УДК 378
Д. Р. Ерова, Л. Н. Максимов ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ
ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА»
Ключевые слова: социально-психологическая компетенция, общекультурные компетенции, формирование,
бакалавр, инженер, дисциплина «Психология успеха».
Дано обоснование введения в учебные планы подготовки бакалавров и инженеров кафедры ХТГС факультативной дисциплины «Психология успеха» с целью формирования и развития у студентов социально-психологической и общекультурных компетенций.
Key words: social - psychological competence, general cultural competence, formation, bachelor, engineer, discipline
“Psychology of Success".
There was argumentation given for introduction of elective discipline “Psychology of Success " into the curriculum of bachelor and engineer training at the chair of Chemistry and Technology of Heterogeneous Systems with the aim of formation and development of students ’ social and psychological and general cultural competence.
В настоящее время осуществляется разработка и утверждение основных образовательных программ обучения бакалавров, магистров и инженеров в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. По каждой основной образовательной программе составляется учебный план, включающий такие циклы дисциплин как: гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественно-научный цикл, профессиональный цикл, цикл факультативов. Перечень дисциплин, входящих в базовую и вариативную части, направлен на подготовку выпускника, обладающего определенным набором профессиональных (ПК) и общекультурных (ОК) компетенций. Результатом обучения выпускника являются усвоенные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции.
Компетентностная модель специалиста не является чем-то новым. Элементы этого подхода всегда были в российском образовании неотъемлемой частью управления качеством обучения и подготовки кадров. Компетентностный подход - это попытка привести высшее образование, в том числе и инженерно-техническое, в соответствие с требованиями рынка труда, с запросами личности и общества. Кроме того, с данным подходом связываются идеи открытых заказов на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей [1].
Во всех ФГОС ВПО отмечается, что вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Усиление социальной значимости специалистов в производстве, сопровождении инновационных проектов трансформирует требования к профессиональным характеристикам выпускников технических вузов, к их личностным качествам. Деятельность современного выпускника вуза должна иметь многофункциональный характер. Это проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, контроль эксплуатации техники, организация рационального взаимодействия людей и техники, повышение эффективности деятельности. Следовательно, в процессе обучения большое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творчества, инициативности и разносторонности личности.
Продуктивность профессиональной деятельности специалиста опосредована не только техникой и технологией, но и личностным потенциалом, личностными качествами работника. В настоящее время возрастают требования к специалистам, обладающим квалификацией
инженера. Моральные основы деятельности современного инженера при принятии ответственных решений становятся равнозначными технологическим, экономическим и экологическим.
Противоречивость студенческого возраста проявляется в том, что, с одной стороны, в этом возрасте (18 - 25 лет) наблюдается позитивная динамика продуктивности
работоспособности, интеллектуальной, социально-ориентированной активности, а с другой стороны, данный потенциал недостаточно используется самим студентом. В студенческом возрасте происходит становление личности будущего профессионала, который сопряжен консолидацией всех формирующих сил студента. Студенчество, как социальнопсихологическая категория, выделяется среди других групп ровесников высоким уровнем готовности к освоению профессиональной деятельности, детерминированной потребностью в усвоении социальных ориентиров современного общества, профессиональных нормативов, ценностных ориентаций [2].
Профессиональное и личностное развитие будущего специалиста должно строиться на принципах адаптации к условиям профессиональной среды и условиям рыночной экономики. Важнейшая роль должна отводиться профессионально-ориентированной технологии обучения, предполагающей учет межпредметных связей, тесную связь теории и практики, ориентации на результат, создание высокой мотивации к изучению предмета, а также на личность обучающегося, развитие креативных качеств, социально-психологической и общекультурных компетенций. Следовательно, для студентов технических специальностей особую роль в формировании успешной личности могут сыграть такие дисциплины, как «Имиджелогия», «Самопрезентация», «Корпоративная культура» и др. [3]. На наш взгляд, в этот перечень целесообразно включить и дисциплину «Психология успеха».
Если рассмотреть образовательные стандарты бакалавра по актуальному и востребованному направлению подготовки 150100 - Материаловедение и технологии материалов и инженера по специальности 240300 - Химия и технология энергонасыщенных материалов и изделий, то видно, что содержание дисциплин направлено, в первую очередь, на формирование блока профессиональных компетенций [4].
На формирование и развитие общекультурных компетенций, в основном, нацелен цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Весь образовательный процесс в вузе направлен на конечный результат -формирование востребованного на рынке труда выпускника. Современный специалист -человек компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, обладающий социальной и профессиональной мобильностью, способный к самосовершенствованию [5]. В связи с этим, целесообразным, на наш взгляд, является введение новой учебной дисциплины «Психология успеха» в качестве факультатива для студентов третьего года обучения на кафедре ХТГС. Объем дисциплины 36 часов (18 часов -лекции, 18 часов - семинарские занятия).
Содержание дисциплины «Психология успеха» нацелено на формирование у студентов навыков и качеств, способствующих развитию социально-психологической и общекультурных компетенций студентов, таких как:
1. Стремление к успеху, лидерству, проявление инициативы.
2. Установки на успешное взаимодействие.
3. Навыки межличностных отношений.
4. Способность постановки четких целей и рациональной организации времени.
5. Мотивация достижения успеха.
6. Умение строить жизненные перспективы.
7. Способность и готовность работать самостоятельно.
8. Мотивация здорового образа жизни.
Общей целью дисциплины является формирование и развитие социальнопсихологической и общекультурных компетенций студентов. Как следствие, дисциплина направлена на формирование представления о феномене успеха и овладение студентами практическими навыками по развитию коммуникативных и других качеств личности, способствующих достижению успеха в профессиональной деятельности.
Задачами дисциплины являются:
- ознакомить студентов с разными подходами в исследовании успеха как одной из ведущих жизненных ценностей личности;
- изучить психологические особенности, положительно и отрицательно влияющие на успешность личности;
- овладеть навыками планирования времени и установления приоритетности задач для достижения поставленных целей;
- овладеть приемами прогнозирования, предупреждения и разрешения деловых и межличностных конфликтов;
- показать необходимость и возможность применения теоретических знаний, содержащихся в курсе, в практической деятельности инженера и др.
Из перечня общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки -150100 «Материаловедение и технологии материалов» выделим те компетенции, в формирование которых вносит вклад факультативная дисциплина «Психология успеха»:
ОК-1 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную
речь;
ОК-3 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-4 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
ОК-6 стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, к устранению пробелов в знаниях и к обучению на протяжении всей жизни;
ОК-7 умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК-8 сознание социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности.
Дисциплина «Психология успеха» нацелена также и на формирование социальнопсихологической компетенции будущих выпускников кафедры ХТГС. Социальнопсихологическая компетенция отражает успешность отношений и взаимодействия личности с другими людьми, что позволяет эффективно разрешать социальные ситуации, выбирать и реализовывать адекватные стратегии и тактики взаимодействия и владеть механизмами саморегуляции для успешной общественной и профессиональной деятельности.
Опыт реализации предлагаемой дисциплины частично апробирован во время внеаудиторных бесед со студентами кафедры ХТГС, «Психология успеха» вызывает интерес у студентов.
Оптимизация сочетания в педагогическом процессе технического вуза общеобразовательных, специальных, социально-экономических и общекультурных компонентов обеспечит содействие развитию зрелой личности, способной решать профессиональные задачи, брать на себя ответственность за результат.
Литература
1. Пиралова, О.Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки / О.Ф. Пиралова // Издательство «Академия Естествознания». - 2009г.
2. Мухаметзянова, Ф.Г. Субъектность студента вуза / Ф.Г. Мухаметзянова, З.Ш. Яхина, А.Т. Курбенова // Научные основы подготовки компетентного специалиста в вузе. - 2005. - РИЦ «Школа», Казань. С.168-184.
3. Сапожников, Г.А. Современные подходы к подготовке кадров для инновационной деятельности / Г.А. Сапожников, М.И. Ананич // Сибирская финансовая школа. - 2006. - №2.
4. Максимов, Л.Н. Об основных образовательных программах по направлению 150100 Материаловедение и технологии материалов / Л.Н. Максимов // Актуальные проблемы перехода на многоуровневую систему образования, обусловленные разработкой стандартов третьего поколения: материалы отчетной научно-методической конференции. - Казань: КГТУ - 2011. - С.23-26.
5. Ерова, Д.Р. Социально-психологическая компетенция будущего инженера / Д.Р. Ерова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С.481-482.
© Д. Р. Ерова - асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, асс. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ, [email protected]; Л. Н. Максимов - канд. тех. наук, доц. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ.