаниях и к обучению на протяжении всей жизни;

ОК-7 умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-8 сознание социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности.

Дисциплина «Психология успеха» нацелена также и на формирование социальнопсихологической компетенции будущих выпускников кафедры ХТГС. Социальнопсихологическая компетенция отражает успешность отношений и взаимодействия личности с другими людьми, что позволяет эффективно разрешать социальные ситуации, выбирать и реализовывать адекватные стратегии и тактики взаимодействия и владеть механизмами саморегуляции для успешной общественной и профессиональной деятельности.

Опыт реализации предлагаемой дисциплины частично апробирован во время внеаудиторных бесед со студентами кафедры ХТГС, «Психология успеха» вызывает интерес у студентов.

Оптимизация сочетания в педагогическом процессе технического вуза общеобразовательных, специальных, социально-экономических и общекультурных компонентов обеспечит содействие развитию зрелой личности, способной решать профессиональные задачи, брать на себя ответственность за результат.

Литература

1. Пиралова, О.Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки / О.Ф. Пиралова // Издательство «Академия Естествознания». - 2009г.

2. Мухаметзянова, Ф.Г. Субъектность студента вуза / Ф.Г. Мухаметзянова, З.Ш. Яхина, А.Т. Курбенова // Научные основы подготовки компетентного специалиста в вузе. - 2005. - РИЦ «Школа», Казань. С.168-184.

3. Сапожников, Г.А. Современные подходы к подготовке кадров для инновационной деятельности / Г.А. Сапожников, М.И. Ананич // Сибирская финансовая школа. - 2006. - №2.

4. Максимов, Л.Н. Об основных образовательных программах по направлению 150100 Материаловедение и технологии материалов / Л.Н. Максимов // Актуальные проблемы перехода на многоуровневую систему образования, обусловленные разработкой стандартов третьего поколения: материалы отчетной научно-методической конференции. - Казань: КГТУ - 2011. - С.23-26.

5. Ерова, Д.Р. Социально-психологическая компетенция будущего инженера / Д.Р. Ерова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С.481-482.

© Д. Р. Ерова - асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, асс. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ, d.erova@mail.ru; Л. Н. Максимов - канд. тех. наук, доц. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.