Научная статья на тему 'Социально-психологическая экспертиза при расследовании преступлений экстремистской направленности'

Социально-психологическая экспертиза при расследовании преступлений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1226
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE / EXTREMISM / CRIME / EXPERT STUDY / SPECIAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селина Наталья Сергеевна

Рассмотрены возможности, предмет и объект комплексной социальнопсихологической экспертизы при расследовании преступлений экстремистской направленности. Предлагается перечень вопросов для назначения таких экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS IN CRIMINAL INVESTIGATION, INCLUDE WITHOUT LIMITATION THE HATE CRIME

The present article is concerned with the subjects and objects of the integrated social-psychological expertise in criminal investigation, include without limitation the hate crime. There is provided the list of the questions for analyses assignment.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая экспертиза при расследовании преступлений экстремистской направленности»

Светличный Александр Алексеевич, канд. юрид. наук, доц. кафедры судебной экспертизы и таможенного дела, аlexandrsvetl arambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORENSIC CHARA C TERIZA TOR OF A PERSON VIOLATES THE REQUIREMENTS OF

FIRE SAFETY А.А. Svetlichnyj

The article analyzes the main aspects of offender violating fire safety requirements. Substantiates the importance of the identified characteristics of offender under the formation of criminological characteristics of crime under Art. 219 of the Criminal Code, with a view to the successful implementation of actions to identify and arrest the perpetrators of violations of fire safety requirements.

Keywords: fire safety requirements, the identity of the offender, forensic characterization of

crimes.

Svetlichnyj Alexander Alekseevich, Ph.D., Assoc. Department of Forensic and customs, ¿1^x6111111^x^1101X111111^1'.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 343.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Н.С. Селина

Рассмотрены возможности, предмет и объект комплексной социально-психологической экспертизы при расследовании преступлений экстремистской направленности. Предлагается перечень вопросов для назначения таких экспертиз.

Ключевые слова: социально-психологическая экспертиза, экстремизм, преступление, экспертное исследование, специальные познания.

В настоящее время борьба с экстремизмом и преступлениями экстремистской направленности является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов всего мира. В целом, на территории России отмечается нарастание уровня этноконфессиональной напряжённости, радикализации молодёжной среды, рост числа экстремистских организаций и групп. Количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось на 28,7% с 696 в 2012 г. до 1034 - в 2014 г. [14].

Расследование данных преступлений связано со значительными сложностями. Преступники применяют все более изощрённые способы

236

совершения преступления, используют современные информационные ресурсы и иные возможности. Успешное раскрытие и расследование данных преступлений невозможно без использования новейших достижений науки и техники. Одним из направлений такого использования научных достижений является использование специальных знаний в ходе расследования.

Практика расследования преступлений данной категории показывает, что наиболее часто сотрудники правоохранительной системы прибегают к использованию специальных лингвистических знаний. Так, при изучении 35 уголовных дел, возбужденных по ст. 280 и ст.282 УК РФ лингвистические экспертизы назначались в 83%. Однако результаты проведения лингвистических экспертиз не в полной мере позволяют решить задачи расследования, например, связанные с правильной квалификации противоправных деяний, связанных с возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды. А ряд вопросов не решаю вовсе. Так, с учетом того, что преступления данной категории публичны, разнообразны и в рамках лингвистической экспертизы эксперт не всегда может оценить социальные стороны субъекта преступления, такие как манипуляция личностью, моральное и нравственное воздействие. На наш взгляд, целесообразно было бы объединить усилия экспертов, профессионально владеющих специальными познаниями не только в области лингвистики, психологии, но и социальной психологии. И многие вопросы решать в рамках не отдельных экспертиз, а в комплексе социально -психологических знаний.

Так, на расширенной коллегии МВД России 4 марта 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил одно из приоритетных направлений работы органом МВД и правоохранительной системы борьбу с экстремизмом: «Действия экстремистов становятся все более изощренными. Экстремисты отравляют общество ядом воинствующего национализма, нетерпимости и агрессии. К чему это может привести, мы хорошо знаем по примеру соседней страны Украины. Сталкиваемся мы и с попытками использовать так называемые цветные технологии — от организации незаконных уличных акций до открытой пропаганды вражды и ненависти в социальных сетях» [17].

Нельзя не согласиться с мнением Е.И. Галяшиной в том, что тенденция к увеличению количества проявлений таких форм экстремистской деятельности, как возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды. Изощренность и завуалированность способов деяний, которые выражаются в публичных выступлениях, печатных и иных материалах, «существенно затрудняет установление их истинной смысловой направленности и восприятия без оценки специалистов, профессионально владеющих познаниями в области социальной психологии, лингвистики и других смежных областей» [3]. К настоящему времени в литературе представлены первые научно-теоретические обобщения использования специальных психолингвистических [6], психологических, лингвистических и иных (искусствоведческих, социогуманитарных) [10], знаний при расследовании преступлений, связанных

237

с разжиганием в обществе социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Уголовно-правовое значение понятия «вражда» по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе не совпадает с его общеупотребительным, социально-психологическим, лингвистическим, психолингвистическим и судебно-психологическим пониманием. В этой связи научно обоснованным при расследовании представляется назначение комплексных судебных экспертиз или их комплекса [13].

Изучение научной литературы по современным возможностям судебных экспертиз при расследовании преступлений экстремистской направленности, показало, что ряд ученых предлагают использовать возможности социально -психологической экспертизы. Однако в данных работах не раскрывается содержание, возможности данного вида исследования [15, 16].

Таким образом, целью нашей работы является попытка определения возможностей социально-психологической экспертизы, определение ее предмета и объектов, а также определения круга вопросов решаемых в ходе данной экспертизы.

Социальная психология затрагивает различные сферы человека, например, поведение индивида, обусловленное его нахождением в социуме; закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей; как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу [9]. Таким образом, используя возможности социальной психологии при расследовании экстремистских противоправных действий весьма обширны. Это могут быть оценки деятельности групп и организаций, эффектов и феноменов взаимодействия людей, содержания текстов, аудио и видеоматериалов в плане их влияния на сознание и поведение реципиентов в составе какой-нибудь группы или аудитории средств массовой коммуникации.

Ситуации вовлечения людей в разного рода мошеннические или авторитарно-тоталитарные группировки и удержания рядовых участников в их составе с помощью психологических манипуляций на групповых семинарах; случаи определения экстремистского или националистического (расистского и т.п.) характера деятельности тех или иных организаций, средств массовой коммуникации или отдельных личностей; ситуации с использованием средств массовой коммуникации для манипулирования сознанием и поведением граждан (прежде всего в качестве избирателей); случаи недобросовестной рекламы и т.д. Все эти случаи подпадают под категорию социального взаимодействия в широком социально-психологическом контексте [1].

Одной из форм социального взаимодействия является манипуляция, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. При манипулятивном общении также ставится цель

238

добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Оптимальной формой экспертного исследования манипулятивного воздействия является ставшая почти стандартом комплексная психолого -лингвистическая экспертиза. Более точным в данном случае могло бы быть название «социо-психолого-лингвистическая», поскольку на деле требуется применение в первую очередь социологических и социально-психологических познаний, если иметь в виду первую половину названия. На практике приходится сталкиваться с тем, что как раз эти два подхода применительно к экспертизе и наименее методологически и методически разработаны, и наименее освоены теми специалистами, которые пробуют выступать в качестве экспертов по делам о воздействии и влиянии. Существенной проблемой является также согласование социолого-психологической и лингвистической частей комплексной экспертизы, что требует высокой степени профессионального взаимопонимания и сотрудничества между специалистами соответствующих направлений [2].

Становление комплексных социо-психолого-лингвистических

исследований в нашей стране неразрывно связано с развитием как всей системы социальной и юридической психологии, так и правовых наук в целом. Начиная с XIX в. и до наших дней исследованию различных аспектов социальной психологии в уголовном и гражданском процессе посвящены значимые и интересные работы, как наших соотечественников, так и зарубежных ученых. Известнейшие специалисты по социальной психологии в США Э. Пратканис и Э. Аронсон, Роберт Чалдини, посвятили много своих работ в области разработки методик по социальной и социально-психологической экспертизе в целом. Психологические аспекты теории и практики раскрыты в фундаментальных исследованиях М.М. Коченова, О.Д. Ситковской, В.В. Яровенко, в работах А.Е. Брусиловского, В.Л. Васильева, и др. В настоящее время в России разработкой методики социально-психологического исследования занимаются такие ученые как Волков Е.Н., Южанинова А.Л., Оселков А.А., Зеленина О.В., Суслонов П. Е.и др.

В последние годы в связи с резкими социальными и демографическими изменениями в нашей стране значение судебной экспертизы непрерывно повышается, что требует совершенствования методического обеспечения, введения в теорию и практику исследований нового психологического инструментария (методов, частных методик, тестов), специальных программ обучения и повышения квалификации следователей и экспертов. В то же время в уже опубликованных методических разработках не все вопросы и проблемы освещены в достаточной степени, некоторые из них совсем не упомянуты. Тиражи их крайне малы [4].

Разделяя мнение Волкова Е.Н., в настоящее время возможности социо-психолого-лингвистической экспертизы малоизвестны лицам

осуществляющих производство по делу: следователям, прокурорам, судьям, в

239

связи с этим представляется необходимым добиваться более широкого внедрения и правового закрепления социально-психологического подхода в судебно-психологической экспертизе, естественно, в виде наиболее научно обоснованных методов, с жесткими критериями их обоснованности, с подробными пояснениями и справками по сути этих методов и по их экспериментально-доказательной базе для судей и прокурорского состава. Этот подход представляется наиболее адекватным для максимально доказательных выводов при экспертной оценке преступлений, связанных с разнообразным мошенничеством; манипулированием людьми; с организационной и групповой манипулятивной или мошеннической деятельностью, нарушающей законы или интересы граждан и государства; с пропагандой (возбуждением, распространением) преступных (расовых, экстремистских, террористических и т.п.) взглядов и настроений; в случаях недобросовестной и манипулятивной рекламы и т.д. [1].

Мы полагаем, что объектами социально-психологических экспертизы являются речевые, текстовые и визуально-образные формы социального воздействия, которые составляют и будут составлять важнейшие инструменты общения людей. Это почти банальное обстоятельство в современных условиях практически неограниченных возможностей производства и распространения текстовой, аудио- и видеопродукции приводит к резкому росту разнообразных злоупотреблений и преступлений, основанных на манипулятивном использовании и эксплуатации социально-психологических и когнитивных уязвимостей человеческого восприятия и мышления [2]. Таким образом, объектами социально-психологических экспертизы могут являться, печатная продукция, тексты с исследуемыми материалами, аудио- и видеопродукции и т.п.

Под предметом социально-психологических экспертизы, мы подразумеваем, представляются продукты социальной и психической деятельности человека либо группы лиц, направленные на пропаганду ксенофобии [7], скрытое манипулятивное поведение, скрытая пропаганда, экстремистская деятельность. Они могут иметь как вербальный, так и невербальный характер. Собственно психологический аспект судебно -экспертного исследования может проявиться также при установлении индивидуально-личностных свойств и особенностей состояния субъекта преступления, а также психологической специфики юридически значимой ситуации [8]. Как видим, объект социально-психологических экспертизы шире объекта лингвистической и психолингвистической экспертиз. Кроме анализа спорных текстов, он может включать психологический анализ материалов уголовного дела (проверки) [13], а также социальный анализ деятельности человека и группы лиц.

Специалистами в области социальной психологии являются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени психологических или философских наук [5].

Методология социально-психологического исследования, как части "психолингвистики" находится еще в стадии разработки, а теория окончательно не сформирована, пределы и содержание научных знаний окончательно не определены, многие положения носят гипотетический, спорный, дискуссионный характер [12].

При производстве судебных экспертиз недопустимо использовать методы научного познания, которые не апробированы или находятся еще в стадии разработки, не являются общепризнанными в соответствующей научной области. А это, в свою очередь, означает, что комплексную социо-психолого-лингвистическая экспертизу могут проводить только эксперты разных специальностей (эксперт-социолог, эксперт-психолог и эксперт-лингвист). Назначение и производство комплексной социо-психолого-лингвистическая экспертизы одному лишь эксперту, именующему себя психолингвистом, но не имеющему соответствующих экспертных специальностей в области социологии, судебной лингвистической и судебной психологической экспертизы, по нашему мнению, недопустимо.

В связи с этим следует отметить, что при назначении комплексной социо-психолого-лингвистической экспертизы нельзя ставить перед экспертами-психологами вопросы, относящиеся к компетенции судебной лингвистической экспертизы, и наоборот. Равно как следует избегать вопросов, которые могут носить правовой характер.

Например, недопустимо ставить перед экспертом вопрос о том, "кто из участников разговора имеет властные полномочия в отношении обсуждаемой темы переговоров" или "осознает ли участник разговора, что он говорит с должностным лицом", поскольку понятия "властные полномочия", "должностное лицо" являются правовыми и устанавливаются на основе юридической оценки соответствующих документов, а не субъективного мнения эксперта-психолога или эксперта-лингвиста.

Примерный перечень вопросов, которые мы предлагаем для постановки перед экспертом для производства социально-психологического исследования:

1. Присутствует ли в представленном видеоматериале элементы, указывающие, что создатели телевизионной программы «...» используют специальные психотехники для внедрения в сознание (подсознание) вредных, опасных, либо сомнительных с точки зрения морали и этики установок, идей и образов?

2. Способна ли телевизионная программа «...» нанести вред нравственному и психологическому здоровью граждан?

3. Способна ли вышеуказанная программа оказывать отрицательное воздействие на культурный, духовный, образовательный уровень населения?

4. Провоцирует ли программа стремления и желания нарушать нормы этики и морали? Содержит ли программа призывы к нарушению семейных устоев?

5. Соответствует ли программа общепризнанным нормам этики и морали современного общества?

6. Имеются ли в представленных видеоматериалах, т.е. в зафиксированных на них занятиях и семинарах, признаки манипулятивного социально-психологического воздействия на лиц, участвующих в данных занятиях и семинарах? Если да, то при помощи, каких средств оказывалось манипулятивное социально-психологическое воздействие?

7. Может ли подобное манипулятивное социально -психологическое воздействие негативно повлиять на социально-психологическое и психическое состояние граждан и на их физическое и социальное здоровье и как именно?

8. Выражают ли использованные в данном материале словесные (изобразительные) средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей? [5]

9. Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности? [5]

10. Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей? [5]

Таким образом, социально-психологическая экспертиза или исследование необходимо для выявления смысла представленной на исследование информации, ее воздействие на сознание потенциального читателя, зрителя или слушателя и для расширения доказательственной базы по рассматриваемой категории преступлений.

Список литературы

1. Волков Е. Н. Методология и структура социально -психологической экспертизы по ситуациям влияния // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Соц-ные науки. Вып. 1 (3). Н. Новгород: Изд-во-ННГУ, 2004.

2. Волков Е. Н. Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза манипулятивного воздействия: социально-психологические и когнитивные аспекты // Актуальное состояние и перспективы развития судебной психологии в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калуга, 26-29 мая 2010 года. Калуга, КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2010.

3. Галяшина Е.И. Лингвистика VS экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. М.В. Горбаневского. М., 2006.

4. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Калуга, 1997.

5. Зеленина О.В., Суслонов П. Е. Методика выявления признаков экстремизма. Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео - и печатных материалов Научно-практическое пособие Екатеринбург 2009 Уральский юридический институт МВД России, 2009, http://rudocs.exdat.com/docs/mdex-74503.html?page=2

6. Леонтьев А.А. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. Методические рекомендации для работников правоохранительных органов. М.: Смысл, 2003.

7. Оселков А.А. Психологические особенности судебно-экспертного исследования фактов разжигания розни по основанию ксенофобии // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 18-21 сентября 2007 г.: В 3 т. М.; Ростов н/Д. 2007. Т. III.

8. Оселков А.А. Теоретические и методологические особенности судебно-психологической экспертизы экстремизма // Материалы международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 14-15 февраля 2007 г.). М., 2007.

9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010.

10. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова. М., 2005.

11. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. - "Проспект", 2010 г.

12. Эйсман А.А. Указ. соч.; Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995.

13. Южанинова А.Л. Вопросы методики судебной психологической экспертизы вербального экстремизма // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2008, № 3 (15).

14. Официальный сайт МВД Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.ru. Статистика (дата обращения: 13.02.2014 г.).

15. Фридинский Ф. Противодействие экстремистской деятельности // Теория и практика прокурорского надзора. 2011. №2.

16. Валеев, А. Х., Самойлов, А. Ю.; Особенности расследования преступлений экстремистской направленности //Евразийский юридический журнал. 2012. № 9.

17. Расширенное заседание коллегии МВД России 04.03.2015г. www.rusdialog.ru/news/17665_1425467145

Селина Наталья Сергеевна, адъюнкт кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз Тюменского Института повышения квалификации сотрудников МВД России, начальник Экспертно-криминалистического отделения по г.Новоалтайску ОМВДРоссии, [email protected], Россия, Новоалтайск

CAPABILITIES OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS IN CRIMINAL INVESTIGATION, INCLUDE WITHOUT LIMITATION THE HATE CRIME

N.S. Selina

The present article is concerned with the subjects and objects of the integrated social-psychological expertise in criminal investigation, include without limitation the hate crime. There is provided the list of the questions for analyses assignment.

Keywords: socio-psychological expertise, extremism, crime, expert study, special knowledge.

Selina Natalia Sergeevna the adjunkt of criminalistics Department of Tyumen Institute of improvement of staff of the Ministry of Internal Affairs qualification of the Russian Federation, head of the department of Forensic Expertise in the city Novoaltaysku OMVD Russia. Russia, Novoaltaysk city OMVD Russia nat-selina@yandex. ru, Russia, Novoaltaysk

УДК 343

НАРУШЕНИЕ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

К.С. Семенович

Автор приходит к выводу, о необходимости дифференциации установленного Правительством РФ размера неустойки по договору технологического присоединения. В статье предлагается увеличить размер неустойки Сетевой организации с целью достижения санкций, характер которых будет равнозначен нарушениям сроков технологического присоединения.

Ключевые слова: сетевая организация, договор об осуществлении технологического присоединения, сроки осуществления технологического присоединения, неустойка.

Передача электрической энергии от производителя до потребителя является одной из «основных задач» [1] электроэнергетики. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [2] (далее-Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии называет «комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами» [3, с. 35-37]. Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.